проект урока по биологии. 8 класс. ТИО
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Разработка урока биологии в 8 классе пт теме "Расы человека" . Технология интерактивного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_8_tio.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт урока биологии в 8 классе
ФИО учителя, название ОО Остроухова Светлана Анатольевна, ГБОУ ООШ пос. Шумовский | ||
Целевой компонент | Тема урока: | Расы человека |
Образовательная цель | Развитие коммуникативных способностей личности, формирование ценностного отношения к биологическим знаниям восьмиклассников, через осмысление свойств человека как биологического вида. | |
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: -раскрывает сущность понятий « человеческая раса», «народ», «нация», «расизм»(ПР); -объясняет основные морфологические признаки рас (ПР); -активно проявляет устойчивый интерес по изучаемой теме (ЛР); -владеет способами работы в группе и сотрудничества(ЛР); -анализирует полученную информацию (ЛР); -формулирует учебные задачи, как шаги достижения поставленной цели (МР) -формулирует выводы под руководством учителя самостоятельно(ЛР); -обосновывает своё мнение по изучаемой теме (ЛР); - находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в таблице (МР); -анализирует информацию, выделяет общие и отличительные признаки объектов (МР); - высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР); - выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками (МР); - аргументированно отстаивает своё мнение (МР) - соотносит своё мнение с мнением одноклассников (МР) -оценивает результаты и продукты своей деятельности и деятельности одноклассников (МР) | |
Программные требования к образовательным результатам раздела «Происхождение человека» | Ученик получит возможность научиться: объяснять биологические и социальные факторы антропосоциогенеза, определять расы по характерным чертам. | |
Содержательный компонент | Программное содержание | Расы человека, их происхождение и единство. |
Мировоззренческая идея | Расы человека: мы все разные, но мы вместе – один вид - Человек Разумный | |
Ценностно-смысловые ориентиры | Человек | |
План изучения учебного материала | 1. Расы человека 2. Единство происхождения рас. 3.Морфологические особенности представителей разных рас. 4. Расизм. | |
Основные понятия | Расы, народ, нация, расизм. | |
Биологическая проблема | Место человека в животном мире, эволюция предков человека | |
Деятельностный компонент | Тип урока | Изучение нового материала |
Форма урока | Урок - дискуссия | |
Образовательная технология | Технология интерактивного обучения | |
Оснащение урока | Рисунки, фотографии, презентация, компьютер, проектор. | |
Мизансцена урока | 3 группы по 3 человека | |
Предварительная подготовка к уроку учащихся | Подготовить сообщения о некоторых течениях расизма ( фашизм, Ку-клукс-клан, скинхеды) | |
Домашнее задание | Стр. 18-21 |
Технологическая карта урока биологии в 8 классе.
Тема «Расы человека»
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ПОР урока | |||
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.) | |||||
Приветствие. Проверка отсутствующих. Обозначение групповой работы. Психологический настрой на урок | Выбор лидера группы.Определе-ние общих правил работы в группе | ||||
II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (5 мин.) | |||||
Отрывок из стихотворения « Потомки одного вида» Вводная беседа: - О каких биологических проблемах идет речь в этом стихотворении? - Каковы движущие силы антропогенеза? - По каким внешним признакам различаются люди? - В чем проявляется биологическая природа людей и в чем - социальная?- Главный вопрос урока: - Что такое расы? Это один биологический вид или разные виды человека? - Что мы должны знать, чтобы аргументировано ответить на главный вопрос урока? Задание: Познакомьтесь с заданиями для каждой группы в рабочих папках, распределите между собой задания. Задание 1 группе: Выясните характерные черты представителей экваториальной расы. Задание 2 группе: Выясните характерные черты представителей азиатско - американской расы. Задание 3 группе: Выясните характерные черты представителей евразийской расы. Распределение заданий внутри группы | Слайд 1 Фронтально Слайд 2 Запись темы в тетрадь фронтально Знакомство с содержанием рабочих папок: инструкции, учебные материалы, листы оценки и самооценки | -анализирует информацию, выделяет общие и отличительные признаки объектов (МР); -высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР); -формулирует учебные задачи, как шаги достижения поставленной цели (МР) -выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками (МР); | |||
III. ОБУЧАЮЩИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП (15 мин.) | |||||
Практическая работа в микрогруппах Работа групп: 1 ученик – изучает основные морфологические признаки, характерные для представителей расы. 2 ученик – анализирует информацию о территории проживания представителей расы. 3 ученик - изучает географические особенности климата на территориях проживания представителей расы. совместно – отбирают рисунки и фотографии, оформляют информационный коллаж Микрогрупповая дискуссия: обсуждение, выработка общего мнения, планирование презентации итогов работы -Почему сформировались характерные признаки расы? -Что такое раса? | Индивидуальная и групповая работа | -выполняет задания в сотруд-ничестве с одно-классниками (МР); -находит в тексте необходимую ин-формацию, офор-мляет её в таблице (МР); - выделяет основ-ную мысль в тексте (МР); - соотносит своё мнение с мнением одноклассников (МР) | |||
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (14 мин.) | |||||
Презентация итогов групповой работы. Презентация работы 1 группы: коллаж и слайд «Характерные черты представителей экваториальной расы». Презентация работы 2 группы: коллаж и слайд «Характерные черты представителей азиатско - американской расы». Презентация работы 3 группы: коллаж и слайд «Характерные черты представителей евразийской расы». Коллективная дискуссия -Все ли человеческие расы сохранили общевидовые особенности вида Человек разумный? - Что такое расизм? - Какие разновидности расизма вы знаете? Возвращение к главному вопросу урока, обсуждение. -Что такое расы? Это один вид или разные виды че-ловека? -“…народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…” А.С. Пушкин – это возможно? Вывод, обобщение по уроку: -Раса – исторически сложившаяся группа челове-чества, объединённая общностью происхождения и общностью наследственных физических признаков. -Все расы – один биологический вид Человек Разум-ный. -Расизм - это антинаучная и антигуманистическая идеология и социальная практика, основывающаяся на представлениях о физической и психологической неравноценности человеческих рас -Толерантность - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. | У доски вся группа Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Фронтально Сообщения учащихся 3 человека Слайд 6 | -объясняет ос-новные морфо-логические признаки рас (ПР); -раскрывает сущность поня-тий « челове-ческая раса»,на-род»,«нация», «расизм»(ПР); -активно прояв-ляет устойчивый интерес по изучаемой теме (ЛР); -владеет спо-собами работы в группе и сотруд-ничества(ЛР); -обосновывает своё мнение по изучаемой теме (ЛР); -формулирует выводы под ру-ководством учителя само-стоятельно(ЛР - аргументиро-ванно отстаива-ет своё мнение (МР) | |||
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.) | |||||
Коллективное обсуждение: Содержательная оценка и самооценка работы группы, участие каждого в групповой работе. Итоги коллективной работы. | Листы оценки и самооценки | - оценивает ре-зультаты и про-дукты своей деятельности и деятельности одноклассников (МР) |
Приложение
Практическая работа «Характеристика рас»
Инструкция
- Индивидуальная работа
1 ученик
- Изучи основные морфологические признаки, характерные для представителей расы.
- Заполни таблицу (столбик 1,2)
2 ученик
- Проанализируй информацию о территории проживания представителей расы.
- Заполни таблицу (столбик 3)
3 ученик
- Изучи географические особенности климата на территориях проживания представителей расы.
- Заполни таблицу(столбик 4)
2. Групповая работа
- отберите рисунки и фотографии представителей расы
- оформите информационный коллаж
источники: учебник, Интернет, раздаточный материал
Характеристика человеческих рас
Раса | Основные морфологические признаки | Основные территории проживания | Особенности климата |
Лист самооценки ____________________________________
№ | Деятельность за урок | Критерии | Количество баллов / оценка |
1 | Заполнение таблицы | -Таблица заполнена правильно, полностью – 3б -Таблица составлена более чем на половину -2б -Таблица составлена наполовину – 1б | |
2 | Презентация результатов рабочей группы | -Активный участник, дающий правильные ответы – 3б -Активный участник, однако, допускающий неточности - 2б -Участник, показавший недостаточную активность, допускающий в работе ошибки и неточности-1б | |
3 | Участие в дискуссии | -Активный участник, дающий правильные ответы - 3б -Активный участник, однако, допускающий неточности при ответах -2б -Участник, допускающий в ответах ошибки и неточности-1б | |
Итого | 9 баллов – «5» 7-8 баллов – «4» 5-6 баллов – «3» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по биологии 8 класса "Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"
Проект урока комбинированного типа разработан по программе Сонина Н. И. Биология . Человек. 8 класс и учебнику Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс. Проект урока сделан в соответстви с...
Проект урока по биологии "Плесневые грибы"
Урок разработан по ситемно-деятельностному подходу....
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...
Проект урока по биологии в 7 классе "Многообразие пресмыкающихся"
Цель урока: формирование у учащихся знаний о многообразии современных пресмыкающихся и отличительных признаках отрядов....
Проект урока по биологии с применением электронно - образовательных ресурсов
Проект урока по биологии с применением электронно - образовательных ресурсов. тема: "Класс Земноводные, строение и жизнедеятельность."...
Проект урока по биологии в 7 классе "Многообразие пресмыкающихся"
Цель урока: формирование у учащихся знаний о многообразии современных пресмыкающихся и отличительных признаках отрядов....
Проект урока по биологии 7 класс
Проект урока по биологии 7 класс...