Тела живой и неживой природы
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Решетникова Ольга Александровна

Урок разработан в рамках ФГОС ООО по образовательной линии Т.С.Сухова, В.И.Строганов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tela_zhivoy_i_nezhivoy_prirody.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии для учащихся  5 класса

на основе системно - деятельностного  метода обучения

Учитель:  Решетникова Ольга Александровна

Тема урока:  Тела живой и неживой природы

Цель урока:

  1. Познавательная

Формирование представлений об общих признаках  тел живой и неживой Практическое использование знаний о методах изучении природы

  1. Развивающая

Умение видеть проблему, давать определение, делать выводы по результатам демонстрационных опытов. Формировать навыки работы с учебником

  1. Воспитательная

Формирование представлений о единстве живой и неживой природы. Привитие навыков работы в группе, умения слушать учителя

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира. Формировать познавательный интерес к изучению живой природы

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать свою работу и  работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные:извлекать информацию о телах живой и неживой природы, органических и неорганических веществах, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из из учебника и опытов, перерабатывать информацию для получения необходимого результата                                                                                                

Коммуникативные:умение слушать учителя, умение общаться и взаимодействовать друг с другом

Планируемые результаты

Предметные        

-Обеспечить в ходе урока усвоение новых понятий:  тела живой и неживой природы,  вещество, органические и неорганические вещества

Метапредметные:

Формирование умений планировать свою работу на уроке, работать с рисунками и таблицами учебника, умений  анализировать, обобщать, использовать информацию,  различать и сравнивать тела живой и неживой природы.

Личностные

Формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества

Оборудование:

«Волшебный» мешочек с набором тел живой и неживой природы, спиртовка, пробирка с солью, пробирка с сахаром,  пробиркодержатели,   проектор, компьютер, презентация,

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Ход урока

I. Оргмомент

Побуждающая  интерес к уроку – игра в «волшебный»  пакетик

II. Актуализация знаний

Фронтальная беседа с классом:

1. вспомним, какие методы применяют для изучения  живой природы.

2.какие из этих методов можно использовать для изучения  тел живой природы, для выявления их сходства и различий.

(Наблюдение – цвет, форма тел;

Измерение – Размеры, масса

Описание – сохранить полученные  данные) 3. Поможет ли изучение тел живой и неживой природы ответить на вопрос: «Различаются ли тела живой и неживой природы?»

III. Осмысление (изучение) нового материала

  1. составим проект(план) работы на уроке,  мы сможем понять, отличаются ли тела живой и неживой природы и  сможем выявить их общие признаки, а также различия.

2.

Проект открытия новых знаний

  1. Используя методы наблюдения,

  1. измерения, описания изучить тела живой и неживой природы.(Слайд 1)

2. Данные наблюдений и измерений занесем в  таблицу:

Тела

Цвет

Форма

Размер

Масса

Лист бумаги

Кусок гранита

Карандаш

Лист дерева

Яблоко

Вывод( сформулируем сами или найдем в тексте учебника) (Слайд2)

3.А есть ли различия между телами живой и неживой природы?

А) работа с рисунком ___    на странице  ___

Вывод:

(Слайд3)

4. Из чего состоят тела живой и неживой природы?

А) Текст на странице 8-9, последний абзац. Отразите информацию в виде схемы.

(Слайд 4)

4. С помощью какого метода изучения природы можно различить органические и неорганические вещества?

А) Работа с рис.____ на странице _____

Научитесь описывать опыт по плану:

  1. Зачем делаю?
  2. Как делаю
  3. Что получил
  4. Вывод.

(Слайд 5) (Слайд 6 – весь план)

2. Работа в группах .

Контроль за работой детей, консультирование, демонстрация опыта.

V. Первичное закрепление

Защита мини-проектов выхода из затруднений

VI.Закрепление по эталону

Тестирование:

  1. Телами живой природы являются:

А)синий кит;  Б)бабочка;  В)скала;

Г)вода;   Д)змея;     Е)дом;

2. Доказательством того, что змея – тело живой природы, является:

А) она растет, размножается;

Б) она длинная

В) она имеет массу

Г) она серая

Достают тела живой и неживой природы из мешочка. Определяют их  и  вместе с учителем формулируют тему урока  

1.Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении методов изучения  природных тел

Участвуют в создании проекта, работают с учебником, находят  нужные страницы и рисунки, отвечают на вопросы учителя, предлагают свои варианты работы.

3. Для изучения тел природы используют методы:

А) наблюдение;    Б)измерение;

В) описание;   Г) растворение;

Д) автоклавирование;    Е)опыт;

4. Доказательством того, что сахар – это органическое вещество, является то, что при нагревании он:

А) улетучивается;   Б)растворяется,

В) обугливается;  Г) расширяется

5. Выберите неорганические вещества:

А) белки;     Б) жиры;  В) углеводы;

Г) вода;  Д) витамины; д) минеральные соли

VII. Рефлексия

1.Беседа по вопросам:

  1. Какие задачи мы с вами поставили в начале урока?
  2. Как вы думаете, мы с ними справились? Приведите доказательства

2.Обсудите и оцените работу каждого в группе, последующим критериям: участие в работе, знания, дисциплина.

3.        Домашнее задание:

Страница 7-       Параграф

Д.з. на странице8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа"

Урок  природоведения по теме  "Живая и неживая природа " разработан по технологии развития критического мышления, предназначен для обучающихся 5 класса....

Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы."

Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы" разработан для учащихся 5 класса по технологии развития критического мышления....

Развёрнутый план открытого урока "Массы тел в живой и неживой природе"

Взаимодействие разных тележек (опыт). Различные скорости таких тележек после взаимодействия. Большая скорость после взаимодействия у тележки с меньшей массой и наоборот....

Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе"

Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе" к учебнику Н.Д. Угриновича...

презентация к уроку "Различаются ли тела живой и неживой природы"

Презентация к уроку в рамках ФГОС относится к уроку "Различаются ли тела живой и неживой природы"  по линии Т.С.Сухова...

Экскурсия: «Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами»

Экскурсия: "Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами"Обучающая цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях...

Введение в биологию "Живая и неживая природа. Признаки живого" 5 класс

Урок разработан по новым ФОП к УМК "Линия жизни" учебник В.В. Пасечника 2024 г. Биология 5 класс...