мастер - класс "Конструктор современного урока биологии"
план-конспект занятия по биологии (10, 11 класс) по теме
В процессе мастера - класса идет демонстрация в увлекательной форме приемы при организации современного урока биологии. Насколько актуальны создание мотивации, актуализации или создание проблемных ситуаций с помощью неожиданных средств; игровых, художественных, музыкальных в современном образовании. Показаны разные педагогические приемы позволяющие активизировать мыслительную и познавательную деятельность обучающихся, связать изучение нового материала с их эмоциональным восприятием мира, находиться в постоянном диалоге и создавать психологически-комфортные условиядля всех участников урока! Главная наша задача, неправда ли? Надеюсь что данный материал поможет учителям биологии в их педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_mastera-_klassa_23.10.15g.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок мастер-класс «Конструктор современного урока биологии»
Всё повторится вновь?
Учитель биологии МБОУ – СОШ №8 Н.В. Жаворонкова
Учитель: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет — отверните их от меня.
Прием обратной связи «Ладошки».
Спасибо за поддержку, начинаем наш урок.
Учитель: Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока. Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на уроке должны разумно чередоваться различные формы деятельности, и каждый урок должен быть неповторим, не похож на другие. Я считаю, что современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. Что такое конструктор урока? Слайд. У каждого из нас есть своя «методическая копилка», есть множество различных приемов и методов, которые вы используете на своих уроках. Мне бы хотелось продемонстрировать вам свои приемы, которые я использую на уроке. Прошу Вас, внимание на экран! Музыка Антонио Вевальди « Времена года».
Вы, конечно же, узнали это фрагмент музыкального произведения из цикла Времен года А. Вевальди. Каждый концерт посвящен определенному времени года. Он состоит из трех этапов, который соответствует определенному месяцу. Возникают иллюзии, будто перед нами 4 возраста человека: детство, юность, зрелость, старость, будто перед нами прошёл весь миг с момента рождения до смерти человека.
Хотела бы отметить, что вопросы связанные с цикличностью смена времен года лежат не только в каких то общих понятиях, но и во всей системе мироздания. Мы как учителя биологии очень много говорим о цикличных процессах. Цикличные процессы в биологии – круговорот веществ в природе, это суточные и сезонные активность живых организмов, это цикл Кребса и цикл трикарбоновых кислот на уровне клетки. Однако же , я хотела бы сейчас поработать с более широким понятием, которое связано с цепью питания в экосистеме.
Слайд Цепи питания
1 звено – все зеленые растения, которые производят органические вещества из неорганических используя энергию солнечного света. Производителями – продуценты.
2 звено – те живые организмы, которые не могут производить органические вещества, они их потребляют в готовом виде – как источник питания. Это травоядные и хищники, являются потребителями – консументами.
3 и завершает звено цепи питания, организмы, которые являются разрушителями т.е редуцентами, которые разлагают органические вещества до неорганических. Это не просто цепь питания, это цикл потому что неорганические вещества необходимы вновь зеленым растениям для создания органических веществ при помощи света и воды вновь создаются улеводы.
Уважаемые коллеги! Перед вами 3 разных предмета: яйцо, матрешка и цветок. Я попрошу вас о следующем: должны придумать некий цикл связанный с этим объектом, огн даже может быть не биологически. Затем вместе, все 3 предмета сопоставить в некую цепочку именно биологическую, причем смысл которой вы должны догадаться сами. Задание понятно. Итак, время 3 -4 минут.
Уважаемые коллеги! Пока наша группа работает, я бы вас хотела познакомить с таким приемом, который называется СИНЕКТИК слайд СИНЕКТИКА ( англ. Synectics) – «совмещение разнородных элементов». Вообще это прием мне очень нравится, я его часто использую на уроках. Как он работает? Назовите любые неодушевленные предметы: хорошо 3 А сейчас я вас попрошу продолжить фразу….предмет похож на цикл потому что…….5 секунд подумать.
Посмотрите у нас прием «синектик» срабатывает тогда, когда мы с вами сравниваем 2 объекта, которые между собой никак не связаны. Очень сложно их сравнить, не сопоставляется, но тем не менее выявляется нечто общее. Самое интересное, что прием синектик срабатывает тогда, когда нужно накидывать много идей и устанавливать взаимосвязь между изучаемым новом и опираясь на опыт изученного.
Вернемся к нашим группам, заслушиваем ответы. Был ещё один вид заданий: вы должны были все 3 объекта между собой построить в биологическую цепь.
Действительно яйцо – начало жизни, матрешка символизирует некие стадии роста и развития, то зная уже понятие цикл питания, можно смело сказать, что живой организм когда происходит его закат, то будет вырастать новые проявления жизни – цветок.
Когда вы работали с предметом по отдельности, и затем составляли новые цепочки. Вы рассматривали понятие цикл с разных сторон. Вот на уроках мне тоже импонирует рассмотреть некий объект с разных сторон. Для этого я использую такой прием, как «Куб».
Куб – фигура с шестью сторонами и на каждой стороне распложено какое – то задание. В данном случае это фразы… слайд Куб с фразами
Обыграем это прием, для этого нам нужно подкинуть куб, посмотреть какое задание тебе выпало ответить на вопрос. Мы будем работать с таким понятием, как «Жизненный цикл» слайд
Можно сравнить не просто с другими явлениями, а контрастно м.б с другими предметами. Когда мы используем такой прием. То предмет, объект, тему можно рассмотреть не только с разных сторон, но и с разных точек зрения. Т.О. идет погружение в предмет изучаемого на данном уроке.
Очень часто я в своей педагогической деятельности использую такой прием, чтобы лучше отработать или правил сказать сформулировать навыки, которые касаются описания, сравнения – визуальный раздражитель.
Посмотрите перед вами картина Л. Да Винчи «Мадонна в скалах». Слайд
Скажите, 5 сек подумайте… Какие чувства вызывает перед вами данное изображение? Верно картина может вызывать эмоциональную чувственность, но однако предмет изобразительного искусства может служить и предметом для изучения предметных знаний. Посмотрите на главном фоне картины – этапы (некоторые этапы0 жизненного цикла человека: младенчество, детство, зрелость. Видно, что есть водоем, биологи знают , что это водная экосистема: круговорот веществ; есть растения в прибрежной зоне, растительность на скалах, это говорит о том, что без сомнения есть цепи питания, если б не было бактерий – разрушителей, которые дают неорганические вещества. Растения произрастать на этой каменистой поверхности никак не могли.
Ув. коллеги! Я говорила о биологических циклах о биологических понятиях , посмотрите на картину , есть ли в картине отражение с другими школьными науками или предметами на ваш взгляд. ( туман – конденсация воды, когда идет разница температур). Это одно из звеньев круговорота воды в природе. Сами посмотрите на картину, то явно видно блики света, свет утром, днем, вечером, это игра света и тени – суточный цикл природы.
Я хотела бы сказать, что все этапы развития, конечно же отражены в законах Гегеля. Любой процесс развития по закону Гегеля происходит циклично. Причем след звено становления, это ничто иначе, как возникновение и опыт, который на предыдущих стадиях форм принимает, но при этом появляется что-то, ранее никогда не существовавшее. В этапе развития включается и процесс познания. Познание наших детей – школьников, познание нас учителей.
Вы знаете, когда мы готовимся к уроку, мы конечно структурируем материал, логически его излагаем, исследуем, готовим и затем эти знания передаем детям. Возьмут ли они их? Скажите, пожалуйста, а что можно сделать данным листом бумаги?
Так и знания детей, останутся ли они в них , в нашей памяти, в сердцах детого зависит только деятельность учителя.
Если процесс познания будет активным, с активным мышление, тогда и знания будут личностно – значимыми, а не станут какой-то абстракцией, они станут частью ребенка.
Те приемы, которые я вам сегодня рассказала. Они все способствую активному мышлению. Вокруг нас всё циклично. Когда мы рассматриваем предмет с нескольких сторон, когда мы объединяем несопоставимые вещи, тогда мы переходим на обучение метапредметного подхода. Тогда получается , что мы формируем у детей целостную картину мира и знания становятся частью ребенка. , расширяем его мировоззренческий взгляд. То, что происходило сегодня, у нас здесь, тоже цикл. Каждый раз, собираясь вместе будет происходить обобщение опыта, происходит блеск граней искусства образования.
Учитель: Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу и очень хочу подарить этот цветок самому активному участнику встречи. Кто он? Подскажите мне. (Дарит цветок самому активному участнику урока).
Я думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.
Успехов Вам и творчества! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Современный урок"
Обобщение научно-методических рекомендаций и собственного опыта конструктуирования учебного занятия в условиях внедрения ФГОС....
Мастер класс «Современный урок в контексте реализации ФГОС: Урок немецкого языка в начальной школе. Портфель достижений»
Данный мастер класс был представлен на НПК ВШЭ в Г. Перми...
Мастер-класс "Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения"
Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личн...
Мастер-класс "Современный урок"
Мастер-класс: подготовка учителей к внедрению новых образовательных стандартов....
Мастер - класс "Современный урок и ресурсы его качества"
Урок - это форма технологичной организации учебной деятельности учащегося по достижению целей образования.Цель мастер - класса: показать эффективность современного урока и его влияние на качество обуч...
Мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических работников по 1 модели.
мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических раб...
Мастер-класс "Современный урок"
Мастер-класс "Современный урок"...