"Использование цифрового микроскопа на уроках биологии"
статья по биологии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
На протяжении нескольких поколений школьников и учителей принцип наглядности на уроках биологии обеспечивало такое известное всем устройство, как микроскоп. Однако сегодня образовательные учреждения получили возможность использовать новые средства обучения, основанные на последних достижениях науки и техники. Появление такого технического средства как цифровой микроскоп не только позволяет ученикам увидеть нечто новое, но прежде всего учителю помогает грамотно организовать современный урок по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_tsifrovogo_mikroskopa_na_urokah_biologii.doc | 732.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №1 г. ШАГОНАР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «УЛУГ-ХЕМСКИЙ КОЖУУН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»
Ховалыг А. В.
Учитель биологии и химии РЦОО МБОУ СОШ №1 г. Шагонара
Использование цифрового микроскопа на уроках биологии
На протяжении нескольких поколений школьников и учителей принцип наглядности на уроках биологии обеспечивало такое известное всем устройство, как микроскоп. Однако сегодня образовательные учреждения получили возможность использовать новые средства обучения, основанные на последних достижениях науки и техники. Появление такого технического средства как цифровой микроскоп не только позволяет ученикам увидеть нечто новое, но прежде всего учителю помогает грамотно организовать современный урок по биологии.
С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.
Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом, любопытством. Им, оказывается, очень интересно увидеть в увеличенном виде и клетки, и человеческий волос, и жилки листа, и споры папоротника, и плесневый гриб мукор.
В данной статье я подробно раскрываю вопросы использования цифрового микроскопа на практических занятиях и при проведении демонстрационных опытов. Вначале несколько слов о достоинствах работы с цифровым микроскопом.
1. В первую очередь хочется отметить простоту работы с микроскопом, сочетающуюся с большими его функциональными возможностями.
2. Вторым преимуществом является возможность демонстрации результатов опытов с помощью цифрового проектора на экран, т.е. при проведении опыта или изучении объекта все учащиеся класса одновременно могут наблюдать результат опыта или объект и слушать комментарии учителя или одного из одноклассников. К тому же появляется возможность проводить демонстрации и демонстрационные опыты, если имеется хотя бы один объект небольших размеров. В результате удается воплотить один из самых важных принципов изучения естественных наук – принцип наглядности.
3. Третьим очень важным преимуществом является автономное освещение, которое дает возможность работы как в отраженном, так и в проходящем свете, что существенно увеличивает список объектов для микроскопирования. Кроме обычных микропрепаратов учащиеся могут рассматривать и непрозрачные объекты.
4. Четвертым преимуществом является возможность фотографирования отображаемого объекта. Ученики могут распечатывать и вклеивать фотографии объектов или результатов опытов в тетрадь.
5. Пятым преимуществом является возможность проведения видеосъемки для отображения промежуточных стадий длительных опытов, когда нет возможности показать превращения в режиме реального времени, например, процесс прорастания семян. Также его можно использовать для демонстрации движений различных объектов, например земляных червей и моллюсков (всем нам известно, что эти темы изучаются зимой).
6. Шестым преимуществом можно назвать простоту выполнения подписей к рисункам. Этим удобно пользоваться во время проведения практических занятий с большим количеством опытов или с объектами, имеющими сложное строение. Например, при выполнении таких работ, как «Внешнее и внутреннее строение побега», «Внешнее строение насекомого».
7. Седьмым преимуществом является возможность работы в ручном режиме.
Как видите, достоинств много, но и без недостатков не обошлось. К ним относятся:
- небольшой выбор увеличений и низкое разрешение по сравнению со световыми микроскопами;
Таким образом, использование на уроках биологии цифровых микроскопов позволяет активизировать процесс обучения, способствует эффективному усвоению учебного материала; процесс обучения становится разнообразным и увлекательным. Также, дает положительный эффект, формирует не только знания и умения, но и вырабатывает опыт творческой деятельности.
Литература
1.http://www.ae-school.ru/training/microscope/tsifrovoy-mikroskop-kak-sovremennoe-sredstvo/
- https://bio.1september.ru/article.php?ID=200601415
- http://www.slideboom.com/presentations/521356
- http://www.rae.ru/forum2012/230/2021
- Цифровой микроскоп QX5. Руководство по эксплуатации. Пособие для учащихся. М.: ИНТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс "Использование цифрового микроскопа на уроках биологии"
В презентации представлен опыт работы учителя с цифровым микроскопом на уроках биологии, показана технология его применения....
Использование цифрового микроскопа на уроках биологии и во внеурочное время
Данная статья посвящена использованию цифрового микроскопа в школьном курсе биологии. Его применение даёт весомый педагогический эффект в плане формирования мотивации к изучению учебного материа...
Использование цифрового микроскопа на уроках биологии
Появление цифрового микроскопа в школе, не только позволяет ученикам увидеть нечто новое, но прежде всего помогает учителю грамотно организовать урочную и внеурочную деятельность.Использование цифрово...
Использование цифрового микроскопа на уроках биологии
Появление цифрового микроскопа в школе, не только позволяет ученикам увидеть нечто новое, но прежде всего помогает учителю грамотно организовать урочную и внеурочную деятельность.Использование цифрово...
Проект "Использование цифрового микроскопа на уроках биологии"
Данная работа исследует возможности цифрового микроскопа, положительные и отрицательные моменты в работе учителя и учащихся на примере конкретной темы из курса "Человек и его здоровье" - "Ткани ...
Использование цифрового микроскопа на уроках биологии
Цифровой микроскоп на уроках биологии...
Мастер класс «Измерение пульса с помощью фотоплетизмографии в рамках учебной лаборатории по нейротехнологии и использование цифрового микроскопа на уроках биологии»
Данная презентация опыта раскрывает ресурсы Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка Роста» открывают новые возможности для учителя, испо...