Шпаргалка по биологии.
учебно-методическое пособие по биологии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Кровеносная система позвоночных | рыбы | 2 камеры в сердце. Один круг кровообращения. |
земноводные | 3-х камерное сердце. Два предсердия и один желудочек. Два круга кровообращения. Кровь по телу течет смешанная. | |
Пресмыкающиеся | 3-х камерное сердце, появляется неполная перегородка в сердце. Два предсердия и один желудочек. Два круга кровообращения. Кровь по телу течет смешанная | |
Птицы | 4-х камерное сердце. 2 круга кровообращения. Кровь артериальная и венозная. | |
млекопитающие | 4-х камерное сердце. 2 круга кровообращения. Кровь артериальная и венозная. | |
Многообразие позвоночных | пресмыкающиеся | 1.Отряд Чешуйчатые(змеи, ящерицы, хамелеоны) 2.Отряд крокодилы. 3.Отряд Черепахи 4. Отряд Клювоголовые(Гаттерия) |
Млекопитающие | Отряд насекомоядные(ёж, крот) Отряд Рукокрылые(летучая мышь) Отряд Зайцеобразные Отряд Грызуны(бобр, тушканчик, мыши, Дикобраз) Отряд китообразные( синий кит, касатка) Отряд Хищники Отряд Ластоногие ( тюлень, морж) Отряд Хоботные ( слон) Отряд Непарнокопытные( Тапир, зебра, носорог) Отряд парнокопытные (Жираф, бегемот, коза, свинья, олень) Отряд приматы( горилла, орангутанг, шимпанзе, гиббон | |
Место человека в системе органического мира | Царство- животные Тип –Хордовые Подтип- Позвоночные Класс -млекопитающие Отряд -приматы Семейство -люди Род- человек Вид- человек разумный | |
Сравнение растительной и животной клетки | Растительная клетка | Отличия от животной клетки
сходство с животной клеткой есть ядро, лизосомы, митохондрии, комплекс Гольджи, рибосомы то есть мембранные органоиды) |
Животная клетка | Отличия от растительной клетки
сходство с растительной клеткой есть ядро, лизосомы, митохондрии, комплекс Гольджи, рибосомы . то есть мембранные органоиды) | |
Понятие о рудиментах и атавизмах | Рудименты- остатки органов которые остались у людей | Третье веко, аппендикс, копчиковые позвонки, ушные мышцы, шейные ребра, волосы. |
Атавизмы –нет у людей | Многососковость, хвост, волосатость по всему телу | |
Расы человека | европеоидная | Тонкий нос, прямые волосы, растут усы и борода, белая кожа |
монголоидная | Узкие глаза, желтая кожа. широкие скулы | |
негроидная | Курчавые волосы, широкий нос, большие губы, черная кожа | |
Эволюция человека | Дриопитек, Австралопитек, Человек умелый Человек прямоходящий, Неандерталец Кроманьонец, Современный человек | |
Ткани животных и человека | Эпителиальная-нет межклеточного вещества | Функция -защитная, выделительная(кожа, эпителий кишечника, рта, железы) |
нервная | Функция-возбудимость и проводимость | |
Мышечная-гладкая(сосуды, кишечник) Поперечно-полосатая(мышцы) | Функция-возбудимость и сократимость | |
Соединительная-много межклеточного вещества.
| Функция- транспортная, опорная механическая, запасающая энергетическая,защитная | |
Гуморальная регуляция | С помощью гормонов. | Эта регуляция появилась раньше чем нервная, гормоны разносятся по крови медленно. |
Железы внешней и внутренней секреции | Внешней—потовые, слюнные, печень | Выделяют секрет наружу |
Внутренней секреции-гипофиз, щитовидка, надпочечники | Выделяют секрет в кровь. | |
Смешаной- поджелудочная, половые | Выделяют секрет и в кровь и наружу | |
Нервная система-регулирует и координирует работу организма. Заставляет работать все органы согласовано. | соматическая | Иннервирует кожу, скелетные мышцы, стимулирует сердечную деятельность |
Вегетативная: | Иннервирует внутренние органы | |
симпатическая | Усиливает работу органов: кровеносной системы и ослабевает работу пищеварительной | |
парасимпатическая | Усиливает работу пищеварительной, остальные системы ослабевают свою работу | |
Рефлекторная дуга | Рецепторы---чувствительный нейрон----вставочный нейрон-----двигательный нейрон------рабочий орган(мышца) | |
Головной мозг | Продолговатый мозг | Функции- рефлекторная и проводящая. Центры: пищеварения, глотания, работу пищеварительных желёз, дыхания, работы сердца, сосудов. Рефлексы: кашель, чихание, слезоотделение. |
Средний мозг | Рефлекторная регуляция- движений на звуковые и слуховые импульсы. | |
Промежуточный мозг | Центры -жажды, голода, обмена веществ, работа желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы. | |
Спиной мозг | Функция -рефлекторная и проводящая. Отходят 31 пара нервов Серое вещество виде бабочки, из тел нейронов. белое из нервных волокон. чувствительный нейрон впадает в задние корешки спинного мозга, а из передних корешков отходят двигательные нейроны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....
Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).
Обобщить систематизировать знания учащихся по основам общей биологии ( темы «Основные закономерности явлений наследственности. Законом...
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...