Тема | Природные зоны Земли |
Тип урока | изучение нового материала |
Форма урока | урок-«путешествие»; комбинированный с использованием электронного приложения, презентации |
Методы обучения | 1) проблемный 2) частично поисковый 3) интерактивный
|
Цель | Формирование знаний о природных зонах нашей планеты, их обитателей |
Задачи | - Изучить природные зоны Земли;
- Сравнить условия обитания в различных природных зонах;
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края;
- Развивать у детей эстетическое отношение к объектам живой природы.
|
Основное содержание темы, термины и понятия | Природные зоны земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины-степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. |
Планируемые результаты
|
Личностные
- иметь представления о животном и растительном мире природных зон - проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды | Метапредметные - создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения); - создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, осуществлять оценку результативности); - создать условия для формирования познавательных универсальных действий (заполняют таблицу «характеристика природных зон Земли», работают с физической картой)
| Предметные - научиться называть природные зоны нашей планеты; -уметь сравнивать условия обитания в различных природных зонах. |
Универсальные учебные действия |
Личностные - самоопределение - смыслообразование, - нравственно-эстетическое оценивание;
| Регулятивные - целеполагание - прогнозирование - планирование, -самостоятельное принятие решений - самооценка - самоконтроль | Познавательные - умение структурировать знания - поиск и выделение необходимой информации, -логика изложения, -умение делать выводы; - анализ | Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - умение вести диалог - сотрудничество в поиске информации, -умение работать в группе, - учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, -взаимоконтроль;
|
Организация образовательного пространства
|
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
География, литература, русский язык, экология | глобус, географическая карта полушарий, картины с изображением животных и растений разных природных зон, учебник Н.И.Сонина «Биология». 5 класс. М.: Дрофа, 2014г. технологические карты, включающие алгоритм работы ученика, карточки со словарными словами. | фронтальная - индивидуальная – в группе -
|
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
I этап. |
Цель деятельности |
| УУД |
1. Мотивация, целеполагание | Учитель: Ребята, если бы всех художников мира попросили нарисовать портрет земли, то у них получились бы разные портреты. А почему, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Где-то бушует вьюга, Где-то метет метель, Где-то погода длится Долгий полярный день. Где-то жара и пекло - Солнца лучи горячи, Так нагревают землю, Будто в жаркой печи. Где-то сосны и ели Растут, касаясь небес, Где-то пальмы, лианы, Густой тропический лес. Про что эта загадка? Ответы учащихся: природные зоны Молодцы! Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Ответы учащихся «природные зоны Земли» Учитель: Какую же цель мы ставим на этом уроке? Цель: узнать, какие бывают природные зоны Земли; познакомиться с разнообразием животного и растительного мира разных природных зон. | Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. коммуникативные- умение вести диалог |
Проблема | Меняется ли с севера на юг растительный и животный мир материка, или он везде одинаков? | регулятивные – прогнозирование |
| На столе передо мной Закрутился шар земной Арктика, экватор, полюс, Уместил всю землю (Глобус) - Вы любите путешествовать? Ответы детей. - Отправляемся в путешествие по природным зонам. Каждая группа отправится в свою природную зону. Выберите вид транспорта, на котором отправитесь в путешествие. - Приглашаю вас садиться поудобнее (дети садятся на стулья). Начинаем наше путешествие! Для того, чтобы приступить к изучению нового материала, мы повторим знания прошлой темы. |
|
II этап |
Цель деятельности |
| УУД |
2. 1 Повторение
2.2 Актуализация знаний
| 1 этап. Повторение Впиши в схему названия материков и приведи примеры животных и растений, обитающих на них.
Примеры растений и животных
Проверяем и ставим оценку. Сегодня мы вновь отправимся в путешествие и нам необходимы знания определенных терминов, давайте проверим их?
2 этап: установи соответствие между термином и его объяснением
Природная зона
Растительный мир
Климат
Животный мир
Погода
| средний многолетний режим погоды, характерный для данной местности в силу её географического положения
состояние нижнего слоя атмосферы в данное время в данной местности
царство растений
царство диких животных
участок земной поверхности с определённым климатом, почвой, растительным и животным миром
|
Проверка- итог. Оценка. | познавательные - умение структурировать знания.
|
III этап |
Цель деятельности |
| УУД |
3.Формирование новых знаний.
Электронное приложение «Природные зоны России»
Физминутка | Отправляемся в путешествие
3 этап Экспедиция «Особенности природных зон Земли» - Работа в группах.
Цель: используя учебник самостоятельно изучить особенности климата основных зон , познакомиться с характерными растениями и животными.
Природные зоны: 1 группа – тундра 2 группа - тайга 3 группа - широколиственные леса 4 группа - степь и саваны 5 группа – пустыни и полупустыни 6 группа – влажные экваториальные леса Отчёт групп. Все заполняют таблицу. Рабочая тетрадь № 181
Характеристика природных зон Название природной зоны | Особенности климата | растения | животные |
|
|
|
|
Вопрос: 1. меняется ли климат от полюсов к экватору? 2. Зависит ли распространение природных зон от распределения тепла и влаги? А теперь дружно отправимся на прогулку. Динамическая разминка с движениями Я по природным зонам иду, Замечаю на ходу. Как из моря буйных трав, Шею вытянул жираф. Справа львица пробежала, Слева зебра проскакала, А большой огромный слон Нам ребята шлет поклон. Мы немножечко размялись, По Саванне прогулялись. 4 этап. Исследовательская работа по физической карте - Открой стр. 118-119 учебника и найди физическую карту полушарий.
- Внимательно рассмотри ее .
- Найди линию экватора, которая делит Землю на два полушария -южное и северное.
- Найди две линии от экватора - Северный и Южный тропики – между ними находится влажный тропический лес- «легкие» нашей планеты.
- Посмотри, каким цветом обозначаются все природные зоны.
- Найди на карте нашу страну-Россию и ответь, какие природные зоны у нее есть?
- Напиши их названия_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Проверь ответ у соседа и поставь ему баллы.
- Выполни задание № 179 в рабочей тетради
| познавательные - поиск и выделение необходимой информации, логика изложения, умение делать выводы; коммуникативные- сотрудничество в поиске информации, умение работать в группе, умение вести диалог регулятивные – планирование, прогнозирование, самостоятельное принятия решений.
|
| IV этап |
|
Цель деятельности |
| УУД |
4.Первичное закрепление материала.
- Завершающее закрепление
| Путешествие наше подходит к завершению. И мы подводим итоги. 1. Назовите природные зоны Земли, с которыми мы сегодня познакомились (тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины-степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса). 2. От чего зависит их распространение на планете? (от климата, в большей степени от неравномерного распределения тепла и влаги). 3. Связана ли жизнь животных и растений с окружающей средой? Приведите примеры. 5 этап Закрепление. Карточка с заданием, определить, какая природная зона описана. (Рабочая тетрадь № 182, 183) 1.Лето короткое и холодное, зима длинная и суровая. Растительный покров низкий и редкий, в основном мхи и лишайники. Круглый год можно встретить песца, лемминга, северного оленя. Весной прилетают гуси, утки и лебеди. Природная зона_____________________________ 2.Самые распространённые деревья - ель, сосна, на востоке лиственница. Далее встречается берёза, дуб, осина, ольха. Животный мир очень богатый: бурый медведь, рысь, лось, белка, соболь, бурундук. Природная зона______________________________ 3.Почти вся распахана человеком, имеются пастбища для скота. Основные обитатели - суслики, мыши, хомяки. Антилопа-сайгак, журавль-красавка, стрепет - все они занесены в Красную книгу. Растения: ковыль, белая полынь, тюльпаны. Природная зона______________________________ 4. Там очень жарко и выпадает мало осадков. Животные приспособились к этим условиям, впадают в спячку или ведут ночной образ жизни. Это различные змеи, скорпионы. Среди растений встречаются верблюжья колючка, кактусы, саксаул. Природная зона_______________________________
6 этап Работа в парах «Я хочу домой» (Рабочая тетрадь № 180) 1.Слон 2. Дуб 3. скорпион 4. Орхидея 5. карликовая береза 6. соболь
| 1. пустыня 2. широколиственный лес 3. влажный тропический лес 4. тайга 5. тундра 6. травянистая равнина
|
Ответ: | Личностные: смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание; Познавательные – анализ, вывод Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимоконтроль, умение вести диалог; Регулятивные – самооценка, самоконтроль |
V этап. Рефлексивная деятельность |
Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Какими словами вы бы закончили сегодняшнее путешествие? Необходимо подвести каждого из учащихся к проблеме природоохраны. А я бы сказала главные слова. Земля - наш общий дом, и мы должны ее беречь! (На доске рисунки ребят на тему «Наш дом – Земля) Сегодня урок: | Я: | - - Трудный - лёгкий - интересный – не интересный - полезный – ненужный | - старался – ленился - был внимателен на уроке – был невнимателен - урок усвоил – не усвоил - узнал новое – все знал (ничего не узнал нового) - моя поставленная цель достигнута – не достигнута - трудности были – не были
|
|