№п/п | Дата | Тема урока | Основные элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Контроль |
план | факт |
№п/п | Дата | Тема урока | Основные элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Контроль | план | факт |
Введение – 1 час | 1. | 1.09 |
| История развития зоологии. Современная зоология | Общие сведения о животном мире. Систематические категории. Сходство и различия животных и растений. Зоология и ее структура. |
Знать: Предмет изучения зоологии; Систематические категории; области применения зоологических знаний; Уметь: описывать: методы изучения животных; объяснять: значение классификации животных; характеризовать этапы развития зоологии; отличать животных от растений | Творческое задание. |
Модуль 1. Многообразие животных – 36 часов |
Простейшие – 2 часа | 2. | 4.09 |
| Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. | Многообразие, среда и места обитания простейших: корненожек, радиолярий, солнечников, споровиков. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: принадлежность организмов к простейшим; Уметь: характеризовать типы простейших; | Самостоятельные наблюдения
| 3. | 8.09 |
| Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории.
| Многообразие, среда и места обитания простейших: жгутиконосцев, инфузорий. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев; Уметь: описывать органоиды передвижения простейших. Объяснять общность происхождения животных и растений. Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности. | Фронтально-индивидуальная работа. .
|
Беспозвоночные – 16 часов | 4. | 11.09 |
| Тип Губки. Класс: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. | Многообразие, среда обитания, образ жизни губок. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: способы защиты губок от врагов; Уметь: распознавать и описывать строение слоев губок; Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими; Доказывать, что губки- многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок; | Задания по выбору | 5. | 15.09 |
| Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | Многообразие, среда обитания, образ жизни кишечнополостных. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: распознавать и описывать строение кишечнополостных; Уметь: объяснять значение термина «кишечнополостные». Выделять сходства между губками и кишечнополостными; | Фронтальный опрос
| 6. | 18.09 |
| Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. | Многообразие, среда обитания, образ жизни плоских червей. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: определения основных понятий. Уметь: распознавать и описывать представителей типа Плоские черви; Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей; | Фронтально-индивидуальная работа.
| 7. | 22.09 |
| Тип Круглые черви.
| Многообразие, среда обитания, образ жизни круглых червей. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Уметь: выделять особенности строения; Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. | Фронтальный опрос
| 8. | 25.09 |
| Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Полихеты. | Многообразие, среда обитания, образ жизни кольчатых червей. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: внутренние органы различных систем. Уметь: объяснять значение полихет в природе. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви. Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей | Задания по выбору | 9. | 29.09 |
| Классы кольчецов: Олигохеты, Пиявки. Лабораторная работа № 1. Знакомство с многообразием кольчатых червей. | Многообразие, среда обитания, образ жизни кольчецов: олигохетов, пиявок. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: особенности строения и приспособленность кольчецов; Уметь: характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. | Л.Р. | 10. | 2.10 |
| Тип Моллюски.
| Многообразие моллюсков. Способы питания и передвижения.
| Знать: - особенности внешнего и внутреннего строения моллюсков; - животных типа Моллюски Уметь: - сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей; - распознавать и описывать животных типа Моллюски | Фронтальный опрос
| 11. | 6.10 |
| Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. | Принадлежность моллюсков к классам. Значение в природе и в жизни человека. Приспособления моллюсков к среде обитания. Двустворчатые и брюхоногие моллюски. | Знать: - принадлежность моллюсков к классам; - значение в природе и жизни человека Уметь: - сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков; - выявлять приспособления моллюсков к среде обитания | Фронтальный опрос Задания по выбору
| 12. | 9.10 |
| Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. | Представители иглокожих. Строение Иглокожих. Приспособления иглокожих к среде обитания. | Знать: - значение иглокожих в природе; - представителей иглокожих Уметь: - объяснять приспособления иглокожих к среде обитания; - находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных | Фронтально-индивидуальная работа.
| 13. | 13.10 |
| Тип членистоногие Лабораторная работа № 2. Знакомство с многообразием ракообразных | Многообразие, среда обитания, образ жизни членистоногих. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: - животных типа Членистоногие; - особенности строения членистоногих Уметь:- распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих; - объяснять роль ракообразных в природе и жизни человека | Самостоятельные наблюдения
| 14. | 16.10 |
| Класс Паукообразные. | Многообразие, среда обитания, образ жизни паукообразных. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: - животных типа Паукообразные; - особенности строения членистоногих Уметь:- распознавать и описывать внешнее строение и многообразие паукообразных; - объяснять роль паукообразных в природе и жизни человека | Фронтальный опрос Задания по выбору
| 15. | 20.10 |
| Класс Насекомые. Лабораторная работа № 3. Изучение представителей отрядов насекомых. | Многообразие, среда обитания, образ жизни насекомых. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать:- примеры насекомых с различным типом ротового аппарата; - особенности внешнего строения Уметь:- выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни; - объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи | Л.Р. | 16. | 23.10 |
| Отряды Насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | Меры борьбы с насекомыми-вредителями растений и переносчиками заболеваний человека. Многообразие, среда обитания, образ жизни насекомых: стрекоз, вшей, жуков, клопов. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: - признаки отрядов Вши, Клопы; - представителей отрядов насекомые Уметь: - определять принадлежность к отряду, классу, типу; - характеризовать роль в природе и жизни человека; - приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране; - объяснять название «жесткокрылые» | Фронтальный опрос Задания по выбору
| 17. | 27.10 |
| Отряды Насекомых: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | Редкие и охраняемые виды насекомых и меры по их охране. Многообразие, среда обитания, образ жизни чешуекрылых, равнокрылых, двукрылых, блох. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: - признаки отрядов насекомых; - представителей отрядов насекомые Уметь:- определять принадлежность к отряду, классу, типу; - объяснять роль в природе и жизни человека; - приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране; - предлагать меры борьбы с насекомыми-вредителями растений и переносчиками заболеваний человека | Фронтальный опрос
| 18. | 30.10 |
| Отряд насекомых: Перепончатокрылые. | Многообразие, среда обитания, образ жизни перепончатокрылых. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: - признаки отряда Перепончатокрылые; - представителей отрядов Перепончатокрылые Уметь:- определять принадлежность к отряду, классу, типу; - объяснять роль в природе и жизни человека; - приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране; - объяснять почему пчел и муравьем называют общественными насекомыми | Фронтальный опрос
| 19. | 10.11 |
| Контрольная работа № 1 по теме: «Беспозвоночные» | Обобщение и проверка знаний по теме |
| К.Р. |
Тип Хордовые – 18 часов | 20. | 13.11 |
| Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные | Общая характеристика. Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела. | Знать: - признаки хордовых; - внутренний скелет; - системы внутренних органов; - роль в природе и жизни человека Уметь:- доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями; - объяснять особенность строения ланцетника для жизни в воде | Задания по выбору
| 21. | 17.11 |
| Классы рыб: Хрящевые, Костные. Лабораторная работа № 4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. | Общая характеристика. Особенности внешнего строения. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. Хрящевые рыбы, костные рыбы, чешуя, плавательный пузырь, боковая линия. |
| Л.Р Фронтальный опрос
| 22. | 20.11 |
| Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные. | Общая характеристика. Особенности внешнего строения класса хрящевых рыб: акул, скатов, химерообразных. | Знать: - черты примитивного строения; - представителей хрящевых рыб; - приспособления хрящевых рыб к местам обитания; Уметь:- доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками; - объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека; | Фронтально-индивидуальная работа. | 23. | 24.11 |
| Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. | Общая характеристика. Особенности внешнего строения костных рыб. Роль в природе и жизни человека. | Знать: - представителей костных рыб Уметь: Характеризовать по плану отряды костных рыб; - объяснять значение кистеперых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных | Самостоятельные наблюдения
| 24. | 27.11 |
| Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. | Общая характеристика. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, дыхание. Роль в природе и жизни человека
| Знать: - места обитания и образ жизни; - признаки класса; - внешнее строение Уметь:- определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса; - выделять особенности строения в связи со средой обитания; - объяснять роль в природе и жизни человека, происхождение | Задания по выбору Фронтальный опрос
| 25. | 1.12 |
| Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые | Общая характеристика. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. | Знать: - особенности внешнего строения; - приспособления к жизни в наземно-воздушной среде Уметь: - доказывать, что пресмыкающиеся более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными, происхождение пресмыкающихся от земноводных | Фронтально-индивидуальная работа | 26. | 4.12 |
| Отряды Пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.
| Общая характеристика. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Редкие виды. | Знать: - представителей отрядов Черепахи и Крокодилы; - происхождение от земноводных; - приспособления к среде обитания Уметь: - определять принадлежность рептилий к определенным отрядам; - объяснять роль пресмыкающихся в природе и жизни человека | Фронтальный опрос Задания по выбору
| 27. | 8.12 |
| Класс Птицы. Отряд Пингвины. Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения птиц. | Особенности и отличительные признаки класса птиц. Строение, жизнедеятельность, обмен веществ, размножение и развитие птиц в связи с полетом. Приспособленность птиц к различным экологическим нишам. | Знать: - внешнее строение птиц; - общую характеристику класса Уметь: - выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету; - объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся | ЛР Фронтально-индивидуальная работа | 28. | 11.12 |
| Отряды Птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | Особенности и отличительные признаки отрядов: страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные. Строение, жизнедеятельность, обмен веществ, размножение и развитие птиц в связи с полетом. Приспособленность птиц к различным экологическим нишам. | Знать: - признаки отрядов; - роль в природе и жизни человека; - меры по охране птиц Уметь: - определять принадлежность птиц к определенным отрядам; - объяснять необходимость защиты гусеобразных | Задания по выбору | 29. | 15.12 |
| Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные.
| Особенности и отличительные признаки отрядов: Дневные хищные, Совы, Куриные. Строение, жизнедеятельность, обмен веществ, размножение и развитие птиц в связи с полетом. Приспособленность птиц к различным экологическим нишам. | Знать: - признаки отрядов Дневные хищники, Совы, Куринные; - значение в природе и жизни человека; - меры по охране птиц Уметь: - определять принадлежность птиц к определенным отрядам; - необходимость защиты | Самостоятельные наблюдения
| 30. | 18.12 |
| Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.
| Особенности и отличительные признаки отрядов: Воробьинообразные, Голенастые.. Строение, жизнедеятельность, обмен веществ, размножение и развитие птиц в связи с полетом. Приспособленность птиц к различным экологическим нишам. | Знать: - признаки отряда Воробьинообразные; - принадлежность птиц к определенным отрядам; - значение в природе и жизни человека Уметь: - распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц; - объяснять роль в природе и жизни человека | Фронтально-индивидуальная работа | 31. | 22.12 |
| Экскурсия № 1. Изучение многообразия птиц. |
|
| Самостоятельные наблюдения | 32. | 25.12 |
| Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. | Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека.
| Знать: - признаки класса Млекопитающие; - среды жизни и места обитания; - особенности внешнего строения; - строение кожи Уметь: - выявлять приспособления внешнего строения млекопитающих к среде обитания; - определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам; - распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие | Фронтально-индивидуальная работа | 33. | 12.1 |
| Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные. | Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | Знать: - среды жизни и места обитания; - особенности внешнего строения; - строение кожи Уметь: - объяснять роль в природе и жизни человека, меры охраны; - определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам | Задания по выбору | 34. | 15.1 |
| Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. | Важнейшие представители отрядов: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | Знать: - признаки отряда; - значение в природе и жизни человека; - меры по охране Уметь: - определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам; - объяснять роль в природе и жизни человека, меры охраны; - выявлять приспособления внешнего строения |
Фронтальный опрос Задания по выбору
| 35. | 19.1 |
| Отряды Млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные | Важнейшие представители отрядов: Парнокопытные, Непарнокопытные . Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | Знать: - признаки отряда; - значение в природе и жизни человека; - меры по охране Уметь: - определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам; - объяснять роль в природе и жизни человека, меры охраны; - выявлять приспособления внешнего строения | Задания по выбору | 36. | 22.1 |
| Отряд млекопитающих: Приматы.
| Важнейшие представители отряда Приматы. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | Знать: - признаки отряда; - сходство человекообразных обезьян с человеком Уметь: - распознавать и описывать представителей отряда; - объяснять родство человека с млекопитающими; - определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам | Фронтально-индивидуальная работа | 37. | 26.1 |
| Контрольная работа № 2 по теме: «Хордовые». | Обобщение и проверка знаний по теме |
| КР |
Модуль 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных – 10 часов | 38. | 29.1 |
| Покровы тела. Лабораторная работа № 6. Изучение особенностей различных покровов тела. | Развитие покровов тела у животных. Функции. Приспособления к условиям жизни. Плоский эпителий, эпидермис, собственно кожа, кутикула | Знать: - функции покровов тела; - приспособления покровов тела к среде обитания; - разнообразие покровов тела у животных Уметь: - распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих; - выявлять приспособления покровов тела к среде обитания | ЛР | 39. | 2.02 |
| Опорно-двигательная система.
| Функции, приспособления к условиям жизни. Типы скелетов: внешний, внутренний. Строение скелетов позвоночных животных. Наружный скелет, внутренний скелет. | Знать: - функции; - приспособления к условиям жизни; - типы скелетов; - строение скелетов позвоночных Уметь: - распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы опорно-двигательной системы; - выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих; - сравнивать скелеты позвоночных | Фронтально-индивидуальная работа | 40. | 5.02 |
| Способы передвижения животных. Полости тела.
| Основные способы передвижения. Движения: амебоидное, за счет биения жгутиков и ресничек, с помощью мышц. Полости тела: первичная, вторичная, смешанная. | Знать: - способы передвижения животных; - приспособления организмов к передвижению Уметь: - приводить примеры животных, имеющих разные полости тела; - давать определения терминам | Фронтальный опрос Задания по выбору
| 41. | 9.02 |
| Органы дыхания и газообмен.
| Дыхание. Пути поступления кислорода. Диффузия, газообмен, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки. | Знать: - пути поступления кислорода в организм животных; - приспособления к условиям жизни; - что такое газообмен; - эволюцию органов дыхания Уметь: - называть пути поступления кислорода в организм животных; - распознавать и описывать органы дыхания; - выявлять приспособления организмов к среде обитания | Задания по выбору | 42. | 12.02 |
| Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | Питание. Строение пищеварительной системы. Обмен веществ, превращение энергии, ферменты. | Знать: - эволюцию органов пищеварения; - функции органов пищеварения; Уметь: - выделять категории, на которые подразделяют животных в соответствии с характером питания; - сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания | Фронтально-индивидуальная работа | 43. | 16.02 |
| Кровеносная система. Кровь.
| Транспортировка веществ. Кровеносная система, круги кровообращения, форменные элементы крови. | Знать: - эволюцию кровеносной системы; - приспособления к условиям жизни; - функции кровеносной системы Уметь: - называть функции клеток крови; - выявлять приспособления организмов к среде обитания; - сравнивать строение органов кровеносной системы | Фронтальный опрос Задания по выбору | 44. | 19.02 |
| Органы выделения.
| Строение органов выделения. Канальцы, почки, мочеточники, мочевой пузырь. | Знать: - роль выделительной системы в обмене веществ; - функции органов выделения Уметь: - выявлять приспособления в строении органов к среде обитания; - сравнивать органы выделения животных | Задания по выбору | 45. | 19.02 |
| Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.
| Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Строение нервной системы. | Знать: - функции нервной системы; - строение нервных клеток; - значение терминов; - эволюцию органов чувств животных; - ведущие понятия о взаимосвязи органов и систем органов в организме Уметь: - давать определения терминам; - сравнивать строение органов нервной системы; - объяснять взаимосвязь между строением и функцией органов нервной системы; - выявлять приспособления в строении органов к среде обитания | Фронтально-индивидуальная работа | 46. | 26.02 |
| Органы чувств. Регуляция деятельности организма | Постой глазок, сложный фасеточный глаз, монокулярное зрение, бинокулярное зрение. Нервная регуляция, жидкостная регуляция. | Знать: - приспособления к условиям жизни; - эволюцию органов чувств животных Уметь: - сравнивать строение органов чувств; - доказывать взаимосвязь организмов с окружающим миром благодаря органам чувств | Фронтально-индивидуальная работа | 47. | 26.02 |
| Контрольная работа № 3 по теме: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных». | Обобщиение и проверка знаний по теме |
| КР | Модуль 3. Индивидуальное развитие животных – 4 часа | 48. | 1.03 |
| Продление рода. Органы размножения.
| Размножение. Бесполое и половое размножение у животных. Органы размножения. Раздельнополые животные. Гермафродиты. | Знать: - функции органов размножения; Уметь: - приводить примеры животных с различным типом размножения | Задания по выбору | 49. | 4.03 |
| Способы размножения животных. Оплодотворение.
| Способы бесполого размножения: деление, почкование. Способы полового размножения: оплодотворение (внешнее, внутреннее). | Знать: - способы бесполого размножения; - способы полового размножения; - приспособления процесса размножения к среде обитания Уметь: - приводить примеры животных с различным типом бесполого размножения, животных с внешним и внутренним оплодотворением | Фронтальный опрос Задания по выбору
| 50. | 11.03 |
| Развитие животных с превращением и без превращения. | Типы развития. Стадии развития с превращением и без превращения. | Знать: - типы развития; - стадии развития с превращением; - стадии развития без превращения Уметь: - приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза; - сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза | Фронтально-индивидуальная работа | 51. | 15.03 |
| Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа № 7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста. | Эмбриональный период. Формирование и рост организма. Половая зрелость и старость | Знать: - периоды жизни животных Уметь: - характеризовать возрастные периоды домашних животных | ЛР |
Модуль 4. Развитие животного мира на Земле – 4 часа | 52. | 18.03 |
| Доказательства эволюции животных. | Понятие об эволюции. Доказательства эволюции. Филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, атавизмы | Знать: - определение термина эволюция; - доказательства эволюции животного мира Уметь: - приводить доказательства эволюции животного мира; | Задания по выбору | 53. | 29.03 |
| Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | Знать: - факторы эволюции; Уметь: - приводить примеры действия факторов эволюции | Фронтальный опрос Задания по выбору | 54. | 1.04 |
| Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | Основные этапы развития животного мира на Земле. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу. Дивергенция, разновидность, видообразование. | Знать: - основные этапы развития животного мира на Земле; - приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов Уметь: - объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных; - называть причины миграций | Фронтально-индивидуальная работа | 55. | 5.04 |
| Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | Ареал, виды: эндемик, космополит, реликт; миграция.. | Знать: - причины миграций; - закономерности размещения животных Уметь: - приводить примеры мигрирующих животных; - объяснять роль миграций | Фронтально-индивидуальная работа |
Модуль 5. Биоценозы – 6 часов | 56. | 8.04 |
| Естественные и искусственные биоценозы. | Примеры биоценозов. Ярусность, продуценты, консументы, редуценты. | Знать: - определение понятия биоценоз Уметь: - приводить примеры биоценозов; - распознавать и описывать компоненты биоценоза | Задания по выбору | 57. | 12.04 |
| Факторы среды и их влияние на биоценозы. | Факторы среды обитания, прямое и косвенное влияние-положительное и отрицательное. | Знать: - основные среды жизни; - условия в различных средах обитания Уметь: - описывать условия среды обитания; - приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу; - объяснять влияние среды обитания на животных | Фронтально-индивидуальная работа | 58. | 15.04 |
| Цепи питания. Поток энергии. | Примеры цепей питания. Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи. Пищевая пирамида, энергетическая пирамида. | Знать: - определения понятия цепь питания Уметь: - приводить примеры цепей питания
| Самостоятельные наблюдения
| 59. | 19.04 |
| Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | Взаимосвязи организмов: межвидовые и внутривидовые. | Знать: - давать определение понятию пищевые связи Уметь: - приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза | Фронтальный опрос Задания по выбору
| 60. | 22.04 |
| Экскурсия № 2. Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза. | . |
| Самостоятельные наблюдения
| 61. | 26.04 |
| Контрольная работа № 4 по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы». | Обобщение и проверка знаний по теме |
| КР |
Модуль 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 7 часов | 62. | 29.04 |
| Воздействие человека и его деятельности на животных. | Воздействие человека и его деятельности на животных и среду их обитания. Промыслы. | Знать: - положительное и отрицательное воздействие Уметь: - приводить примеры воздействия человека на окружающую среду; - приводить примеры промысловых животных | Задания по выбору | 63. | 6.05 |
| Одомашнивание животных. | Одомашнивание, разведение, основы содержания и селекции с/х животных.
| Знать: - отличие домашних и сельскохозяйственных животных; - породы и их особенности; - этапы одомашнивания животных Уметь: - распознавать и описывать домашних животных; - называть этапы одомашнивания животных | Фронтальный опрос Задания по выбору | 64. | 6.05 |
| Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | Законы об охране животного мира. | Знать: - меры по охране животных Уметь: - приводить примеры редких и охраняемых животных | Фронтально-индивидуальная работа | 65. | 10.05 |
| Охрана и рациональное использование животного мира. | Заповедники, заказники, природные парки, памятники природы. Красная книга. Рациональное использование животных. | Знать: - значение охраны животных Уметь: - объяснять роль животных в природе и жизни человека; - показывать необходимость охраны животных и способы их охраны | Задания по выбору | 66. | 13.05 |
| Обобщающий урок по теме: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» | Обобщение знаний по теме |
| Фронтально-индивидуальная работа | 67. | 17.05 |
| Повторение основных вопросов курса. | Повторение основных вопросов курса. |
| Задания по выбору | 68. | 20.05 |
| Летние задания. | Летние задания. |
| Самостоятельные наблюдения |
|
Введение – 1 час |
1. | 1.09 |
| История развития зоологии. Современная зоология | Общие сведения о животном мире. Систематические категории. Сходство и различия животных и растений. Зоология и ее структура. |
Знать: Предмет изучения зоологии; Систематические категории; области применения зоологических знаний; Уметь: описывать: методы изучения животных; объяснять: значение классификации животных; характеризовать этапы развития зоологии; отличать животных от растений | Творческое задание. |
Модуль 1. Многообразие животных – 36 часов |
Простейшие – 2 часа |
2. | 4.09 |
| Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. | Многообразие, среда и места обитания простейших: корненожек, радиолярий, солнечников, споровиков. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: принадлежность организмов к простейшим; Уметь: характеризовать типы простейших; | Самостоятельные наблюдения
|
3. | 8.09 |
| Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории.
| Многообразие, среда и места обитания простейших: жгутиконосцев, инфузорий. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев; Уметь: описывать органоиды передвижения простейших. Объяснять общность происхождения животных и растений. Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности. | Фронтально-индивидуальная работа. .
|
Беспозвоночные – 16 часов |
4. | 11.09 |
| Тип Губки. Класс: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. | Многообразие, среда обитания, образ жизни губок. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: способы защиты губок от врагов; Уметь: распознавать и описывать строение слоев губок; Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими; Доказывать, что губки- многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок; | Задания по выбору |
5. | 15.09 |
| Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | Многообразие, среда обитания, образ жизни кишечнополостных. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: распознавать и описывать строение кишечнополостных; Уметь: объяснять значение термина «кишечнополостные». Выделять сходства между губками и кишечнополостными; | Фронтальный опрос
|
6. | 18.09 |
| Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. | Многообразие, среда обитания, образ жизни плоских червей. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: определения основных понятий. Уметь: распознавать и описывать представителей типа Плоские черви; Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей; | Фронтально-индивидуальная работа.
|
7. | 22.09 |
| Тип Круглые черви.
| Многообразие, среда обитания, образ жизни круглых червей. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Уметь: выделять особенности строения; Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. | Фронтальный опрос
|
8. | 25.09 |
| Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Полихеты. | Многообразие, среда обитания, образ жизни кольчатых червей. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: внутренние органы различных систем. Уметь: объяснять значение полихет в природе. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви. Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей | Задания по выбору |
9. | 29.09 |
| Классы кольчецов: Олигохеты, Пиявки. Лабораторная работа № 1. Знакомство с многообразием кольчатых червей. | Многообразие, среда обитания, образ жизни кольчецов: олигохетов, пиявок. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: особенности строения и приспособленность кольчецов; Уметь: характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. | Л.Р. |
10. | 2.10 |
| Тип Моллюски.
| Многообразие моллюсков. Способы питания и передвижения.
| Знать: - особенности внешнего и внутреннего строения моллюсков; - животных типа Моллюски Уметь: - сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей; - распознавать и описывать животных типа Моллюски | Фронтальный опрос
|
11. | 6.10 |
| Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. | Принадлежность моллюсков к классам. Значение в природе и в жизни человека. Приспособления моллюсков к среде обитания. Двустворчатые и брюхоногие моллюски. | Знать: - принадлежность моллюсков к классам; - значение в природе и жизни человека Уметь: - сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков; - выявлять приспособления моллюсков к среде обитания | Фронтальный опрос Задания по выбору
|
12. | 9.10 |
| Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. | Представители иглокожих. Строение Иглокожих. Приспособления иглокожих к среде обитания. | Знать: - значение иглокожих в природе; - представителей иглокожих Уметь: - объяснять приспособления иглокожих к среде обитания; - находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных | Фронтально-индивидуальная работа.
|
13. | 13.10 |
| Тип членистоногие | Многообразие, среда обитания, образ жизни членистоногих. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: - животных типа Членистоногие; - особенности строения членистоногих Уметь:- распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих; - объяснять роль ракообразных в природе и жизни человека | Самостоятельные наблюдения
|
14. | 16.10 |
| Класс Паукообразные. | Многообразие, среда обитания, образ жизни паукообразных. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: - животных типа Паукообразные; - особенности строения членистоногих Уметь:- распознавать и описывать внешнее строение и многообразие паукообразных; - объяснять роль паукообразных в природе и жизни человека | Фронтальный опрос Задания по выбору
|
15. | 20.10 |
| Класс Насекомые. Лабораторная работа № 3. Изучение представителей отрядов насекомых. | Многообразие, среда обитания, образ жизни насекомых. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать:- примеры насекомых с различным типом ротового аппарата; - особенности внешнего строения Уметь:- выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни; - объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи | Л.Р. |
16. | 23.10 |
| Отряды Насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | Меры борьбы с насекомыми-вредителями растений и переносчиками заболеваний человека. Многообразие, среда обитания, образ жизни насекомых: стрекоз, вшей, жуков, клопов. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: - признаки отрядов Вши, Клопы; - представителей отрядов насекомые Уметь: - определять принадлежность к отряду, классу, типу; - характеризовать роль в природе и жизни человека; - приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране; - объяснять название «жесткокрылые» | Фронтальный опрос Задания по выбору
|
17. | 27.10 |
| Отряды Насекомых: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | Редкие и охраняемые виды насекомых и меры по их охране. Многообразие, среда обитания, образ жизни чешуекрылых, равнокрылых, двукрылых, блох. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: - признаки отрядов насекомых; - представителей отрядов насекомые Уметь:- определять принадлежность к отряду, классу, типу; - объяснять роль в природе и жизни человека; - приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране; - предлагать меры борьбы с насекомыми-вредителями растений и переносчиками заболеваний человека | Фронтальный опрос
|
18. | 30.10 |
| Отряд насекомых: Перепончатокрылые. | Многообразие, среда обитания, образ жизни перепончатокрылых. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Знать: - признаки отряда Перепончатокрылые; - представителей отрядов Перепончатокрылые Уметь:- определять принадлежность к отряду, классу, типу; - объяснять роль в природе и жизни человека; - приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране; - объяснять почему пчел и муравьем называют общественными насекомыми | Фронтальный опрос
|
19. | 10.11 |
| Контрольная работа № 1 по теме: «Беспозвоночные» | Обобщение и проверка знаний по теме |
| К.Р. |
Тип Хордовые – 18 часов |
20. | 13.11 |
| Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные | Общая характеристика. Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела. | Знать: - признаки хордовых; - внутренний скелет; - системы внутренних органов; - роль в природе и жизни человека Уметь:- доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями; - объяснять особенность строения ланцетника для жизни в воде | Задания по выбору
|
21. | 17.11 |
| Классы рыб: Хрящевые, Костные. Лабораторная работа № 4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. | Общая характеристика. Особенности внешнего строения. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. Хрящевые рыбы, костные рыбы, чешуя, плавательный пузырь, боковая линия. |
| Л.Р Фронтальный опрос
|
22. | 20.11 |
| Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные. | Общая характеристика. Особенности внешнего строения класса хрящевых рыб: акул, скатов, химерообразных. | Знать: - черты примитивного строения; - представителей хрящевых рыб; - приспособления хрящевых рыб к местам обитания; Уметь:- доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками; - объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека; | Фронтально-индивидуальная работа. |
23. | 24.11 |
| Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. | Общая характеристика. Особенности внешнего строения костных рыб. Роль в природе и жизни человека. | Знать: - представителей костных рыб Уметь: Характеризовать по плану отряды костных рыб; - объяснять значение кистеперых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных | Самостоятельные наблюдения
|
24. | 27.11 |
| Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. | Общая характеристика. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, дыхание. Роль в природе и жизни человека
| Знать: - места обитания и образ жизни; - признаки класса; - внешнее строение Уметь:- определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса; - выделять особенности строения в связи со средой обитания; - объяснять роль в природе и жизни человека, происхождение | Задания по выбору Фронтальный опрос
|
25. | 1.12 |
| Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые | Общая характеристика. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. | Знать: - особенности внешнего строения; - приспособления к жизни в наземно-воздушной среде Уметь: - доказывать, что пресмыкающиеся более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными, происхождение пресмыкающихся от земноводных | Фронтально-индивидуальная работа |
26. | 4.12 |
| Отряды Пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.
| Общая характеристика. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Редкие виды. | Знать: - представителей отрядов Черепахи и Крокодилы; - происхождение от земноводных; - приспособления к среде обитания Уметь: - определять принадлежность рептилий к определенным отрядам; - объяснять роль пресмыкающихся в природе и жизни человека | Фронтальный опрос Задания по выбору
|
27. | 8.12 |
| Класс Птицы. Отряд Пингвины. Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения птиц. | Особенности и отличительные признаки класса птиц. Строение, жизнедеятельность, обмен веществ, размножение и развитие птиц в связи с полетом. Приспособленность птиц к различным экологическим нишам. | Знать: - внешнее строение птиц; - общую характеристику класса Уметь: - выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету; - объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся | ЛР Фронтально-индивидуальная работа |
28. | 11.12 |
| Отряды Птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | Особенности и отличительные признаки отрядов: страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные. Строение, жизнедеятельность, обмен веществ, размножение и развитие птиц в связи с полетом. Приспособленность птиц к различным экологическим нишам. | Знать: - признаки отрядов; - роль в природе и жизни человека; - меры по охране птиц Уметь: - определять принадлежность птиц к определенным отрядам; - объяснять необходимость защиты гусеобразных | Задания по выбору |
29. | 15.12 |
| Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные.
| Особенности и отличительные признаки отрядов: Дневные хищные, Совы, Куриные. Строение, жизнедеятельность, обмен веществ, размножение и развитие птиц в связи с полетом. Приспособленность птиц к различным экологическим нишам. | Знать: - признаки отрядов Дневные хищники, Совы, Куринные; - значение в природе и жизни человека; - меры по охране птиц Уметь: - определять принадлежность птиц к определенным отрядам; - необходимость защиты | Самостоятельные наблюдения
|
30. | 18.12 |
| Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.
| Особенности и отличительные признаки отрядов: Воробьинообразные, Голенастые.. Строение, жизнедеятельность, обмен веществ, размножение и развитие птиц в связи с полетом. Приспособленность птиц к различным экологическим нишам. | Знать: - признаки отряда Воробьинообразные; - принадлежность птиц к определенным отрядам; - значение в природе и жизни человека Уметь: - распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц; - объяснять роль в природе и жизни человека | Фронтально-индивидуальная работа |
31. | 22.12 |
| Экскурсия № 1. Изучение многообразия птиц. |
|
| Самостоятельные наблюдения |
32. | 25.12 |
| Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. | Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека.
| Знать: - признаки класса Млекопитающие; - среды жизни и места обитания; - особенности внешнего строения; - строение кожи Уметь: - выявлять приспособления внешнего строения млекопитающих к среде обитания; - определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам; - распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие | Фронтально-индивидуальная работа |
33. | 12.1 |
| Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные. | Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | Знать: - среды жизни и места обитания; - особенности внешнего строения; - строение кожи Уметь: - объяснять роль в природе и жизни человека, меры охраны; - определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам | Задания по выбору |
34. | 15.1 |
| Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. | Важнейшие представители отрядов: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | Знать: - признаки отряда; - значение в природе и жизни человека; - меры по охране Уметь: - определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам; - объяснять роль в природе и жизни человека, меры охраны; - выявлять приспособления внешнего строения |
Фронтальный опрос Задания по выбору
|
35. | 19.1 |
| Отряды Млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные | Важнейшие представители отрядов: Парнокопытные, Непарнокопытные . Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | Знать: - признаки отряда; - значение в природе и жизни человека; - меры по охране Уметь: - определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам; - объяснять роль в природе и жизни человека, меры охраны; - выявлять приспособления внешнего строения | Задания по выбору |
36. | 22.1 |
| Отряд млекопитающих: Приматы.
| Важнейшие представители отряда Приматы. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | Знать: - признаки отряда; - сходство человекообразных обезьян с человеком Уметь: - распознавать и описывать представителей отряда; - объяснять родство человека с млекопитающими; - определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам | Фронтально-индивидуальная работа |
37. | 26.1 |
| Контрольная работа № 2 по теме: «Хордовые». | Обобщение и проверка знаний по теме |
| КР |
Модуль 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных – 10 часов |
38. | 29.1 |
| Покровы тела. Лабораторная работа № 6. Изучение особенностей различных покровов тела. | Развитие покровов тела у животных. Функции. Приспособления к условиям жизни. Плоский эпителий, эпидермис, собственно кожа, кутикула | Знать: - функции покровов тела; - приспособления покровов тела к среде обитания; - разнообразие покровов тела у животных Уметь: - распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих; - выявлять приспособления покровов тела к среде обитания | ЛР |
39. | 2.02 |
| Опорно-двигательная система.
| Функции, приспособления к условиям жизни. Типы скелетов: внешний, внутренний. Строение скелетов позвоночных животных. Наружный скелет, внутренний скелет. | Знать: - функции; - приспособления к условиям жизни; - типы скелетов; - строение скелетов позвоночных Уметь: - распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы опорно-двигательной системы; - выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих; - сравнивать скелеты позвоночных | Фронтально-индивидуальная работа |
40. | 5.02 |
| Способы передвижения животных. Полости тела.
| Основные способы передвижения. Движения: амебоидное, за счет биения жгутиков и ресничек, с помощью мышц. Полости тела: первичная, вторичная, смешанная. | Знать: - способы передвижения животных; - приспособления организмов к передвижению Уметь: - приводить примеры животных, имеющих разные полости тела; - давать определения терминам | Фронтальный опрос Задания по выбору
|
41. | 9.02 |
| Органы дыхания и газообмен.
| Дыхание. Пути поступления кислорода. Диффузия, газообмен, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки. | Знать: - пути поступления кислорода в организм животных; - приспособления к условиям жизни; - что такое газообмен; - эволюцию органов дыхания Уметь: - называть пути поступления кислорода в организм животных; - распознавать и описывать органы дыхания; - выявлять приспособления организмов к среде обитания | Задания по выбору |
42. | 12.02 |
| Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | Питание. Строение пищеварительной системы. Обмен веществ, превращение энергии, ферменты. | Знать: - эволюцию органов пищеварения; - функции органов пищеварения; Уметь: - выделять категории, на которые подразделяют животных в соответствии с характером питания; - сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания | Фронтально-индивидуальная работа |
43. | 16.02 |
| Кровеносная система. Кровь.
| Транспортировка веществ. Кровеносная система, круги кровообращения, форменные элементы крови. | Знать: - эволюцию кровеносной системы; - приспособления к условиям жизни; - функции кровеносной системы Уметь: - называть функции клеток крови; - выявлять приспособления организмов к среде обитания; - сравнивать строение органов кровеносной системы | Фронтальный опрос Задания по выбору |
44. | 19.02 |
| Органы выделения.
| Строение органов выделения. Канальцы, почки, мочеточники, мочевой пузырь. | Знать: - роль выделительной системы в обмене веществ; - функции органов выделения Уметь: - выявлять приспособления в строении органов к среде обитания; - сравнивать органы выделения животных | Задания по выбору |
45. | 19.02 |
| Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.
| Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Строение нервной системы. | Знать: - функции нервной системы; - строение нервных клеток; - значение терминов; - эволюцию органов чувств животных; - ведущие понятия о взаимосвязи органов и систем органов в организме Уметь: - давать определения терминам; - сравнивать строение органов нервной системы; - объяснять взаимосвязь между строением и функцией органов нервной системы; - выявлять приспособления в строении органов к среде обитания | Фронтально-индивидуальная работа |
46. | 26.02 |
| Органы чувств. Регуляция деятельности организма | Постой глазок, сложный фасеточный глаз, монокулярное зрение, бинокулярное зрение. Нервная регуляция, жидкостная регуляция. | Знать: - приспособления к условиям жизни; - эволюцию органов чувств животных Уметь: - сравнивать строение органов чувств; - доказывать взаимосвязь организмов с окружающим миром благодаря органам чувств | Фронтально-индивидуальная работа |
47. | 26.02 |
| Контрольная работа № 3 по теме: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных». | Обобщиение и проверка знаний по теме |
| КР |
Модуль 3. Индивидуальное развитие животных – 4 часа |
48. | 1.03 |
| Продление рода. Органы размножения.
| Размножение. Бесполое и половое размножение у животных. Органы размножения. Раздельнополые животные. Гермафродиты. | Знать: - функции органов размножения; Уметь: - приводить примеры животных с различным типом размножения | Задания по выбору |
49. | 4.03 |
| Способы размножения животных. Оплодотворение.
| Способы бесполого размножения: деление, почкование. Способы полового размножения: оплодотворение (внешнее, внутреннее). | Знать: - способы бесполого размножения; - способы полового размножения; - приспособления процесса размножения к среде обитания Уметь: - приводить примеры животных с различным типом бесполого размножения, животных с внешним и внутренним оплодотворением | Фронтальный опрос Задания по выбору
|
50. | 11.03 |
| Развитие животных с превращением и без превращения. | Типы развития. Стадии развития с превращением и без превращения. | Знать: - типы развития; - стадии развития с превращением; - стадии развития без превращения Уметь: - приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза; - сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза | Фронтально-индивидуальная работа |
51. | 15.03 |
| Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа № 7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста. | Эмбриональный период. Формирование и рост организма. Половая зрелость и старость | Знать: - периоды жизни животных Уметь: - характеризовать возрастные периоды домашних животных | ЛР |
Модуль 4. Развитие животного мира на Земле – 4 часа |
52. | 18.03 |
| Доказательства эволюции животных. | Понятие об эволюции. Доказательства эволюции. Филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, атавизмы | Знать: - определение термина эволюция; - доказательства эволюции животного мира Уметь: - приводить доказательства эволюции животного мира; | Задания по выбору |
53. | 29.03 |
| Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | Знать: - факторы эволюции; Уметь: - приводить примеры действия факторов эволюции | Фронтальный опрос Задания по выбору |
54. | 1.04 |
| Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | Основные этапы развития животного мира на Земле. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу. Дивергенция, разновидность, видообразование. | Знать: - основные этапы развития животного мира на Земле; - приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов Уметь: - объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных; - называть причины миграций | Фронтально-индивидуальная работа |
55. | 5.04 |
| Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | Ареал, виды: эндемик, космополит, реликт; миграция.. | Знать: - причины миграций; - закономерности размещения животных Уметь: - приводить примеры мигрирующих животных; - объяснять роль миграций | Фронтально-индивидуальная работа |
Модуль 5. Биоценозы – 6 часов |
56. | 8.04 |
| Естественные и искусственные биоценозы. | Примеры биоценозов. Ярусность, продуценты, консументы, редуценты. | Знать: - определение понятия биоценоз Уметь: - приводить примеры биоценозов; - распознавать и описывать компоненты биоценоза | Задания по выбору |
57. | 12.04 |
| Факторы среды и их влияние на биоценозы. | Факторы среды обитания, прямое и косвенное влияние-положительное и отрицательное. | Знать: - основные среды жизни; - условия в различных средах обитания Уметь: - описывать условия среды обитания; - приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу; - объяснять влияние среды обитания на животных | Фронтально-индивидуальная работа |
58. | 15.04 |
| Цепи питания. Поток энергии. | Примеры цепей питания. Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи. Пищевая пирамида, энергетическая пирамида. | Знать: - определения понятия цепь питания Уметь: - приводить примеры цепей питания
| Самостоятельные наблюдения
|
59. | 19.04 |
| Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | Взаимосвязи организмов: межвидовые и внутривидовые. | Знать: - давать определение понятию пищевые связи Уметь: - приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза | Фронтальный опрос Задания по выбору
|
60. | 22.04 |
| Экскурсия № 2. Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза. | . |
| Самостоятельные наблюдения
|
61. | 26.04 |
| Контрольная работа № 4 по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы». | Обобщение и проверка знаний по теме |
| КР |
Модуль 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 7 часов |
62. | 29.04 |
| Воздействие человека и его деятельности на животных. | Воздействие человека и его деятельности на животных и среду их обитания. Промыслы. | Знать: - положительное и отрицательное воздействие Уметь: - приводить примеры воздействия человека на окружающую среду; - приводить примеры промысловых животных | Задания по выбору |
63. | 6.05 |
| Одомашнивание животных. | Одомашнивание, разведение, основы содержания и селекции с/х животных.
| Знать: - отличие домашних и сельскохозяйственных животных; - породы и их особенности; - этапы одомашнивания животных Уметь: - распознавать и описывать домашних животных; - называть этапы одомашнивания животных | Фронтальный опрос Задания по выбору |
64. | 6.05 |
| Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | Законы об охране животного мира. | Знать: - меры по охране животных Уметь: - приводить примеры редких и охраняемых животных | Фронтально-индивидуальная работа |
65. | 10.05 |
| Охрана и рациональное использование животного мира. | Заповедники, заказники, природные парки, памятники природы. Красная книга. Рациональное использование животных. | Знать: - значение охраны животных Уметь: - объяснять роль животных в природе и жизни человека; - показывать необходимость охраны животных и способы их охраны | Задания по выбору |
66. | 13.05 |
| Обобщающий урок по теме: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» | Обобщение знаний по теме |
| Фронтально-индивидуальная работа |
67. | 17.05 |
| Повторение основных вопросов курса. | Повторение основных вопросов курса. |
| Задания по выбору |
68. | 20.05 |
| Летние задания. | Летние задания. |
| Самостоятельные наблюдения |