Технологическая карта урока по биологии по теме "Корень. Связь растения с почвой"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Первый урок по теме «Корень» (4 ч), накотором учащимся предлагаются для объяснения факты, имеющиеся место в реальной жизни и описанные в литературе. В ходе дискуссии формулируется учебная задача по изучению корней – их видов и функций. Для ее решения организуется деятельность в парах по поиску информации разными способами, выбор которых определяется учащимися. Результатом деятельности является схема-конспект, повторное обсуждение первоначальных фактов и формулирование новых вопросов, требующих решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_biologii.docx555.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Корень. Связь растения с почвой.

Цель: Создание условий для формирования представлений о строении и значении подземной системы растения.

Задачи:     1) направлять поисковую деятельность учащихся на решение системы взаимосвязанных учебных задач через разные способы мотивации и деятельности;

                   2) развивать способность принимать, анализировать и фиксировать информацию об изучаемом объекте;

                   3) формировать умение достигать результата работы совместными действиями и  оценивать его значимость.  

Методы: проблемно-диалоговое обсуждение, наглядное восприятие и анализ информации, эксперимент и его результаты, составление схемы-конспекта, свободный выбор заданий.

Форма организации деятельности: работа в парах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Виды деятельности учащихся

Приёмы, формы работы с учащимися

Планируемые результаты

Образовательный продукт

(методические рекомендации)

Предметные

Личностные

Метапредметные

1. Актуализация знаний, постановка цели и задач урока

Знакомство с оценочным листом по теме.

Введение в тему при помощи проблемных задач.

 Подведение итогов по задачам, выделение необъяснимых фактов  и формулирование учебной задачи

Преобразовательная:

использование первоначальной имеющейся информации по теме.

Определение цели и  выбор видов деятельности

Выборочное выполнение заданий

Предполагать, выдвигать свои суждения

Формировать осознанно мотивированное отношение к изучению темы

Умения определять цели и задачи своей деятельности, планировать путь достижения цели

Краткие ответы на поставленные задачи

2.  Усвоение новых знаний и способов действий

Организация деятельности для получения новых знаний

  1. Значение корня.
  2. Виды корней.
  3. Корневая система: ее типы

Познавательная:

1.Поисковая деятельность по результатам опытов № 1,2,3

2.Работа с опорой на книгу.

3.Работа по интерактивному пособию

Анализ фактического материала (схем-плакатов, материал учебника, репродукций, описанных и продемонстрированных опытов)

Использование методов наблюдения, сравнения, прогнозирования для объяснения фактов, поиска нужной информации

Устанавливать причинно-следственные связи, умозаключения, преобразовывать  информацию  в доступные формы

Конспект в форме схемы-рисунка

3. Динамическая пауза

Контроль точности выполненных изображений

Учащиеся выполняют упражнения -изображения по команде учителя

 

Умение объяснять  термины при помощи рук

Развивать умение снимать физическую и умственную напряженность

Готовность учащихся к продолжению урока

4. Закрепление новых знаний и способов действий.

Предлагает задания для самоконтроля.

Возвращается  к проблемным задачам, поставленным в начале урока

Выполняют задания с использованием схемы-рисунка

Выполнение заданий на поставленные вопросы и задачи

Знания основных  понятий темы, умения определять части корня и их функции,  объяснять биологические факты

Оценивать правильность выполненных заданий, осуществлять  самоконтроль и самооценку;

Владеть устной речью

Устные ответы,  постановка новых дополнительных заданий, вопросов для решения на следующем уроке.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель помогает определить ученикам свой результат работы и ее  качество

Демонстрация схем (по желанию)

Диалоговое общение

(прием незаконченное предложение: сегодня я узнал, что …, мне больше всего понравилось…)

Достижение личного результата по усвоению способов нахождения знаний

Использовать речевые средства для выражения своих  мыслей и чувств

Домашнее задание: № 12, вопросник 1-2, выбор творческих заданий из оценочного листа

Информационно-дидактический  материал к учебному занятию:

Оценочный лист по теме «Корень»

Срок: 2014-15 учебный  год                                                                                                                                                                          5 класс       Кабинет 318

Тема уроков

Результаты усвоения и освоения (на уровне учебных действий)

Задания для самоконтроля

Форма текущего и промежуточного контроля

Задания на расширение и углубление

  1. Корень. Связь растения с почвой.

  1. Строение и рост корня.

  1. Видоизменение корней

  1. Проверочная работа по теме «Корень»

Базовый уровень

  1. Основные понятия темы: корневая система; зона корня, удобрения.
  2. Знать виды корней, типы корневых систем; зоны корня, функции корня, 2-3 видоизменения корней.
  3. Уметь различать  на таблицах виды корней и типы корневых систем;
  4. Объяснять значение таких приемов: рыхление, полив для жизни растения;
  5. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

Повышенный уровень

  1. Знать значение терминов: окучивание, пикировка, ветвление;
  2. Уметь наблюдать и  описывать процессами, происходящими с развитием корней растения;
  3. Объяснять взаимосвязь всех частей корня и корня с другими органами растения;
  4. Уметь объяснять влияние избытка и недостатка веществ на растение;
  5. Уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения строения, функций органа.

Высокий уровень

1) Знать зоны корня и ткани их образующие; корневое давление; гидропиника;

2) Уметь определять по таблице, по описанию, функции - зоны корня;

3) Знать отличие корнеплодов от корнеклубней.

Вопросник

§12,13,14,17

1.Что такое корневая система?

2.Каковы функции корня?

3.Из каких зон состоит корень, их значение?

4.Для чего применяют удобрения в сельском хозяйстве?

Практикум

1.Зарисуйте  типы корневых систем, поясните, какие корни их образуют.

Вопросник

1.§ 15 № 1-5

2.с.49 № 3

3. с.53 № 2

Практикум

1.Зарисовать корень с указанием его зон и функций (в продольном и поперечном срезах)

Вопросник

§ 16,18

С.66 вопросы

Практикум

1. Схема «Виды удобрений»

1. Изображения корневых систем, видов корней, их видоизменений.

2.Тестирование с выбором ответа.

3.Тестирование по таблице.

1.Тестирование по теме «Взаимосвязь частей корня с растением »

2.Тестированием со свободным ответом.

1.Тестирование по теме «Зоны корня ткани функции».

2. Тестированием со свободным ответом.

Творческие задания

1.Корнеплоды, их значение

2. Такие разные корни (о необычных корнях растений)

Исследование

1. Развитие стержневой и мочковатой корневых систем (с. 46).

2.Влияние пикировки на развитие корневой системы (с.49).

3.Наблюдение за ростом корня (с.53).

4.Конструирование модели корневого волоска (с.53).

5.Влияние избытка солей на растение (с. 60).

Оценивание промежуточного контроля  базового уровня

Тестовые задания с выбором одного верного ответа соответствуют базовому уровню и имеют отметку «3» - задания 1 – 9

Оценивание промежуточного контроля повышенного уровня:

  • Задания 10-11 соответствуют повышенному уровню и оцениваются отметкой «4».
  • Выполнение задания 12 дает возможность учащемуся получить отметку «5» - высокий уровень.

Шкала перевода качественных характеристик в количественные (отметки):

Низкий уровень – менее 40 % - отметка «1»                                             Базовый уровень – 50 – 74 % - отметка «3»

Пониженный уровень – 40 – 49 % - отметка «2»                                      Повышенный уровень – 75 – 90 % - отметка «4»

                                                                                                                        Высокий уровень – 91 – 100 % - отметка «5»


Проблемные задачи:  1. Прочитайте задания по теме «Корень», на какие из них вы могли бы дать ответ? Запишите в тетрадь (кратко)                     

  1. Отрывок из басни И. Крылова «Мы те (корни)…  Которые здесь роясь в темноте.   Питаем Вас. Ужель не узнаете?    Мы корни дерева, на коем вы цветете.                                                                                                              Красуйтесь в добрый час!     Да только помните ту разницу меж нас:   Что с новою весной     Лист новый народится;                                                                                                                                                                                                                                                                             А если корень иссушится –    Не станет дерева, ни вас!»                            В чем ошибка баснописца?
  2. Во время высадки капусты на постоянное место, у одних растений прищипнули корень, а у других нет. Какие растения дадут более высокий урожай? Почему?
  3. Почему растения рекомендуют поливать теплой водой, в летнее время полив овощей надо проводить до 6 ч. вечера?
  4. Сосна на скале. Почему такое возможно?

  1. После сильных ветров, бурь в тайге в основном повалены ели. Почему?
  2. Все ли растения имеют корни?

Объекты для анализа функций и видов корней:

1.Можно ли по репродукциям  известных художников определить значение корней для растений? Предположите и обоснуйте свои ответы.

IMG_0696    IMG_0697  IMG_0699

И. Шишкин  «Рожь»                                         И.Шишкин «Сосновый бор»                          И.Левитан  «Дуб»

2. Опыт № 1 на функции корней:  комнатные  растения при недостатке полива и нормальном поливе.

3. Опыт № 2 на особенности роста корней:  демонстрация геотропизма на пророщенном  растении.

4. Опыт № 3 на виды корней:  демонстрация укоренившихся черенков традесканции, корнеплодов моркови, свеклы  разной величины.

5. Слайды из интерактивного пособия: §3 →Вегетативные органы →Корень → 4 слайда.

Динамическая пауза

 Изображения корней:  главный,  боковые,  придаточные, мочковатой и стержневой корневой систем, корней непохожих на обычные.

Задания для самоконтроля

1.  Для борьбы с оврагами, люди по его краям сажают деревья, кустарники, так как …

2.  Первое, что появляется из семени при его прорастании – это …, потому, что …

3. Что произойдет с корнем растения при длительном и избыточном поливе?

Литература

1.Интерактивное пособие «Строение и жизнедеятельность растений»

2. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология. 5-6 класс. М.: Мнемозина, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Виды химической связи".

Технологическая карта урока по теме "Виды химической связи" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. 8 класс....

Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

технологическая карта урока по биологии в 6 классе "Покрытосеменные растения"

Старалась показать технологию "Развитие критического мышления...

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7   класс Лабора...