Олимпиадные задания по биологии 9 класс
олимпиадные задания по биологии (9 класс) на тему
Олимпиадные задания по биологии 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiadnye_zadaniya_po_biologii_shkolnyy_uroven.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырёх возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 40 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, занесите в матрицу ответов.
1. Почки, которые образуются на междоузлиях стебля, называются:
а) пазушными;
б) придаточными;
в) верхушечными;
г) спящими.
2. Луковицы не образуются у следующего растения:
а) венерин башмачок;
б) гусиный лук;
в) гиацинт;
г) чеснок.
3. Цветок какого растения описывается следующей формулой – Ч5Л5Т∞П∞:
а) лютик;
б) яблоня;
в) сирень;
г) подорожник.
4. Соцветие колос имеет следующее растение:
а) ятрышник;
б) спирея;
в) сирень;
г) кукуруза.
5. Плод злаков называется:
а) семянка;
б) костянка;
в) зерновка;
г) орешек.
6. Научное название, состоящее из двух слов, присваивается:
а) классу;
б) семейству;
в) роду;
г) виду.
7. В тропических странах в качестве основной культуры, дающей сахар, выращивают:
а) сахарную свёклу;
б) сахарные сорта кукурузы;
в) сахарный тростник;
г) шоколадное дерево.
8. Представителями паразитических простейших не являются
а) трихомонада
б) сальмонелла
в) малярийный плазмодий
г) грегарина
9. К неопасным для человека кишечнополостным относят:
а) медуза крестовичок;
б) морская оса;
в) португальский кораблик;
г) аурелия.
10. Какой червь не имеет сквозного кишечника, открывающегося ротовым отверстием и заканчивающегося анальным:
а) человеческая аскарида;
б) дождевой червь;
в) кошачья двуустка;
г) свайник-великан.
11. Нервная система рыб представлена:
а) головным мозгом и двумя ганглиями;
б) головным мозгом и двумя парами ганглиев;
в) спинным мозгом и головным ганглием;
г) головным и спинным мозгом.
12. Характерной чертой бесхвостых амфибий является наличие в скелете:
а) уростиля;
б) пояса нижних конечностей;
в) лопатки;
г) бедра.
13. Особенностью дыхания птиц является:
а) то, что воздух, обогащенный кислородом, проходит через легкие дважды (на вдохе и на выдохе);
б) быстрое наполнение легких воздухом;
в) очень быстрый акт выдыхания;
г) способность задерживать дыхание на продолжительное время.
14. В отличие от птиц, у млекопитающих большую роль в восприятии внешней среды служит чувство:
а) зрения;
б) слуха;
в) обоняния;
г) равновесия.
15. Место контакта между нейронами называют:
а) миелин;
б) синапс;
в) рецептор;
г) медиатор.
16. Какой отдел мозга человека отвечает за дыхание и защитные рефлексы (чихание, кашель, мигание и т. п.):
а) мозжечок;
б) продолговатый мозг;
в) средний мозг;
г) мост.
17. Какой орган является высшим в автономной нервной системе:
а) гипофиз;
б) гипоталамус;
в) эпифиз;
г) диафиз.
18. Место выхода зрительного нерва из сетчатки глаза – это:
а) слепое пятно;
б) жёлтое пятно;
в) ресничное тело;
г) стекловидное тело.
19. Молочные железы – это видоизменение желез:
а) сальных
б) потовых
в) копчиковых
г) эндокринных
20. В скелет нижней конечности не входит:
а) бедренная кость;
б) берцовая кость;
в) пяточная кость;
г) тазовая кость.
21. По легочным венам течет:
а) венозная кровь;
б) артериальная кровь;
в) венозная и артериальная кровь;
г) смешанная кровь.
22. Человек с сильным неуравновешенным типом нервной системы по темпераменту:
а) сангвиник;
б) холерик;
в) флегматик;
г) меланхолик.
23. Кем был изготовлен первый совершенный микроскоп, позволивший взглянуть на мир микроскопических организмов:
а) Леонардо да Винчи;
б) Эвклидом;
в) Антони ван Левенгуком;
г) Хансом и Захариусом Янсенами.
24. Низший уровень структурной организации живой материи, специфичный для живого и не существующий в неорганическом мире:
а) молекулярный;
б) клеточный;
в) организменный;
г) популяционно-видовой.
25. Автор биологического термина «клетка» – Р. Гук. Он впервые предложил это понятие в применении к живым организмам, рассмотрев:
а) оболочки растительных клеток;
б) содержимое растительных клеток;
в) содержимое животных клеток;
г) некоторых простейших.
26. При сжигании живой ткани образуется зола (зольный остаток). Этот метод позволяет установить содержание в исследуемой ткани:
а) белков;
б) углеводов;
в) липидов;
г) минеральных солей.
27. Ренатурация белка невозможна, если нарушена его:
а) первичная структура;
б) вторичная структура;
в) третичная структура;
г) любая из перечисленных структур.
28. В отличие от шероховатой эндоплазматической сети, гладкая ЭПС неспособна к:
а) синтезу липидов;
б) синтезу углеводов;
в) синтезу белков;
г) внутриклеточной транспортировке веществ.
29. В ядре эукариотической клетки никогда не содержатся:
а) иРНК;
б) рРНК;
в) тРНК;
г) все ответы неверны.
30. Лизосомы образуются:
а) как впячивания цитоплазматической мембраны;
б) отпочковываясь от аппарата Гольджи;
в) гладкой ЭПС;
г) шероховатой ЭПС.
31. На рисунке изображена клетка в одной из фаз митоза. Структура, обозначенная номером 1 – это:
а) центромера;
б) центриоль;
в) нить веретена деления;
г) дочерняя хроматида.
32. Представленный рисунок иллюстрирует процесс:
а) экзоцитоза;
б) фагоцитоза;
в) пиноцитоза;
г) внутриклеточного транспорта.
33. Число хромосом в половых клетках медведя:
а) такое же, что и в клетках тела медведя;
б) в два раза больше, чем в клетках тела медведя;
в) в два раза меньше, чем в клетках тела медведя;
г) в четыре раза больше, чем в клетках тела медведя.
34. При создании газона в тени деревьев газонное покрытие, как правило, оказывается разреженным. Чтобы улучшить его качество, увеличивают полив и дозы вносимых удобрений. Это иллюстрация действия закона:
а) экологической индивидуальности видов;
б) ограничивающего фактора;
в) совместного действия факторов;
г) незаменимости факторов.
35. Какая адаптация к неблагоприятному времени года нехарактерна для большой синицы:
а) переход на новые виды корма;
б) переселение в окрестности человеческого жилья;
в) миграция на другой континент с бессезонным климатом;
г) появление более густого пухового оперения.
36. Эндосимбионт – это организм, который:
а) паразитирует на организме-хозяине;
б) поселяется в тканях другого организма;
в) не контактирует с наземно-воздушной средой в течение всей жизни;
г) ведёт взаимовыгодное сожительство с неродственным организмом.
37. В каком типе сообществ роль средообразующих видов не играют цветковые растения:
а) степь;
б) широколиственный лес;
в) луг;
г) тундра.
38. Суслики и сайгаки в полупустынях занимают перекрывающиеся экологические ниши. В результате массового отстрела сайгаков численность сусликов:
а) возрастёт и останется на высоком уровне;
б) возрастёт, а затем снизится;
в) понизится и останется на низком уровне;
г) не изменится.
39. Какой тип леса не является коренным:
а) лиственничник;
б) ельник;
в) березняк;
г) дубрава.
40. Жизненные формы животных выделяют, исходя из:
а) размеров тела;
б) способа передвижения;
в) поведения в неблагоприятное время года;
г) продолжительности жизни.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Выберите из предложенного списка растения, которые могут служить основой растительного сообщества в природе –
1) колокольчик; 2) дуб; 3) ковыль; 4) стрелолист; 5) рдест.
а) 1, 2, 4
б) 1, 3, 4;
в) 1, 4, 5;
г) 2, 3, 5;
д) 3, 4, 5.
2. Корнеплоды образуются у следующих растений –
1) картофель; 2) петрушка; 3) свекла; 4) морковь; 5) чистяк.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 3, 4;
в) 1, 3, 5;
г) 2, 3, 4;
д) 3, 4, 5.
3. К типу Кишечнополостные относятся следующие классы –
1) гидроидные; 2) губки; 3) сцифоидные; 4) гребневики; 5) коралловые полипы.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 3, 5;
в) 1, 4, 5;
г) 2, 3, 4;
д) 2, 4, 5.
4. Пищеварительная система имеется у следующих плоских червей –
1) белая планария; 2) шистозома мансони; 3) эхинококк; 4) кошачья двуустка; 5) лентец широкий.
а) 1, 2, 4;
б) 1, 3;
в) 1, 5;
г) 2, 3, 5;
д) 3, 4, 5.
5. В состав верхних дыхательных путей входят –
1) носовая полость; 2) трахея; 3) ротовая полость; 4) глотка; 5) гортань.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 2, 4;
в) 1, 2, 5;
г) 1, 3, 4;
д) 1, 3, 5.
6. К жирорастворимым витаминам относят –
1) витамин А; 2) витамин В; 3) витамин С; 4) витамин D; 5) витамин E.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 2, 5;
в) 1, 3, 4;
г) 1, 4, 5;
д) 2, 4, 5.
7. К двумембранным органоидам клетки относятся –
1) лизосомы; 2) митохондрии; 3) рибосомы; 4) цистерны аппарата Гольджи; 5) пластиды.
а) 1, 2, 4;
б) 1, 4, 5;
в) 2, 5;
г) 2, 4, 5;
д) 1, 2, 4, 5.
8. Углеводы клетки выполняют функции –
1) сигнальную; 2) энергетическую; 3) каталитическую, 4) запасную, 5) структурную.
а) 1, 2, 3, 4;
б) 1, 2, 4;
в) 1, 2, 4, 5;
г) 1, 2, 5;
д) 2, 3, 4, 5.
9. При произрастании сосны обыкновенной на сфагновом болоте ограничивающими факторами, находящимися в зоне пессимума или близко к ней, служат –
1) нехватка света; 2) низкая температура воздуха; 3) – нехватка кислорода в грунте; 4) – недостаток элементов питания; 5) – повышенная кислотность среды.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 3, 4;
в) 1, 3, 4, 5;
г) 2, 3, 4;
д) 3, 4, 5.
10. Среди экологических факторов, снижающих численность популяции выхухоли, к антропогенным относятся –
1) отстрел браконьерами; 2) загрязнение водоёмов; 3) высокое весеннее половодье; 4) малая продолжительность жизни; 5) акклиматизация конкурентных видов американской норки и ондатры.
а) 1, 2;
б) 1, 2, 3;
в) 1, 4, 5;
г) 1, 2, 5;
д) 2, 4, 5.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. У барбариса колючки образуются из видоизменённых листьев.
2. Околоцветник цветка называют простым, если его элементы расположены в один круг.
3. Кровеносная система насекомых замкнутая.
4. У всех птиц открытый таз.
5. Расщепление белков в пищеварительной системе человека начинается в ротовой полости.
6. У взрослого человека диафиз трубчатых костей занимает жёлтый костный мозг.
7. Минеральные соли в клетке участвуют в обмене веществ, только находясь в форме ионов.
8. Клеточная стенка имеется только у растительной клетки.
9. Белковые молекулы ферменты ускоряют химические реакции в организме.
10. Структурную основу цитоплазматической мембраны и мембран органоидов клетки составляют липиды.
11. Хромосомы достигают максимальной спирализации к концу профазы.
12. Для всех водных организмов фактором, ограничивающим их распространение на большую глубину, служит недостаток света.
13. Большинство приспособительных черт организма служат адаптациями к ограничивающему фактору среды.
14. Саморегуляция всех сложных биосистем основана на принципе положительной обратной связи.
15. Человечество стало новой геологической силой в результате развития промышленности и технологий.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий
1. [max 5 баллов] Соотнесите типы расположения побегов (1 – 5) с растениями, для которых они характерны (А – Д).
Типы побегов:
1) прямостоячие
2) ползучие
3) приподнимающиеся
4) цепляющиеся
5) вьющиеся
Растения:
А) гвоздика-травянка
Б) ежа сборная
В) мышиный горошек
Г) вьюнок полевой
Д) луговой чай
Типы побегов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Растения |
2. [max 2,5 балла] Распределите группы клеток гидры (1 – 5) по слоям эктодермы (А) и энтодермы (Б).
1) стрекательные
2) нервные
3) промежуточные
4) чувствительные
5) железистые
Клетки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Слои |
3. [max 2,5 балла] Соотнесите перечисленные организмы (1 – 5) со средой их обитания (А – Г).
Организмы:
1) крот
2) воробей
3) кошачья двуустка
4) перловица
5) подберёзовик
Среда обитания:
А) водная
Б) наземно-воздушная
В) почвенная
Г) организменная
Организмы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Среда обитания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
олимпиадные задания по биологии 9 класс
задания для учащихся предназначены для подготовки к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы....
Творческие олимпиадные задания по биологии и экологии для 9 класса
Задания для творческой олимпиады по биологии. 9 класс...
Творческие олимпиадные задания по биологии и экологии для 9 класса
Задания для творческой олимпиады по биологии. 9 класс...
Олимпиадные задания по биологии. 9 класс.
Олимпиадные задания по биологии. 9 класс....
Олимпиадные задания по биологии 5 класс
Задания теоритического тура муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 5 класс...
Олимпиадные задания по биологии для учащихся 6-7 классов коррекционной школы VIII вида
Олимпиадные задания по биологии (II тур) для учащихся 6-7 классов....
Олимпиадные задания по биологии 10 класс (школьный этап ВСОШ 2015)
Олимпиадные задания по биологии 10 класс...