РП и КТП по биологии 7 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29»
г.Нижневартовск
Рассмотрено: на заседании МО протокол № 5 от «25» мая 2015 г. | Согласовано: Зам.дир. по УР __________З.А. Рякке «27» августа 2015г. | |||
Принято на заседании педагогического совета Протокол №1 От 27.08.2015г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ "СШ №29" ____________ Т.В. Бачинина Приказ № 333 от 27.08.2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
(наименование учебного предмета)
ДЛЯ 7 КЛАССА
Основное общее образование
домашнее обучение
(уровень, ступень образования)
2015-2016 учебный год
(срок реализации программы)
УМАРОВА АЙЗАНА ОДЕСОВНА
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРОГРАМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
7. КОРРЕКТИРОВКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ, СВЯЗАННАЯ С РИСКАМИ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ
8. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9. ПРИЛОЖЕНИЯ
Рабочая программа по биологии для обучающихся 7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ Минобр России №
1019 от 5 марта 2004г.)
2.Примерной программы по биологии.
3.Программы к завершённой предметной линии учебников по биологи для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология.6-11 классы.- М.: Дрофа, 2012.- 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы.
4. Образовательная программа МБОУ «СШ №29»на 2015 2016 учебный год.
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, таки об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представленийоб отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересовв процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
•освоениезнанийоживойприродеиприсущихейзакономерностях;строении,жизнедеятельностиисредообразующейролиживыхорганизмов; методах познания живойприроды;
•овладениеумениямиприменятьбиологическиезнаниядляобъясненияпроцессовиявленийживойприроды;использоватьинформациюосовременныхдостиженияхвобластибиологиииэкологии,офакторахздоровьяириска;работатьсбиологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологическиеэксперименты;
•развитиепознавательныхинтересов,интеллектуальныхитворческихспособностейвпроцессепроведениянаблюденийзаживымиорганизмами, биологических экспериментов, работы с различными источникамиинформации;
•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;культуры поведения вприроде;
•иcпользованиеприобретенныхзнанийиуменийвповседневнойжизнидляуходазарастениями,домашнимиживотными,заботыо собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношениюк природнойсреде,собственномуорганизму,здоровьюдругихлюдей;длясоблюденияправилповедениявокружающейсреде.
В основу преподавания биологии положены деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностныйподходы. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практическогокомпонентаучебного содержания - лабораторных и практических работ,экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. В частности при изучении курса биологии 6 класса активно происходит формирование базовых учебных компетенций:
ценностно-смысловой (уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия,формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферамдеятельности)
- социокультурной (определять свое место и роль в окружающем мире, владеть эффективными способамиорганизации свободноговремени)
- учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;организовывать планирование,анализ,рефлексию,самооценкусвоейучебно-познавательнойдеятельности;задаватьвопросыкнаблюдаемым фактам,отыскиватьпричиныявлений,обозначатьсвоепониманиеилинепониманиепоотношениюкизучаемойпроблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборыи оборудование,владетьизмерительныминавыками,работатьсинструкциями;описыватьрезультаты,формулироватьвыводы; выступатьустноиписьменносрезультатамисвоегоисследованиясиспользованиемкомпьютерныхсредствитехнологий(текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картинымира);
- коммуникативной (владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находитькомпромиссы);
- информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками,справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать,систематизировать, анализироватьиотбиратьнеобходимую длярешенияучебныхзадачинформацию,организовывать,преобразовывать,сохранять и передаватьее);
- природоведческой и здоровьесберегающей (иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (влесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, присильномветре,вовремягрозы,наводнения,пожара,привстречесопаснымиживотными,насекомыми;позитивноотноситьсяксвоемуздоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержкии самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личнойбезопасности; владеть способами оказания первой медицинскойпомощи)
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биология в 7 классе в объёме 70 часов, 2 часа в неделю.
Введение (3часа)
Мирживыхорганизмов.Уровниорганизацииисвойстваживого.ОсновныеположенияученияЧ.Дарвинаоестественномотборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живойприроды.
РАЗДЕЛ1
Царство Прокариоты (3 часа)
Тема1.1Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствaпрокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенностистроениябактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот;распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящиебактерии).
- Демонстрация
Схемывозникновенияодноклеточныхэукариот,многоклеточныхорганизмов;развитиецарстврастенийиживотных,представленныхв учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразиебактерий.
- Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка— элементарная структурно-функциональная единица всегоживого.
- Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие вцепи эволюционных преобразованийматериивцелом.Характеризоватьособенностиорганизацииклетокпрокариот,анализироватьихрольв биоценозах. Приводить примеры распространенностипрокариот.
РАЗДЕЛ 2
Царство Грибы (4 часа)
Тема2.1Общая характеристика грибов (3часа)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточныхгрибов.Отделы:Хитридиомикота,Зигомикота,Аскомикота,Базидиомикота,Омикота;группаНесовершенныегрибы.Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
- Демонстрация.СхемыстроенияпредставителейРазличныхсистематическихгруппгрибов.РазличныепредставителицарстваГрибы. Строение плодового тела шляпочногогриба.
- ЛабораторныеипрактическиеработыСтроение плесневого грибамукора*.
Распознавание съедобных и ядовитыхгрибов*.
Тема 2.2 Лишайники (1час)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенностижизнедеятельности, распространенность и экологическая рольлишайников.
- Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представителилишайников.
- Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии.Эукариотическиеорганизмы, имеющие ограниченное оболочкойядро.
- Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников ихарактеризовать их роль вбиоценозах.
РАЗДЕЛ 3
Царство Растения (16 часов)
Тема3.1 Общая характеристика растений (2часа)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляцияжизнедеятельностирастений; фитогормоны.Особенностижизнедеятельностирастений;фотосинтез,пигменты.Систематикарастений;низшиеивысшиерастения.
- Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителейцарстварастений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительныхорганизмов.
Тема 3.2 Низшие растения (2 часа)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточныеи многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение вводных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическоезначение.
- Демонстрация. Схемы строения водорослей различныхотделов.
- Лабораторнаяработа
Изучение внешнего строенияводорослей*.
Тема 3.3Высшие растения (4 часа)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высшихрастений. Споровые растения. Общая характеристика,происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль вбиоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль вбиоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль вбиоценозах.
ОтделПапоротниковидные.Происхождениеиособенностиорганизациипапоротников.Жизненныйциклпапоротников.Распространениепапоротников в природе и их роль вбиоценозах.
Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей.Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представителипапоротников.
- Лабораторная работа
Изучение внешнего строения мхов*.Изучение внешнего строенияпапоротника*.
Тема 3.4 Отдел Голосеменные растения (2часа)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных.Многообразие, распространенностьголосеменных,ихрольвбиоценозахипрактическоезначение.
- Демонстрация. Схемы строения голосеменных, циклразвития сосны. Различные представителиголосеменных.
- Лабораторная работа
Изучениестроенияимногообразияголосеменныхрастений*.
Тема3.5ОтделПокрытосеменные(Цветковые)растения(16часов)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных.Классы ОднодольныеиДвудольные,основныесемейства(2семействаоднодольныхи 3 семейства двудольныхрастений).Многообразие, распространенность цветковых, их рольв биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
- Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойноеоплодотворение).Представители различных семейств покрытосеменныхрастений.
- Лабораторные и практическиеработы
Изучение строения покрытосеменныхрастений*.
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека*.
- Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красныеводоросли. Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит игаметофит.
Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.
Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветковогорастения; спорофит игаметофит.
- Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенностиводорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль вбиоценозах.
РАЗДЕЛ 4
Царство Животные (37 часов)
Тема4.1 Общая характеристика животных (1час)
Животныйорганизмкак целостнаясистема.Клетки,ткани,органыисистемыоргановживотных.Регуляцияжизнедеятельностиживотных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителейдругих царствживойприроды.Систематикаживотных;таксономическиекатегории;одноклеточныеимногоклеточные(беспозвоночныеихордовые)животные.
Тема4.2 ПодцарствоОдноклеточные (2часа)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организацииклетокпростейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной
деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организациипредставителей.Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
- Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групподноклеточных.
- Лабораторная работа
Строение инфузориитуфельки.
Тема4.3ПодцарствоМногоклеточные (1час)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных.Простейшиемногоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
- Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразиегубок.
Тема 4.4Тип Кишечнополостные(3часа)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространениекишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
- Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннеестроениекишечнополостных.
Тема 4.5Тип Плоские черви (2часа)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их рольв биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненномцикле; циклыразвитияпеченочногососальщикаибычьегоцепня.Многообразиеплоскихчервей-паразитов;мерыпрофилактикипаразитарныхзаболеваний.
- Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различныепредставителиресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьегоцепня.
Тема 4.6Тип Круглые черви (1час)
Особенностиорганизациикруглыхчервей(напримереаскаридычеловеческой).Свободноживущиеипаразитическиекруглыечерви.Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактикиаскаридоза.
- Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формыкруглых червей.
Тема4.7 Тип Кольчатые черви (3часа)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела.Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей вбиоценозах.
- Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типакольчатых червей.
- Лабораторнаяработа
Внешнее строение дождевогочервя.
Тема4.8Тип Моллюски (2часа)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатыхи головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственнойдеятельности.
- Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типамоллюсков.
- Лабораторнаяработа
Внешнее строениемоллюсков.
Тема4.9Тип Членистоногие (7часов)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных,паукообразных, насекомых имногоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки.
Многообразиеизначениеракообразныхвбиоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие изначениепаукообразных вбиоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полныминеполнымметаморфозом.Многообразиеизначениенасекомыхвбиоценозах.Многоножки.
- Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схемастроенияпаука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов;многоножек.
- Лабораторнаяработа
Изучениевнешнегостроенияимногообразиячленистоногих*.
Тема4.10ТипИглокожие(изучаетсяпоусмотрениюучителя)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразиеиэкологическоезначение.
- Демонстрация. Схемыстроенияморскойзвезды,морскогоежаиголотурии.Схемапридонногобиоценоза.
Тема4.11Тип Хордовые. Бесчерепные (1час)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. ПодтипБесчерепные:ланцетник;особенностиегоорганизацииираспространения.
- Демонстрация. Схема строенияланцетника.
Тема4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты)иКостные рыбы. Многообразие костныхрыб:хрящекостные,кистеперые,двоякодышащиеилучеперыерыбы.Многообразиевидовичертыприспособленностиксредеобитания.Экологическоеихозяйственноезначениерыб.
- Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперыхрыб.
- Лабораторнаяработа
Особенности внешнего строения рыб в связи с образомжизни*.
Тема4.13 Класс Земноводные (2часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатыеибезногиеамфибии;многообразие,средаобитанияиэкологическиеособенности.Структурно-функциональнаяорганизацияземноводныхнапримерелягушки.Экологическаярольимногообразиеземноводных.
- Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб иземноводных.
- Лабораторнаяработа
Особенности внешнего строения лягушки в связи с образомжизни*.
Т е м а4.14 Класс Пресмыкающиеся (2часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных.Структурно-функциональнаяорганизация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
- Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных ирептилий.
Т е м а4.15 Класс Птицы (4часа)
Происхождениептиц;первоптицыиихпредки;настоящиептицы.Килегрудые,илилетающие;бескилевые,илибегающие;пингвины, илиплавающиептицы.Особенностиорганизациииэкологическаядифференцировкалетающихптиц(птицылеса,степейипустынь,открытыхвоздушныхпространств,болот,водоемовипобережий).Охранаипривлечениептиц;домашниептицы.Рольптицвприроде,жизни человека и его хозяйственной деятельности.
- Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий иптиц.
- Лабораторнаяработа
Особенности внешнего строения птиц в связи с образомжизни*.
Т е м а4.16 Класс Млекопитающие (4 часа)
Происхождение млекопитающих. Первозвери(утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери(плацентарные). Структурно-функциональныеособенностиорганизациимлекопитающихнапримересобаки.Экологическаярольмлекопитающихвпроцессеразвитияживойприродывкайнозойскойэре.Основныеотрядыплацентарныхмлекопитающих:насекомоядные,рукокрылые,Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значениемлекопитающих вприродеихозяйственной деятельностичеловека.Охранацепных зверей.Домашниемлекопитающие(крупныйимелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственныеживотные).
- Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемастроениярептилий имлекопитающих.
- Лабораторные и практическиеработыИзучение строениямлекопитающих*.
Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека*.
- Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водныемлекопитающие.
- Основныепонятия.Животныйорганизм.Одноклеточныеживотные.Многоклеточныеживотные.Систематикаживотных;основныетипыбеспозвоночных животных, ихклассификация.
Основныетипычервей,ихклассификация.Лучеваяидвусторонняясимметрия.Вторичнаяполостьтела(целом).
Моллюски. Смешанная полостьтела.
Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых имногоножек. Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет,вторичноротость.
Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.
Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форматела, конечности, органы воздушногодыхания.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземномуобразу жизни, форма тела, конечности, органы воздушногодыхания.
Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушногодыхания. Класс Млекопитающие. Многообразиемлекопитающих.
- Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их рольв биоценозах.
Объяснятьособенностиорганизациимногоклеточногоживотногоорганизма.Приводитьпримерыраспространенностимногоклеточныхихарактеризовать их роль вбиоценозах.
Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснятьособенностиорганизациимногощетинковыхималощетинковыхкольчатыхчервей.Приводитьпримерыраспространенностичервей и характеризовать их роль вбиоценозах.
Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль вбиоценозах. Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль вбиоценозах. Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в ихстроении.
Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в ихстроении.
Объяснять принципы организации амфибий, выделить прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализс предковой группой –рыбами.
Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализс предковой группой –амфибиями.
Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализс предковой группой –рептилиями.
Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой —рептилиями.
РАЗДЕЛ 5
Царство Вирусы (2часа)
Общаяхарактеристикавирусов.Историяихоткрытия.Строениевирусанапримеревирусатабачноймозаики.Взаимодействиевируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождениевирусов.
- Демонстрация.Моделиразличныхвирусныхчастиц.Схемывзаимодействиявирусаиклеткипригоризонтальномивертикальномтипепередачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусныхзаболеваний.
Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.
Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия склеткой.
Заключение (1час)
Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний впрактикесельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Резервное время — 4часа.
№ п/п | Раздел, подраздел | Тема урока | Кол-во часов | Лаборатор ные работы | Практи- ческие занятия | Контроль- ныеработы | ||||
1 | Введение | Многообразие живыхорганизмов Многообразие живых организмов. Наукасистематика | 2 | |||||||
2 | Царство Прокариоты | Система прокариот. Многообразие и значениебактерийПрокариоты. Проверочная работа по теме:Прокариоты | 3 | |||||||
3 | Царство Грибы | Царство Грибы. Настоящие и паразитическиегрибы. ОтделЛишайники Лабораторная работа№1 «Изучение внешнегостроенияплесневых грибов подмикроскопом» №2«Изучение внешнего строения шляпочныхгрибов» Контрольная работа №1по теме «Бактерии игрибы, лишайники» | 5 | 2 | 1 | |||||
4 | Царство Растения | Общая характеристика растений. Подцарство Низшиерастения илиВодоросли. Отделыводорослей Лабораторная работа№3 «Строениехламидомонады» Проверочная работа по теме«Водоросли» Подцарство Высшие растения. ОтделМоховидные Лабораторная работа№4 «Строение зелёного мхакукушкинлён», «Строение мхасфагнума» Отделы споровых:ПлауновидныеОтделХвощевидные. Отдел Папоротниковидные Лабораторная работа №5«Строениепапоротника» Контрольная работа №2по темам «Высшие споровыеи низшиерастения». Отдел Голосеменныерастения Лабораторнаяработа№6 Изучение строения имногообразия голосеменных растений« Многообразие и прогрессивная организацияпокрытосеменных | 18 | 5 | 3 | 2 | ||||
(цветковых) растений Особенности размножения цветковых растений, классы Однодольных и Двудольных Лабораторная работа №7«Строение шиповника», «Строение пшеницы» Практич.работа №1 «Распознавание и классификация растений класса двудольные» Практич.работа №2 «Распознавание и классификация растений класса однодольные» Практич.работа №3 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности» Контрольная работа №3 по темам «Голосеменные и Покрытосеменные растения». | ||||||||||
5 | Царство Живот-ные | Царство Животные. Общая характеристика царства Животных. Подцарство Одноклеточные животные Лабораторная работа№8 «Строение инфузории туфельки» Проверочная работа по теме: Простейшие Разнообразие подцарства Многоклеточных животных. Особенности строения и жизнедеятельности губок Многообразие кишечнополостных, их экологическое и геологическое значение Строение и жизнедеятельность свободноживущих и паразитических плоских червей Отличительные особенности строение и жизнедеятельности круглых червей (нематод) Строение, образ жизни и значение кольчатых червей | 39 | 7 | 2 | 4 | ||||
6 | Царство Вирусы | Царство Вирусы. Краткая характеристика царства Вирусы и их практическое значение | 2 | |||||||
7 | Обобщающий урок | Повторение пройденного материала по царствам: Прокариоты, Грибы, Растения, Животные, Вирусы | 1 | |||||||
Итого | 70 | 14 | 5 | 7 | ||||||
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | «Биология. Многообразие живых организмов» авторов Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2012.- 138с.//, |
Учебник, учебное пособие | Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2013. -255с; |
Рабочая тетрадь для обучающихся | В.Б. Захаров, Сонин Н.И. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» - М.: Дрофа, 2015.-64с. |
Электронное приложение к УМК | Мультимедийное приложение к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» «Дрофа» |
Дидактический материал | Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи.- М.: Дрофа, 2014.-128с., 6 ил.- (Дидактические материалы). |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология: Растения. Грибы. Лишайники.- Дрофа, 2014.-112с. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биологи Животные. - М.: Дрофа, 2013. - 224с; |
Методическое пособие с поурочными разработками | Н.Ю. Захарова «Тематическое и поурочное планирование по биологии»: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: – М.: Дрофа, 2013; |
Список используемой литературы | Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2014. - 304с |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | Дистанционные курсы «Биология – 6 класс. Растения, бактерии, грибы, и лишайники» и «Биология – 7 класс. Животные» Центра образования «Технологии обучения». «Биология. Многообразие живых организмов» Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина. Дрофа.2014 |
Риски | Выполнениепрограмм | |||||||
класс | предмет | дата | кол- во часов | тема | дата | предмет | тема | учитель |
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | Лаборатор. и практич. работы Региональный компонент | Дата | |||||||
Кропачева А. | ||||||||||||||
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ (2часа) | ||||||||||||||
1 | Многообразие живых организмов. Уровни организации живого | ИПЗН[1] | Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Классификация организмов. Уровни организации живой природы. Структура учебника. | Называтьосновные царства живых организмов, уровни живой природы. Перечислятьфакторы эволюции. | Стр.5 читать, пересказывать, сообщение о Ч.Дарвине.раб.тетр.№1 | 02.09. | ||||||||
2 | Многообразие живых организмов и их классификация. Учение Ч.Дарвина. | К | Учение У.Дарвина о происхождении видов. Предмет и задачи систематики. Вид – единица систематики. Надвидовые категории. Сравнение искусственной и естественной систем классификации живой природы. | Давать определение вида. Называть основные систематические категории и причины эволюции. Отличать естественную систему от искусственной | Стр.7- 10 читать, пересказывать. Сообщение о К. Линнее. раб.тетр№2-4 | 02.09. | ||||||||
РАЗДЕЛ 1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (3 часа) | ||||||||||||||
3 | Общая характеристика бактерий. | К | Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. | Распознавать и описывать строение бактериальной клетки.Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий | Стр. 13-16 читать, пересказывать. раб.тетр№ 5-7 | 09.09. | ||||||||
4 | Многообразие бактерий. | К | Общие сведения о подцарстве Оксифотобактерии. Цианобактерии, их разнообразие, особенности питания и размножения. | Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп. Называть признаки подцарства Оксифотобактерии. | Стр. 17-20 читать, пересказывать. | 09.09. | ||||||||
5 | Значение бактерий в природе и жизни человека. | КПЗУН | Значение в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии. | Знать о роли цианобактерий в природе и жизни человека. Объяснятьроль бактерий в природе и жизни человека | Стр. 13-20 повторить. Тест стр.8-9 раб.тетр. | 16.09. | ||||||||
РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО ГРИБЫ (5 часов) | ||||||||||||||
ТЕМА 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ (3 часа) | ||||||||||||||
6 | Общая характеристика грибов. | К | Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты. | Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Называтьспособы питания многоклеточных грибов. Выделятьособенности царства Грибы. Сравниватьгрибы с растениями и животными | Стр. 22-25 читать, пересказывать. Раб.тетр.№8-11 | 16.09. | ||||||||
7 | Многообразие и значение грибов | КПЗУН | Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. | Называтьзначение плесневых грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение плесневых грибов. Объяснятьроль плесневых грибов в природе и в жизни человека. | Стр. 26-31читать, пересказывать. Раб.тетр.№13-14 | Лабораторная работа № 1 «Строение плесневого гриба мукора». | 23.09. | |||||||
8 | Многообразие грибов | КПЗУН | Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые). | Приводить примеры шляпочных грибов. Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. | Стр. 26-31 читать, пересказывать. Раб.тетр.№15 | Лабораторная работа № 2 «Строение шляпочных грибов». Распознавание съедобных и ядовитых грибов произрастающих в лесах ХМАО (10 мин) | 23.09. | |||||||
ТЕМА 2.2. ЛИШАЙНИКИ (1 час) | ||||||||||||||
9 | Лишайники. Подготовка к контрольной работе. | К | Лишайники - симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение. Питание, размножение. | Распознавать и описывать строение лишайника. Объяснятьроль лишайников в природе. Выделятьособенности строения и жизнедеятельности. | Стр. 32-36 читать, пересказывать. Раб.тетр.№19-23, тест стр18-19 | Лишайники Красной книги ХМАО (5 мин) | 30.09. | |||||||
10 | Контрольная работа №1 по темам «Бактерии, грибы, лишайники». | КОКЗ | Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки. | Творч.задания, мини-проекты | 30.09. | |||||||||
РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (18часов) | ||||||||||||||
ТЕМА 3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ (1 час) | ||||||||||||||
11 | Общая характеристика царства Растения. | ИПЗН | Признаки царства Растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений. | Называтьпризнаки царства Растения. Распознаватьотделы растений.Различать и описыватьнизшие и высшие растения. | Стр. 38-39 выучить признаки растений | 07.10. | ||||||||
ТЕМА 3.2. ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (2 часа) | ||||||||||||||
12 | Строение и жизнедеятельность водорослей. | КПЗУН | Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространение. | Давать определение термину. низшие растения. Распознавать и описывать строение водорослей. Распознаватьтип размножения у водорослей. | Стр. 40-44 читать, пересказывать. Раб.тетр.№24-29 Мини-проекты о группах водорослей. | Лабораторная работа №3 «Строение водоросли хламидомонады» | 07.10. | |||||||
13 | Многообразие водорослей. | К | Значение водорослей в природе и в жизни человека Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обитания. | Называть отделы водорослей и места обитания. Распознаватьводоросли разных отделов. Объяснятьроль водорослей в природе и в жизни человека. | Стр.45-49 читать, пересказывать. Тест. Стр24 | Экологические проблемы водоемов ХМАО (5 мин) | 14.10. | |||||||
ТЕМА 3.3. ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ (6 часов) | ||||||||||||||
14 | Общая характеристика подцарства Высшие растения. | ИПЗН | Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика и происхождение. | Давать определение термину. высшие растения. Давать характеристику подцарству Высшие растения. | Стр. 50-51читать, пересказывать. | 14.10. | ||||||||
15 | Отдел Моховидные. | КПЗУН | Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения. Строение и жизнедеятельность. Лабораторная работа «Строение мхов» | Давать определение термину. высшие споровые растения.Распознавать и описывать строение мхов. Распознавать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на cушу | Стр. 52-56читать, пересказывать. Раб.тетр.№31-32 | Лабораторная работа №4 «Строение мхов сфагнума и кукушкина льна». | 21.10. | |||||||
16 | Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные. | ИПЗН | Особенности строения растений отдела Хвощевидные. Питание, дыхание, размножение. Практическое значение. Значение в природе и в жизни человека. Особенности строения растений отдела Плауновидные. Питание, дыхание, размножение. Значение в природе и в жизни человека. | Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные. Объяснять роль в природе и в жизни человека. Сравнивать хвощи и плауны. | Стр. 57-59 читать, пересказывать. Раб.тетр.№35,36 | Распознавание моховидных, плауновидных, произрастающих в лесах ХМАО (10 мин) | 21.10. | |||||||
17 | Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности. | К | Места обитания и условия жизни. Основные признаки папоротников. Строение папоротников. Размножение. . | Называть места обитания и условия жизни. Распознавать растения отдела Папоротникообразные. Распознавать и описывать строение папоротников. Объяснятьроль в природе и в жизни человека | Стр.61-62 читать, пересказывать. Раб.тетр.№38-40 | Лаборатор-ная работа №5 «Строение папоротника». | 28.10. | |||||||
18 | Контрольная работа №2 по темам «Высшие споровые и низшие растения». | КОКЗ | Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки. | 28.10. | ||||||||||
ТЕМА 3.4. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (2 часа) | ||||||||||||||
19 | Многообразие и значение папоротниковидных | ИПЗН | Многообразие папоротников. Значение в природе и жизни человека | Распознавать и описывать строение папоротников. Объяснять роль в природе и в жизни человека | Стр. 63-65 Подготовиться к контрольной работе.тест стр. 34 | Многообразие папоротников, произрастающих в лесах ХМАО (5 мин) | 11.11. | |||||||
20 | Отдел Голосеменные растения. Особен-ности строения и жизнедеятельности. | К | Места обитания и условия жизни. Строение голосеменных растений. Появление семян. Размножение. | Давать определение термину «голосеменные растения. Распознаватьрастения отдела Голосеменные растения. Описыватьэтапы развития голосеменных растений. Выделятьособенности голосеменных растений. | Стр.66-68читать, пересказывать. Раб.тетр.№42-43 | Лабораторная работа №6 «Внешнее строе-ние побегов сосны и ели» | 11.11. | |||||||
21 | Многообразие голосеменных. | ИПЗН | Классы голосеменных, их представители. Виды растений, наиболее распространенные в Липецкой области. Значение в природе и жизни человека. | Приводить примеры голосеменных растений. Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека. | Стр. 69-72 читать, пересказывать. Раб.тетр. стр 40 тест | Голосеменные лесов ХМАО, экологические проблемы (20 мин) | 18.11. | |||||||
ТЕМА 3.5. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (7 часов) | ||||||||||||||
22 | Происхождение и особенности строения покрытосеменных. | ИПЗН | Особенности строения покрытосеменных растений. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы. | Распознаватьрастения отдела Покрытосеменные растения Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений. Объяснятьпроисхождение покрытосеменных растений. Выделять особенности покрытосеменных растений. | Стр. 73-79читать, пересказывать. Раб.тетр.№45-47 | 18.11. | ||||||||
23 | Размножение покрытосеменных. | К | Способы размножения покрытосеменных. Особенности полового размножения. Бесполое размножение (вегетативное). | Называть особенности полового и бесполого способов размножения. Знать строение цветка. | Стр. 78-79 читать, пересказывать. Мини –проекты о семействах растений. | 25.11. | ||||||||
24 | Систематика отдела Покрытосемен-ные. Класс Двудольные растения. Семейство Розоцветных. | КПЗУН | Признакикласса однодольные и двудольные. Двудольные. Общая характеристика Розоцветных. Представители семейства. | Называть классы покрытосеменных растений. Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные. Сравнивать растения классов Двудольные и Однодольные. Определятьпринадлежность растенийкклассуДвудольные. Называть признаки семейства розоцветные. Определять принадлежность растений к этому семейству. | Стр. 81 читать, пересказывать. | Лабораторная работа №7 «Строение шиповника» | 25.11. | |||||||
25 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Пасленовые | КПЗУН | Признаки семейства Крестоцветные. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. Признаки семейства Пасленовые. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. | Определятьпринадлежность растенийкклассуДвудольных. Называть признаки семейств Крестоцветные и Пасленовые. Определять принадлежность растений к этим семействам. | Стр. 81читать, пересказывать. Классификация растений | Практическая работа №1Распознава-ние и классификация растений класса двудольные, произрастающих в природных сообществах ХМАО» (20мин) | 02.12. | |||||||
26 | Семейства класса Однодольные растения. | КПЗУН | Признакиоднодольныхрастений. Признаки семейства Злаки. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. Признаки семейства Лилейные. Редкиеиохраняемыерастения семействаЛилейные. | Распознаватьрастениясемейств:Лилейные,Злаки. Определятьпринадлежность растенийкклассуОднодольных. Объяснять причинысокращениячисленностиредкихиохраняемыхрастений. | Стр. 80читать, пересказывать. Классификация растений | Практическая работа №2Распоз-навание и классифи-кация растений класса однодоль-ные, произрас-тающих в природных сообщест--вах ХМАО» (20 мин) | 02.12. | |||||||
27 | Многообразие, распространение покрытосеменных растений. | КПЗУН | Отделы Растений. Их признаки. Усложнение растений в процессе эволюции. Сельскохозяйственныерастения:овощные,плодово-ягодные,масличные,зерновые,кормовые культуры. | Распознаватьважнейшие сельскохозяйственныерастения.Объяснять роль растений в природе и в жизни человека. | Стр. 73-84 повторить. Подготовиться к контрольной работе. Тест стр51 | Практическая работа №3Распознав-ание наиболее распространен-ных растений своей местности (30 мин) | 09.12. | |||||||
РАЗДЕЛ 4. ЖИВОТНЫЕ (39 часов) | ||||||||||||||
ТЕМА 4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1 час) | ||||||||||||||
28 | Общая характеристика Царства Животные. | К | Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя. Классификация животных. | Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных.Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные. | Стр. 88выучить признаки животных | |||||||||
ТЕМА 4.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (2часа) | ||||||||||||||
29 | Общая характеристика простейших. | К | Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Строение и жизнедеятельность. Типы питания. Способы движения. | Называть процессы жизнедеятельности и их значение. Определять принадлежность простейших к типам. Выделять особенности одноклеточных животных. | Стр.90-92 читать, пересказывать. Раб.тетр.№60-64 подготовка мини проектов | 16.12. | ||||||||
30 | Многообразие и значение простейших. | КПЗУН | Среда обитания и условия жизни. Типы Саркожгутиконосцы, Инфузории. Значение одноклеточных в природе и жизни человека. | Распознавать и описывать строение простейших. Сравнивать по заданным критериям простейших. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека | Стр. 92-98 читать, пересказывать. Раб.тетр.№66 тест стр59 | Лабораторная работа №8 «Строение инфузории-туфельки» | 16.12. | |||||||
31 | Промежуточный контроль к.р.№3 | КОКЗ | Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки. | Творческие задания | 23.12. | |||||||||
ТЕМА 4.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1час) | ||||||||||||||
32 | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки. | К | Признаки многоклеточных животных. Классификация. Общая характеристика типа Губки. Особенности строения и жизнедеятельности губок. | Называть признаки многоклеточных животных. Объяснятьпроисхождение многоклеточных животных. | Стр. 100-102 читать, пересказывать. | 23.12. | ||||||||
ТЕМА 4.4. ДВУХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 часа) | ||||||||||||||
33 | Особенности строения кишечнополостных | К | Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок. | Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Выделять особенности кишечнополостных. | Стр. 104-107читать, пересказывать. Раб.тетр.№71-78 | 13.01. | ||||||||
34 | Особенности жизнедеятельности кишечнополостных. | К | Жизнедеятельность гидры: движение, ответ на раздражение, рефлексы. Питание и пищеварение. Размножение. Регенерация. Этапы развития гидры. | Описыватьпроцессы жизнедеятельности. | Стр. 105-107 читать, пересказывать. Мини-проекты | 13.01. | ||||||||
35 | Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах. | КПЗУН | Классификация и общие признаки кишечнополостных. Особенности строения и жизнедеятельности медуз, кораллов, актиний. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. | Распознаватьживотных типа Кишечнополостные. Объяснятьроль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных. | Стр. 108-111 читать, пересказывать. Тест стр.66 | Практическая работа №4 «Определение принадлежнос-ти животных к определенной систематичес-кой группе с (классификация)» | 20.01. | |||||||
ТЕМА 4.5. ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП ПЛОСКИЕЧЕРВИ (2 часа) | ||||||||||||||
36 | Общая характеристика типа Плоские черви. | К | Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). | Называтьсистемы органов плоских червей, органы и их функции. Распознаватьживотных типа Плоские черви. Распознаватьпоследовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Выделятьособенности строения. | Стр. 112-113 читать, пересказывать. Раб.тетр.№81,83 | 20.01. | ||||||||
37 | Многообразие и значение плоских червей. | К | Ленточные черви. Сосальщики. Среда обитания и образ жизни. Роль плоских червей в природе и в жизни человека. | Распознавать и описывать паразитических плоских червей.Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму. | Стр. 1114-118 Раб.тетр.№80, 82,84. | Организмы паразиты, распространенные в ХМАО и меры их профилактики (20 мин) | 27.01. | |||||||
ТЕМА 4.6. ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 час) | ||||||||||||||
38 | Общая характеристика типа Круглые черви. | К | Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. Профилактика заражения паразитическими червями. | Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Объяснятьмеры профилактики заражения. | Стр. 119-124 читать, пересказывать. Раб.тетр.№85-87 | 27.01. | ||||||||
ТЕМА 4.7. КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 часа) | ||||||||||||||
39 | Общая характеристика типа Кольчатые черви. | КПЗУН | Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. | Распознавать и описывать строение кольчатых червей. Выделять особенности строения Кольчатых червей. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. | Стр. 125126 читать, пересказывать. Раб.тетр.№88-91 Мини-проекты | Практическая работа №4 «Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с (классификация)» | 03.02. | |||||||
40 | Многообразие кольчатых червей. | КПЗУН | Образ жизни и особенности строения. Классы: Малощетинковые, Многощетинковые. Значение полихет в природе. | Определять принадлежность кольчатых червей к классам. Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей.Называтьроль в природе. Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека. Сравниватьклассы кольчатых червей. | Стр. 127-131 читать, пересказывать. Подготовиться к контрольной работе тест стр74 в раб.тетр. | Лабораторная работа №9 «Внешнее строение дождевого червя» | 03.02. | |||||||
41 | Контрольная работа №4 по темам «Плоские, круглые и кольчатые черви, Кишечнополостные» | КОКЗ | Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки. | Творческие задания | 10.02. | |||||||||
ТЕМА 4.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 часа) | ||||||||||||||
42 | Общая характеристика типа Моллюски. | К | Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. | Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Называть системы органов, органы и их функции. Описыватьстадии развития моллюсков.Выделятьпризнаки типа Моллюски.Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | Стр. 132-134 читать, пересказывать. Раб.тетр.№93-96 Мини-проекты | 10.02. | ||||||||
43 | Многообразие и значение моллюсков. | КПЗУН | Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения. | Определять принадлежность моллюсков к классам. Выявлятьприспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни.Объяснятьроль моллюсков в природе и в жизни человека. | Стр. 135-142 читать, пересказывать. Раб.тетр.№97-99, тест стр80 | Практическая работа №4 «Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с (классификация) Многообразие Моллюсков природных сообществ ХМАО. (10 мин) | 17.02 | |||||||
ТЕМА 4.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 часов) | ||||||||||||||
44 | Происхождение членистоногих и особенности организации. | К | Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. | Распознаватьживотных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Объяснять происхождение членистоногих. Выделять признаки животных типа Членистоногие. | Стр. 143 читать, пересказывать. Мини-проекты | 17.02. | ||||||||
45 | Класс Ракообразные. | К | Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Многообразие и значение. | Называть системы органов, органы и их функции. Выявлятьприспособления рако-образных к среде обитания, образу жизни. Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека | Стр. 144-150 читать, пересказывать. Раб.тетр.№100-105 Мини-проекты | 24.02. | ||||||||
46 | Класс Паукообразные. | К | Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела, (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. | Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать и описывать строение паука. Выявлятьприспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснятьроль паукообразных в природе и в жизни человека | Стр. 151-157 читать, пересказывать. Раб.тетр.№106-111 Мини-проекты | 24.02. | ||||||||
47 | Общая характеристика насекомых. | КПЗУН | Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий. | Распознавать и описывать строение насекомых. Называтьсистемы органов, органы и их функции. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.Сравнивать представителей классов членистоногих. | Стр. 158-164 читать, пересказывать. Раб.тетр.№112-117 Мини-проекты | Лабораторная работа №10 «Внешнее строение насекомого» | 02.03. | |||||||
48 | Размножение и развитие насекомых. | К | Развитие насекомых: с неполным и полным превращением. | Приводить примеры насекомых с различными типами развития.Распознавать и описывать стадии развития с неполным превращением. | Стр. 164-166 читать, пересказывать. Раб.тетр.№119-120 Мини-проекты | Насекомые Красной книги ХМАО (10 мин) | 02.03. | |||||||
49 | Значение и многообразие насекомых. | КПЗУН | Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека. | Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих на территории Татарстана. Описывать представителей отрядов насекомых. Объяснятьроль насекомых в природе и в жизни человека. | Стр. 166-169 читать, пересказывать. Тест стр.93 Подготовиться к контрольной работе. | Практическая работа №4 «Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с (классификация) Роль насекомых в природных сообществах ХМАО (10 мин) | 09.03. | |||||||
50 | Контрольная работа №5 по теме «Тип членистоногие и Моллюски» | КОКЗ | Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки. | Творческие задания Мини-проекты | - | 09.03. | ||||||||
ТЕМА 4.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 час) | ||||||||||||||
51 | Общая характеристика иглокожих. | К | Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека. | Распознавать строение и представителей иглокожих. Называть системы органов, органы и их функции. Характеризоватьтип Иглокожие. | Стр. 170-175 читать, пересказывать. Раб.тетр.№124-126 | 16.03. | ||||||||
ТЕМА 4.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. БЕСЧЕРЕПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1 час) | ||||||||||||||
52 | Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. | К | Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека. | Называтьподтипы типа хордовых и приводить примеры представителей. Распознаватьживотных типа Хордовые.Выделятьпризнаки типа Хордовые. | Стр. 176читать, пересказывать. | 16.03. | ||||||||
ТЕМА 4.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ). НАДКЛАСС РЫБЫ (2 часа) | ||||||||||||||
53 | Происхождение рыб. Хрящевые рыбы. | К | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. Роль в природе и значение для человека. | Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб.Объяснять происхождение рыб.Выявлятьприспособленность хрящевых рыб к местам обитания.Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека. | Стр. 178-183 читать, пересказывать. Мини-проекты | 30.03. | ||||||||
54 | Костные рыбы. | КПЗУН | Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строении. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. | Называть системы органов, органы и их функции. Определятьпринадлежность костных рыб к отрядам. Выявлятьособенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Объяснятьроль костных рыб в природе и в жизни человека. | Стр. 185-188 читать, пересказывать. Раб.тетр.№127-135 тест стр.102 Мини-проекты | Лабораторная работа №11«Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания» Экологические проблемы рек ХМАО(5 мин) | 30.03. | |||||||
ТЕМА 4.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (2 часа) | ||||||||||||||
55 | Общая характеристика земноводных. | КПЗУН | Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. | Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки. Выявлятьособенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Объяснятьпроисхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных. | Стр. 189-196 читать, пересказывать. Раб.тетр.№137-144 Мини-проекты | Лабораторная работа №12 «Особенности внешнего и внутреннего строения лягушки связанные со средой обитания». | 06.04. | |||||||
56 | Размножение и развитие земноводных. Многообразие земноводных. Их роль в природе и жизни человека. | К | Размножение земноводных. Стадии развития лягушки. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. | Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхвостые и Хвостатые. Выявлятьприспособления земноводных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека. | Стр. 196-199читать, пересказывать. Мини-проекты | Роль земноводных в природных сообществах ХМАО (5 мин) | 06.04. | |||||||
ТЕМА 4.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (2 часа) | ||||||||||||||
57 | Общая характеристика пресмыкающихся. | КПЗУН | Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Происхождение пресмыка- ющихся. | Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни. Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение.Сравниватьпресмыкающихся и земноводных. | Стр. 200-205читать, пересказывать. Раб.тетр.№146-148 Мини-проекты | Практическая работа№5 «Выявление приспособлений у животных к среде обитания» | 13.04. | |||||||
58 | Многообразие пресмыкающихся. Их роль в природе и жизни человека. | КПЗУН | Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся. | Распознавать по рисункам представителей классам Пресмыкающиеся. Определятьпринадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи. Объяснятьроль пресмыкающихся в природе и в жизни человека. | Стр. 2205-206 читать, пересказывать. Раб.тетр.№149-151, тест стр.113 | Практическая работа №4 «Определение принадлежности животных к опр-ой сист-ой группе Пресмыкающиеся Красной книги ХМАО.(5 мин) | 13.04. | |||||||
ТЕМА 4.15. КЛАСС ПТИЦЫ (4 часа) | ||||||||||||||
59 | Общая характеристика птиц. | КПЗУН | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету | Распознавать и описывать органы и системы органов птицВыделять особенности строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц | Стр. 208-215читать, пересказывать. Раб.тетр.№152-159 Мини-проекты | Лабораторная работа № 13 «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни» | 20.04. | |||||||
60 | Внутреннее строение птиц. Размножение птиц. | К | Усложнение строения и функций нервной системы птиц. Особенности кровеносной. Пищеварительной, выделительной и дыхательной систем. Половая система. Оплодотворение. Развитие. | Распознавать и описывать органы и системы органов птиц, особенности, связанные с полетом. | Стр. 215-217читать, пересказывать. Раб.тетр.№160-161 Мини-проекты | 20.04. | ||||||||
61 | Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека. | К | Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. | Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп.Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни. Распознаватьдомашних птиц. Приводить примеры домашних и промысловых птиц. Объяснять роль птиц в природе и в жизни человека. | Стр. 218-226 читать, пересказывать. Раб.тетр.№163, тест стр.124 Подготовиться к контрольной работе. | Практическая работа №4 «Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с (классификация) Экологические группы птиц природных сообществ ХМАО (30 мин) | 27.04. | |||||||
62 | Контрольная работа №6 по темам «Надкласс Рыбы, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся, класс Птицы». | КОКЗ | Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки | 27.04. | ||||||||||
ТЕМА 4.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (5 часов) | ||||||||||||||
63 | Общая характеристика млекопитающих. | К | Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания.Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. | Называтьсистемы органов, органы и их функции. Распознаватьпредставителей класса Млекопитающие. Объяснятьпроисхождение млекопитающих. | Стр. 227-230читать, пересказывать. Раб.тетр.№164-166 | 04.05. | ||||||||
64 | Внутреннее строение млекопитающих. | КПЗУН | Системы внутренних органов млекопитающих. Усложнение строения и функций нервной системы. Особенности кровеносной. Пищеварительной, выделительной и дыхательной систем. Особенности обмена веществ.- | Распознавать и описывать органы и системы органов млекопитающих. Выделять особенности строения млекопитающих. | Стр. 232-237 читать, пересказывать. Раб.тетр.№167-172 Мини-проекты | Лабораторная работа №14 «Строение скелета млекопитающих». | 04.05. | |||||||
65 | Размножение и развитие млекопитающих. | К | Строение органов размножения. Вскармливание детенышей молоком. Особенности развития. Внутреннее развитие. | Называть и описыватьорганы размножения. Описывать развитие детеныша млекопитающих. Объяснять особенности развития млекопитающих. | Стр. 238-239читать, пересказывать. Раб.тетр.№177-179 Мини-проекты | 11.05. | ||||||||
66 | Многообразие млекопитающих. | К | Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих. | Определять принадлежность млекопитающих к отрядам. Выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни. | Стр. 240-246 читать, пересказывать. Раб.тетр. тест стр.135 Подготовиться к контрольной работе. Мини-проекты | Практическая работа №4 «Определе-ние принадлежности животных к определенной систематической группе с (классификация) Млекопитающие Красной книги ХМАО (10 мин) | 11.05. | |||||||
67 | Промежуточная аттестация | КОКЗ | Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки | Творческие задания | 18.05. | |||||||||
РАЗДЕЛ 5. ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2 часа) | ||||||||||||||
68 | Общая характеристика вирусов. | К | Строение вируса. Взаимодействие вируса и клетки. | Распознавать и описыватьстроение вируса. Выделятьособенности жизнедеятельности вирусов. | Стр.250-252читать, пересказывать. Раб.тетр.№186-187 Мини-проекты | 18.05. | ||||||||
69 | Значение вирусов | К | Значение вирусов. Вирусные заболевания. Меры профилактики. | Объяснять роль вирусов в жизни человека. Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний | 25.05. | |||||||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 час) | ||||||||||||||
70 | Многообразие живых организмов. (урок – игра «Путешествие по флоре и фауне Югры» | УОСЗ | Многообразие живых организмов - результат эволюции. | Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. | . | Флора и фауна природных сообществ Югры (40мин) | 25.05. |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний ИПЗНЗ
Урок закрепления знаний УЗЗ
Урок комплексного применения ЗУН учащимися УКПЗУН
Урок обобщения и систематизации знаний УОСЗ
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся УКОКЗ
Комбинированный урок К
Приложение 1
Календарный план по четвертям
четверть | Количество уроков | Количество контрольных работ | Количестволаб. работ практических работ | Количество уроков с применением ИКТ | Количество уроков с применением метода проекта. | Количество дистанционных уроков |
1 четверть | 18 | 1 | 5 | 16 | 6 | 6 |
2 четверть | 14 | 2 | 3/3 | 12 | 5 | 5 |
3 четверть | 20 | 1 | 2/1 | 18 | 10 | 7 |
4 четверть | 18 | 1 | 4/1 | 16 | 6 | 6 |
год | 70 | 5 | 14/5 | 62 | 27 | 24 |
Приложение 2
Критерии оценивания
Критерии и нормы устного ответа по биологии
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал
Отметка «1» - ответ па вопрос не дан.
Оценка выполнения лабораторных работ по биологии:
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
4. Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка «3» ставится, если ученик:
• Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
• Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
• Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);
• Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
5. Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Отметка «1» полное неумение заложить и оформить опыт.
Критерии оценки тестовых заданий с помощью коэффициента усвоения К
К = А : Р, где А – число правильных ответов в тесте
Р - общее число ответов (заданий)
Коэффициент К | Оценка |
0,9 - 1 | «5» |
0,8 – 0,89 | «4» |
0,7 – 0,79 | «3» |
Менее 0,7 | «2» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....