Шпаргалка по биологии.
учебно-методическое пособие по биологии (11 класс) на тему

Краткая информация по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shpargalka_po_biologii.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Кровеносная система позвоночных

рыбы

2 камеры в сердце. Один круг кровообращения.

земноводные

3-х  камерное сердце. Два предсердия и один желудочек. Два круга кровообращения. Кровь по телу течет смешанная.

Пресмыкающиеся

3-х  камерное сердце, появляется неполная перегородка в сердце. Два предсердия и один желудочек. Два круга кровообращения. Кровь по телу течет смешанная

Птицы

4-х камерное сердце. 2 круга кровообращения. Кровь артериальная и венозная.

млекопитающие

4-х камерное сердце. 2 круга кровообращения. Кровь артериальная и венозная.

Многообразие позвоночных

пресмыкающиеся

1.Отряд Чешуйчатые(змеи, ящерицы, хамелеоны)

2.Отряд крокодилы.

3.Отряд Черепахи

4. Отряд Клювоголовые(Гаттерия)

Млекопитающие

Отряд  насекомоядные(ёж, крот)

Отряд Рукокрылые(летучая  мышь)

Отряд Зайцеобразные

Отряд Грызуны(бобр, тушканчик, мыши, Дикобраз)

Отряд китообразные( синий кит, касатка)

Отряд Хищники

Отряд Ластоногие ( тюлень, морж)

Отряд Хоботные ( слон)

Отряд Непарнокопытные( Тапир, зебра, носорог)

Отряд парнокопытные (Жираф, бегемот, коза, свинья, олень)

Отряд приматы( горилла, орангутанг, шимпанзе, гиббон

Место человека в системе органического мира

Царство- животные

Тип –Хордовые

Подтип- Позвоночные

Класс -млекопитающие

Отряд -приматы

Семейство -люди

Род- человек

Вид- человек разумный

Сравнение растительной и животной клетки

Растительная клетка

Отличия от животной клетки

  1. Большие вакуоли
  2.  есть хлоропласты
  3.  есть клеточная стенка из целлюлозы
  4. нет клеточного центра
  5. запасающее вещество- крахмал

сходство  с животной клеткой

есть ядро, лизосомы, митохондрии, комплекс Гольджи, рибосомы то есть мембранные органоиды)

Животная клетка

Отличия от растительной клетки

  1. нет хлоропластов.
  2. нет клеточной стенки
  3. мелкие вакуоли
  4. есть клеточный центр
  5. запасающее вещество гликоген

сходство  с  растительной клеткой

есть ядро, лизосомы, митохондрии, комплекс Гольджи, рибосомы . то есть мембранные органоиды)

Понятие о рудиментах и атавизмах

Рудименты-  остатки органов которые остались у людей

Третье веко, аппендикс, копчиковые позвонки, ушные мышцы, шейные ребра, волосы.

Атавизмы –нет у людей

Многососковость, хвост, волосатость  по всему телу

Расы человека

европеоидная

Тонкий нос, прямые волосы, растут усы и борода, белая кожа

монголоидная

Узкие глаза, желтая кожа. широкие скулы

негроидная

Курчавые волосы, широкий нос, большие губы, черная кожа

Эволюция человека

Дриопитек, Австралопитек, Человек умелый

Человек прямоходящий, Неандерталец

Кроманьонец, Современный человек

Ткани животных и человека

Эпителиальная-нет межклеточного вещества

Функция -защитная, выделительная(кожа, эпителий кишечника, рта, железы)

нервная

Функция-возбудимость и проводимость

Мышечная-гладкая(сосуды, кишечник)

Поперечно-полосатая(мышцы)

Функция-возбудимость и сократимость

Соединительная-много межклеточного вещества.

  1. кровь
  2. хрящевая
  3. жировая
  4. костная

Функция- транспортная,  опорная  механическая,

запасающая  энергетическая,защитная

Гуморальная регуляция

С помощью гормонов.

Эта регуляция появилась раньше чем нервная, гормоны разносятся по крови медленно.

Железы внешней и внутренней секреции

Внешней—потовые, слюнные, печень

Выделяют секрет наружу

Внутренней секреции-гипофиз, щитовидка, надпочечники

Выделяют секрет  в кровь.

Смешаной- поджелудочная, половые

Выделяют секрет и в кровь и наружу

Нервная система-регулирует и координирует работу организма.

Заставляет работать все органы согласовано.

соматическая

Иннервирует кожу, скелетные мышцы, стимулирует сердечную деятельность

Вегетативная:

Иннервирует внутренние органы

симпатическая

Усиливает работу органов: кровеносной системы и ослабевает работу пищеварительной

парасимпатическая

Усиливает работу пищеварительной, остальные системы ослабевают свою работу

Рефлекторная дуга

Рецепторы---чувствительный нейрон----вставочный нейрон-----двигательный нейрон------рабочий орган(мышца)

Головной мозг

Продолговатый мозг

Функции- рефлекторная и проводящая.

Центры: пищеварения, глотания, работу пищеварительных желёз, дыхания, работы сердца, сосудов.

Рефлексы: кашель, чихание, слезоотделение.

Средний мозг

Рефлекторная регуляция- движений на звуковые и слуховые импульсы.

Промежуточный мозг

Центры -жажды, голода, обмена веществ, работа желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы.

Спиной мозг

Функция -рефлекторная и проводящая.

Отходят 31 пара нервов Серое  вещество виде бабочки, из тел нейронов. белое из нервных волокон.

чувствительный нейрон впадает в задние корешки спинного мозга, а из передних корешков отходят двигательные  нейроны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...