РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 5 класса ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов:
-Закон РФ « Об образовании»
-ФГОС ООО
-Фундаментальное ядро содержания общего образования
Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.
- Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)
- Методические пособия:
И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г
Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_fgos_5_klass.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тасеевская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Рассмотрено» на заседании ШМО Протокол № ____ От «___»_________2015г Руководитель ШМО ______/Богданова О.А./ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________/Сазыкина Л.И./ «_____»____________2015г | «Утверждаю» Директор МБОУ ТСОШ № 2 ________/Гавричкова Л.М./ Приказ № ____ «____» __________ 2015г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Биология» для 5 класса
на 2015-2016 учебный год
срок реализации 1 год
с. Тасеево
Учитель: Никонорова А.П.
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов:
-Закон РФ « Об образовании»
-ФГОС ООО
-Фундаментальное ядро содержания общего образования
Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.
- Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)
- Методические пособия:
И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г
Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.
Цели программы:
- обеспечить ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;
-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:
— многообразие и эволюция органического мира;
— биологическая природа и социальная сущность человека;
— структурно-уровневая организация живой природы;
— ценностное и экокультурное отношение к природе;
— практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Рабочая программа по биологии для 5-го класса составлена на основании Программы по биологии 5-9 классы (авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова). – М.: Вентана-Граф, 2013. Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В соответствии с учебным планом школы на курс биологии в 5 классе выделено 1 час в неделю. Годовой учебный график включает 35 рабочих недель. Таким образом, всего 35 часов.
Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:
1.Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.
2.Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
Регулятивные: УУД:
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Личностные УУД:
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать , аргументировать и отстаивать своё мнение
Познавательные УУД:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках
3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях;
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-формирование основ экологической грамотности : способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
Ученик получит возможность научиться:
•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
•использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
•находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся.
Основная цель программыучебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся – способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включения в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность есть один из путей повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: письменная работа, художественная творческая работа, материальный объект, отчётные материалы по проекту.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем (познавательные действия), сформированность предметных знаний и способов действий, сформированность регулятивных действий, сформированность коммуникативных действий
Учебно-тематический план
Наименование раздела, темы | Кол-во часов (всего) | Из них (количество часов) | |||||
Лабораторные | Практические | Проверочные | Проекты | Экскурсии | Контрольные | ||
Биология – наука о живом мире | 9 | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Многообразие живых организмов | 11 | 2 | 2 | 1 | |||
Жизнь организмов на планете Земля | 9 | 1 | 1 | ||||
Человек на планете Земля | 6 | 1 | 2 | 1 | |||
Итого | 35 | 4 | 2 | 6 | 1 | 3 |
Перечень лабораторных работ:
Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»
Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»
Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением побегов растения»
Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»
Содержание курса
Тема 1. Биология – наука о живом мире (9 часов)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Человек и природа. Живые организмы - важная часть природы.
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов.
Методы биологической науки: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.
Увеличительные приборы. Необходимость использования увеличительных приборов: лупы, микроскопа при изучении объектов живой природы.
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана, клеточная стенка. Понятие «ткань». Ткани животных и растений, их функции.
Химические вещества клетки: неорганические вещества и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение.
Основные процессы, происходящие в живой клетке. Дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки – процесс размножения.
Великие естествоиспытатели. Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И.Вавилов.
Лабораторные работы:
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (Знакомство с клетками растений).
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 часов)
Царства клеточных организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Вирусы -неклеточные формы жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.
Бактерии: строение и жизнедеятельность. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах, гетеротрофах.
Роль бактерий в природе: разложение мертвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Болезнетворные бактерии.
Автотрофные организмы. Наличие в клетках хлорофилла. Неопределенный рост.
Группы: водоросли, цветковые, голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники Строение растений: корень, побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные, голосеменные растения.
Фауна – совокупность всех видов животных. Особенности животных: гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша, другие организмы. Одноклеточные, многоклеточные. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты, хищники. Размножение спорами.
Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляпка, ножка). Плесневые грибы. Их использование в медицине. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы - наносят большой урон урожаю культурных растений.Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, симбиоз.
Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники-показатели чистоты воздуха.
Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного, сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.
Лабораторные работы: Знакомство с внешним строением побегов растения. Наблюдение за передвижением животных.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (9часов)
Многообразие условий обитания на планете. Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов. Характеристика антропогенного фактора.
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у цветков.
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы – пищевая цепь. Растения - производители органических веществ; животные-потребители органических веществ; грибы, бактерии-разрушители органических веществ - разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество-совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России.
Понятие о материке как части суши, окруженной морями и океанами. Многообразие животного мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Условия организмов в водной среде – на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий – скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикрепленные организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Тема 4. Человек на планете Земля (6часов)
Предки человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого
Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мыслительная деятельность. Земледелие и скотоводство.
Изменения человеком окружающей среды. Приспособление её к своим потребностям. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений, как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы - необходимое условие её сохранения от негативных последствий деятельности человека.
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человеком заботы о живом мире. Заповедники. Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Экскурсия: Весенние явления в природе
Учебно-тематическое и календарное планирование по биологии 5 класс
№п/п | Неурочная форма организации | №урока |
1 | Игра – путешествие | 1 |
2 | Экскурсия №1 | 4 |
3 | Лабораторная работа №1 | 5 |
4 | Лабораторная работа №2 | 6 |
5 | Проект №1 «Иллюстрированный атлас ученые естествоиспытатели» | 9 |
6 | Лабораторная работа №3 | 14 |
7 | Лабораторная работа №4 | 15 |
8 | Проект №2 | 19 |
9 | Образовательное путешествие | 23 |
10 | Образовательное путешествие | 26 |
11 | Проект №3 | 28 |
12 | Проект путешествие | 31 |
13 | Проект № 4 | 32 |
14 | Экскурсия №2 | 33 |
№ Уро-ка | Наименование раздела, тема уроков | Тип урока | Виды деятельности | Планируемые результаты (УУД) | Вид контроля | Использо- вание ИКТ | Приме-чание | Дата проведения | Д\з | ||
План | факт | ||||||||||
Глава 1. Биология-наука о живом мире (10 часов) | |||||||||||
1 | Игра – путешествие Наука о живой природе. | Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Личностные- мотивация обучения Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | ЭОР | 1 неделя сентября | § 1 | |||||
2 | Свойства живого | Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями. Формулирование выводов о процессах, происходящих в живых организмах. | Регулятивные-оценка достижения результата деятельности. Общеучебные-смысловое чтение текста учебника. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | Презентация « Свойства живого» | 2 неделя сентября | § 2 | |||||
3 | Методы изучения природы. | Работа с рисунками учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Деятельность учащихся по оформлению в тетрадях результатов исследования. | Регулятивные-контроль и оценка деятельности Личностные- оценка усваиваемого содержания. Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного. Коммуникативные- умение выполнять письменные задания. | 3 неделя сентября | § 3 | ||||||
4 | Экскурсия в природу «Методы изучения живых организмов» | Изучать живые объекты по предложенному плану. | Личностные- анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов. | Оборудование для проведения экскурсии | 4 неделя сентября | ||||||
5 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов» | Изучать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовые микропрепараты под микроскопом, формулирование выводов. Знакомство с правилами работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Регулятивные-целеполагание. Личностные- оценка содержания материала. Общеучебные-поиск и выделение и нформации | ЭОР, лабораторное оборудование | 1 неделя октября | § 4 | |||||
6 | Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» | Изучать строение клеток и тканей живых организмов по тексту учебника, электронным и наглядным пособиям. Обобщать результаты наблюдений, формулировка выводов, рисование клеток и тканей в тетради. | Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. | ЭОР | 2 неделя октября 3 неделя октября | § 5 | |||||
§ 5 | |||||||||||
7. | Химический состав клетки. | Наблюдение демонстрации опытов. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов. | Личностные- мотивация обучения при использовании демонстрационного материала. Логические- построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. | 4 неделя октября | §6 | ||||||
8. | Процессы жизнедеятельности клетки. | Оценка значения питания, дыхания, размножения. Объяснение сущности понятия «обмен веществ». Рассматривание в учебнике рисунков процесса деления клетки, последовательности деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема). | Логические- установление-причинно-следственных связей,доказательство. Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | ЭОР | 1неделя ноября | § 7 | |||||
9. | Великие естествоиспытатели | Самостоятельная работа учеников с текстом учебника и электронными носителями информации в парах и малых группах. Оценка соей деятельности и других учащихся по защите проетов | Защита проектов «Иллюстрированный атлас ученые естествоиспытатели » | ||||||||
10 | Подведем итоги. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы №1. | Индивидуальная работа Оценка своей деятельности и деятельности других учащихся | Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | К\р №1 ( 20 мин) | 2 неделя ноября | ||||||
Глава 2. Многообразие живых организмов(10 часов) | |||||||||||
11 | Царства живой природы. | Изучение схемы царств живой природы, установление связи между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов. | Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата Общеучебные-моделирование с помощью систематических единиц. Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение.. | 3 неделя ноября | § 8 | ||||||
12 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | Изучение разнообразия форм тела бактерий по рисункам учебника, процессов жизнедеятельности бактерий как прокариот. | Общеучебные-поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации. | ЭОР | 4 неделя ноября | §9 | |||||
13 | Значение бактерий в природе и для человека. | Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Различение бактерий по их роли в природе. Формирование умения приводить примеры полезной деятельности бактерий. Делать выводы о значении бактерий. | Логические- построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений. Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | Презентация « Роль бактерий» | 1 неделя декабря | §10 | |||||
14 | Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения» | Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп, делать выводы о значении растений в жизни человека | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. | Отчёт по л\р | ЭОР | 2 неделя декабря | § 11 | ||||
15 | Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных» | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Приводить примеры позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. | Отчёт по л\р | ЭОР | 3 неделя декабря | §12 | ||||
16 | Грибы. | Устанавливать сходство гриба с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Называть знакомые виды грибов. | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Логические- анализ объектов с целью выделения признаков. | ЭОР | 4 неделя декабря | §13 | |||||
17 | Многообразие и значение грибов | Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами. | Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | ЭОР | 2 неделя января | §14 | |||||
18 | Лишайники. | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Логические – анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов. | Презентацмя « Лишайники» | 3 неделя января | § 15 | |||||
19 | Значение живых организмов в природе и жизни человека. | Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. | Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме | Защита проекта «Многообразие живых организмов вокруг нас» «Растения Тасеевского района» «Животные Тасеевского района» | 4 неделя января | §16 | |||||
20 | Подведем итоги. Обобщение и систематизация знаний по теме №2 | Выполнять итоговые задания по материалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала. | Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала. | К\р №2 | 1 неделя февраля | ||||||
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов) | |||||||||||
21 | Среды жизни планеты Земля. | Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Личностные- мотивация обучения Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | Презентация « Среды жизни» | 2 неделя февраля | §17 | |||||
22 | Экологические факторы среды. | Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора. | Регулятивные- составление плана последовательности действий Логические –выбор оснований для сравнения и классификации объектов. | 3 неделя февраля | §18 | ||||||
23 | Приспособления организмов к жизни в природе Образовательное путешествие | Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов. Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания | Общеучебные- поиск и выделение информации Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации | ЭОР | 4 неделя февраля | §19 | |||||
24 | Природные сообщества. | Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать и характеризовать разные природные сообщества. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей. | Регулятивные-целеполагание. Логические –анализ объектов с целью выделения признаков | ЭОР | 1 неделя марта | §20 | |||||
25 | Природные зоны России. | Объяснять сущность понятия «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы | Логические-анализ объектов с целью выделения признаков. Общеучебные- поиск и выделение информации | ЭОР | 2 неделя марта | §21 | |||||
26 | Жизнь организмов на разных материках. Образовательное путешествие | Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Личностные- мотивация обучения Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | ЭОР | 3 неделя марта | §22 | |||||
27 | Жизнь организмов в морях и океанах. | Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать роль планктона для других живых организмов. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. | Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | ЭОР | 4 неделя марта | §23 | |||||
28 | Подведем итоги. Обобщение и систематизация знаний по теме № 3. | Отвечать на итоговые вопросы темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы. | Регулятивные-оценка своей деятельности, саморегуляция (способность к преодолению усилий) | Защита проекта «Земля-наш общий дом» | 1 неделя апреля | ||||||
Глава 3. Человек на планете Земля (7 часов) | |||||||||||
29 | Как появился человек на Земле. | предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Описывать особенности строения тела и условия жизни неандертальцев и кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития. | Общеучебные-моделирование процессов и явлений. Логические-сравнение и классификация объектов | 2 неделя апреля | §24 | ||||||
30 | Как человек изменял природу. | Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. | Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | ЭОР | 3 неделя апреля | §25 | |||||
31 | Важность охраны живого мира планеты. | Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Личностные- мотивация обучения Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | Проект -Презентация « Красная книга Тасеевского района» «Красноярского края» | 4 неделя апреля | §26 | |||||
32 | Защита проектов «Человек и природа» | Уметь представлять свою работу, аргументировать деятельность | Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | Защита проектов «Человек и природа» | 1 неделя мая | § 27 | |||||
33 | Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов» | Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. | Логические –анализ объектов живой природы | 2 неделя мая | |||||||
34 | Итоговый урок | К/р №4 | 3 неделя мая | ||||||||
35 | Задания на лето. | Обсуждение возможных направлений исследовательской деятельности | 4 неделя мая |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Должен научиться:
-характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
-применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
-использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
-ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Получить возможность научиться:
-соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
-использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; -выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
-выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
-осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
-находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;
-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Раздел 1
Живые организмы
Выпускник научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Раздел 2
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека;
- выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- выделять эстетические достоинства человеческого тела;
- реализовывать установки здорового образа жизни;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
- факторов риска на здоровье человека.
Раздел 3
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
- характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
- использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Перечень учебно –методического обеспечения
Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)
Учебник:
И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013
И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г
Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС ООО
Рабочая программа общеобразовательного уровня по биологии для 6 класса ФГОС. Составлена на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г....
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа предмета "Музыка" 5 класс ФГОС Усачёва, Школяр
Рабочая программа "Музыка" составлена на основе примерной программы с учётом ФГОС. Разделы программы "Музыка и литература", "Музыка и живопись".Особенностью программы является то, что она не просто со...
КТП к рабочей программе по биологии 5 класс ФГОС на основе программы авторов И.Н. Пономаревой и др.
КТП к рабочей программе по биологии 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС на основе программы авторов И.Н. Пономаревой и др.
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....
Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др."Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ.
Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др. "Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...