Программа "Экология городской среды"
рабочая программа по биологии на тему
Программа "Экология городской среды" предназначена для преподавания курса урбоэкологии в учебных объединениях дополнительного образования для обучающихся 12-13 лет, в объеме 304 часа, 2 года обучения (по 152 часа в год). Программа эколого-биологической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_2013.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 484
ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.ПОПКОВА
_____________________________________________________________________
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
"ЭКОЛОГИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ"
Учитель биологии ГОУ СОШ № 484
Иванова И.В.
г. Москва
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа "Экология городской среды" предназначена для преподавания курса урбоэкологии в учебных объединениях дополнительного образования для обучающихся 12-13 лет, в объеме 304 часа, 2 года обучения (по 152 часа в год). Программа эколого-биологической направленности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
В настоящее время в городах живет более 60 % населения мира, причем доля городского населения постоянно увеличивается. В период урбанизации растет не только население городов, но и увеличивается занимаемая ими территория, растет воздействие городов на все элементы окружающей среды. В городах (особенно крупных) наряду с повышенным уровнем химического загрязнения всех компонентов окружающей среды — воздуха, воды, почвы - существует ряд специфических факторов, интенсивно влияющих на весь образ жизни горожан: шум, транспортная усталость, скученность населения, нервные перегрузки и множество других факторов.
Все более очевидным становится то, что непременным условием адаптации человека к меняющимся условиям окружающей среды является формирование его ответственности за состояние окружающей среды, определяющей условия жизни, ответственности за свое здоровье, здоровье окружающих, необходимость активной деятельности по наблюдению, изучению и оценке состояния естественного природного окружения.
Система показателей оценки состояния окружающей среды может служить основой доступного для обучающихся направления исследовательской работы - экологического мониторинга микрорайона школы и окружающих территорий.
Основная цель экологических учебных исследований - показать на конкретных примерах природные взаимосвязи, законы природы, губительные последствия их нарушения человеком. В процессе такой работы обучающимся прививается интерес к исследовательской деятельности, закладываются основы научного (в том числе экологического) мышления, умение правильно поставить исследовательскую задачу, использовать различные методы, анализировать и обобщать материал, закладываются основы гражданского самосознания, формируются представления и навыки гражданского общества, происходит социализация и социальная адаптация обучающихся.
Конференции, проводимые по результатам работ, приучают обучающихся к правильной речи, к самостоятельной работе по составлению докладов, отчетов, умению довести свои мысли до аудитории, формируют привычку к публичным выступлениям. Кроме того, они осознают, что результаты работы представляют интерес не только для них как исполнителей, но и для окружающих.
Исследовательская работа носит краеведческий характер, так как обучающиеся знакомятся с проблемами окружающей среды на примере процессов, проблем, присущих территории своего проживания и учебы. Нам представляется, что именно к подобным работам применим известный принцип международного экологического движения "Мыслить глобально - действовать локально!"
В процессе сбора и обработки данных обучающиеся получают элементарные знания по экологической безопасности, что имеет большое значение в наше время. Они получают представление о влиянии предприятий города, автотранспорта, зеленых насаждений на здоровье и жизнь горожан. Изменяется их отношение к ряду городских объектов и явлений. Например, изучение роли и состояния зеленых насаждений в природоохранном аспекте гораздо эффективнее уговоров и призывов не ломать деревья и кустарники. Становятся очевидными необходимость техногенных преобразований среды и реальная возможность сделать их экологически безопасными. Наряду с обеспокоенностью состоянием окружающей среды у них формируется определенный оптимизм относительно ее будущего. На основе реального знания преодолеваются господствующие в обществе пессимистические алармистские настроения, - т.е. пассивный и безвольный пессимизм уступает место необходимому для жизни и способствующему работе умеренному оптимизму.
Цель программы - формирование экологической культуры личности, соответствующей системы поведения и деятельности, направленной на поддержание экологического качества городской среды.
Задачи программы
Обучающая формирование комплекса специальных эколого-биологических знаний в области экологии городской среды (формирование системы знаний о городской среде как среде жизни человека, ее качестве, факторах формирования: развитие умений оценивать влияние различных факторов на качество городской среды, с помощью доступных методик осуществлять прогноз ее изменения).
Воспитательная - воспитать ответственное отношение к окружающей среде, активную гражданскую позицию в вопросах охраны окружающей среды и природопользования (воспитание эстетического вкуса, бережного, ответственного отношения к природе и памятникам культуры).
Развивающая - формирование и закрепление умений и навыков практической работы с биологическим материалом и оборудованием, исследовательской и экспедиционной работы.
Содержание курса в значительной мере ориентировано на развитие прогностического мышления обучающихся. Тенденция смены естественных природных сообществ урбанизированными территориями – это будущее всей земной среды. Развитие базовых навыков предвидения экологических последствий этого нарастающего процесса в биосфере стало важнейшей задачей общего экологического образования.
Данный курс рассчитан на 2 года обучения. Объем курса 304 часа, из них в 1-й год обучения – 152 часов, во 2-й год обучения – 152 часов.
Возраст обучающихся: 6, 7 классы. Количество учеников в группе:
10 – 12 человек. Это оптимальное количество для проведения исследовательской работы.
Предполагаемое распределение учебных часов:
2 часа теории +2 часа экскурсии = 4 часа в неделю;
1 час теории + 3 часа практических занятий = 4 часа в неделю.
Формы проведения занятий: лекции, беседы, семинары, полевой лабораторный практикум, экскурсии, ролевые игры.
К изучению данного курса можно привлекать школьников вышеуказанного возраста, так как, начиная уже с 6-го класса, они знакомятся с основными научными понятиями и знаниями об окружающей среде на уроках географии и биологии. В сочетании с их пусть небольшим жизненным опытом это дает возможность формирования системы знаний о городской среде как среде жизни человека. Изучение вопросов разной степени сложности, дифференциация практических работ в соответствии с уровнем подготовленности ребенка позволяет осуществлять сотрудничество детей разного возраста (6 класс). Более глубокая разработка вопросов может осуществляться в 7-х классах. Именно в этом возрасте "подросток стоит перед выбором сферы деятельности, но только практически он может решить, подходит она ему или нет" (Кон, 1980). Активный поиск себя, реализация своих сил и интересов во многих областях деятельности свойственны подростку. Все это позволило нам привлечь подростков 12-13 лет к исследовательской работе, где постановка экспериментов, проведение наблюдений, анализ и сопоставление полученных данных, изучение новых объектов являются доминирующими и полностью соответствуют психологическим особенностям этого возраста.
Опыт работы и результаты образовательной деятельности.
Отдельные фрагменты курса "Экология городской среды" автором апробируются в течение 6 лет. В ходе работы значительно повысился познавательный интерес и уровень постановки и решения изучаемых проблем, возрос объем теоретических и практических знаний обучающихся. Многие обучающиеся успешно выступают на окружных и городских и Всероссийских олимпиадах по экологии, а также защищают проекты своих работ на экзаменах по экологии, географии.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.
По прохождению курса обучающаеся будут знать основные понятия: урбоэкология, городская экология, качество среды, компоненты среды, экологическая ситуация и проблема, строение и функционирование экосистем, саморазвитие системы, синантропизация растительности и ее формы, экологичность и гигиена жилища, экологичность пищи и воды, компоненты урбосистемы: природный ландшафт, антропогенный ландшафт, техносфера города, социально-экономические факторы формирования городской среды; химическое, физическое и биологическое загрязнения.
Обучающиеся будут уметь рассматривать городскую среду как сложную систему, понимать особенности ее организации и функционирования; определять видовой состав растительности, решать простейшие экологические задачи; определять уровень загрязнения воды, воздуха, почвы методами биоиндикации и простейшими лабораторными химическими методами; владеть картографическими приемами изображения земной поверхности; читать и составлять планы и карты.
Обучающиеся овладеют навыками экспедиционной работы, работы с оборудованием, проектирования и презентации своей работы.
Комплексная программа "Экология городской среды" отличается рядом инновационных особенностей, В ней существенно расширен экологический практикум, более подробно раскрываются вопросы, связанные с городской и садово-парковой растительностью, экологической оценкой состояния природных вод и атмосферных осадков, с исследованием влияния автотранспорта и шумового загрязнения, оценкой параметров окружающей среды методами биоиндикации. При отборе материала использовался исторический и пространственно-сравнительный подходы, позволяющие проследить изменения городской среды в различные периоды развития цивилизации.
Механизм оценки получаемых результатов
Для оценки текущих знаний, умений и ценностных ориентаций целесообразно применять дифференцированные зачеты по разделам программы (входной, текущий, выходной контроль). Целесообразно использовать следующие формы контроля знаний по каждому разделу: письменный или устный зачет; собеседование по основным темам раздела; тестирование, контрольный практикум, мини-конференция с защитой сообщений или проектов. Также следует учитывать интересы отдельных обучающихся, предоставляя им возможность разрабатывать и защищать отдельные проекты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | |||
теория | практика | экскурсии | всего | ||
1 | Введение в урбоэкологию | 7 | 2 | 4 | 13 |
2 | Основные исторические типы городов | 6 | 4 | - | 10 |
З | Города нового времени | 4 | - | 2 | 6 |
4 | Особенности планировки и застройки городов России | 7 | 2 | 4 | 13 |
5 | Влияние географических факторов на особенности градостроительства | 9 | 2 | 4 | 15 |
6 | Социально- экономические факторы формирования городской среды | 8 | 2 | 2 | 12 |
7 | Архитектура и строительная деятельность как фактор формирования городской среды | 8 | 4 | 2 | 14 |
8 | Использование поверхностных и подземных вод в хозяйстве города | 6 | - | 4 | 10 |
9 | Эстетическая, санитарная | 8 | - | 6 | 14 |
10 | Изменение факторов среды в условиях города | 10 | 6 | - | 18 |
11 | Городские экосистемы: | 15 | 8 | 4 | 27 |
ИТОГО: | 88 | 32 | 32 | 152 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | |||
теория | практика | экскурсии | всего | ||
1 | Жизнь растений и животных в городской среде | 15 | 3 | 12 | 30 |
2 | Влияние городской среды на здоровье человека | 18 | 4 | - | 22 |
З | Загрязнение городской среды | 20 | 8 | 10 | 38 |
4 | Перспективы создания экологически здоровой городской среды | 12 | 5 | 8 | 25 |
5 | Использование метода проектов в школьном экологическом образовании | 12 | 12 | 13 | 37 |
ИТОГО: | 77 | 32 | 43 | 152 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Введение в урбоэкологию (13 ч)
Научные основы урбоэкологии. Урбанизация как глобальный исторический процесс. Понятие города, агломерации, мегалополиса. Методы и способы урбоэкологических исследований (7 ч теория).
Практическая работа со словарями, энциклопедиями (2 ч).
Экскурсия на выставку по градостроительству (2 ч).
Экскурсия в Дарвиновский музей (2 ч).
Раздел 2. Основные исторические типы городов (10 ч)
Основные исторические типы городов. Возникновение и развитие городов (до IV в. н.э.). Античный город. Особенности микрогеографии средневекового города. Ясность, гармоничность градостроительных решений эпохи Возрождения. (6 ч теория). Практическая работа с использованием видеофильма (2 ч). Практическая работа с картами (2 ч).
Раздел 3. Города нового времени (6 ч)
Города нового времени, развитие промышленного города и экологических проблем. Концепция идеального города. Э. Говарда. Экологические законы и правила развития города. (4 ч теория)
Экскурсия в музей "Истории и реконструкции Москвы", (2 ч).
Раздел 4. Особенности планировки и застройки городов России (13 ч)
Особенности планировки и застройки городов России. Однотипность древних русских городов, основанная на подчиненности Кремлю, крепости. Значение естественно - географических факторов в планировке городов. Развитие первых русских городов Сибири и отражение в них как общерусских тенденций, так и своеобразия сибирского градостроения. Города - заводы Урала. Поиск путей оптимизации городской среды. (7 ч теория).
Практическая работа с использованием видеофильма (2 ч).
Экскурсия на выставку по градостроительству (4 ч.).
Раздел 5. Влияние географических факторов на особенности градостроительства (15 ч).
Влияние географического положения, геологического строения, тектоники, рельефа, климатических условий гидросети на особенности градостроительства на примере города Москвы и района Текстильщиков в частности. Речная сеть города Москвы. (9 ч теория).
Практическая работа с картами. (2 ч).
Экскурсия в краеведческий музей. (4 ч).
Раздел 6. Социально-экономические факторы формирования городской среды (12 ч).
Социально-экономические факторы формирования городской среды. Роль транспорта, производства. (8 ч теория)
Практическая работа:
1. Учет транспортных потоков. (2 ч).
2. Исследование шумового загрязнения. (2 ч).
Раздел 7. Архитектура и строительная деятельность как фактор формирования городской среды (14 ч)
Архитектура и строительная деятельность как фактор формирования городской среды. (8 ч теория).
Практическая работа по моделированию (игра Д. Кавтарадзе "Экологический конструктор") (4 ч).
Экскурсия в архитектурно-планировочное управление ЮВАО г. Москвы (2 ч).
Раздел 8. Использование поверхностных и подземных вод в хозяйстве города (10 ч)
Использование поверхностных и подземных вод в хозяйстве города. Архитектурно-планировочное значение рек и водоемов. (6 ч теория).
Экскурсия: наблюдение за работой шлюза (2 ч).
Экскурсия на станцию очистки вод (2 ч).
Раздел 9. Эстетическая, санитарная и рекреационная функция почвенно-растительного покрова в городской среде (14 ч)
Эстетическая санитарная и рекреационная функция почвенно-растительного покрова в городской среде. Особенности растительного покрова (Видовой состав, жизненность, жизненные формы и т.д.) (8 ч теория).
Экскурсии:
1. В музей землеведения МГУ (2 ч).
2. В архитектурный природный комплекс "Царицыно" (2 ч).
3. В микрорайон школы (2 ч).
Раздел 10. Изменение факторов среды в условиях города (18 ч)
Трансформация абиотических факторов: повышение температуры изменение влажности и количества осадков, изменение химического состава почв: кислотности, солености, щелочного состава, снижение скорости ветра, уровня электромагнитных полей и др.
Трансформация биотических факторов: обеднение видового разнообразия, увеличение плотности городских популяций отдельных видов, упрощение пищевых цепей, появление новых источников пищи, интродукция и акклиматизация новых видов.
Воздействие культурных растений и домашних животных на городские экосистемы (10 ч теория).
Практическая работа "Изучение и оценка экологических факторов городской среды":
1. Картирование объектов исследования:
• микрорайон школы (2 ч);
• природный комплекс "Царицыно" (2 ч);
• природный комплекс "Кузьминки" (2 ч).
2. Изучение атмосферных осадков, экологическая оценка состояния природных вод. (2 ч).
Раздел 11. Городские экосистемы: структура и функционирование (27 ч).
Разнообразие экосистем в городе (на примере городов России). Сходство и различие экосистем в городе и в окружающей город природной среде. Структура городских экосистем. Категории организмов: продуценты, консументы, редуценты. Особенности пищевых цепей и сетей. Непищевые отношения. Устойчивость городских экосистем. Связь экосистем с жизнью человека. (15 ч теория).
Практическая работа:
- Изучение в оценка состояния экосистем своего города:
• микрорайон школы (2 ч);
• природный комплекс "Царицыно" (2 ч);
• природный комплекс "Кузьминки" (2 ч).
- Описание модельной экосистемы в своем городе (2 ч).
Экскурсия в Дарвиновский музей (4 ч).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Жизнь растений и животных в городской среде (30 ч)
Понятие синантропизации и ее формы: постоянная, временная, частичная. Причины синантропизации: изменение микроклимата жизненного пространства, источников питания, сокращение числа врагов и конкурентов, изменение отношения людей к "нашим братьям меньшим", изменение поведения животных. Происхождение и состав городской флоры и фауны. Виды лесного, скального и водно-болотного комплексов. Виды западного восточного и южного происхождения в городах России, в вашем городе. Акклиматизация и реакклиматизация. Адаптация организмов к жизни в условиях городской среды. Формирование городских популяций синантропных видов. (15 ч теория).
Практическая работа:
Оценка параметров окружающей среды методами биоиндикации (3 ч).
Экскурсия: Изучение описание и оценка флоры и фауны своего города:
• микрорайон школы (4 ч);
• природный комплекс "Царицыно" (2 ч);
• природный комплекс "Кузьминки" (2 ч).
Экскурсия в ботанический сад (2 ч).
Экскурсия в Дарвиновский музей (2 ч).
Раздел 2. Влияние городской среды на здоровье человека (22 ч)
Человек в городе. Его связи с окружающей природной и социальной средой. Факторы, лимитирующие использование природной среды в городе для отдыха людей. Виды отдыха в городе и типы рекреационных территорий. Воздействие факторов городской среды на здоровье людей: экологичность и гигиена жилища; образ жизни; экологичность пищи и воды (18 ч теория).
Практическая работа: Исследование разных типов рекреационных территорий:
А) парка (1 ч);
Б) детской площадки (1 ч);
В) спортивного комплекса (1 ч);
Практическая работа. Составление экологического паспорта своей квартиры (1 ч).
Раздел 3. Загрязнение городской среды (38 ч)
Разрушение естественных ландшафтов. Виды загрязнения окружающей среды: химическое, физическое, биологическое, твердыми отходами. Загрязнение воздушного бассейна, вод, почвы, растительности. Главные источники загрязнения: промышленное производство, транспорт, коммунальное хозяйство. Основные вещества - загрязнители атмосферного воздуха. Физическое загрязнение: радиоактивное, тепловое, шумовое, электромагнитное. Проблема городских свалок (20 ч теория).
Практическая работа:
1. Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями (2 ч).
2. Определение радиоактивного заражения здания школы (2 ч).
3. Исследование шумового загрязнения (2 ч).
4. С использованием видеофильма (2 ч).
Экскурсия:
1. На кожзавод (2 ч).
2. На предприятие сельскохозяйственного комплекса (2 ч).
3. На санитарно-эпидемиологическую станцию (2 ч).
4. На одну из городских свалок (исследование экологического состояния окрестностей комплекса утилизации твердых отходов). (2 ч).
5. На поля фильтрации или поля орошения (2 ч).
Раздел 4. Перспективы создания экологически здоровой городской среды (25 ч).
Планирование и строительство городской среды с учетом экологических требований: культурных центров; спальных микрорайонов, рабочих зон; рекреационных территорий. Мониторинг. Регулярная оценка и информирование населения об экологическом состоянии окружающей среды в своем городе. Формирование у местного населения ответственного отношения к экологии своего города. Экотропы и экоплощадки, как одно из средств экологического просвещения горожан. Общественная оценка деятельности муниципальных служб и должностных лиц по отношению к экологии городской среды. Воздействие на лиц из состава городской администрации, принимающих решения по экологическим проблемам своего города. Что можете сделать вы для улучшения экологического состояния своего города? (12 ч теория).
Практическая работа.
Социологический опрос населения "Экологическая обстановка района" (5 ч).
Экскурсии:
1. На экологическую тропу в "Кузьминки" (базовая школа по экологическому образованию ЮВАО № 1147) (2 ч).
2. В детский экологический центр (Мневники) (2 ч).
3. В экологический фонд города Москвы (2 ч).
4. В отделение Департамента природопользования и охраны природы по ЮВАО г. Москвы (2 ч).
Раздел 5. Использование метода проектов в школьном экологическом образовании (37 ч).
Защита проекта экологической игры "Наш город" по экологическому конструктору д. Н. Кавтарадзе. Определение целей, типа и назначения поселения, особенностей демографической структуры, природного ландшафта, энерго- и водообеспечения, обеспечения продовольствием и т. д. Распределение ролей ведущих специалистов и индивидуальная работа (подбор литературы, консультации). Подготовка общего сценария игры (12 ч теория).
Практическая работа:
1. Анализ социологического опроса населения "Экологическая обстановка района" (3 ч).
2. Подготовка общего сценария игры (3 ч).
3. Подготовка таблиц, диаграмм, схем (3 ч).
4. Защита проекта экологической игры "Наш город" (3 ч).
Экскурсии:
1. Выставка по градостроительству (4 ч).
2. Институт проектирования городов (4 ч).
3. Архитектурно - планировочное управление (5 ч).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятия объединения проводятся в здании ГБОУ СОШ № 484 г. Москвы в учебных кабинетах географии и экологии. В кабинетах имеется необходимое оборудование, карты, наборы для топографической съемки, коллекции почв, горных пород, минералов; гербарий, определители растений, животных, грибов; таблицы по охране природы и рациональному природопользованию; видеофильмы по экологии "Спешите спасти планету", "Экосистемы", "Экологический альманах", "Кислотные дожди в Европе" и др.; слайд-альбомы по экологии, биологии, географии; аудиокурс "Голоса птиц", а также пособия:
1. Бухвалов, Богданова, Купер. Методы экологических исследований.
2. Бухвалов и др. Экологическая экспертиза.
З. Самкова. Мы изучаем лес (задания к полевой практике обучающихся 5-7 классов).
4. Суравегина. Здоровье и окружающая среда.
5. Зверев. Введение в экологические системы.
б. Энциклопедические издания "Города России" и "Народы России".
7. Бланки для топографических работ и геоботанических описаний.
В основу методического обеспечения легли также некоторые методические разработки.
1. Захлебный А.Н., Скалон Н.В. Программа "Экология городской среды" - М., 1994.
2. Программа профильного курса "Экология города" ("Урбоэкология") Г.С. Камериловой.
З. Методическое пособие "Исследование состояния городской среды" для учителей под редакцией И.Н. Рыжова.
4. Программа "Экология города" из сборника "Воспитание экологической культуры школьников" под редакцией Б.Т. Лихачева.
ЛИТЕРАТУРА
1. Для обучающихся 1 года обучения
Алексеев С. В. и др. Практикум по экологии. - М.: АО МДС, 1996.192 с.
Бархин М. Г. Архитектура и человек. М.: Просвещение, 1979. 60 с.
Бухвалов В. А., Богданова Л. В., Купер Л. З. Методы экологических исследований. - М.: ЛА "Варяг", 1995. 168 с.
Владимиров В. В., Микулина Е. М., Яргина Е. М. Город и ландшафт. - М., 1986.
Вронский В.А. Словарь-справочник "Экология". - Ростов-наДону: Феникс, 1997. 576 с.
Захлебный А. Н., Скалон Н.В. Программа "Экология городской среды". 1994. 6 с.
Камерилова Г. С. Экология города (Урбоэкология). Программа профильного курса// География в школе, 1997, К 4. -С. 40 - 43.
Комар И. В. Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы. - М., 1975.
Лихачев Б. Т. (ред.). Пособие для учителя "Воспитание экологической культуры школьников". - М.: Тобол, 1997. 96 с.
Рыжов И. Н. (ред.) Исследование состояния городской среды. Методическое пособие для учителей. - Тамбов, 1994. 64 с.
Скалон Н. В. Изучение и охрана городских экосистем. - М.: Акад. пед. наук СССР, 1991. 27 с.
Чернова Н. М. и др. Основы экологии. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1997. 240 с.
Ягодин Г. А. Школа будущего - школа развития личности II Зеленый мир, 1995, № 36. -С. 6 - 7.
Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ. —-М.: МИОО, Интеллект-Центр, 2008. 352 с.
2. Для обучающихся 2 года обучения
Анастасова Л. П. и др. Человек и окружающая среда. — М.: Просвещение, 1997. 320 с.
Аргунова М. В. Растения и животные пресноводных экосистем. Исследовательское пособие для учащихся общеобразовательной школы с комплектом определительных карточек. М., 2004. - МосГорСЮН, 126 с., 78 илл.
Архитектура и строительство Москвы. № 1 - 6, 1997 г., № 1 - 6, 1998 г.
Вестник АсЭкО (Все об экологическом образовании). № 1 - 2, 1996 г.
Вестник АсЭкО (Все об экологическом образовании). № 1 - 2, 1997 г.
Винокурова Н. Ф. Природопользование. - М.: Просвещение, 1994. 255 с.
Винокурова Н. Ф., Трушин В. В.. Глобальная экология. - М.: Просвещение, 1998. 270 с.
Государственный доклад. О состоянии окружающей природной среды города Москвы в 2000 г. - М., 2000. 167 с.
Государственный доклад. О состоянии окружающей природной среды города Москвы в 1996 г. - М., 1996. 170 с.
Города и экология. Сборник трудов. Международное совещание по экологическому подходу к планированию городов. Т. 2. - Москва, 1987. 166 с.
Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. - М.: Аспект. Пресс, 1996. 143 с.
Зверев И. Д. Проблема социальной экологии. - М. Тобол, 1994. 96с.
Земля - планета людей. Взгляд из космоса. Географический атлас. - М.: ЛА "Варяг", 1995. 120 с.
Кавтарадзе д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Флинта, 1998. 192 с.
Камерилова Г. С. Экология города: урбоэкология. - М.: Просвещение, 1997. 192 с.
Козлов Ю. С. Словарь - справочник по экологической безопасности автомобильного транспорта. - М.: Агар, 1998.71 с.
Лихачева Е. А. и др. Город - экосистема. - М.: Игран, 1996. 336 с.
Москва - Париж. Природа и градостроительство. - М., 1997. 208 с.
Николаевская И. А. Благоустройство городов. - М.: Высш. школа, 1991. 160 с.
Программа действий. Повестка дня на 21 век и др. документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Публикация центра. "За наше общее будущее", 1993.
Скалон Н. В. Экология сибирского города: Программа и практикум для обучающихся старших классов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. 76 с.
Титов Е., Колесова Е. Игровой практикум по прикладной экологии: независимая экологическая экспертиза // Лазурь, 1998, №2, 3, 4.
Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун д.В. Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ. - М.: МИОО, Интеллект-Центр, 2008. - 352 с.
3. Литература для педагогов
Алексанина Н.С., Аргунова М.В., Зайцева Е.Л., Круглякова Н.И., Ягодин Г.А. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: Сборник статей участников городской экспериментальной площадки / Серия: "Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений Москвы" // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр "Школьная книга", 2007. 240 с.
Аргунова М.В. Олимпиада школьных проектов: устойчивые поселения людей (хозяйственные и природоохранные аспекты). Образование в интересах устойчивого развития в действии. Положительный опыт. ЮНЕСКО. Сектор образования. 2007, №2. С. 117-119.
Аргунова М.В. Школьное образование в обществе устойчивого развития. Материалы УII конференции "Образование в 21 веке глазами детей и взрослых". – М.: Компания Спутник+, 2007. С. 69-72.
Аргунова М.В., Моргун Д.В. Основные подходы при преподавании курса "Экология Москвы и устойчивое развитие" в средней школе (тезисы). Материалы ХIII Международной конференции по экологическому образованию. – М.: ООО "Парадиз", 2007. С. 44-47.
Аргунова М.В., Моргун Д.В. Уроки гармонии. Курс "Экология Москвы и устойчивое развитие" вновь в московских школах. /1 "Экология и жизнь", вып. 12 (73), 2007. С. 32-40.
Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Личностно-ориентированные подходы в ОУЭР на примере технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления. Материалы ХIII Международной конференции по экологическому образованию. – М.: 000 "Парадиз", 2007. С. 49-51.
Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Социально-значимые экологические проекты на особо охраняемых природных территориях (методическое пособие) – Центр образования "Технологии обучения", 2006 (в электронном виде).
Исследование состояния городской среды. Методическое пособие для учителей. / Под ред. И. Н. Рыжова. – Тамбов, 1994. 64 с.
Камерилова Г.С. Программа профильного курса "Экология города" (Урбоэкология).
Каплан Б.М., Моргун Д.В. Лозунгу "Ближе к природе" – новое содержание. Идеи устойчивого развития в проектах дополнительного экологического образования // Экология и жизнь. 2008. №11. С. 36-40.
Моргун Д.В. Юные экологи Москвы: первые шаги в науку // Экология и жизнь. 2008. №10. С. 40-43.
Программа "Экология города" // "Воспитание Экологической культуры школьников" под ред. Б.Т. Лихачева.
Савинов И. А. Ботанические Экскурсии по Москве и Московской области. М.: Социально-политическая мысль, 2006. 124 с.
Современные методические аспекты Экологического образования. Выпуск 2. Экологические лагеря и Экспедиции. / Под ред. Д. В. Моргуна. - М.: "Социально-политическая мысль", 2005, 204 с., фото-вклейка.
Современные методические аспекты Экологического образования. Выпуск 3. Экологические Экскурсии / Под ред. д.В. Моргуна. – М.: "Социально-политическая мысль", 2006. 288 с.
Современные методические аспекты Экологического образования. Выпуск 4. Натуралистическое образование: традиции и современность / Под общ. ред. д. В. Моргуна. М.: "Экопресс", 2008.
Экологический мониторинг: концепция, подходы, роль в образовательных проектах. Методические рекомендации для учителей, преподающих курс "Экология Москвы и устойчивое развитие" / Под ред. Г.А. Ягодина. Авторский коллектив: Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А., Речкалова Н.И. – М.: Центр "Школьная книга", 2008. 98 с.
Экологический мониторинг: концепция, подходы, роль в образовательных проектах. Учебно-методическое пособие / Авторский коллектив: Аргунова М.В., Безверхова Н.В., Гусейнов А.Н., Моргун д.В., Николаева Е.В., Пчелкин А. В., Речкалова Н.И., Чертопруд М.В. – Под ред. д.В. Моргуна. М.: Социально-политическая мысль, 2006. 140 с.
Экология Москвы и устойчивое развитие. Курс лекций для учителя / Под ред. Г.А. Ягодина. – М: МИОО, 2007. 208 с.
Ягодин Г.А., Аргунова М.В. Экология и устойчивое развитие в системе образования: опыт ГЭП "Экологическое образование в интересах УР" // "Городъ". Московское приложение к журналу "Вестник экологического образования в России". 2006, №10. С. 16-30.
Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Методические рекомендации по преподаванию курса "Экология Москвы и устойчивое развитие" для учащихся 10 классов общеобразовательных школ города Москвы. – М: МИОО, 2007.
Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Методическое рекомендации по преподаванию курса "Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10 – 11 классов общеобразовательных школ. – М: Центр "Школьная книга", 2008. 98 с.
Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Программа курса "Экология Москвы и устойчивое развитие" для учащихся 10 классов общеобразовательных школ. – М: МИОО, 2007. 64с.
Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Курс "Экология Москвы и устойчивое развитие" в новом базисном учебном плане средних общеобразовательных школ города Москвы. Материалы ХIII Международной конференции по экологическому образованию. М.; 2000 "Парадиз", 2007. С. 40-44.
Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Междисциплинарный курс "Экология Москвы и устойчивое развитие" как региональная составляющая Московского базисного учебного плана. Материалы четвертой Международной научно- практической конференции Новомосковск, 28 – 29 сентября 2007 г. В 2-х ч. - Новомосковск: НФ УРАО, 2007. – Ч. 2
Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун д.В. О новом учебном курсе "Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10-х классов средних общеобразовательных школ (статья). "География и экология в школе ХХI века". 2007, №6. С. 20-23.
Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун д.В. Основные подходы при преподавании курса "Экология Москвы и устойчивое развитие" в средней школе. 1/ "Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт и перспективы": тезисы докладов ХIII Международной конференции по экологическому образованию. – М., 2007. С. 40-44.
Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Преподавание курса "Экология Москвы и устойчивое развитие" в 2008/2009 учебном году. – М.: МИОО, 2008. 170 с.
Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Формирование общеучебных и экологических компетенций учащихся в старшей школе в курсе "Экология Москвы и устойчивое развитие". Материалы пленума по экологическому образованию при научном совете РАО, 10-12 октября 2007 г., СПб., С. 98-100
Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В., Речкалова Н.И., Синегаева с.н. и др. Комплект учебно-методических материалов к экспериментальному курсу "Основы экологии и устойчивое развитие" (учебно-методическое пособие) Центр образования "Технологии обучения", 2007 (в электронном виде).
skola484@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье рассмотрены проблемы практического использования реальной городской среды при работе с учащимися. Описаны возможности и преимущества виртуальных моделей городов и отдельных городских объектов...
План-конспект урока по экологии "Качество городской среды"
В каждом крупном городе необходимы рекреационные зоны. С 1983 г. в Москве насчитывается 26 спортивно-оздоровительных парков разной площади — от 3 га до 1500 га (Измайлово). В Москве 89 с...
Мультимедийный путеводитель «Математический Петербург»: опыт погружения математики в городскую среду
Мультимедийный путеводитель «Математический Петербург»: опыт погружения математики в городскую среду...
Биоэкологические исследования городской среды в условиях Крайнего Севера
Пример использования биоиндикации для мониторинга экологии города ...
Конспект открытого занятия детского объединения «Ландшафтный дизайн».Ландшафтный дизайн в условиях городской среды .
Дизайн проект цветника на пришкольном участкеРазвитие профессиональной компетенции учащихся старших классов к практически значимой деятельности их становление и социальной компетенции посредство...
Агрессивность городской среды или особенности зрительного восприятия урбанизированных пространств г.Ростова-на-Дону
Исследование данной работы лежит в области экологии и посвящено изучению влияния городской среды на психику человекаАрхитектура новостроек, и их прямоугольные дома, голые торцы (стены) панельных здани...
Научно-методическая статья "Мультимедийный путеводитель "Математический Петербург": опыт погружения в городскую среду"
Статья адресована учителям математики, педагогам дополнительного образования. Статья посвящена реализации исследовательского проекта по созданию мультимедийного аудиопутеводителя "Математический Петер...