КИМ по биологии
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему
Контрольно-измерительный материал по биологии по теме: "Клетка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kim.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Демонстрационный вариант
по биологии 5 класс по теме:
« Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»
Инструкция по выполнению работы
Работа состоит из двух частей, включающих в себя
40 заданий. Часть1 содержит8 заданий с кратким ответом. Часть2
содержит7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение работы по биологии отводится 1 урок
(45 минут).
Ответы к заданиям1–8 записываются в виде одной цифры, которая
соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в бланк
ответов №1.
Ответы к заданиям части 2-В1, В2 записываются в виде последовательности
цифр.
Задание В3 –найти соответствие.
В заданиях С укажите номер задания и запишите его полное решение.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!
Вариант № 1
Часть 1. Задания с одним вариантом ответа
А 1. Молодая клетка отличается от старой клетки тем, что в ней
А) мелкие вакуоли Б) разрушено ядро В) много хлоропластов Г) крупные вакуоли
А 2. Форму грибной клетке придает
А) ядро Б) вакуоль В) оболочка Г) цитоплазма
А 3. Цитоплазма в животной клетке
А) придает клетке форму В) обеспечивает поступление веществ в клетку
Б) выполняет защитную функцию Г) осуществляет связь между частями клетки
А 4. Органические вещества клетки
А) углеводы Б) вода В) ионы натрия и калия Г) минеральные соли
А 5. Органические вещества клетки, выполняющие строительную и энергетическую функцию
А) белки Б) жиры В) углеводы Г) нуклеиновые кислоты
А 6. Растительную клетку можно узнать по наличию в ней
А) ядра Б) оболочки В) цитоплазмы Г) хлоропластов
А 7. Живые организмы, клетки которых не имеют оболочки (клеточной стенки)
А) бактерии Б) грибы В) растения Г) животные
А 8. Общим для большинства растительных и грибных клеток является
А) наличие ядра Б) способ питания В) наличие хлоропластов Г) строение оболочки
Часть 2.
В 1. Выберите три признака, характерных только для растительных клеток
А) наличие митохондрий и рибосом Г) клеточная стенка из целлюлозы
Б) наличие хлоропластов Д) запасное вещество – гликоген
В) запасное вещество - крахмал Е) ядро окружено двойной мембраной
В 2. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.
Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)_______, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_______. Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям…
СПИСОК СЛОВ
1.ядро 2. хлоропласт 3. клеточный сок 4. оболочка 5. вакуоль 6. фотосинтез 7. пластиды
В 3. Установите соответствие между перечисленными функциями и частями клетки
Функции Части клетки
А) отвечает за наследственность 1. Ядро
Б) граница 2. Клеточная мембрана
В) участвует в делении клетки
Г) обмен веществ
Д) форма
Е) защита
Часть С. Пользуясь текстом «Неорганические вещества», ответьте на вопросы.
Вода составляет около 80% массы клетки; в молодых быстрорастущих клетках — до 95%, в старых — 60%. Роль воды в клетке велика. Она является основной средой и растворителем, участвует в большинстве химических реакций, перемещении веществ, терморегуляции, образовании клеточных структур, определяет объем и упругость клетки. Большинство веществ поступает в организм и выводится из него в водном растворе. Биологическая роль воды определяется специфичностью строения: полярностью ее молекул и способностью образовывать водородные связи, за счет которых возникают комплексы из нескольких молекул воды. Если энергия притяжения между молекулами воды меньше, чем между молекулами воды и вещества, оно растворяется в воде. Такие вещества называют гидрофильными (от греч. «гидро» — вода, «филее» — люблю). Это многие минеральные соли, белки, углеводы и др. Если энергия притяжения между молекулами воды больше, чем энергия притяжения между молекулами воды и вещества, такие вещества нерастворимы (или слаборастворимы), их называют гидрофобными (от греч. «фобос» — страх) — жиры, липиды и др.
1. В каких клетках можно наблюдать максимальное содержание количества воды?
2. Какие вещества называются гидрофобными?
3. Какая основная роль воды в клетке?
Тест «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»
Вариант № 2
Часть А. Задания с одним вариантом ответа
А 1. Старая клетка отличается от молодой клетки тем, что в ней
А) нет вакуолей Б) разрушено ядро В) много хлоропластов Г) крупные вакуоли
А 2. Форму растительной клетке придает
А) ядро Б) вакуоль В) оболочка Г) цитоплазма
А 3. Цитоплазма в растительной клетке
А) придает клетке форму В) обеспечивает поступление веществ в клетку
Б) выполняет защитную функцию Г) осуществляет связь между частями клетки
А 4. Неорганические вещества клетки
А) углеводы Б) нуклеиновые кислоты В) белки Г) минеральные соли
А 5. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу ее потомкам
А) белки Б) жиры В) углеводы Г) нуклеиновые кислоты
А 6. Оформленное ядро отсутствует в клетках
А) грибов Б) бактерий В) растений Г) животных
А 7. В клетках растений, в отличие от клеток грибов и животных происходит
А) дыхание Б) питание В) выделение Г) фотосинтез
А 8. Общим для большинства растительных и животных клеток является
А) наличие ядра Б) способ питания В) наличие хлоропластов Г) строение оболочки
Часть В.
В 1. Выберите три признака, характерных только для растительных клеток
А) наличие митохондрий и рибосом Г) клеточная стенка из целлюлозы
Б) наличие хлоропластов Д) запасное вещество – гликоген
В) запасное вещество - крахмал Е) ядро окружено двойной мембраной
В 2. Установите соответствие между перечисленными функциями и частями клетки
Функции Части клетки
А) граница 1. Цитоплазма
Б) заполняет пространство 2. Клеточная мембрана
В) объединяет структуры клетки
Г) обмен веществ
Д) транспорт веществ
Е) защита
В 3. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.
Каждая клетка имеет плотную прозрачную (А)________. Под ней находится живое бесцветное вязкое вещество – (Б)_____, которая медленно движется. Внутри клетки находится небольшое плотное тельце – (В)_______, в котором можно различить (Г) ________. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение, в нем находится (Д)________.
СПИСОК СЛОВ
1.ядро 2. хлоропласт 3. цитоплазма 4. оболочка 5. вакуоль 6. ядрышко 7. хромосомы
Часть С. Пользуясь текстом «Неорганические вещества», ответьте на вопросы.
Вода составляет около 80% массы клетки; в молодых быстрорастущих клетках — до 95%, в старых — 60%. Роль воды в клетке велика. Она является основной средой и растворителем, участвует в большинстве химических реакций, перемещении веществ, терморегуляции, образовании клеточных структур, определяет объем и упругость клетки. Большинство веществ поступает в организм и выводится из него в водном растворе. Биологическая роль воды определяется специфичностью строения: полярностью ее молекул и способностью образовывать водородные связи, за счет которых возникают комплексы из нескольких молекул воды. Если энергия притяжения между молекулами воды меньше, чем между молекулами воды и вещества, оно растворяется в воде. Такие вещества называют гидрофильными (от греч. «гидро» — вода, «филее» — люблю). Это многие минеральные соли, белки, углеводы и др. Если энергия притяжения между молекулами воды больше, чем энергия притяжения между молекулами воды и вещества, такие вещества нерастворимы (или слаборастворимы), их называют гидрофобными (от греч. «фобос» — страх) — жиры, липиды и др.
1. В каких клетках можно наблюдать минимальное содержание количества воды?
2. Какие вещества называются гидрофильными?
3. Что определяет вода в клетке?
3. Критерии оценивания.
Тест состоит из 3 частей: часть А – 8 заданий по 1 баллу за каждый верный ответ;
часть В – 3 задания по 2 балла за каждый ответ;
часть С – 1 задание 3 балла за верный ответ.
Итого за тест можно набрать следующее количество баллов: «5» - 15-17 баллов, «4» - 12-14 баллов, «3» - 8-11 баллов, «2» - меньше 8 баллов.
Ответы на тест:
Вариант № 1 Часть А
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 |
А | В | Г | А | В | Г | Г | Г |
Часть В
В1 – б, в, г
В2 – а1, б2, в1, г2, д2, е2
В3 – а5, б3, в7, г2, д6
Часть С
1. В молекулах быстрорастущих клетках содержится максимальное количество воды – до 95 %.
2. Гидрофобные – это вещества нерастворимые или слаборастворимые.
3. Основная роль воды в клетке – среда, растворитель.
Вариант № 2
Часть А
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 |
Г | В | Г | Г | Г | Б | Г | А |
Часть В
В1 – б, в, г
В2 – а2, б1, в1, г2, д1, е2
В3 – а4, б3, в1, г6, д7
Часть С
1. В молекулах старых клетках содержится минимальное количество воды – 60 %.
2. Гидрофильные – это вещества растворимые в воде.
3. Вода в клетке определяет объем и упругость.
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню
подготовки для проведения
контрольной работы
по биологии в 5 классе
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
учеников 5 классов для проведения контрольной работы по БИОЛОГИИ
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню
подготовки учеников 5 классов для проведения
контрольной работы по биологии(далее– кодификатор)
является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ. Он составлен на основе ФГОС
Раздел1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином
государственном экзамене по биологии
Перечень элементов содержания, проверяемых в КИМ по биологии, составлен на основе раздела
«Обязательный минимум содержания основных образовательных программ»
Федерального компонента государственных стандартов основного общего по биологии(базовый уровень).
В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные
блоки содержания. Во втором столбце приведен код элемента содержания,
для которого создаются проверочные задания.
Код элемента | Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе | |
1 | Биология как наука. Методы научного похзнания | |
1.1. | Биология как наука, методы познания живой природы | |
1.2 | Основные уровни организации живой природы: клеточный. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава | |
2 | Клетка как биологическая система | |
2.1 | Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов– основа единства органического мира, доказательство родства живой природы | |
2.2 | Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Обнаружение воды и минеральных веществ в растении | |
2.3 | Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки | |
2.4 | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение цитоплазмы. | |
2.5 | Деление клеток – основа размножения, роста и развития организмов |
Раздел2. Перечень требований к уровню подготовки учеников 5 класса,
достижение которых проверяется на контрольной работе по биологии по разделу: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов
Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение
которых проверяется на контрольной работе по биологии,
составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки
выпускников» Федерального компонента государственных стандартов
основного общего и среднего(полного) общего образования(базовый и
профильный уровни).
В первых двух столбцах таблицы даны коды требований, в третьем–
требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых
проверяется на контрольной работе.
Код требования | Требования к уровню подготовки учеников 5 класса | |
1 | ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ | |
1.1. | Основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез | |
1.1.1 | Клеточная теория | |
1.2 | Строение и признаки биологических объектов | |
1.2.1 | Клеток прокариот и эукариот: химический состав и строение органоидов | |
1.3 | Сущность биологических процессов и явлений | |
1.3.1 | Жизнедеятельность клетки(питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение цитоплазмы | |
2 | УМЕТЬ | |
2.1 | объяснять | |
2.1.1 | Роль минеральных веществ, входящих в состав клетки | |
2.1.2 | Почему клетку сравнивают с миниатюрной природной лабораторией | |
2.2 | Устанавливать взаимосвязи | |
2.2.1 | Строения и функций органоидов клетки | |
2.3 | Различать | |
2.3.1 | Органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки | |
2.3.2 | Части и органоиды клеток на таблицах и микропрепаратах | |
2.4 | Выделять | |
2.4.1 | Существенные признаки строения клетки | |
2.4.2 | Существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | |
3 | ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
3.1 | Проводить | |
3.1.1 | Биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов | |
3.1.2 | Наблюдения, фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Контрольных измерительных материалов по биологии для учеников 5 классов
- Назначение КИМ
КИМы позволяют установить уровень освоения ФГОС по разделу курса биологии: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»
- Структура КИМ
Работа состоит из двух частей, включающих в себя
40 заданий. Часть1 содержит8 заданий с кратким ответом. Часть2
содержит7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение работы по биологии отводится 1 урок
(45 минут).
Ответы к заданиям1–8 записываются в виде одной цифры, которая
соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в бланк
ответов №1.
Ответы к заданиям части 2-В1, В2 записываются в виде последовательности
цифр.
Задание В3 –найти соответствие.
В заданиях С укажите номер задания и запишите его полное решение.
- Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий
Контрольная работа состоит из 2 блоков, представленных в Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников.
В контрольной работе контролируются сформированность различных общеучебных умений и способов действий
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
№ | Тип задания | Часть 1 | Часть 2 | Интервал выполнения |
1 | С ответом в виде одной цифры | 8 | 40-85% | |
2 | С множественным выбором | 1 | 30-60 | |
3 | На установление соответствия | 1 | 30-60 | |
4 | Вставить в текст пропущенные термины | 1 | 30-60 | |
5 | С развернутым ответом | 1 | 5-35 | |
Итого | 8 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....
Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).
Обобщить систематизировать знания учащихся по основам общей биологии ( темы «Основные закономерности явлений наследственности. Законом...
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...