РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 5 класса ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Никонорова Анна Петровна

Пояснительная записка

 

Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов:

-Закон РФ « Об образовании»

-ФГОС ООО

-Фундаментальное ядро содержания общего образования

Рабочая программа реализуется по УМК  Пономарёвой И.Н.

 - Учебник  И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

- Авторская  программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

- Методические пособия:

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

 

Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_fgos_5_klass.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Тасеевская средняя общеобразовательная школа № 2»

 

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Протокол № ____

От «___»_________2015г

Руководитель ШМО ______/Богданова О.А./

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________/Сазыкина Л.И./

 «_____»____________2015г

«Утверждаю»

Директор МБОУ ТСОШ № 2

________/Гавричкова Л.М./

Приказ № ____

«____» __________ 2015г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Биология» для 5 класса

на 2015-2016 учебный год

срок реализации 1 год

с. Тасеево

Учитель: Никонорова А.П.

2015г.

                                        Пояснительная записка

Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов:

-Закон РФ « Об образовании»

-ФГОС ООО

-Фундаментальное ядро содержания общего образования

Рабочая программа реализуется по УМК  Пономарёвой И.Н.

 - Учебник  И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

- Авторская  программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

- Методические пособия:

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.

Цели программы:

- обеспечить  ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;

-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы      

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни

Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

овладение научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение к природе;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.

Рабочая программа по биологии для 5-го класса составлена на основании Программы по биологии 5-9 классы (авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова). – М.: Вентана-Граф, 2013. Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В соответствии с учебным планом школы на курс биологии в 5 классе выделено 1 час в неделю. Годовой учебный график включает 35 рабочих недель. Таким образом, всего 35 часов.

Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:

1.Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:

-  знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

-  формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

 -   сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

 - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

 - формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.

2.Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

Регулятивные: УУД:

-   умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Личностные УУД:

-    способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

                 

Коммуникативные УУД:

  - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать , аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:

-   умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели  и схемы для решения учебных и познавательных задач

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках

3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях;

-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

-формирование основ экологической грамотности : способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

Ученик  получит возможность научиться:

•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

•использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

 •осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

 •находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;

•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся.

Основная цель программыучебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся способствовать становлению индивидуальной образовательной  траектории учащихся через  включения  в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Включение  учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность есть один  из путей повышения мотивации и эффективности  самой учебной деятельности в основной школе.

                Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: письменная работа, художественная творческая работа, материальный объект, отчётные материалы по проекту.

        Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем (познавательные действия), сформированность предметных знаний и способов действий, сформированность регулятивных действий, сформированность коммуникативных действий

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Кол-во часов (всего)

Из них (количество часов)

Лабораторные

Практические

Проверочные

Проекты

Экскурсии

Контрольные

Биология – наука о живом мире  

9

2

1

1

1

Многообразие живых организмов  

11

2

2

1

Жизнь организмов на планете Земля

9

1

1

Человек на планете Земля

6

1

2

1

Итого

35

4

2

6

1

3

Перечень лабораторных работ:

Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

Лабораторная работа №2  «Знакомство с клетками растений»

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением побегов растения»

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

                                           Содержание курса

Тема 1. Биология – наука о живом мире  (9 часов)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Человек и природа. Живые организмы - важная часть природы.

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов.

Методы биологической науки: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.

Увеличительные приборы. Необходимость использования увеличительных приборов: лупы, микроскопа при изучении объектов живой природы.

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана, клеточная стенка. Понятие «ткань». Ткани животных и растений, их функции.

Химические вещества клетки: неорганические вещества и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение.

Основные процессы, происходящие в живой клетке.  Дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение.  Деление клетки – процесс размножения.

Великие естествоиспытатели. Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И.Вавилов.

Лабораторные работы:

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (Знакомство с клетками растений).

Тема 2. Многообразие живых организмов  (11 часов)

Царства клеточных организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Вирусы -неклеточные формы жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

Бактерии: строение и жизнедеятельность. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах, гетеротрофах.

Роль бактерий в природе: разложение мертвого органического вещества,  повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Болезнетворные бактерии.

Автотрофные организмы. Наличие в клетках  хлорофилла. Неопределенный рост.

Группы: водоросли, цветковые, голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники Строение растений: корень, побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные, голосеменные растения.

        Фауна – совокупность всех видов животных. Особенности животных: гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша, другие организмы. Одноклеточные, многоклеточные. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

        Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты, хищники. Размножение спорами.

        Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляпка, ножка). Плесневые грибы. Их использование в медицине. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы – дрожжи.  Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы - наносят большой урон урожаю культурных растений.Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, симбиоз.

        Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники-показатели чистоты воздуха.

        Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного, сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

        Лабораторные работы: Знакомство с внешним строением побегов растения. Наблюдение за передвижением животных.

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля  (9часов)

        Многообразие условий обитания на планете. Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.

        Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов. Характеристика антропогенного фактора.

        Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы.  Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у цветков.

        Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы – пищевая цепь. Растения - производители органических веществ; животные-потребители органических веществ; грибы, бактерии-разрушители органических веществ - разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество-совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.

        Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России.

        Понятие о материке как части суши, окруженной морями и океанами. Многообразие животного мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

        Условия организмов в водной среде – на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий – скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикрепленные организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Тема 4. Человек на планете Земля  (6часов)

        Предки человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого

Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мыслительная деятельность. Земледелие и скотоводство.

        Изменения человеком окружающей среды. Приспособление её к своим потребностям. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений, как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы - необходимое условие её сохранения от негативных последствий деятельности человека.

        Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человеком заботы о живом мире. Заповедники. Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

        Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.        

Экскурсия: Весенние явления в природе


                                                                        Учебно-тематическое и календарное планирование по биологии 5 класс

№п/п

Неурочная форма организации

№урока

1

Игра – путешествие

1

2

Экскурсия №1

4

3

Лабораторная работа №1

5

4

Лабораторная работа №2

6

5

Проект №1 «Иллюстрированный атлас ученые естествоиспытатели»

9

6

Лабораторная работа №3

14

7

Лабораторная работа №4

15

8

Проект №2

19

9

Образовательное путешествие

23

10

Образовательное путешествие

26

11

Проект №3

28

12

Проект путешествие

31

13

Проект № 4

32

14

Экскурсия №2

33

Уро-ка

Наименование раздела, тема уроков

Тип урока

Виды

деятельности

Планируемые

результаты (УУД)

Вид контроля

Использо-

вание ИКТ

Приме-чание

Дата проведения

Д\з

План

факт

Глава 1. Биология-наука о живом мире (10 часов)

1

Игра – путешествие Наука о живой природе.

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

1 неделя сентября

§ 1

2

Свойства живого

Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями.

Формулирование выводов о процессах, происходящих в живых организмах.

Регулятивные-оценка достижения результата деятельности.

Общеучебные-смысловое чтение текста учебника.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Презентация « Свойства живого»

2 неделя сентября

§ 2

3

Методы изучения природы.

Работа с рисунками учебника, иллюстрирующие методы исследования природы.

Деятельность учащихся по оформлению в тетрадях  результатов исследования.

Регулятивные-контроль и оценка деятельности

Личностные- оценка усваиваемого содержания.

Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного.

Коммуникативные- умение  выполнять письменные задания.

3 неделя сентября

§ 3

4

Экскурсия в природу «Методы изучения живых организмов»

Изучать  живые объекты по предложенному плану.

Личностные- анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов.

Оборудование для проведения экскурсии

4 неделя сентября

5

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Изучать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовые микропрепараты под микроскопом, формулирование выводов. Знакомство с  правилами работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Регулятивные-целеполагание.

Личностные- оценка содержания материала.

Общеучебные-поиск и выделение и  нформации

ЭОР, лабораторное оборудование

1 неделя октября

§ 4

6

Строение клетки. Ткани.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

Изучать строение клеток и тканей живых организмов по тексту учебника, электронным и наглядным пособиям.

Обобщать результаты наблюдений, формулировка выводов, рисование клеток и тканей в тетради.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

ЭОР

2 неделя октября

3 неделя октября

§ 5

§ 5

7.

Химический состав клетки.

Наблюдение демонстрации опытов.

Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.

Личностные- мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

Логические- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

4 неделя октября

§6

8.

Процессы жизнедеятельности клетки.

Оценка значения питания, дыхания, размножения. Объяснение сущности понятия «обмен веществ». Рассматривание  в учебнике рисунков процесса деления клетки, последовательности деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема).

Логические- установление-причинно-следственных связей,доказательство.  

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

1неделя ноября

§ 7

9.

Великие естествоиспытатели

Самостоятельная работа учеников с текстом учебника и электронными носителями информации в парах и малых группах.

Оценка соей деятельности и других учащихся по защите проетов

Защита проектов «Иллюстрированный атлас ученые естествоиспытатели »

10

Подведем итоги. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы №1.

Индивидуальная работа

Оценка своей деятельности  и деятельности других учащихся

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

К\р №1 ( 20 мин)

2 неделя ноября

Глава 2. Многообразие живых организмов(10 часов)

11

Царства живой природы.

Изучение схемы царств живой природы, установление связи между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование  с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

3 неделя ноября

§ 8

12

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Изучение разнообразия форм тела бактерий по рисункам учебника, процессов жизнедеятельности  бактерий как прокариот.

Общеучебные-поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.

ЭОР

4 неделя ноября

§9

13

Значение бактерий в природе и для человека.

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Различение бактерий по их роли в природе. Формирование умения приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Делать выводы о значении бактерий.

Логические- построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений. Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Презентация « Роль бактерий»

1 неделя декабря

§10

14

Растения.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения»

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Определять по рисунку учебника различие

между растениями разных систематических

групп, делать выводы о значении растений в жизни человека

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Отчёт по л\р

ЭОР

2 неделя декабря

§ 11

15

Животные.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Приводить примеры позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека

и в природе.

Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Отчёт по л\р

ЭОР

3 неделя декабря

§12

16

Грибы.

Устанавливать сходство гриба с растениями

и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Называть знакомые виды грибов.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические-  анализ объектов с целью выделения признаков.

ЭОР

4 неделя декабря

§13

17

Многообразие и значение грибов

Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов.

Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

2 неделя января

§14

18

Лишайники.

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников  - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов.

Презентацмя « Лишайники»

3 неделя января

§ 15

19

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

Защита проекта «Многообразие живых организмов вокруг нас»

«Растения Тасеевского района»

«Животные Тасеевского района»

4 неделя января

§16

20

Подведем итоги. Обобщение и систематизация знаний по теме №2

Выполнять итоговые задания по материалам

темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.

К\р №2

1 неделя февраля

Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

21

Среды жизни планеты Земля.

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Презентация « Среды жизни»

2 неделя февраля

§17

22

Экологические факторы среды.

Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».

Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора.

Регулятивные- составление плана последовательности действий

Логические –выбор оснований для сравнения и классификации объектов.

3 неделя февраля

§18

23

Приспособления организмов к жизни в природе

Образовательное путешествие

Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов.

Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания

Общеучебные- поиск и выделение информации

Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации

ЭОР

4 неделя февраля

§19

24

Природные сообщества.

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Различать и характеризовать разные природные сообщества. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей.

Регулятивные-целеполагание.

Логические –анализ объектов с целью выделения признаков

ЭОР

1 неделя марта

§20

25

Природные зоны России.

Объяснять сущность понятия «природная

зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы

Логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

Общеучебные- поиск и выделение информации

ЭОР

2 неделя марта

§21

26

Жизнь организмов на разных материках.

Образовательное путешествие  

Характеризовать и сравнивать расположение

и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов

организмов, их приспособленность к среде

обитания.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

3 неделя марта

§22

27

Жизнь организмов в морях и океанах.

Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам

учебника.

Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать

роль планктона для других живых организмов.

Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.

Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

ЭОР

4 неделя марта

§23

28

Подведем итоги.

Обобщение и систематизация знаний по теме № 3.

Отвечать на итоговые вопросы темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

Регулятивные-оценка своей деятельности, саморегуляция  (способность к преодолению усилий)

Защита проекта «Земля-наш общий дом»

1 неделя апреля

Глава 3. Человек на планете Земля (7 часов)

29

Как появился человек на Земле.

предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Описывать особенности строения тела и условия жизни неандертальцев и  кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Приводить примеры деятельности человека

в природе.

Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития.

Общеучебные-моделирование процессов и явлений.

Логические-сравнение и классификация объектов

2 неделя апреля

§24

30

Как человек изменял природу.

Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.

Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

ЭОР

3 неделя апреля

§25

31

Важность охраны живого мира планеты.

Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

Называть примеры животных, нуждающихся

в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Проект -Презентация « Красная книга Тасеевского района»

«Красноярского края»

4 неделя апреля

§26

32

Защита проектов «Человек и природа»

Уметь представлять свою работу, аргументировать деятельность

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

 Защита проектов «Человек и природа»

1 неделя мая

§ 27

33

Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов»

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе.

Логические –анализ объектов живой природы

2 неделя мая

34

Итоговый урок

К/р №4

3 неделя мая

35

Задания на лето.

Обсуждение возможных направлений исследовательской деятельности

4 неделя мая

        



Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе 

Должен научиться:

-характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

-применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

-использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

-ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Получить возможность научиться:

-соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

-использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; -выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

-выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

-осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

-находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;

-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Раздел 1

Живые организмы

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Раздел 2

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека;
  • выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
  • выделять эстетические достоинства человеческого тела;
  • реализовывать установки здорового образа жизни;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
  • факторов риска на здоровье человека.

Раздел 3

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

  • характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
  • использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

                         Перечень  учебно –методического обеспечения

Авторская  программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

Учебник:

И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

Интернет-ресурсы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС ООО

Рабочая программа общеобразовательного уровня по биологии для 6 класса ФГОС. Составлена на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г....

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа предмета "Музыка" 5 класс ФГОС Усачёва, Школяр

Рабочая программа "Музыка" составлена на основе примерной программы с учётом ФГОС. Разделы программы "Музыка и литература", "Музыка и живопись".Особенностью программы является то, что она не просто со...

Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".

Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....

Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др."Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ.

Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др. "Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...