РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Заволжские Эко - почемучки»
рабочая программа по теме
Инновационная экологическая социально-образовательная программа «Заволжские Эко-почемучки» является авторской программой, разработанной на основе идеи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России через формирование экологической культуры и природолюбия.
Ключевой основой при разработке программы являются идеи Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята», организованного Советом по сохранению природного наследия нации, центральной идеей которого является заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. Программа «Заволжские Эко-почемучки» реализует научно-познавательное направление во внеурочной деятельности в 1 - 4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего,образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prognr_microsoft_word.docx | 196.98 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовое обоснование программы
1.2. Направленность, педагогическая целесообразность программы
1.3. Актуальность программы
1.4.Новизна программы
2. Цель и задачи программы
3.Методическое содержание программы
4.Организационные основы реализации программы.
5.Ожидаемые результаты
6.Учебно-тематический план программы
7.Содержание тематического планирования
8.Календарно- тематическое планирование
9.Ресурсы для разработки и реализации программы
- Пояснительная записка
Инновационная экологическая социально-образовательная программа «Заволжские Эко-почемучки» является авторской программой, разработанной на основе идеи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России через формирование экологической культуры и природолюбия.
Ключевой основой при разработке программы являются идеи Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята», организованного Советом по сохранению природного наследия нации: Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитетом Совета Федерации по социальной политике, Министерством образования и науки Российской Федерации, Комиссией по экологической культуре и просвещению Федерального экологического совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Межрегиональной общественной организацией содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации», центральной идеей которого является заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны.
1.1. Нормативно-правовая обоснованность программы
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Министерством образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года, №1897;
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
- Устав ГБОУ ООШс.Заволжье м.р.Приволжский Самарсклой области.
1.2. Направленность, педагогическая целесообразность программы
Программа «Заволжские Эко-почемучки» реализует научно-познавательное направление во внеурочной деятельности в 1 - 4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего,образования. Первым шагом познания мира всегда был вопрос, поскольку вопросы говорят о любопытстве, любознательности. Если смотреть на окружающие нас вещи с любопытством, с желанием узнать о них больше, то возникают вопросы обо всём. Вселенная, мир, природа, народы и их культура, история, искусство, наука и техника – всё вызывает множество вопросов «Почему?».
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. У обучающихся в этот период формируется правильное отношение к объектам живой и неживой природы, к себе и людям как к части природы, Содержание программы является составной частью системы начального естественно-научного и экологического воспитания. Он разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир» и вводит учащихся в мир разгаданных и неразгаданных тайн природы. Отвечая естественным для младшего школьного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, программа обозначает перспективу жизни, дарящую радость познания, счастье открытий. В целом программа позволяет раскрыть воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, создаёт благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в классах второй ступени обучения.
Основными направлениями программы являются: развитие личности ребёнка, расширение представлений младших школьников яркими иллюстративными примерами, запоминающимися фактами; развитие познавательного интереса; расширение эколого-биологического кругозора.
1.3.Актуальность программы
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения, конечной целью которого является формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой.
Для решения этих задач на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструментарии, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Одним из таких инструментариев экологического воспитания и образования детей начальных классов школ, как части патриотического воспитания ребёнка, станет природоохранная социально-образовательная программа «Заволжские Эко-почемучки» по формированию у учащихся начальных классов экологической культуры и культуры природолюбия.
1.4 Новизна программы
1) Особенностью программы по формированию культуры природолюбия у обучающихся является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание детей, создание необходимых условий для развития в ребёнке гармоничной личности с использованием сказочных героев– друзей и защитников Природы.
В рамках Программы с использованием образов сказочных героев – друзей и защитников Природы предусматривается разносторонняя деятельность, которая способствует формированию экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению теоретических эколого-биологических, других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
В первом классе обучающимся вручается специальное Свидетельство «Друг и защитник Природы».
В это время ребёнок понимает, что он берёт на себя обязанность защищать природу, стать её другом, приходить к ней на помощь.
Второй официальный документ – Диплом, свидетельствующий о том, что обучающийся по итогам работы с 1 по 4 классы в области сохранения природы стал настоящим защитником, выдается в 4 классе.
Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития. Программа представляет собой комплекс занятий и мероприятий, подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе. С учащимися проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию культуры природолюбия, осознания того, что они могут стать настоящими друзьями природы.
2) В последнее время для детей разработано много книг, учебников, методических пособий, а также авторских программ по вопросам воспитания экологически грамотного поведения, охраны окружающей природной среды. Их главным недостатком является недостаточное внимание к воспитанию духовной культуры ребёнка через природу. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России через воспитание экологической культуры и природорюбия является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Программа предусматривает комплексный подход к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования
3) Особое внимание в программе уделяется формированию целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.
Природолюбие помогает осознать, что каждый человек является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений.
Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.
4) При этом важно, что в процессе занятий должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.
Содержание рассматривает вопросы, формирующие у учащихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного.
4)Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, экскурсии в лес, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях со взрослыми.
6) Программа предоставляет обучающимся возможность дальнейшего изучения того или иного материала с учителями, родителями и своими сверстниками за пределами общеобразовательной организации.
2. Цель программы:
Формирование у обучающихся богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.
Задачи программы:
* обучающие:
- дать обучающимся знания об окружающей их Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины;
-расширить экологический и общий кругозор обучающимся;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности.
*развивающие:
-способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и Природы, понимание общечеловеческой ценности Природы:
-помочь осознанию необходимости сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека;
-способствовать самоопределению обучающихся в построении взаимоотношений с Природой и окружающим их миром;
-новым инновационным инструментарием способствовать сформированию чувства любви, разносторонне-ценностного, бережного и уважительного отношение к Природе;
-способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
* воспитательные:
-показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы;
-воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационального отношения к явлениям живой и неживой природы;
-формировать ответственность за свои поступки.
3.. Методическое содержание программы
Задачи программы решаются путём:
• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у учащихся культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;
• предоставления возможности учащемуся быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;
• комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования;
• внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений учащихся по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем.
Программа базируется на:
• применении в процессе воспитания культуры природолюбия, а также в процессе экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания и образования ребёнка элементов и методов системного подхода и анализа, систематизации и классификации знаний;
• рассмотрении всей совокупности составных частей и элементов учебного и воспитательного процесса, направленного на развитие у учащихся культуры природолюбия, решение проблем экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания как единого, комплексного и системного учебно-воспитательного инструментария;
• использовании в образовательно-воспитательном процессе образов сказочных героев -друзей и защитников Природы;
• организации и реализации в рамках программы занятий и мероприятий с использованием образов сказочных героев -друзей и защитников Природы;
• введении в учебно-воспитательный процесс элементов комплексной сказкотерапии с помощью серии познавательных сказок, а также различных рассказов о животном и растительном мире, способствующих воспитанию у ребёнка культуры природолюбия;
• присутствии во время изучения той или иной темы или вопроса различных игровых элементов;
• включении в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий и различных заданий по изучаемым темам, направлениям и вопросам;
• предоставлении обучающимся возможности дальнейшего изучения того или иного материала с учителями, родителями и своими сверстниками за пределами общеобразовательной организации.
С целью формирования у детей начальных классов культуры природолюбия программа предусматривает:
• использование в учебно-образовательном процессе образов сказочных героев – друзей и защитников Природы;
• создание раздаточных и наглядных материалов;
• создание разнообразных игровых комплексов для организации занятий в семье;
• разработку специальных элементов оформления помещений;
• создание и открытие страничек, разделов, рубрик в газетах, журналах;
• организацию и проведение практических занятий по охране и защите Природы;
• организацию и проведение различных тематических встреч, экскурсий и игровых конкурсов, викторин;
• использование в учебном процессе элементов естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.
Программа позволяет проводить комплексное обучение и воспитание ребёнка в школе и в семье, направленное на развитие у учащихся культуры природолюбия.
Принципы работы, используемые при организации и проведении занятий в рамках программы:
• системный подход к рассмотрению любой темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;
• использование интегрирующего подхода;
• последовательность в обучении и воспитании;
• преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
• простота и доступность изучаемого материала;
• наглядность при изучении тем и вопросов;
• присутствие элементов сравнения и различных примеров;
• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
• добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;
• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны обучающихся.
Формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса:
-тематические занятия;
-чтение книг,
- беседы;
-наблюдения;
-диспуты;
-прослушивание тематических сказок и рассказов;
-творческие задания;
-экологические игры;
-просмотр фрагментов учебных, научно-популярных, документальных фильмов;
-просмотр фрагментов телевизионных передач;
-просмотр тематических мультипликационных фильмов;
театрализованные представления;
-викторины;
- экологические конкурсы;
-интеллектуальные соревнования;
-тематическое оформление классов и помещений;
-встречи с творческими людьми с.Заволжье:
-трудовые десанты на природе;
-экспериментальные мероприятия;
-экскурсии;
-экологические акции;
-экологические выставки;
- тематические мероприятия;
-мини-проекты;
-исследовательские мероприятия.
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
• самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений, их защита в группе;
• контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
• табло достижений;
• открытые занятия в игровой форме;
• участие в массовой внеурочной деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими
учебными предметами, как:
- русский язык;
-литературное чтение;
-география;
-окружающий мир;
-технология;
-музыка;
-изобразительное искусство.
Места проведения занятий: учебные кабинеты, пришкольный участок,
школьная и сельская библиотеки, школьный музей, станции заволжской экологической тропы «Гармония природы».
4. Организационные основы реализации программы.
Программа разработана для детей 7-11 лет.
Срок реализации: 1 год
Набор обучающихся осуществляется по желанию детей, с учётом их склонностей, путём собеседования.
Режим занятий:
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу в 1-2 и 3-4 классах
(всего 2 часа). Длительность зенятий-40 минут.
По программе предусмотрено занятий за год – 68 (по 34 занятия в 1-2 и 3-4 классах)
5.Ожидаемые результаты
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов
реализации требований к результатам освоения основных образовательных
программ федерального государственного стандарта
Требования к обучающимся по годам обучения:
К концу первого года обучения школьники должны знать:
-признаки живой и неживой природы;
-условия жизни растений и животных;
-нравственные правила обращения с объектами природы;
уметь:
-проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на
выявление признаков объектов;
-оказывать помощь птицам в зимнее время года;
- эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе.
К концу второго года обучения школьники должны знать:
- традиции нравственно-этического отношения к природе
- элементарные нормы экологической этики;
-простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для
объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
-знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой;
уметь:
- уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в
природе;
-подбирать необходимый экологический материал;
∗ уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими
средствами.
К концу третьего года обучения школьники должны знать:
- реальные местные экологические условия;
-способы охраны природы;
- основные охраняемые растения и животные Самарской области;
уметь:
- анализировать экологические ситуации и искать возможности их
решения;
-использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней
отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской
деятельности;
- проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя;
К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:
-некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по
формированию экологической проблемы;
-нравственные и правовые принципы природопользования;
-причины необходимости посильного участия в охране природы родного края;
уметь:
-реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах;
-пропагандировать идеи правильного природопользования;
-использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила
экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном
поведении.
К концу 4–ого года обучения у школьников должны быть сформированы основы экологической культуры и природолюбия.
Первый уровень результатов освоения программы:
духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся
вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках,
конкурсах рисунков и поделок.
Второй уровень результатов: получение обучающимися опыта
переживания позитивного отношения к базовым ценностям общества,
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,
образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной
просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Участвует в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному
краю.
Третий уровень результатов: получение обучающимся начального
опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего
школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за
пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С
этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными
наблюдениями, экологические экскурсии, презентации экологических проектов.
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
-основы экологической культуры и культуры природолюбия;
- основы общей культуры;
-духовно богатый внутренний мир и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
• внутренняя потребность любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
-общий кругозор, развитие их творческих способностей;
-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-установка на здоровый образ жизни.
Метапредмнтеые
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные
Обучающиеся научатся:
-различать объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать, сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
-проводить несложные наблюдения в природе;
- использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
-определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека,
-использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе;
-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.
Основные виды учебной деятельности
Для достижения ожидаемых результатов будут использованы следующие виды учебной деятельности:
1. Учебное сотрудничество - коллективная дискуссия, обсуждение, работа в парах, малых группах;
2. Игровая деятельность – ролевая игра, ситуационная игра, игра по правилам, образно-ролевая игра.
3. Творческая деятельность –
выставки, защита проектов, конкурсы, акции.
4. Трудовая деятельность –
участие в общественно-полезном труде, трудовые десанты, экологические акции.
5. Исследовательская деятельность –
наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез, мини-опыты.
Учебно-тематический план и тематическое содержание программы корректируются по учебным годам в зависимости от контингента обучающихся.
6. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-2 класс
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | В том числе | ||
теоретических занятий | практических занятий | экскурсий | |||
1 | Введение. | 1 | 1 | ||
2 | Путешествие в экологию | 3 | 1 | 1 | 1 |
3 | Сказочные герои –друзья и защитники природы | 10 | 1 | 8 | 1 |
4 | Учись жалеть и беречь | 5 | 1 | 4 | |
5 | Друзья и защитники леса | 6 | 1 | 3 | 2 |
6 | Птицы-наши друзья, будем друзьями птиц | 4 | 1 | 3 | |
7 | Письма в природу от её друзей и защитников. | 4 | 1 | 2 | 1 |
8 | Заключение. | 1 | 1 | ||
Всего: | 34 | 7 | 21 | 5 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-4 класс
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | В том числе | ||
теоретических занятий | практических занятий | экскурсий | |||
1 | Введение. | 1 | 1 | ||
2 | Путешествие в экологтю | 3 | 1 | 1 | 1 |
3 | Сказочные герои –друзья и защитники природы | 10 | 1 | 8 | 1 |
4 | Учись жалеть и беречь | 5 | 1 | 4 | |
5 | Друзья и защитники леса | 6 | 1 | 3 | 2 |
6 | Птицы-наши друзья, будем друзьями птиц. | 4 | 1 | 3 | |
7 | Письма в природу от её друзей и защитников. | 4 | 1 | 2 | 1 |
8 | Заключение. | 1 | 1 | ||
Всего: | 34 | 7 | 21 | 5 |
7. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 – 2 класс
Модули программы:
1.Введение. 1 час.
Сто тысяч «Почему?»
Диагностика экологических интересов обучаюшихся.
2.Путешествие в экологию. 3 часа.
Тайны осени. Волшебство родной природы. Любить и знать свой родной край.
Экскурсия в осеннюю природу.
3.Сказочные герои –друзья и защитники природы. 10 часов.
Герои сказок - друзья и защитники природы. Сказочные герои в природе. Образы сказочных героев - друзей природы проекта «Эколята». Сказочные персонажи охраняют заволжскую природу.
Почему в одних сказках заяц – белый, а в других – серый? Друзья леса заботятся о берёзках, ёлочках.
Экскурсия на пришкольный участок
4. Учись жалеть и беречь. 5 часов.
Н. И. Сладков « Слово Жалейкин…» Рассказы Н. И. Сладкова «Лесные тайнички»: «Жалейкин и пруд»,«Жалейкин и лягушонок», «Жалейкин и щука». Учись жалеть. «Жалейкин- мальчуган добрый».
5. Друзья и защитники леса. 6 часов.
Почему говорят: Лес – наше богатство? Лесные загадки. В гостях у Лесовичка. Кто живёт в лесу? В гостях у Лесовичка. Что растёт в лесу?
Экологические игры: «Лукошко грибника», «Лесная аптека»
Правила поведения в лесу.
Экскурсия в берёзовую аллею на пришкольном участке.
Экскурсия в зимний лес
6. Птицы- наши друзья, будем друзьями птиц. 4 часа.
Игра «Знаток птиц», характеристика перелётных птиц на примере героя по видео-клипу: «Журавлик». Рассказ Н. И. Сладкова «Лесные тайнички»: «Жалейкин и птенчик».
Конкурс оригинальных кормушек.
7. Письма в природу от её друзей и защитников. 4 часа.
Жалобная книга природы. За что белого мишку вписали в Красную книжку?
Письмо белому медведю. Письмо от ландыша.
Игровой калейдоскоп: письма-приглашения животным от друзей природы. Экскурсия в школьную библиотеку
8. Заключение. 1 час.
Подведение итогов.
Мониторинг результативности программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 - 4 класс
Модули программы:
1.Введение. 1 час.
Разнообразие живой природы. Загадки природы.
Сто тысяч «Почему?»
Диагностика экологических интересов обучаюшихся.
2.Путешествие в экологию. 3 часа.
Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают?
Фотовыставка «Край родной-навек любимый»
Интеллектуальные соревнования «Люби и знай свой родной край»
3.Сказочные герои –друзья и защитники природы. 10 часов.
Парад героев сказок- друзей природы. Сказочные герои ни пришкольном участке. Изготовление сказочных героев-друзей природы проекта «Эколята».
Сказочные персонажи охраняют заволжскую природу.
Герои мультфильмов на защите природы. Оформление уголка «Герои сказок-друзья природы». Викторина «Какой сказочный персонаж?»
Сказки собственного сочинения о защитниках природы.
«В мире прекрасного». Друзья природы на защите цветов.
«Бурый медведь-символ Руси» Собирательный образ бурого медведя из русских народных сказок.
Экскурсия на пришкольный участок
4. Учись жалеть и беречь. 5 часов.
Н. И. Сладков « Слово Жалейкин…», Рассказы Н. И. Сладкова «Лесные тайнички»: «Жалейкин и жабы»,«Жалейкин и сорняки», «Жалейкин и щука»
Учись жалеть. «Жалейкин- мальчуган добрый»
5.Друзья и защитники леса. 6 часов.
.Наблюдения за жизнью зимнего леса. Отчего зимой у ёлки зелёные иголки? Экскурсия в природу.
Путешествие на «лесном» поезде. Выпуск « Лесной» газеты.
Лесные истории, Лесная аптека. Правила поведения в лесу Экскурсия в лес.
6. Птицы- наши друзья, будем друзьями птиц. 4 часа.
Игра «Знаток птиц». Рассказы Н. И. Сладкова «Лесные тайнички»: «Жалейкин и зяблик», « Жалейкин и чайки».
Конкурс оригинальных кормушек
7. Письма в природу от её друзей и защитников. 4 часа.
Жалобная книга природы. За что белого мишку вписали в Красную книжку?
Письмо белому медведю. Письмо от ландыша
Игровой калейдоскоп: письма-приглашения животным от друзей природы.
Игра «Знаток птиц». Рассказы Н. И. Сладкова «Лесные тайнички»: «Жалейкин и зяблик», « Жалейкин и чайки».
8.Заключение. 1 час
Подведение итогов.
Мониторинг результативности программы.
8. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-2 класс
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Форма контроля | Дата провеления | ||||
Модули | Введение. 1 час. | |||||||
1 | 1 | Сто тысяч «Почему?» | Беседа Демонстрация видеоклипов о живой природе | Диагностика интересов обучающихся | ||||
2. | Путешествие в экологию. 3 часа | |||||||
2 | 2 | Тайны осени. | Экскурсия в осеннюю природу. Обучающие игры | Наблюдение | ||||
3 | 3 | Волшебство родной природы | Заочная экскурсия по фотовыставке «Родные места» Трудовой десант | Устные ответы на вопросы | ||||
4 | 4 | Люби и знай свой родной край. | Интеллектуальные соревнования | Достижения | ||||
3 | Сказочные герои –друзья и защитники природы. 10 часов | |||||||
5 | 1 | Герои сказок- друзья природы | Презентация | Устные ответы на вопросы | ||||
6 | 2 | Сказочные герои в природе | Экскурсия на пришкольный участок | Наблюдение | ||||
7 | 3 | Изготовление сказочных героев-друзей природы проекта «Эколята» | Урок творчества | Наблюдение | ||||
8 | 4 | «Сказочные персонажи охраняют заволжскую природу» | Игра | Контрольно-познавательная игра | ||||
9 | 5 | «Герои мультфильмов на защите природы» | Игра Конкурс рисунков мультипликационных героев-защитников природы | Описание образа героя | ||||
10 | 6 | Оформление уголка «Герои сказок-друзья природы» | Урок творчества | Наблюдение | ||||
11 | 7 | Викторина « Из какой сказки?» | Презентация | Вопросный контроль | ||||
12 | 8 | Почему в одних сказках заяц – белый, а в других – серый? | Исследование Демонстрация мультфильма . | Тест-контроль | ||||
13 | 9 | «Берёзкины слёзки» | Демонстрация видеоклипа | Вопросный контроль | ||||
14 | 10 | Друзья леса в гостях у ёлочки | Театрализованное представление | Публичное выступление | ||||
4 | Учись жалеть и беречь. 5 часов. | |||||||
15 | 1 | Н. И. Сладков « Слово Жалейкин…» | Чтение рассказа. Игра-исследование | Наблюдение | ||||
16 | 2 | «Жалейкин и пруд» | Чтение рассказа. Игра | Контрольно-познавательная игра | ||||
17 | 3 | «Жалейкин и лягушонок» | Чтение рассказа. Игра | Контрольно-познавательная игра | ||||
18 | 4 | . «Жалейкин и щука» | Чтение рассказа. Игра | Контрольно-познавательная игра | ||||
19 | 5 | Учись жалеть. «Жалейкин- мальчуган добрый» | Беседа. Презентация. Игра | Контрольно-познавательная игра | ||||
5 | Друзья и защитники леса. 6 часов. | |||||||
20 | 1 | Почему говорят: лес – наше богатство? Лесные загадки. | Экскурсия в зимний лес Экологические наблюдения | Наблюдение | . | |||
21 | 2 | В гостях у Лесовичка. Кто живёт в лесу? | Просмотр фильма. Беседа. | Тест-контроль | ||||
22 | 3 | В гостях у Лесовичка. Что растёт в лесу? | Беседа, игра. | Тест-контроль | ||||
23 | 4 | «Лукошко грибника» | Презентация. Игра
| Контрольно-познавательная игра | ||||
24 | 5 | «Лесная аптека» | Презентация .Игра | Контрольно-познавательная игра | ||||
25 | 6 | Правила поведения в лесу | Экскурсия в берёзовую аллею на пришкольном участке. Выпуск эко-листовок. | Наблюдение | ||||
6. | Птицы- наши друзья, будем друзьями птиц. 4 часа. | |||||||
26 | 1 | «Знаток птиц» | Интеллектуальные соревнования | Достижения | ||||
27 | 2 | «Журавлик» | Демонстрация видеоклипа Беседа | Вопросный контроль | ||||
28 | 3 | Конкурс оригинальных кормушек | Практическая работа | Наблюдение | ||||
29 | 4 | «Жалейкин и птенчик» | Чтение рассказа. Игра | Контрольно-познавательная игра | ||||
7. | Письма в природу от её друзей и защитников. 4 часа. | |||||||
30 | 1 | Жалобная книга природы. | .Презентация Беседа | Вопросный контроль | ||||
31 | 2 | За что белого мишку вписали в Красную книжку? Письмо белому медведю. | Демонстрация видеоклипа. Исследования Рассуждения | Вопросный контроль | ||||
32 | 3 | Письмо от ландыша | .Презентация Беседа Игра | Контрольно-познавательная игра. | ||||
33 | 4 | Игровой калейдоскоп: письма-приглашения животным от друзей природы. | Экскурсия в школьную библиотеку | Выступление | ||||
8 | Заключение. 1 час. | |||||||
34 | Итоговое занятие. | Презентация о достижениях обучающихся для родителей | Мониторинг результативности. | |||||
34 | Всего |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3-4 класс
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Форма контроля | Дата проведения | ||||
Модули | Введение. 1 час. | |||||||
1 | 1 | Сто тысяч «Почему?» | Беседа Демонстрация видеоклипов о живой природе | Диагностика интересов обучающихся | ||||
2. | Путешествие в экологию. 3 часа | |||||||
2 | 2 | Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? | Экскурсия в осеннюю природу. Обучающие игры | Наблюдение | ||||
3 | 3 | Край родной-навек любимый | Заочная экскурсия по фотовыставке «Родные места» | Выступления-отзывы | ||||
4 | 4 | Люби и знай свой родной край. | Интеллектуальные соревнования | Достижения | ||||
3 | Сказочные герои –друзья и защитники природы. 10 часов | |||||||
5 | 1 | Парад героев сказок- друзей природы | Презентация | Устные ответы на вопросы | ||||
6 | 2 | Сказочные герои ни пришкольном участке | Экскурсия на пришкольный участок | Наблюдение | ||||
7 | 3 | Изготовление сказочных героев-друзей природы проекта «Эколята» | Урок творчества | Наблюдение | ||||
8 | 4 | «Сказочные персонажи охраняют заволжскую природу» | Игра | Контрольно-познавательная игра | ||||
9 | 5 | «Герои мультфильмов на защите природы» | Игра Конкурс рисунков мультипликационных героев-защитников природы | Описание образа героя | ||||
10 | 6 | Оформление уголка «Герои сказок-друзья природы» | Урок творчества | Наблюдение | ||||
11 | 7 | Викторина «Какой сказочный персонаж?» | Презентация | Вопросный контроль | ||||
12 | 8 | Сказки собственного сочинения о защитниках природы | Демонстрация мультфильма Мини-конференция. | Срез контрольной работы | ||||
13 | 9 | «В мире прекрасного» Друзья природы на защите цветов. | Демонстрация видеоклипа | Контрольно-познавательная игра | ||||
14 | 10 | «Бурый медведь-символ Руси» Собирательный образ про бурого медведя из русских народных сказок. | Мини-проект Исследования. | Публичное выступление | ||||
4 | Учись жалеть и беречь. 5 часов. | |||||||
15 | 1 | Н. И. Сладков « Слово Жалейкин…» | Чтение рассказа. Игра | Наблюдение | ||||
16 | 2 | «Жалейкин и жабы» | Чтение рассказа. Игра | Контрольно-познавательная игра | ||||
17 | 3 | «Жалейкин и сорняки» | Чтение рассказа. Игра | Контрольно-познавательная игра | ||||
18 | 4 | . «Жалейкин и щука» | Чтение рассказа. Игра | Контрольно-познавательная игра | ||||
19 | 5 | Учись жалеть. «Жалейкин- мальчуган добрый» | Беседа. Презентация. Игра | Контрольно-познавательная игра | ||||
5 | Друзья и защитники леса. 6 часов. | |||||||
20 | 1 | .Наблюдения за жизнью зимнего леса. Отчего зимой у ёлки зелёные иголки? | Экскурсия в природу. Практическая работа | Наблюдение Экспериментальный результат | . | |||
21 | 2 | Путешествие на «лесном» поезде. | Беседа. Презентация | Тест-контроль | ||||
22 | 3 | Выпуск « Лесной» газеты | Беседа. Практическая работа | Тест-контроль | ||||
23 | 4 | «Лесные истории» | Презентация. Игра
| Контрольно-познавательная игра | ||||
24 | 5 | «Лесная аптека» | Презентация .Игра | Контрольно-познавательная игра | ||||
25 | 6 | Правила поведения в лесу | Экскурсия в лес. Развешивание эко-листовок. Трудовой десант. | Наблюдение | ||||
6. | Птицы- наши друзья, будем друзьями птиц. 4 часа. | |||||||
26 | 1 | «Знаток птиц» | Интеллектуальные соревнования | Достижения | ||||
27 | 2 | « Жалейкин и зяблик» | Демонстрация видеоклипа Беседа | Контрольно-познавательная игра | ||||
28 | 3 | Конкурс оригинальных кормушек | Практическая работа | Наблюдение | ||||
29 | 4 | « Жалейкин и чайки» | Чтение рассказа. Игра | Контрольно-познавательная игра | ||||
7. | Письма в природу от её друзей и защитников. 4 часа. | |||||||
30 | 1 | Жалобная книга природы. | .Презентация Беседа | Вопросный контроль | ||||
31 | 2 | За что белого мишку вписали в Красную книжку? Письмо белому медведю. | Демонстрация видеоклипа. Мини-исследования Рассуждения | Вопросный контроль | ||||
32 | 3 | Письмо от ландыша | .Презентация Беседа Игра | Контрольно-познавательная игра. | ||||
33 | 4 | Игровой калейдоскоп: письма-приглашения животным от друзей природы. | Экскурсия в библиотеку | Выступление | ||||
8 | Заключение. 1 час. | |||||||
34 | Итоговое занятие. | Презентация о достижениях обучающихся для родителей | Мониторинг результативности. | |||||
34 | Всего |
9. Ресурсы для разработки и реализации программы
Организационные ресурсы:
• рабочие тетради и дневники;
• альбомы и тетради для раскрашивания;
• наглядные и раздаточные материалы;
• журналы и газеты;
• художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
• энциклопедические и справочные издания;
• аудио и видео-носители информации;
• настольные, напольные, компьютерные игры, а также игровые комплексы с присутствием сказочных героев – друзей и защитников Природы;
• костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• элементы мультипликации и диафильмов;
• учебные, документальные, научно-популярные и фильмы, их фрагменты;
• картинные галереи;
• выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;
• элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.
.Материально-технические ресурсы:
Персональный компьютер.
Мультемедийный проектор
Интерактивная доска.
Магнитная доска.
Микроскопы-5шт
Лупы-3 шт
Компасы-10щт
Коллекция полезных ископаемых.
Гербарии культурных и дикорастущих растений.
Живые объекты (комнатные растения).
Аудиозаписи по темам.
Видеофильмы по темам.
Дидактические ресурсы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации – М.: Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/сост. Савинов. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011г. – 204с. (Стандарты второго поколения).
3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. -М.: Просвещение, 2010.
4..Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под ред.. Горского В.А. Москва. «Просвещение». 2011г. (Стандарты второго поколения).
Информационно-методические ресурсы
1.Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волго¬град, 2009.
2.Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие(уроки мастерства) Пособие. Е.В. Тяглова . М.: Планета, 2010.
3.Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. –М.: Просвещение, 2010.
4.Гайдина Л., Кочергина А. Группа продлённого дня. 1 – 2 классы. Москва. «ВАКО». 2011г.
5.Гайдина Л., Кочергина А. Группа продлённого дня. 3 – 4 классы. Москва. «ВАКО». 2012г.
6. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /– М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
7. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в
начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2007.
8. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3.
9.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по
естествознанию. 1-4 классы - Ростов на Дону: «Феникс», 2003.
10.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – «Начальная школа» №10, 2005.
11.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки,
праздники). – «Начальная школа», 1998, №10.
13.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. -
Ярославль: «Академия развития», 1997.
Интернет-ресурсы для разработки и реализации программы
*mdou23belui.caduk.ru/DswMedia/polojeniemicrosoftofficeword.pdf
mdou23belui.caduk.ru›DswMedia/
Всероссийский природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята»
*экодетство.рф›portfolio-item/ekolyata-doshkolyata/
Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Положение о первом Всероссийском экологическом...
*mir-gelaniy.ru›profilnaj_ykologicheskoe_…
Экологический портал расскажет об экологии и проблемах охраны ... Активными любителям природы будут расти «почемучки» - мальчики и девочки.
*pochemu4ka.ru›
Детский развивающий портал "ПочемуЧка"
*Рассказы Николая Сладкова для школьников
ped-kopilka.ru›semeinaja…nikolaja-sladkova-dlja…
*Николай Сладков. Рассказы
r-rech.ru›2009-04-06-13-32-01/2010-10-26-13-00-46
*Николай Сладков. Лесные сказки.
detochki.su›index.php…
*Николай Сладков
ruslita.ru›13-glavnaya/370-nikolaj-sladkov
«Учитесь жалеть и беречь»
*Николай Сладков: Cлово "ЖАЛЕЙКИН" Полный список рассказов.
sladkov.lit-info.ru›words…
*zhalejkin.htm Лесные тайнички. Жалейкин и чайки.
*Жалейкин и лягушонок | | Сладков Н.И. | Рассказы
vogelz.ru›rasskazy/sladkov…dolgo-dumaya/zhaleykin…
*. «Жалейкин и пруд»...
UchMet.ru›library/material/282406/
*myshared.ru›slide/921200/
Дети слушают рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и птенчик»
*Николай Сладков: Cлово "ЖАЛЕЙКИН" Полный список рассказов.
sladkov.lit-info.ru›words…ЖАЛЕЙКИН…zhalejkin.htm
-Лесные тайнички. Жалейкин и чайки
Лесные тайнички. Жалейкин и лягушонок
Лесные тайнички. Жалейкин и зяблик
Лесные тайнички. Жалейкин и мыши
Лесные тайнички. Жалейкин и щука
Лесные тайнички. Жалейкин и сорняки
Лесные тайнички. Жалейкин и пруд
Лесные тайнички. Жалейкин и дятел
Лесные тайнички. Жалейкин и птенчик
Лесные тайнички. Жалейкин и жабы
Источник:http://sladkov.lit-info.ru/words/24-%D0%96%D0%90%D0%9B%D0%95%D0%99%D0%9A%D0%98%D0%9D/sladkov/zhalejkin.htm
*Жалейкин- мальчуган добрый
reftrend.ru›395284.html
*В. Берестов « Лети!», Н. Сладков «Жалейкин и птенчик»
sgt-portal.ks.ua›en/chtenie-2-klass/283…zhalejkin
Сказки
.*сказок" - Внеклассные мероприятия для начальных...
uchportal.ru›load/192-1-0-13696
*Сказки о комнатных растениях для начальных классов....
multiurok.ru›…skazki…dlia-nachal-nykh-klassov.h
*короткие сказки про растения и животные
alfametal.ru›banners/calcilator_03.php?…rasteniya…
*Сборник сказок на экологическую тему
infourok.ru›material.html?mid=137186
*Экологическая сказка "Муравьи... | Начальные классы
videouroki.net›filecom.php…
Презентации
*Детские презентации" - все материалы от - viki.rdf.ru
viki.rdf.ru› Список всех презентаций
*Детские электронные презентации и клипы.
с сайтов Елены Даниловой и Вики Кузнецовой...
orrentino.com›torrents/132031
*сайт вики кузнецовой — advODKA.com
advodka.com›keyword/сайт вики кузнецовой
*Презентации про животных
pochemu4ka.ru
*›Обучение и развитие›Презентации
Презентации про животных ... © Детский развивающий портал "ПочемуЧка"
youtube.com›playlist?list=…
*Развивающие презентации про животных..
животных, домашние животные, о животных, животные дикие, дикий животный, скачать животных, тема животные, презентации о ...
*Презентации, клипы, уроки для начальной школы
shkola-abv.ru
*Обучающее видео. Презентации для детей онлайн со звуком
detochki.su›index.php…
*Детские презентации про животных как они говорят...
vidohom.ru›kadry/sborniki/prezentatsija-dlja…kak…
*MsBook - Забавные истории про животных
*Презентация про животных
psy.rin.ru›cgi-bin/asearch.pl?…Презентация про…
Загадки
*Загадки про животных - Презентация 179-1
900igr.net›prezentatsii/stikhi…pro-zhivotnykh.html
*“В лес по загадки”
cbse.ru›v-les-po-zagadki
*"Загадки про животных и птиц"
prodlenka.org›…shkola…prezentacija…pro-zhivotnyh…
*Загадки для учащихся начальной школы с ответами
alegri.ru›deti/sovety-dlja-mam…dlja…nachalnoi…s…
*Загадки по сказкам для начальных классов. Загадки для детей про животных с ответами...
bebi.lv›Загадки›Детские загадки про животных
*Загадки о растениях
5klass.net›russkij-jazyk…klass…po…rastenijakh.html
Игры
*Игра-викторина "Комнатные растения"
*Игра для начальных классов "Экологическая тропинка"
festival.1september.ru›articles/648754/
*Интеллектуально-экологическая игра для 1 класса...
prodlenka.org›metodicheskie…nachalnaja…igra-dlja…
*Игры и викторины 1-4 класс - Учителю начальных классов
easyen.ru›load/nachalnykh/igra/217
*Экологические игры для начальных классов
savdancer.ru›nachalnie-klassi/8495.php
*Интеллектуальная игра для начальных классов "Мир...
videouroki.net›filecom.php…
*Игра «Поле чудес» для начальных классов про животных
kladraz.ru›igry-dlja…nachalnyh…pro-zhivotnyh.html
Пословицы и поговорки
*Пословицы и поговорки о животных для начальных...
alegri.ru›deti…dlja-mam…poslovicy…zhivotnyh-dlja
*Пословицы и поговорки о животных. *
* Пословицы о растениях
ped-kopilka.ru›
Викторины
*Викторина "Лесная аптека" - ...Самарский школьный портал
samarapedsovet.ru›load/raznoe/viktoriny/viktorina…
*экологическая викторина
ultiurok.ru›larisakudinova…viktorina-dlia…nachal…
*Викторина «Всё про животных»
infourok.ru›material.html?mid=53818
*"Береги природу". Экологическая викторина (3-й класс)
festival.1september.ru›articles/557214/
*Экологическая викторина для начальных классов...
kladraz.ru›Викторины›Викторины для школьников›…-viktorina-dlja…
*.Экологическая игра-викторина Начальная...
collegy.ucoz.ru›Каталог статей›49-1-0-13556
Экологические стихи
*Детские стихи про животных
mamaschool.ru›Про животных
*Стихи о животных и растениях
ya-sam-author.com›index.php?option=com…2010-05-14…
*Красная книга. "Будь природе другом"
festival.1september.ru›articles/213053/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Программа внеурочной деятельности экологического направления "Почемучки"
Целью данной программы является формирование экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы у детей 10-12 летОсновными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Содержит тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Почемучки" 5 класс
Система занятий позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий....