Тема: Папоротниковидные. Лабораторная работа№ 3 «Строение папоротника».
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

учащиеся узнают о папоротниках как пред­ставителях высших споровых растений, их характерных при­знаках и более высокой организации по сравнению с мхами.

учащиеся учатся самостоятельно про­водить исследования в ходе лабораторной работы и на осно­ве анализа полученных результатов делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paporotniki.docx825.89 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАСС 7. Урок 12. Тема: Папоротниковидные.

Лабораторная работа№ 3 «Строение папоротника».

Задача урока: познакомить учащихся с особенностями строения и размножения папоротников, с признаками их более высокой организации по сравнению с мхами.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают о папоротниках как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами.

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы.

Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе сравнения папоротников и мхов и установления усложнения в их строении в процессе эволюции.

Основные понятия урока: вайи, заросток.

Деятельность учащихся: индивидуальная работа, работа в группах,  выполнение лабораторной работы, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопросов.

                                              Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

- Для достижения темы урока необходимо повторить то что вы знаете о строении и жизнедеятельности мхов как первых высших растений в сравнении с водорослями.

Самостоятельную работу (задание на соответствие) Приложение.

ОТВЕТЫ:      1- А, Д, Е    2- Б, В, Г СЛАЙД 2

  1. Мотивация к обучению.

Постановка проблемного вопроса.

Легенда: «С древних времен наш народ хранит память о древнем языческом празднике славян – Дне Ивана Купалы. В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника. По поверью в темную ночь, в канун праздника, цветет папоротник. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть цветком папоротника откроются любые клады, где бы они не были спрятаны. Волшебный папоротника цветок. Из года в год славяне отыскать хотели. В ночь на Иванов день он по приданию цветет, но до сих пор никому не удалось его найти.»СЛАЙД 3

- Почему до сих пор не нашли цветок папоротника?

Стадия осмысления

- Прежде, чем искать цветок папоротника, надо знать, что такое папоротники. Что же мы будем искать?  СЛАЙД 4 (Обучающиеся выбирают Папоротники, объясняя свой выбор).

Постановка темы и задач урокаСЛАЙД 5

Тема урока: ПАПОРОТНИКИ.

Задачи: выяснить особенности строения папоротников, их размножение и значение.

  1. Первичное усвоение и закрепление знаний. Решение проблемы.

Строение папоротника.

- Знакомиться со строением папоротника вы будете в ходе  выполнения лабораторной работы  № 3 . Инструкция по её выполнению в учебнике  на стр. 52(изучают строение папоротника).

Закрепление знаний о строении папоротника. СЛАЙД 6

Вывод к лабораторной работе:Папоротники в отличии от мхов имеют корневище, укороченный стебель и вайи (резные листья).СЛАЙД 7

Местообитание папоротников.

- Итак, мы знаем, как выглядят папоротники, но где их искать, где они обитают?

- Попробуйте предложить, каким должен быть цветок папоротника, исходя из времени суток, места обитания, возможного опылителя.(Цветок цветет ночью в темных и сырых местах, поэтому должен быть белым, с запахом, чтобы привлечь опылителя)- По народным преданиям, на поляне среди дремучего леса распускается перунов огнецвет. Посередине раскинувшихся перистых листьев, словно светящийся уголек, появляется цветочная почка. Растет это диво прямо на глазах и ровно в полночь с треском раскрывается, озаряя дивным светом всю поляну и громом сотрясая воздух и землю. Цветок яркий, алый. Верно ли это? (Нет)СЛАЙД 8

Многообразие папоротникообразныхСЛАЙД 9

- Итак, это цветение папоротника неправдоподобно. Но как же тогда размножается папоротник?

Размножение папоротника.

Работа в группе по 4 человека:(обучащимся предлагается с помощью отдельных табличек составить схему размножения папоротника и рассказать) ПРИЛОЖЕНИЕ

Проверка: СЛАЙД 10

Образование каменного угля.

“Каменноугольный период” СЛАЙД 11

Когда-то 400 млн., лет назад климат на Земле был совсем другим: влажным и тёплым, это был настоящий рай для папоротников, они были представлены большим разнообразием форм, в том числе мощными древовидными формами.Их остатки вместе с остатками других высших споровых растений (хвощей и плаунов) образовали залежи каменного угля. Отмершие стволы растений, попадая в воду болот, заносились илом и песком и поэтому не перегнивали. Постепенно углубляясь в дно водоемов, за сотни миллионов лет они превратились в каменный уголь. Этот период в истории нашей планеты называется каменноугольным периодом. Каменный уголь используют теперь как один из лучших видов топлива и как сырье для химической промышленности. В настоящее время папоротниковидные сохранились в основном в виде травянистых растений. Древовидные папоротники произрастают в небольшом количестве только в тропиках.

5.Домашнее заданиеСЛАЙД 12

- Изучить § 14, ответить на вопросы в конце параграфа.

- Составить кроссворд или сделать презентацию о папоротниках.

- Напишите мини-сочинение на тему: “Путешествие в лес каменноугольного периода”.

6. Рефлексия.

- Так  когда же цветет папоротник? (никогда)

Составляем синквейн  СЛАЙД 13

Приложение.

Распределите признаки по отделам растений.( к цифрам поставьте соответствующие буквы)

Признаки

Отделы растений

А. Всё тело погружено  в воду.

1. Водоросли

2. Моховидные

Б. Имеются листья и стебли.

В. Обитают на суше во влажных местах.

Г. Характерно чередование бесполого и полового  поколения в цикле размножения.

Д. Тело состоит из таллома  и ризоидов.

Е. Бывают зелёные,  бурые, красные.

Размножение папоротника (разрезать на таблички).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к лабораторной работе "Строение насекомого"

Презентация содержит фотографии и рисунки майского жука. Задания и вопросы к лабораторной работе....

Лабораторная работа . Строение строение хвощей и папоротников.

Лабораторная работа проводится после теоретического усвоения материала.Предназначена для практического усвоения темы....

Урок по теме: Растения. Лабораторная работа "Изучение внешнего строения растения»

Анатомия растений — это такой раздел ботаники, который занимается изучением внутреннего и внешнего строения растений. Главным объектом этой науки являются сосудистые растения, у к...

Лабораторная работа "Строение папоротника" 5 класс

УМК: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Биология 5-6 класс...

Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого».

Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого»....

Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого».

Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого»....