Уроки биологии в 6 классе
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №23 на тему:

« Стебель-часть побега. Его внешнее и внутреннее строение »

Учитель: Амирова Э.Ф.

Цель: Познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения стебля, раскрыть функции стебля.

Задачи:

1. Образовательные:

  • выяснить особенности внешнего строения стеблей;
  • показать разнообразие поперечных срезов стеблей;
  • расширить и углубитель знания о функциях стеблей;
  • раскрыть особенности внутреннего строения древесного стебля;
  • на основании пройденного материала показать взаимосвязь строения и функции стебля;
  • научиться распознавать на рисунках части и ткани стебля.

2. Воспитательные:

  • воспитывать любознательность к изучаемому предмету;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • формировать умения правильного общение : “ учитель – ученик”, “ученик – ученик”;
  • развитие взаимодоверия.

3. Развивающие:

  • развивать предметно – речевые навыки чтения, говорения, слушания;
  • развивать психологические особенности у учащихся: память, мышление, внимание;

Ход урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

Орг. момент

проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.

II

Проверка д.з.

Написание 2-х вариантной самостоятельной работы по теме: «Лист»

III

Актуализация знаний

Надземная  и  подземная  части   растений  устроены  по – разному. Как  вы думаете, почему? В отличие от корня, побег, как правило, располагается в воздушной  среде. Побег это стебель с расположенными на нем листьями и почками. Давайте вспомним, что такое стебель? Стебель — ось побега. На стебле также образуются цветки и плоды. Стебель развивается из почки зародыша семени и тесно связан с главным корнем. Кроме того, на стебле могут образовываться придаточные корни. Таким образом, Стебель связывает все надземные и подземные органы в единую систему. В связи с этим он имеет более сложное строение, чем корень. Какими могут быть стебли по направлению роста (положению в пространстве)?

IV

Изучение нового материала

Давайте подумаем, какие ещё внешние различия можно заметить у различных стеблей? (демонстрация ветки дерева и травянистого растения). Какие различия вы видите? Стебли бывают травянистые и одревесневшие. Стебли также могут быть удлиненными и укороченными. Приведите примеры растений. Чтобы понять, как стебель выполняет свои функции, необходимо знать не только его внешнее, но и внутреннее строение. Демонстрация цор http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6b2ab7dd-0bcb-4235-9a37-ee27e856d4d1/%5BBIO6_03-20%5D_%5BIM_03%5D.swf

Сверху древесный стебель покрыт пробкой, под ней располагается кора стебля, глубже находится луб, в котором проходят ситовидные клетки флоэмы и клетки опорной (механической) и запасающей ткани. За лубом следует камбий, клетки которого делятся и обеспечивают рост стебля в толщину. Вглубь от камбия располагается мощный слой древесины. В ее состав входят сосуды ксилемы, опорная и запасающая ткани.  В центре стебля находится сердцевина, в клетках которой откладывается запас питательных веществ.  Камбий активен не круглый год. Клетки его делятся только с весны до осени, образуя элементы луба и древесины. При этом весной в сторону древесины он образует крупные сосуды ксилемы, а ближе к осени — мелкие сосуды и много механической и запасающей ткани. Следующей весной камбий снова откладывает в сторону древесины крупные сосуды. Получается, что весенняя древесина соприкасается с осенней. Они различны по составу, поэтому между ними видна граница, т.е. видны кольца древесины, каждое из которых образуется за один сезон. Такие кольца называют годичными. Подсчитав годичные кольца на спиле ствола дерева, можно определить его возраст. Кроме того, по годичным кольцам можно узнать, в каких условиях росло дерево в тот или иной год своей жизни. Широкие годичные кольца камбий образует в условиях теплого и влажного лета. Если лето было прохладным или засушливым, толщина колец меньше. Таким образом, внешнее и внутреннее строение стебля соответствует его главным функциям. Проводящей — хорошо развитая система проводящих тканей обеспечивает транспорт веществ по растению (демонстрация цор  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/92c7ebdf-0d0d-4f8d-8484-ea42e8e4b40a/%5BBIO6_03-20%5D_%5BIM_02%5D.swf 

 Опорной — наличие большого количества механических тканей, с помощью которых стебель поддерживает все надземные органы и выносит листья к свету. Запасающей  - присутствие клеток с питательными веществами в лубе, древесине и сердцевине. Кроме того, стебли большинства недревесных растений имеют зеленый цвет. Как вы думаете за счет чего? Зеленые стебли содержат хлорофилл. В связи с этим зеленые стебли выполняют фотосинтезирующую функцию.

V

Подведение итогов, закрепление знаний

Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу «Внутреннее строение стебля» (заполнение таблицы). Выполнение лабораторной работы 9.

VI

Выставление оценок, запись д.з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...

Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"

Презентация к уроку  "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...