Рабочая программа по биологии для 7 класса.2015 год
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Горленкова Светлана Владимировна

Данная рабочая программа отвечает требованиям образовательного стандарта для 7 класса общеобразовательной школы на 2015 год по биологии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 469

Выборгский район  г. Санкт-Петербург

"Рассмотрено и принято"              "Согласовано"                        "Утверждаю"

на заседании   МО                        Зам. директора по УВР                     Директор ГБОУ школа №469

учителей естественно-                   ________/Дубовая Е.Л.                   _____      /Купорова Ю.А./

математического цикла        

ГБОУ школа  № 469                        

Протокол   №            

"_____"  _______2015 г.

"___"  _____________

Руководитель МО

___________/___________/

РАБОЧАЯ       ПРОГРАММА

на 2015/2016  учебный год

Учебный предмет :         Биология

Класс  :             7          

Количество часов: в неделю:      2                Всего за год:  _68____

           

Учитель :           Горленкова       Светлана           Владимировна

Планирование составлено на основе программы (название, авторы):

В.В.Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. М.: Просвещение, 2012 / Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2012, - 172 с./

Используемый учебник (названия, авторы, выходные данные):

 В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. «Дрофа», 2014. – М.: Дрофа, 2014

Дополнительная литература:

 В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Рабочая тетрадь «Биология. Животные» 7 класс. «Дрофа», 2014.

Рабочую программу составила:

 Горленкова    Светлана    Владимировна

Санкт-Петербург

2015-2016

 

 Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс:

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2014). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2011, (авт. Пасечник В.В. и др.), Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина,  В.М. Пакуловой.  (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2006, -172.),

полностью отражающие содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Учебно-методический комплекс:

  1. Учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. «Дрофа», 2014.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа, 2013. – 144с.
  3. Методическое пособие для учителя
  • В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева. Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2012. – 192с.
  • О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии. К учебникам А.И. Никишова, В.М. Константинова, В.В. Латюшина. – М.: ВАКО, 2010. – 432с.
  • Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.- 158с.

  1. Электронное приложение для 7 класса www.drofa.ru 

Целью изучения курса биологии биологии в 7 классе является:

  • освоение знаний о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Общая характеристика предмета

Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В контексте деятельностного подхода к обучению биологии изучение тем включает в себя три уровня освоения учебной информации: воспроизведение и описание учебной информации; интеллектуальный уровень; творческий уровень.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой). Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей:

  • знакомство учащихся с зоологией – наукой о животных, этапами её развития,
  • раскрытие роли животных в природе и их значения для человека.
  • развитие познавательного интереса к изучению природы,
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к животному миру,
  • формирование понятия о необходимости охраны животных.

Содержание обучения представлено в программе разделами:

  1. Введение.
  2. Многообразие животных.
  3. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.
  4. Индивидуальное развитие животных.
  5. Развитие животного мира на Земле.
  6. Биоценозы.
  7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

Место предмета в учебном плане

На изучение биологии в седьмом классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

Требования к уровню подготовки по биологии

В результате изучения биологии ученик должен:

 знать/ понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности строения организмов животных разных систематических групп;

уметь: 

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать: приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
  • оказания первой помощи при укусах животных;
  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения животных

Основное содержание учебного курса

1.Введение (1 час)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

2. Многообразие животных (36 часов)

Простейшие

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа

Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.

Беспозвоночные

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с многообразием круглых червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

3. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных  (10 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы

Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.

Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных

4. Индивидуальное развитие животных (4 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

5. Развитие  животного мира на Земле (4 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

Закономерности размещения животных на Земле

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

6. Биоценозы (6 часов)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7 часов)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

   

Раздел (тема) курса

Кол-во часов

Контрольная работа, дата проведения

Лабораторная работа, дата проведения

1.

Введение.

1

2.

Многообразие животных.

Беспозвоночные

Тип Хордовые  

36

К.р. № 1

К.р. № 2

Л.р. № 1

Л.р. № 2

Л.р. № 3

Л.р. № 4

Л.р. № 5

3.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.

10

К.р. № 3

Л.р. № 6

4.

Индивидуальное развитие животных

4

Л.р. № 7

5.

Развитие животного мира на Земле.

4

Л.р. № 8

6.

Биоценозы.

6

К.р. № 4

7.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

7

Итого

68

4

8


Календарно-тематическое планирование

№п/п

Дата

Тема урока

Основные элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Контроль

план

факт

№п/п

Дата

Тема урока

Основные элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Контроль

план

факт

Введение – 1 час

1.

1.09

История развития зоологии.

Современная зоология

Общие сведения о животном мире.  Систематические категории. Сходство и различия животных и растений. Зоология и ее структура.

Знать: Предмет изучения зоологии; Систематические категории; области применения зоологических знаний;  

Уметь: описывать: методы изучения животных; объяснять: значение классификации животных; характеризовать этапы развития зоологии; отличать животных от растений

Творческое задание.

Модуль 1. Многообразие животных – 36 часов

Простейшие – 2 часа

2.

4.09

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.

Многообразие, среда и места обитания простейших: корненожек, радиолярий, солнечников, споровиков. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: принадлежность организмов к простейшим;

Уметь: характеризовать типы простейших;

Самостоятельные наблюдения

3.

8.09

Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории.

Многообразие, среда и места обитания простейших: жгутиконосцев, инфузорий. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев;

Уметь: описывать органоиды передвижения простейших. Объяснять общность происхождения животных и растений. Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности.

Фронтально-индивидуальная работа.

.

Беспозвоночные – 16 часов

4.

11.09

Тип Губки. Класс: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

Многообразие, среда обитания, образ жизни губок. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: способы защиты губок от врагов; Уметь: распознавать и описывать строение слоев губок; Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими; Доказывать, что губки- многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок;

Задания по выбору

5.

15.09

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

Многообразие, среда обитания, образ жизни кишечнополостных. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: распознавать и описывать строение кишечнополостных;

Уметь: объяснять значение термина «кишечнополостные». Выделять сходства между губками и кишечнополостными;

Фронтальный опрос

6.

18.09

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

Многообразие, среда обитания, образ жизни плоских червей. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: определения основных понятий. Уметь: распознавать и описывать представителей типа Плоские черви; Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей;

Фронтально-индивидуальная работа.

7.

22.09

Тип Круглые черви.

Многообразие, среда обитания, образ жизни круглых червей. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Уметь: выделять особенности строения; Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей.

Фронтальный опрос

8.

25.09

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Полихеты.

Многообразие, среда обитания, образ жизни кольчатых червей. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: внутренние органы различных систем. Уметь: объяснять значение полихет в природе. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви. Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей

Задания по выбору

9.

29.09

Классы кольчецов: Олигохеты, Пиявки. Лабораторная работа № 1. Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Многообразие, среда обитания, образ жизни кольчецов: олигохетов, пиявок. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: особенности строения и приспособленность кольчецов;

Уметь: характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании. Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

Л.Р.

10.

2.10

Тип Моллюски.

Многообразие моллюсков. Способы  питания и   передвижения.

Знать: - особенности внешнего и внутреннего строения моллюсков;

- животных типа Моллюски

Уметь: - сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей;

- распознавать и описывать животных типа Моллюски

Фронтальный опрос

11.

6.10

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Принадлежность моллюсков к классам.

Значение в природе и в жизни человека.

Приспособления моллюсков к среде обитания. Двустворчатые и

брюхоногие моллюски.

Знать: - принадлежность моллюсков к классам;

- значение в природе и жизни человека

Уметь: - сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков;

- выявлять приспособления моллюсков к среде обитания

Фронтальный опрос

Задания по выбору

12.

9.10

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии.

Представители иглокожих.

Строение

Иглокожих.

Приспособления иглокожих к  среде обитания.

Знать: - значение иглокожих в природе;

- представителей иглокожих

Уметь: - объяснять приспособления иглокожих к среде обитания;

- находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных

Фронтально-индивидуальная работа.

13.

13.10

Тип членистоногие

Лабораторная работа № 2. Знакомство с многообразием   ракообразных            

Многообразие, среда обитания, образ жизни членистоногих. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: - животных типа Членистоногие;

- особенности строения членистоногих

Уметь:- распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих;

- объяснять роль ракообразных в природе и жизни человека

Самостоятельные наблюдения

14.

16.10

Класс Паукообразные.

Многообразие, среда обитания, образ жизни паукообразных. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: - животных типа Паукообразные;

- особенности строения членистоногих

Уметь:- распознавать и описывать внешнее строение и многообразие паукообразных;

- объяснять роль  паукообразных  в природе и жизни человека

Фронтальный опрос

Задания по выбору

15.

20.10

Класс Насекомые. Лабораторная работа № 3. Изучение представителей отрядов насекомых.

Многообразие, среда обитания, образ жизни насекомых. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать:- примеры насекомых с различным типом ротового аппарата;

- особенности  внешнего строения

Уметь:- выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни;

- объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи

Л.Р.

16.

23.10

Отряды Насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

Меры борьбы с насекомыми-вредителями растений и переносчиками

заболеваний человека.  Многообразие, среда обитания, образ жизни насекомых: стрекоз, вшей, жуков, клопов. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: - признаки отрядов Вши, Клопы;

- представителей отрядов насекомые

Уметь: - определять принадлежность к отряду, классу, типу;

- характеризовать роль в природе и жизни человека;

- приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране;

- объяснять название «жесткокрылые»

Фронтальный опрос

Задания по выбору

17.

27.10

Отряды Насекомых: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

Редкие

и  охраняемые  виды

насекомых и меры по их охране. Многообразие, среда обитания, образ жизни чешуекрылых, равнокрылых, двукрылых, блох. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: - признаки отрядов насекомых;

- представителей отрядов насекомые

Уметь:- определять принадлежность к отряду, классу, типу;

- объяснять роль в природе и жизни человека;

- приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране;

- предлагать меры борьбы с насекомыми-вредителями растений и переносчиками заболеваний человека

Фронтальный опрос

18.

30.10

Отряд насекомых: Перепончатокрылые.

Многообразие, среда обитания, образ жизни перепончатокрылых. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: - признаки отряда Перепончатокрылые;

- представителей отрядов Перепончатокрылые

Уметь:- определять принадлежность к отряду, классу, типу;

- объяснять роль в природе и жизни человека;

- приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране;

- объяснять почему пчел и муравьем называют общественными насекомыми

Фронтальный опрос

19.

10.11

Контрольная работа № 1 по теме: «Беспозвоночные»

Обобщение и проверка знаний по теме

К.Р.

Тип Хордовые  – 18 часов

20.

13.11

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

Общая характеристика. Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела.

Знать: - признаки хордовых;

- внутренний скелет;

- системы внутренних органов;

- роль в природе и жизни человека

Уметь:- доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями;

- объяснять особенность строения ланцетника для жизни в воде

Задания по выбору

21.

17.11

Классы рыб: Хрящевые, Костные.  Лабораторная работа № 4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Общая характеристика. Особенности внешнего строения. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. Хрящевые рыбы, костные рыбы, чешуя, плавательный пузырь, боковая линия.

Л.Р

Фронтальный опрос

22.

20.11

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные.

Общая характеристика. Особенности внешнего строения класса хрящевых рыб: акул, скатов, химерообразных.

Знать: - черты примитивного строения;

- представителей хрящевых рыб;

- приспособления хрящевых рыб к местам обитания;

Уметь:- доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками;

- объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека;  

Фронтально-индивидуальная работа.

23.

24.11

Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.

Общая характеристика. Особенности внешнего строения костных рыб. Роль в природе и жизни человека.

Знать: - представителей костных рыб

Уметь: Характеризовать по плану отряды костных рыб;

- объяснять значение кистеперых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных

Самостоятельные наблюдения

24.

27.11

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

Общая характеристика.  Приспособления к жизни  в наземно-воздушной среде: покровы тела, дыхание. Роль в природе и жизни человека

Знать: - места обитания и образ жизни;

- признаки класса;

- внешнее строение

Уметь:- определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса;

- выделять особенности строения в связи со средой обитания;

- объяснять роль в природе и жизни человека, происхождение

Задания по выбору

Фронтальный опрос

25.

1.12

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые

Общая характеристика.  Приспособления к жизни  в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез.

Знать: - особенности внешнего строения;

- приспособления к жизни в наземно-воздушной среде

Уметь: - доказывать, что пресмыкающиеся более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными, происхождение пресмыкающихся от земноводных

Фронтально-индивидуальная работа

26.

4.12

Отряды Пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.

Общая характеристика.  Приспособления к жизни  в наземно-воздушной среде. Редкие виды.

Знать: - представителей отрядов Черепахи и Крокодилы;

- происхождение от земноводных;

- приспособления к среде обитания

Уметь: - определять принадлежность рептилий к определенным отрядам;

- объяснять роль пресмыкающихся в природе и жизни человека

Фронтальный опрос

Задания по выбору

27.

8.12

Класс Птицы. Отряд Пингвины. Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения птиц.

Особенности и отличительные признаки класса птиц. Строение, жизнедеятельность, обмен веществ, размножение и развитие птиц в связи с полетом. Приспособленность птиц к различным экологическим нишам.

Знать: - внешнее строение птиц;

- общую характеристику класса

Уметь: - выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету;

- объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся

ЛР

Фронтально-индивидуальная работа

28.

11.12

Отряды Птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

Особенности и отличительные признаки отрядов: страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные. Строение, жизнедеятельность, обмен веществ, размножение и развитие птиц в связи с полетом. Приспособленность птиц к различным экологическим нишам.

Знать: - признаки отрядов;

- роль в природе и жизни человека;

- меры по охране птиц

Уметь: - определять принадлежность птиц к определенным отрядам;

- объяснять необходимость защиты гусеобразных

Задания по выбору

29.

15.12

Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные.

Особенности и отличительные признаки отрядов:  Дневные хищные, Совы, Куриные. Строение, жизнедеятельность, обмен веществ, размножение и развитие птиц в связи с полетом. Приспособленность птиц к различным экологическим нишам.

Знать: - признаки отрядов Дневные хищники, Совы, Куринные;

- значение в природе и жизни человека;

- меры по охране птиц

Уметь: - определять принадлежность птиц к определенным отрядам;

-  необходимость защиты

Самостоятельные наблюдения

30.

18.12

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

Особенности и отличительные признаки отрядов: Воробьинообразные, Голенастые.. Строение, жизнедеятельность, обмен веществ, размножение и развитие птиц в связи с полетом. Приспособленность птиц к различным экологическим нишам.

Знать: - признаки отряда Воробьинообразные;

- принадлежность птиц к определенным отрядам;

- значение в природе и жизни человека

Уметь: - распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц;

- объяснять роль в природе и жизни человека

Фронтально-индивидуальная работа

31.

22.12

Экскурсия № 1. Изучение многообразия птиц.

Самостоятельные наблюдения

32.

25.12

Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека.

Знать: - признаки класса Млекопитающие;

- среды жизни и места обитания;

 - особенности внешнего строения;

- строение кожи

Уметь: - выявлять приспособления внешнего строения млекопитающих к среде обитания;

- определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам;

- распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие

Фронтально-индивидуальная работа

33.

12.1

Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные.

Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Знать: - среды жизни и места обитания;

 - особенности внешнего строения;

- строение кожи

Уметь: - объяснять роль в природе и жизни человека, меры охраны;

- определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам

Задания по выбору

34.

15.1

Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

Важнейшие представители отрядов:  Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Знать: - признаки отряда;

- значение в природе и жизни человека;

- меры по охране

Уметь: - определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам;

- объяснять роль в природе и жизни человека, меры охраны;

- выявлять приспособления внешнего строения

Фронтальный опрос

Задания по выбору

35.

19.1

Отряды Млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные

Важнейшие представители отрядов:   Парнокопытные, Непарнокопытные . Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Знать: - признаки отряда;

- значение в природе и жизни человека;

- меры по охране

Уметь: - определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам;

- объяснять роль в природе и жизни человека, меры охраны;

- выявлять приспособления внешнего строения

Задания по выбору

36.

22.1

Отряд млекопитающих: Приматы.

Важнейшие представители отряда Приматы. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Знать: - признаки отряда;

- сходство человекообразных обезьян с человеком

Уметь: - распознавать и описывать представителей отряда;

- объяснять родство человека с млекопитающими;

- определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам

Фронтально-индивидуальная работа

37.

26.1

Контрольная работа № 2 по теме: «Хордовые».

Обобщение и проверка знаний по теме

КР

Модуль 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных – 10 часов

38.

29.1

Покровы тела. Лабораторная работа № 6. Изучение особенностей различных покровов тела.

Развитие покровов тела у животных. Функции. Приспособления к условиям жизни.

Плоский эпителий, эпидермис, собственно кожа, кутикула

Знать: - функции покровов тела;

- приспособления покровов тела к среде обитания;

- разнообразие покровов тела у животных

Уметь: - распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих;

- выявлять приспособления покровов тела к среде обитания

ЛР

39.

2.02

Опорно-двигательная система.

Функции, приспособления к условиям жизни. Типы скелетов: внешний, внутренний. Строение скелетов позвоночных животных. Наружный скелет, внутренний скелет.

Знать: - функции;

- приспособления к условиям жизни;

- типы скелетов;

- строение скелетов позвоночных

Уметь: - распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы опорно-двигательной системы;

- выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих;

- сравнивать скелеты позвоночных

Фронтально-индивидуальная работа

40.

5.02

Способы передвижения животных. Полости тела.

Основные способы передвижения. Движения: амебоидное, за счет биения жгутиков и ресничек, с помощью мышц. Полости тела: первичная, вторичная, смешанная.

Знать: - способы передвижения животных;

- приспособления организмов к передвижению

Уметь: - приводить примеры животных, имеющих разные полости тела;

- давать определения терминам

Фронтальный опрос

Задания по выбору

41.

9.02

Органы дыхания и газообмен.

Дыхание. Пути поступления кислорода. Диффузия, газообмен, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки.

Знать: - пути поступления кислорода в организм животных;

- приспособления к условиям жизни;

- что такое газообмен;

- эволюцию органов дыхания

Уметь: - называть пути поступления кислорода в организм животных;

- распознавать и описывать органы дыхания;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания

Задания по выбору

42.

12.02

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

Питание. Строение пищеварительной системы. Обмен веществ, превращение энергии, ферменты.

Знать: - эволюцию органов пищеварения;

- функции органов пищеварения;

Уметь: - выделять категории, на которые подразделяют животных в соответствии с характером питания;

- сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания

Фронтально-индивидуальная работа

43.

16.02

Кровеносная система. Кровь.

Транспортировка веществ.  Кровеносная система, круги кровообращения, форменные элементы крови.

Знать: - эволюцию кровеносной системы;

- приспособления к условиям жизни;

- функции кровеносной системы

Уметь: - называть функции клеток крови;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания;

- сравнивать строение органов кровеносной системы

Фронтальный опрос

Задания по выбору

44.

19.02

Органы выделения.

Строение органов выделения. Канальцы, почки, мочеточники, мочевой пузырь.

Знать: - роль выделительной системы в обмене веществ;

- функции органов выделения

Уметь: - выявлять приспособления в строении органов к среде обитания;

- сравнивать органы выделения животных

Задания по выбору

45.

19.02

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Строение нервной системы.

Знать: - функции нервной системы;

- строение нервных клеток;

- значение терминов;

- эволюцию органов чувств животных;

- ведущие понятия о взаимосвязи органов и систем органов в организме

Уметь: - давать определения терминам;

- сравнивать строение органов нервной системы;

- объяснять взаимосвязь между строением и функцией органов нервной системы;

- выявлять приспособления в строении органов к среде обитания

Фронтально-индивидуальная работа

46.

26.02

Органы чувств. Регуляция деятельности организма

Постой глазок, сложный фасеточный глаз, монокулярное зрение, бинокулярное зрение. Нервная регуляция, жидкостная регуляция.

Знать: - приспособления к условиям жизни;

- эволюцию органов чувств животных

Уметь: - сравнивать строение органов чувств;

- доказывать взаимосвязь организмов с окружающим миром благодаря органам чувств

Фронтально-индивидуальная работа

47.

26.02

Контрольная работа № 3 по теме: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных».

Обобщиение и проверка знаний по теме

КР

Модуль 3. Индивидуальное развитие животных – 4 часа

48.

1.03

Продление рода. Органы размножения.

Размножение. Бесполое и половое размножение у животных. Органы размножения. Раздельнополые животные. Гермафродиты.

 Знать: - функции органов размножения;

Уметь: - приводить примеры животных с различным типом размножения

Задания по выбору

49.

4.03

Способы размножения животных. Оплодотворение.

Способы бесполого размножения: деление, почкование. Способы полового размножения: оплодотворение (внешнее, внутреннее).

Знать: - способы бесполого размножения;

- способы полового размножения;

- приспособления процесса размножения к среде обитания

Уметь: - приводить примеры животных с различным типом бесполого размножения, животных с внешним и внутренним оплодотворением

Фронтальный опрос

Задания по выбору

50.

11.03

Развитие животных с превращением и без превращения.

Типы развития. Стадии развития с превращением и без превращения.

Знать: - типы развития;

- стадии развития с превращением;

- стадии развития без превращения

Уметь: - приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза;

- сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза

Фронтально-индивидуальная работа

51.

15.03

Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа  № 7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Эмбриональный период. Формирование и рост организма. Половая зрелость и старость

Знать: - периоды жизни животных

Уметь: - характеризовать возрастные периоды домашних животных

ЛР

Модуль 4.  Развитие животного мира на Земле – 4 часа

52.

18.03

Доказательства эволюции животных.

Понятие об эволюции. Доказательства эволюции. Филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, атавизмы

Знать: - определение термина эволюция;

- доказательства эволюции животного мира

Уметь: - приводить доказательства эволюции животного мира;

Задания по выбору

53.

29.03

Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Знать: - факторы эволюции;

Уметь: - приводить примеры действия факторов эволюции

Фронтальный опрос

Задания по выбору

54.

1.04

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

Основные этапы развития животного мира на Земле. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу.

 Дивергенция, разновидность, видообразование.

Знать: - основные этапы развития животного мира на Земле;

- приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов

Уметь: - объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных;

- называть причины миграций

Фронтально-индивидуальная работа

55.

5.04

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Ареал, виды: эндемик, космополит, реликт; миграция..

Знать: - причины миграций;

- закономерности размещения животных

Уметь: - приводить примеры мигрирующих животных;

- объяснять роль миграций

Фронтально-индивидуальная работа

Модуль 5.  Биоценозы – 6 часов

56.

8.04

Естественные и искусственные биоценозы.

Примеры биоценозов. Ярусность, продуценты, консументы, редуценты.

Знать: - определение понятия биоценоз

Уметь: - приводить примеры биоценозов;

- распознавать и описывать компоненты биоценоза

Задания по выбору

57.

12.04

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Факторы среды обитания, прямое и косвенное влияние-положительное и отрицательное.

Знать: - основные среды жизни;

- условия в различных средах обитания

Уметь: - описывать условия среды обитания;

- приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;

- объяснять влияние среды обитания на животных

Фронтально-индивидуальная работа

58.

15.04

Цепи  питания. Поток энергии.

Примеры цепей питания. Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи. Пищевая пирамида, энергетическая пирамида.

Знать: - определения понятия цепь питания

Уметь: - приводить примеры цепей питания

Самостоятельные наблюдения

59.

19.04

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Взаимосвязи организмов: межвидовые и внутривидовые.

Знать: - давать определение понятию пищевые связи

Уметь: - приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза

Фронтальный опрос

Задания по выбору

60.

22.04

Экскурсия № 2. Изучение взаимосвязей  животных с другими компонентами биоценоза.

.

Самостоятельные наблюдения

61.

26.04

Контрольная работа № 4 по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы».

Обобщение и проверка знаний по теме

КР

Модуль 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 7 часов

62.

29.04

Воздействие человека и его деятельности на животных.

Воздействие человека и его деятельности на животных и среду их обитания.  Промыслы.

Знать: - положительное и отрицательное воздействие

Уметь: - приводить примеры воздействия человека на окружающую среду;

- приводить примеры промысловых животных

Задания по выбору

63.

6.05

Одомашнивание животных.

Одомашнивание, разведение, основы содержания и селекции с/х животных.

Знать: - отличие домашних и сельскохозяйственных животных;

- породы и их особенности;

- этапы одомашнивания животных

Уметь: - распознавать и описывать домашних животных;

- называть этапы одомашнивания животных

Фронтальный опрос

Задания по выбору

64.

6.05

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

Законы об охране животного мира.

Знать: - меры по охране животных

Уметь: - приводить примеры редких и охраняемых животных

Фронтально-индивидуальная работа

65.

10.05

Охрана и рациональное использование животного мира.

Заповедники, заказники, природные парки, памятники природы.  Красная книга.  Рациональное использование животных.

Знать: - значение охраны животных

Уметь: - объяснять роль животных в природе и жизни человека;

- показывать необходимость охраны животных и способы их охраны

Задания по выбору

66.

13.05

Обобщающий урок по теме: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»

Обобщение знаний по теме

Фронтально-индивидуальная работа

67.

17.05

Повторение основных вопросов курса.  

Повторение основных вопросов курса.  

Задания по выбору

68.

20.05

Летние задания.

Летние задания.

Самостоятельные наблюдения

Введение – 1 час

1.

1.09

История развития зоологии.

Современная зоология

Общие сведения о животном мире.  Систематические категории. Сходство и различия животных и растений. Зоология и ее структура.

Знать: Предмет изучения зоологии; Систематические категории; области применения зоологических знаний;  

Уметь: описывать: методы изучения животных; объяснять: значение классификации животных; характеризовать этапы развития зоологии; отличать животных от растений

Творческое задание.

Модуль 1. Многообразие животных – 36 часов

Простейшие – 2 часа

2.

4.09

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.

Многообразие, среда и места обитания простейших: корненожек, радиолярий, солнечников, споровиков. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: принадлежность организмов к простейшим;

Уметь: характеризовать типы простейших;

Самостоятельные наблюдения

3.

8.09

Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории.

Многообразие, среда и места обитания простейших: жгутиконосцев, инфузорий. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев;

Уметь: описывать органоиды передвижения простейших. Объяснять общность происхождения животных и растений. Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности.

Фронтально-индивидуальная работа.

.

Беспозвоночные – 16 часов

4.

11.09

Тип Губки. Класс: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

Многообразие, среда обитания, образ жизни губок. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: способы защиты губок от врагов; Уметь: распознавать и описывать строение слоев губок; Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими; Доказывать, что губки- многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок;

Задания по выбору

5.

15.09

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

Многообразие, среда обитания, образ жизни кишечнополостных. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: распознавать и описывать строение кишечнополостных;

Уметь: объяснять значение термина «кишечнополостные». Выделять сходства между губками и кишечнополостными;

Фронтальный опрос

6.

18.09

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

Многообразие, среда обитания, образ жизни плоских червей. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: определения основных понятий. Уметь: распознавать и описывать представителей типа Плоские черви; Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей;

Фронтально-индивидуальная работа.

7.

22.09

Тип Круглые черви.

Многообразие, среда обитания, образ жизни круглых червей. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Уметь: выделять особенности строения; Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей.

Фронтальный опрос

8.

25.09

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Полихеты.

Многообразие, среда обитания, образ жизни кольчатых червей. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: внутренние органы различных систем. Уметь: объяснять значение полихет в природе. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви. Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей

Задания по выбору

9.

29.09

Классы кольчецов: Олигохеты, Пиявки. Лабораторная работа № 1. Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Многообразие, среда обитания, образ жизни кольчецов: олигохетов, пиявок. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: особенности строения и приспособленность кольчецов;

Уметь: характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании. Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

Л.Р.

10.

2.10

Тип Моллюски.

Многообразие моллюсков. Способы  питания и   передвижения.

Знать: - особенности внешнего и внутреннего строения моллюсков;

- животных типа Моллюски

Уметь: - сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей;

- распознавать и описывать животных типа Моллюски

Фронтальный опрос

11.

6.10

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Принадлежность моллюсков к классам.

Значение в природе и в жизни человека.

Приспособления моллюсков к среде обитания. Двустворчатые и

брюхоногие моллюски.

Знать: - принадлежность моллюсков к классам;

- значение в природе и жизни человека

Уметь: - сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков;

- выявлять приспособления моллюсков к среде обитания

Фронтальный опрос

Задания по выбору

12.

9.10

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии.

Представители иглокожих.

Строение

Иглокожих.

Приспособления иглокожих к  среде обитания.

Знать: - значение иглокожих в природе;

- представителей иглокожих

Уметь: - объяснять приспособления иглокожих к среде обитания;

- находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных

Фронтально-индивидуальная работа.

13.

13.10

Тип членистоногие

Многообразие, среда обитания, образ жизни членистоногих. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: - животных типа Членистоногие;

- особенности строения членистоногих

Уметь:- распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих;

- объяснять роль ракообразных в природе и жизни человека

Самостоятельные наблюдения

14.

16.10

Класс Паукообразные.

Многообразие, среда обитания, образ жизни паукообразных. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: - животных типа Паукообразные;

- особенности строения членистоногих

Уметь:- распознавать и описывать внешнее строение и многообразие паукообразных;

- объяснять роль  паукообразных  в природе и жизни человека

Фронтальный опрос

Задания по выбору

15.

20.10

Класс Насекомые. Лабораторная работа № 3. Изучение представителей отрядов насекомых.

Многообразие, среда обитания, образ жизни насекомых. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать:- примеры насекомых с различным типом ротового аппарата;

- особенности  внешнего строения

Уметь:- выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни;

- объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи

Л.Р.

16.

23.10

Отряды Насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

Меры борьбы с насекомыми-вредителями растений и переносчиками

заболеваний человека.  Многообразие, среда обитания, образ жизни насекомых: стрекоз, вшей, жуков, клопов. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: - признаки отрядов Вши, Клопы;

- представителей отрядов насекомые

Уметь: - определять принадлежность к отряду, классу, типу;

- характеризовать роль в природе и жизни человека;

- приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране;

- объяснять название «жесткокрылые»

Фронтальный опрос

Задания по выбору

17.

27.10

Отряды Насекомых: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

Редкие

и  охраняемые  виды

насекомых и меры по их охране. Многообразие, среда обитания, образ жизни чешуекрылых, равнокрылых, двукрылых, блох. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: - признаки отрядов насекомых;

- представителей отрядов насекомые

Уметь:- определять принадлежность к отряду, классу, типу;

- объяснять роль в природе и жизни человека;

- приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране;

- предлагать меры борьбы с насекомыми-вредителями растений и переносчиками заболеваний человека

Фронтальный опрос

18.

30.10

Отряд насекомых: Перепончатокрылые.

Многообразие, среда обитания, образ жизни перепончатокрылых. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знать: - признаки отряда Перепончатокрылые;

- представителей отрядов Перепончатокрылые

Уметь:- определять принадлежность к отряду, классу, типу;

- объяснять роль в природе и жизни человека;

- приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране;

- объяснять почему пчел и муравьем называют общественными насекомыми

Фронтальный опрос

19.

10.11

Контрольная работа № 1 по теме: «Беспозвоночные»

Обобщение и проверка знаний по теме

К.Р.

Тип Хордовые  – 18 часов

20.

13.11

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

Общая характеристика. Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела.

Знать: - признаки хордовых;

- внутренний скелет;

- системы внутренних органов;

- роль в природе и жизни человека

Уметь:- доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями;

- объяснять особенность строения ланцетника для жизни в воде

Задания по выбору

21.

17.11

Классы рыб: Хрящевые, Костные.  Лабораторная работа № 4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Общая характеристика. Особенности внешнего строения. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. Хрящевые рыбы, костные рыбы, чешуя, плавательный пузырь, боковая линия.

Л.Р

Фронтальный опрос

22.

20.11

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные.

Общая характеристика. Особенности внешнего строения класса хрящевых рыб: акул, скатов, химерообразных.

Знать: - черты примитивного строения;

- представителей хрящевых рыб;

- приспособления хрящевых рыб к местам обитания;

Уметь:- доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками;

- объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека;  

Фронтально-индивидуальная работа.

23.

24.11

Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.

Общая характеристика. Особенности внешнего строения костных рыб. Роль в природе и жизни человека.

Знать: - представителей костных рыб

Уметь: Характеризовать по плану отряды костных рыб;

- объяснять значение кистеперых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных

Самостоятельные наблюдения

24.

27.11

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

Общая характеристика.  Приспособления к жизни  в наземно-воздушной среде: покровы тела, дыхание. Роль в природе и жизни человека

Знать: - места обитания и образ жизни;

- признаки класса;

- внешнее строение

Уметь:- определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса;

- выделять особенности строения в связи со средой обитания;

- объяснять роль в природе и жизни человека, происхождение

Задания по выбору

Фронтальный опрос

25.

1.12

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые

Общая характеристика.  Приспособления к жизни  в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез.

Знать: - особенности внешнего строения;

- приспособления к жизни в наземно-воздушной среде

Уметь: - доказывать, что пресмыкающиеся более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными, происхождение пресмыкающихся от земноводных

Фронтально-индивидуальная работа

26.

4.12

Отряды Пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.

Общая характеристика.  Приспособления к жизни  в наземно-воздушной среде. Редкие виды.

Знать: - представителей отрядов Черепахи и Крокодилы;

- происхождение от земноводных;

- приспособления к среде обитания

Уметь: - определять принадлежность рептилий к определенным отрядам;

- объяснять роль пресмыкающихся в природе и жизни человека

Фронтальный опрос

Задания по выбору

27.

8.12

Класс Птицы. Отряд Пингвины. Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения птиц.

Особенности и отличительные признаки класса птиц. Строение, жизнедеятельность, обмен веществ, размножение и развитие птиц в связи с полетом. Приспособленность птиц к различным экологическим нишам.

Знать: - внешнее строение птиц;

- общую характеристику класса

Уметь: - выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету;

- объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся

ЛР

Фронтально-индивидуальная работа

28.

11.12

Отряды Птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

Особенности и отличительные признаки отрядов: страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные. Строение, жизнедеятельность, обмен веществ, размножение и развитие птиц в связи с полетом. Приспособленность птиц к различным экологическим нишам.

Знать: - признаки отрядов;

- роль в природе и жизни человека;

- меры по охране птиц

Уметь: - определять принадлежность птиц к определенным отрядам;

- объяснять необходимость защиты гусеобразных

Задания по выбору

29.

15.12

Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные.

Особенности и отличительные признаки отрядов:  Дневные хищные, Совы, Куриные. Строение, жизнедеятельность, обмен веществ, размножение и развитие птиц в связи с полетом. Приспособленность птиц к различным экологическим нишам.

Знать: - признаки отрядов Дневные хищники, Совы, Куринные;

- значение в природе и жизни человека;

- меры по охране птиц

Уметь: - определять принадлежность птиц к определенным отрядам;

-  необходимость защиты

Самостоятельные наблюдения

30.

18.12

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

Особенности и отличительные признаки отрядов: Воробьинообразные, Голенастые.. Строение, жизнедеятельность, обмен веществ, размножение и развитие птиц в связи с полетом. Приспособленность птиц к различным экологическим нишам.

Знать: - признаки отряда Воробьинообразные;

- принадлежность птиц к определенным отрядам;

- значение в природе и жизни человека

Уметь: - распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц;

- объяснять роль в природе и жизни человека

Фронтально-индивидуальная работа

31.

22.12

Экскурсия № 1. Изучение многообразия птиц.

Самостоятельные наблюдения

32.

25.12

Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека.

Знать: - признаки класса Млекопитающие;

- среды жизни и места обитания;

 - особенности внешнего строения;

- строение кожи

Уметь: - выявлять приспособления внешнего строения млекопитающих к среде обитания;

- определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам;

- распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие

Фронтально-индивидуальная работа

33.

12.1

Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные.

Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Знать: - среды жизни и места обитания;

 - особенности внешнего строения;

- строение кожи

Уметь: - объяснять роль в природе и жизни человека, меры охраны;

- определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам

Задания по выбору

34.

15.1

Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

Важнейшие представители отрядов:  Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Знать: - признаки отряда;

- значение в природе и жизни человека;

- меры по охране

Уметь: - определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам;

- объяснять роль в природе и жизни человека, меры охраны;

- выявлять приспособления внешнего строения

Фронтальный опрос

Задания по выбору

35.

19.1

Отряды Млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные

Важнейшие представители отрядов:   Парнокопытные, Непарнокопытные . Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Знать: - признаки отряда;

- значение в природе и жизни человека;

- меры по охране

Уметь: - определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам;

- объяснять роль в природе и жизни человека, меры охраны;

- выявлять приспособления внешнего строения

Задания по выбору

36.

22.1

Отряд млекопитающих: Приматы.

Важнейшие представители отряда Приматы. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Знать: - признаки отряда;

- сходство человекообразных обезьян с человеком

Уметь: - распознавать и описывать представителей отряда;

- объяснять родство человека с млекопитающими;

- определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам

Фронтально-индивидуальная работа

37.

26.1

Контрольная работа № 2 по теме: «Хордовые».

Обобщение и проверка знаний по теме

КР

Модуль 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных – 10 часов

38.

29.1

Покровы тела. Лабораторная работа № 6. Изучение особенностей различных покровов тела.

Развитие покровов тела у животных. Функции. Приспособления к условиям жизни.

Плоский эпителий, эпидермис, собственно кожа, кутикула

Знать: - функции покровов тела;

- приспособления покровов тела к среде обитания;

- разнообразие покровов тела у животных

Уметь: - распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих;

- выявлять приспособления покровов тела к среде обитания

ЛР

39.

2.02

Опорно-двигательная система.

Функции, приспособления к условиям жизни. Типы скелетов: внешний, внутренний. Строение скелетов позвоночных животных. Наружный скелет, внутренний скелет.

Знать: - функции;

- приспособления к условиям жизни;

- типы скелетов;

- строение скелетов позвоночных

Уметь: - распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы опорно-двигательной системы;

- выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих;

- сравнивать скелеты позвоночных

Фронтально-индивидуальная работа

40.

5.02

Способы передвижения животных. Полости тела.

Основные способы передвижения. Движения: амебоидное, за счет биения жгутиков и ресничек, с помощью мышц. Полости тела: первичная, вторичная, смешанная.

Знать: - способы передвижения животных;

- приспособления организмов к передвижению

Уметь: - приводить примеры животных, имеющих разные полости тела;

- давать определения терминам

Фронтальный опрос

Задания по выбору

41.

9.02

Органы дыхания и газообмен.

Дыхание. Пути поступления кислорода. Диффузия, газообмен, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки.

Знать: - пути поступления кислорода в организм животных;

- приспособления к условиям жизни;

- что такое газообмен;

- эволюцию органов дыхания

Уметь: - называть пути поступления кислорода в организм животных;

- распознавать и описывать органы дыхания;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания

Задания по выбору

42.

12.02

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

Питание. Строение пищеварительной системы. Обмен веществ, превращение энергии, ферменты.

Знать: - эволюцию органов пищеварения;

- функции органов пищеварения;

Уметь: - выделять категории, на которые подразделяют животных в соответствии с характером питания;

- сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания

Фронтально-индивидуальная работа

43.

16.02

Кровеносная система. Кровь.

Транспортировка веществ.  Кровеносная система, круги кровообращения, форменные элементы крови.

Знать: - эволюцию кровеносной системы;

- приспособления к условиям жизни;

- функции кровеносной системы

Уметь: - называть функции клеток крови;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания;

- сравнивать строение органов кровеносной системы

Фронтальный опрос

Задания по выбору

44.

19.02

Органы выделения.

Строение органов выделения. Канальцы, почки, мочеточники, мочевой пузырь.

Знать: - роль выделительной системы в обмене веществ;

- функции органов выделения

Уметь: - выявлять приспособления в строении органов к среде обитания;

- сравнивать органы выделения животных

Задания по выбору

45.

19.02

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Строение нервной системы.

Знать: - функции нервной системы;

- строение нервных клеток;

- значение терминов;

- эволюцию органов чувств животных;

- ведущие понятия о взаимосвязи органов и систем органов в организме

Уметь: - давать определения терминам;

- сравнивать строение органов нервной системы;

- объяснять взаимосвязь между строением и функцией органов нервной системы;

- выявлять приспособления в строении органов к среде обитания

Фронтально-индивидуальная работа

46.

26.02

Органы чувств. Регуляция деятельности организма

Постой глазок, сложный фасеточный глаз, монокулярное зрение, бинокулярное зрение. Нервная регуляция, жидкостная регуляция.

Знать: - приспособления к условиям жизни;

- эволюцию органов чувств животных

Уметь: - сравнивать строение органов чувств;

- доказывать взаимосвязь организмов с окружающим миром благодаря органам чувств

Фронтально-индивидуальная работа

47.

26.02

Контрольная работа № 3 по теме: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных».

Обобщиение и проверка знаний по теме

КР

Модуль 3. Индивидуальное развитие животных – 4 часа

48.

1.03

Продление рода. Органы размножения.

Размножение. Бесполое и половое размножение у животных. Органы размножения. Раздельнополые животные. Гермафродиты.

 Знать: - функции органов размножения;

Уметь: - приводить примеры животных с различным типом размножения

Задания по выбору

49.

4.03

Способы размножения животных. Оплодотворение.

Способы бесполого размножения: деление, почкование. Способы полового размножения: оплодотворение (внешнее, внутреннее).

Знать: - способы бесполого размножения;

- способы полового размножения;

- приспособления процесса размножения к среде обитания

Уметь: - приводить примеры животных с различным типом бесполого размножения, животных с внешним и внутренним оплодотворением

Фронтальный опрос

Задания по выбору

50.

11.03

Развитие животных с превращением и без превращения.

Типы развития. Стадии развития с превращением и без превращения.

Знать: - типы развития;

- стадии развития с превращением;

- стадии развития без превращения

Уметь: - приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза;

- сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза

Фронтально-индивидуальная работа

51.

15.03

Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа  № 7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Эмбриональный период. Формирование и рост организма. Половая зрелость и старость

Знать: - периоды жизни животных

Уметь: - характеризовать возрастные периоды домашних животных

ЛР

Модуль 4.  Развитие животного мира на Земле – 4 часа

52.

18.03

Доказательства эволюции животных.

Понятие об эволюции. Доказательства эволюции. Филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, атавизмы

Знать: - определение термина эволюция;

- доказательства эволюции животного мира

Уметь: - приводить доказательства эволюции животного мира;

Задания по выбору

53.

29.03

Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Знать: - факторы эволюции;

Уметь: - приводить примеры действия факторов эволюции

Фронтальный опрос

Задания по выбору

54.

1.04

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

Основные этапы развития животного мира на Земле. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу.

 Дивергенция, разновидность, видообразование.

Знать: - основные этапы развития животного мира на Земле;

- приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов

Уметь: - объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных;

- называть причины миграций

Фронтально-индивидуальная работа

55.

5.04

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Ареал, виды: эндемик, космополит, реликт; миграция..

Знать: - причины миграций;

- закономерности размещения животных

Уметь: - приводить примеры мигрирующих животных;

- объяснять роль миграций

Фронтально-индивидуальная работа

Модуль 5.  Биоценозы – 6 часов

56.

8.04

Естественные и искусственные биоценозы.

Примеры биоценозов. Ярусность, продуценты, консументы, редуценты.

Знать: - определение понятия биоценоз

Уметь: - приводить примеры биоценозов;

- распознавать и описывать компоненты биоценоза

Задания по выбору

57.

12.04

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Факторы среды обитания, прямое и косвенное влияние-положительное и отрицательное.

Знать: - основные среды жизни;

- условия в различных средах обитания

Уметь: - описывать условия среды обитания;

- приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;

- объяснять влияние среды обитания на животных

Фронтально-индивидуальная работа

58.

15.04

Цепи  питания. Поток энергии.

Примеры цепей питания. Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи. Пищевая пирамида, энергетическая пирамида.

Знать: - определения понятия цепь питания

Уметь: - приводить примеры цепей питания

Самостоятельные наблюдения

59.

19.04

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Взаимосвязи организмов: межвидовые и внутривидовые.

Знать: - давать определение понятию пищевые связи

Уметь: - приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза

Фронтальный опрос

Задания по выбору

60.

22.04

Экскурсия № 2. Изучение взаимосвязей  животных с другими компонентами биоценоза.

.

Самостоятельные наблюдения

61.

26.04

Контрольная работа № 4 по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы».

Обобщение и проверка знаний по теме

КР

Модуль 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 7 часов

62.

29.04

Воздействие человека и его деятельности на животных.

Воздействие человека и его деятельности на животных и среду их обитания.  Промыслы.

Знать: - положительное и отрицательное воздействие

Уметь: - приводить примеры воздействия человека на окружающую среду;

- приводить примеры промысловых животных

Задания по выбору

63.

6.05

Одомашнивание животных.

Одомашнивание, разведение, основы содержания и селекции с/х животных.

Знать: - отличие домашних и сельскохозяйственных животных;

- породы и их особенности;

- этапы одомашнивания животных

Уметь: - распознавать и описывать домашних животных;

- называть этапы одомашнивания животных

Фронтальный опрос

Задания по выбору

64.

6.05

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

Законы об охране животного мира.

Знать: - меры по охране животных

Уметь: - приводить примеры редких и охраняемых животных

Фронтально-индивидуальная работа

65.

10.05

Охрана и рациональное использование животного мира.

Заповедники, заказники, природные парки, памятники природы.  Красная книга.  Рациональное использование животных.

Знать: - значение охраны животных

Уметь: - объяснять роль животных в природе и жизни человека;

- показывать необходимость охраны животных и способы их охраны

Задания по выбору

66.

13.05

Обобщающий урок по теме: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»

Обобщение знаний по теме

Фронтально-индивидуальная работа

67.

17.05

Повторение основных вопросов курса.  

Повторение основных вопросов курса.  

Задания по выбору

68.

20.05

Летние задания.

Летние задания.

Самостоятельные наблюдения


 

Методическое обеспечение

1.Учебник

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. Учебник для  общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2013.

2.Тетрадь с печатной основой.

Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа, 2013. – 144с.

3. Методическое пособие для учителя

  1. В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева. Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2012. – 192с.
  2. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии. К учебникам А.И. Никишова, В.М. Константинова, В.В. Латюшина. – М.: ВАКО, 2010. – 432с.
  3. Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.- 158с.

4.Мультимедийная поддержка курса

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебно электронное издание) Республиканский мультимедийный центр, 2011
  2. Репетитор. Биология (для подготовки старшеклассников в Вузы)
  3. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 классы (учебно- электронное издание) «Кирилл и  Мефодий» 2011г.

5. Дополнительная литература для учителя:

  1. Пименов А.В. Уроки биологии. –Ярославль «Академия развития» 2011
  2. Биология 6-11 классы. Тесты – М; «Дрофа» 2012
  3. Большая энциклопедия знаний жизнь на земле. - М; «РОСМЭН» 2008
  4. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
  5. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».
  6. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
  7. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
  8. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
  9. 6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
  10. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
  11. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  12. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
  13. http://bird.geoman.ru/ - Птицы
  14. http://invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые
  15. http://animal.geoman.ru/ - Животные
  16. http://fish.geoman.ru/ - Рыбы
  17. http://www.gbmt.ru/ - Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева. Виртуальные экскурсии: Животные в мифах и легендах, Животные-строители, Забота о потомстве, Опасные животные. Цифровые копии фонда музея могут быть использованы в качестве иллюстраций на уроках и рекомендованы для самостоятельной работы при изучении мира животных.
  18. http://www.moscowzoo.ru/ -  Московский зоопарк
  19. http://www.paleo.ru/museum/ - Палеонтологический музей
  20. http://zmmu.msu.ru/ - Зоологический музей Московского университета
  21. http://iceage.ru/ - Музей-театр «Наш ледниковый период»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс 2015-2016 уч.год ФГОС

Рабочая программа по биологии в 5 классе ФГОС...

Рабочая программа по биологии 6 класс 2015-2016 уч.г

Рабочая программа по биологии  6 класс 2015-2016 уч.г...

Рабочая программа по биологии 7 класс 2015-2016 уч.год

Рабочая программа по биологии 7 класс 2015-2016 уч.год...

Рабочая программа по биологии 8 класс 2015-2016 уч.год

Рабочая программа по биологии 8 класс 2015-2016 уч.год...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2015-2016 уч.год

Рабочая программа по биологии 9 класс 2015-2016 уч.год...