Урок природоведения в 5 классе "Дикорастущие и культурные кустарники"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Скворцова Татьяна Александровна

Урок разработан с учетом требований программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»

Нижегородская область

р.п. Красные Баки

 «Дикорастущие и культурные кустарники» 

Урок  природоведения в 5 классе

Скворцова Татьяна Александровна

учитель биологии

2015 год

Тема урока: «Дикорастущие и культурные кустарники»

Тип урок:  урок «открытия» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования знаний по теме «Дикорастущие и культурные кустарники».

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать умение извлекать информацию из текстов.

2. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

3. Обобщать и классифицировать кустарники по признакам.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Воспитательные:

1. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. (1 мин)

 У: Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у нас присутствовало хорошее настроение, и своим прекрасным настроением вы поделились друг с другом.

       Эпиграфом к нашему уроку будут слова:

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи!

У: Давайте, будем помнить об этом на протяжении урока.

Эмоциональный настрой на работу.

2. Актуализация знаний (10 мин)

У: Ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Разгадав кроссворд, вы прочитаете слово, которое определит тему нашего урока. (слайды 2-11, переход на следующий слайд осуществляется по управляющей кнопке)

У: Молодцы! Разгадали кроссворд. (слайд 12) Посмотрите внимательно. Какое слово можно прочитать? Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?

У: Правильно. Мы сегодня будем изучать «Дикорастущие и культурные кустарники». (слайд 13)

У: Запишите тему урока в тетрадь.

У: Давайте вместе определим задачи нашего урока.(слайд 14)

У: Молодцы.

Сегодня на уроке мы:

Продолжим формировать знания о растительном мире планеты Земля.

Познакомимся с представителями дикорастущих и культурных кустарников.

Выясним их значение.

У: Ребята, давайте вспомним признаки, по которым растения относятся к кустарникам.

Для этого выполним задание на карточке (карточка вклеивается в тетрадь) . (приложение № 1) Внимательно рассмотрите рисунок и дополните предложения.

Проверка выполненного задания.

Ученики по очереди читают предложения со вставленными словами. Учитель на слайде одновременно показывает предложения. (слайд 15)

У: Ребята, давайте ещё раз повторим признаки кустарников.

Включаются в работу. Разгадывают кроссворд.

Д: Кустарники.

Включаются в определение  задач урока.

Выполняют самостоятельную работу.

Включаются в работу по проверке выполненного задания. Сравнивают с эталоном правильного ответа на слайде.

Читают предложения.

3. Физкультминутка

(2 минуты)

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

 3. Открытие нового знания

(5 минут)

У: Давайте поиграем в игру. Я вам читаю загадку, вы её отгадываете, и я вам даю карточку с изображением кустарника. (слайд 16)

  1. Очень густо он растет,
    Незаметно он цветет,
    А когда проходит лето,
    Мы едим его конфеты,
    Не в бумажке, а в скорлупке –
    Берегите, детки, зубки!
  2. Низок да колюч,
    Сладок да пахуч,
    Ягоды сорвешь –
    Всю руку обдерешь.
  3. Благоухает и манит,
    Цветами нежными дарит,
    Протянешь руку за плетень -
    И в ней окажется
  4. Я бываю розоватой,
    Белой, красной, черной.
    И с куста меня ребята
    Летом рвут проворно.
  5. Кисть ягоды прекрасная, 
     Жёлтая иль красная, 
     Я достать её боюсь - 
     О шипы уколюсь. 
     Но уважаю с детства 
     Сердечное средство.
  6. Бусы красные висят
    Из кустов на нас глядят,
    Очень любят бусы эти
    Дети, птицы и медведи

У: Ребята, вы каждый получил карточку с изображением кустарника. Откройте учебник на стр. 64. Прочитайте информацию о кустарнике и расскажите, о нем классу.

Слушают загадку и отгадывают.

Работают с учебником.

   4.Первичное закрепление.

(13 минут)

У: Ребята, сейчас каждый расскажет своём  представителе кустарников. (слайды 17-23)

У: Молодцы! А какие вы ещё знаете кустарники?

У: Видов кустарников много. Многие являются украшением садов, парков. Есть   кустарники, плоды которых являются ценным лекарственным сырьём.

Демонстрация слайдов с изображением кустарников. (слайд 24-29)

У доски, используя иллюстрацию на слайде, ученик рассказывает о кустарнике. Остальные слушают.

Называют известные им виды кустарников.

Слушают учителя. Рассматривают иллюстрации кустарников.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(7  минут)

У: Ребята возьмите карточки и выполните самостоятельную работу. Прочитайте предложения, найдите ошибки в предложении и подчеркните их (карточка вклеивается в тетрадь). (приложение № 3)

У:  Поменяйтесь работами, чтобы проверить, как вы справились с ней. Ребята, сравните выполненное здание с эталоном.

Взаимопроверка по эталону. (Слайд 30)

У: Давайте оценим самостоятельную работу. Если ошибок нет или 1 – оценка «5»,

2-3 ошибки – оценка «4»,

больше 3 ошибок – оценка «3»

    Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют правильность выполненного задания.

Оценивают работы

6.Рефлексия деятельности (итог урока) (1 минута)

У: Наш урок подходит к концу, давайте подведём итог урока.

Составление синквейна по вопросам учителя (слайд 31):

(после каждого вопроса учитель обобщает ответы детей и появляется строка синквейна)

Какую группу растений мы изучали?

Какие бывают кустарники?

Для чего нужны кустарники?

Какое растение называют кустарником?

К какой группе живых организмов относится кустарник?

 

Высказывают своё мнение.

Кустарники

Культурные, дикорастущие, декоративные, полезные, лекарственные.

Кустарники приносят пользу человеку и украшают их жизнь.

Невысокое растение с несколькими деревянистыми стеблями.

Растение

7. Домашнее задание (1 минута)

Прочитать стр. 64-66, подготовить рассказ «Кустарник возле моего дома»

Приложение № 1

http://img-fotki.yandex.ru/get/5600/tatyana2q8-medvedeva.142/0_54844_9d667a9_XL.jpg

Рассмотри рисунок кустарника и дополни предложения.

Кустарники ________________деревьев. У кустарников ________________ стволов. Они ________________. Покрыты  ______________.  Стволы не такие_____________, как у деревьев. Кустарники - _____________________ растения.

Слова для справок: ниже, много, твёрдые, корой, толстые, многолетние.


Приложение № 2

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=296383804-22-72&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=99176805-24-72&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=162791271-25-72&n=21

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=53717867-68-72&n=21 http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=147367793-40-72&n=21 http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=450761947-18-72&n=21


Приложение № 3

Прочитай предложения, найди ошибку и подчеркни её.

  1. Кустарники высокие растения с мягким и сочным стеблем.
  2. У орешника созревают красные сочные ягоды.
  3. Дикорастущая малина растёт в садах и огородах.
  4. Сирень высаживают в садах и парках, у неё крупные белые цветы.
  5. У смородины на ветвях кроме листьев, имеются колючки, которые затрудняют сбор ягод.
  6. Ягоды черной смородины употребляют только в свежем виде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения 5 класс. Тема урока: Живые клетки.

Данный урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС основного общего образования, с применением ИКТ. Цель урока:1.      Изучить строение и многообразие клеток...

Урок в 6 классе "Виды обрезки кустарника"

Урок ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ (РАСТЕНИЕВОДСТВО) в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Конспект урока с презентацией. Цель урока: научить приемам обрезки кустарников. Образовательные задачи: осво...

Презентация к уроку природоведения 5 класс "Многообразие культурных растений"

Презентация в помощь учителю и обучающимся при изучении темы "Многообразие культурных растений",Природоведение 5 класс...

Урок - конференция в 8 классе. Тема урока: «Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России».

Цель: Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.Задачи: - формировать представления о заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы;- развивать навыки самост...

Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему:"Органы чувств". Презентация к уроку.

Конспект урока природоведения в 5 классе на тему:"Органы чувств"для обучающихся коррекционной школы VIII вида.На уроке применена ИКТ технология в виде презентации....

Дикорастущие и культурные кустарники. Презентация

Презентация к уроку природоведения в 5 классе коррекционной школы по теме: Дикорастущие и культурные кустарники....