РП и КТП по биологии 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему

Умарова Айзана Одесовна

РП и КТП по биологии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_9_klass.docx133.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29»

г.Нижневартовск

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол №5 от

«25» мая 2015 г.

Согласовано:

 Зам.дир. по УР

____________З.А. Рякке

 «27» августа 2015г.

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №1

от  27.08.2015г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ "СШ №29"

____________  Т.В. Бачинина

              Приказ № 333 от  27.08.2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО БИОЛОГИИ

(наименование учебного предмета)

ДЛЯ 9 КЛАССА

Основное общее образование

домашнее обучение

(уровень, ступень образования)

2015-2016 учебный год

(срок реализации программы)

УМАРОВА АЙЗАНА ОДЕСОВНА

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)


Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ        

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРОГРАМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА        

КОРРЕКТИРОВКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ, СВЯЗАННАЯ С РИСКАМИ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ        

КАЛЕНДАРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        

ПРИЛОЖЕНИЯ        


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для обучающихся 9-х классов составлена  в соответствии с нормативными документами:

1.        Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004г.)

2.        Примерной программы по биологии.

3.        Программы к завершённой предметной линии учебников по биологии для 9 класса  «Биология. Общие закономерности» авторы С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2012.- 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы.

4.        Образовательная программа МБОУ «СШ №29»на 2015 2016 учебный год.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так иобокружающеммиревцелом.Систематическийкурсбиологиивосновнойшколенаправленнаформированиеуучащихсяпредставленийоб отличительныхособенностяхживойприроды,оеемногообразиииэволюции,человекекакбиосоциальномсуществе.Дляформированияу учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессеизучениябиологииосновноевниманиеследуетуделятьнепередачесуммыготовыхзнаний,азнакомствуучащихсясметодаминаучногопознанияживой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по ихразрешению.

Цели и задачи изучениябиологии

В9классепредусматриваетсяизучениетеоретическихиприкладныхосновобщейбиологии.Программакурсавключаетвсебявопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые всредней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастнымиособенностямиобучающихсяисучётомобразовательногоуровня.Этонашлосвоёотражениеврабочейпрограммевчаститребованийкподготовкевыпускников,уровенькоторыхвзначительнойстепениотличаетсяотуровнятребований,предъявляемыхкучащимся10-11классов.Какв отношении контролируемого объёма содержания, так и в отношении проверяемых видовдеятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступеняхи уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Дляформирования современнойестественнонаучнойкартинымираприизучениибиологиивыделеныследующиеинформационныеединицы(компонентызнаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности,законы.

  • Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные ипрактические работы, предусмотренные Примернойпрограммой.
  • Нумерациялабораторныхработданавсоответствииспоследовательностьюуроков,накоторыхонипроводятся.Вселабораторныеи практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрениюучителя

  • Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки зачет. Курс завершает уроки обобщенияи систематизациизнаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активнойличности, мотивированнойксамообразованию,обладающейдостаточныминавыкамиипсихологическимиустановкамиксамостоятельномупоиску, отбору, анализу и использованиюинформации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связис этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью. В тетрадь включены вопросыи задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволитдиагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты.Этизаданиявыполняютсяпоходуурока.Познавательныезадачи,требующиеотученикаразмышленийилиотработкинавыковсравнения, сопоставления выполнения в качестве домашнегозадания.

В основу преподавания биологии положены деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностныйподходы. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонентаучебногосодержания - лабораторных и практических работ,экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающегов повседневнойжизни,важнымдляформированияадекватногоповедениячеловекавокружающейсреде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневнойжизни, вформированииуниверсальныхуменийнаосновепрактическойдеятельности.Вчастностиприизучениикурсабиологии6классаактивно происходит формирование базовых учебныхкомпетенций:

  • ценностно-смысловой (уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, формулироватьсобственныеценностные ориентиры по отношению к предмету и сферамдеятельности)
  • социокультурной (определять свое место и роль в окружающем мире, владеть эффективными способами организациисвободноговремени)
  • учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;организовыватьпланирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы кнаблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемойпроблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборыи оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулироватьвыводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств итехнологий

(текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картинымира);

  • коммуникативной(владетьспособамисовместнойдеятельностивгруппе,приемамидействийвситуацияхобщения;умениямиискать и находитькомпромиссы);
  • информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками,справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать,систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранятьи передаватьее);
  • природоведческой и здоровьесберегающей (иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу,в поле,наводоемахидр.);знатьиприменятьправилаповедениявэкстремальныхситуациях:поддождем,градом,присильном ветре,вовремягрозы,наводнения,пожара,привстречесопаснымиживотными,насекомыми;позитивноотноситьсяксвоему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержкии самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личнойбезопасности; владеть способами оказания первой медицинскойпомощи)

Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков на начало учебногогодаучащихся  9класса:

  • признаки сходства и отличия человека и животных;
  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост,развитие, размножение, регуляция жизнедеятельностиорганизма;
  • особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности иповедения.

Умеют:

  • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека,место ирольчеловекавприроде.зависимостьздоровьяотсостоянияокружающейсреды,причинынаследственныхзаболеванийиснижениеиммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровьечеловека;
  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результатыопытов.
  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органовчеловека;
  • выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организмачеловека;
  • сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующиевыводы;
  • определять: принадлежность человека к определенной систематическойгруппе;
  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровьечеловека;
  • проводитьсамостоятельныйпоискбиологическойинформации:втекстеучебника,биологическихсловаряхисправочниках,терминов,в электронных изданиях иИнтернет-ресурсах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
  • соблюдениямерпрофилактикизаболеваний;травматизма;стрессов;ВИЧ-инфекции;вредныхпривычек;нарушенияосанки, зрения,слуха;
  • оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах,кровотечениях; спасенииутопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающейсреде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственногоорганизма.

Требованиякуровнюподготовкиучащихся9-гокласса:

Знать:

-  биологическую терминологию исимволику;

-  основные свойства живой материи и методы еёизучения;

-уровниорганизациижизни:молекулярный,клеточный,организменный,популяционно-видовой, биогеоценотический и иххарактеристики;        

  • основные закономерности эволюции, и еёрезультаты;
  • основные структуры и функцииклетки;
  • роль основных неорганических и органических соединений и сущность обмена веществ и энергии вклетке;
  • закономерности индивидуального размножения иразвития;
  • основные понятиягенетики;
  • особенности антропогенного воздействия на природу и егопоследствия;
  • место человека вноосфере.

Уметь:

  • выявлять основные компоненты каждого уровняжизни;
  • раскрывать содержание основных биологических понятий итерминов;
  • готовить микропрепараты и работать смикроскопом;
  • пользоваться научно-популярной и периодическойлитературой;
  • участвовать в мероприятиях по охранеприроды;
  • применять полученные знания для охраны собственногоздоровья;

самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источникамиинформации

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биология в 9 классе в объёме 70 часов, 2 часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение (1час).

Местокурса«Биология.Общиезакономерности»всистемеестественнонаучныхдисциплин.Целиизадачикурса.Значениепредметадля понимания единства всего живого  и взаимозависимости всех частей биосферыЗемли.

Раздел  1.  Эволюция живого мира на Земле (19часов).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живоевещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Основные свойства живых организмов: обмен веществ и саморегуляцияв биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рости развитие. Раздражимость. Ритмичность процессов жизнедеятельности. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целогов биосистемах. Энергозависимость  живыхорганизмов.

Царстваживойприроды;краткаяхарактеристикаестественнойсистемыклассификацииживыхорганизмов. Видовоеразнообразие.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» инеизменностиживой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук. Учение Ч. Дарвина об искусственномотборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественныйотбор.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологическиеадаптации.

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологическиеи генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скоростьвидообразования; географическое и экологическоевидообразование.

Главныенаправленияэволюционногопроцесса.Биологическийпрогрессибиологическийрегресс.Путидостижениябиологическогопрогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции группорганизмов.

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический,предбиологический, биологический и социальный этапы развития живойматерии.

Филогенетические связи и живой природе; естественная классификация живыхорганизмов.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современныхтиповбеспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водныхрастений.

Развитиежизнивпалеозойскуюэру.Появлениеиэволюциясухопутныхрастений.Возникновениепозвоночных:рыбы,земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие   жизни   на   Земле   в   мезозойскую   и   кайнозойскуюэры.        Появление   и   распространение   покрытосеменных растений.

Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитиеприматов.

Происхождениечеловека.Месточеловекавживойприроде.Признакиисвойствачеловека,позволяющиеотнестиегокразличнымсистематическимгруппамцарстваживотных.Стадииэволюциичеловека:древнейшийчеловек,древнийчеловек,первыесовременные люди.  Человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущностьрасизма

. Лабораторные работы

  1. Изучение приспособленности организмов к средеобитания.
  2. Изучение изменчивости организмов и критериеввида.

Раздел  2.  Структурная организация живых организмов (15часов).

Элементарныйсоставклетки.Распространённостьэлементов,ихвкладвобразованиеживойматериииобъектовнеживойприроды.

Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование  неорганических и органических молекул живоговещества.

Неорганическиевеществаклетки;вода;иххимическиесвойстваибиологическаяроль.Солинеорганическихкислот,ихвкладв обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечениипроцессовжизнедеятельности. Осмос и осмотическое поступление  молекул вклетку.

Органические молекулы: белки, жиры и углеводы. Их структурная организация и биологическая роль. ДНК –молекулынаследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации. Транскрипция. РНК, структура ифункции. Информационные, транспортные и рибосомальныеРНК.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии.Биосинтез белков, жиров и углеводов вклетке.

Прокариотические   клетки;   их   форма   и  размеры.        Организация   метаболизма   у   прокариот.   Генетический   аппарат бактерий.

Спорообразование.Размножение.

Эукариотическаяклетка.Органоидыцитоплазмы,ихструктураифункции.Цитоскелет.Включения.Клеточноеядро–центруправленияжизнедеятельностью клетки.  Органоиды ядра. Хроматин. Особенности строения растительнойклетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме.Митоз.

Лабораторнаяработа.

  1. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовыхмикропрепаратах.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.(5часов).

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение организмов. Образование половыхклеток. Оплодотворение и опыление. Биологическое значение бесполого и полового размножения. Гаметогенез. Мейоз. Периодыобразования половыхклеток.

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления: образование бластулы, гаструляция, первичный   органогенез.

Постэмбриональныйпериодразвития.Формыпостэмбриональногопериодаразвития.Прямоеинепрямоеразвитие.Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетическийзакон.

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов.(13часов).

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучениянаследственности. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определениипризнаков.

Основные  формы  изменчивости.  Генотипическая  изменчивость.  Мутации.  Значение  мутаций  для  практики с/х        и биотехнологии.

Комбинативнаяизменчивость.

Фенотипическая изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков исвойств.

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития с/х производства,медицинской, микробиологическойпромышленности.

Лабораторная и практическаяработа.

1.Решение генетическихзадач.

2.Построение вариационной кривой (размеры листьеврастений).

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды.Основы экологии (11часов).

Биосфера–живаяоболочкапланеты.Структурабиосферы.Круговоротвеществвприроде.

Естественные  сообщества  живых  организмов.  Биогеоценозы.  Компоненты  биогеоценозов:  продуценты,  консументы,      редуценты.

Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций,биомасса.

Абиотические факторы среды. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды,пределывыносливости. Биотические факторы. Цепи и сети питания. Сменабиоценозов.

Лабораторнаяработа.

1.Составление схем передачи веществ и энергии (цепейпитания).

Обобщение-4ч.


Результатобученияшкольниковбиологиивсоответствиисгосударственнымстандартомосновногообщегообразованияипредставлен требованиямикуровнюподготовкивыпускниковсоответствующейступениобразования.

Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формыконтроля:

видконтроля

количество часов(работ)

оцениваются

неоцениваются

(оцениваются пожеланиюучащегося)

Лабораторныеработы

5

5

1

Практическаяработа

2

2

1

Проверочные работы

5

5

Тестовыйконтроль

10

10

Проектныеработы

11

11

Контрольнаяработа

6

6

        


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

основные разделы

количество часов

количество

контрольных работ

лаборатор. работ

...

1

Введение

1

2

Раздел 1. Происхождение человека.

3

3

Раздел 2.Строение и функции организма

Общий обзор организма (1 час)

Клеточное строение организма. Ткани. (4 часа)

Эндокринная система (1 час)

Нервная система (9 часов)

Опорно-двигательная система (8 часов)

Внутренняя среда организма. (4 часа)

Кровеносная и лимфатическая системы организма  (6 часа)

Дыхательная система  (4 часа)

Пищеварение  (5 часов)

Обмен веществ и энергии  (4 часа)

Выделение  (2 часа)

Покровы тела (3часа)

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.  (5 часов)

56

4

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма

4

5

Обобщение, повторение, подведение итогов

9

Итого:

70

4

10

1 полугодие

32

2

6

2 полугодие

38

2

4

Резерв времени:


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРОГРАМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Программы к завершённой предметной линии учебников по биологи для 9 класса  «Биология. Общие закономерности» авторы С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2012.- 138с.//

Учебник, учебное пособие

Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений /Н.И.Сонин, М.Р.Сапин; – 3-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,  2013.

Рабочая тетрадь для обучающихся

Биология.Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек»/ Н.И.Сонин, И.Б.Агафонова – М.: Дрофа, 2015. – 154(6)с.

Электронное  приложение к УМК

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),

Биология «Биология.Человек» Мультимедийное пособие к учебнику С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров. «Просвещение» 2008г

Дидактический  материал

 Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 1998;

Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

Методическое  пособие с поурочными разработками

Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2006. - 128с;

Список  используемой литературы

Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Интернет-ресурсы

Виртуальный источник - базовый дистанционный  курс «Биология – 8 класс. Анатомия и физиология человека» Центра образования «Технологии обучения»

http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования

www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

КОРРЕКТИРОВКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ, СВЯЗАННАЯ С РИСКАМИ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ

Риски

Выполнениепрограмм

класс

предмет

дата

кол- во часов

тема

дата

предмет

тема

учитель

9

биология

02.05

1

Пищевые связив экосистемах..

Р.К. Пищевыецепив природных сообществах ХМАО  (20 мин

07.05

биология

Пищевые связив экосистемах..

Р.К. Пищевыецепив природных сообществах ХМАО  (20 мин

Умарова А.О.

9

биология

02.05

1

Биотические факторы.

Взаимоотношения междуорганизмами.

Р.К.Взаимаотноше ние оргвнизмов вприродных сообществах ХМАО(30мин)

07.05

биология

Биотические факторы.

Взаимоотношения междуорганизмами.

Р.К.Взаимаотноше ние оргвнизмов вприродных сообществах ХМАО(30мин)

Умарова А.О.

9

биология

09.05

1

Р.К.Изучениеи

описание экосистемсвоейместности.

Выявление типов взаимодействия разных видовв конкретной экосистеме(40мин)

14.05

биология

Р.К.Изучениеи

описание экосистемсвоейместности.

Выявление типов взаимодействия разных видовв конкретной экосистеме(40мин)

Умарова А.О.

9

биология

09.05

1

Промежуточная аттестация

14.05

биология

Промежуточная аттестация

Умарова А.О.


КАЛЕНДАРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НазваниетемыРегиональный компонент

Кол

-во часов

Типурока

Виды учебной деятельности

Видыконтроля

Планируемыерезультатыосвоения материала

Домаш-неезада-ние

Дата

Тихонов, Макаров

Варакси-на

ВВЕДЕНИЕ (1час)

1

Введение. Биология наука о жизни.

1

Вводныйурок

Определять темы изадачикурса.Уметь самостоятельно работатьс текстомучебника,выделять главноеи обобщать.

Осуществлять самостоятельныйпоискинформации.

Знать цели изадачикурса, местопредмета

в системеестественныхнаук,методы исследованияв биологии.

Объяснять рольбиологии в формированиинаучногомировоззрения,роль биологическихтеорий, идей и гипотезв формированииестественнонаучной картинымира.

с.3-5

07.09

     03.09

РАЗДЕЛ I. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (19часов)

Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2часа)

2

Основныепризнакиживых организмов.

1

Урок изученияи первичногозакрепления

Давать определенияключевымпонятиям,выявлятьсущественное,главное,сравниватьи делатьвыводы.

Объяснятьпроявление свойствживыхорганизмов наразличныхуровняхорганизации, отличатьбиологическиеобъекты отобъектов неживойприроды, характеризоватьобщиесвойства живыхсистем.

с.8-11,

раб.тетр.№1-10стр.6 сообщениеоК.Линнее

07.09

03.09

3

Естественнаяклассификация живыхорганизмов.

Видовоеразнообразие.

1

Комбинированныйурок

Уметь самостоятельно работатьс текстомучебника,выделять главноеи обобщать

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Называтьуровниорганизациижизни; основные царстваживойприроды.

с.12-14,

раб.тетр.№1- 7стр.8-9 сообщениеоЖ.Б.Ламарке

14.09

10.09

Тема 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (1час)

4

Предпосылки возникновения ученияЧ.Дарвина.

1

Комбинированныйурок

Давать определенияключевымпонятиям,выявлятьсущественное,главное,сравниватьи делатьвыводы.

Даватьопределениепонятиюэволюция.

с. 15-20,вопрпосле§

р.т.зад.стр10, 11.

14.09

10.09

Тема 1.3. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА ОПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (3часа)

5

УчениеЧ.Дарвина обискусственномотборе

1

Урок изученияи первичногозакрепления

Работа стекстом учебника, раб.тетрадью

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Даватьопределенияпонятиямнаследственнаяизменчивость и борьбазасуществование

с.20-24,

раб.тетр. стр.12№1-4

21.09

17.09

6

УчениеЧ.Дарвина обестественном отборе

1

Комбинированныйурок

Работа в рабочейтетрадисравнительнаятаблица

Терминологическтийдиктант

Даватьопределениепонятиюестественныйотбор

с.24-28  р.т.с.13-14

21.09

07.09

7

Формыестественногоотбора

1

Комбинированныйурок

Давать определенияключевымпонятиям,

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Называтьфакторывнешнейсреды

С.29-31

зад. враб. Тетрадистр.15-16,

28.09

24.09

выявлять отличительные признаки, работать с таблицей.

мини-проект

Тема1.4.ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬОРГАНИЗМОВКУСЛОВИЯМВНЕШНЕЙСРЕДЫКАКРЕЗУЛЬТАТДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (2часа)

8

Результат эволюции- приспособленность организмовк средеобитания.

1

Комбинированныйурок

Осуществлять самостоятельныйпоискинформации, защищатьпроекты.

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Называтьосновныетипы приспособлений

с.35-44,

раб.тетр. стр.17-21

28.09

24.09

9

Выявление приспособленности ксреде обитания.

1

Урок закреплениязнаний

Выполнениелабораторнойработы

Лабораторна я работа№1

«Выявлениеприспособленности ксредеобитания.

Выявлять иописыватьразныеспособыприспособленности к средеобитания

Прочитатьп.9,ответить навопросы.,минипроекы

05.10

01.10

Тема 1.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (3часа)

10

.

Вид, егокритерии иструктура

1

Комбинированныйурок

Работас учебником, выполнениелабораторнойработы.

Лабораторна я работа№2

«Изучение изменчивостиорганизмови критериеввида».

Перечислитькритериивида; отличатьпонятиявид ипопуляция

Прочитать п.10, записив тетради., раб.тетр.стр22.

05.10

01.10

11

Популяция

1

Комбинированныйурок

Работас учебником, в тетради.

тест

Называть признакипопуляций

Изучить п.10,

вопросы1-6.

12.10

08.10

12

Эволюционная рольмутаций

1

Комбинированныйурок

Работа в рабочейтетради

Приводитьпримеры различныхвидов

мутаций

Изучить п.11, ответитьна

вопросы.,раб.тетр. стр.23-24

12.10

08.10

Тема 1.6. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3часа)

13

Биологические последствияадаптации

1

Комбинированныйурок

Сам.работауч-ся

Заполнениетаблицыстр.25 раб.тетр.

Даватьопределенияпонятиям биол. прогресс ирегресс

с.59, раб тетр. Стр 25№1

19.10

15.10

14

Главныенаправления эволюции

1

Комбинированныйурок

Работа стекстом учебника

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Даватьопределенияпонятиям:ароморфоз, идиоадаптация,общая дегенерация

Изучить п.12,13

ответитьна вопросы, раб.тетр. стр.26-28

19.10

15.10

15

Обобщающий урок потеме

«Учениеобэволюции органического мира»

1

Обобщатьи анализировать ранееполученныезнания

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Повторить п.6-13

26.10

22.10

16

Контрольная работа№1«Учение об эволюции органического мира»

1

Урок контроля, оценки икоррекции знаний

Выполнять тестовыезадания

К.р.№1

Даватьопределенияпонятиям, соотноситьпроцессы иобъекты.

Творческиезадания.

26.10

22.10

17

Современные представленияо развитии жизнина Земле.

1

Урок изученияи первичногозакрепления

Лекция

Называть этапыразвитияжизни

Изучить п.14, ответитьна вопросы, раб.тетр. стр.30-31

09.11

29.10

18

Начальные этапы развитияжизни. Эрадревнейшейжизни.

1

Комбинированныйурок

Лекция

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Даватьопределенияосновнымпонятиям: автотрофы,гетеротрофы, ит.д.

Изучить п.15., раб.тетр.стр. 33-34

09.11

29.10

19

Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскуюэры.

1

Урок комплексного примененияЗУН.

Лекция

Приводить примеры: растений иживотных, существовавшихв протерозое и палеозое

;ароморфозов урастений иживотных.

Прочитатьп.16,17,

ответитьна вопросы.,раб.тетр.стр. 35-39

16.11

12.11

20

Жизнь вмезозойскуюэру. Жизнь вкайнозойскуюэру

1

Урок комплексного примененияЗУН.

Работас учебником; составлениетаблицы.

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Приводитьпримеры растений иживотных, существовавшихв мезозое икайнозое.

Изучить п.18,19.,

раб.тетр. стр.40-44

16.11

12.11

21

Место ироль человека всистемеорганического мира.Эволюция человека.

1

Урок комплексного примененияЗУН.

Лекция, работас учебником, рабочейтетр.

Проверочнаяработа

Называть признакибиологическогообъекта- человека;объяснятьместо и роль человека в природе.

Изучить п.20.

23.11

19.11

РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (15часов)

Тема 2.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (4часа)

22

Элементарный составклетки. Неорганические веществаклетки.

1

Урок изученияи первичногоЗакреплениязнаний..

Лекция, работас учебником, рабочейтетрадью

-Приводитьпримеры макро-и микроэлементов.

Называть

неорганическиевеществаклетки.

Изучить п.21, ответитьна вопросы.,раб.тетр. стр.49-50

23.11

19.11

23

Органические веществаклетки.

Углеводы. Липиды.

1

Урок изученияи

первичногозакреплениязнаний.

Работас учебником,

ответы навопросы.

тест

Приводить примеры веществ, относящихсяк

углеводам илипидам.

с.109-111,

ответы на

вопросы.,раб.тетр.стр50-52 №1-10

30.11

26.11

24

Органические веществаклетки. Белки.

1

Комбинированныйурок.

Обобщатьи анализировать ранееполученныезнания

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Называтьфункциибелков,продуктыбогатыебелками

с.107-109

раб.тетр.стр

52-54 №11-25

30.11

26.11

25

Органические веществаклетки. Нуклеиновыекислоты.

1

Комбинированныйурок.

Обобщатьи анализироватьранееполученныезнания,работать

с дополнительным иисточниками информации.

Проверочная работа

Давать полноеназваниенуклеиновымкислотамДНК и РНК, доказывать, что нуклеиновыекислоты-биополимеры.

с.112,

раб.тетр.стр

54№26-29.

07.12

03.12

Тема 2.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (3часа)

26

Обмен веществи превращение энергии вклетке.

1

Урок изученияи первичногозакреплениязнаний.

Уметьраскрывать содержаниеновых понятий, раскрывать главное, составлять

план.

Называть этапыобмена веществ ворганизме, роль АТФ и ферментовв обменевеществ.

Изучить п.23, знатьсодержание, раб.Тетр.

Стр.55-56

07.12

03.12

27

Пластическийобмен.Биосинтезбелков,жиров, углеводов.

1

Комбинированныйурок

Лекция, работас учебником.

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Характеризоватьмеханизмтранскрипции, трансляции.

Изучить п.23, записив тетради.

14.12

10.12

28

Энергетический обмен.

Внутриклеточное пищеварение.

Дыхание.

1

Комбинированныйурок

Уметьраскрывать содержаниеновых

понятий, раскрывать главное.

Называть вещества–

источники

энергии,описыватьстроение и роль АТФв обменевеществ.

Изучить п.24, знать

содержание, раб.тетр. стр.57-60

14.12

10.12

29

Обобщение знаний, подготовка к промежуточному контролю.

1

Уметьраскрывать содержаниеновых понятий, раскрывать главное.

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Подготовкак к.р,повторить термины потеме.

21.12

17.12

30

Промежуточный контроль.К.Р.№2

1

Урок контроля, оценки икоррекции знаний

К.р№2

Повторить правила работыс микроскопом.

21.12

17.12

Тема 2.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (7часов)

31

Прокариотическая клетка.Изучение клетокбактерий.

1

Урок комплексного примененияЗУН.

Давать определенияключевымпонятиям.Уметь проводить сравнения.

Называтьуровниклеточнойорганизации, описывать строениепрокариотическойклетки,выделять особенностиразмножениябактериальнойклетки, характеризоватьпроцессспорообразования.

Прочитатьп.25, знатьсодержание, подготовить проекты,раб.тетр.стр. 61-62

11.01.

24.12

32

Эукариотическая клетка.

Цитоплазма. Клеточная мембрана, органоиды цитоплазмы.

1

Комбинированныйурок

Давать определенияключевымпонятиям.Уметь сравнивать, обобщать,делать выводы.

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Знать и характеризоватьфункциинаружнойплазматическоймембраны,характеризоватьмеханизммембранноготранспорта,

устанавливатьвзаимосвязи строенияи функционированиянаружнойплазматическоймембраны.Находитьразличиямежду гладкой ишероховатоймембранамиЭПС.Устанавливать взаимосвязьмежду строением ифункциями органоидов.

с.125-131,

знатьсодержание. раб.тетр. стр.63-65 №1- 11

11.01.

24.12

33

Эукариотическая клетка.Ядро.

1

Комбинированныйурок

Самостоятельнаяработа уч-сяс текстомучебника

тест

Узнавать по немомурисункуструктурные компонентыядра.

Изучить п.27раб.тетр. стр.66-67

№12-15

18.01

14.01

34

Изучениеклетокрастений и животных.

1

Урок комплексного примененияЗУН

Уметь самостоятельнои мотивированно организовывать своюпознавательную деятельность, выполнениелабораторнойработы.

Лабораторна я раб.№3

«Изучение клетокрастенийи животных».

Знатьособенности строения ядра,его компоненты. Доказывать, что ядро центр управленияжизнедеятельностьюклетки,устанавливатьвзаимосвязи строенияи функцийядра.

Повторитьпо учебнику 6кл.материало деленииклеток.

18.01

14.01

35

Делениеклеток

1

Комбинированныйурок

Заполнениетабл.

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Называтьпроцессы

,составляющиежизненный циклклетки

Изучить п.28раб.тетр. стр.69-70

25.01

21.01

36

Клеточнаятеория

строения организмов

1

Урок

обобщенияи систематизациизнаний

Лекция,

выполнениезаданий врабочейтетради

Называтьжизненные

свойства клетки

с.142-

144,подг. кконтр.работе.

25.01

21.01

37

Контрольная работа №3  потеме

«Клетка»

1

Урок контроля, оценки икоррекции знаний

Выполнениек.р.

Контр.раб.№3

Повт.виды размножения

01.02

28.01

РАЗДЕЛ III. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5часов)

Тема 3.1. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2часа)

38

Бесполоеразмножение

1

Урок изученияи первичногозакрепленияновыхзнаний

Работас учебником

Называтьосновныеформыразмножения

Изучить п.30раб.тетр. стр.73-74

01.02

28.01

39

Половоеразмножение. Развитиеполовых клеток

1

Комбинированныйурок

Самостоятельнаяработа уч-сяс текстомучебника

тест

Объяснять эволюционноепреимуществополового размножения.

Изучитьп.31раб.тетр.стр.74-77

08.02

04.02

Тема 3.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (3часа)

40

Эмбриональный периодразвития

1

Комбинированныйурок

Лекция

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Характеризоватьсущностьэмбриональногопериодаразвития организма

Изучить п32раб.тетр. стр.77-80

08.02

04.02

41

Постэмбриональн ыйпериод развития

1

Комбинированныйурок

Лекция

тест

Приводитьпримеры животных с прямыми непрямым постэмбриональнымразвитием

Изучить п.33, ответитьна вопросы, раб.тетр. стр.81-82

15.02

11.02

42

Общие закономерностиразвития.

Биогенетический закон.

1

Урок комплексного примененияЗУН

Работас учебником

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Называть начало и окончаниепостэмбриональногоразвития

Изучить п.34, ответитьна вопр. раб.тетр. стр.83-84

15.02

11.02

43

Контрольная работа №4 потеме

«Размножениеи развитие организма»

Урокконтроля, оценкии коррекции знаний

Умениевыполнятьтестовыезадания разноготипа.

К.р.№4

Подготовить мини проекто науке

генетика

22.02

18.02

РАЗДЕЛ IV. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (13часов)

Тема 4.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (6часов)

44

Основныепонятия генетики.

Гибридологически й методизучения наследования признаков.

1

Урок изученияи первичногозакрепления

Работас учебником

Характеризоватьсущностьбиологическихпроцессов наследственностии изменчивости

Изучить п.35,36.

раб.тетр. стр.85-86

22.02

18.02

45

Первый закон Менделя.Второй законМенделя. Закон чистотыгамет.

Моногибридное скрещивание.

Полное инеполное доминирование

1

Комбинированныйурок

Давать определенияключевымпонятиям.

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Даватьопределенияпонятиям:гомозигота,гетерозигота, доминантный признак,моногибридное скрещивание.

Изучить п.37раб.тетр. стр.87-91

29.02

25.02

46

Дигибридное скрещивание.

Третий закон Менделя.

Анализирующеескрещивание

1

Комбинированныйурок

Давать определения

ключевымпонятиям.

тест

Описыватьмеханизмпроявления

закономерностейдигибридногоскрещивания

Выучить стр.176-180,

180-185.

раб.тетр. стр90-91

29.02

25.02

47

Генетикапола

1

Комбинированныйурок

Решениегенетическихзадач

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Даватьопределениетерминуаутосомы

Конспект.

раб.тетр. стр93-94

07.03

03.03

48

Генотип как системавзаимодействующихгенов.

1

Комбинированныйурок

Самостоятельнаяработауч-ся

тест

Приводитьпримеры аллельноговзаимодействиягенов

Изучитьп..40,ответить навопросыраб.тетр.стр. 94-96

07.03

03.03

49

Решение генетических задач.

1

Урок комплексного примененияЗУН.

Давать определенияключевымпонятиям,решать генетическиезадачи.

Пр.раб.№1

«Решениегенетическихзадач»

Решитьгенетическуюзадачу

Решениезадач

14.03

10.03

Тема 4.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (4часа)

50

Наследственная(генотипическая)изменчивость

Р.К.Мутагены ХМАО(10мин)

1

Комбинированныйурок

Лекция

Называтьбиологическую рольхромосом, основные формыизменчивости

Изучить п.41раб.тетр. стр96-98

14.03

10.03

51

Фенотипическая изменчивость

1

Комбинированныйурок

Уметьраскрывать содержаниеновых понятий,

раскрывать главное, составлятьплан. Находить информациюв различныхисточникахи критическиоцениватьее.

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Приводитьпримеры ненаследственной изменчивости,нормы реакциипризнаков

Конспект,192- 195

раб.тетр. стр98-100

28.03

17.03

52

Выявление изменчивостиорганизмовР.К.Типичные наследственные

заболеванияХМАО

(10мин)

1

Урок комплексного примененияЗУН

Лабораторна я работа№4

«Выявлениеизменчивостиорганизмов»

Выявлять иописыватьразныеформы изменчивости организмов

Конспектповт, подг.к зачету

28.03

17.03

53

Контрольная работа№5

«Наследствен- ностьиизменчивость»

1

Урок контроля, оценки икоррекции знаний

Вып. контрольнойработы

Тестоваяконтрольная раб.

Подготовить сообщениеоН.И.Вавилове

.

04.04

31.03

Тема 4.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, МИКРООРГАНИЗМОВ (3часа)

54

Селекция.Центры многообразияи происхождения культурных растений.

1

Урок изученияи первичногозакреплениякультурных растений

Лекция

Изучитьп.43,204-205.

Конспект,с.196-200

раб.тетр. стр100-101

04.04

31.03

55

Методыселекциирастений и животных.

1

Комбинированныйурок

Сам.работас учебником

Выполнениезаданийв рабочей

тетради.

Даватьопределенияпонятиям сорт,порода.

с.201-203

раб.тетр. стр102-103

11.04

07.04

56

Селекция микроорганизмов. Р.К Достижения и основные направления современной селекциив ХМАО(10мин)

1

Комбинированныйурок

Лекция.

Проверочная работа

Даватьопределенияпонятиям биотехнология, штамм;объяснятьроль биологиив пр.деятельности людей.

заполнитьтаблицу

раб.тетр. стр103-104

11.04

07.04

РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11часов)

Тема 5.1. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (7часов)

57

Структура биосферы

1

Урок изученияи первичногозакреплениязнаний

Работас учебником

Даватьопределениепонятиюбиосфера. Называтьризнаки биосферы,структурные компоненты исвойствабиосферы.

С.216,п.46.

раб.тетр. стр105-105

18.04

14.04

58

Круговорот веществ.

Р.К.Влияние нефте-газовой промышленности на состояние воздушнойсреды(10мин)

1

Комбинированныйурок

Работасо схемами.

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Называтьвещества, используемыеорганизмами в процессежизнедеятельности;описыватьциклыводы,углерода,азота, фосфора.

Сообщение, п.47.раб.тетр. стр106-108

18.04

14.04

59

Экологические факторы

Р.К.

Антропогенный

фактор ХМАО(20

мин)

1

Комбинированныйурок

Уметьраскрывать содержаниеновых понятий,

раскрывать главное, составлять

план.Находитьинформациюв различныхисточникахи критически оцениватьее.

Даватьопределениетерминам:экология, абиотические, биотические

факторы,антропогенныйфактор.

Изучить п.50- 51,ответить навопросы. раб.тетр.стр.

112-114

25.04

21.04

60

Биогеоценозыи биоценозы.

Р.К.Видовое разнообразиеживыхорганизмов ХМАО(30мин)

1

Урок изученияи первичногозакрепления

новых знаний.

Работа стекстом учебника

Даватьопределениепонятиям:биоценоз, биогеоценоз,показателиструктуры.

Стр.239-243.

раб.тетр. стр110-112

25.04

21.04

61

Пищевые связив экосистемах..

Р.К. Пищевыецепив природных сообществах ХМАО  (20 мин)

1

Урок комплексного примененияЗУН.

Выполнениелабораторнойработы

Лабораторна я работа№5

«Составлениесхем

передачивеществи энергии»

Даватьопределениепонятиям автотрофыи гетеротрофы

Сообщение,п. 52раб.тетр.

стр.119-121

02.05

28.04

62

Биотические факторы.

Взаимоотношения междуорганизмами.

Р.К.Взаимаотноше ние оргвнизмов вприродных сообществах ХМАО(30мин)

1

Комбинированныйурок

Работа в тетради.

тест

Даватьопределениетерминовконкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Прочитатьп.53,ответить навопросы

02.05

28.04

63

Р.К.Изучениеи

описание экосистемсвоейместности.

Выявление типов взаимодействия разных видовв конкретной экосистеме(40мин)

1

Урок

комплексного использованияЗУН.

Выполнение

лабораторнойработы

Практич.

работа

№2«Выявление типов взаимодействияразных видовв конкретной экосистеме».

Изучатьпроцессы,

происходящихв экосистеме.

Подготовить

сообщениео ресурсах Земли. раб.тетр. стр117-118

подготовка к к.р.

09.05

05.05

64

Промежуточная аттестация

1

Урок контроля знаний

Вып. контрольнойработы

Подготовка мини-проектовпо экологии.

09.05

05.05

Тема 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (4часа)

65

Р.К.Природные ресурсыХМАО(40мин)

1

Комбинированныйурок

Составлениетаблицы

Даватьопределениетерминуагроэкосистема

Конспект,п. 54, раб.тетр.

стр.122-123

16.05

12.05

66

Роль человекав биосфере.

Р.К.ВлияниенефтегазовогопроизводстваХМАО насостояниеприроды.(20мин)

1

Комбинированныйурок

Лекция

Выполнениезаданийв рабочейтетради.

Называтьфакторы

,вызывающиеэкологическийкризис

Подготовить сообщение, с.231-235

раб.тетр. стр123-125

16.05

12.05

67

Последствия деятельности человекав экосистемах. Р.К.Краснаякнига ХМАО (20мин)

1

Урок комплексного примененияЗУН.

Пр.раб.»Анализи оценкапоследствийдеятельностичеловекав экосистемах»

Анализироватьиоцениватьпоследствиядеятельности человекав экосистемах.

Изучить п.53,зать содержание

23.05

19.05

68

Экологические

проблемы. Р.К.Заповедные зонына территориинашего края (20мин)

1

знаний

Лекция

Провероч

ная работа

Называтьсовременные

глобальныеэкологические проблемы.

Сообщения

учащихся.

23.05

19.05

Обобщение и повторение 2часа

69

Становление современнойтеорииэволюции.

1

Урок обобщенияи систематизации

Ответынавопросы.

тест

Объяснять основныесвойстваживыхорганизмов.

Повторить материалглав 9-11.

30.05

26.05

70

Клетка- структурнаяи функциональная единицаживого. Химический составклетки.

1

Урок обобщения

Ответынавопросы

Описыватьхимическийсоставклетки

Конспект, повторить глав 14-16 учебника.

30.05

26.05


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Календарный план

Количество часов:  всего 70 часов; в неделю 2часа

четверть

Количество уроков.

Количество контрольных работ.

Количество лабораторных работ.

Практические работы

Количество уроков с использованием ИКТ.

Количество уроков с применением метода проекта.

Количество дистанцион-ных уроков

1четверть

18

1

2

17

1

6

2четверть

14

1

1

12

2

5

3четверть

20

2

1

1

18

4

7

4четверть

18

2

1

1

16

4

6

год

70

6

5

2

63

11

24


Приложение 2

Критерии и нормы устного ответа по биологии

Оценка «5» ставится, если ученик:

1.        Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.        Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

3.        Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1.        Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.        Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3.        Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1.        Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2.        Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3.        Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

4.        Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5.        Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6.        Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1.        Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2.        Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

3.        При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4.        Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5.        Полностью не усвоил материал

Оценка выполнения лабораторных работ по биологии:

Оценка «5» ставится, если ученик:

1.        Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

2.        Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

3.        Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

4.        Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

5.        Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.        Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1.        Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2.        Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

3.        Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3» ставится, если ученик:

•        Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

•        Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

•        Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

•        Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1.        Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2.        Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3.        В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

4.        Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

5.        Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Критерии оценки тестовых заданий с помощью коэффициента усвоения К

К = А : Р,   где А – число правильных ответов в тесте

                          Р - общее число ответов (заданий)

Коэффициент К

Оценка

0,9 - 1

«5»

0,8 – 0,89

«4»

0,7 – 0,79

«3»

Менее 0,7

«2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....