РП и КТП по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29»
г.Нижневартовск
Рассмотрено: на заседании МО протокол 5 от «25» мая 2015г. | Согласовано: Зам.дир. по УР ___________З.А. Рякке «27» августа 2015г. | |||
Принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 27.08.2015г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ "СШ №29" ____________ Т.В. Бачинина Приказ № 333 от 27.08.2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
(наименование учебного предмета)
ДЛЯ 8 КЛАССА
Основное общее образование
(уровень, ступень образования)
2015-2016 учебный год
(срок реализации программы)
УМАРОВА АЙЗАНА ОДЕСОВНА
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРОГРАМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
КОРРЕКТИРОВКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ, СВЯЗАННАЯ С РИСКАМИ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ
КАЛЕНДАРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для обучающихся 8-х классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004г.)
2.Примерной программы по биологии.
3.Программы к завершённой предметной линии учебников по биологи для 8 класса «Биология. Человек» авторы С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2012.- 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы.
4. Образовательная программа МБОУ «СШ №29» на 2015 2016 учебный год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Человек» продолжает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволят ученикам осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации. Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности школьников. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение в данный курс сведений по психологии позволит учащимся более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
• Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки зачет. Курс завершает уроки обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполнения в качестве домашнего задания.
В основу преподавания биологии положены деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. В частности при изучении курса биологии 6 класса активно происходит формирование базовых учебных компетенций:
- ценностно-смысловой (уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности)
- социокультурной (определять свое место и роль в окружающем мире, владеть эффективными способами организации свободного времени)
- учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира);
- коммуникативной (владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы);
- информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);
- природоведческой и здоровьесберегающей (иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи)
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- систематическое положение человека и его происхождение;
- особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;
- о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, об отрицательном воздействии на
организм вредных привычек;
- приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;
- правила гигиены и факторы, разрушающие здоровье человека.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- распознавать органы и их топографию, системы органов;
- объяснять связь между строением и функциями органов;
- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;
- соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдение, ставить простейшие опыты.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биология в 8 классе в объёме 70 часов, 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2часа)
Человеккакчастьживойприроды,месточеловекавсистемеорганическогомира.Чертысходствачеловекаиживотных.Сходствои различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
- Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека иживотных.
Тема 2. Происхождение человека (2часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождениеи единство.
- Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека,иллюстрацийпредставителей различных расчеловека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
- Демонстрация портретов великих ученых — анатомов ифизиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма.
Системыорганов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основагомеостаза.
- Демонстрация схем систем органовчеловека. Лабораторные и практическиеработы
Изучение микроскопического строения тканей*.Распознавание на таблицах органов и системорганов*.
Тема 5. Координация и регуляция (10часов) Гуморальнаярегуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
- Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложениягормонов;фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринныхжелез.
Нервнаярегуляция
Нервнаярегуляция.Значениенервнойсистемы.Центральнаяипериферическаянервныесистемы.Вегетативнаяисоматическаячастинервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий.
Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделамимозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха.
Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органовчувств.
- Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловныхрефлексовразличных отделовмозга.
- Лабораторныеипрактическиеработы
Изучение головного мозга человека (помуляжам)*.Изучение изменения размеразрачка*.
Тема 6. Опора и движение (8часов)
Скелетчеловека,егоотделы:осевойскелет,скелетпоясовконечностей.Особенностискелетачеловека,связанныеструдовой деятельностьюипрямохождением.Составистроениекостей:трубчатыеигубчатыекости.Росткостей.Возрастныеизменениявстроениикостей.Типысоединениякостей.Заболеванияопорно-двигательнойсистемыиихпрофилактика.
Мышечнаясистема.Строениеиразвитиемышц.Основныегруппымышц,ихфункции.Работамышц;статическаяидинамическаянагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановленииактивностимышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
- Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях(травмах)
опорно-двигательнойсистемы.
- Лабораторные и практическиеработыИзучение внешнего строения костей*.Измерение массы и роста своегоорганизма*.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомлениемышц*.
Тема7.Внутренняясредаорганизма(3часа)
Понятие«внутренняясреда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельностиорганизма.Клеточныеэлементыкрови:эритроциты,лейкоциты,тромбоциты.Плазмакрови.Свертываниекрови.Группыкрови.Лимфа.Иммунитет.Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови.Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в областииммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группамкрови.
Лабораторнаяработа
Изучение микроскопического строениякрови*.
Тема 8. Транспорт веществ (4часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение кровипо сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, ихпредупреждение.
- Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органовкровообращения.
- Лабораторные и практическиеработы Измерение кровяногодавления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.
Т е м а 9. Дыхание (5часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен влегких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
- Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственногодыхания.
- ПрактическаяработаОпределение частотыдыхания*.
Питательныевеществаипищевыепродукты.Потребностьчеловекавпищеипитательныхвеществах.Витамины.Пищеварение.Строениеифункцииоргановпищеварения.Пищеварительныежелезы:печеньиподжелудочнаяжелеза.Этапыпроцессов пищеварения.Исследования И. П. Павлова в областипищеварения.
- Демонстрация модели торса человека, муляжей внутреннихорганов.
- Лабораторные и практическиеработы
Воздействие желудочного сока на белки, слюнынакрахмал*. Определение норм рациональногопитания*.
Тема11.Обменвеществиэнергии(2часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, ихвзаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечныепродуктыобменавеществ.Органывыделения.Почки,ихстроениеифункции.Образованиемочи.Ролькоживвыделенииизорганизма продуктов обменавеществ.
- Демонстрация моделипочек.
Тема 13. Покровы тела (3 часа)
Строениеифункциикожи.Ролькоживтеплорегуляции.Закаливание.Гигиеническиетребованиякодежде,обуви.Заболеваниякожии ихпредупреждение.
- Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производныекожи.
Тема 14. Размножение и развитие (3часа)
Системаоргановразмножения;строениеигигиена.Оплодотворение.Внутриутробноеразвитие,роды.Лактация.Ростиразвитиеребенка. Планированиесемьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность(5часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина.Видырефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы.Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.Гигиенаумственного труда. Память. Эмоции. Особенности психикичеловека.
Тема 16. Человек и его здоровье(4 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья:двигательнаяактивность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человекав окружающейсреде.
- Лабораторные и практическиеработы
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозногокровотечений*.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.
Организационные формы процесса обучения, используемые при организации УВП в 8 классе, обеспечивают реализацию целейобучениябиологии на данной ступени обучения, обозначенных выше образовательных подходов, а также учитывают возрастныеособенностиучащихся. В связи с этим преобладающей формой работы является комбинированный урок, включающий элементы самостоятельнойработыучащихся, индивидуальные, групповые, фронтальные практическиеработы.
Количество практических работ (13) соответствует примерной программе и обеспечено материально-техническими возможностямикабинета биологии, за исключением практической работы «Измерение массы и роста своего организма» (не обеспечена весами иростомером).
Важным способом формирования учебно-познавательной и информационной компетенций учащихся является подготовка имисообщенийпо изучаемым темам, которые, по возможности, рекомендуется сопровождать мультимедийными презентациями.Программа предусматривает подготовку учащимися проектов по 27 темам курса (см. КТП), подготовка проекта не является обязательным заданиемдляучащихся всего класса. Кроме того, поощряется самостоятельно предложение тем и выполнение по нимпроектам.
Результатобученияшкольниковбиологиивсоответствиисгосударственнымстандартомосновногообщегообразованияипредставлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Для отслеживания динамикирезультативностиучащихся применяются различные формыконтроля:
видконтроля | количество часов(работ) | оцениваются | неоцениваются (оцениваются пожеланиюучащегося) |
Практическиеработы | 13 | 8 | 7 |
Обобщающиеуроки | 6 | 6 | |
Тестовыйконтроль | 9 | 9 | |
Проектныеработы | 27 | 27 | |
Контрольнаяработа | 6 | 6 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ | основные разделы | количество часов | количество | ||
контрольных работ | лаборатор. работ | ... | |||
1 | Введение | 1 | |||
2 | Раздел 1. Происхождение человека. | 3 | |||
3 | Раздел 2.Строение и функции организма Общий обзор организма (1 час) Клеточное строение организма. Ткани. (4 часа) Эндокринная система (1 час) Нервная система (9 часов) Опорно-двигательная система (8 часов) Внутренняя среда организма. (4 часа) Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часа) Дыхательная система (4 часа) Пищеварение (5 часов) Обмен веществ и энергии (4 часа) Выделение (2 часа) Покровы тела (3часа) Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (5 часов) | 56 | |||
4 | Раздел 3. Индивидуальное развитие организма | 4 | |||
5 | Обобщение, повторение, подведение итогов | 9 | |||
Итого: | 70 | 4 | 10 | ||
1 полугодие | 32 | 2 | 6 | ||
2 полугодие | 38 | 2 | 4 | ||
Резерв времени: |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРОГРАМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | Программы к завершённой предметной линии учебников по биологи для 9 класса «Биология. Общие закономерности» авторы С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2012.- 138с.// |
Учебник, учебное пособие | Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений /Н.И.Сонин, М.Р.Сапин; – 3-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2013. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | Биология.Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек»/ Н.И.Сонин, И.Б.Агафонова – М.: Дрофа, 2015. – 154(6)с. |
Электронное приложение к УМК | Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Биология «Биология.Человек» Мультимедийное пособие к учебнику С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров. «Просвещение» 2010г |
Дидактический материал | Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник задания для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.: Классик Стиль, 2013. - 104 с. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004; |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология: Человек.- Дрофа, 2012.-112с. Г. И. Лернер Биология. Человек. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 2012. Е.В. Краева. «Тесты по биологии» К учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек. 8 класс». Издательство «Экзамен». Москва – 2014 год. Семенцова В.Н., Сивоглазов В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2014 -144с; |
Методическое пособие с поурочными разработками | Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2012. - 128с; |
Список используемой литературы | Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2014; Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.; Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2014. - 240с: ил. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | Интернет-ресурсы Виртуальный источник - базовый дистанционный курс «Биология – 8 класс. Анатомия и физиология человека» Центра образования «Технологии обучения» http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru – научные новости биологии www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». |
КОРРЕКТИРОВКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ, СВЯЗАННАЯ С РИСКАМИ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ
Риски | Выполнениепрограмм | |||||||
класс | предмет | дата | кол- во часов | тема | дата | предмет | тема | учитель |
8 | биология | 23.02. | 1 | Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 27.02. | биология | Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | Умарова А. О. |
8 | биология | 23.02. | 1 | Контрольная работа №5 по темам «Дыхание», «Пищеварение». | 27.02. | биология | Контрольная работа №5 по темам «Дыхание», «Пищеварение». | Умарова А. О. |
8 | биология | 08.03. | 1 | Энерготраты человека и пищевой рацион. | 12.03. | биология | Энерготраты человека и пищевой рацион. | Умарова А. О. |
8 | биология | 08.03. | 1 | Контрольная работа по темам «Пищеварение», «Обмен веществ». | 12.03. | биология | Контрольная работа по темам «Пищеварение», «Обмен веществ». | Умарова А. О. |
КАЛЕНДАРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Календарный план
Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа
четверть | Количество уроков | Количество контрольных работ | Количество практических работ | Количество уроков с применением ИКТ | Количество уроков с применением метода проекта | Количество дистанционных уроков |
1 четверть | 18 | 1 | 3 | 15 | - | 6 |
2 четверть | 14 | 1 | 3 | 12 | 1 | 5 |
3 четверть | 20 | 1 | 4 | 17 | - | 7 |
4 четверть | 18 | 1 | - | 15 | 1 | 6 |
год | 70 | 4 | 10 | 59 | 2 | 24 |
Приложение 2
Критерии и нормы устного ответа по биологии
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал
Оценка выполнения лабораторных работ по биологии:
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
4. Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка «3» ставится, если ученик:
• Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
• Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
• Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);
• Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
5. Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Критерии оценки тестовых заданий с помощью коэффициента усвоения К
К = А : Р, где А – число правильных ответов в тесте
Р - общее число ответов (заданий)
Коэффициент К | Оценка |
0,9 - 1 | «5» |
0,8 – 0,89 | «4» |
0,7 – 0,79 | «3» |
Менее 0,7 | «2» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....