Методическая разработка по биологии "Интеллектуальная игра"
методическая разработка по биологии (6, 7 класс) на тему

Молчанова Любовь Дмитриевна

Игра готовится заранее. Создаются две команды по 5-6 человек. Ребята выбирают капита­на для более четких ответов во время игры. Можно выбрать жю­ри - старшеклассников. На обдумывание вопросов дается 1 минута. В ходе игры можно привлекать к участию и болельщиков; в музы­кальные паузы, например, болельщикам каждой команды за 1-2 ми­нуты предлагается спеть песни о растениях, которые они знают, концовки песен. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ Н.В.АРХАНГЕЛЬСКОГО

Интеллектуальная игра

по биологии

«Что? Где? Когда?»

Разработала учитель

биологии

Молчанова Любовь Дмитриевна

Мужи -2015

Пояснительная записка

Игра готовится заранее. Создаются две команды по 5-6 человек. Ребята выбирают капитана для более четких ответов во время игры. Можно выбрать жюри - старшеклассников. На обдумывание вопросов дается 1 минута. В ходе игры можно привлекать к участию и болельщиков; в музыкальные паузы, например, болельщикам каждой команды за 1-2 минуты предлагается спеть песни о растениях, которые они знают, концовки песен. Можно предложить такую игру: один называет растение - тыква, другой называет растение на окончание «а» - арбуз, «з» - земляника и т. д.

Также необходимо продумать призовой фонд, например, оценки в журнал. В  перерывах можно организовать чайные паузы.

Данная игра развивает мышление, умение говорить, правильно выражать свое мнение и др.

Эту игру можно провести и на уроке при закреплении или повторении темы.

Материалы взяты из «Занимательной ботаники», «Календарей школьников», журналов «Биология в школе», «Занимательных занятий с юннатами», интернет –ресурсы, «1000 вопросов и ответов».

Ход игры:

Вопрос 1. (Ребята из команд берут конверты, в них - вопросы, можно задавать вопросы устно.)

Звучит музыка: ведущие вносят «черный ящик».

В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов, ученых в знак признания их творчества. Именно отсюда происходит название слова «лауреат». Что это за растение? Где оно используется в настоящее время?

Ответ. Это - лавр благородный. В настоящее время листья его используют как приправу благодаря их пряному аромату.

Вопрос 2. На открытках изображены культурные растения: картофель, виноград, земляника, арбуз. Все они относятся к классу двудольных. Что еще объединяет эти растения?

О т в е т. У них многосемянной сочный плод - ягода.

Вопрос 3. Вкусные, сочные, душистые... Кто не любит эти растения, их ягоды, только что снятые с грядки! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда - любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая же это ягода?

Ответ. Огурец, его плод - ягода.

Вопрос 4. Попробуйте напиток и ответьте на вопросы: что это за напиток? Из чего он приготовлен?

Ответ. Это отвар шиповника: он приготовлен из сухих плодов шиповника.

Вопрос 5. В коробочке лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном, моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое (опылители - насекомые), морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30 °С. Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь?

Ответ. Яблоки.

Вопрос 6. В коробках (их четыре) лежат продукты. Из каких растений их получают? К какому семейству они относятся?

Ответ. Манная крупа - ее получают из пшеницы, перловая - из ячменя, геркулес - из овса, пшено - из проса. Эти растения относятся к семейству злаков.

Вопрос 7. Картофель, лук, морковь. Что объединяет их и почему морковь в этой «компании» можно считать лишней?

Ответ. Это подземные органы растений, в которых накапливаются запасы питательных веществ. Морковь - это корнеплод, а картофель и лук - видоизмененные подземные побеги.

Вопрос 8. Послушайте отрывок из произведения: «Пит подпрыгнул на два аршина, издал воинствующий клич и заметался по комнате, натыкаясь на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшную возню. Затем он принялся плясать на задних лапах в бешеном восторге, закинув голову назад и вопя на весь дом о своем невыразимом счастье, потом он опять заметался по всему дому, неся на своем пути хаос и разрушения. Тетя Полли как раз вошла в ту минуту, как он, проделав несколько феноменальных сальто, выскочил с криком в открытое окно, увлекая за собой еще уцелевшие цветочные горшки». Назовите произведение, из которого взят данный отрывок. Кто его автор? О каком домашнем животном идет речь в данном отрывке? В коробочке лежит болеутолитель, которым угостили животное. Что же это?

Ответ. Марк Твен «Том Сойер». Речь идет о коте. В коробочке находилась настойка валерианы.

Вопрос 9. На рисунке изображен поперечный разрез органа растения в определенной его части. Что изображено на рисунке и какую функцию выполняет данная часть растения?

Ответ. На рисунке изображен поперечный разрез органа - корня в зоне всасывания. Через корневые волоски в корень поступают из почвы растворы минеральных солей.

Вопрос 10. В коробочке находится нечто, что приготовлено из растения семейства сложноцветных. Цветы в корзинке двух типов: в центре - трубчатые, коричневые или желтые, краевые - язычковые, оранжевые или желтые. Плоды можно добавлять в салаты. Семянки причудливой формы, без каких-либо приспособлений для распространения ветром. То, что находится в коробочке, применяется для очистки кожи, дезинфекции ран, является чудесным противовоспалительным средством.

Ответ. Настойка календулы. Распространенное название растения - ноготки лекарственные.

Вопрос 11. Назовите растения, семена которых находятся в этих трех коробочках. Как называются плоды этих растений? Почему все эти растения имеют огромную хозяйственную ценность?

Ответ. Семена гороха, фасоли, бобов; плод - боб, относится к семейству бобовых (мотыльковых), обогащают почву азотом.

Вопрос 12. В коробочке лежат семена. Родина этого растения - Мексика. В 1874 г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из них масло, пережженные семена имеют запах кофея». Что за лакомство лежит в коробочке?

Ответ. Семена подсолнечника.

Вопрос 13. Рассмотрите ветки этих трех растений. Что это за растения? Почему их можно объединить в одну группу? Назовите не менее четырех признаков общих для них.

Ответ. Береза, осина, тополь. Все эти растения - деревья, многолетние, относятся к классу двудольных, их семена приспособлены для распространения ветром.

Вопрос 14. Рассмотрите эти три объекта. Что это? Почему растения, которым они принадлежат, можно объединить в одну группу? Назовите общую для всех этих растений биологическую особенность.

Ответ. Плоды подсолнечника, ветка тополя, палка бамбука. Все эти растения обладают удивительно большой скоростью роста.

Вопрос 15. Ландыш, белая акация, черемуха. Что общего у всех этих растений? Перечислите четыре общих признака (лучше пять).

Ответ. Эти растения многолетние, имеют белые цветки, соцветие - кисть, сильный запах, опыляется насекомыми.

Вопрос 16. Рассмотрите плоды и побеги этих растений. Что это за растение? Что общего в биологии этих растений? К какой из четырех форм жизни они относятся (деревья, кустарники, травы, кустарнички)?

Ответ. Плоды брусники и клюквы, побеги ели и сосны - все эти растения вечнозеленые, ель и сосна - деревья, клюква и брусника - кустарнички.

Вопрос 17. В коробочке лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т. е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Что же это?

Ответ. Луковица.

Вопрос 18. Красива во время цветения. Особенно эффектна осенью своей красноватой листвой и ярко-красными гроздями сочных плодов. Плоды горькие, но полезные. Что это за кустарник?

Ответ. Рябина

Вопрос 19. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Что это за растение?

Ответ. Ландыш.

Вопрос 20. Подумайте, что это за растение? Травянистое, теневыносливое, встречается в еловых лесах. Цветет весной, цветы белые, имеют пять лепестков, листочки нежные, тройчатые, кислые на вкус.

Ответ. Кислица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по истории. Игра по станциям "Лабиринты истории"

Данная методическая разработка может быть использована в работе учителя истории для 5-7 классов как итоговое мероприятие или в рамках недель педагогического мастерства....

Методическая разработка урока "Интеллектуальная игра по теме "Вселенная" 5 класс

       Интеллектуальная игра по теме «Вселенная» проводится при изучении курса "Природоведение" в пятом классе на заключительном уроке. Мероприятие позволяет расширить...

Методическая разработка длительной образовательной игры «Победа деда - моя победа!» «Методическое пособие по патриотическому воспитанию»

Форма: путешествие по станциям  (игровое событие в рамках длительной образовательной игры "Победа деда -моя победа!"Направление: военно-патриотическое.В приложениях- сценаный план игры , в том чи...

методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Своя игра"

Интеллектуально-познавательная командная игра, включающая вопросы по разным учебным предметам (технология, ИЗО, музыка, ОБЖ, физкультура, история и культура Санкт-Петербурга)....

Представлены три методические разработки:1. Урок-игра "Путешествие в страну сказок; 2. Литературно-развлекательная игра "Дом моей мечты"; 3. Классный час "Строки, опаленные войной"

1.       Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточ...

Методическая разработка на тему "Игра. Игра? Игра!" (в жизни младшего школьника)

Задача воспитателя группы продленного дня:- добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными н...

Методическая разработка обобщающего урока-игры по теме Экология к учебнику Spotlight 7. Обучающая игра Being green

Методическая разработка обобщающего урока-игры по теме Экология к учебнику Spotlight 7.Обучающая игра Being greenПроживите один день жизню человека, заботящегося о природе....