Элективный курс. Работа с одарёнными детьми.
методическая разработка по биологии (9, 10, 11 класс) по теме
Элективный курс. Работа с одарёнными детьми.
14.01.2016
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 82.5 КБ |
planirovanie_ekologiya.docx | 15.94 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_k_programme_po_ekologiiodarennye_deti.docx | 30.58 КБ |
elektivnyy_kurs_laboratornyy_praktikum.docx | 16.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к элективному курсу по биологии 9-11 класс
Программа разработана с полным соответствием с Федеральным компонентом государственного стандарта
За основу взята программа авторского коллектива под руководством А. Н. Мягковой.
В основе программы лежит учебный план общеобразовательных школ, профильный уровень и программа по биологии для поступающих в ВУЗы. Программа включает разделы:
- Развитие органического мира
- Основы экологии
- Основы учения о биосфере
В результате изучения биологии на углубленном уровне учащиеся должны знать:
-основные положения биологических теорий
-сущность законов Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана
-имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира
-строение биологических объектов
-сущность биологических процессов и явлений
-использование современных достижений биологии
-современную биологическую терминологию и символику
Должны уметь:
-объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения
-решать биологические задачи разной сложности
-составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в эко системах (цепи питания, пищевые сети)
-описывать микропрепараты
-выявлять приспособления организмов к среде обитания
-сравнивать биологические объекты
-анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Используемая литература:
1.Г. М. Дымшиц; О. В. Саблина, «Общая биология», учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии. Просвещение, 2014г.
2.Программа для 10-11 классов О. В. Саблина, Г. М. Дымшиц (профильный уровень). Просвещение
3.А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. Учебник биология 10-11 класс. Дрофа 2014
4. В. Р. Захаров, Н. И Сонин, С. Г. Мамонтов. Общая биология, 10-11 класс
5. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология. Мир 1990г.
6.Воронцова, «Эволюция органического мира»
Преподаватель биологии
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Примерные сроки изучения | ||||
1. | Макроэволюция. Основные направления эволюционного процесса | 1 | |||||
2. | Ароморфозы | 1 | |||||
3. | Идиоадаптации | 1 | |||||
4. | Дегенерация | 1 | |||||
5. | ЛР. Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых | 1 | |||||
6. | Многообразие органического мира | 1 | |||||
7. | Принципы систематики | 1 | |||||
8. | Классификация организмов: доклеточные и клеточные формы жизни | 1 | |||||
9. | Вирусы и фаги | 1 | |||||
10. | Прокариоты | 1 | |||||
11. | Эукариоты. Происхождение эукариотной клетки | 1 | |||||
12. | Царство грибов | 1 | |||||
13. | Лишайники | 1 | |||||
14. | Широкая классификация организмов | 1 | |||||
15. | Царство растений. Водоросли | 1 | |||||
16. | Царство растений. Мхи ,хвощи ,плауны | 1 | |||||
17. | Царство растений. Папоротники | 1 | |||||
18. | Царство растений. Голосеменные | 1 | |||||
19. | Царство растений. Покрытосеменные | 1 | |||||
20. | Многообразие цветковых растений | 1 | |||||
21. | Семейство класса Двудольные | 1 | |||||
22. | Семейство класса Однодольные | 1 | |||||
23. | Царство животных. Простейшие | 1 | |||||
24. | Царство животных. Кишечнополостные | 1 | |||||
25. | Царство животных. Типы Плоские. | 1 | |||||
26. | Царство животных. Типы Круглые. | ||||||
27. | Царство животных. Типы Кольчатые черви | ||||||
28. | Царство животных. Тип Хордовые. Ланцетники | 1 | |||||
29. | Царство животных. Тип Хордовые. Класс Рыбы. | 1 | |||||
30. | Царство животных. Тип Хордовые. Класс Земноводные | 1 | |||||
31. | Царство животных. Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся | 1 | |||||
32. | Царство животных. Тип Хордовые, класс Птицы | 1 | |||||
33. | Отряды птиц | 1 | |||||
32. | Отряды птиц | 1 | |||||
33. | Царство животных. Тип Хордовые. Класс Млекопитающие | 1 | |||||
34. | Отряды млекопитающих | 1 | |||||
35. | Отряды млекопитающих | 1 | |||||
36. | ЗАЧЁТ | 1 | |||||
Основы экологии | 18 | ||||||
37. | Предмет и задачи экологии. | 1 | |||||
38. | Экологические факторы. Комплексное воздействие факторов на организм | 1 | |||||
39. | Основные абиотические факторы среды и их значение для живой природы. Закон оптиума | 1 | |||||
40. | Вид. Его экологическая характеристика | 1 | |||||
41 | Популяция. Факторы, вызывающие изменения численности популяции, способ её регулирования. | 1 | |||||
42. | Экология популяций | 1 | |||||
43. | Рождаемость и смертность. | 1 | |||||
44. | Возрастная структура. | 1 | |||||
45. | Колебания и регуляция ,численности | 1 | |||||
46. | Взаимодействие между популяциями | 1 | |||||
47. | Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия | 1 | |||||
48. | БГЦ. Взаимосвязи популяций в БГЦ | 1 | |||||
49. | Агроценозы. | 1 | |||||
50. | Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция. | 1 | |||||
51. | Охрана БГЦ | 1 | |||||
52. | ЗАЧЁТ | 1 | |||||
ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ | 12 | ||||||
53. | Биосфера и её границы | 1 | |||||
54. | Живое вещество, его свойства, функции | 1 | |||||
55. | Жизнь и деятельность В.И. Вернадского | 1 | |||||
56. | Биомасса поверхности суши, почвы,мирового океана | 1 | |||||
57. | Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере | 1 | |||||
58. | Круговороты углерода, кислорода, азота , фосфора | 1 | |||||
59. | В.И. Вернадский о возникновение биосферы. Ноосфера | 1 | |||||
60. | Биосфера в период нтп и здоровье человека | 1 | |||||
61. | Проблема охраны окружающей среды; | 1 | |||||
62. | Региональный компонент Московская область | 1 | |||||
63. | Региональный компонент Московская область | 1 | |||||
64 | ЗАЧЁТ | 1 | |||||
65-68 | Резервное время |
Предварительный просмотр:
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Сроки проведения | |
план | факт | |||
Введение. | 2 | |||
1 | Что изучает экология? | 1 | ||
2 | История развития экологии как науки | 1 | ||
Глава 1.Организмы и среды их обитания | 9 | |||
3 | Среды жизни. | 1 | ||
4 | Средообразующая деятельность организмов | 1 | ||
5 | Экологические факторы. Условия среды. | 1 | ||
6 | Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. | 1 | ||
7 | Экологические ресурсы | 1 | ||
8 | Соответствие между организмами и средой их обитания. | 1 | ||
9 | Энергетический бюджет и тепловой баланс организма. | 1 | ||
10 | Экологическая ниша | 1 | ||
11 | Обобщающий урок. | 1 | ||
Глава 2.Экология популяций. | 11 | |||
12-13 | Популяция и её основные характеристики. | 2 | ||
14-15 | Популяционное обилие и его показатели. | 2 | ||
16-17 | Рождаемость и смертность | 2 | ||
18-19 | Возрастная структура популяции | 2 | ||
20-21 | Динамика популяций. | 2 | ||
22 | Обобщающий урок | 1 | ||
Глава 3.Биотические взаимоотношения организмов. | 9 | |||
23-24 | Типы экологических взаимодействий. | 2 | ||
25-26 | Конкурентные отношения. | 2 | ||
27-28 | Хищничество. | 2 | ||
29-30 | Паразитизм. | 2 | ||
31 | Обобщающий урок. | 1 | ||
Глава 4.Организация и функционирование сообществ | 15 | |||
32-33 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. | 2 | ||
34 | Структура сообщества. | 1 | ||
35-36 | Потоки энергии и вещества в экосистемах. | 2 | ||
37-38 | Пастбищные и детритные цепи. | 2 | ||
39-40 | Круговорот веществ в экосистеме. | 2 | ||
41 | Продуктивность сообщества. | 1 | ||
42 | Экологическая сукцессия. | 1 | ||
43 | Сукцессионные изменения. Значение сукцессии. | 1 | ||
44-45 | Биосфера и ее эволюция. | 2 | ||
46 | Обобщающий урок. | 1 | ||
Глава 5. Антропогенное воздействие на биосферу. | 12 | |||
47 | Современное состояние природной среды. | 1 | ||
48 | Атмосфера- внешняя оболочка биосферы. Загрязнение атмосферы. | 1 | ||
49-50 | Почва – биокосная система. Загрязнение почвы. | 2 | ||
51-52 | Вода- основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод. | 2 | ||
53 | Радиоактивность в биосфере. | 1 | ||
54-55 | Экологические проблемы биосферы. | 2 | ||
56-57 | Основа рационального управления природными ресурсами и их использования. | 2 | ||
58 | Обобщающий урок. | 1 | ||
Глава 6. Окружающая среда и здоровье человека. | 10 | |||
59 | Химические загрязнения среды и здоровье человека. | 1 | ||
60-61 | Биологические загрязнения и болезни человека. | 2 | ||
62 | Влияние звуков на человека. | 1 | ||
63 | Физические факторы среды и самочувствие человека. | 1 | ||
64-65 | Питание и здоровье человека | 2 | ||
66 | Ландшафт как фактор здоровья. | 1 | ||
67 | Проблемы адаптации человека к окружающей среде. | 1 | ||
68 | Обобщающий урок | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана для 10- 11 классов предмета экология (2 часа в неделю). Предмет «Экология» изучается на завершающем этапе базового образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования на основании авторской программы по экологии для 8 – 11 классов авторов Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011) и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Настоящая программа составлена на 68 часов (в год), в соответствии с учебным планом школы.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;
- формировать социально-ценные мотивы личностного отношения к природе;
- раскрывать универсальную ценность природы;
- привлекать обучающихся к исследованию и охране природы родного края;
- формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;
- побуждать обучающихся к оцениванию фактов воздействия человека и общества на природу и природы на человека и общество;
- привлекать обучающихся к контролю и оценке социально-значимых результатов природоохранной деятельности.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса, которая заключается в формировании у обучающихся старшей школы системы экологических знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, содержания концепции устойчивого развития, а также способствующих формированию у старшеклассников экологического сознания и экологической ответственности.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
- Введение.
- Организмы и среды их обитания.
- Экология популяций.
- Биотические взаимоотношения организмов.
- Организация и функционирование сообществ.
- Антропогенное воздействие на биосферу.
- Окружающая среда и здоровье человека.
- Заключение.
Содержательной основой курса является учение о природной экосистеме как совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы, на уровне которых происходит обмен веществ, и осуществляются потоки энергии.
В рабочей программе определен перечень лабораторных и практических работ. Большинство лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Современная экология имеет интегральный характер и является комплексом научных дисциплин. В названном учебном курсе раскрываются основы трёх разделов экологии — общей, прикладной и социальной экологии. Общая экология рассматривает уникальность качественного разнообразия живых существ, экологические взаимодействия на организменном и надорганизменном уровнях организации живого. Прикладная экология посвящена изучению структуры и функционирования антропогенных экосистем, разработке допустимых нагрузок на среду и экосистемы, норм использования природных ресурсов, методов управления экосистемами, моделированию экосистем. Социальная экология исследует взаимосвязи и взаимозависимости общества и природной среды, в том числе в условиях несоизмеримости темпов естественной эволюции природы с темпами развития человеческого общества.
Обучение старшеклассников экологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития экологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу практической подготовки в 10-11 классах, для формирования их экологической культуры. Поэтому содержание курса структурировано так, чтобы обучающиеся могли синтезировать имеющиеся и получаемые знания в единую систему представлений о природе и месте человека и человечества в ней.
В соответствии с программой в 10-11 классах школьники изучают общую экологию. Первые темы посвящены экологии видов и популяций. В них раскрыты экологические закономерности взаимодействия живых организмов и их среды обитания, описаны основные формы экологических адаптаций, взаимоотношения видов, а также популяции как элементарные надорганизменные макросистемы. Последующие темы содержат материал о составе, структуре и динамике экосистем. В одной из тем рассмотрена биосфера как самая большая экосистема Земли. Последние темы посвящены социальной экологии, включают материал о состоянии биосферы на современном этапе, концепции устойчивого развития, глобальных экологических проблемах человечества, международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды, о вопросах формирования экологического менталитета.
Преподавание курса «Экология 10-11 класс» направлено на достижение выпускниками старшей школы следующих результатов:
- знание основных экологических принципов и правил, способствующих формированию ответственного отношения личности к природе;
- понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на дальнейшее изучение экологии;
- овладение комплексом элементов исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою точку зрения;
- умение работать с разными источниками информации (учебником, научной и справочной литературой, словарями, Интернетом), анализировать и оценивать информацию;
- способность выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к окружающей среде;
- утверждение экологического мировоззрения в образе мышления, чувствах и поведении, осознание необходимости бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зелёных насаждений и охраняемых природных территорий;
- формирование личной ответственности перед обществом за восстановление и сохранение благоприятной окружающей среды, осознанное выполнение экологических правил и требований.
Для оценки достижений учеников используются текущий и итоговый контроль в форме – тестов, собеседований, лабораторные и практические работы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Экология. 10 (11) класс. – М.: Дрофа, 2011.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
( 2 чаас в неделю; всего 68 часов)
10 -11класс
Введение- 2 часа
Что изучает экология. Роль экологии в жизни современного общества. Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь. Разделы экологии. Связь экологии с другими науками.
История развития экологии как науки.
Экскурсия
1.Антропогенное воздействие на природную среду.
Тема 1. Организмы и среда их обитания-9 часов
Биосфера. Роль живых организмов в эволюции Земли. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва и др. приспособленность организмов к существованию в различных средах.
Средообразующая деятельность организмов. Виды воздействия организмов на среду обитания.
Экологические факторы и их виды. Важнейшие факторы, определяющие условия существования организмов. Экологические условия. Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. Кривые толерантности и их изменения. Адаптация. Закон минимума.
Экологические ресурсы. Виды экологических ресурсов. Солнечное излучение как энергетический ресурс фотосинтеза.
Соответствие между организмами и средой их обитания, объяснения ее природы Ч.Дарвином. морфологическая адаптация. Жизненные формы организмов и их многообразие. Ритмы жизни, их соответствие изменениям условий существования организмов. Реакция организмов на сезонные изменения условий жизни.
Энергетический бюджет и тепловой баланс организма. Общее количество энергии, требуемое организму в единицу времени. Затраты энергии на передвижение. Жнецы и охотники.
Тепловой баланс организма. Приспособление организмов к поддержанию теплового баланса в условиях непостоянной среды. Экто- и эндотермные организмы. Связь энергетического бюджета и теплового баланса. Преимущества и недостатки различных способов поддержания теплового баланса организмов.
Экологическая ниша., мерность ниши. Различия между понятиями «местообитание» и «экологическая ниша».
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, фрагментов кино - и видеофильмов.
Лабораторные работы
1.Строение растений в связи с условиями жизни.
2.Жизненные формы растений (на примере комнатных растений).
3.Жизненные формы животных (на млекопитающих).
4.Описание экологических ниш двух-трех организмов.
Экскурсия
2.Среда жизни и ее обитатели.
Тема 2. Экология популяций – 11часов
Определение популяции. Популяция как биологическая и экологическая категория. Существование биологических видов в форме популяций. Взаимоотношения организмов в популяции. Основные характеристики популяций – демографические показатели.
Популяционное обилие и его показатели. Абсолютная и относительная численность. плотность. Индексы численности. Методы измерения обилия.
Рождаемость, ее показатели. Удельная рождаемость. Максимальная и экологическая рождаемость. Смертность и ее показатели. Факторы смертности. Связь смертности с продолжительностью жизни организмов. Кривые выживания и их типы.
Возрастная структура популяций, механизмы формирования возрастного спектра. Свойства популяций с различной возрастной структурой.
Динамика популяций. Типы кривых роста численности популяций. Явления, лежащие в основе различных типов кривых роста. Колебания численности популяций и их типы. Природа цикличных изменений численности организмов. Механизмы регуляции динамики популяций.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, схем, слайдов.
Лабораторные работы
5.Подсчет индексов плотности для определенных видов растений.
6.Изучение возрастного спектра популяций.
Тема3. Биотические взаимоотношения организмов-9 часов
Типы экологических взаимодействий. Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, мутуализм, симбиоз, протокооперация, конкуренция, хищничество. Иные виды взаимоотношений между организмами.
Конкуренция как один из важнейших видов биологических взаимодействий. Типы конкурентных отношений. Внутривидовая конкуренция. Территориальность. Межвидовая конкуренция. конкурентное вытеснение и его примеры. Факторы, оказывающие влияние на исход конкурентной борьбы. Смещение экологических ниш. Конкуренция как экологический и биологический фактор.
Хищничество. Формы хищничества. Взаимозависимость популяций хищников и его жертвы. Возникновение адаптации у хищников и их жертв в ходе эволюции. Коэволюция. Особенности воздействия хищника на популяцию жертвы, примеры; «расчетливость» хищника. Динамика популяций хищника и жертвы. Значение хищничества в природе и жизни человека.
Паразитизм. Признаки паразитизма. Сходство паразитизма и хищничества. Экологические категории паразитов. Парахитоиды, микро- макропаразиты. Значение паразитов в природе и жизни человека. Циклы развития и передача паразитов. Популяционная динамика паразитизма. Факторы распространения эпидемий.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, графиков, влажных препаратов паразитических червей, корней бобовых растений.
Лабораторная работа
7.Изучение упрощенной модели взаимодействующих популяций.
Тема 4. Организация и функционирование сообществ-15 часов
Сообщество, его основные свойства и показатели. Сходство и различия между понятиями «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера». Структура сообщества, ее основные показатели. Видовая структура. Видовое разнообразие как признак экологического разнообразия. Морфологическая структура. Соотношение между числом видов и жизненных форм организмов в сообществе. пространственное обособление организмов и его значение: ярусы, микрогруппировки.
Трофическая структура и ее показатели. Пищевая сеть, пищевая цепь, трофические уровни. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Консументы и редуценты.
Потоки энергии и круговорот веществ в экосистеме. Основной источник энергии и особенности ее передачи по пищевым цепям; правило «десяти процентов». Пирамиды численности и биомассы.
Пастбищные и детритные пищевые цепи, сходство и различия между ними. Мертвое органическое вещество. Значение детритных пищевых цепей.
Круговорот веществ в экосистеме. Макро- и микротрофные вещества. Главный фактор сохранения круговорота биогенных элементов. Биохимические циклы углерода и фосфора.
Продуктивность сообщества. Скорость продуцирования биомассы организмами (продукция), ее источники. Общая и чистая продукция. Изменения продукции на разных трофических уровнях. Распределение биомассы и первичной продукции на суше ив Мировом океане. Факторы, определяющие первичную продукцию в различных районах.
Экологическая сукцессия. Развитие сообществ во времени, их природа. Внутренние факторы развития. Дыхание сообщества. Равновесие между продукцией и дыханием. Типы равновесия. направление изменений, происходящих в ходе экологической сукцессии. Автотрофная и гетеротрофная сукцессии. Первичная и вторичная сукцессии, их примеры; сериальные стадии. Окончательное равновесие. Лабораторная модель сукцессии.
Основные типы сукцессионных изменений. Факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Значение экологической сукцессии в природе и хозяйстве человека.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, графиков, схем, кино- и видеофильмов.
Лабораторные работы
8.Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума).
9.Изучение сукцессионных изменений на примере простейших в сенном настое.
Тема 5. Антропогенное воздействие на биосферу- 12 часов
Современное состояние природной среды. Загрязнители окружающей среды и их основные виды. Предельно допустимый сброс (ПДС. предельно допустимая концентрация (ПДК). Мониторинг.
Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Состав воздуха. Круговороты кислорода, углекислого газа и азота в биосфере. Взаимосвязь процессов, протекающих в атмосфере. Загрязнение атмосферы. Основные источники естественного и антропогенного загрязнения. Влияние загрязнения атмосферы на живые организмы.
Почва – биокосная система. Компоненты почвы. Развитие и формирование почв. Соответствие типов почв определенным типам растительных сообществ. Круговорот веществ в почве. Виды загрязнения почв. Эрозия почв. Рекультивация почв.
Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Испарение. Транспирация. Круговорот воды. Загрязнение природных вод, его виды и последствия.
Радиоактивность в биосфере. Особенности радиоактивного заражения биосферы. Источники радиоактивного заражения биосферы. Количественные характеристики воздействия на человека.
Экологические проблемы биосферы (локальные, региональные, глобальные).
Основы рационального управления природными ресурсами и их использование. Цели и задачи рационального управления природными ресурсами. Оптимальные способы эксплуатации экосистем. Биологические ресурсы. Минеральные ресурсы. Природосберегающее общество.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, схем, кино- и видеофильмов.
Лабораторные работы
10.Определение загрязнения воздуха.
11.Определение загрязнения воды.
12.Состав и свойства почвы.
Экскурсия
3.Ознакомление с очистными сооружениями и их работой.
Тема 6. Окружающая среда и здоровье человека-10 часов
Химическое загрязнение среды и здоровье человека. Состояние биосферы и современные представления о здоровье человека. Пути попадания химических загрязнений в организм человека. Токсичные вещества. Хронические отравления. Лучевая болезнь.
Биологические загрязнения и болезни человека. Инфекционные болезни. Природно-очаговые болезни. Возбудители болезни. Переносчики инфекции. Меры профилактики инфекционных и природно-очаговых заболеваний.
Влияние звуков и шума на организм человека. Шумовое загрязнение. Уровень шума. Шумовая болезнь. Пути предупреждения шумовой болезни.
Физические факторы среды и самочувствие человека. Ритмичность в природе. Биоритмы. Суточные ритмы. Влияние погодных условий на самочувствие и работоспособность человека.
Питание и здоровье человека. Рациональное питание. Экологически чистые продукты.
Ландшафт как фактор здоровья. Природный ландшафт. Городской ландшафт. Населенный пункт кА экосистема. Требования к экосистеме современного города. Экологические проблемы современного города и их влияние на человека.
Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Влияние производственной деятельности на биологическую эволюцию человека. Напряжение и утомление. Резервные возможности человека. Практическое значение изучения способности людей к адаптации.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, кино- и видеофильмов.
Лабораторная работа
13.Изучение загрязнения пищевых продуктов.
Практические работы
1.Составление экологической карты населенного пункта, микрорайона города.
2.Составление экологического паспорта помещения.
Заключение- 2 часа
Формирование у каждого человека новой социальной и экологической нравственности. Природоохранная деятельность.
Решение экологических задач. Проведение экологических конференций и ролевых игр.
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
- Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. 10 (11) кл.: Справочное пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.
- Экология. 10 (11) класс: Учеб. для общеобразоват. учебн. заведений / Е.А.Криксунов, В.В Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 256 с.: ил.
- Н.А. Степанчук Экология 7-8 класс: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека.Волгоград: Учитель, 2009.- 183с: ил..
- .Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль «Академия развития», 1998г.
- Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. Москва, Агар, 2000г.
- Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя.-М., Школьная пресса, 2002г.
- Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ, 10(11) класс; М., Дрофа, 2002г.
- Кузнецов В.Н., Титов Е.В. Тесты. Экология 10(11) классы. Учебно-методическое пособие.М., Дрофа, 2002г.
- Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Основные аспекты, сценарии мероприятий. М., 5 за знания; 2005г.
- Маназрова С.Е., Какуев Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города, 9-11 классы. Школьный практикум.,М., Владос., 2001г.
- Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1981г.
- Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику «Основы экологии 10-11 классы», М., Дрофа, 2001г
- Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. Учебное пособие для пед.институтов. М., Просвещение, 1988г.
Литература для учащихся
- Краснова Т.А., Сергеев В.Е., Годовалов Б.Н. Основы экологии и рационального природопользования, Кемерово, 1993г.
- Митрюшкин К.П. Охрана природы. М., Агропромиздат, 1987г.
- Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Учебное пособие.М., Фаир-Пресс, 1999г.
- Оммарин А.П., Оммарина В.И. Школьный справочник «Экология», Ярославль, «Академия развития»; 1998г.
- Петросова Р.А., Голов В.П., Никонова М.А., Скворцов П.М. Практикум по естествознанию и основам экологии. М.,Академия, 2000г.
- Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М., Аспект пресс, 1995г.
- Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. М.,Мнемозина, 1995г.
- Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии, учебник 10-11 классов. М., Дрофа, 2004г.
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ».
Пояснительная записка
В соответствии с Концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Программа элективного курса «Практикум по биологии», составлена на основе программы элективного курса «Биологический эксперимент», автор Е.В.Алексеева, опубликована в Сборнике программ элективных курсов №4, М.,Дрофа, 2009 год.
Цель курса: формирование практических навыков наблюдения и эксперимента при работе с объектами живой природы, систематизация и обобщение знаний по биологии растений для формирования диалектико-материалистического мировоззрения на эволюцию и функционирование органического мира.
Задачи курса:
- Создать условия для развития творческих способностей, умения работать в группе, выступать и отстаивать свою точку зрения.
- Развивать практические умения и навыки при выполнении лабораторных работ.
- Развивать умения организовать рабочее место , наблюдать, сравнивать, проводить эксперименты, рисовать биологические объекты, измерять, анализировать, обобщать, делать логические выводы.
- Содействовать знакомству с профессией биолога, осуществлять профессиональные пробы для оценки степени готовности к обучению биологической специальности.
- Оказать помощь учащимся в подготовке к итоговой аттестайии по биологии и поступлению в ВУЗы биологического направления.
Тематическое планирование элективного курса «Практикум по биологии» (35 ч.)
№ за ня тия | Название темы занятия | Название лабораторной работы | Вид занятия |
1 | Методы биологии (наблюдение, сравнительный, экспериментальный, исторический, моделирования). Световая микроскопия. Временные препараты, рисунок. | Лабораторная работа №1 «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним». | Лекция. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
2 | Строение растительной клетки. Пластиды. | ЛР №2 «Строение клетки чешуи лука». | Лекция. Лабораторная работа по инструктивной карточке. Приготовление препарата и работа с микроскопом. Рисунок. |
3 | Строение растительной клетки. Пластиды. | ЛР №3 «Хлоропласты в листьях элодеи». | Лекция. Лабораторная работа по инструктивной карточке. Приготовление препарата и работа с микроскопом. |
4 | Строение растительной клетки. Пластиды. | ЛР №4 «Хромопласты в клетках мякоти зрелых плодов». | Лекция. Лабораторная работа по инструктивной карточке. Приготовление препарата и работа с микроскопом. Рисунок. |
5 | Строение растительной клетки. Пластиды. | ЛР №5 «Лейкопласты в клетках эпидермы традесканции». | Лекция. Лабораторная работа по инструктивной карточке. Приготовление препарата и работа с микроскопом. Рисунок. |
6 | Органы растения. Типы корневых систем. Клеточное строение корня. | ЛР №6: «Изучение стержневых и мочковатых корней растения». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
7 | Органы растения. Типы корневых систем. Клеточное строение корня. | ЛР №7 «Рассматривание корневых волосков и чехлика невооруженным глазом и под микроскопом». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
8 | Строение, разнообразие и функции стебля. | ЛР №8 «Микроскопическое строение стебля однодольных и двудольных растений». | Лекция. Наблюдение, подсчет годичных колец на распиле. Работа с микроскопом, готовыми препаратами. |
9 | Строение, разнообразие и функции стебля. | ЛР №9 «Определение возраста растение по спилу». | Лекция. Наблюдение, подсчет годичных колец на распиле. Работа с микроскопом, готовыми препаратами. |
10 | Макроскопическое строение побега. | ЛР №10 «Строение почек и расположение их на стебле». | Наблюдение, работа с гербариями, побегами разных деревьев и кустарников, живыми комнатными растениями. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
11 | Макроскопическое строение листа. | ЛР №11 «Распознавание простых и сложных листьев. Определение типа листорасположения, жилкования». | Лекция. Лабораторная работа по инструктивной карточке. Работа с гербариями и живыми комнатными растениями. |
12 | Микроскопическое строение листа. | ЛР №12 «Рассматривание кожицы листа». | Лекция. Приготовление препарата, работа с микроскопом. Рисунок. |
13 | Микроскопическое строение листа. | ЛР № 13 «Расматривание основной ткани листа». | Лекция. Приготовление препарата, работа с микроскопом. Рисунок. |
14 | Фотосинтез. | Эксперимент «Образование крахмала в листьях растений на свету». | Лекция. Закладка опыта. Наблюдение, беседа. |
15 | Фотосинтез. | Наблюдение: Ростовые движения растений под влиянием света - тропизм». | Наблюдение, беседа. |
16 | Метаморфизированные органы. | ЛР №14 «Гомологичные и аналогичные органы растений». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
17 | Метаморфизированные органы. | ЛР №15 «Видоизмененные побеги: клубень, луковица». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
18 | Цветок – генеративный орган растения. Строение цветка двудольных растений разных семейств». | ЛР №16 «Строение цветка». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
19 | Цветок – генеративный орган растения. Строение цветка двудольных растений разных семейств». | ЛР №17 «Строение гинецея и андроцея». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
20 | Цветок – генеративный орган растения. Строение цветка двудольных растений разных семейств». | ЛР №18 «формула и диаграмма цветка». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
21 | Классификация соцветий. | ЛР №19 «Ознакомление с разными типами соцветий». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
22 | Семя однодольных и двудольных растений. | ЛР №20 «Изучение строения семян двудольных растений». | Лекция. Лабораторная работа. Рисунок. |
23 | Семя однодольных и двудольных растений. | ЛР №21 «Изучение строения семян однодольных растений». | Лекция. Лабораторная работа. Рисунок. |
24 | Семя однодольных и двудольных растений. | ЛР №22 «Выделение крахмала, белка и жира из семян». | Лекция. Лабораторная работа. Рисунок. |
25 | Строение и классификация плодов. | ЛР №23 «Строение и классификация плодов». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
26 | Жизненный цикл растений отдела Моховидные. | ЛР №24 «изучение строения мха (на местных видах)». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
27 | Жизненный цикл растений отдела Папоротниковидные. | ЛР №25 «Изучение строения папоротника и хвоща». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
28 | Жизненный цикл растений отдела Голосеменные. | ЛР №26 «Изучение строения хвои и шишек сосны обыкновенной, ели и других хвойных». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
29 | Жизненный цикл растений Покрытосеменных. | ЛР №27 «Выявление признаков семейства крестоцветные по внешнему строению растений». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
30 | Жизненный цикл растений отдела Покрытосеменные. | ЛР №28 «Выявление признаков семейства пасленовые по внешнему строению растений». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
31 | Жизненный цикл растений отдела Покрытосеменные. | ЛР №29 «Выявление признаков семейства розоцветные по внешнему строению растений». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
32 | Жизненный цикл растений отдела Покрытосеменные. | ЛР №30 «Выявление признаков семейства розоцветные по внешнему строению растений». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
33 | Жизненный цикл растений отдела Покрытосеменные. | ЛР №31 «Выявление признаков семейства розоцветные по внешнему строению растений». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
34 | Жизненный цикл растений отдела Покрытосеменные. | ЛР №32 «Выявление признаков семейства розоцветные по внешнему строению растений». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
35 | Жизненный цикл растений отдела Покрытосеменные. | ЛР №33 «Выявление признаков семейства розоцветные по внешнему строению растений». | Лекция Наблюдение, работа с гербариями, микроскоп. Рисунок. Лабораторная работа по инструктивной карточке. |
Всего: 35 часов | Лабораторных работ - 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Практико-значимая работа по курсу: «Основа проектирования системы работы с одарёнными детьми»
Тема: Обеспечение эффективности реализации программы по выявлению и сопровождению одаренных детейАвторы проекта: Нефедова С.Н., учитель химии МАОУ Лицей № 21 Смирнова Ю.В., ст. воспитатель М...
Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...
Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...