Интегрированный урок по биологии , физике, истории "Кто умнее?"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

РУССКИХ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Данный урок разработан при соавторстве с Ивановой И.В.- учителем физики, Чураевой Р.П.- учителем истории Тема: Историческое прошлое людей или кто умнее? Цель: установить межпредметные связи по истории, биологии, физике; Образовательная цель: сравнить объем мозга древнейших людей и современного человека; выяснить биологические особенности древних людей живущих в различные исторические эпохи; задачи: Изучить предшественников человека разумного; Сформировать понятие о сходстве и различии во внешнем строении черепа современного человека со своими предками; Повторить решение задач на нахождение объема; : рисунки древних людей, измерительная лента, мультимедийная презентация Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. Фронтальный опрос: 1) Что общего у человека с другими представителями класса Млекопитающие, отряд Приматы? 2) Назовите положение человека в системе животного мира. 3) Каковы отличительные признаки вида HomoSapiens?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_umnee.docx287.53 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        «Средняя общеобразовательная школа № 62 им. Ю.А. Гагарина»

      Конспект интегрированного урока биологии, физики, истории в 8 классе

     «Историческое прошлое людей или кто умнее?»

                                                          Авторы:

                                                                                  Иванова И.В.- учитель физики

                                                                                  Русских О.Н.- учитель биологии

                                                                                  Чураева Р.П.- учитель истории

                                     г. Ижевск, 2014 год

Тема: Историческое прошлое людей или кто умнее?

Цель: 

установить   межпредметные   связи  по  истории,  биологии, физике;

Образовательная  цель: сравнить объем мозга древнейших  людей и современного человека;

выяснить биологические особенности древних людей живущих в различные исторические эпохи;

Задачи:

-Изучить предшественников человека разумного;

-Сформировать понятие о сходстве  и различии во  внешнем строении черепа современного человека со своими предками;

-Повторить решение задач на нахождение объема;

Оборудование: рисунки древних людей, измерительная лента, мультимедийная презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

  1. Что общего у человека с другими представителями класса Млекопитающие, отряд Приматы?
  2. Назовите положение человека в системе животного мира.
  3. Каковы отличительные признаки вида Homo Sapiens?

После ответов учащихся демонстрация правильных ответов с ЭОР  издательства «Дрофа»

III. Изучение нового материала

Учитель физики: называет тему урока «Историческое прошлое людей или кто умнее?», акцентирует внимание учащихся на вопросе, стоящем в теме урока, на который они попытаются ответить в конце урока. Рассказывает – ход урока: форма работы- групповая.

Весь урок- идет демонстрация ЭОР- «Историческое прошлое людей»

Учитель истории:

Изменение климата: похолодание, отступление тропических лесов, появление саванной растительности. Приспособление приматов к новым условиям. Появление предшественников людей — австралопитеков.  (Все данные из рассказа учителя биологии и истории учащиеся заносят в таблицу)

Предки человека

Историческая эпоха

Биологические особенности

Объем головного мозга

австралопитек

питекантроп

неандерталец

кроманьонец

       

                                 

                                            Предшественники людей

  Учитель биологии:

       Морфологические особенности черепа приматов. Значение глазных валиков, к которым спереди прикрепляется надчерепная мышца, удерживающая голову обезьян в горизонтальном положении. (Рассказ учителя.)

Поскольку у обезьян и предшественников людей челюсти выступали вперед, центр тяжести головы находился впереди от места прикрепления черепа к позвоночнику и для его удержания требовалась мощная затылочная мышца, которая является частью надчерепной мышцы. Последняя, как было сказано, прикрепляется к глазным валикам, затем переходит в сухожильный шлем и заканчивается мощной затылочной мышцей. У некоторых обезьян и предков людей, питавшихся грубой растительной пищей, посередине черепа в передне-заднем направлении был гребень, к которому прикреплялись височные мышцы, участвующие в жевании. Он сохранился у современных горилл.

 Учитель истории

Древнейшие люди: питекантроп. Строение их черепа. Роль подбородочного выступа, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи. (Рассказ учителя с использованием моделей черепов древних и современных людей.)

Образ жизни древнейших людей. Объединение их в группы. Совместная деятельность и использование орудий. Роль общения в социализации древнейших людей. (Рассказ учителя с использованием рисунков.)

       Древние люди. Направление естественного отбора, способствующего выживанию людей, действующих сообща, использующих все более совершенные орудия и оберегающих стариков, как хранителей традиций племени, передающих свои знания молодежи. Появление неандертальцев. Их расселение на другие территории из-за быстрого истощения природных ресурсов в местах их проживания в результате присваивающей экономики в виде охоты и собирательства. Столкновение с соседними племенами.

 Учитель биологии

  1. Кроманьонец — первый современный человек. Анатомо-физиологическая характеристика: увеличение головного мозга, появление асимметрии больших полушарий головного мозга, формирование подбородочного выступа, указывающего на развитие речи. Совершенствование орудий труда и социальной среды, изобретение способа добывать огонь, а не только хранить. Переход к более или менее оседлому образу жизни.

Учитель физики

     Головной мозг человека состоит из многих частей, и у каждой части  свои функции: превращение звуков в речь, обработка информации о цвете,  распознавание лиц или различение тех или  иных объектов. Но это не застывший набор компонентов: мозг каждого из нас уникален, он постоянно изменяется и тонко чувствует окружающую среду. Активностью мозга управляют токи, химические вещества (за одну сек происходит 100 тыс химических реакций) и загадочные колебания. Не исключено даже, что на активность мозга влияют квантовые эффекты, искажающие ход времени. Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов , чем все телефоны мира вместе взятые . С момента рождения в мозгу человека уже существует 14 млр клеток и число это до самой смерти не увеличивается, а только сокращается, сокращается  с возрастом и объем мозга. После 25 лет число клеток сокращается на 100 тыс  в день.  Все системы мозга связаны в единую динамичную надсистему, параллельно делающую миллионы разных дел.

Учитель физики: А сейчас выполним  практическую работу (у детей на столах раздаточный материал по физике)

Практическая работа.

Вычисление объема черепной коробки.

 Цель работы. По эмпирическим формулам нужно вычислить объём черепной коробки у юноши или девушки, сравнить полученные данные.

 

(Эмпирической формулой называется математическое уравнение, полученное опытным путём, методом проб и ошибок или как приближённая формула из экспериментальных данных..Эмпирические формулы широко распространены в прикладных исследованиях,)                           C:\Users\Ирина\Desktop\к ур\мозг картинка.jpg

Ход работы.

 В каждой группе выбирают ученика( юношу или девушку, у которых с помощью см ленты:

1. измеряют длину  L (от лба до бугра на затылке длину);

2.измеряют ширину W (от края одного уха до края другого);

3.измеряют высоту  H ( от середины ушной раковины до макушки);

4. по соответствующей формуле вычисляют объем.

Линейные размеры в куб см, результат в кубических сантиметрах. Задачи оформляем на листах, оценка – по физике.

5.Результаты вычислений сравнивают с табличными данными .

6. Делают вывод .

IV.Закрепление  полученных знаний:

1..Заполнение  таблицы 2:

Группа

Объем черепной коробки 1 человека из группы

1 группа

2 группа

3 группа

4

2. Таблица 3 (При заполнении таблицы2 учащиеся опираются на таблицу 3 «Объем мозга современных юношей и девушек» )

Предки

человека

Размер мозга

австралопитеки

 500-600 см куб

Древнейшие люди

 1100 см куб

Неандерталец

 1700 см куб

кроманьонец

 1800 см. куб

Современный человек(взрослый)

Девушки

Юноши

 1200-1800 см. куб

1200-1400 см куб

1250-1450 см куб

        3..Демонстрация видеоролика «Историческое прошлое людей»

Вывод:

делают учащиеся совместно с учителями. «Самый большой объем мозга человека разумного, еще раз повторяют отличие человека от животных и человека разумного»

Рефлексия:

 Учащимся предлагается ответить за вопросы анкеты о прошедшем интегрированным уроке

     Источники знаний:


1.Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс

2. Manjunath, K. Y. Estimation of Cranial Volume - an Overview of Methodologies. J. Anat. Soc. India, 51:85-91, 2002
http://medind.nic.in/jae/t02/i1/jaet02i1p85.pdf

3. Алексеев В.П., Дебец Г.Ф. Краниометрия, 1964.

4. ЭОР издательства «Дрофа», Историческое прошлое людей, 8 класс

5. Электронный журнал «Наука», статья «Размер мозга и интеллект»2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока:"Мера человеческого в человеке" ( Интегрированный урок по биологии и русскому языку.)

Интегрированный урок по биологии и русскому языку.Учитель биологии : Журавлева Л. В.Учитель русского языка: Винокурова Л.В.г. Саранск РМ. 10 класс....

Интегрированный урок по биологии и физике

Рассказывается о звуке в животном мире, образование звуков и речи у человека. Лабораторная работа «Участие носовой и ротовой полости в формировании речи». Звуки общеня животных. Лабораторная работа...

Интегрированный урок по биологии и физике «Глаз и зрение».

Методические материалы к интегрированному уроку побиологии и физике "ГЛАЗ И ЗРЕНИЕ": план урока, конспект урока, раздаточный материал, презентация....

Интегрированный урок по биологии,химии и физике. Викторина" Колосок"

Данная презентация содержит материал интегрированного урока  по предметам химии,  биологии, физики.  Она предназначена для повышения интереса к данным дисциплинам.  Эту работу можн...

Интегрированный урок - математика в физике. «Приложения определенного интеграла в задачах физики».

Интегрированный урок - математика в физике содержит исторические сведения о происхождении терминов и понятий, об ученых, знакомит с историей развития интегрального исчисления, физические задачи, приво...

Открытый урок : Интегрированный урок по дисциплинам: физика и информатика. Тема урока: "Основные положения молекулярно-кинетической теории"

Цели урока: Образовательные: сформулировать основные положения МКТ;раскрыть научное и мировоззренческое значение броуновского движения;установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от ...

Интегрированный урок-лекция "биология + химия + физика" по теме "История открытия фотосинтеза"

В данной работе рассказывается истории людей, в свое время были близки к открытию научного понятия процесса фотосинтеза, его значения в природе, и каждый из них внес свой вклад в открытие этого уникал...