Календарно - тематическое планирование по биологии 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
Планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии 5—9классы Авторы: В. В. Пасечник. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. – М.: Дрофа, 2015.
Учебник «БИОЛОГИЯ. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. В.В. Пасечник – М.: Дрофа, 2015.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор школы №2 Зам. директора по УВР на заседании М/О
______________ __________________ Протокол №____от
«___» ______ _____г. «___»_______ _____г. «___»______ _____г.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 5 класс
Учитель: Сидягина Л.А.
Количество часов на первое полугодие: 16 Количество часов на второе полугодие: 18
всего 16 час; в неделю: 1 час. всего 18 час; в неделю: 1 час.
Плановых контрольных уроков _____, зачетов ____, тестов ____ч.;
Планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии 5—9классы Авторы: В. В. Пасечник. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. – М.: Дрофа, 2015.
Учебник «БИОЛОГИЯ. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. В.В. Пасечник – М.: Дрофа, 2015.
дата | № уро ка | Тема урока | Основы учебно-исследовательской деятельности | Основное содержание темы, термины и понятия | Характеристика основных видов деятельности (предметный результат) | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Д\З | |
1.Введение (6 часов) | ||||||||||
1 | Биология — наука о живой природе. | Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук. эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов. | Объясняют роль биологии в практической деятельности людей | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем | §1 | |||
2 | Методы исследования в биологии | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. Демонстрация Приборы и оборудование | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, | Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме | §2 | |||
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлекают необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов . | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе перечислять отличительные свойства живого | §3 | |||
4 | Среды обитания живых организмов | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | Устанавливают причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставят учебную задачу. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | §4 | |||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | §5 | |||
6 | Многообразие живых организмов Осенние явления в жизни растений и животных
| Экскурсия Практическая работа Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. | Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. разнообразие растений родного края. листопадные и вечнозелёные растения. Приспособленность растений к условиям среды обитания. | Составляют творческий отчёт об осенних явлениях в жизни растений. Ведут дневник фенологических наблюдений | Анализируют какие изменения происходят в природе осенью | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками | Отчет дневник наблюдений | ||
РАЗДЕЛ 1. Клеточное строение организмов (10 часов) | ||||||||||
7 | Устройство увеличительных приборов | Лабораторная работа №1. «Устройство увеличительных приборов» | Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Устанавливают цели лабораторной работы Знакомятся с увеличительными приборами и правилами обращения с ними | Называют части приборов описывают этапы работы. Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в ‘электронном приложении | §6 | ||
8 | Строение клетки | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | Самостоятельно определять цель учебной деятельности, | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | §7до приготовления препарата | |||
9 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | Лабораторная работа№ 2. «Строение клеток кожицы чешуи лука» | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение клетки. | Составляют план и последовательность действий | Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга | §7 до пластид | |||
10 | Пластиды | Лабораторная работа№3 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют увиденное | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | §7 | ||
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, | Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | §8 | |||
12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | Лабораторная работа№4 Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). | Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. | Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют движение цитоплазмы. | Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | §9 | ||
13 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие Деление клетки | Рост и развитие клеток. Демонстрация Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация Схемы и видеоматериалы о делении клетки | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | Анализируют информацию о процессах протекающих в клетке | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, четко выполняют требования познавательной задачи | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | §9 | |||
14 | Понятие «ткань» | Ткань. Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей | Устанавливают взаимосвязь строения ткани с их функциями | Прогнозируют последствия повреждения тканей у растений | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | ||||
15 | Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей | Лабораторная работа№5 Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей | Лабораторная работа№5 Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей | . Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | Устанавливают взаимосвязь строения ткани с их функциями | Прогнозируют последствия повреждения тканей у растений | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | §10 | ||
16 | Обобщающий урок «Клеточное строение организмов» | Контрольное тестирование Клеточное строение организмов | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Структурируют знания о клетке | В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |||
РАЗДЕЛ 2. Царство Бактерии (2 часа) | ||||||||||
17 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | Выделяют существенные признаки бактерий | Анализируют знания о строении клеток ядерных и безъядерных организмов | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | §11 сообщения. | |||
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | Устанавливают причинно-следственные связи некоторых заболеваний с бактериями. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | §12 | |||
РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов) | ||||||||||
19 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | Анализируют клетки грибов и растений , выясняя признаки сходства и отличия в строении | Работая по плану, сверять свои действия с целью . | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | §13 | |||
20 | Шляпочные грибы
| Лабораторная работа № 6 Строение плодовых тел шляпочных грибов | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности | §14 работа над проектом | ||
21 | Плесневые грибы и дрожжи | Лабораторная работа №7 Особенности строения мукора и дрожжей | Плесневые грибы и дрожжи. | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение грибной клетки. | Составляют план и последовательность действий | Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга | §15 работа над проектом | ||
22 | Грибы-паразиты | Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Демонстрация Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Устанавливают причинно-следственные связи строения грибов и их среды обитания | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | §16 проект | |||
23 | Обобщающий урок» Царство грибы» | Контрольное тестирование Проекты «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Проекты «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят проекты | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | |||
РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (11 часов) | ||||||||||
24 | Ботаника — наука о растениях | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». | Выделяют существенные признаки растений Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | §17 | |||
25 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | Лабораторная работа №8 Строение зеленых водорослей | Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.
| Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение зелёных водорослей. | Составляют план и последовательность действий | . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | §18 до значения водорослей .сообщения | ||
26 | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их применения | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | §18 | |||
27 | Лишайники
| Самостоятельная работа с текстом | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | §19 | ||
28 | Мхи | Лабораторные работы№9 Строение мха (на местных видах)
| Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторные работы№9 Строение мха (на местных видах) Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений.. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Устанавливают цели лабораторной работы Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. | Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы | Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | §20 | ||
29 | Папоротники, хвощи, плауны | Лабораторные работы№10 Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника | Лабораторные работы№10 Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника | §21 | ||||||
30 | Голосеменные растения
| Лабораторная работа№11 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. | Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. | Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы | §22 | ||
31 | Покрытосеменные растения
|
| Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений | Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | §23 | ||
32 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». | Характеризуют основные этапы развития растительного мира | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, | Работа в группах | §23 | |||
33 | Обобщающий урок « Царство Растений» | Контрольное тестирование Готовят проекты | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний | Работают с учебником, дидактическими материалами. Проекты «Многообразие растений и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят проекты | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
| ||
34 | Обобщающий урок по всему курсу 5 класса | Готовят проекты | Систематизация и обобщение понятий курса Подведение итогов за год. Летние задания | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. | Осознают качество и уровень усвоения изученного материала | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | ||||
1- час резерв | ||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование биология 9 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс. К учебнику И.Н. Пономарева «Основы общей биологии», М., Издательский центр «Вентана-Граф»....
Календарно-тематическое планирование биологии 6 класс УМК Пономаревой И.Н.
Программа составлена по курсу "Растения. Бактерии. Лишайники" 6 класс авторов И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко Предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю ( 70 часов за год). В рабоче...
календарно-тематическое планирование биологии в 5 классе ФГОС
КТП по биологии в соответствии ФГОСам было составлено на основе программы "Школа 2100", по учебнику А.Вахрушева "Обо всём живом", 5 класс, издательство "Баласс" 2012 год....
Календарно тематическое планирование Биология 6 класс
Календарно тематическое планирование Биология 6 класс...
Календарно-тематический план ("Биология", 5 класс)
Расчитан на 35 уроков....
Календарно -тематическое планированиепо английскому языку к учебнику Биболетовой , 5 класс
КТП 5 класс английский язык...
календарно-тематическое планированиепо истории России ,11 класс.
календарно-тематическое планирование 11 класс, история России....