Эволюционные процессы в популяциях.
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему
Эволюционное учение с точки зрения современных концепций и сравнение его с дарвинизмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока по биологии.
Тема: « Эволюционные процессы в популяциях».
Цели:
Образовательные:
- Закрепить знания учащихся об эволюционных процессах, происходящих в популяциях, познакомить с современными представлениями о видообразовании.
- Дать понятия о путях, скорости и типах видообразования.
- Знать механизм возникновения видов под действием естественных факторов.
- Формировать умения выявлять приспособления к среде обитания .
- Определять способы видообразования.
Развивающие:
Развивать умения на основе сравнения ранее изученного материала с новым, самостоятельно делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучаемому предмету, умение связать теоретический материал с практикой жизни.
Методы: репродуктивные, частично-поисковые.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Используемые технологии:
- информационные технологии;
- технологии развития критического мышления;
- проблемное обучение.
Оборудование: презентация , компьютер, мультимедийный проектор, таблица «Естественный отбор»
Учебное пособие: Биология (общая биология), базовый уровень, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова.
Методика проведения урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний
Вопросы к классу
- Назовите основные положения теории Дарвина
- Что является единицей эволюции? Почему?
- К чему могут привести эволюционные процессы в популяциях?
- Что такое вид? Какими критериями он характеризуется?
- Почему генетический критерий считается наиболее важным?
- Что такое приспособленность, почему она имеет относительный характер?
Практические задания.
- Вспомните образ жизни печеночного сосальщика и бычьего цепня.
а) какие приспособления к паразитизму есть у этих животных?
б Объясните происхождение этих приспособлений?
в) В чем заключается относительный характер этих приспособлений
2.У многих видов растений цветки имеют приспособления к опылению при помощи насекомых. Почему эти приспособления оказываются неэффективными в дождливую погоду?
Несмотря на многочисленные приспособления организмов к среде обитания, многие из них погибают от врагов и абиотических факторов. Почему считают ,что приспособления носят относительный характер? В чем относительность следующих приспособлений:
а) плоская форма тела у ската;
б) наличие плавательных перепонок у водоплавающих птиц;
в) цветение ветроопыляемых растений ранней весной до появления на них листьев?
III. Актуализация знаний.
Ребята, мы с вами сегодня продолжаем рассматривать эволюционное учение с точки зрения современных концепций и сравнивать это учение с дарвинизмом. Нам необходимо для понимания темы сегодняшнего урока определить ,что в эволюционном учении называется:
1.Элементарной единицей эволюции (популяция)
2.Элементарным эволюционным материалом (мутации)
3.Элементарным эволюционным явлением( длительное изменение генофонда)
4.Элементарные эволюционные факторы( наследственная изменчивость ,борьба за существование, естественный отбор)
Эволюционные факторы
- Направляющие эволюционный процесс: естественный отбор, идущий на фоне борьбы за существование.
- Не направляющие эволюционный процесс : дрейф генов ,изоляция, популяционные волны.
Они действуют в популяции и изменяют ее генофонд. Результатом этого является возникновение новых популяций, подвидов ,видов, то есть процесс видообразование.
IV. Объявление темы и постановка цели:
Слайд 1-2 (тема урока).
- Что такое видообразование, его пути, типы и скорость.
- Что такое микроэволюция и каковы ее результаты.
Проблема:
Нас с вами окружает огромное разнообразие организмов. Много видов птиц, рыб, растений и т.д. Как оно возникло? Что лежит в основе видообразования?
Объяснение учителя
Слайд 3-5.
Видообразование - это сложный эволюционный процесс, возникновения нового вида при определенных условиях .
Видообразование-процесс возникновения одного или нескольких новых видов на основе существовавшего ранее. Условия осуществления видообразования различны.
Слайд 6-8. Пути видообразования.
Большой вклад в изучение этого процесса внес Эрнест Майр, американский ученый эволюционист который в 1964 году в книге “Популяция, виды, эволюция” выделил основные пути видообразования:
1.Преобразование существующих видов -это филетическое видообразование ,которое не предполагает изменение числа видов.
2.Второй путь связан со слиянием существующих видов АиВ и образование нового вида С-это гибридное происхождение вида.
3. Путь видообразования ,который основывается на дарвинском представлении о расхождении видов- это дивергентное видообразование.
Задание в течение урока: эти типы видообразования будем заносить в таблицу
Видообразование | Событие | Итог |
Филетическое Слайд 6-7. | Это процесс превращения одного вида в другой, | вид-предок в вид-потомок А—> В |
Дивергентное Слайд 6-7. Гибридогенное | Образование новых видов Слияние существующих видов | способствует увеличению числа видов. А—> А + В Уменьшение численности вида и увелечение.А+В=С |
Проблемные вопросы:
- Что такое дивергенция? (расхождение признаков)
- Причины дивергенции? (изоляция, расширение ареала)
Слайд 8-10.
Учитель:
Все это приводит к образованию новых видов, т.е. к микроэволюции
Дивергентное видообразование является истинным, самым распространенным, самым древним. Именно этот путь и описывал Дарвин. Он и приводит к многообразию, т.к. способствует увеличению числа видов. На нем остановимся подробно.
А теперь рассмотрим типы дивергентного видообразования.
Слайд 12. Способы видообразования.
(На экране схема географического видообразования и экологического)
Слайд13-16 Аллорпатрическое видообразование.
Учитель :
- Аллопатрическое – основано на (allos – разный, patria – родина) географической изоляции. Оно основано на пространственной изоляции.
- возникновение географических преград (хребты, проливы, каналы, города, поля, сады) приводят к появлению изолятов – географически изолированных популяций.
Единый генофонд популяции разрывается на части из-за географической изоляции.
Прерыв потока генов с одной стороны и действия естественного отбора с другой приводят постепенно к репродуктивной изоляции, а значит к образованию нового вида.
Слайд 17-20. Пространственно-территориальная изоляция (географическая)
Слайд 21. Расселение вида на большую территорию.
Слайд 22-23. Разнообразие дарвинских вьюрков на Галапагосских островах.
Учитель:
Таким образом, возникли разнообразные виды вьюрков на Галапагосских островах, описанные Дарвином.
Вносим в таблицу новый материал
Видообразование | Событие | Итог |
Филетическое | Это процесс превращения одного вида в другой, | вид-предок в вид-потомок А—> В |
Дивергентное видообразование Гибридогенное видообразование Аллопатрическое | Образование новых видов Слияние существующих видов Пространственно-территориальная изоляция Расселение вида на большие территории | способствует увеличению числа видов. А—> А + В А+В=С |
Вывод: Таким образом, огромное количество фактов по географической изменчивости видов и наличие изолятов указывает на реальность и типичность аллопатрического видообразования.
Слайд 24-26 . Симпатрическое видообразование.
Другой путь -симпатрическое или экологическое видообразование.
Слайд 27-31. Образование экологических рас.(экологическая изоляция)
Слайд 32-38. Быстрое изменение генотипа (полиплоидия, отдаленная гибридизация, хромосомная перестройка)
Вносим в таблицу новый материал
видообразование | Событие | итог |
Филетический | Это процесс превращения одного вида в другой, | вид-предок в вид-потомок А—> В |
Дивергентное Видообразование Гибридогенное видообразование Аллопатрическое Симпатрическое | Пространственно-территориальная изоляция Расселение вида на большие территории Быстрое изменение генотипа Полиплоидия Гибридизация Хромосомная перестройка | способствует увеличению числа видов. А—> А + В А+В=С |
Вывод: Факты свидетельствуют о реальности симпатрического видообразования, основными механизмами которого является экологическая изоляция и полиплоидия.
Проблемный вопрос: Какова скорость и пути видообразования?
Возможные варианты ответа:
- постепенное видообразование
- внезапное видообразование
Учитель: Постепенное осуществляется в процессе микроэволюции.В зависимости от характера может быть географическим и экологическим.
Внезапное видообразование осуществляется путем полиплоидизации, гибридизации и симбиогенеза.
Посмотрите на таблицу и определите:
Какое видообразование постепенное и какое внезапное?
Вывод: (запись в тетрадь)
1.Постепенное видообразование: дивергентное и филетическое, осуществляется в процессе микроэволюции
2.Внезапное: гибридогенное ,осуществляется несколькими способами: путем полиплоидизации, путем гибридизации с последующим удвоением числа хромосом, путем симбиогенеза.
Заключение:Таким образом ,в природных условиях в процессе реального возникновения любого нового вида присутствуют элементы того и другого способов видообразования. .Возникновение нового вида завершает микроэволюцию,но в недрах нового вида естественный отбор беспрерывно работает над совершенствованием новых адаптаций.
V. Закрепление знаний.
- Приведите примеры аллопатрического видообразования. Насколько оно широко распространено в природе?(островные флора и фауна)
- На каких механизмах основывается аллопатрическое видообразование?
3.В каких случаях происходит симпатрическое видообразование? Какие механизмы приводят к нему?
Тестирование с применением ИКТ.
VI. Задание на дом: Д/з параграф 1.4.7. вопросы 1-4 стр. 72,терминология стр. 72-74.
Вопрос для обсуждения: Сходство и различия способов видообразования.
Вариант ответа:
Сходство: Их основа — движущие силы эволюции.
Различие:
- Географическое видообразование связано с расширением ареала вида и возникновением изолированных популяций.
- Экологическое видообразование связано с разными экологическими условиями, что также ведет к биологической изоляции.
VII. Итог урока (Выставление оценок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по главе " Механизмы эволюционного процесса"
Проверочная работа для 11-го класса состоит из 2-х частей: часть1( тесты, * обозначен усложненный вопрос), часть2( выбрать из предложенных вариантов ответа верные). Задания в двух вариантах....
Естественный отбор как направляющая движущая сила эволюционного процесса
Урок-проект и использованием ИКТ - технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/08/picture-163718-1357621823.jpg)
Тематический зачет «О развитии эволюционных представлений, доказательствах эволюции, механиках эволюционного процесса » 11 класс
Письменная зачетная работа по вариантам...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-231173-1364490403.jpg)
Методическая разработка конспекта урока "Основные направления эволюционного процесса"
Методическая разработка конспекта урока по теме "Основные направления эволюционного процесса" выполнена с использованием электронных образовательных ресурсов....
разработка урока. Биология 11 класс. Главные направления эволюционного процесса.
разработка урока.Биология 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-192013-1359536828.jpg)
Проверочная работа "Эволюционные процессы"
Проверочная работа для учащихся 11 класса по теме "Эволюционное учение"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/24/picture-389904-1393231657.jpg)
тест по биологии на тему Основные направления и пути эволюционного процесса.
Основные направления и пути эволюционного процесса.1.Эволюция образования на надвидовом уровне систематических групп называется-А)микроэволюция В)макроэволюция С) прогресс Д) регресс2. Поб...