Технологическая карта урока по биологии по теме "Корень. Связь растения с почвой"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Первый урок по теме «Корень» (4 ч), накотором учащимся предлагаются для объяснения факты, имеющиеся место в реальной жизни и описанные в литературе. В ходе дискуссии формулируется учебная задача по изучению корней – их видов и функций. Для ее решения организуется деятельность в парах по поиску информации разными способами, выбор которых определяется учащимися. Результатом деятельности является схема-конспект, повторное обсуждение первоначальных фактов и формулирование новых вопросов, требующих решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_biologii.docx | 555.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Корень. Связь растения с почвой.
Цель: Создание условий для формирования представлений о строении и значении подземной системы растения.
Задачи: 1) направлять поисковую деятельность учащихся на решение системы взаимосвязанных учебных задач через разные способы мотивации и деятельности;
2) развивать способность принимать, анализировать и фиксировать информацию об изучаемом объекте;
3) формировать умение достигать результата работы совместными действиями и оценивать его значимость.
Методы: проблемно-диалоговое обсуждение, наглядное восприятие и анализ информации, эксперимент и его результаты, составление схемы-конспекта, свободный выбор заданий.
Форма организации деятельности: работа в парах.
Этапы урока | Деятельность учителя | Виды деятельности учащихся | Приёмы, формы работы с учащимися | Планируемые результаты | Образовательный продукт (методические рекомендации) | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||
1. Актуализация знаний, постановка цели и задач урока | Знакомство с оценочным листом по теме. Введение в тему при помощи проблемных задач. Подведение итогов по задачам, выделение необъяснимых фактов и формулирование учебной задачи | Преобразовательная: использование первоначальной имеющейся информации по теме. Определение цели и выбор видов деятельности | Выборочное выполнение заданий | Предполагать, выдвигать свои суждения | Формировать осознанно мотивированное отношение к изучению темы | Умения определять цели и задачи своей деятельности, планировать путь достижения цели | Краткие ответы на поставленные задачи |
2. Усвоение новых знаний и способов действий | Организация деятельности для получения новых знаний
| Познавательная: 1.Поисковая деятельность по результатам опытов № 1,2,3 2.Работа с опорой на книгу. 3.Работа по интерактивному пособию | Анализ фактического материала (схем-плакатов, материал учебника, репродукций, описанных и продемонстрированных опытов) | Использование методов наблюдения, сравнения, прогнозирования для объяснения фактов, поиска нужной информации | Устанавливать причинно-следственные связи, умозаключения, преобразовывать информацию в доступные формы | Конспект в форме схемы-рисунка | |
3. Динамическая пауза | Контроль точности выполненных изображений | Учащиеся выполняют упражнения -изображения по команде учителя |
| Умение объяснять термины при помощи рук | Развивать умение снимать физическую и умственную напряженность | Готовность учащихся к продолжению урока | |
4. Закрепление новых знаний и способов действий. | Предлагает задания для самоконтроля. Возвращается к проблемным задачам, поставленным в начале урока | Выполняют задания с использованием схемы-рисунка | Выполнение заданий на поставленные вопросы и задачи | Знания основных понятий темы, умения определять части корня и их функции, объяснять биологические факты | Оценивать правильность выполненных заданий, осуществлять самоконтроль и самооценку; Владеть устной речью | Устные ответы, постановка новых дополнительных заданий, вопросов для решения на следующем уроке. | |
5. Подведение итогов. Рефлексия. | Учитель помогает определить ученикам свой результат работы и ее качество | Демонстрация схем (по желанию) | Диалоговое общение (прием незаконченное предложение: сегодня я узнал, что …, мне больше всего понравилось…) | Достижение личного результата по усвоению способов нахождения знаний | Использовать речевые средства для выражения своих мыслей и чувств | ||
Домашнее задание: № 12, вопросник 1-2, выбор творческих заданий из оценочного листа |
Информационно-дидактический материал к учебному занятию:
Оценочный лист по теме «Корень»
Срок: 2014-15 учебный год 5 класс Кабинет 318
Тема уроков | Результаты усвоения и освоения (на уровне учебных действий) | Задания для самоконтроля | Форма текущего и промежуточного контроля | Задания на расширение и углубление |
| Базовый уровень
Повышенный уровень
Высокий уровень 1) Знать зоны корня и ткани их образующие; корневое давление; гидропиника; 2) Уметь определять по таблице, по описанию, функции - зоны корня; 3) Знать отличие корнеплодов от корнеклубней. | Вопросник §12,13,14,17 1.Что такое корневая система? 2.Каковы функции корня? 3.Из каких зон состоит корень, их значение? 4.Для чего применяют удобрения в сельском хозяйстве? Практикум 1.Зарисуйте типы корневых систем, поясните, какие корни их образуют. Вопросник 1.§ 15 № 1-5 2.с.49 № 3 3. с.53 № 2 Практикум 1.Зарисовать корень с указанием его зон и функций (в продольном и поперечном срезах) Вопросник § 16,18 С.66 вопросы Практикум 1. Схема «Виды удобрений» | 1. Изображения корневых систем, видов корней, их видоизменений. 2.Тестирование с выбором ответа. 3.Тестирование по таблице. 1.Тестирование по теме «Взаимосвязь частей корня с растением » 2.Тестированием со свободным ответом. 1.Тестирование по теме «Зоны корня ткани функции». 2. Тестированием со свободным ответом. | Творческие задания 1.Корнеплоды, их значение 2. Такие разные корни (о необычных корнях растений) Исследование 1. Развитие стержневой и мочковатой корневых систем (с. 46). 2.Влияние пикировки на развитие корневой системы (с.49). 3.Наблюдение за ростом корня (с.53). 4.Конструирование модели корневого волоска (с.53). 5.Влияние избытка солей на растение (с. 60). |
Оценивание промежуточного контроля базового уровня
Тестовые задания с выбором одного верного ответа соответствуют базовому уровню и имеют отметку «3» - задания 1 – 9
Оценивание промежуточного контроля повышенного уровня:
- Задания 10-11 соответствуют повышенному уровню и оцениваются отметкой «4».
- Выполнение задания 12 дает возможность учащемуся получить отметку «5» - высокий уровень.
Шкала перевода качественных характеристик в количественные (отметки):
Низкий уровень – менее 40 % - отметка «1» Базовый уровень – 50 – 74 % - отметка «3»
Пониженный уровень – 40 – 49 % - отметка «2» Повышенный уровень – 75 – 90 % - отметка «4»
Высокий уровень – 91 – 100 % - отметка «5»
Проблемные задачи: 1. Прочитайте задания по теме «Корень», на какие из них вы могли бы дать ответ? Запишите в тетрадь (кратко)
- Отрывок из басни И. Крылова «Мы те (корни)… Которые здесь роясь в темноте. Питаем Вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной Лист новый народится; А если корень иссушится – Не станет дерева, ни вас!» В чем ошибка баснописца?
- Во время высадки капусты на постоянное место, у одних растений прищипнули корень, а у других нет. Какие растения дадут более высокий урожай? Почему?
- Почему растения рекомендуют поливать теплой водой, в летнее время полив овощей надо проводить до 6 ч. вечера?
- Сосна на скале. Почему такое возможно?
- После сильных ветров, бурь в тайге в основном повалены ели. Почему?
- Все ли растения имеют корни?
Объекты для анализа функций и видов корней:
1.Можно ли по репродукциям известных художников определить значение корней для растений? Предположите и обоснуйте свои ответы.
И. Шишкин «Рожь» И.Шишкин «Сосновый бор» И.Левитан «Дуб»
2. Опыт № 1 на функции корней: комнатные растения при недостатке полива и нормальном поливе.
3. Опыт № 2 на особенности роста корней: демонстрация геотропизма на пророщенном растении.
4. Опыт № 3 на виды корней: демонстрация укоренившихся черенков традесканции, корнеплодов моркови, свеклы разной величины.
5. Слайды из интерактивного пособия: §3 →Вегетативные органы →Корень → 4 слайда.
Динамическая пауза
Изображения корней: главный, боковые, придаточные, мочковатой и стержневой корневой систем, корней непохожих на обычные.
Задания для самоконтроля
1. Для борьбы с оврагами, люди по его краям сажают деревья, кустарники, так как …
2. Первое, что появляется из семени при его прорастании – это …, потому, что …
3. Что произойдет с корнем растения при длительном и избыточном поливе?
Литература
1.Интерактивное пособие «Строение и жизнедеятельность растений»
2. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология. 5-6 класс. М.: Мнемозина, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Виды химической связи".
Технологическая карта урока по теме "Виды химической связи" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. 8 класс....
Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"
В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание, действия учителя, действия ученика. Техно...
Технологическая карта урока по биологии 6 кл "Значение воды в жизнедеятельности растений"
Урок с использование технологии критического мышления...
Технологическая карта урока по биологии 6 кл "Значение воды в жизнедеятельности растений"
Урок с использование технологии критического мышления...
технологическая карта урока по биологии в 6 классе "Покрытосеменные растения"
Старалась показать технологию "Развитие критического мышления...
Водоросли как древнейшая группа растений. Технологическая карта урока по биологии 7 класс
Технологическая карта урока по биологии 7 класс...
Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс
Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс Лабора...