Использование цифрового микроскопа на уроках биологии и во внеурочное время
статья по биологии по теме
Данная статья посвящена использованию цифрового микроскопа в школьном курсе биологии. Его применение даёт весомый педагогический эффект в плане формирования мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний школьников, обеспечивает приобретение и закрепление навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА
НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Аннотация
Данная статья посвящена использованию цифрового микроскопа в школьном курсе биологии. Его применение даёт весомый педагогический эффект в плане формирования мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний школьников, обеспечивает приобретение и закрепление навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
Применение компьютерных технологий на уроках имеет огромное значение в современном образовании. Такая школьная дисциплина, как биология, тесно связана с широким спектром использования различных методов и средств обучения, т.к. её основная задача заключается в раскрытии перед ребёнком закономерностей развития живой природы. И решить данную задачу поможет цифровая микроскопия. Использование цифрового микроскопа на уроках биологии – одно из новейших направлений применения информационных технологий в современной школе. Это способствует более прочному усвоению знаний, учебный процесс становится более доступным, наглядным, интересным.
На уроках биологии можно использовать микроскоп МИКМЕД-5. Он предназначен для клинической морфологии и лабораторной диагностики в области медицины, а также для применения в учебных целях на уроках биологии и химии. С помощью данного оборудования можно изучать окрашенные и неокрашенные микропрепараты в проходящем свете в виде мазков и гистологических срезов. Данная модель состоит из светового микроскопа и системы визуализации изображения (фото- или видеокамеры). Для работы с таким микроскопом необходимо дополнительно использовать компьютер, мультимедийный проектор и интерактивную доску для демонстрации полученных изображений, а при наличии принтера можно получить печатный вариант изображения.
Одной из самых больших сложностей, с которой сталкиваются учителя на уроках биологии, при работе со школьным микроскопом является то, что практически отсутствует возможность понять, что же в действительности видят ученики. Как правило, во время урока микроскоп стоит посередине парты, и учащиеся работают с ним в паре. При этом его нельзя сдвигать – иначе все настройки резкости и света сбиваются, а время и интерес теряются.
Каковы же достоинства применения цифрового микроскопа на уроках биологии? Можно отметить следующие:
- для проведения полноценной и качественной работы достаточно использовать только один микроскоп на столе учителя;
- возможность демонстрации на экран результатов опытов с помощью мультимедийного проектора;
- при проведении опыта или изучении объекта все учащиеся класса одновременно могут наблюдать объект или результат опыта, а также слушать комментарии учителя или одного из одноклассников. Это очень существенно экономит время на уроке;
- возможность демонстрации микропрепарата, если он находится у учителя в единичном экземпляре;
- в результате работы с цифровым микроскопом удается воплотить один из самых важных принципов изучения естественных наук – принцип наглядности;
- автономное освещение и большое увеличение (x 1500) позволяет работать в проходящем свете, что существенно увеличивает список объектов для микроскопирования;
- фотографирование отображаемого объекта. Ученики могут распечатывать и вклеивать фотографии объектов или результатов опытов в тетрадь. Фотографии, заранее сделанные учителем или учениками, можно использовать при подготовке презентаций для сопровождения объясненияили опроса, а также при выполнении заданий ЕГЭ;
- возможность проведения видеосъемки в режиме реального времени, а также отображения промежуточных стадий длительных опытов, например, процесс деления клетки.
- возможность сделать в программе Photoshop подписи к фотографиям.
Учитывая все выше перечисленные качества и возможности цифровой микроскопии, её можно успешно использовать при проведении лабораторных работ. Тематика данных работ может быть следующая:
- «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».
- «Приготовление препарата кожицы чешуи лука и рассматривание его под микроскопом».
- «Плесневый гриб мукор».
- «Изучение строения одноклеточных и многоклеточных водорослей».
- «Изучение строения мха».
- «Изучение строения спороносящего папоротника»
- «Строение тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной)».
- «Микроскопическое строение клеток крови лягушки и человека».
- «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».
- «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».
Исследовательская и проектная деятельность учащихся в последнее время получила очень широкое распространение и способствует развитию интеллекта и творческих способностей учащихся. Её основу составляет самостоятельная, целенаправленная деятельность учащихся по конкретной теме. Поэтому использование цифрового микроскопа является неотъемлемой частью при работе над исследовательскими проектами в области цитологии, гистологии и экологии.
Цифровой микроскоп удобен при подготовке учащихся к ЕГЭ.
В заключение хочется отметить, что использование цифрового микроскопа на уроках биологии и во внеурочное время является перспективным, т.к. формирует у учащихся информационную культуру, вызывает интерес и повышает мотивацию к изучению биологии. Учащиеся с удовольствием включаются в работу на уроке, лучше усваивают материал, и качество их знаний повышается.
Список литературы
- Голубин Д.В., Конюшенко С.М., Петрущенков А.В. Формирование информационно-технологической культуры работника образовательной отрасли региона. Влияние новых образовательных технологий на развитие регионов М.: Издательство МЭСИ, 2003. –96 с.
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Копилович Л.Г. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Полат Е.С. М., 1999.
- Пугал Н.А., Евстегнеев В. Е., Аверчинкова О.Е. «Использование цифрового микроскопа на уроке» М. «Биология в школе» №4, 2005
- Пугал Н.А., Аверчинкова О.Е., Евстегнеев В.Е. «Методические рекомендации по проведению школьных биологических исследований с использованием цифрового микроскопа» М. ООО «Химлабо», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс "Использование цифрового микроскопа на уроках биологии"
В презентации представлен опыт работы учителя с цифровым микроскопом на уроках биологии, показана технология его применения....
Использование цифрового микроскопа на уроках биологии
Появление цифрового микроскопа в школе, не только позволяет ученикам увидеть нечто новое, но прежде всего помогает учителю грамотно организовать урочную и внеурочную деятельность.Использование цифрово...
Использование цифрового микроскопа на уроках биологии
Появление цифрового микроскопа в школе, не только позволяет ученикам увидеть нечто новое, но прежде всего помогает учителю грамотно организовать урочную и внеурочную деятельность.Использование цифрово...
Проект "Использование цифрового микроскопа на уроках биологии"
Данная работа исследует возможности цифрового микроскопа, положительные и отрицательные моменты в работе учителя и учащихся на примере конкретной темы из курса "Человек и его здоровье" - "Ткани ...
Использование цифрового микроскопа на уроках биологии
Цифровой микроскоп на уроках биологии...
"Использование цифрового микроскопа на уроках биологии"
На протяжении нескольких поколений школьников и учителей принцип наглядности на уроках биологии обеспечивало такое известное всем устройство, как микроскоп. Однако сегодня образовательные учреждения п...
Мастер класс «Измерение пульса с помощью фотоплетизмографии в рамках учебной лаборатории по нейротехнологии и использование цифрового микроскопа на уроках биологии»
Данная презентация опыта раскрывает ресурсы Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка Роста» открывают новые возможности для учителя, испо...