Использование цифрового микроскопа на уроках биологии и во внеурочное время
статья по биологии по теме

 

Данная статья посвящена использованию цифрового микроскопа в школьном курсе биологии. Его применение даёт весомый педагогический эффект в плане формирования мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний школьников, обеспечивает приобретение и закрепление навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА  

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация

Данная статья посвящена использованию цифрового микроскопа в школьном курсе биологии. Его применение даёт весомый педагогический эффект в плане формирования мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний школьников, обеспечивает приобретение и закрепление навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Применение компьютерных технологий на уроках имеет огромное значение в современном образовании. Такая школьная дисциплина, как биология, тесно связана с широким спектром использования различных методов и средств обучения, т.к. её основная задача заключается в раскрытии перед ребёнком закономерностей развития живой природы. И решить данную задачу поможет цифровая микроскопия. Использование цифрового микроскопа на уроках биологии – одно из новейших направлений применения информационных технологий в современной школе. Это способствует более прочному усвоению знаний, учебный процесс становится более доступным, наглядным, интересным.

На уроках биологии можно использовать микроскоп МИКМЕД-5. Он  предназначен для клинической морфологии и лабораторной диагностики в области медицины, а также для применения в учебных целях на уроках биологии и химии. С помощью данного оборудования можно изучать окрашенные и неокрашенные микропрепараты в проходящем свете в виде мазков и гистологических срезов. Данная модель состоит из светового микроскопа и системы  визуализации изображения (фото- или видеокамеры). Для работы с таким микроскопом необходимо дополнительно использовать компьютер, мультимедийный проектор и интерактивную доску для демонстрации полученных изображений, а при наличии принтера можно получить печатный вариант изображения.

Одной из самых больших сложностей, с которой  сталкиваются учителя  на уроках биологии, при работе со школьным микроскопом является то, что практически отсутствует возможность понять, что же в действительности видят ученики. Как правило,  во время урока микроскоп стоит посередине парты, и учащиеся работают с ним в паре. При этом его нельзя сдвигать – иначе все настройки  резкости и света сбиваются, а время и интерес теряются.

Каковы же достоинства применения цифрового микроскопа на уроках биологии? Можно  отметить следующие:

  1. для проведения полноценной и качественной работы достаточно использовать только один микроскоп на столе учителя;
  2. возможность демонстрации на экран результатов опытов с помощью  мультимедийного проектора;
  3. при проведении опыта или изучении объекта все учащиеся класса   одновременно могут наблюдать объект или результат опыта, а также  слушать     комментарии учителя или одного из одноклассников. Это очень существенно экономит время на уроке;
  4. возможность  демонстрации микропрепарата, если он находится у учителя  в единичном экземпляре;
  5. в результате работы с цифровым микроскопом удается воплотить один из самых важных принципов изучения естественных наук – принцип наглядности;
  6. автономное освещение и большое увеличение (x 1500) позволяет работать в проходящем свете, что существенно увеличивает список объектов для   микроскопирования;
  7. фотографирование отображаемого объекта. Ученики могут распечатывать и вклеивать фотографии объектов или результатов опытов в тетрадь. Фотографии, заранее сделанные учителем или учениками, можно использовать при подготовке презентаций для сопровождения объясненияили опроса, а также при выполнении заданий ЕГЭ;
  8. возможность проведения видеосъемки в режиме реального времени, а также отображения промежуточных стадий длительных опытов, например, процесс деления клетки.
  9. возможность сделать в программе Photoshop подписи к фотографиям.

Учитывая все выше перечисленные качества и возможности цифровой микроскопии, её можно успешно использовать при проведении  лабораторных работ. Тематика данных работ может быть следующая:

  1.  «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».
  2. «Приготовление препарата кожицы чешуи лука и рассматривание его под микроскопом».
  3. «Плесневый гриб мукор».
  4. «Изучение строения одноклеточных и многоклеточных водорослей».
  5. «Изучение строения мха».
  6. «Изучение строения спороносящего папоротника»
  7. «Строение тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной)».
  8.  «Микроскопическое строение клеток крови лягушки и человека».
  9.   «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».
  10. «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках  эпидермиса лука».

Исследовательская и проектная деятельность учащихся в последнее время получила очень широкое распространение и способствует развитию интеллекта и  творческих способностей учащихся. Её основу составляет самостоятельная, целенаправленная деятельность учащихся по конкретной теме.  Поэтому использование цифрового  микроскопа  является неотъемлемой частью при работе над исследовательскими проектами в области цитологии, гистологии и экологии.

Цифровой микроскоп удобен при подготовке учащихся к ЕГЭ.

В заключение хочется отметить, что использование цифрового микроскопа на уроках биологии и во внеурочное время является перспективным, т.к. формирует у учащихся информационную культуру, вызывает интерес и повышает мотивацию к изучению биологии.  Учащиеся с удовольствием включаются в работу на уроке, лучше усваивают материал, и качество их знаний повышается.

Список литературы 

  1. Голубин Д.В., Конюшенко С.М., Петрущенков А.В. Формирование информационно-технологической культуры работника образовательной отрасли региона. Влияние новых образовательных технологий на развитие регионов М.: Издательство МЭСИ, 2003. –96 с.
  2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Копилович Л.Г. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования        /Под ред. Полат Е.С. М., 1999.
  5. Пугал Н.А., Евстегнеев В. Е., Аверчинкова О.Е. «Использование цифрового микроскопа на уроке» М. «Биология в школе» №4, 2005
  6. Пугал Н.А., Аверчинкова О.Е., Евстегнеев В.Е. «Методические рекомендации по проведению школьных биологических исследований с использованием цифрового микроскопа» М. ООО «Химлабо», 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс "Использование цифрового микроскопа на уроках биологии"

В презентации представлен опыт работы учителя с цифровым микроскопом на уроках биологии, показана технология его применения....

Использование цифрового микроскопа на уроках биологии

Появление цифрового микроскопа в школе, не только позволяет ученикам увидеть нечто новое, но прежде всего помогает учителю грамотно организовать урочную и внеурочную деятельность.Использование цифрово...

Использование цифрового микроскопа на уроках биологии

Появление цифрового микроскопа в школе, не только позволяет ученикам увидеть нечто новое, но прежде всего помогает учителю грамотно организовать урочную и внеурочную деятельность.Использование цифрово...

Проект "Использование цифрового микроскопа на уроках биологии"

Данная работа исследует возможности цифрового микроскопа, положительные и отрицательные моменты в работе учителя и учащихся на примере конкретной темы из курса "Человек и его здоровье" - "Ткани ...

Использование цифрового микроскопа на уроках биологии

Цифровой микроскоп на уроках биологии...

"Использование цифрового микроскопа на уроках биологии"

На протяжении нескольких поколений школьников и учителей принцип наглядности на уроках биологии обеспечивало такое известное всем устройство, как микроскоп. Однако сегодня образовательные учреждения п...

Мастер класс «Измерение пульса с помощью фотоплетизмографии в рамках учебной лаборатории по нейротехнологии и использование цифрового микроскопа на уроках биологии»

Данная презентация опыта раскрывает ресурсы Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка Роста»  открывают новые возможности для учителя,  испо...