Олимпиадные задания по биологии. 9 класс.
олимпиадные задания по биологии (9 класс) по теме
Олимпиадные задания по биологии. 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_biologii.9_klass.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ
1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
9 класс
Подготовила учитель биологии и химии МБОУ «Русско – Акташская сош» Альметьевского муниципального района РТ Белоногова И.А.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 2 часа (120 мин.). Работа состоит из 5 частей и включает 49 заданий.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть I.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. На процессы жизнедеятельности растения используют органические вещества, которые они
а) поглощают из воздуха,
б) всасывают из почвы,
в) получают от других организмов,
г) создают сами в процессе фотосинтеза.
2. В чем проявляется приспособленность большинства деревьев к опылению ветром?
а) образуют крупную, липкую, шероховатую пыльцу,
б) цветут весной, до распускания листьев,
в) имеют яркую окраску лепестков и крупные одиночные цветки,
г) содержат в цветках нектар и большое количество пыльцы.
3. Генеративный орган – цветок – имеется у:
а) голосеменных, б) папоротниковидных, в) покрытосеменных, г) плауновидных.
4. Космическая роль растений на Земле состоит в том, что они:
а) аккумулируют солнечную энергию,
б) выделяют кислород,
в) поглощают из окружающей среды минеральные вещества,
г) поглощают из окружающей среды углекислый газ.
5. Непостоянную температуру тела имеет:
а) прыткая ящерица, б) заяц-беляк, в) пестрый дятел, г) синий кит.
6. Сигналом к осеннему отлету насекомоядных птиц служит уменьшение:
а) количества пищи,
б) длины светового дня,
в) влажности воздуха,
г) температуры воздуха.
7. Главное отличие млекопитающих от других позвоночных животных - :
а) наличие шейного отдела позвоночника,
б) два круга кровообращения,
в) выкармливание детенышей молоком,
г) теплокровность и четырехкамерное сердце.
8. Функцию питания и роста кости в толщину выполняет:
а) губчатое вещество,
б) желтый костный мозг,
в) надкостница,
г) красный костный мозг.
9. В скелете человека неподвижно соединены между собой кости:
а) плечевая и локтевая,
б) грудного отдела позвоночника,
в) мозгового отдела черепа,
г) ребер и грудины.
10. При переломе позвоночника необходимо:
а) уложить больного на спину на мягкую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,
б) уложить больного вниз лицом на твердую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,
в) наложить тугую повязку вокруг туловища и транспортировать пострадавшего в больницу,
г) ждать врачей, не оказывая помощь.
11. Большой круг кровообращения – это путь крови от:
а) левого желудочка по всем артериям, капиллярам и венам до правого предсердия,
б) правого желудочка по легочной артерии и капиллярам, легочной вене до левого предсердия,
в) левого предсердия по артериям, капиллярами венам до правого желудочка,
г) от правого предсердия по венам, капиллярам, артериям до левого желудочка.
12. Предупредительные прививки защищают человека от:
а) любых заболеваний,
б) ВИЧ-инфекции и СПИДа,
в) хронических заболеваний,
г) большинства инфекционных заболеваний.
13. Малокровие у человека возникает в следствие:
а) недостатка кальция в крови,
б) нарушения деятельности органов пищеварения,
в) уменьшение содержания гемоглобина в эритроцитах,
г) уменьшение количества витаминов в организме.
14. Недостаток в организме человека витамина А приводит к заболеванию:
а) куриной слепотой,
б) сахарным диабетом,
в) цингой,
г) рахитом.
15. Нервные импульсы от органа в мозг проводят:
а) чувствительные нейроны,
б) двигательные нейроны,
в) вставочные нейроны,
г) все указанные нейроны.
16. Обнаружение в крови человека повышенного содержания сахара свидетельствует о нарушении функции:
а) поджелудочной железы,
б) щитовидной железы,
в) надпочечников,
г) гипофиза.
17. Зрительная зона у человека находится в доле коры больших полушарий головного мозга - :
а) затылочной,
б) височной,
в) лобной,
г) теменной.
18. Реакция человека на зеленый свет светофора – это рефлекс:
а) врожденный, б) приобретенный, в) безусловный, г) наследуемый.
19. Какое заболевание приводит к потере человеком иммунитета?
а) ангина, б) корь, в) СПИД, г) коклюш.
20. Клетки прокариот, в отличие от эукариот,:
а) не имеют плазматической мембраны,
б) не имеют оформленного ядра,
в) состоят из более простых органических веществ,
г) содержат цитоплазму.
Часть II.
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Вегетативные органы цветкового растения:
I. корень
II. стебель
III. листья
IV. цветок
V. плод
а) I, II, III;
б) I, IV, V;
в) I, II, III, V;
г) II, III, IV, V.
2. Функции цветка, важные для жизнедеятельности растений:
I. испарение воды
II. привлечение опылителей
III. образование нектара
IV. образование семян
V. запасание органических веществ
а) II, IV;
б) III, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV.
3. Приспособлениями птиц к полету можно считать:
I. видоизмененные конечности
II. хорошее обоняние
III. один круг кровообращения и легочное дыхание
IV. полые кости скелета
V. перьевой покров
а) I, II, V;
б) I, III;
в) I, III, V;
г) I, IV, V.
4. К пресмыкающимся относятся:
I. серый варан
II. аллигатор
III. среднеазиатская черепаха
IV. серая жаба
V. саламандра
а) I, II, V;
б) I, II, III;
в) II, IV, V;
г) II, III, IV.
5. Какие признаки характерны для человека и других млекопитающих
I. теплокровность
II. трехкамерное сердце
III. диафрагма
IV. выкармливание детенышей молоком
V. один круг кровообращения
а) II, V;
б) II, IV;
в) I, II, III, IV;
г) I, III, IV.
6. Выберите признаки, характерные для соединительной ткани:
I. межклеточное вещество хорошо выражено
II. способна сокращаться
III. бывает жидкой, хрящевой, костной
IV. межклеточное вещество слабо выражено
V. одна из функций - транспортная
а) II, V;
б) II, IV;
в) I, III, V;
г) II, III, IV.
7. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?
I. искривлению позвоночника
II. нарушению строения суставов верхних конечностей
III. смещению внутренних органов
IV. нарушению функций костного мозга
V. нарушению кровоснабжения органов
а) I, II, V;
б) II, IV;
в) I, III, V;
г) II, III, IV.
8. Внутренняя среда организма человека образована:
I. цитоплазмой клетки
II. кровью
III. лимфой
IV. межклеточной жидкостью
V. водой
а) II, V;
б) I, II, IV;
в) I, III, V;
г) II, III, IV.
9. Много белков содержится в продуктах питания:
I. сахар
II. мясо
III. хлеб
IV. рыба
V. сыр
а) I, II, V;
б) II, IV, V;
в) I, III, V;
г) II, III, IV.
10. Какие свойства живого характерны для всех живых организмов?
I. обмен веществ
II. способность к фотосинтезу
III. наследственность
IV. раздражимость
V. теплокровность
а) I, II, V;
б) II, IV;
в) I, III, IV;
г) II, III, IV.
Часть III.
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за правильный ответ).
- Дышат растения только днем, на свету.
- У голосеменных растений семена лежат на чешуях шишек открыто.
- В клетках бактерий нет ядра.
- Рыбы – раздельнополые животные.
- Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.
- Птицы и млекопитающие – теплокровные животные.
- Вид Человек разумный относится к классу Млекопитающих.
- Сердце человека – это трехкамерный мышечный орган.
- Анатомия - это наука о функциях организма и его органов.
- Центральная нервная система человека образована головным и спинным мозгом.
- Неподвижно соединены между собой теменная и височная кости.
- Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует согреть поврежденный сустав.
- Эпителиальная ткань образует покровы тела.
- Цитоплазма – это внутренняя полужидкая среда клетки.
- Гистология – это наука о тканях.
Часть IV.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия или последовательности. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 2 балла за правильный ответ). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
- Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом:
Вид Способ приобретения иммунитета
А. Естественный 1. Передается по наследству
Б. Искусственный 2. Вырабатывается под действием вакцины
3. Возникает после введения в организм лечебной
сыворотки
4. Формируется после перенесенного заболевания
- Установите, в какой последовательности располагаются отделы в позвоночнике млекопитающего, начиная от черепа:
А) поясничный, Б) грудной, В) хвостовой, Г) крестцовый, Д) шейный
Задания со свободным ответом.
- Почему у растения, пробывшего в темноте более 2 суток, в листьях исчезает крахмал?
(2 балла)
- Археологи при раскопках нашли хорошо сохранившийся череп примата. Укажите признаки, по которым они смогут установить, кому принадлежит череп – человекообразной обезьяне или человеку. (4 балла)
Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по биологии
на задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
Школьный этап. 9 класс
Часть 1. 20 баллов (по 1 баллу за каждое задание).
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ | г | б | в | а | а | б | в | в | в | б | а | г | в | а | а |
№ | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Ответ | а | а | б | в | в |
Часть 2. 20 баллов (по 2 балла за каждое задание).
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | а | а | г | б | г | в | в | г | б | в |
Часть 3. 15 баллов (по 1 баллу за каждое задание).
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
"ДА" или «НЕТ» | - | + | + | + | + | + | + | - | - | + |
№ | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
"ДА" или «НЕТ» | + | _ | + | + | + |
Часть 4. 4 балла (по 2 за каждое задание).
- Задание на установление соответствия.
Способ приобретения | 1 | 2 | 3 | 4 |
Вид иммунитета | А | Б | Б | А |
- Задание на установление последовательности.
Последовательность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Отделы позвоночника | Д | Б | А | Г | В |
Часть 5.
- Почему у растения, пробывшего в темноте более 2 суток, в листьях
исчезает крахмал? (2 балла)
Ответ: 1). В темноте продолжается дыхание, обеспечивающее растение
энергией;
2). Источником энергии становится разлагающийся на мономеры
крахмал.
- Археологи при раскопках нашли хорошо сохранившийся череп примата. Укажите признаки, по которым они смогут установить, кому принадлежит череп – человекообразной обезьяне или человеку. (4 балла)
Ответ: 1) У человека мозговой отдел черепа больше, чем у человекообразной
обезьяны. 2) У человека есть подбородочный выступ. 3) Отсутствуют надбровные костные
валики. 4) Уменьшение размера челюстных костей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
олимпиадные задания по биологии 9 класс
задания для учащихся предназначены для подготовки к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы....
Творческие олимпиадные задания по биологии и экологии для 9 класса
Задания для творческой олимпиады по биологии. 9 класс...
Творческие олимпиадные задания по биологии и экологии для 9 класса
Задания для творческой олимпиады по биологии. 9 класс...
Олимпиадные задания по биологии 5 класс
Задания теоритического тура муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 5 класс...
Олимпиадные задания по биологии для учащихся 6-7 классов коррекционной школы VIII вида
Олимпиадные задания по биологии (II тур) для учащихся 6-7 классов....
Олимпиадные задания по биологии 9 класс
Олимпиадные задания по биологии 9 класс...
Олимпиадные задания по биологии 10 класс (школьный этап ВСОШ 2015)
Олимпиадные задания по биологии 10 класс...