Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных
учебно-методический материал по биологии (9 класс) на тему

Мурсалимова Татьяна Владимировна
  • рассмотрение многообразия адаптаций живых организмов, о понятии «криптическая окраска»;
  • понимание терминов  «мимикрия», «адаптация»;
  • изучение основных видов адаптаций, механизмов возникновения приспособлений;
  • объясние сущности приспособлений и примеров адаптации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16_oktyabrya.docx132.87 КБ
Файл hameleon.docx57.69 КБ
Файл prilozhenie_no3-1.docx13.83 КБ
Файл prilozhenie_no4.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных».

“Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить”.

А.Дистервег

 

Цель урока: 

Обучающие:

  • создать условия для формирования  понятия приспособленности организмов к среде обитания, раскрыть относительный характер приспособленностей, обеспечить  понимание  механизмов возникновения приспособленности как результата эволюции;
  • продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
  • сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.

Развивающие:

  • развивать интерес к изучению биологии,
  •  расширять кругозор о закономерностях в природе,

Воспитательные:

  • воспитать интерес к предмету и процессу обучения через различные приемы технологии и анимации;
  • воспитывать стремление к самостоятельному получению знаний.

Задачи урока:

  • Рассмотреть  различные приспособительные особенности живых организмов;
  • Обеспечить понимание механизма действия приспособительных особенностей;
  • Выявить роль приспособительных особенностей живых организмов;
  • Обеспечить понимание относительного характера приспособленностей;
  • Формировать информационные компетенции: анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с текстом учебника;
  • Обеспечить психологическую комфортность учащихся в процессе обучения.

Тип урока: изучение новых знаний.

Требования согласно программе:

Ученик должен

  • Иметь представление: о многообразии адаптаций живых организмов, о понятии «криптическая окраска»;
  • Знать понятия  «мимикрия», «адаптация», основные виды адаптаций, механизмы возникновения приспособлений;
  • Уметь: объяснить сущность приспособлений, приводить конкретные примеры адаптаций.

Междисциплинарные связи: экология- «Приспособления живых организмов».

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология.

Обеспечение занятия:

  • Омс- модуль (приложение №2), презентация (приложение №1):
  • Раздаточный материал (приложение №3,№4):

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Проверка знаний учащихся (2 мин.).
  3. Мотивация учебной деятельности учащихся, целеполагание(7 мин).
  4. Изложение нового материала:

А) понятие об адаптациях(5 мин.),

Б) классификация адаптаций(14 мин);

В) относительность адаптаций (4 мин.).

      5. Первичный контроль(7 мин.).

      6.Сообщение домашнего задания(1 мин.).

      7. Подведение итогов урока(4 мин).

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Методические рекомендации

  1. Организационный момент.
  • Приветствие;
  • Подготовка аудитории к работе;

  1. Проверка знаний учащихся.

Ребята сдайте, пожалуйста, проекты, которые вы подготовили дома на проверку.

Сдают домашнюю работу.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся, целеполагание.

-Ребята посмотрите, пожалуйста, на экран. Ответьте  на вопрос: Сколько животных на коллаже вы видите? (Приложение №1)

-На самом деле на экране10 животных. А почему, ребята, вы не заметили всех животных?

-Правильно. Как вы думаете, случайно ли мы начали урок с этой картинки? Действительно не случайно. На сегодняшнем уроке мы будем с вами рассматривать приспособленности организмов к среде обитания.

Запишите, пожалуйста, в тетрадях число и тему урока.

А теперь, ребята давайте с вами составим таблицу «знаю- хочу узнать- узнал» (приложение №3).

Вы уже много знаете примеров приспособлений животных из жизненного опыта. Назовите их (учитель на доске заполняет графу таблицы «знаю»).

У меня возникает вопрос: Что бы вы хотели узнать по данной теме на сегодняшнем уроке? Поставьте вопросы к нашей теме (учитель заполняет графу «хочу узнать» вопросами, которые задают ученики).

Наша с вами задача сегодня ответить на эти вопросы. 

-Дают разные ответы.

-Они «сливаются» с окружающей средой.

-Открывают тетради, записывают.

Приводят примеры…

Почему некоторые гусеницы как будто «стоят» на ветках и не шевелятся? Как пингвинам удается так быстро плавать под водой? Что случится с животным, если изменятся условия обитания? А есть ли приспособленность в окраске яиц, у скворца-  голубые, а у перепелки- пятнистые. Почему большинство животных стремятся «слиться» с окружающей средой, а некоторые наоборот (например, божья коровка)?Как хамелеон меняет цвет?

Этап «вызова» помогает систематизировать имеющиеся знания по материалу урока, пробудить интерес учащихся к получению новой информации; поставить учениками собственных целей обучения

Учитель заполняет таблицу на доске, учащиеся ведут подобные записи в тетради, занося в свои таблицы в первую очередь факты из собственного опыта. Дополняя их теми версиями и фактами, прозвучавшими в классе, которые, с их точки зрения, заслуживают внимания.

  1. Изучение нового материала.

А) В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по- своему уникален. Давайте же выясним, что такое приспособленность организмов к среде обитания.

Подумайте и попытайтесь сформулировать в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания?

Для удобства работы я вам предлагаю оформить всю информацию сегодняшнего урока в виде кластера.

Приспособленность или Адаптация –совокупность особенностей строения, физиологии и поведения живых организмов к конкретным условиям, в которых они могут нормально существовать и оставлять потомство.

Возникновение приспособленности к среде - основной результат эволюции. Поэтому эволюцию можно рассматривать как процесс возникновения приспособлений или адаптаций.

Давайте отобразим этот факт в графе «узнал».

Итак, давайте обратим внимание на экран, он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения.

(2 стр. омс- модуля, приложение №2).

Б) Классификация адаптаций;

Факты, свидетельствующие о приспособленности живых организмов, очень многочисленны. Невозможно дать полное их описание. Поэтому на нашем уроке мы рассмотрим лишь некоторые яркие примеры. Морфологические и физиологические адаптации рассмотрим на следующем уроке.

Итак, продолжаем оформлять кластер(закладка ПОКРОВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ОКРАСКА): 

(прерываем просмотр и делаем замечание)

-Ребята, окраска животного, в соответствии с окружающим его фоном и делающая его незаметным, называется криптической. Отразите это в кластере, пожалуйста.

-Животные с расчленяющей окраской кажутся, на первый взгляд, хорошо заметными. Это действительно так, но только в нехарактерных для них условиях. Стоит представить их в привычной природной среде и картина резко изменится. Лежащий в клетке зоопарка тигр кажется окрашенным необычайно ярко, но в прибрежных зарослях тростника, где обычно охотится тигр, он абсолютно незаметен. Давайте отобразим это в кластере.

--Эффект любой покровительственной окраски повышается при её сочетании с соответствующим поведением (поза настороженности, замирание, поза покоя). Вспомните пример эксперимента с богомолами из темы «Учение Ч. Дарвина о естественном отборе». Добавим эту «веточку» в кластер. И окружим примерами.

-А теперь, ребята каждый у себя на кластере отметьте примеры животных, для которых характерны тот или иной тип окраски.

- Обратимся к нашей таблице «знаю –хочу узнать -узнал». Ответили мы на какой- нибудь из  вопросов? Давайте запишем краткий ответ.

-Есть у нас ещё вопросы, на которые нужно найти ответ? Тогда давайте снова обратимся к омс- модулю. (закладка МАСКИРОВКА)

Оформим полученные сведения в кластер, приведите примеры маскировки

-Давайте теперь посмотрим нашли ли мы ответы на какой- нибудь     из наших вопросов?

Предлагают различные формулировки.

Учащиеся вместе с учителем дают определение приспособленности, которое записывают в тетрадь (в середине страницы).

Записывают факт в графу «узнал» таблицы «знаю- хочу узнать- узнал».

Ученики в тетрадях оформляют кластер.

Возле овала с надписью «покровительственная окраска» изображается ещё один овал, с надписью «криптическая окраска», овалы  соединяются прямой линией.

Возле овала с  надписью «покровительственная окраска» изображается ещё один овал, с надписью « расчленяющая окраска».

Отмечают примеры.

Да- ответили.

Начинают заполнять графу №3.

- Да.

Возле овала с надписью «маскировка» оформляют примеры.

Да, нашли.

Этап «осмысления содержания» включает в себя получение новой информации; корректировка  учениками целей обучения.

Учитель на ватмане начинает оформлять кластер. Использование приема  кластера на уроке поможет выделить смысловые единицы нового материала, графически их оформить в определенном порядке, т.е. систематизировать их.

Отметьте кратко ответ.

Какой ещё вопрос у нас остался неотвеченным?  Обратимся к учебнику за новой информацией. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 40, второй абзац. Прочтите этот абзац.

Отметим полученную информацию на кластере. И приведем примеры.

*ФИЗКУЛЬТМИНУТКА*

- Есть ли у нас ещё ответ на поставленные вопросы?

Ещё один вид приспособленности – это мимикрия. Что это такое? Об этом нам расскажут и покажут ребята, которым было дано опережающее задание - собрать материал об этом явлении. Пожалуйста!

В) Относительность адаптаций.

Ребята остался ещё вопрос, который мы с вами не обсудили.

Что случится с животным, если изменятся условия обитания? Внимание на экран (закладка ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР АДАПТАЦИЙ ).

- Вывод: все приспособления носят относительный характер, т. е. полезны лишь в типичной среде обитания. В нетипичных условиях они могут оказаться бесполезными или вредными.

  1. Первичный контроль.

У вас на столах лежат листочки с тестами попробуйте выполнить  предложенные задания (приложение №4).

Ученики отмечают новую «веточку», с надписью «предостерегающая окраска», включают  примеры в кластер.

Да есть, давайте их запишем в нашу таблицу, «что узнали».

Выступают подготовленные ребята. Сами оформляют последнюю «веточку»  кластера и пишут ответ в таблицу.

Отвечают на вопрос, записывают ответ в таблицу.

Выполняют тест.

Оформляют краткий ответ в таблице «знаю- хочу узнать- узнал»

Учитель параллельно с ребятами оформляет кластер на доске.

Оформляют графу «узнал».

6.Сообщение домашнего задания.

Домашнее задание, ребята написано у вас на листочках с таблицей «знаю- хочу узнать- узнал».

7.Подведение итогов урока.

Итак, ребята посмотрите на нашу таблицу, на все ли вопросы мы  ответили.

Все ли типы адаптаций рассмотрели.

Что нам необходимо рассмотреть на следующем уроке?

Вот мы с вами и наметили задачи на следующий урок. А сейчас подведем итоги нашего сегодняшнего урока.

Обратимся к кластеру и обобщим все, о чем сегодня говорили. Пожалуйста!

И какой вывод мы сделали…?

Сегодня на уроке вы работали очень хорошо, за тесты вы все получите оценки. Дополнительную «5» получают ребята, приготовившие материал по мимикрии.

А сейчас я вас прошу взять в руки листочки, на которых изображен хамелеон и подумать, понравился вам урок или нет. Если урок вам понравился, то раскрасьте вашего хамелеона в зеленый цвет; если вам было не интересно, то раскрасьте хамелеона в синий цвет, если урок вам не понравился, то раскрасьте хамелеона в красный цвет. Таким образом, хамелеон передаст мне ваше настроение.  

Сдайте, пожалуйста, листочки с тестами, листочки с хамелеонами мне на стол.

Всем спасибо за урок, до свидания!

Нет.

Тоже, нет.

- Морфологические и физиологические адаптации рассмотрим на следующем уроке.

Мы узнали, что такое адаптация, какие бывают адаптации, приводили примеры адаптаций.

Что адаптации носят относительный характер.

D:\школа\аттестация\2455.gif

Раскрашивают хамелеонов, сдают листки.

На этапе «рефлексия» происходит размышление, рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения.



Предварительный просмотр:

D:\школа\аттестация\2455.gif

D:\школа\аттестация\2455.gif

D:\школа\аттестация\2455.gif

D:\школа\аттестация\2455.gif

D:\школа\аттестация\2455.gif

D:\школа\аттестация\2455.gif

D:\школа\аттестация\2455.gif

D:\школа\аттестация\2455.gif

D:\школа\аттестация\2455.gif

D:\школа\аттестация\2455.gif

D:\школа\аттестация\2455.gif

D:\школа\аттестация\2455.gif

D:\школа\аттестация\2455.gif

D:\школа\аттестация\2455.gif

D:\школа\аттестация\2455.gif

D:\школа\аттестация\2455.gif

D:\школа\аттестация\2455.gif

D:\школа\аттестация\2455.gif



Предварительный просмотр:

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Д/З Изучить §7, с. 35-44; вопросы в конце текста. К каждому виду адаптаций привести по два примера организмов, обитающих на территории нашего края.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Д/З Изучить §7, с. 35-44; вопросы в конце текста. К каждому виду адаптаций привести по два примера организмов, обитающих на территории нашего края.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Д/З Изучить §7, с. 35-44; вопросы в конце текста. К каждому виду адаптаций привести по два примера организмов, обитающих на территории нашего края.



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных».

1.Явление, которое служит примером маскировочной окраски:

А) окраска пятнистого оленя и тигра;

Б)пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных;

В)сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;

Г)окраска божьих коровок и колорадского жука.

2. Явление. Примером которого служит сходство мухи- львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков:

А) предостерегающая окраска;

Б)мимикрия;

В) приспособительная окраска;

Г)маскировка.

3. Пример покровительственной окраски:

А)зеленая окраска у певчего кузнечика;

Б)зеленая окраска листьев у большинства растений;

В)ярко- красная окраска у божьей коровки;

Г)сходство в окраске брюха мухи- журчалки и осы.

4. Пример предостерегающей окраски:

А) ярко- красная окраска у розы;

Б) ярко-красная окраска у божьей коровки;

В)сходство в окраске брюшка мухи-журчалки и осы;

Г)сходство в окраске и форме тела.

5. Приспособления организмов к определенным условиям обитания:

А) мимикрия;

Б) адаптация;

В) маскировка;

Г)расчленяющая окраска.

6. Приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливается с окружающими предметами:

А) мимикрия;

Б) адаптация;

В) маскировка;

Г)расчленяющая окраска.

Тест по теме «Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных».

1.Явление, которое служит примером маскировочной окраски:

А) окраска пятнистого оленя и тигра;

Б)пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных;

В)сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;

Г)окраска божьих коровок и колорадского жука.

2. Явление. Примером которого служит сходство мухи- львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков:

А) предостерегающая окраска;

Б)мимикрия;

В) приспособительная окраска;

Г)маскировка.

3. Пример покровительственной окраски:

А)зеленая окраска у певчего кузнечика;

Б)зеленая окраска листьев у большинства растений;

В)ярко- красная окраска у божьей коровки;

Г)сходство в окраске брюха мухи- журчалки и осы.

4. Пример предостерегающей окраски:

А) ярко- красная окраска у розы;

Б) ярко-красная окраска у божьей коровки;

В)сходство в окраске брюшка мухи-журчалки и осы;

Г)сходство в окраске и форме тела.

5. Приспособления организмов к определенным условиям обитания:

А) мимикрия;

Б) адаптация;

В) маскировка;

Г)расчленяющая окраска.

6. Приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливается с окружающими предметами:

А) мимикрия;

Б) адаптация;

В) маскировка;

Г)расчленяющая окраска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных».

Урок с использованием ОМС- модуля и элементов методики развития критического мышления....

Открытый урок по биологии животных на тему: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие»

Тема: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие» Цели урока:        повторить и систематизировать знания школьников о строении и жиз...

«Особенности строения клеток растений, животных и грибов»

-  продолжить изучение особенностей строения и жизнедеятельности клеток на примере растительной, животной, грибной клеток;- способствовать формированию целостных представлений о живой природе...

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7   класс Лабора...

7 класс ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ПОЛОСТИ ТЕЛА И НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗМНОЖЕНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ

Урок в 7 классе (по учебнику Никишова, Шаровой) по теме "ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ПОЛОСТИ ТЕЛА И НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗМНОЖЕНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ"...

Технологическая карта урока биологии в 9 классе по теме "Приспособительные особенности строения и поведения животных"

Технологическая карта урока биологии в 9 классе по теме "Приспособительные особенности строения и поведения животных", УМК  "Сфера жизни" под ред.Н.И. Сонина. Данная тема изуч...