Рабочая программа по биологии 6- 9 класс
рабочая программа по биологии на тему
Рабочая программа разработана на основе Фендерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по биологии для 6-9 классов авторского коллектива И.Н.Пономаревой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_6_-9_klass.docx | 90.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по биологии для 6–9 классов авторского коллектива под руководством И.Н.Пономаревой в соответствии со следующими документами
- Федеральный компонент Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии «Природоведение. Биология. Экология. Программы –М.; Вентана- Граф, 2010, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
- Примерная программа по биологии основного общего образования
- Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой Программы. - М.: Вентана-Граф, 2010. 176с).
- Федеральный базисный учебный план (Приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004 г. с изменениями на 1 февраля 2012 г)
Программа предусматривает реализацию учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию в 2008/2009 учебном году (приказ Минобрнауки России от 13.12.07 № 349):
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. - М.: Вентана-Граф, 2006.
В.М. Константинов, В.Г. Бабенко. Биология: Животные. 7 класс. - М.: Вентана-Граф, 2007.
А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология: Человек. 8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2004.
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова. Основы общей биологии. 9 класс. - М.: Вентана-Граф, 2007.
Актуальность разработки программы заключается в необходимости приведения содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Усвоение программы рассчитано на 238 часов: 6 класс - 34 часа (1 час в неделю), 7 класс – 68 часов (2 часа в неделю), 8 класс - 68 часа (2 часа в неделю), 9 класс - 68 часов (2 часа в неделю).
Цель программы – усвоение минимума содержания основных образовательных программ основного общего образования по биологии, достижение требований к уровню подготовки выпускников основной школы, предусмотренных федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования
Задачи программы.
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Достижению целей и задач способствуют особенности программы по биологии в основной школе, разработанной авторским коллективом под ред. И.Н. Пономаревой:
- увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала;
- усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изучению живой природы России и бережному отношению к ней;
- усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности биологических систем разных уровней организации; к идеям об устойчивом развитии природы и общества;
- расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающих практические и творческие умения у учащихся.
Данная рабочая программа имеет ряд особенностей, связанных с условиями реализации. В 6классе объединяются темы «Условия прорастания семян» и «Значение семян». В 7 классах за счет резервного времени увеличено количество часов в некоторых темах, богатых новыми терминами, понятиями. Резервное время используется для обобщения и повторения изученного материала. В 7 классе это темы: «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» (4+1), “Класс Птицы” (6+2), «Класс Млекопитающие, или Звери»(8+3). Тема «Развитие животного мира на Земле» сокращенно с 4 до 3часов, т.к.материал рассматривается в старших классах.
В 9 классе за счет сокращения на 1 час темы «Онтогенез» (5-1) тематический контроль последнего урока объединён с последующим, увеличено время на изучение темы «Основы учения о наследственности и изменчивости». Уменьшено время на изучение темы «Учение об эволюции»(11-2),т.к. материал частично знаком учащимся по 6,7,8 классам. 2 часа распределяются на темы «Основы учения о наследственности и изменчивости»(+1), «Заключение»(+1). Тема «Основы учения о наследственности и изменчивости» 13 часов(11+2). Увеличение часов связано с незнакомой для учеников темой; объёмным понятийным аппаратом; возникающими трудностями при оформлении и решении задач; «Заключение» 2 часа(1+1), т.к. одного часа не достаточно для обобщения, повторения, закрепления и контроля целого курса «Основы общей биологии»
Увеличено время на подведение итогов за год во всех классах (6 кл - 2 ч; 7 кл – 2 ч; 8 кл - 2 ч; 9 кл - 2 ч). Во всех классах проводятся кратковременные (10-15 мин.) работы по обобщению знаний. В поурочном планировании они отмечены перед изучением последующей темы. В 6 классе их 3; в 7 классе - 3; в 9 классе - 3. Также предусмотрен более длительный тематический контроль (20-25 мин.). В 7 классе – 5 работ, в 8 классе - 7, в 9 классе - 1. Объёмным работам, насыщенным разноуровневыми заданиями отводиться 35-45 мин. В 6 классе таких работ 4; в 7 классе - 5; в 8 классе - 3; в 9 классе - 4. Они проводятся отдельным уроком и отображены в поурочном планировании.
Подводятся итоги выполнением годовых работ во всех классах.
Практическая часть предусматривает проведение лабораторных работ, практических работ, экскурсий.
Для реализации данной учебной программы используются следующие методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые. Преобладающими методами контроля знаний и умений являются практические работы, семинары, разноуровневые контрольные работы, тестирование, зачеты.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Результатом усвоения программы станет достижение требований к уровню подготовки выпускников, предусмотренных стандартом. В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития и размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах.
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и в природе; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов. наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием ИТ);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами. Предупреждение травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Профилактика нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Выращивания, размножения и ухода за культурными растениями и домашними животными;
Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | |||
всего | л/раб. | экскурс | |||
6 класс. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники | |||||
1 | Введение | 1 |
|
| |
2 | Общее знакомство с растениями | 2 | 1 | 1 | |
3 | Клеточное строение растений | 2 | 1 |
| |
4 | Органы цветковых растений | 10 | 4 | 1 | |
5 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 7 | 1 |
| |
6 | Основные отделы царства растений | 5 | 1 | ||
7 | Историческое развитие многообразия растительного мира Земли | 1 |
|
| |
8 | Царство Бактерии | 2 |
| ||
9 | Царство Грибы. Лишайники | 3 | 1 |
| |
10 | Природные сообщества | 2 |
| 1 | |
| Итого | 34 | 8 | 4 | |
7 класс. Биология: Животные | |||||
1 | Введение | 1 |
|
| |
2 | Общие сведения о мире животных | 2 |
| 1 | |
3 | Строение тела животных | 2 |
|
| |
4 | Подцарство Простейшие, или Одноклеточные | 4 | 1 |
| |
5 | Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные | 3 |
|
| |
6 | Типы: Плоские, Круглые, Кольчатые черви | 6 | 1 |
| |
7 | Тип Моллюски | 5 | 1 | ||
8 | Тип Членистоногие | 7 | 1 |
| |
9 | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | 1 |
|
| |
10 | Подтип Черепные. Надкласс Рыбы | 5 | 1 |
| |
11 | Класс Земноводные, или Амфибии | 5 | 2 |
| |
12 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 5 | 1 | ||
13 | Класс Птицы | 8 | 3 | 1 | |
14 | Класс Млекопитающие или Звери | 8 | 1 | 1 | |
15 | Развитие животного мира на Земле | 4 |
| ||
16 | Заключение | 2 |
|
| |
| Итого | 68 | 12 | 3 | |
8 класс. Биология: Человек | |||||
1 | Введение. Организм человека: общий обзор | 5 | 1 |
| |
2 | Опорно- двигательная система | 8 | 2 |
| |
3 | Кровь. Кровообращение | 9 | 3 |
| |
4 | Дыхательная система | 5 | 1 |
| |
5 | Пищеварительная система | 7 | 1 |
| |
6 | Обмен веществ и энергии. Витамины | 3 | 1 |
| |
7 | Мочевыделительная система | 2 |
|
| |
8 | Кожа | 3 |
|
| |
9 | Эндокринная система | 3 |
|
| |
10 | Нервная система | 5 | 1 |
| |
11 | Органы чувств. Анализаторы | 5 |
|
| |
12 | Поведение и психика | 6 |
|
| |
13 | Индивидуальное развитие организма | 5 | 1 |
| |
14 | Заключение | 2 |
|
| |
| Итого | 68 | 11 |
| |
9 класс. Основы общей биологии | |||||
1 | Введение в основы общей биологии | 3 |
| 1 | |
2 | Основы учения о клетке | 10 | 1 |
| |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов( онтогенез) | 4 | 1 |
| |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости | 13 | 3 |
| |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 5 |
|
| |
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира | 5 |
| 1 | |
7 | Учение об эволюции | 9 | 1 |
| |
8 | Происхождение человека (антропогенез) | 6 |
|
| |
9 | Основы экологии | 11 |
| 1 | |
10 | Заключение | 2 |
|
| |
| Итого | 68 | 6 | 3 |
Содержание программы учебного предмета
6 класс
1.Введение. Общее знакомство с растениями (3 ч)
Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях — ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение — живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.
Лабораторная работа. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения (на примере плодов пастушьей сумки, ветки сосны с шишками и семенами, папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).
Экскурсии. Мир растений вокруг нас.
2. Клеточное строение растений (2 ч)
Клетка — основная структурная единица организма ра-( гения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения.
Понятие о тканях. Растение — многоклеточный организм.
Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
Лабораторные работы. Знакомство с клетками растений (на примере клеток томата и кожицы лука).
3. Органы цветковых растений (10 ч)
Семя 2ч
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву.
Лабораторные работы. Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли).
Корень 1ч
Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.
Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения.
Лабораторные работы. Строение корня у проростка (гороха, тыквы, редиса).
Побег 7ч
Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань.
Разнообразие листьев и их значение для растений.
Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.
Стебель как осевая часть побега и как орган проведения Питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.
Лабораторные работы. Строение вегетативных и генеративных почек. Внешнее и внутреннее строение стебля. Строение корневища, клубня и луковицы.
Экскурсии. Жизнь растений зимой.
Цветок и плод 2ч
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.
Лабораторные работы. Типы соцветий (3-5 разных).
4. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)
Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).
Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез — процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ — обеспечение связи организма с окружающей средой.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение,
его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки и прививки (черенком и глазком), размножение тканями.
Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений.
Лабораторные работы. Черенкование комнатных растении.
5. Основные отделы царства растений (5ч)
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.
Водоросли. Общая характеристика одноклеточных п многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве..
Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.
Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений.
Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.
Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.
Экскурсии. Представители отделов царства растений (в городском парке, лесопарке или уголке живой природы в школе).
6. Историческое развитие растительного мира на Земле (1 ч)
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.
7. Царство Бактерии (2 ч)
Бактерии как древнейшая группа ЖИВЫХ организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.
Распространение бактерий. Значение бактерий " природе и в жизни человека.
. 8. Царство Грибы. Лишайники (3 ч)
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.
Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение Грибов в природе и в жизни человека.
Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.
Лабораторные работы. Изучение строения плесневых грибов.
9. Природные сообщества (2 ч)
Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биореоценоз — совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.
Приспособленность растений к совместной жизни и природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Экскурсии. Жизнь растений в весенний период года.
7 класс
- Введение. (1 ч)
- Общие сведения о мире животных (2ч)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род. Вид, популяция. Значение классификации животных.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Экскурсии. Многообразие животных в природе.
2. Строение тела животных (2 ч)
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.
3.Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные (4 ч)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Значение простейших в природе и жизни человека.
Лабораторные работы:
- Строение инфузории-туфельки.
4. Подцарство Многоклеточные животные
Тип кишечнополостные (3 ч)
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение.. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
- Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 ч)
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных..
Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение..
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Лабораторные работы:
2. Внешнее строение дождевого червя, передвижение, раздражимость
- Тип моллюски (5 ч.)
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Роль в биоценозах и практическое значение.
Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Роль в биоценозе и практическое значение.
Лабораторные работы:
- «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков
- Тип членистоногие (7 ч)
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями
Лабораторные работы:
- Внешнее строение насекомого
- Тип хордовые (28 ч)
Краткая характеристика типа хордовых.
Подтип Бесчерепные (1 ч)
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 ч.)
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб.. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Лабораторные работы:
- Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
Класс Земноводные, или Амфибии (5 ч)
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.
Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.
Лабораторные работы:
- Изучение внешнего строения и поведения земноводных
2.Изучение внутреннего строения лягушки на готовых влажных препаратах
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5ч)
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.
Значение змей в природе и жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся..
Лабораторные работы:
1.Изучение внешнего строения ящерицы
Класс Птицы (8 ч)
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц. Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Лабораторные работы:
- Внешнее строение птиц, строение перьев».
- «Строение скелета птицы»
3.Изучение строения куриного яйца»
Экскурсия. Знакомство с птицами леса (или парка)
Класс Млекопитающие, или Звери (8 ч)
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Значение млекопитающих. Промысел и промысловые звери. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Лабораторные работы:
2. Строения скелета млекопитающих.
Экскурсия. Домашние и дикие звери (краеведческий музей или зоопарк)
- Развитие животного мира на Земле (4 ч.)
Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.
Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Памятники природы, заповедники и заказники Белгородской области.
- Заключение (2 ч)
8 класс
1. Введение Общий обзор организма человека (5 ч.)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.
Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных.
Части и полости тела. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.
Клетка и её строение. Органоиды клетки.
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.
Основные ткани животных и человека, их разновидности.
Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга.
Органы, системы органов, организм.
Демонстрации. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.
Лабораторные работы:
1.Изучение под микроскопом различных тканей человека
2.Распознание на таблицах органов и систем органов.
2. Опорно-двигательная система (8 ч.)
Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей.
Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия.
Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Спортивный календарь Урала для детей и взрослых: сезонные виды спорта.
Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков, строение сустава, мышц и др.
Лабораторные работы:.
1.Изучение микроскопического строения костей.
2.Выявление влияния статической и динамической работы на утомляемость мышц
3. Кровь и кровообращение (9 ч)
Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления.
Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет.
Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний.
Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения.
Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца.
Первая помощь при кровотечениях различного типа.
Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления и способы их использования.
Лабораторные работы:
1.Изучение микроскопического строения крови.
2. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.
3. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения.
4. Дыхательная система (5ч)
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания.
Болезни органов дыхания, их профилактика. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний.
Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение и зависимость от уровня тренированности человека. Дыхательная гимнастика.
Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Демонстрации. Торс человека; модели гортани и легких;
Практические работы:
1.Измерение обхвата грудной клетки.
5. Пищеварительная система (7 ч.)
Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов.
Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.
Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении.
Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы.
Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение.
Питание и здоровье. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи.
Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат).
Лабораторная работа:
- Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал.
6. Обмен веществ и энергии. (3 ч)
Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования.
Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими тратами организма. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа.
Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.
Практические работы:
1. Определение норм рационального питания.
.
7. Мочевыделительная система (2ч)
Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек.
Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста.
Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.
8. Кожа (3 часа)
Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей.
Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи.
Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды.
Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.
9. Эндокринная система (3 ч)
Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем.
Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови.
Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы.
10. Нервная система (5 ч)
Значение нервной системы, её строение и функции. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Нервы и нервные узлы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.
Головной мозг. Серое и белое вещество, кора и ядра головного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.
Демонстрации. Модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.
Практические работы:
- Изучение строения головного мозга (Используются модель головного мозга, таблицы)
11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.
Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов.
Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт.
Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации.
Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации. Модели черепа, глаза, уха.
12. Поведение и психика (6ч)
Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения.
Закономерности работы головного мозга. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского по изучению закономерностей работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты.
Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека – глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле.
Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление.
Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей.
Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение.
Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации.
Адаптация и акклиматизация к новым климатическим условиям.
Личность и её особенности. Выбор профессии.
Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, урбосфера и агросфера. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Демонстрации. Модель головного мозга; двойственного изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.
13. Индивидуальное развитие организма (5 ч.)
Половые и возрастные особенности человека. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.
Женская половая система. Мужская половая система.
Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания.
Планирование семьи. Охрана материнства и детства.
Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины его нарушения. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным.
Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст.
Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Основные характеристики и нормы здорового образа жизни и эффективные способы его сохранения.
Демонстрации. Модели зародышей человека и животных разных возрастов.
Практическая работа.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
14. Заключение (2 ч.)
9 класс
1. Введение в основы общей биологии (3 ч)
Биология – наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Особенность региональной флоры и фауны.
Экскурсия 1: Биологическое разнообразие вокруг нас.
2.Основы учения о клетке (10 ч.)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа:
- 1. Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.
Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.
Лабораторные работы:
- 2. Митоз в корешке лука..
.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (13ч)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.
Лабораторные работы:
3Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.
4Решение генетических задач на определение пола
5. Изучение изменчивости у организмов.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.
Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Памятники природы Белгородской области. (ботанические, геологические).
Экскурсия 2. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
7. Учение об эволюции (9ч)
Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы..
Лабораторные работы:
6. Приспособленность организмов к среде обитания.
Экскурсии
3. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер.
4. Борьба за существование в природе.
8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
9. Основы экологии (11ч)
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Экскурсии:
5. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды
Заключение (2ч)
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Итоговый контроль и тестирование.
Формы и средства контроля
6 класс
№ п/п | Формы контроля | Количество |
1. | Лабораторная работа | 6 |
2. | Практическая работа | 1 |
3. | Тестирование | 2 |
7 класс | ||
1. | Лабораторная работа | 12 |
2. | Практическая работа | 1 |
3. | Тестирование | 2 |
8 класс | ||
1. | Лабораторная работа | 8 |
2. | Практическая работа | 3 |
3. | Тестирование | 2 |
9 класс | ||
1. | Лабораторная работа | 6 |
2. | Практическая работа | - |
3. | Тестирование | 2 |
Перечень учебно-методических средств обучения.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечание | |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
1 | Стандарт основного общего образования по биологии | 1 | ||
2 | И.Н.Пономарева,О.А.Корнилова,В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / под ред.И.Н Пономаревой.- М.: Вентана- Граф, 2006. -240с.; | 60 | ||
3 | И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005; | 1 | ||
5 | Т.А. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва. Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 171с.; | 2 | ||
6 | Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа; | 1 | ||
7 | Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил. | 2 | ||
8 | Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил | 2 | ||
9 | Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684. | 1 | ||
10 | Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с. | 1 | ||
11 | Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с. | 1 | ||
12 | Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с | 1 | ||
13 | Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с. | 1 | ||
14 | Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил. | 1 | ||
15 | Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил. | 1 | ||
16 | Новик В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с | 1 | ||
17 | Общая методика преподавания биологии | 2 | ||
18 | Книги для чтения по всем разделам биологии | 15 | ||
19 | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | 2 | ||
20 | Популярный атлас. Определитель. Дикорастущие растения. И. А. Губанов 2008г.Дрофа. | 1 | ||
21 | Многообразие живой природы.Растения.Т.А.Козлов.2008г. | 1 | ||
7 | Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил. | 2 | ||
8 | Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е.Т., Белых В.И. – М.: Издательский Дом «ГЕНДЖЕР», 1997. – 56 с.; | 2 | ||
9 | Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684. | 1 | ||
10 | Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с. | 1 | ||
11 | Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.; | 1 | ||
12 | Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с. | 1 | ||
13 | Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»); | 1 | ||
14 | Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с. | 1 | ||
15 | Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.; | 1 | ||
16 | Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил; | 1 | ||
17 | Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.; | 2 | ||
18 | Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.; | 15 | ||
19 | Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.; | 2 | ||
20 | Популярный атлас. Определитель. Животные. И. А. Губанов 2008г.Дрофа. | 1 | ||
21 | Многообразие живой природы.Животные.Т.А.Козлов.2008г. | 1 | ||
3 | Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1С» Издательский центр «Вентана-Граф», 2007. | 1 | ||
4 | Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр,2004. | 1 | ||
5 | Библиотека электронных наглядных пособий «Биология 6 – 9 классы» | 1 | ||
6 | Электронные базы данных по всем разделам курса | 1 | То же | |
13 | Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с. | 1 | ||
14 | Воронин Л.Г., Маш Р.Д. «Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1983 г.) | 1 | ||
15 | Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил. | 1 | ||
16 | Демьяненков Е.Н. «Биология в вопросах и ответах» (М., «Просвещение», 1996 г.) | 1 | ||
17 | Общая методика преподавания биологии | 2 | ||
18 | Книги для чтения по всем разделам биологии | 15 | ||
19 | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | 2 | ||
20 | Лернер Г.И. «Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания)» (М., «Аквариум», 1998 г.) | 1 | ||
21 | Многообразие живой природы.Растения.Т.А.Козлов.2008г. | 1 | ||
5. Технические средства обучения | ||||
1 | Мультимедийный проектор | 1 | ||
2 | Компьютеры (3) , 3 компл. колонок по 2, ВЭБ камеры (3), | 3 | ||
3 | Ноутбук | 1 | ||
4 | Принтер | 1 | ||
5 | Окулярная камера и программа к ней | 1 | ||
6 | Интерактивная доска | 1 | ||
7 | Источник бесперебойного питания | 1 | ||
6.Учебно – практическое и учебно - лабораторное оборудование | ||||
Приборы, приспособления | ||||
1 | Весы электронные | 1 | ||
2 | Термометр лабораторный | 1 | ||
3 | Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных и практических работ | Включает посуду, препаравальные принадлежности, предметные, покровные стекла и др. | ||
4 | Комплект оборудования к биологической микролаборатории. | 2 | ||
5 | Микроскопы школьные | 15 | ||
6 | Цифровой микроскоп с камерой | 1 | ||
7 | Приборы для демонстрации опытов | 2 копл | ||
7. Модели | ||||
Модели объемные | ||||
1 | Модели цветков различных семейств | 1 по каждому семейству | ||
2 | Классификация растений и животных | 1 | ||
3 | Цикл развития мха | 1 | ||
4 | Цикл развития водоросли | 1 | ||
5 | Цикл развития шляпочного гриба | 1 | ||
6 | Деление клетки | 1 | ||
7 | Строение клетки | 1 | ||
Муляжи | ||||
1 | Муляжи фруктов | 5 | ||
2 | Комплект муляжей «Результат искусственного отбора на примере культурных растений» (яблок, томатов, овощей, фруктов) | 5 | ||
3 | Набор муляжей шляпочных грибов | 3 | ||
4 | Муляж огурца Натуральные объекты | 3 | ||
1 | Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп Комплект гербариев разных групп растений: *деревья и кустарники *морфология растений *основные группы растений *растительные сообщества *с – х растения *дикорастущие растения *культурные растения *лекарственные растения | Достаточное количество гербариев из расчета на каждого учащегося. | Используют как раздаточный материал | |
Микропрепараты | ||||
Набор микропрепаратов по ботанике | ||||
1 | _________ «Ботаника» | 15 | ||
Коллекции | ||||
1 | Ископаемые растения и животные | 1 | ||
2 | Каменный уголь | 1 | ||
3 | Образцы почв | 1 | ||
4 | Шишки голосеменных | 1 | ||
5 | Торф | 1 | ||
6 | Хлопок | 1 | ||
1 | Набор «Происхождение человека» | |||
2 | Торс человека (2) | 1 | ||
3 | Набор моделей органов человека и животных: молекула белка, сердце позвоночных, почка в разрезе. мозг позвоночных, ископаемые животные, глаз, ухо, слуховые косточки, глазное яблоко | 1 | ||
4 | Модели ДНК | 1 | ||
5 | Синтез белка | 1 | ||
6 | Деление клетки | 1 | ||
7 | Строение клетки | 1 | ||
Муляжи | ||||
1 | Муляжи головного мозга человека | 7 | ||
2 | Муляжи сердца человека, гортань человека | 7 | ||
3 | Комплект муляжей «Позвоночные животные» | 3 | ||
4 | Сердце млекопитающих | 3 |
Перечень учебно-методических средств обучения
6 класс
№ п/п | Лабораторная работа | Оборудование | Примечание |
1. | «Знакомство с цветковыми и споровыми растениями» | Лупа ручная Растение пастушья сумка Микроскоп Лист папоротника Семена редиса | 15 штук + 12 12 + |
2. | «Знакомство с клетками растений» | Лупа ручная Микроскоп Предметное стекло Луковица | 15 12 + (на каждого ученика) + |
3. | «Изучение строения семени фасоли» | Лупа ручная Боб фасоли с семенами Набухшие семена фасоли | 15 + + |
4. | «Строение вегетативных и генеративных почек» | Лупа ручная Годичные побеги с почками | + + |
5. | «Внешнее строение корневища, луковицы и клубня» | Лупа ручная Клубень картофеля Гербарий корневищного растения Луковица репчатого лука | 15 + + + |
6. | «Изучение строения плесневых грибов» | Лупа ручная Микроскоп Инструментарий Плесень на пищевых продуктах Плесень мукора (микропрепарат) | 15 12 + + 12 (на каждую парту) |
7 класс
№ п/п | Лабораторная работа | Оборудование | Примечание |
1. | «Изучение строения инфузории-туфельки» | Микропрепарат «Культура инфузории-туфельки» Микроскоп | 12 штук + 12 12 |
2. | «Внешнее строение дождевого червя, передвижение, раздражимость» | Лупа ручная Дождевой червь в почве Стекло Бумага | 15 12 + (на каждого ученика) + |
3. | «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» | Раковины моллюсков | + |
4. | «Внешнее строение насекомого» | Коллекция расчлененного майского жука | 12 |
5. | «Внешнее строение и передвижение рыбы» | Засушенная рыба (раздаточный материал на каждую парту) | 12 |
6. | «Изучение внутреннего строения рыбы» | Раздаточный материал – карточки, влажный препарат «Внутреннее строение рыбы» | 12 |
7. | «Изучение внешнего строения и поведения земноводных». | Коллекция «скелет лягушки», карточки «Внешнее строение земноводных» | 12 |
8. | «Изучение внутреннего строения лягушки на готовых влажных препаратах» | Влажный препарат «Внутреннее строение лягушки», карточки | Демонстрационный 12 |
9. | «Изучение внешнего строения ящерицы» | Коллекция «Скелет ящерицы» | 12 |
10. | «Внешнее строение птиц, строение перьев» | чучело птицы, различные виды перьев птицы | Демонстрационный + (на каждую парту) |
11. | «Строение скелета птицы» | Коллекция «Скелет птицы», Раздаточный материал - карточки | Демонстрационный + |
12. | «Изучение строения куриного яйца» | Куриное яйцо, Карточки «Строение куриного яйца» | 1 + |
13 | «Строение скелета млекопитающих» | Коллекция «Скелет кролика», карточки | Демонстрационный + |
8 класс
№ п/п | Лабораторная работа | Оборудование | Примечание |
1. | «Изучение под микроскопом различных тканей человека» | Микроскоп Микропрепараты различных тканей человека (эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная) | 12 штук + (в достаточном количестве на каждую парту) |
2. | Пр. работа «Распознание на таблице органов и систем органов» | Таблицы «Внутренние органы человека», карточки - задания | 1 + (на каждого ученика) |
3. | «Изучение микроскопического строения костей» | Микроскоп Микропрепараты «Костная ткань» | 12 + |
4. | «Выявление статической и динамической работы на утомляемость мышц» | Секундомер, Гантели (0,5 кг) | + + |
5. | «Изучение микроскопического строения крови» | Микроскоп, микропрепараты «Кровь человека» и «Кровь лягушки» | 12 12 12 |
6. | «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке» | Часы с секундной стрелкой или секундомер | + |
7. | «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечения» | Вата, бинт, жгут, перекись водорода, йод | + + + + |
8. | «Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал» | Белок куриного яйца, Желудочный сок, крахмал | + + + |
9. | «Изучение строения головного мозга» | Модель головного мозга, карточки - задания | + + |
9 класс
№п/п | Лабораторная работа | Оборудование | Наличие |
1 | «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток». | Микроскоп Готовые микропрепараты растительных и животных тканей Клетки спирогиры, эвглены зеленой, нервная клетка, клетка гладкой мускулатуры | 12 + |
2 | «Митоз в корешке лука». | Микроскоп Готовые микропрепараты с делящимися клетками кончика корня | 12 + |
3 | « Решение генетических задач на моногибридное скрещивание» | карточки с заданиями для учащихся, сборники задач по генетике для школьников. | 12 |
4 | «Решение задач на определение пола» | карточки с заданиями для учащихся, сборники задач по генетике для школьников. | 12 |
5 | «Изучение изменчивости у организмов» | 15 – 20 опавших листьев клена платанолистного ( или других растений), 5 – 7 раковин прудовика большого, линейка, лист миллиметровой бумаги | + |
6. | «Приспособленность организмов к среде обитания» | Коллекция плодов и семян( клена, ели, череды), коллекция конечностей насекомых (жука навозника, жука плавунца, пчелы, бабочки, кузнечика), фотографии или рисунки животных (орел, цапля, синица); живые комнатные растения (цеперус, пеларгония, монстера, сансевьера); ручная лупа | + + + + + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...