Конспект урока по технологии
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Эйснер Ольга Владимировна

Конспект  урока по технологии в 5 классе по теме "Технология выполгнения простейших ручных швов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc670.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Миролюбовская основная общеобразовательная школа

Москаленского муниципального района Омской области

__________________________________________________________________

544083 Омская область, Москаленский район, деревня Миролюбовка

Центральная № 5, телефон 8-(38174)-3-25-59

       

Конспект урока по технологии

в 5 классе

по теме: «Технология выполнения простейших ручных швов»

                                                                                                                            Подготовила:

                                                                                                                           учитель технологии

                                                                                                                           Эйснер Ольга Владимировна

Миролюбовка 2013

Тема: Технология выполнения простейших ручных швов 

Цель: Освоить технологию выполнения шва «шнурок».

Задачи:

 Познакомить с историей вышивки, научить выполнять простейшие ручные швы.

Воспитывать аккуратность, терпеливость, желание доводить начатое дело до конца

Развивать художественный вкус

Оборудование и материалы:  ткань, мулине, пяльцы, ножницы, иголка, игольница, копировальная бумага, образцы швов «шнурок», вышитые изделия, лукошко, таблица «Виды ручных швов», образцы рисунков для вышивки.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные  связи: литература, история, изобразительное искусство, музыка.

Орг. момент.

Добрый день, девочки, присаживайтесь. Класс в полном составе, отсутствующих нет? Вы готовы сегодня плодотворно поработать? Послушайте стихотворение и ответьте мне на вопрос, с каким видом ДПИ мы сегодня будем начинать знакомство.

Один стежок, другой стежок,
Не спи, моя иголка,
Раскрылся лист, расцвёл цветок
Лазоревого шелка.
К себе я птиц весёлых жду,
Они вернутся к маю,
И это дерево в саду,
Для них я вышиваю.

Итак, о каком виде творчества я говорила? Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с историей вышивки, научимся выполнять простейшие ручные швы. Это и будет целью нашего занятия.

Ответьте мне, что же такое вышивка?

( Это украшение изделий узорами, выполненными нитками разной фактуры с помощью иглы.)

Давайте совершим маленькую экскурсию в далекое – далекое прошлое.

Вышивка является одним из самых массовых видов народного искусства. Она относится к эпохе первобытной культуры. Когда человек научился делать первые стежки, сшивая  шкуры  животных. Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, льняные и конопляные нити, волос. А позднее и золотые и серебряные нити, жемчуг, монеты, ракушки, бисер. На территории нашей страны на Алтае, в Пазырыкских курганах были найдены хорошо сохранившиеся ковры, седла. Одежда, обувь, вышитые и украшенные аппликацией, изготовленные в 6-3 веках до н.э.

 В 19-20 веках вышивкой занимались повсеместно. В русских селениях обучать девочку женскому ремеслу: прядению, ткачеству, кружевоплетению и вышивке начинали с 5 летнего возраста. ( Вам сейчас 11, значит, у нас все должно  получиться). К 15 годам девушка должна была своими руками приготовить приданое, украсить его вышивкой.

 Одна из 1 школ вышивания бала открыта сестрой Владимира Мономаха в Киеве, в Андреевском монастыре. Там молоденькие девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотой и серебряной нитью.

До конца 18 века вышивание было домашним ремеслом, вышивали как в богатых, так и в бедных семьях. Массовость занятий вышивкой объясняется тем, что еще в эпоху, когда текстильные технологи  не были освоены, вышивка являлась единственным украшением костюма и интерьера.

С 19 века ремесло вышивание стало для многих мастериц профессией, вышивки стали широко применяться для украшения одежды, предметов быта промышленного производства. В русской вышивке особое внимание уделяется геометрическому рисунку, изображению растений и животных.

Сейчас я вам продемонстрирую работы, выполненные в различных техниках вышивания, это и мои работы, и моих учениц. Я думаю, что вам они понравятся, и вы тоже захотите научиться вышивать такие картины.

Демонстрация вышивок (см. презентацию)

Понравились вам вышивки? Хотите научиться вышивать и украшать вышивкой свою одежду и предметы обихода?

Для занятий вышивкой у мастериц должны быть некоторые приспособления и инструменты.  Как вы видели, я  тоже занимаюсь вышивкой и захватила свою рукодельную корзиночку и сейчас покажу вам, что необходимо иметь для занятий вышивкой.

Идет демонстрация инструментов и приспособлений.

  • Ножницы портновские - для раскройных работ
  • Ножницы вышивальные, для обрезания ниток
  • Наперсток - для проталкивания иглы через ткань и предохранения пальцев от укола. Кстати у богатых дам и королевских особ наперсток был золотой или серебряный.
  • Набор игл для вышивания. Самые тонкие иглы № 1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Самые толстые иглы №12 – для работы на плотных тканях шерстяными нитками или ирисом.

В старину говорили «Иглой да бороной деревня стоит».

  • Для перевода рисунка на ткань необходимо иметь остро отточенный карандаш
  • Цветная копировальная бумага используется для переноса рисунка на ткань.
  • Калька используется для перевода изображений из журналов
  • Пяльцы - для натягивания тканей и предотвращения стягивания узора. Бывают круглой или прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные.
  • Мулине. Это самые лучшие нитки для вышивания. Они имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность

 А теперь проверим готовность к уроку. Покажите мне пяльцы, ножницы, мулине, игольцы.  Молодцы, вижу, вы готовы к занятию.

При работе с названными инструментами нас могут подстерегать опасности. Какие правила ТБ мы должны соблюдать при работе с иглой? Ножницами?

  1. Пользоваться игольницей
  2. Не втыкать иглу в одежду
  3. Не  допускать потери иглы
  4. Передавать ножницы кольцами вперед
  5. Не оставлять ножницы открытыми.

Не менее важно для вышивальщицы и организация рабочего места.

  • Свет должен падать с левой стороны.
  • Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола,  а материалы в левой. Есть такая поговорка «Что на месте лежит, то само в руки бежит»
  • Во время работы нужно держать спину  прямо,  не сутулясь.
  • Расстояние от глаз до работы 20-25 см.
  • Спина опирается на спинку стула.

Тогда работа вас не утомит и принесет только радость и удовлетворение.

Оздоровительная пауза. А сейчас откиньтесь на спинку стула, опустите руки вдоль туловища, откиньте голову назад и выполните вращение головой в одну и другую сторону. Широкий, свободный круг влево и вправо. Теперь встаньте прямо, потянитесь вверх, расправьте все мышцы. Тихонечко сели.

Приступаем к практической работе.

Сегодня мы разберем этапы подготовки к вышивке и научимся выполнять шов «шнурок».  Я раздам вам образцы рисунков для вышивки, а вы выберете любой, понравившейся вам.

(см. приложение №1)

 Теперь переведем рисунок на ткань. Что нам для этого понадобится? ( копировальная бумага).

Вышивка должна находиться по центру ткани. Для этого мы расстилает ткань, складываем ее вчетверо и проглаживаем сгибы ладонью. Таким образом мы наметили центр, где и будет располагаться рисунок. Это первый этап работы. С ним мы успешно справились.

 2 этап – это перевод рисунка на ткань. Положите на ткань копировальную бумагу. Красящая сторона должна быть обращена к ткани. Причем, если вы работаете со светлой тканью, то бумагу выбирайте красную, синюю, зеленую, а если ткань темная, то бумагу лучше брать желтую.

Наложите рисунок на копировальную бумагу и обведите остро отточенным карандашом. Такой способ перевода рисунка на ткань называется копированием.

Обратитесь к листку самоконтроля, по данным там критериям оцените свою работу ( см. приложение №2)

3 этап. Заправка ткани в пяльцы. Положи меньший обруч на стол, накрой его тканью, прижми большим обручем, если есть винт, подтяни его. Натяни ткань по нитям основы и утка.

Этап № 4.  Для ускорения процесса вышивки очень важно правильно подобрать длину нити.  Короткую  нить часто придется менять, а длинная спутается. Оптимальная длина нити составляет 50-60 см. Совсем необязательно пользоваться для этого линейкой. Нужно взять нить в руку и перебросить ее через локоть. Либо берем конец нити и отмеряем расстояние до подбородка.

Самостоятельно вдеваем нитку в иголку.

Еще один момент мы с вами не оговорили. В вышивке на рабочей нити никогда не делают узелки. Изнаночная сторона вышитого изделия должна быть чистой и аккуратной. Нить закрепляют на лицевой стороне ткани, где будет расположена вышивка. Существует несколько способов закрепления рабочей нити.

  • Нить закрепляют мелкими прямыми стежками шва «Вперед иголку».
  • Выводят нить на лицевую поверхность ткани, оставляя на изнаночной стороне конец нитки, крепко его придерживают и выполняют маленький стежок «назад иголку».
  • Либо оставляют на изнаночной стороне конец нити длиной около 6 см. и закрепляют его после того, как нить закончилась, вдев в иголку и протянув под вышивкой.

Вот мы и разобрали с вами этапы подготовки к вышивке.

 Основой любой вышивки являются простые ручные швы. Сегодня мы познакомимся со швом «шнурок». Показываю на образце шов шнурок. Основой для шва шнурок служит шов вперед иголку. Он представляет  собой ряд последовательно идущих стежков. Скажите мне, что такое стежок, мы недавно изучали его? (обращаемся к таблице). (Стежок – это переплетение ниток между двумя  вколами   иглы.) Длина стежка может быть произвольной. На ткани, чуть ниже рисунка  выполните ряд стежков и пропусков одной длины.

Для создания творческого настроя я включу вам  инструментальную музыку.

 Учитель помогает, консультирует.

Для контроля пользуйтесь инструкционной картой, которую я вам распечатала. Кто справился с заданием, выполняет шов шнурок, следуя инструкционной карте

( см. приложение №3)

Молодцы, справились с заданием. На листке самоконтроля вам даны критерии оценивания работы. Оцените свою работу и поставьте себе оценку в клеточку

.( см. приложение №4)

 По выполнении идет перекрестное оценивание работ по листку самоконтроля.

Молодцы, мы с вами сегодня очень плодотворно поработали. Обобщим полученные знания.

С каким видом ДПИ мы сегодня познакомились?

Что использовали для вышивки в древние времена?

Какие инструменты необходимы для занятий вышивкой?

Какие ручные швы мы научились с вами выполнять?

Как вы думаете, выполнили  мы поставленные перед нами цели?

Какие оценки стоят у вас в оценочных листах? ( я согласна, мне тоже понравилось как ты работала, у тебя будет возможность потренироваться дома). Выставим общую оценку в журнал.

Запишите задание на дом: вышить выбранный вами рисунок любым  швом «шнурок»; принести ткань и все инструменты, необходимые для вышивки.

 На следующем уроке мы познакомимся с орнаментом и изучим еще несколько видов швов.    Спасибо за урок, наводите порядок на рабочих местах.

Приложение № 1

                                                     

                                                                 

Приложение №2

Лист самоконтроля

Копирование.

  • Рисунок на ткани яркий и четкий
  • Линии изображения непрерывные, ровные.

ОЦЕНКА _______

Приложение №3

Инструкционная карта

Шов «вперед иголку»

  • Выполни закрепку нити у правого края ткани.
  • Выведи иголку на лицевую сторону ткани
  • Отступи на 0,5 см (или на 5-6 нитей), выполни стежок.
  • Повтори процесс до конца строчки.
  • Следи, чтобы стежки на лицевой и изнаночной стороне были одинаковые.

Образец:    

Шов шнурок

  • Закрепи нить другого цвета на изнаночной стороне ткани.
  • Выведи ее на лицевую сторону
  • Подведи иглу с ниткой под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань.
  • Можно подводить иглу под стежки сначала сверху вниз, а потом снизу вверх, получится другой вид этого шва.

Образец:    

Приложение №4

Шов «шнурок»

  • Нитка хорошо закреплена на ткани
  • Стежки одной длины
  • Нитка хорошо и равномерно натянута

ОЦЕНКА _______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".

На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...

Конспект урока по технологии 8 класс Технология изготовления швейных изделий. Детская рубашка.

Конспект урока по технологии 8 класс   Технология изготовления швейных изделий. Детская рубашка....

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: « Ручные швы» Базовый учебник: Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: "Ручные швы". Базовый учебник: СиницаН.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных ш...

Конспект урока по технологии "Технология приготовления бисквитного и песочного теста"

Подробно описано о приготовлении песочного и бисквитного теста...

План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса на тему: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и ...