Элективный курс
элективный курс по биологии (10, 11 класс) на тему

Тимербаева Гульшат Фидаиловна

Элективный курс по анатомии для 10-11 классов для подготовки к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_anatomii_dlya_10_kl.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Элективный курс «Человеческое тело» предусматривает теоретическое и практическое  направление работы с одаренными детьми.

Планирование  предназначено для 10 классов общеобразовательных школ.

Планирование рассчитано на один час изучения биологии в неделю.  Всего курс рассчитан на 35 часов.

Курс олимпиадной подготовки включает материалы по анатомии и физиологии для общеобразовательной школы. Однако содержание его разделов значительно дополнено и расширено. Много времени отводится  отработке умения решать биологические задачи и тесты олимпиадного уровня (50 % времени). Подростки стремятся к успеху, признанию. Им нужно помочь добиться успеха, показав путь приобретения новых знаний и навыков, которые можно применять на практике. Успех при участии в олимпиаде, во-первых, способствует развитию потенциала ученика, а во вторых, укрепит его самосознание. Задача учителя в этой ситуации – показать, что олимпиада – это не только грамота, но и возможность самоутверждения, самовыражения.

В настоящий момент в системе образования сложилась ситуация, когда преподавание биологии не всегда удовлетворяет запросы современного общества, не использует методы развивающего обучения. Настоящий курс восполняет недостаток знаний учащихся, даёт дополнительную информацию по темам, не включенным в школьную программу.

          Изучение курса «Человеческое тело»  имеет следующие особенности:

- выходит за рамки общепринятой программы;

- учитывает специфику интересов учащихся;

- соответствует их стилю усвоения знаний;

- не ограничивает стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы;

- развивает продуктивное мышление, а также практические навыки его применения;

- приобщает к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививает стремление к приобретению знаний;

- предусматривает наличие и свободное использование необходимых источников;

- поощряет инициативу и самостоятельность в учебе;

- способствует развитию сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой.

           

            Цели:

  • всестороннее развитие учащихся;
  • обеспечение успешного выступления в предметных конкурсах и  олимпиадах различного уровня.

Задачи:

  • выработка умений и навыков мыслительной деятельности;
  • формирование умения рационального планирования и организации учебной работы;
  • способствовать формирование экологической культуры;
  • помочь школьникам подготовиться к переходу на профильное обучение;
  • помочь учащимся города успешно выступить в олимпиадах по биологии.

Условия реализации программы

Настоящий курс  рассчитан на учащихся 16-17 лет.

Период старшего подросткового и юношеского возраста характеризуется стремлением проводить своё свободное время в референтной группе. Подростки выбирают группу, где их понимают, признают, представляют возможность для самовыражения. Для подростка важно выразить свою точку зрения в диалоге или творческом деле, достигнуть успеха в сфере интересной, личностно значимой деятельности. Их привлекают как индивидуальные, так и коллективные формы деятельности, различные формы коммуникации: проблемные лекции, семинары, беседы и диспуты, участие в научных конференциях, возрастает стремление выполнять серьёзные исследования, работать самостоятельно, добиваясь общественного признания. В этом возрасте доминирует рефлексия сознания, рационально-логическое восприятие мира, но не пассивное, а личностно-эмоциональное.

Для реализации поставленных задач в планировании предусмотрены разнообразные формы и методы: словесный (лекции, семинары, беседы), наглядный (демонстрация натуральных объектов, слайдов, иллюстраций), практический, экскурсии.

Механизм оценки получаемых результатов

Для успешного обучения необходимо планирование контроля качества знаний и анализ результатов этого контроля с целью коррекции содержания образования, а также методических приёмов и форм организации учебной деятельности. Для проведения анализа контроля особенно важным является накопление информации о динамике качества знаний, выработка мер по устранению ошибок и трудностей.

Применяемые формы контроля качества знаний:

  • контрольные работы;
  • фронтальные опросы;
  • тесты;
  • зачеты,
  • взаимозачеты;
  • индивидуальные собеседования;
  • интеллектуальные марафоны;
  • дидактические игры;
  • мозговые штурмы;
  • круглые столы;
  • биологические олимпиады

В основу построения программы положены следующие подходы и принципы:

1. Непрерывность и преемственность школьного биологического образования.

2. Необходимость учёта межпредметных связей с другими учебными дисциплинами.

3. Интегративность и целостность биологии как науки и как учебного предмета.

4. Необходимость ознакомления школьников на доступном для них уровне с достижениями современной биологии, методами и средствами биологических исследований.

5. Обязательность овладения школьниками жизненно значимыми биологическими знаниями, основами экологической культуры.

6. Использование, наряду с дедуктивным, индуктивного подхода, что благоприятствует организации самостоятельной работы при систематизации и обобщении учебного материала; соответствует возрастным особенностям психической деятельности подростков; способствует их общеинтеллектуальному развитию.

Содержание учебного материала

Введение

Организм человека и его строение

Клетка. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани тела человека, их классификация.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Опорно-двигательный аппарат

Костная система.

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Мышечная система.

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Регуляторные системы организма

Нервная система.

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Эндокринный аппарат.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками. 

Анатомия и физиология внутренних органов

Пищеварительная система.

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Система органов дыхания.

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Мочевыделительная система.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Половая система

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Внутренняя среда организма.  Кровь.

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Обмен веществ и энергии в организме.

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и ре¬жим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Органы чувств. Анализаторы

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Кожные покровы организма. Строение и функции кожи.

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.

Механизмы терморегуляции организма.

Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Высшая нервная деятельность.

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.


Тематический план курса

«Человеческое тело», 10 класс, 35 часов.

п/п

Название темы

Количество

часов

I

Введение

1

II

Организм человека и его строение

3

1

Клетка.

1

2

Ткани тела человека, их классификация.

2

III

Опорно-двигательный аппарат

4

1

Костная система.

2

2

Мышечная система.

2

IV

Регуляторные системы организма

5

1

Нервная система.

3

2

Эндокринный аппарат.

2

V

Анатомия и физиология внутренних органов

6

1

Пищеварительная система.

2

2

Система органов дыхания.

2

3

Мочевыделительная система.

1

4

Половая система.

1

VI

Внутренняя среда организма

3

1

Кровь.

2

2

Обмен веществ и энергии в организме.

1

VII

Органы чувств. Анализаторы

4

1

Органы зрения.

2

2

Органы слуха и равновесия.

1

3

Вкусовой и обонятельный анализаторы.

1

VIII

Кожные покровы организма

2

1

Строение и функции кожи.

1

2

Механизмы терморегуляции организма.

1

IX

Высшая  нервная деятельность

6

1

 Особенности  высшей  нервной деятельности человека.

3

2

 Познавательные процессы.

3

X

Заключение

1

1

Обобщение изученного материала.

1

Требования к уровню усвоения учебного материала

В процессе изучения курса  учащиеся должны знать на углубленном уровне:

-         строение и функции клетки;

-         этапы развития человека до рождения и после рождения;

-         общую анатомию органов, систем и аппаратов;

-         основные функции органов, систем и аппаратов;

-         сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

-         основные термины, используемые в биологической и медицинской литературе.

Учащиеся должны научиться:

- пользоваться основной и дополнительной литературой по анатомии и физиологии человека;

- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

- работать с учебной и научно-популярной литературой;

- уметь находить нужную информацию используя возможности современных ИКТ;

- используя все полученные знания и умения решать олимпиадные задачи, задачи повышенного уровня сложности, требующие нестандартного подхода.

Литература

1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т./Пер. с англ.; Под. Ред. Р. Сопера. М.: Мир, 1990.

2. Кробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Пособие для студентов медицинских и биологических вузов /Под ред.Н.А. Агаджаняна. М.: Высшая школа, 1986.

3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. М.: Просвещение, 1995.

4. Словарь физиологических терминов /Под ред. О.Г. Газенко. М.: Наука, 1987

5. Ярыгин В.Н. и др. Биология: в 2 кн.: Учебник для медицинских вузов /Под ред.В.Н. Ярыгина. М.: Высшая школа, 1997.

6. Энциклопедия по биологии.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:

•        Наглядные пособия:  серии таблиц по общей биологии, коллекции, модели, наборы моделей, гербарии, муляжи.

•        Приборы, микроскопы,  наборы посуды, лабораторных принадлежностей для лабораторных работ.

•        Компьютер, мультимедийный проектор, комплект СD дисков по предмету.


Календарно-тематическое планирование элективного курса «Человеческое тело»,

35 часов, 1 час в неделю

№п/п

Название темы

Кол. часов

Цели

Основные понятия

Контроль

Дата провед.

стандарт

углубление

I

1

Введение

1

Расширить знания учащихся о предмете изучения биологии,  основных этапах развития науки,  задачах на современном этапе.

Биология, методы исследования, анатомия, физиология, гигиена, психология.

Топографическая, систематическая, функциональная анатомия; гистология, вентральный, дорсальный, проксимальный, дистальный.

Фронтальная беседа.

II

Организм человека и его строение

3

2

Клетка

1

Углубить знания о клетке, научить распознавать компоненты клетки на м/п и рисунках, уметь выделять главное.

Клетка, органоиды, цитолемма, ядро.

Протоплазма, интерстициальная жидкость, детерминанта. Кариокинез, дупликация

3-4

Ткани тела человека, их классификация.

2

Расширить знания о типах и видах тканей, научить распознавать ткани, ставить опыты.

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная, орган, система.

Тест.

III

Опорно-двигательный

аппарат

4

5-6

Костная  система

2

Расширить знания о строении и функциях скелета. современной классификации костей. знания о строении костей, химическом составе и физических свойствах.

Скелет, типы соединения костей, отделы, надкостница, красный и желтый костный мозг, компактное и губчатое вещество химический состав.

Остеология, сесамовидные кости.

Фронтальный опрос. Решение задач.

7-8

Мышечная система.

2

Углубить знания о функциональных характеристиках мышц. Расширить знания о роли физической культуры в развитии скелетных мышц.

Синергисты, антогонисты, сфинктры, сгибатели, разгибатели. Атрофия мышц, гиподинамия

Апоневрозы. Анаболики

Фронтальный опрос.

IV

Регуляторные системы организма

5

9-11

Нервная система.

3

Расширить знания о регуляции деятельности организма, рефлекторной деятельности организма, механизма регуляции.

Углубить знания о сенсорных и моторных функциях нервной системы. Углубить знания о строении нейрона, нервных волокнах и видах рефлекторных дуг. Углубить знания о центральной и периферической нервной системе, микроскопическом строении мозга. Углубить знания о развитии и отделах головного мозга.

Соматическая, автономная нервная система,

Сенсорные, моторные функции, нейрон, рефлекс. Нейрон, сома, дендрит, аксон, нейроглия, синапс, рефлекс, рефлекторная дуга, миелиновые оболочки.  Спинной мозг, серое и белое вещество, спинномозговые корешки, спинномозговая жидкость. Вегетативная нервная система, симпатический и парасимпатический отделы,

Краниальный отдел парасимпатической нервной системы, вазоконстрикторы, вазодилататоры.  

Закон антероградной проводимости, речевой центр Брока, сенсорная кора. Мозговой конус, терминальная нить, мотонейроны, грануляции.

Фронтальный опрос. Тест.

12-13

Эндокринный аппарат.

2

Расширить понятие гуморальной регуляции, сформировать знания о железах и гормонах, об особенностях их действия. Формирование умения находить информацию в дополнительных источниках и высказывать свою точку зрения

Железы, эндокринная система, гормоны, гуморальная регуляция.

Гонадотропный гормон, пролактин, лютионезирующий гормон. Тиреотропный гормон, экзофтальм.

Взаимозачет. Подготовка сообщений

V

Анатомия и физиология внутренних органов

6

14-15

Пищеварительная система

2

Углубить знания сущности процессов  пищеварения, показать влияние среды на функционирование органов.

Углубить знания учащихся о моторных и секреторных функциях органов пищеварения.

Органы, системы органов, ферменты.

Секреторная, моторная функция, ферменты.

Эпигастральная часть, кардии.

Ахалазия, стеннонов проток, кардиальные железы, фундальные железы, пилорические железы.

Фронтальный опрос. Тест.

16-17

Органы дыхания, их строение и функции.

2

Углубить знания учащихся о строении и функциях дыхательной системы, знания о механизме дыхательных движений и газообмене в легких и тканях, регуляции дыхания..

Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, альвеолы. Диффузия, жизненная ёмкость, регуляция дыхания.

Перстневидный, рожковидный, черпаловидный, клиновидный  хрящи, средостение, асцинус. Эфферентные импульсы. афферентные импульсы, цианотичный цвет.

18

Органы мочевыделительной системы.

1

Расширить знания о строении мочевыделительной системы. Углубить знания о механизме образования мочи, регуляции мочевыделения.

Почка, нефрон, корковое и мозговое вещество, лоханка. Биологический фильтр, первичная и вторичная моча, нефроны.

Пирамиды мозгового вещества, мальпигиево тельце, проксимальный и дистальный каналец, петля Генле

Тест.

19

Строение и функции половой системы.

1

Обобщить знания об особенностях полового размножения. Сущности оплодотворения. Углубить знания о развитии человеческого организма и возрастных процессах.

Половые железы, сперматогенез, овогенез, оплодотворение, тестостерон, эстроген. Дорепродуктивный, репродуктивный, пострепродуктивный периоды.

бартолиновы железы, миометрий, эндометрий, гранулезная мембрана, гонадотропины, железы Мантгомери. Амнион, хорион, аллантоис, эмбриогенез, пубертатный период.

Индивидуальный опрос

VI

Внутренняя среда организма

3

20-21

Кровь, ее состав и значение.

2

Углубить знания о плазме крови, свёртывании крови, защитных свойствах организма, лимфатической системе. Углубить знания о механизмах свертывания крови

Кровь, плазма, , иммунитет, вакцина, сыворотка, форменные элементы крови.

Гематокрит, билирубин, биливердин. Гранулоциты, нейтрофильные клетки, эозинофильные клетки, базофильные клетки. Агглютинины, агглютиногены

тест

22

Общая характеристика и виды обмена веществ.

1

Расширить  понятие о пластическом и энергетическом обмене как единстве противоположностей.

Витамины, обмен веществ, метаболизм, пластический и энергетический обмен.

Анаболизм, катаболизм. Инвертаза, китоз, десатурация.

К. работа на определение правильности суждения

VII

Органы чувств. Анализаторы

4

23-24

Органы зрения.

2

Сформировать углубленные знания о строении и функциях глаза.

Склера, роговица, сетчатка, палочки, колбочки, коньюктива, желтое пятно, слепое пятно, хрусталик.

Шлемов канал, увеальный тракт, цинова связка, тарзальная пластинка, теория Гельмгольца.

25

Органы слуха.

1

Углубить понятие о строении и функциях органов слуха и равновесия, развитие интеллектуальных умений.

Наружное, среднее и внутреннее ухо, перилимфа, эндолимфа, лабиринт, преддверие.

Предверно-улитковый нерв, аттик, сосцевидная пещера.  

Тест.

26

Строение и функции органов равновесия. Вкусовой и обонятельный анализаторы. Кожная чувствительность.

1

Углубить знания о строении и функциях анализаторов.

Вестибулярный аппарат, эндолимфа, полукружные каналы. Язык, вкусовые луковицы, обонятельные луковицы, вкусовые почки.

Ампула, верхний, задний, латеральный каналы, отолиты.

VIII

Кожные покровы организма

2

27

Строение и функции кожи.

1

Углубить знания о строении и функциях кожи.

Эпидермис, собственно кожа, подкожная жировая клетчатка, производные кожи.

Блестящий, роговой, зернистый слой, зачатковая зона, церуминозные железы.

28

Механизмы терморегуляции организма.

1

Углубить знания о значении и механизмах терморегуляции.

Терморегуляция, тепловые рецепторы, холодовые рецепторы, закаливание.

Кондукция, конвекция, физическая и химическая терморегуляция.

IX

Высшая  нервная деятельность

4

29-31

 Особенности  высшей  нервной деятельности человека.

2

Углубить знания об особенностях высшей нервной деятельности человека.

ВНД, рефлекс, инстинкт, торможение, рассудочная      деятельность.

Ретикулярная теория.

32-34

 Познавательные процессы.

2

Расширить знания о познавательных процессах.

Ощущение, представление, восприятие, логическая память, мышление.

X

Заключение

2

35

Обобщение изученного материала и подведение итогов.

2

Развитие умений обобщения, сравнения, анализа полученных знаний.

зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...