Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных
учебно-методический материал по биологии (9 класс) на тему
- рассмотрение многообразия адаптаций живых организмов, о понятии «криптическая окраска»;
- понимание терминов «мимикрия», «адаптация»;
- изучение основных видов адаптаций, механизмов возникновения приспособлений;
- объясние сущности приспособлений и примеров адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16_oktyabrya.docx | 132.87 КБ |
hameleon.docx | 57.69 КБ |
prilozhenie_no3-1.docx | 13.83 КБ |
prilozhenie_no4.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных».
“Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить”.
А.Дистервег
Цель урока:
Обучающие:
- создать условия для формирования понятия приспособленности организмов к среде обитания, раскрыть относительный характер приспособленностей, обеспечить понимание механизмов возникновения приспособленности как результата эволюции;
- продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
- сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.
Развивающие:
- развивать интерес к изучению биологии,
- расширять кругозор о закономерностях в природе,
Воспитательные:
- воспитать интерес к предмету и процессу обучения через различные приемы технологии и анимации;
- воспитывать стремление к самостоятельному получению знаний.
Задачи урока:
- Рассмотреть различные приспособительные особенности живых организмов;
- Обеспечить понимание механизма действия приспособительных особенностей;
- Выявить роль приспособительных особенностей живых организмов;
- Обеспечить понимание относительного характера приспособленностей;
- Формировать информационные компетенции: анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с текстом учебника;
- Обеспечить психологическую комфортность учащихся в процессе обучения.
Тип урока: изучение новых знаний.
Требования согласно программе:
Ученик должен
- Иметь представление: о многообразии адаптаций живых организмов, о понятии «криптическая окраска»;
- Знать понятия «мимикрия», «адаптация», основные виды адаптаций, механизмы возникновения приспособлений;
- Уметь: объяснить сущность приспособлений, приводить конкретные примеры адаптаций.
Междисциплинарные связи: экология- «Приспособления живых организмов».
Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология.
Обеспечение занятия:
- Омс- модуль (приложение №2), презентация (приложение №1):
- Раздаточный материал (приложение №3,№4):
Структура урока:
- Организационный момент (1 мин.).
- Проверка знаний учащихся (2 мин.).
- Мотивация учебной деятельности учащихся, целеполагание(7 мин).
- Изложение нового материала:
А) понятие об адаптациях(5 мин.),
Б) классификация адаптаций(14 мин);
В) относительность адаптаций (4 мин.).
5. Первичный контроль(7 мин.).
6.Сообщение домашнего задания(1 мин.).
7. Подведение итогов урока(4 мин).
Ход урока:
Предварительный просмотр:
ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ | |
Д/З Изучить §7, с. 35-44; вопросы в конце текста. К каждому виду адаптаций привести по два примера организмов, обитающих на территории нашего края. | ||
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
Д/З Изучить §7, с. 35-44; вопросы в конце текста. К каждому виду адаптаций привести по два примера организмов, обитающих на территории нашего края. | ||
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
Д/З Изучить §7, с. 35-44; вопросы в конце текста. К каждому виду адаптаций привести по два примера организмов, обитающих на территории нашего края. |
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных». 1.Явление, которое служит примером маскировочной окраски: А) окраска пятнистого оленя и тигра; Б)пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных; В)сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды; Г)окраска божьих коровок и колорадского жука. 2. Явление. Примером которого служит сходство мухи- львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков: А) предостерегающая окраска; Б)мимикрия; В) приспособительная окраска; Г)маскировка. 3. Пример покровительственной окраски: А)зеленая окраска у певчего кузнечика; Б)зеленая окраска листьев у большинства растений; В)ярко- красная окраска у божьей коровки; Г)сходство в окраске брюха мухи- журчалки и осы. 4. Пример предостерегающей окраски: А) ярко- красная окраска у розы; Б) ярко-красная окраска у божьей коровки; В)сходство в окраске брюшка мухи-журчалки и осы; Г)сходство в окраске и форме тела. 5. Приспособления организмов к определенным условиям обитания: А) мимикрия; Б) адаптация; В) маскировка; Г)расчленяющая окраска. 6. Приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливается с окружающими предметами: А) мимикрия; Б) адаптация; В) маскировка; Г)расчленяющая окраска. | Тест по теме «Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных». 1.Явление, которое служит примером маскировочной окраски: А) окраска пятнистого оленя и тигра; Б)пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных; В)сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды; Г)окраска божьих коровок и колорадского жука. 2. Явление. Примером которого служит сходство мухи- львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков: А) предостерегающая окраска; Б)мимикрия; В) приспособительная окраска; Г)маскировка. 3. Пример покровительственной окраски: А)зеленая окраска у певчего кузнечика; Б)зеленая окраска листьев у большинства растений; В)ярко- красная окраска у божьей коровки; Г)сходство в окраске брюха мухи- журчалки и осы. 4. Пример предостерегающей окраски: А) ярко- красная окраска у розы; Б) ярко-красная окраска у божьей коровки; В)сходство в окраске брюшка мухи-журчалки и осы; Г)сходство в окраске и форме тела. 5. Приспособления организмов к определенным условиям обитания: А) мимикрия; Б) адаптация; В) маскировка; Г)расчленяющая окраска. 6. Приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливается с окружающими предметами: А) мимикрия; Б) адаптация; В) маскировка; Г)расчленяющая окраска. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных».
Урок с использованием ОМС- модуля и элементов методики развития критического мышления....
Открытый урок по биологии животных на тему: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие»
Тема: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие» Цели урока: повторить и систематизировать знания школьников о строении и жиз...
«Особенности строения клеток растений, животных и грибов»
- продолжить изучение особенностей строения и жизнедеятельности клеток на примере растительной, животной, грибной клеток;- способствовать формированию целостных представлений о живой природе...
Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс
Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс Лабора...
7 класс ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ПОЛОСТИ ТЕЛА И НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗМНОЖЕНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ
Урок в 7 классе (по учебнику Никишова, Шаровой) по теме "ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ПОЛОСТИ ТЕЛА И НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗМНОЖЕНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ"...
Технологическая карта урока биологии в 9 классе по теме "Приспособительные особенности строения и поведения животных"
Технологическая карта урока биологии в 9 классе по теме "Приспособительные особенности строения и поведения животных", УМК "Сфера жизни" под ред.Н.И. Сонина. Данная тема изуч...