Природные зоны Земли
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Шевлякова Татьяна Ивановна

Технологическая карта

конструирования урока биологии в 5 классе

по формированию универсальных учебных действий

в системно - деятельностном подходе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodnyyo_zony_5_a_kl_otkr_urok.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

конструирования урока биологии в 5 классе

по формированию универсальных учебных действий

в системно - деятельностном подходе

учителя биологии высшей квалификационной категории

 Шевляковой Татьяны Ивановны МБОУ СОШ №13 г. Славгорода Алтайского края

Тема

Природные зоны Земли

Тип урока

изучение нового материала

Форма урока

урок-«путешествие»; комбинированный  с использованием электронного  приложения, презентации

Методы обучения

1) проблемный 2) частично поисковый  3) интерактивный

Цель

Формирование знаний о природных зонах нашей планеты, их обитателей

Задачи

  1. Изучить природные зоны Земли;
  2. Сравнить условия обитания в различных природных зонах;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе родного края;
  4. Развивать у детей эстетическое отношение к объектам живой природы.

Основное содержание темы, термины и  понятия

Природные зоны земли: тундра, тайга, смешанные и  широколиственные леса, травянистые равнины-степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса.

Планируемые результаты

Личностные

- иметь представления о животном и растительном мире природных зон

- проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды

Метапредметные

- создать условия для формирования коммуникативных  универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);        

- создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель,  осуществлять оценку результативности);

- создать условия для формирования познавательных универсальных действий (заполняют таблицу «характеристика природных зон Земли», работают с физической картой)

Предметные

- научиться называть природные зоны нашей планеты;

-уметь сравнивать условия обитания в различных природных зонах.

Универсальные учебные действия

Личностные

- самоопределение

- смыслообразование, - нравственно-эстетическое оценивание;

Регулятивные

- целеполагание

- прогнозирование

- планирование,

-самостоятельное принятие решений

- самооценка

- самоконтроль

Познавательные

- умение структурировать знания

- поиск и выделение необходимой информации,

-логика изложения,

-умение делать выводы;

- анализ

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение вести диалог

- сотрудничество в поиске информации,

-умение работать в группе,

- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, -взаимоконтроль;

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

География, литература, русский язык, экология

глобус, географическая карта полушарий, картины с изображением животных и растений разных природных зон, учебник Н.И.Сонина «Биология». 5 класс. М.: Дрофа, 2014г.

технологические карты, включающие алгоритм работы ученика, карточки со словарными словами.

фронтальная  -

индивидуальная –

в группе  -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап.

Цель деятельности

УУД

1. Мотивация, целеполагание

Учитель:  Ребята, если бы всех художников мира попросили нарисовать портрет земли, то у них получились бы разные портреты. А почему, вы узнаете, когда отгадаете загадку. 
Где-то бушует вьюга, 
Где-то метет метель, 
Где-то погода длится 
Долгий полярный день. 
Где-то жара и пекло -
Солнца лучи горячи, 
Так нагревают землю, 
Будто в жаркой печи. 
Где-то сосны и ели
Растут, касаясь небес, 
Где-то пальмы, лианы, 
Густой тропический лес. 
Про что эта загадка? 
Ответы учащихся: природные зоны

Молодцы!

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Ответы учащихся «природные зоны Земли»

Учитель: Какую же цель мы ставим на этом уроке?                                                Цель: узнать, какие бывают природные зоны Земли; познакомиться с разнообразием животного и растительного мира разных природных зон. 

Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

коммуникативные- умение вести диалог

Проблема

Меняется ли с севера на юг растительный и животный мир материка, или он везде одинаков?

регулятивные –      прогнозирование

На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю (Глобус)

- Вы любите путешествовать?

Ответы детей.

- Отправляемся в путешествие по природным зонам.   Каждая группа отправится в свою природную зону. Выберите вид транспорта, на котором отправитесь в путешествие.    

- Приглашаю вас садиться поудобнее (дети садятся на стулья). Начинаем наше путешествие! Для того, чтобы приступить к изучению нового  материала, мы повторим знания прошлой темы.

II этап

Цель деятельности

УУД

2. 1 Повторение

2.2 Актуализация знаний

1 этап. Повторение  

Впиши в схему названия материков и приведи примеры животных и растений, обитающих на них.

                                                                   

                                                Примеры растений и животных

Проверяем и ставим оценку.

Сегодня мы вновь отправимся в путешествие и нам необходимы знания определенных терминов, давайте проверим их?

2 этап:  

 установи соответствие между термином и его объяснением

Природная зона  

Растительный мир

Климат  

Животный мир  

Погода

средний многолетний режим погоды, характерный для данной местности в силу её географического положения

 состояние нижнего слоя атмосферы в данное время в данной местности

  царство  растений

царство диких животных

участок земной поверхности с определённым климатом, почвой, растительным и животным миром

 

Проверка- итог. Оценка.

познавательные - умение структурировать знания.

III этап

Цель деятельности

УУД

3.Формирование новых знаний.

Электронное приложение «Природные зоны России»

Физминутка

Отправляемся в путешествие  

3 этап Экспедиция «Особенности природных зон Земли» -  Работа в группах.

Цель: используя учебник самостоятельно изучить особенности климата основных зон , познакомиться с характерными растениями и животными.

Природные зоны:

1 группа – тундра  

2 группа - тайга

3 группа - широколиственные леса  

4 группа - степь и саваны  

5 группа – пустыни и полупустыни

6 группа – влажные экваториальные леса

 

Отчёт групп. Все заполняют таблицу.  Рабочая тетрадь № 181

Характеристика природных зон

Название природной зоны

Особенности климата

растения

животные

Вопрос: 1. меняется ли климат  от полюсов к экватору?

2. Зависит ли распространение природных зон от распределения тепла и влаги?

А теперь дружно отправимся на прогулку. 
Динамическая разминка с движениями
Я по природным зонам иду,
Замечаю на ходу. 
Как из моря буйных трав, 
Шею вытянул жираф. 
Справа львица пробежала, 
Слева зебра проскакала, 
А большой огромный слон
Нам ребята шлет поклон. 
Мы немножечко размялись,
По Саванне прогулялись. 

4 этап.   Исследовательская работа по физической карте  

  1. Открой стр. 118-119 учебника и найди физическую карту полушарий.
  2. Внимательно рассмотри ее .
  3. Найди линию экватора, которая делит Землю на два полушария -южное и северное.
  4. Найди две линии от экватора - Северный и Южный тропики – между ними находится влажный тропический лес- «легкие» нашей планеты.
  5. Посмотри, каким цветом обозначаются все природные зоны.
  6. Найди на карте нашу страну-Россию и ответь, какие природные зоны у нее есть?
  7. Напиши их названия_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Проверь ответ у соседа и поставь ему баллы.
  9. Выполни задание № 179 в рабочей тетради

познавательные - поиск и выделение необходимой информации, логика изложения, умение делать выводы; коммуникативные- сотрудничество в поиске информации, умение работать в группе, умение вести диалог   регулятивные – планирование, прогнозирование, самостоятельное принятия решений.

IV этап

Цель деятельности

УУД

4.Первичное закрепление материала.

  1. Завершающее закрепление

Путешествие наше подходит к завершению. И мы подводим итоги.

1. Назовите природные зоны Земли, с которыми мы сегодня познакомились (тундра, тайга,  смешанные и  широколиственные леса, травянистые равнины-степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса).

2. От чего зависит их распространение на планете? (от климата, в большей степени  от неравномерного распределения тепла и влаги).

3. Связана ли жизнь животных и растений с окружающей средой? Приведите примеры.

5 этап Закрепление.

   Карточка с заданием, определить,  какая природная зона описана. (Рабочая тетрадь № 182, 183)

1.Лето короткое и холодное, зима длинная и суровая. Растительный покров низкий и редкий, в основном мхи и лишайники. Круглый год можно встретить песца, лемминга, северного оленя. Весной прилетают гуси, утки и лебеди.

Природная зона_____________________________

2.Самые распространённые деревья - ель, сосна, на востоке лиственница. Далее встречается берёза, дуб, осина, ольха. Животный мир очень богатый: бурый медведь, рысь, лось, белка, соболь, бурундук.

Природная зона______________________________

3.Почти вся распахана человеком, имеются пастбища для скота. Основные обитатели - суслики, мыши, хомяки. Антилопа-сайгак, журавль-красавка, стрепет - все они занесены в Красную книгу. Растения: ковыль, белая полынь, тюльпаны.

Природная зона______________________________

4. Там очень жарко и выпадает мало осадков. Животные приспособились к этим условиям, впадают в спячку или ведут ночной образ жизни. Это различные змеи, скорпионы. Среди растений встречаются верблюжья колючка, кактусы, саксаул.

Природная зона_______________________________

6 этап  Работа в парах «Я хочу домой»  (Рабочая тетрадь № 180) 

1.Слон

2. Дуб

3. скорпион

4. Орхидея

5. карликовая береза

6. соболь

1. пустыня

2. широколиственный лес

3. влажный тропический лес

4. тайга

5. тундра

6. травянистая равнина

1

2

3

4

5

6

Ответ:

                                 

Личностные:   смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание;

Познавательные – анализ, вывод

Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимоконтроль, умение вести диалог;

Регулятивные – самооценка, самоконтроль

V этап. Рефлексивная деятельность

Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Какими словами вы бы закончили сегодняшнее путешествие?  Необходимо подвести каждого из учащихся к проблеме природоохраны.     А я бы сказала главные слова.  Земля - наш общий дом, и мы должны ее беречь! (На доске рисунки ребят на тему «Наш дом – Земля)

Сегодня урок:

Я:

-

- Трудный - лёгкий

- интересный – не интересный

- полезный – ненужный

- старался – ленился

- был внимателен на уроке – был невнимателен

- урок усвоил – не усвоил

- узнал новое – все знал (ничего не узнал нового)

- моя поставленная цель достигнута – не достигнута

- трудности были – не были


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии в 6 классе Природные зоны Земли

Размещение большенства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности...

Уроки Природные зоны Земли

Уроки былы подготовлены и проведены по учебнику: Хрипкова А.Г. и др. Естествознание  5 класс. – М.: Просвещение, 1999. Однако, материал легко трансформировать под любой другой учебник. Данный мат...

Природные зоны Земли .Урок природоведения в 5 классе.

В презентации на 19 слайдах  дается характеристика природных зон Земли:  Арктические и антарктические пустыни.Тундра и лесотундра.Тайга.Леса.Лесостепи и пустыни.Растительный и жив...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Презентация Природные зоны Земли

Характеристика природных зон Земли. Местоположение на карте....

Конспект урока в 6 классе "Природные зоны Земли"

Интегрированный урок (география, биология). Цели урока      • раскрыть, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли...

конспект урока Природные зоны Земли 6 кл.

Конспект урока по географии...