Опорный конспект "Фотосинтез"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему
В опорном конспекте для учащихся содержится основная информация о процессе фотосинтеза, схемы, таблица сравнения дыхания и фотоситеза.
Для самопроверки учащимся предложен тест "Фотосинтез"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опорный конспект " Фотосинтез". Тест. Фотосинтез. | 206.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Фотосинтез
Фотосинтез — процесс синтеза органических веществ (сахаров) из неорганических веществ (воды и углекислого газа) под действием энергии солнечного света (рис. 1).
Таким образом, фотосинтез является частью пластического обмена растительного организма.
Рис. . Схема фотосинтеза
В процессе фотосинтеза участвуют особые вещества — фотосинтетические пигменты — улавливающие солнечный свет и трансформирующие энергию солнечного света в энергию химических связей. У зеленых растений основной фотосинтетический пигмент — хлорофилл. Хлорофилл содержится в хлоропластах, в мембранных пузырьках (тилакоидах), собранных в стопки (граны)
Фотосинтез включает 2 фазы .
СВЕТОВАЯ ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА
Где: на мембранах тилакоидов хлоропластов.
Условие: необходим солнечный свет.
Процесс: под действием энергии солнечного света происходит распад молекул воды (фотолиз) с последующим образованием свободного кислорода (вылетающего в атмосферу) и богатых энергией молекулы АТФ.
ТЕМНОВАЯ ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА
Где: в строме хлоропластов.
Условие: может происходить без солнечного света; необходима энергия АТФ, запасенная в световую фазу.
Процесс: синтез органических веществ (глюкозы) из неорганических веществ (углекислого газа и воды), поступающих из окружающей среды, с использованием энергии АТФ (из световой фазы).
ЗНАЧЕНИЕ ФОТОСИНТЕЗА
- Синтез органических веществ для организма растения и всех гетеротрофных организмов планеты.
- Выделение кислорода как побочного продукта световой фазы фотосинтеза.
Дыхание
Дыхание — процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа.
Процесс дыхания связан с непрерывным потреблением кислорода днем и ночью.
Полученный в процессе дыхания кислород расходуется организмом на окисление органических соединений с получением энергии для жизнедеятельности.
Таким образом, процесс дыхания — это часть энергетического обмена растительного организма.
Интенсивность дыхания обусловлена потребностями роста и развития растений. Особенно интенсивно идет процесс дыхания в молодых тканях и органах растения. Много кислорода требуется для деления и роста клеток, образования цветков и плодов. По окончании роста, с пожелтением листьев и особенно в зимнее время интенсивность дыхания заметно снижается, но не прекращается.
Процесс дыхания противоположен процессу фотосинтеза (рис. 4).
Фотосинтез | Дыхание |
Поглощение углекислого газа | Поглощение кислорода |
Выделение кислорода | Выделение углекислого газа |
Образование сложных органических веществ (преимущественно сахаров) из простых неорганических | Разложение сложных органических веществ (преимущественно сахаров) на простые неорганические |
Поглощение из окружающей среды и расходование воды | Образование и выделение в окружающую среду воды |
Поглощение с помощью хлорофилла солнечной энергии и накопление ее в органических веществах | Высвобождение энергии |
Происходит только на свету | Происходит непрерывно, на свету и в темноте |
Протекает в хлоропластах | Протекает в цитоплазме и митохондриях |
Происходит только в зеленых частях растения, преимущественно в листе | Происходит в клетках всех органов растения |
Тест. Фотосинтез
1. Фотосинтез происходит в клетках
а) любого организма в) простейших животных
б) содержащих хлоропласты г) плесневых грибов
2. В результате какого процесса при фотосинтезе образуется кислород?
а) фотолиза воды в) восстановления углекислого газа до глюкозы
б) разложения углекислого газа г) синтеза АТФ
3. Под воздействием энергии солнечного света электрон поднимается на более высокий энергетический уровень в молекуле
А) белка Б) глюкозы В) хлорофилла Г) углекислого газа
4. Все реакции синтеза органических веществ в клетке происходят с
А) освобождением энергии В) расщеплением веществ
Б) использованием энергии Г) образованием молекул АТФ
5. Установите соответствие между строением, функцией органоидов и их видом
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОИДЫ
А) содержат граны
Б) содержат кристы 1. Митохондрии
В) обеспечивают образование кислорода 2. Хлоропласты
Г) обеспечивают окисление органических веществ
Д) содержат зелёный пигмент
6. Установите соответствие между особенностью процесса у растений и его видом.
ОСОБЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ВИД ПРОЦЕССА
1) происходит в хлоропластах А. ФОТОСИНТЕЗ
2) состоит из световой и темновой фаз Б. ГЛИКОЛИЗ
3) образуется пировиноградная кислота
4) происходит в цитоплазме
5) конечный продукт – глюкоза
6) расщепление глюкозы
7. Установите последовательность этапов световой фазы фотосинтеза
1. Поглощение хлорофиллом квантов света
2. Синтез молекул АТФ за счёт освобождаемой энергии
3. Участие электрона в окислительно-восстановительных реакциях и освобождение энергии
4. Возбуждение молекулы хлорофилла под влиянием энергии солнечного света
8. Установите соответствие между характеристикой фотосинтеза и его фазой
ХАРАКТЕРИСТИКА ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА
А) фотолиз воды 1. Световая
Б) фиксация углекислого газа 2. Темновая
В) расщепление молекул АТФ
Г) возбуждение хлорофилла квантами света
Д) синтез глюкозы
9. К автотрофным организмам относят
1. железобактерии 4. дрожжи
2. хлореллу 5. пеницилл
3. серобактерии 6. мукор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме "Опорно-двигательная система"
Контрольная работа по биологии, 8 класс, программа И.Н.Паномаревой. Тема: "Опорно-двигательная система" . Форма: тестовые задания различного вида....
Опорная схема-конспект (ОСК)
Данные материалы представляют собой рисунки, с помощью которых можно раскрыть тему урока.Автор ОСК к изучению романа Л.Н.Толстого "Война и мир", романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" - Е....
Значение опорных систем в жизни организмов.Опорные системы растений
Методическая разработка и презентация урока биологии в 6 классе по программе Н.И. Сонина...
Презентация к уроку биологии "Опорно-двигательная система.Значение опорных систем в жизне животных и растений."
Презентация урока разработана к учебнику Сонина Н.И. Биология.6класс. Живой организм....
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии
Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...
Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.
Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х...