Рабочая программа по биологии для 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 9 класса рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год).
Рабочая программа элективного курса для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, учебного плана МБОУ СОШ №55 и с учетом авторской программы элективного курса по биологии В.В.Гаева Программма элективного курса «Здоровье человека и окружающая среда»
Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена неблагоприятной экологической обстановкой в стране в целом и в нашем регионе в частности.
С каждым годом лесов становится всё меньше, а пустынь больше, разрушается озоновый слой земли, исчезают многие виды животных и растений, усиливается парниковый эффект. Загрязнение воздуха во многих городах достигло уровня, угрожающего здоровью, а вред, наносимый кислотными дождями, мы можем наблюдать на всех континентах. Чем более развита страна, тем больше её жители производят отходов и загрязняющих веществ, тем больший ущерб наносят природе. Когда уничтожаются и истощаются природные ресурсы, когда загрязняющие вещества попадают в окружающую среду, страдает не только природа, здоровье людей также подвергается негативному воздействию: люди не могут оставаться здоровыми, если они дышат отравленным воздухом, пьют непригодную воду, употребляют в пищу продукты, содержащие пестициды и другие вредные вещества. Каждый человек зависит от состояния всей планеты, в том числе от состояния окружающей его среды. Необходимо поощрять в детях чувство общности со всем, что их окружает.
Основой курса является связь физического, интеллектуального, эмоционального, личностного, духовного и социального аспектов здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, учебного плана МБОУ СОШ №55 и с учетом авторской программы элективного курса по биологии В.В.Гаева Программма элективного курса «Здоровье человека и окружающая среда»
Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена неблагоприятной экологической обстановкой в стране в целом и в нашем регионе в частности.
С каждым годом лесов становится всё меньше, а пустынь больше, разрушается озоновый слой земли, исчезают многие виды животных и растений, усиливается парниковый эффект. Загрязнение воздуха во многих городах достигло уровня, угрожающего здоровью, а вред, наносимый кислотными дождями, мы можем наблюдать на всех континентах. Чем более развита страна, тем больше её жители производят отходов и загрязняющих веществ, тем больший ущерб наносят природе. Когда уничтожаются и истощаются природные ресурсы, когда загрязняющие вещества попадают в окружающую среду, страдает не только природа, здоровье людей также подвергается негативному воздействию: люди не могут оставаться здоровыми, если они дышат отравленным воздухом, пьют непригодную воду, употребляют в пищу продукты, содержащие пестициды и другие вредные вещества. Каждый человек зависит от состояния всей планеты, в том числе от состояния окружающей его среды. Необходимо поощрять в детях чувство общности со всем, что их окружает.
Основой курса является связь физического, интеллектуального, эмоционального, личностного, духовного и социального аспектов здоровья.
Место предмета
Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно учебному плану 2015- 2016 учебного года)
Используемый учебно- методический комплекс
В.В.Галевая Элективный курс 9 класс «За здоровый образ жизни». Издательство «Учитель» 2014г.
Цели и задачи курса
Цели: добиться изменения в лучшую сторону жизненных установок и повседневных привычек, сформировать у школьников потребность в здоровом образе жизни в условиях неблагоприятной окружающей среды.
Задачи:
Формирование навыков здорового образа жизни, сознательного отношения к своему здоровью;
Изучение современных достижений в области медицины, генетики, физиологии, анатомии и гигиены;
Умение воспроизводить, анализировать и обобщать полученную информацию;
Умение применять полученные знания для укрепления и сохранения своего здоровья;
Развивать чувство ответственности за свои поступки, а также понимание того, что любое поведение влечет за собой определенные последствия;
Формирование негативного отношения к вредным привычкам;
Научить давать оценку характеру влияния степени вреда или пользы для человека тех или иных экологических факторов;
Разрабатывать правила и рекомендации, помогающие устранить неблагоприятные воздействия и эффективно использовать полезные факторы среды.
Содержание учебного курса
Тема №1. Введение. Экология человека (1ч). Неблагоприятное влияние окружающей среды на организм. Сознательное отношение человека к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни.
Раздел №1. Человек и природа (8 ч).
Тема №2. Научно-техническая революция и тенденция изменения биосферы (2ч). Технический прогресс и вызванные им нарушения в окружающей среде. Процессы необратимого разрушения биосферы: разрушение озонового экрана, нарастающее обезвоживание материковых территорий, утрата климатической стабильности и т.д.
Тема №3. Связь человека с природой и звенья её опосредования (2ч). Антропогенное изменение биосферы. Нарастание опосредованности в производственном отношении человека к природе (изготовление орудий труда, применение силовых установок, создание и применение информационных устройств).
Тема №4. Человек против природы (2ч). Необдуманные программы переустройства природы, стремление к получению прибыли любой ценой, загрязнение мирового океана, атмосферы, тепловое загрязнение, повышение радиоактивного фона.
Тема №5. Человек в гармонии с природой (2ч). Потребность человека в единстве с природой, осознание своего родства с ней, проблема экологизации техники.
Раздел №2: Загрязнение окружающей среды (10 ч).
Тема №6. Понятие о загрязнении окружающей среды (2ч). Определение понятия загрязнения окружающей среды, его объяснение. Методы и приёмы борьбы с загрязнением. Осознание единства людей, воды, воздуха и земли.
Тема №7. Загрязнение воздуха (2 ч). Воздействие на окружающую среду окиси и двуокиси углерода. Типы загрязнения воздуха, причины и последствия некоторых видов загрязнения, пути их предотвращения.
Тема №8. Шумовое загрязнение (2 ч). Негативное воздействие шумов на здоровье человека. Законы, ограничивающие допустимый уровень шума. Способы изменения жизни людей с целью уменьшения шумового загрязнения окружающей среды.
Тема №9. Круговорот воды в природе и кислотный дождь. Загрязнение воды (2 ч). Круговорот воды в природе. Источники возникновения загрязняющих веществ, которые вызывают кислотный дождь. Ущерб, наносимый кислотными дождями здоровью людей, сельскохозяйственным культурам, водным массивам, водным растениям и животным, памятникам, зданиям. Меры, предотвращающие кислотные дожди.
Тема №10. Радиация (2 ч). Что такое радиация и какой вред она причиняет. Естественная (фоновая) радиация. Способы защиты от радиоактивного излучения. Чернобыльская авария 1986 года.
Раздел №3: Наследственность и среда (4 ч)
Тема №11. Генотип и фенотип. Мутации и модификации (2ч). Понятие генотипа и фенотипа. Действие факторов внешней и внутренней среды на генетический материал. Реализация наследственной информации.
Тема №12. Соотношение среды и наследственности (2ч). Однояйцевые близнецы. Соотношение среды и генотипы в развитии особи. Установление степени сходства (конкордантности) или несходства (дисконкордантности) в парах близнецов.
Раздел №4: Культура здоровья (9 ч)
Тема №13. Физический аспект здоровья (1 ч). Способы функционирования человеческого организма в целом, его отдельных систем и органов. Приёмы сохранения и укрепления здоровья. Влияние вредных веществ и агрессивной среды на организм.
Тема №14. Интеллектуальный и эмоциональный аспект здоровья (2 ч). Способы получения информации из различных источников и использование её для принятия решений. Понимание своих чувств, уверенное владение эмоциями и умение их выразить.
Тема №15. Социальный и личностный аспект здоровья (2 ч). Отношение каждого к себе самому как к личности и способность каждого взаимодействовать с окружающими. Осознание собственной ценности и того, чего мы хотим добиться для своего и общего блага.
Тема №16. Духовный аспект здоровья (2 ч). Целостность личности. Что человек действительно ценит и что действительно важно для него.
Тема №17. Защита проектных работ учащихся (2 ч).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать/понимать:
- признаки человека как биосоциального существа
- особенности жизнедеятельности организма здорового человека и его средообразующую роль
- факторы здоровья и риска болезни
- зависимость здоровья от наследственности, окружающей среды и образа жизни человека
Учащиеся должны уметь:
- объяснять роль биологии в практической деятельности людей; место и роль человека в природе, взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины и проявления наследственных заболеваний, стресса, гиподинамии, заболеваний, вызванных нарушениями обмена веществ; механизмы возникновения заболеваний при длительном действии экстремальных факторов; роль здорового образа жизни и труда в протекании биологических процессов в организме человека;
- выявлять приспособления человека к среде обитания; пути преодоления стрессовых ситуаций; ориентиры в выборе профессии; механизмы защиты организма от чужеродных веществ
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, воздействие факторов окружающей среды на организм человека; образ жизни своей семьи.
- раскрывать взаимосвязи между индивидуальным здоровьем человека и состоянием здоровья всего населения страны; значимость полноценной семейной жизни; необходимость своевременной диагностики заболеваний
- описывать условия, определяющие пол будущего ребенка; особенности природной и других сред обитания человека; влияние компонентов погоды на самочувствие человека.
- проводить самостоятельный поиск биологической информации; находить в различных источниках необходимую информацию о человеке и его здоровье, анализировать и отбирать необходимые данные; добывать знания непосредственно из реальности (состояния своего организма)
- работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; самоанализировать
Результат проводимых занятий выражается в том, что учащиеся углубляют знания в области экологии, медицины, генетики, гигиены, физиологии и анатомии. Итогом проведенных занятий станут выполненные учащимися проекты.
Календарно - тематическое планирование
|
|
| Скорректированные сроки проведения |
|
| ||
| |||
|
|
10.09 | |
|
|
24.09 | |
|
|
08.10 | |
|
|
22.10 | |
Раздел №2: Загрязнение окружающей среды (10 ч) | |||
|
|
12.11 | |
|
|
26.11 | |
|
|
10.12 | |
|
|
12.12 | |
|
|
21.01 | |
| |||
|
|
04.02 | |
|
|
18.02 | |
| |||
|
| 25.02 | |
|
| 10.03 17.03 | |
|
|
14.04 | |
|
|
28.04 | |
|
| 5.05 | |
|
|
Перечень учебно- методического обеспечения
- Гаветуха О.Г. Валеологический практикум для старшего школьного звен.
- М.: Прогресс, 2010 г.
- Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.: “Агар”, 2000г.
- Гагдиси Д.Т. Экология и здоровье. М.: Знание, 2014 г.
- Эн Хольм Э. Окружающая среда и здоровье человека. М.: Прогресс, 1980г.
- Криксупов Е.А.. Экология М.: Дрофа, 2009 г.
- Попов В.А. “биосфера” Казань “Татарское книжное объединение”, 2014 г.
- Чернова Н.М. Экология М.: Просвещение, 1988г.
- Алексеев С.В. рактикум по экологии М.: АО МДС, 2013 г.
- Михеев А.В. “Охрана природы” М.: “Просвещение”,1997г.
- Мишакова В.Н. “Биологическое краеведение” Воронеж, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...