Тема: Папоротниковидные. Лабораторная работа№ 3 «Строение папоротника».
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
учащиеся узнают о папоротниках как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами.
учащиеся учатся самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paporotniki.docx | 825.89 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАСС 7. Урок 12. Тема: Папоротниковидные.
Лабораторная работа№ 3 «Строение папоротника».
Задача урока: познакомить учащихся с особенностями строения и размножения папоротников, с признаками их более высокой организации по сравнению с мхами.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся узнают о папоротниках как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами.
Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы.
Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе сравнения папоротников и мхов и установления усложнения в их строении в процессе эволюции.
Основные понятия урока: вайи, заросток.
Деятельность учащихся: индивидуальная работа, работа в группах, выполнение лабораторной работы, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопросов.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Для достижения темы урока необходимо повторить то что вы знаете о строении и жизнедеятельности мхов как первых высших растений в сравнении с водорослями.
Самостоятельную работу (задание на соответствие) Приложение.
ОТВЕТЫ: 1- А, Д, Е 2- Б, В, Г СЛАЙД 2
- Мотивация к обучению.
Постановка проблемного вопроса.
Легенда: «С древних времен наш народ хранит память о древнем языческом празднике славян – Дне Ивана Купалы. В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника. По поверью в темную ночь, в канун праздника, цветет папоротник. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть цветком папоротника откроются любые клады, где бы они не были спрятаны. Волшебный папоротника цветок. Из года в год славяне отыскать хотели. В ночь на Иванов день он по приданию цветет, но до сих пор никому не удалось его найти.»СЛАЙД 3
- Почему до сих пор не нашли цветок папоротника?
Стадия осмысления
- Прежде, чем искать цветок папоротника, надо знать, что такое папоротники. Что же мы будем искать? СЛАЙД 4 (Обучающиеся выбирают Папоротники, объясняя свой выбор).
Постановка темы и задач урокаСЛАЙД 5
Тема урока: ПАПОРОТНИКИ.
Задачи: выяснить особенности строения папоротников, их размножение и значение.
- Первичное усвоение и закрепление знаний. Решение проблемы.
Строение папоротника.
- Знакомиться со строением папоротника вы будете в ходе выполнения лабораторной работы № 3 . Инструкция по её выполнению в учебнике на стр. 52(изучают строение папоротника).
Закрепление знаний о строении папоротника. СЛАЙД 6
Вывод к лабораторной работе:Папоротники в отличии от мхов имеют корневище, укороченный стебель и вайи (резные листья).СЛАЙД 7
Местообитание папоротников.
- Итак, мы знаем, как выглядят папоротники, но где их искать, где они обитают?
- Попробуйте предложить, каким должен быть цветок папоротника, исходя из времени суток, места обитания, возможного опылителя.(Цветок цветет ночью в темных и сырых местах, поэтому должен быть белым, с запахом, чтобы привлечь опылителя)- По народным преданиям, на поляне среди дремучего леса распускается перунов огнецвет. Посередине раскинувшихся перистых листьев, словно светящийся уголек, появляется цветочная почка. Растет это диво прямо на глазах и ровно в полночь с треском раскрывается, озаряя дивным светом всю поляну и громом сотрясая воздух и землю. Цветок яркий, алый. Верно ли это? (Нет)СЛАЙД 8
Многообразие папоротникообразныхСЛАЙД 9
- Итак, это цветение папоротника неправдоподобно. Но как же тогда размножается папоротник?
Размножение папоротника.
Работа в группе по 4 человека:(обучащимся предлагается с помощью отдельных табличек составить схему размножения папоротника и рассказать) ПРИЛОЖЕНИЕ
Проверка: СЛАЙД 10
Образование каменного угля.
“Каменноугольный период” СЛАЙД 11
Когда-то 400 млн., лет назад климат на Земле был совсем другим: влажным и тёплым, это был настоящий рай для папоротников, они были представлены большим разнообразием форм, в том числе мощными древовидными формами.Их остатки вместе с остатками других высших споровых растений (хвощей и плаунов) образовали залежи каменного угля. Отмершие стволы растений, попадая в воду болот, заносились илом и песком и поэтому не перегнивали. Постепенно углубляясь в дно водоемов, за сотни миллионов лет они превратились в каменный уголь. Этот период в истории нашей планеты называется каменноугольным периодом. Каменный уголь используют теперь как один из лучших видов топлива и как сырье для химической промышленности. В настоящее время папоротниковидные сохранились в основном в виде травянистых растений. Древовидные папоротники произрастают в небольшом количестве только в тропиках.
5.Домашнее заданиеСЛАЙД 12
- Изучить § 14, ответить на вопросы в конце параграфа.
- Составить кроссворд или сделать презентацию о папоротниках.
- Напишите мини-сочинение на тему: “Путешествие в лес каменноугольного периода”.
6. Рефлексия.
- Так когда же цветет папоротник? (никогда)
Составляем синквейн СЛАЙД 13
Приложение.
Распределите признаки по отделам растений.( к цифрам поставьте соответствующие буквы)
Признаки | Отделы растений |
А. Всё тело погружено в воду. | 1. Водоросли 2. Моховидные |
Б. Имеются листья и стебли. | |
В. Обитают на суше во влажных местах. | |
Г. Характерно чередование бесполого и полового поколения в цикле размножения. | |
Д. Тело состоит из таллома и ризоидов. | |
Е. Бывают зелёные, бурые, красные. |
Размножение папоротника (разрезать на таблички).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к лабораторной работе "Строение насекомого"
Презентация содержит фотографии и рисунки майского жука. Задания и вопросы к лабораторной работе....
Лабораторная работа "Строение растительной,животной, грибной клетки"
Лабораторная работа по общей биологии...
Лабораторная работа . Строение строение хвощей и папоротников.
Лабораторная работа проводится после теоретического усвоения материала.Предназначена для практического усвоения темы....
Урок по теме: Растения. Лабораторная работа "Изучение внешнего строения растения»
Анатомия растений — это такой раздел ботаники, который занимается изучением внутреннего и внешнего строения растений. Главным объектом этой науки являются сосудистые растения, у к...
Лабораторная работа "Строение папоротника" 5 класс
УМК: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Биология 5-6 класс...
Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого».
Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого»....
Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого».
Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого»....