подготовка отзыва на открытый урок
консультация по биологии на тему

Емелина Альфия Нарымановна

подготовка отзыва на открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_otzyva.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по подготовке отзывов

на открытые уроки, внеурочные мероприятия, мастер-

классы, творческие отчёты.

Написать отзыв на открытый урок, это значит оценить профессионализм педагога. Компетентность учителя проявляется прежде всего в его умении правильно планировать деятельность учащихся на каждом этапе урока, а также в использовании разнообразных методик и форм обучения, новых технологий, в индивидуальном подходе. Существует множество различных вариантов анализа урока и написания отзыва на урок, предлагаю некоторые из них.

Протокол комплексного анализа урока

Учитель:____________________________________________

Предмет: __________________Класс _________Школа _____

Критерии

Форма реализации

Оценка

(в баллах)

1. Цели урока:

Комплексность целей,

Целостность,

Учет уровня подготовленности класса,

Диагностичность,

Форма целеполагания, способ задания целей,

Связь цели учителя и учеников

2. Содержание

Соответствие программе

Глубина, научность,

системность,

последовательность и др.

Организация усвоения содержания

(соответствие формы и содержания)

3. Методика проведения урока

методы и приемы организации деятельности

разнообразие, оригинальность приемов и др.;

формы организации деятельности;

мотивация деятельности;

4. Взаимодействие

учебное сотрудничество;

стиль общения;

коммуникативная задача;

управление деятельностью

5. Познавательный и личностный результат

Соответствие цели и конечного результата;

Форма фиксации;

Степень и объективность его осознания учениками;

Выводы и форма коррекции результата


Карта экспертной оценки личностно-ориентированного потенциала урока

Предмет___________________ Класс ____________ Дата_______________

Учитель

1. СОДЕРЖАНИЕ

1. Соответствие содержания материала по сложности типу класса

5 4 3 2 1

По сложности материал не соответствует типу класса

2. Совпадение формулировки цели урока его содержательной реализации

5 4 3 2 1

Несовпадение формулировки цели урока с его содержательной реализацией

3. Оптимальный объем материала для достижения целей урока

5 4 3 2 1

Неоптимальный объем материала для достижения целей урока

2. МЕТОДИКА

4. Хорошая мотивировка учащихся

5 4 3 2 1

Мотивационный этап урока практически не обеспечен

5. Широкий спектр заданий развивающего характера

5 4 3 2 1

Задания развивающего характера практически отсутствуют

6. Отсутствие «двойных психологических» заданий

5 4 3 2 1

Задания учителя не учитывают психологических возможностей учащихся выполнять одновременно несколько действий

7. Адекватность дидактического материала

5 4 3 2 1

Неадекватность дидактического материала

8. Адекватность когнитивной визуализации

5 4 3 2 1

Наглядность урока не учитывает специфики восприятия учащихся

9. Хорошо используется самостоятельная работа для инициации творчества

5 4 3 2 1

Работы, инициирующие творчество, в учебной деятельности не представлены

10. Частое использование эвристических приемов

5 4 3 2 1

Работа исключительно по образцам и алгоритмам

11. Учитель постоянно отслеживает этапы усвоения учащимися материала

5 4 3 2 1

Учитель не отслеживает этапы усвоения учащимися материала

12. Учет в объяснении возможных ошибок учащихся

5 4 3 2 1

Возможные ошибки учащихся при объяснении в расчет не принимаются

13. Частое использование моментов рефлексивного анализа

5 4 3 2 1

Рефлексия на уроке отсутствует

14. Учитель полностью управляет «свертыванием» учебного материала в голове учащихся

5 4 3 2 1

«Свертывание» учебного материала в голове учащихся абсолютно не контролируется учителем

15. Четкая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока

5 4 3 2 1

Логика построения урока расплывчата, соотношение частей урока не продумано

16. Оптимальный для данного класса темп урока

5 4 3 2 1

Темп урока для данного класса абсолютно не учитывает его особенностей

17. Часто используются ситуации диалога, обмена мнениями

5 4 3 2 1

На уроке присутствует диалог типа вопрос – ответ

18. На уроке ведется тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей учащихся

5 4 3 2 1

Работа строится в расчете на «среднего» ученика

19. Постоянно создается ситуация успеха, обеспечивается сохранение самооценки ученика

5 4 3 2 1

Дети боятся отвечать, напряжены, скованы из-за боязни получить плохую отметку или получить порицание

УЧАЩИЙСЯ НА УРОКЕ

20. Уровень активности высокий

5 4 3 2 1

Уровень активности низкий

21. Наличие вопросов на уточнение понимания материала

5 4 3 2 1

Отсутствие вопросов на уточнение понимания материала

22. Адекватность ответов

5 4 3 2 1

Ответы учащихся свидетельствую о плохом усвоении материала

23. Развитость самостоятельной речи

5 4 3 2 1

Неразвитость самостоятельной речи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

24. Хорошее учебное сотрудничество с учащимися

5 4 3 2 1

Полное отсутствие сотрудничества с учащимися

25. Умение слушать и слышать ученика

5 4 3 2 1

Неумение слушать и слышать ученика

26. Гибкость учителя, способность корректировать свои действия не основе оперативной оценки результативности своих действий

5 4 3 2 1

Негибкость учителя, неспособность корректировать свои действия не основе оперативной оценки результативности своих действий

Схема личностно-ориентированного анализа урока

Предмет___________________ Класс ____________ Дата_______________

Учитель

Этап урока

Наименование действий

Оценка результатов

1. Эмоциональное начало урока

Оптимистический и пессимистический настрой учителя и учеников.

Степень откровенности учителя и открытости учеников.

Активность или пассивность преобладают у учеников на уроке.

Концентрация внимания учителя и учеников (через сколько времени после начала урока она наступила).Когда начался урок?

2. Постановка задачи учителем при помощи:

Формулирования основной темы.

Показа практического значения темы

Создание проблемной ситуации.

Использование приемов диалога и др.

3. Передача нового знания и его получение:

Формулирование представлений (образ) и понятий (слово). Естественные науки не хватает образа-представления, в гуманитарных науках не хватает слова-понятия.

Описательно или доказательно объяснение учителя (или ход диалога).

Связь изложения с опытом учащихся.

На каких учеников ориентируется учитель (сильные – слабые).

Эмоциональность и непрерывность изложения.

Ограниченное использование наглядных пособий и технических средств.

4. Отработка навыков:

Четкое осознание, какой именно навык отрабатывается в данный момент (учителем и учениками)

Осознание необходимости автоматизации навыков учениками ( в поле предмета, либо в жизненном поле, а лучше и то, и другое).

Последовательность в отработке навыков.

Качественная разноуровневость в отработке навыков в классе.

5. Обобщение и закрепление:

Преодоление в процессе обобщения недостатков изложения и отработки навыков.

Встраивание данного материала в общую картину знания (в данную науку, в другие науки, в общечеловеческое знание).

6. Завершение урока

Каковы результаты урока.

Как фиксировались результаты.

Интересность домашнего задания и его связь с предстоящей темой. Разноуровневость домашнего задания.

Процедура выхода из «контакта» с учениками.

Схема анализа урока (1 вариант)

Анализ целей урока. Обоснована постановка   целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты.

Анализ структуры и организации урока. Структура урока соответствует его целям. Типа урока (комбинированный), его структура, логическая последовательность  взаимосвязана с  этапами урока. Целесообразно распределено время урока между ними. Форма обучения выбрана – групповая, т.к. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.

Анализ содержания урока. Содержание урока соответствует требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Генерализация основной идеи урока. Актуализация опорных знаний.

Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).

Анализ методики проведения урока. Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствует методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Уместно использовались дидактический раздаточный материал и технические средства обучения.

Анализ работы и поведение учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Сочетание коллективной и индивидуальной работы. Дисциплинированность класса и приемы поддержания дисциплины.

Культура общения учителя с учащимися, соблюдение учителем норм педагогической этики и такта, оценка созданного учителем морально-психологического климата в данном коллективе.

Качество знаний, умений и навыков. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки.

Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Характер домашнего задания - творческий, закрепляющий, развивающий его посильность).

Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.

Недостатки урока.

Схема анализа урока (2 вариант)

Общие сведения: школа, класс, дата проведения урока; тема урока, задачи урока.

Оборудование урока:

  • какие средства обучения использовал учитель;
  • подготовлены ли наглядные пособия и технические средства4
  • как подготовлена классная доска к уроку;

Содержание урока:

  • соответствует ли содержание программе, задачам урока;
  • проведена ли его дидактическая обработка;
  • формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
  • с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
  • как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
  • какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
  • как осуществлялись межпредметные связи;
  • соблюдались ли внутрипредметные связи;
  • способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока:

  • какой тип урока избран, его целесообразность;
  • место урока в системе уроков по данному разделу;
  • как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
  • каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;
  • соответствие структуры урока данному типу;
  • как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения:

  • принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
  • в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
  • как реализовывался принцип доступности обучения;
  • с какой целью использовался каждый вид наглядности;
  • как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков;
  • как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;
  • в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
  • какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
  • как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
  • как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения:

  • в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
  • какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
  • какие методы способствовали активизации учения школьников;
  • как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся.
  • какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке:

  • как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
  • как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
  • осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;
  • как организовывался контроль за деятельностью учащихся;
  • правильно ли оценивались знания и умения учащихся;
  • как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы);
  • какие приемы использовал учитель для организации учащихся;
  • как подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя:

  • умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
  • показ учащимся рациональных способов учебной работы;
  • определение объема учебного материала на урок;
  • поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократичный или авторитарный), объективность;
  • роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся:

  • организованность и активность на разных этапах урока;
  • адекватность эмоционального отклика;
  • методы и приемы работы, уровень их сформированности;
  • отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;
  • уровень усвоения основных знаний и умений;
  • наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока:

  • выполнение плана урока;
  • мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;
  • уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

1-й – усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

2-й – применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й – применение в новой ситуации, т.е. творческое;

Общая оценка результатов и эффективности урока;

Рекомендации по улучшению качества урока.

Анализ открытого внеклассного

мероприятия (основные критерии).

1. Подготовленность.

  • Роль педагога при подготовке к мероприятию.
  • Активность и самостоятельность учащихся при подготовке к мероприятию.

2. Целенаправленность.

  • Соответствие мероприятия общим воспитательным целям, уровню развития коллектива, возрастным особенностям учащихся.
  • На решение каких задач коллектива и формирование каких качеств личности рассчитано мероприятие.

3. Познавательная ценность.

  • Даёт ли мероприятие новые знания учащимся?
  • Какие новые умения формирует, какие умения и навыки совершенствует?

4. Воспитательная

  • Как сказалось мероприятие на поведении отдельных эффективность учащихся?
  • Какие социально-нравственные установки формировались у учащихся?
  • Какими дополнительными воспитательными возможностями обладает мероприятие?

5. Духовно-эмоциональная.

  • Насколько содержательно, эмоционально, насыщенность интересно проходило мероприятие?
  • Присутствовал ли на мероприятии элемент игры?
  • Использование наглядности, технических средств.
  • Каковы взаимоотношения педагога и  учащихся?
  • Как они влияют на ход мероприятия?

6 .Результативность.

  • Достигнуты  ли поставленные цели и задачи?
  • В чём залог успеха, причины неудач, ошибок?
  • Какова общая оценка ценности мероприятия?

Отзыв на мастер-класс.

Мастер-класс – это форма занятия, на котором педагог передаёт опыт своей работы путём прямого комментирования и демонстрации наиболее эффективных методов, приёмов, форм педагогической деятельности и используется способ самостоятельного построения плана применения их всеми участниками занятия.

Критерии оценивания мастер-класса.

1. Актуальность предлагаемой проблемы или исследования.

2. Практическая значимость результатов реализации представленного мастер-класса.

3. Технологичность и новизна разработанной учителем или адаптированной им методики.

4. Направленность проекта исследования или программы мастер-класса на повышение уровня профессиональной компетентности и личностное развитие педагога.

5. Способность учителя к глубокой профессиональной рефлексии своего опыта.

6. Умение педагога моделировать содержание обучения и обосновать выбранные методы, приёмы и формы организации образовательного процесса.

Структура отзыва на мастер-класс.

1. Тема мастер-класса.

2. Обоснование актуальности темы, ведущей идеи предлагаемого для рассмотрения опыта.

3. Цели и задачи мастер-класса.

4. Содержание мастер-класса по этапам.

5. Методы и приёмы работы ведущего мастер-класс ;формы занятий, представленные в мастер-классе.

6. Прогноз результатов работы участников мастер-класса.

Отзыв на творческий отчёт.

Творческий отчёт – форма представления опыта, отражающая целостную систему работы педагога по решению педагогических, психологических проблем.

Цель творческого отчёта:

1. Представить результаты научно-методической деятельности по выбранной проблеме или теме.

2. Провести самоанализ результатов педагогической деятельности.

Творческий отчёт предусматривает:

1. Подготовку педагогом письменной работы о своей профессиональной (научно-методической и практической) деятельности, претендующей на новизну, оригинальность,возможность расширенного использования.

2. Выступление педагога, в котором он в обобщенном виде раскрывает содержание творческого отчёта.

3. Представление (или организацию выставки) научно-методических, учебно-дидактических и других материалов, о которых педагог заявляет в своём отчёте.      

Критерии оценивания творческого отчёта учителя.

1. Актуальность выбора темы исследования, её соответствие современным направлениям совершенствования образования.

2. Умение учителя выделить ведущую идею своего педагогического опыта и сформулировать её.

3. Способность педагога анализировать условия возникновения и становления опыта, обосновывать актуальность концептуальных подходов,     установок, лежащих в основе его педагогической системы.

4. Умение чётко выделять цели и задачи своей поисковой педагогической деятельности.

5. Способность применить современные достижения педагогики, психологии и методик учебных дисциплин для обоснования выдвигаемых концептуальных положений.

6. Новизна творческих находок учителя. Аргументированность нововведений, их соответствие основным направлениям совершенствования образования на современном этапе.

7. Умение моделировать учебные занятия в соответствии с проблемой исследования и требованиями современного этапа развития школы.

8. Умение анализировать результаты своей педагогической деятельности.

Рекомендации подготовила  начальник отдела

организационно-методической

работы ОГБУ «Центр ОСИ»                                                 Мартынова А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по физической подготовке. Тема: Лыжная подготовка. Способы лыжных ходов.

Техника одновременных ходов.Техника попеременных ходов. всестороннее физическое совершенствование с использованием лыжных ходов.развитие у студентов чувства коллективизма, настойчивости, ре...

Отзывы на открытые уроки и внеклассные мероприятия

Отзыв на внеклассное мероприятие по литературе,  посвящённое жизни и творчеству А.С.Пушкина: «Однажды Болдинской осенью»Отзыв на  внеклассное мероприятие по русскому языку   ПРОЕКТ...

Комплексное повторение. Подготовка к ЕГЭ. (открытый урок в 10 классе)

Методическая разработка открытого урока в 10 классе по русскому языку...

Открытый урок по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Открытый урок  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку...

Отзывы на открытые уроки

Отзывы на проведённые открытые уроки, мастер - классы, протоколы заседаний методических объединений...

Отзывы на открытые уроки

Отзывы на открытые уроки, проведенные в 2024г....