Урок Одноклеточные организмы
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_uroka_odnokletochnye_organizmy_5_klass.rar | 44.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Биология
Класс: 5 «1,2,3» класс
Тема урока: «Одноклеточные организмы».
Тип урока: получение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Технология проблемного обучения, исследовательская.
Цель: создать условия для того, чтобы учащиеся смогли сделать вывод об особенностях строения и жизнедеятельности одноклеточных организмов
Задачи: Формировать УУД:
Личностные:
- способность самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатами учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель на уроке;
- оценивать правильность выполнения задания;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; - высказывать своё предположение.
-Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах поведения в паре.
- Познавательные УУД:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные термины и понятия: одноклеточные организмы, хроматофор, простейшие; пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль; органоиды движения: реснички, жгутики, ложноножки.
Межпредметные связи
Ресурсы:
- основные: учебник стр. 50-51, электронное приложение «Одноклеточные организмы» (19), тетрадь-тренажер стр. 40 (4)
- дополнительные: презентация, раздаточный материал, тетрадь.
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I.Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности) Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. |
II.Создание проблемной ситуации. Цель: создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы. | В начале урока предлагаю посмотреть мультфильм. Беседа с учащимися.
Я предлагаю вам сегодня на уроке побывать в роли исследователей и решить проблему. Знаете ли вы, что связывает между собой египетские пирамиды, остров Гаити, сдобную выпечку и полосатые айсберги в Антарктике? Итак, вы можете сказать, чем же мы будем сегодня на уроке заниматься? | Организует проблемную ситуацию Выслушивает учащихся, записывает гипотезы на доске. Выслушивает ответы и корректирует их. | Смотрят фрагмент мультфильма «Коля, Оля и Архимед» об открытии закона Архимеда. Высказывают свои предположения, обобщив которые делают вывод о плане исследования: Проблема Гипотеза Поиск путей решения Открытие Слушают учителя, думают над проблемой, выдвигают свои предположения для решения озвученных проблем. Называют цель урока. | Познавательные УУД: предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, умение выражать в ответах свои мысли |
III.Актуализация знаний. Цель: актуализировать знания по теме «Строение клетки», «Признаки живого» | Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. – Давайте вспомним, из каких основных частей состоит клетка? – Как называют клеточные структуры, выполняющие определенные функции? – Какие органоиды имеют клетки растений, в отличие от клеток животных? – Почему мы можем утверждать, что клетки живые? | Показывает схему клетки. | Ученики называют части клетки. Отвечают на вопросы. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
IV. Открытие нового знания. Цель: Способствовать усвоению нового материала. | Хватит ли нам этих знаний для решения поставленных проблем? Чем ещё можно воспользоваться, чтобы выполнить эту задачу? Для решения нашей проблемы вам надо разделиться на группы I группа. Прочитать текст учебника и рассмотреть рисунки на стр. 50 «Одноклеточные растения» (7-10 минут). Ответить на вопросы:
Выполнить лабораторную работу «Форма клеток и строение одноклеточной водоросли» (индивидуально, 5 минут):
Биологические задачи (слайд) II группа. Прочитать текст учебника и рассмотреть рисунки на стр. 50-51 «Одноклеточные грибы». Ответить на вопросы:
Выполнить виртуальную лабораторную работу «Строение дрожжей» (индивидуально). Сделать вывод о форме клеток дрожжей. III группа. Прочитать текст учебника и рассмотреть рисунки на стр. 51 «Одноклеточные животные». Ответить на вопросы:
Выполнить виртуальную лабораторную работу «Питание инфузории-туфельки» (индивидуально). Сделать вывод:
Ребята, с какими группами организмов мы сегодня познакомились? А что их объединяет? Мы теперь можем с вами сформулировать тему нашего урока. | Подводит учащихся к планированию своих действий. Помогает, консультирует учащихся. | Делают вывод, что знаний недостаточно, нужно воспользоваться дополнительной информацией, которую можно почерпнуть из учебника, интернета, поработав с микроскопом, проведя эксперимент. Работают в группах по инструктивным карточкам с текстом учебника. Выполняют индивидуально лабораторную работу, делают выводы. Один ученик выполняет виртуальную лабораторную работу у доски. По итогам работы каждая группа докладывает о своих выводах, объясняя их. Отвечают на вопросы Формулируют тему урока. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умение находить информацию в интернете; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; приводить примеры одноклеточных организмов; определять общие черты одноклеточных организмов; устанавливать признаки различия между одноклеточными растениями, грибами и животными; применять практические умения в процессе лабораторной работы; фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности; соблюдение правил обращения с лабораторным оборудованием. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Цель: отдых | Проводит творческую физкультминутку на координацию движений и психологическую разгрузку. Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа. (Повторить 10 раз.) | Следит за выполнением физкультминутки. | Проводит ученик. | |
V.Первичное закрепление. Цель: закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях. | Задание 1. Укажите название организмов представленных на рисунках. (на интерактивной доске) Укажите органоиды инфузории туфельки. Укажите, какой из организмов является одноклеточным животным. Задание 2. Широко распространена в природе шаровидная одноклеточная водоросль - …… В цитоплазме располагаются ядро и один хлоропласт -…….. В нём содержится хлорофилл. Среди одноклеточных водорослей есть подвижные формы, например - ………Органом её движения служат - …..-тонкие выросты цитоплазмы. Задание 3. Найди лишнее слово. Кто справился с заданием без ошибок поднимите руки. Кто с одной ошибкой? Кто справился с двумя ошибками? Задание 4. (резервное) Разгадайте кроссворд. | Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий. | Работают самостоятельно, затем обмениваются листочками и проверяют работы друг друга. Один человек у доски. | Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; работать по предложенному плану Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре. |
VI. Итог урока. Цель: обобщить полученные знания и сделать выводы. | А сейчас давайте вернемся к цели наших исследований. – Можем ли мы теперь ответить на вопрос, что связывает между собой египетские пирамиды, остров Гаити, сдобную выпечку и полосатые айсберги в Антарктике? (Все эти объекты появились благодаря деятельности одноклеточных организмов: египетские пирамиды – из остатков раковин фораминифер; остров Гаити – из скелетов радиолярий; сдобная выпечка – с помощью дрожжей; полосатые айсберги – благодаря размножению на снегу одноклеточных водорослей) Мы достигли поставленных целей? (Да) | Организует деятельность обучающихся | Анализируют полученную информацию, делают выводы. | Регулятивные УУД: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано», совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса |
VII.Домашнее задание. | Обязательное: §19. По выбору: - рабочая тетрадь стр. 40 №4; - сообщение о необычных одноклеточных организмах; - сделать из цветной бумаги модель инфузории, хламидомонады, амебы; - кроссворд. | Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. | ||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | До урока:
Сейчас:
(выбрать и закончить предложение) (слайд) | Организует рефлексию | Делают самооценку своей деятельности. | Личностные УУД: способность к самооценке Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной, (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. |
Оценка работы обучающихся на уроке. | Оценивает работу учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одноклеточные организмы
Одноклеточные организмы (растения, животные, грибы)...
Презентация к уроку Одноклеточные организмы 5 кл
Презентация оспользуется как сопроводительный материал к уроку...
Технологическая карта урока по ФГОС "Одноклеточные организмы". 5 класс
Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Одноклеточные организмы", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет полезен учителям, рабо...
Урок Одноклеточные организмы
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
СТЕНДОВЫЙ УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ по теме «Одноклеточные организмы»
Стендовый урок-исследование по биологии в 5 классе по теме "Одноклеточные организмы"...
Презентация к стендовому уроку-исследованию по биологии в 5 классе по теме «Одноклеточные организмы»
Презентация к стендовому уроку-исследованию по биологии в 5 классе по теме "Одноклеточные организмы"...
Маршрутная карта урока «Одноклеточные организмы»
Маршрутная карта урока«Одноклеточные организмы»Урок - самостоятельная работа по учебнику Л.Н.Сухоруковой...