Деятельностный подход в обучении биологии
статья по биологии на тему
Использование опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod_pri_obuchenii_biologii_dudaeva_o.n.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дудаева О.Н.
С конца 20 века новым явлением становится смена понятий и типов культурного развития современности. Всестороннее осмысление традиций прошлого позволит глубже усвоить уроки отечественного опыта исторического развития в контексте современного образования. В условиях угрозы разрушения национальной идентификации в российском обществе культура и образование остаются едва ли не единственным надежным фактором стабильности и одновременно неиссякаемым источником развития и созидания во всех сферах жизни народов России. В сложных социально- экономических и политических условиях современного общества региональное образование выступает фактором стабилизации, как необходимым условием сохранения культурных исторических традиций. Я.М. Неверов был приверженцем идей русской гуманистической педагогики и сделал много для ее творческого развития.
В связи с этим в последние десятилетия оценка педагогического наследия прошлого, выяснение его отношения к культуре настоящего и будущего продолжают оставаться одной из важнейших проблем в педагогической науке. В теории и практике обучения биологии вопрос о развитии предметной деятельности школьников - один из важнейших. От успешности его разработки в значительной степени зависит эффективность обучения. Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
Известно, кто учиться самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили.
Народная мудрость гласит:» Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями навыками- писал Неверов. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Сложившаяся система школьного образования предполагает большой объем предметных навыков и умений учащихся, однако в практике работа по их развитию часто носит бессистемный характер, проводится в виде эпизодов. Школьники даже старших классов затрудняются в систематизации природных объектов по биологическим признакам, оценке эстетических достоинств объектов и явлений, в прогнозировании возможных изменений в окружающей среде и т.д. Предметная деятельность - учебная деятельность, осуществляемая школьниками в рамках предмета биологии. Видами деятельности называют: игру, учение, труд (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), труд и общение (А.Н. Леонтьев,1977 г.). Структурой учебной деятельности являются: учебные мотивы, учебные задачи, учебные действия (умения, навыки), самоконтроль и самооценка.
Поэтому, рассматривая предметную деятельность не только как систему навыков и умений, но и как личностное образование школьника я полагаю, что личность определяется тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает, с кем и как она общается. Следовательно, при организации учебно- воспитательного процесса по биологии необходимо найти ответ на следующие вопросы:
- Что и как глубоко школьник знает о взаимодействии человека и природы?
- Что и как из объектов и явлений природы, поступков человека по отношению к природе подвергает оценке?
- Что и как реально или идеально преобразует во взаимоотношениях человека и природы?
- как учащийся общается с природой?
Виды предметной деятельности:
Познавательная, преобразовательная, ценностно- ориентированная, коммуникативная.
Освоение биологии способствует развитию у школьников гуманистического миропонимания. Среди них: ответственность за все живое, понимание природы как важнейшей ценности, осознание значимости биологического разнообразия, красоты и уникальности природных объектов.
Данный подход позволяет определить приемы по развитию всех типов предметной деятельности, обогащая методический арсенал учителя. Некоторые методические приемы универсальны для развития всех видов предметной деятельности, что еще раз доказывает их внутреннюю взаимосвязь.
Познавательный интерес выступает как мотив учебной деятельности, его объектом служит сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, к познанию теоретических знаний, их глубокому изучению. Развитие таких интересов осуществляется в деятельности; познавательная деятельность способствует возникновению у учащихся новых познавательных интересов, а формирование стойкого интереса поддерживается систематической самостоятельной поисковой деятельностью.
В современной жизни, характеризующейся возросшими требованиями к школьному образованию, особенно эффективны дидактические технологии, относящиеся к развивающему обучению.
Особенности педагогического воздействия на учащихся
с целью формирования познавательных интересов зависимости
от уровня развития
их творческой активности и характера деятельности
Уровень развития творческой активности (по Л.Н. Нестеровой) | Уровень развития познавательных интересов (по Г.И. Щукиной) | Характер Деятельности (по Г.И. Щукиной) | Преобладающие компоненты Познавательных интересов (по Г.И.Щукиной) | Особенности педагогического воздействия на учащихся (по Н.Г.Морозовой) |
1.Стремление к самостоятельному выполнению намеченных задач | 1.Интерес к занимательным сведениям, фактам | 1.Репродуктивно-фактологическая | 1.Эмоциональный | 1. Создание положительного отношения к предмету, учителю, коллективу |
2. Стремление раскрыть суть изучаемых процессов и явлений | 2.Интерес к зависимостям, причинно- следственным связям, познанию явлений путем поиска, догадки, решения задач | 2.Описательная | 2.Интеллектуальный | 2. Организация систематической поисковой деятельности |
3.Стремление раскрыть причинные зависимости, выявить доказательность научных положений в ходе опытов, наблюдения | 3.Интерес к проникновению в сущность глубоких теоретических проблем | 3.Творческая | 3.Волевой |
Предложена теоретическая модель формирования познавательных интересов у учащихся, которая предполагает следующие пути их развития:
- через содержание биологических знаний: повышение теоретической и практической направленности знаний, их проблемности и эмоциональности;
- через организацию систематической самостоятельной поисковой деятельности на уроках, во внеурочной Ии внеклассной работе путем создания проблемных ситуаций, использования исследовательского подхода. Организации наблюдений. Многие учителя- биологи используют организацию наблюдений и экспериментов. Наблюдение - один из важнейших методов обучения биологии, основанный на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса и способствующий формированию у школьников таких приемов мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На основе наблюдений учащиеся овладевают практическими умениями: проводить измерения, работать с микроскопом, готовить микропрепараты, определять названия растений и животных, их систематическое положение, составлять коллекции и т.д. Наблюдения за жизнью растений и животных своего края позволяют реализовать краеведческий принцип в обучении: изучать виды, конкретизировать теоретические положения региональным материалом, краеведческими сведениями. Изучение биологического материала на примере местных видов способствует повышению познавательного интереса школьников к курсу биологии, к познанию природы родного края, усиливает воспитательный потенциал биологического образования в целом.
В формировании у учащихся познавательного интереса особенно велика роль эксперимента. Он имеет большое познавательное и воспитательное значение, т.к. убеждает в реальности существования биологических процессов и явлений, требует поиска путей познания живой природы, приучает школьников к аккуратности, точности, развивает их мышление, пробуждает интерес к предмету.
В курсе биологии многие опыты учителя проводят в форме демонстрации, в то время как большее воспитательное и познавательное значение имеют опыты, которые ставят сами ученики. Несмотря на то, что эксперимент - один из наиболее сложных и трудоемких методов обучения, его роль в активизации познавательной деятельности учащихся, формирования интереса к биологии огромна.
В лице Я.М, Неверова мы чтим не только замечательнейшего педагога- просветителя, но и величайшего педагога- гуманиста, педагога- организатора 19 века, жизнь которого оказывала на протяжении столетий непрерывное и плодотворное воздействие на развитие русской школы и педагогической мысли России. В настоящее время надо заново осмыслить и проникнуться его идеями, так как они помогут помочь нам в образовании и воспитании.
В практике моей работы я использую деятельностный подход к обучению, который включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся. (Приложение)
Урок « Неклеточные формы жизни. Вирусы»
Урок с использованием технологии критического мышления включает 3 стадии: вызов- осмысление- рефлексия.
Используя прием опережающего домашнего задания, прошу учащихся заранее составить синквейн по теме «Вирусы», а затем познакомиться с актуальной проблемой о возможных последствиях глобальной экологической катастрофы, связанной с эпидемией вируса птичьего гриппа. В результате в начале урока ученики зачитывают примеры синквейнов, которые звучат примерно так:
Вирус
Опасный, коварный
Пугает, заражает, уничтожает
Необъяснимая загадка природы
Враг
Затем прошу учащихся назвать им известные вирусы и рассказать об их значении.
Такой прием помогает актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данному вопросу, способствует пробуждению интереса к изучаемой теме, мотивации к познавательной активности.
2 этап «Изучение нового материала- стадия осмысления».
На этом этапе используются технология проблемного обучения и элементы технологии критического мышления.
Использую прием создания проблемной ситуации, которая формулируется до объяснения нового материала: представьте, что вы находитесь на табачной плантации, где растения поражены неизвестной болезнью. Какими способами можно выявить возбудителя этого заболевания? Предложите пути решения этой проблемы.
Организуется работа в парах по выработке схемы проведения эксперимента.
Далее выступает ученик с докладом по теме «Открытие вирусов». Данное сообщение имеет воспитательный аспект, учит уважать людей науки, воспитывает гордость за отечественную науку.
Использование сообщений на уроке способствует развитию творческого потенциала учеников, однако этот прием имеет слабую сторону - пассивную роль слушателя. Выйти из этой ситуации можно, предложить аудитории в ходе выступления автора составлять краткое резюме. Можно также разделив учеников на 2 группы, попросить отметить только удачные и понравившиеся моменты выступления, вторую - прокомментировать моменты, которые можно было бы улучшить, расширить, исправить. Данная технология работы с рефератом позволяет активизировать мыслительную деятельность всех учащихся, развивает их аналитические способности и в итоге повышает уровень обученности предмету.
В ходе сообщения учащихся заостряю внимание школьников на открытии, сделанном в 1935 году, предлагая обсудить проблему природы вирусов: живая или неживая эта субстанция?
Постепенно переходим к изучению строения вирусов. Наиболее приемлемы, с моей точки зрения, здесь методы « стратегии продвинутой лекции» (технология критического мышления) и метод постановки проблемных вопросов.
Согласно « уровневой пирамиде процесса усвоения знаний учащимися», лекции отводится лишь 5% учебного времени, однако в старших классах лекция - неотъемлемая часть учебного процесса. С целью повышения результативности лекции и восприятия материала я разбиваю содержание лекции на смысловые отрывки и перед каждым формулирую проблему, по поводу которой ученики должны высказать свое мнение: после изложения материала или, наоборот, опережая услышанное.
Постановка проблемных вопросов: вводных, фокусирующих, обобщающих способствует более осмысленному восприятию и усвоению проблемного материала. Происходит непрерывное использование ЗУН в новых связях и сочетаниях. При такой форме работы учащиеся сами определяют и задают темп и ход лекции.
Учащиеся, используя опорные слова, выделяют в содержании главное и составляют конспект.
Урок должен быть интересным, познавательным, привлечь внимание, заинтересовать. Только в том случае он активизирует желание учащихся к поиску новых знаний.
3 этап «Стадия рефлексии»
Учащиеся самостоятельно делали выводы по уроку, доказав двойственную природу вирусов.
Результаты проведенного в качестве теста показали хорошее усвоение темы урока.
Предложенное домашнее задание предполагало дифференцированный и творческий подход: для одних - это работа с учебником, для других - подготовка сообщений, для третьих- составление презентации.
Роль учителя на данном уроке заключалась в вовлечении учащихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, создании комфортной обстановки на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении биологии как ресурс качественного образования
Системно-деятельностный подход в биологии...
Системно-деятельностный подход в обучении биологии детей с ОВЗ
Презентация о системно-деятельностном подходе в обучении биологии детей с ОВЗ...
Деятельностный подход при обучении биологии через организацию групповой работы обучающихся
Индивидуально-групповая форма работы способствует повышению активности и самостоятельности обучающихся 5-6 классов.В ходе выполнения заданий предложенных учителем реализуется познавательная цель...
обобщение опыта учителя биологии Атамась И. В. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕДТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ»
обобщение опыта учителя биологии...
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ...
Доклад "Системно-деятельностный подход к обучению биологии и химии"
Доклад был представлен на педчтениях "Инновационные технологии и активные методы обучения один из факторов повышения качества образования в свете ФГОС". Содержит описание применения СП...
«Деятельностный подход в обучении биологии как средство достижения метапредметных результатов»
Инновационная деятельность...