Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии.
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Формирование УУД на уроках биологии.
Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии возможно только в условиях развивающего обучения и воспитания. В связи с этим можно выделить следующие аспекты успешного урока биологии.
1.Формирование предметной компетентности.
Эколого-биологические знания - это компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не каждый из наших учеников станет биологом, экологом, лесником, но каждому придется принимать участие в решении экологических проблем, заботится о собственном здоровье и здоровье окружающих. Задача учителя показать воспитанникам значимость эколого-биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, найти такой подход, который заденет не только ум, но и душу ученика, поможет осознать высочайшую ценность жизни.
2.Развитие познавательной активности и самостоятельности.
Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому все объяснили, поэтому задача учителя - не выдавать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать.
Для этого надо разбудить в каждом природную любознательность.
Навыки самостоятельной работы школьников совершенствуются в ходе опытнической, научно- исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время.
3.Формирование информационной культуры.
Чтобы самостоятельно учиться и развиваться, ученик должен свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать ее из разных источников.
На уроках биологии активно используются цифровые информационные ресурсы.
Задача учителя - научить работать с информацией: анализировать и систематизировать ее, критически оценивать, обобщать, творчески перерабатывать.
4.Развитие мышления.
Всегда возникает вопрос, можно ли научить каждого ученика эффективно мыслить, наверное, нет, но каждому можно помочь освоить основные логические операции: научить выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, обобщать и систематизировать, устанавливать взаимосвязи.
Создание на занятиях интеллектуальных затруднений, использование нестандартных вопросов, проблемных задач способствует развитию творческого мышления, столь необходимого в повседневной жизни.
5.Развитие творческих способностей.
Задача учителя- стимулировать творческую активность учеников, создать условия для разных ее проявлений: пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности.
6.Формирование коммуникативной компетентности и толерантности.
Любое учебное занятие- это всегда общение, которое отнюдь не ограничивается передачей информации. Смысл общения гораздо глубже. Мы учимся слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения. Мы вместе ищем ответы на неожиданные вопросы, думаем, спорим, сопереживаем. Мы доверяем друг другу, и поэтому ребятам не страшно ошибаться, выдвигая порой самые невероятные идеи. Развитие коммуникационных умений и терпимости к чужому мнению - еще одна важная составляющая учебного занятия.
7.Создание психологически комфортной среды.
Каждому учителю хочется, чтобы каждый воспитанник поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытывал не только радость познания живой природы, но и радость общения, радость творчества, почувствовал удовольствие от интеллектуального напряжения, ощутил вкус победы над собой.
8.Формирование рефлексивных качеств.
Развитие личности не возможно без способности к самоанализу и самокоррекции. Рефлексия помогает ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели, эффективно действуя не только в учебных, но и в жизненных ситуациях.
9.Разнообразие учебной деятельности.
Учебный год интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на занятии должны чередоваться разные формы деятельности, и каждое занятие должно быть неповторимым. В каждом занятии должна быть своя «изюминка», волшебное «Ах», когда дети вдруг замирают от изумления и восторга.
Наибольший интерес у воспитанников вызывают такие формы учебно- воспитательной работы как: экскурсии, походы, ролевые игры, тематические праздники, экологические акции.
Мои ученики активно вовлекаются в практическую и природоохранную деятельность.
Они с энтузиазмом участвуют в исследовательских проектах.
10. Здоровьесберегающий аспект.
Общение друг с другом, природой развивает интеллектуально- творческие способности школьников и укрепляет их здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках биологии. В началь...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках биологии. В началь...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Доклад на тему: "Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии и химии".
Об обеспечении развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования...