Рабочая программа по предмету Биология, 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по предмету Биология, 8 класс (по учебнику Биология. Человек. 8 класс:учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_biologiya_rab._programma.docx | 54.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по «Биологии» - 8 класс по учебнику Сонина Н.И., Сапина М.Р.
Составитель: учитель биологии И. А. Бурбело
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «РАЗУМ-Л»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей…………………………… Протокол № _______ от « » __________ 20…... г., Руководитель: _______________ /.............................../ | Согласовано заместитель директора по УВР ________/________________/ «_____» «__________ » 20… г | Утверждено: Директор школы: ______________ /_________ / «_____» «________20…г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « Биология »
Класс 8
Базовый уровень
2015 - 2016 учебный год
Ф. И.О. учителя: И. А. Бурбело
МОСКВА, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник - М.: Дрофа.,2010 г.), базовый уровень, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
на основе:
- Программы для общеобразовательных учреждений Сонин Н.И., Захаров В.Б., Захарова Е.Т., Природоведение 5 класс .Биология 6-11 классы. Программа основного общего образования. Биология 7-9 классы. - М.: Дрофа, 2010., 5 издание, стереотипное.
- учебника Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2012. – 287, [1] с.
- Рабочей тетради по биологии к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек «, авт. Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек».– М.: Дрофа. 2010 – 140 с.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Изучение биологии на данной ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту, является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Общая характеристика учебного предмета
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
При изучении данного курса биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя — это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что глубокое изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук — физики, химии, математики, информатики.
Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на данной ступени основного общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
Данная программа реализована в учебнике: Биология. Человек. 8 класс:. учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2012. – 287, [1] с.
Курс включает:
Практических работ – 6 часов:
- «Распознавание на таблицах органов и систем органов»;
- «Изучение головного мозга человека (по муляжам)»;
- «Измерение массы и роста своего организма»;
- «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»;
- «Определение частоты дыхания»;
- «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»;
Лабораторных работ – 7 часов:
- «Изучение микроскопического строения тканей»;
- «Изучение изменения размера зрачка»;
- «Изучение внешнего строения костей »;
- «Изучение микроскопического строения крови»;
- «Измерение кровяного давления»;
- «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»;
- «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».
Место учебного предмета в учебном плане Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно действующему Федеральному Базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю ( в год – 70 часов).
Рабочая программа составлена с учетом учебного плана школы и рассчитана на 68 учебных часов.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся по биологии в 8 классе
Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.
Отметка 5 («отлично») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.
Отметка 4 («хорошо»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.
Отметка 3 («удовлетворительно»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка 2 («неудовлетворительно»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка выполнения тестовых работ по биологии:
оценка | минимум | максимум |
5 | 90 % | 100 % |
4 | 71 % | 89 % |
3 | 51 % | 70 % |
2 | 0 % | 50% |
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Обучающие лабораторные работы оцениваются по усмотрению учителя оценка «2» не ставится.
Отметка "5" ставится, если ученик:
- правильно определил цель опыта;
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
- научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
- проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
- эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
- опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
- или было допущено два-три недочета;
- или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
- или эксперимент проведен не полностью;
- или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
- правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
- или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
- опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
- допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
- не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
- или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
- или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
- допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Место человека в системе органического мира | 2 |
2 | Происхождение человека | 2 |
3 | Краткая история развития знаний о человеке, науки, изучающие организм человека. | 1 |
4 | Общий обзор строения и функций организма человека | 4 |
5 | Координация и регуляция | 10 |
6 | Опора и движение | 8 |
7 | Внутренняя среда организма | 3 |
8 | Транспорт веществ | 4 |
9 | Дыхание | 5 |
10 | Пищеварение | 5 |
11 | Обмен веществ и энергии | 2 |
12 | Выделение | 2 |
13 | Покровы тела | 3 |
14 | Размножение и развитие | 3 |
15 | Высшая нервная деятельность | 5 |
16 | Человек и его здоровье | 4 |
Резервное повторение | 5 | |
Итого: | 68 |
Содержание тем учебного курса
по биологии 8 класс (68 часов, из них 5 ч – резервного времени)
Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 ч)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация. Скелеты позвоночных и человека, таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (2 ч)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация модели «происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке, науки, изучающие организм человека. (1 ч)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация портретов великих ученых – анатомов и физиолого
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы.
- Изучение микроскопического строения тканей.
- Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Тема 5. Координация и регуляция (10 ч)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая н.с. вегетативная и соматическая части н.с. рефлекс; проведение нервного импулься.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий, ее значение и связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения, слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
Лабораторные и практические работы.
- Изучение головного мозга человека (по муляжам).
- Изучение изменения размера зрачка.
Тема 6. Опора и движение (8 ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей. Рост костей. Возрастные изменения. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль н.с. в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы.
- Изучение внешнего строения костей.
- Измерение массы и роста своего организма.
Тема 7. Внутренняя среда организма (3 ч)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови. Плазма крови. Свертываемость крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа.
- Изучение микроскопического строения крови.
Тема 8. Транспорт веществ (4 ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные и практические работы.
- Измерение кровяного давления.
- Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Тема 9. Дыхание (5 ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
Практическая работа.
- Определение частоты дыхания.
Тема 10. Пищеварение (5 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Лабораторная работа.
- Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 ч)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и жнергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 ч)
Конечные продукты обмена веществ. органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (3 ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (3 ч)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (4 ч)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожениях. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторные и практические работы.
- Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений.
- Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Резервное повторение – 5 часов
Тематический план по биологии в 8 классе. Учебник Н. И. Сонин, М. Р. Сапин
68 часов – 2 часа в неделю, из них 5ч – резервного времени
№ урока | Лаб/р, пр/р. | Кол. Час. | Тема урока | Дата | Домашнее задание | |
2 | Тема 1:Место человека в системе органического мира | |||||
1 | 1 | Место человека в системе органического мира | с.3-5 | |||
2 | 1 | Особенности человека | с.6-12 | |||
2 | Тема 2: Происхождение человека | |||||
3 | 2 | Происхождение человека. Этапы его становления. | с.12-17 | |||
4 | 1 | Расы человека, их происхождение и единство. | с.18-21 | |||
1 | Тема 3: Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека. | |||||
5 | 1 | Историческое развитие знаний о строении и функциях организма | с.21-30 | |||
4 | Тема 3: Общий обзор строения и функций организма человека | |||||
6-7 | 2 | Клеточное строение организма | с.31-34 | |||
8 | Л.р. №1 | 1 | Ткани и органы | с.34-40 | ||
9 | Пр.р. №1 | 1 | Органы. Системы органов. Организм | с.40-45 | ||
10 | Тема 5: Координация и регуляция | |||||
10 | 1 | Гуморальная регуляция, железы внутренней секреции. | с.46-50 | |||
11 | 1 | Гормоны и их роль в обменных процессах, нервно- гуморальная регуляция. | с.50-53 | |||
12 | 1 | Нервная регуляция, значение нервной системы. Рефлекс. | с.54-60 | |||
13 | 1 | Строение и функции спинного мозга | с.60-63 | |||
14 | Пр. р. №2 | 1 | Строение и функции отделов головного мозга | с.63-69 | ||
15 | 1 | Большие полушария головного мозга. | с.70-75 | |||
16 | Лаб.р.№2 | 1 | Анализаторы, их строение, функции. Зрительный анализатор. | с.76-84 | ||
17 | 1 | Анализатор слуха и равновесия. | с.84-91 | |||
18 | 1 | Кожно - мышечная чувствительность. Обоняние, вкус. Чувствительный анализатор. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах. | с.91-99 | |||
19 | 1 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Координация и регуляция» | с.46-99 | |||
8 | Тема: Опора и движение | |||||
20 | 1 | Скелет человека, его отделы. | с.108-115 | |||
21 | Л.р.№3 | 1 | Состав и строение костей. | с.100-108 | ||
22 | 1 | Рост костей. Типы соединения костей. | с.100-108 | |||
23 | 1 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. | конспект | |||
24 | 1 | Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции | с.116-122 | |||
25 | 1 | Работа мышц. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. | с.122-126 | |||
26 | Пр.р. №3 | 1 | Значение физкультуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. | с.122-126 | ||
27 | 1 | Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности. | с.108-126 | |||
3 | Тема 7:Внутренняя среда организма | |||||
28 | Л.р. №4 | 1 | Внутренняя среда организма. Плазма крови, форменные элементы крови. | с.127-136 | ||
29 | 1 | Иммунитет | с.136-138 | |||
30 | 1 | Группа крови. Переливание крови. Донорство. Резус – фактор. | с.138-143 | |||
4 | Тема 8: Транспорт веществ | |||||
31 | 1 | Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. | с.144-149 | |||
32 | 1 | Сердце, его строение и регуляция деятельности. | с.149-153 | |||
33 | Лр.р.№5 | 1 | Движение крови и лимфы по сосудам | с.153-157 | ||
34 | Пр.р.№4 | 1 | Заболевание органов кровообращения, их предупреждение. | конспект | ||
5 | Тема 9:Дыхание | |||||
35 | 1 | Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания. | с.158-162 | |||
36-38 | Пр.р. №5 | 3 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция. | с.162-164 | ||
39 | 1 | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. | конспект | |||
5 | Тема10:Пищеварение | |||||
40 | 1 | Пищевые продукты и питательные вещества. | с.171-174 | |||
41 | 1 | Пищеварение в ротовой полости | с.174-179 | |||
42-43 | Л.р. №6 | 2 | Пищеварение в желудке и кишечнике | с.180-186 | ||
44 | 1 | Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний | конспект | |||
2 | Тема11:Обмен веществ и энергии. | |||||
45 | 1 | Общая характеристика обмена веществ и энергии. | с.187-194 | |||
46 | 1 | Витамины. Их роль в обмене веществ. | с.194-198 | |||
2 | Тема12:Выделение | |||||
47 | 1 | Органы выделения. Почки, их строение и функции. | с.199-204 | |||
48 | 1 | Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Заболевания почек. | с.199-204 | |||
3 | Тема13: Покровы тела | |||||
49 | 1 | Строение и функции кожи. | с.205-209 | |||
50 | 1 | Роль кожи в теплорегуляции. | с.209-211 | |||
51 | 1 | Закаливание. Гигиена одежды и обуви. Заболевания кожи и их предупрежд. | с.209-211 | |||
3 | Тема14:Размножение и развитие | |||||
52 | 1 | Система органов размножения, строение и гигиена. | с.212-220 | |||
53 | 1 | Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. | с.221-224 | |||
54 | 1 | Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. | с.221-224 | |||
5 | Тема15:Высшая нервная деятельность | |||||
55 | 1 | Рефлекс – основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. | с.225-231 | |||
56 | 1 | Торможение. Типы нервной системы. | с.231-235 | |||
57 | 1 | Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. | с.235-238 | |||
58 | 1 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательный процесс. | с.238-249 | |||
59 | 1 | Типы нервной деятельности. | с.250-253 | |||
4 | Тема16: Человек и его здоровье | с.254-265 | ||||
60 | 1 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ, факторы риска для здоровья человека | ||||
61 | 1 | Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. | ||||
62 | Л.р. №7 | 1 | Оказание первой доврачебной помощи. | с.265-272 | ||
63 | Пр.р. №6 | 1 | Человек и окружающая среда | с.272-285 | ||
7 | Резервное повторение | |||||
64-65 | Повторение и обобщение материала по темам «Клеточное строение. Ткани и органы» «Гуморальная регуляция», «Нервно-гуморальная регуляция человека», «Опора и движение», «Общий обзор строения и функций организма человека», «Пищеварение. Дыхание. Выделение» | |||||
66 | Итоговый урок по курсу «Человек и его здоровье» | |||||
67-68 | Анализ результатов итоговой к. р. по курсу «Человек и его здоровье» |
Планируемые результаты изучения курса биологии в 8 классе
В результате изучения данного курса биологии ученик должен
знать/понимать:
- фундаментальные понятия биологии;
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток, тканей, органов и систем органов человека;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения:
- особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,
- о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,
- основные приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях,
- правила гигиены и факторы, разрушающие здоровье человека;
- систематическое положение человека и его происхождение;
- основные области применения биологических знаний в практике при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и их топографию, системы органов человека;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
- объяснять связь между строением и функциями органов;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника основной материал; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию об организме человека (в том числе с использованием информационных технологий);
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект реферат;
- владеть языком предмета;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил личной и общественной гигиены;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно-методический комплекс, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса
- Биология. Человек. 8 класс:. учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2012. – 287, [1] с.
- Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек». – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 63 с.: ил.
- Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - 4-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2002.
Дополнительная литература для учителя
- Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология: Человек» (автор-составитель Т.В.Козачок.). Волгоград, Учитель, 2009г.
- Н.А. Лемеза, Л.В. Камлюк «Биология» (Справочник для учителей), Москва «Айрис» 2000г.
- Биология. Проверочные тесты и задания. 6-11 кл. Волгоград «Учитель» 2010г.
- Биология. 5-11кл. Волгоград «Учитель» 2009г.
- Биология. 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/ авт.-сост. С.Б. Циклов. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 192 с.: ил. – (государственная итоговая аттестация)
- Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс/ сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с.
- Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1996.
- Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. – М.: Мир, 1996.
Интернет-ресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета биология для 8-9 классов (II ступень)
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Н.И.Сонина, соответствующей Федеральному ...
Рабочая программа по предмету "Биология" 6 класс.
Учебно-методический материал представлен в виде:Пояснительная записка.Календарно-тематический план.Требования к уровню подготовки учащихся.Реализация практической части федерального компонента государ...
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....