Технологическая карта урока "Энерготраты человека и пищевой рацион" (с применением ЦОР)
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Технологическая карта урока биологии с элементами ЦОР в 8 классе "Энерготраты человека и пищевой рацион" (УУД)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока Энерготраты человека и пищевой рацион | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Курилова Алла Анатольевна |
Район | Большеболдинский |
Место работы | МБОУ «Новослободская основная школа» |
Должность | учитель биологии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | Биология |
Класс | 8 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Программа В.В.Пасечника Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.Учебник. Биология. 8 кл. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Рабочая тетрадь.Биология. 8 кл. |
Тема учебного занятия | |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Энерготраты человека и пищевой рацион |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Изучаемая тема «Обмен веществ и энергии» 1. Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых организмов. 2. Витамины. 3. Энерготраты человека и пищевой рацион. |
Учебная задача
| познакомиться с понятиями «энерготраты человека» и «рацион питания», выяснить степень их взаимосвязи и практическое значение для каждого. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | |||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | ||||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся: составлять пищевой рацион подростков, учитывая возрастные, физиологические, индивидуальные особенности с учётом энерготрат, выявлять взаимосвязь между энерготратами человека и его рационом питания, характеризовать общий и основной обмен, нормы питания. | ||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Развивать исследовательские и частично-поисковые компетенции, анализ и логическое мышление. Работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и рабочей тетради. Осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении биологических задач. Концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы; осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий. | ||||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся сформируют представление о значимости сохранения здоровья, бережном к нему отношении, значимости режима питания и здорового образа жизни. | ||||
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | - имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях; - знают основные закономерности обмена веществ и его значение для человеческого организма; - могут осуществлять интеграцию химических и биологических и субъектного опыта для решения контекстных заданий; -обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением - владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия); - могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их; - могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности | ||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | ||
|
|
|
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы | |
Программа В.В.Пасечника Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.Учебник. Биология. 8 кл. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Рабочая тетрадь.Биология. 8 кл. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек» 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева. | Урок на тему «Пищевой рацион.» Мяделец М. В. Биология. Человек. Дрофа, М.,2009г. | http://school.xvatit.com/ | Энергетический баланс. Определение норм питания. http://fcior.edu.ru/card/1025/energeticheskiy-balans-opredelenie-norm-pitaniya-kachestvennyy-sostav-pishi.html Контрольные задания «Обмен веществ. Витамины»http://fcior.edu.ru/card/1181/energeticheskiy-balans-opredelenie-norm-pitaniya-kachestvennyy-sostav-pishi.html | ||
Техническое обеспечение | Мультимедийный проектор, персональный компьютер |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) | |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Подготовка учащихся к учебной деятельности По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем | Создание комфортной психологической атмосферы урока | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | По источнику передачи и восприятию учебной информации: наглядные,словесные (беседа) По характеру управления учебной работой: работа в парах по карточках, общее обсуждение. Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале | Опара на уже имеющиеся знания. по биологии и химии. | ||
1.3. Создание проблемной ситуации | Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: проведение эвристической беседы и диалога. Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности | Создание проблемной ситуации . | ||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) 1. Организационный этап 2 мин. 2. Актуализация знаний – 5 мин. 3. Целеполагание – 2 мин. 4. Введение новых знаний – 15 мин. 5. Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 15 мин 6. Рефлексия. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 6 мин.. | Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования. Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока, цель и планируют алгоритм ее достижения. | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР, таблиц) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный (работа с книгой) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире | Развитие различных видов мышления на основе анализа предметного материала. | ||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР), практические (работа с карточками, выполнение лабораторной работы) По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха | Обучающиеся самостоятельно выбирают систему деятельности по решению проблемной задачи, приобретая собственные знания по изучаемой теме. | ||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий, решение практически направленных биологических задач, выполнение лабораторной работы) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивные (программированное обучение , продуктивные (проблемный и частично-поисковый) По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий. Методы контроля и самоконтроля: работа с ЭОР, письменный контроль (программированная письменная работа и письменный самоконтроль) | В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости. Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения задач и практических заданий. | ||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа), практические (составление советов по питанию) Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль | Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи | |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем и обучающимися их достижений и результатов. | Анализ степени решения учебной задачи. Осмысление степени освоенности содержания, владения действиями, понимания смысла изученного, успешности собственной деятельности. |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку | Подготовка к учебной деятельности. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Организация работы в парах по карточкам «Определение заболевания по признакам авитаминоза и назначение лечения» Беседа: 1) Какова роль витаминов в организме? 2) Каковы признаки дефицита витаминов? 3)Вы употребляете пищу, содержащую витамины?
| Работа в парах. Общее обсуждение предложенного решения. Отвечают на вопросы учителя. | |
1.3. Создание проблемной ситуации | Вы уверены, что вы правильно питаетесь? Что такое «правильное сбалансированное питание»? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. | Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемного вопроса, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции. Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленной проблемы. | |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Вы сегодня завтракали? Что вы кушали на завтрак? В течение дня вы будете есть те же самые продукты? То есть, можно сделать вывод, что человек каждый день употребляет разнообразный набор продуктов. Каким словосочетанием можно назвать суточный набор продуктов для 1 человека? (пищевой рацион) Ребята, вы уже знаете, что с пищей вы получаете энергию. На что тратится эта энергия? Правильно. Всё это называется одним термином - энерготраты. Вот мы с вами и определили тему сегодняшнего урока: Энерготраты человека и пищевой рацион. Сформулируйте цель нашего занятия. | Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно формулируют тему и цель урока. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Предложите собственные варианты достижения цели. | Поиск алгоритма достижения цели урока и решения проблемного вопроса. | |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Работа с новыми терминами. Давайте запишем в тетрадь определения новых терминов. Что такое «энерготраты человека»? Что такое пищевой рацион – это... Скажите, в результате какого важнейшего процесса, который вы изучили на предыдущих уроках, человек получает энергию? Как же определить постоянный уровень обмена веществ, позволяющего судить о какой-то физиологической норме? Рассказ о видах обмена веществ с использованием мультимедийной презентации. Об интенсивности обмена веществ можно судить по количеству тепла, выделяемого организмом в единицу времени. Единицей измерения тепла является джоуль. Однако в физиологии и медицине используют другие единицы – калорию или килокалорию( 1 ккал =4, 19 Дж).В 1890 году учёный-биолог Башутин В.В. первым измерил тепловой баланс у человека. Для этих целей была сконструирована камера-калориметр. Чтобы узнать при каких условиях проводилось данное измерение, откройте страницу 193 вашего учебника и найдите условия проведения данного опыта. Как называется это измерение? От чего зависит основной обмен? Как вы думаете различается ли основной обмен у женщин и мужчин, у взрослых людей и подростков? Ребята, вы уже знаете, что основной обмен – это интенсивность обмена веществ при соблюдении стандартных условий. А в обычной действительности сколько человеку нужно энергии больше или меньше? Обратитесь к вашему учебнику, чтобы узнать, как называются фактические энерготраты? От чего зависит общий обмен? При различных видах деятельности тратится разное количество энергии. Обратите внимание на таблицу на стр.194. | Самостоятельно дают определение новым терминам, записывают их в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельная работа с учебником. Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы. Работа с таблицами. | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Обучающимся предлагается выполнить самостоятельную работу, включающую задачи на вычисление энерготрат и рассчет килокалорий, лабораторную работу, тест. Лабораторная работа «Составление пищевого рациона». http://fcior.edu.ru/card/1025/energeticheskiy-balans-opredelenie-norm-pitaniya-kachestvennyy-sostav-pishi.html Контрольные задания «Обмен веществ. Витамины.http://fcior.edu.ru/card/1181/energeticheskiy-balans-opredelenie-norm-pitaniya-kachestvennyy-sostav-pishi.html Задания из второй части ОГЭ на рационы питания | Решение задач (работа в парах). Выполнение лабораторной работы. Выполнение контрольных заданий. Работа с индивидуальными карточками | |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | На экране и у каждого на парте карточка с советами по питанию. Выберите вредные и полезные советы и разделите их. Напишите номера полезных и вредных советов в таблице. Ответим на главный вопрос: «Что такое правильное сбалансированное питание?» Давайте вернемся к цели урока. Ребята, мы достигли цели урока? | Индивидуальная работа «Составлению советов по правильному питанию» с последующим обсуждением. Совместное обсуждение с использованием полученных знаний. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Комментирование, анализ успехов и недоработок. Мне хочется отметить активную работу на уроке следующих детей: .. Ребята, а чья работа на уроке вам понравилась больше всего? Если вам понравился сегодняшний урок, то улыбнитесь. Домашнее задание. | Анализ собственной деятельности и оценивание товарищей. |
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии в 8 классе. Тема "Энерготраты человека и пищевой рацион"
Материал содержит ход урока, презентации учащихся, приложения (кроссворд и меню для практической работы на уроке)...
Энергозатраты человека и пищевой рацион
урок в разделе: " Анатомия"...
интегрированный урок 8 класс "Энерготраты человека и пищевой рацион"
Урок способствует эффективному усвоению знаний об обмене веществ, энерготратах, правилах рационального питания. Учащиеся получают возможность выявлять необходимость соответствия калорийности пищи энер...
План - конспект интегрированного урока "Энерготраты человека и пищевой рацион"
План-конспект интегрированного урока составлен в соответствии с новыми требованиями и на основе федерального компонента Государственного стандарта....
Урок биологии 8 класс «Нормы питания. Энерготраты человека и пищевой рацион»
Цели урока: показать необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека, познакомить школьников с данными суточных затрат энергии людьми разных профессий, обосновать н...
План-конспект интегрированного урока «Энерготраты человека и пищевой рацион» 7 класс
Формирование ключевых компетенций в сфере знаний по теме «Обмен веществ». Выяснение их энергетической ценности и значения при составлении рациона питания. Закрепление навыков решения задач на проценты...
Конспект урока по теме: Нормы питания. Энергозатраты человека и пищевой рацион
В материале содержится информация для проведения лабораторной работы "Составление пищевого рациона подростка"...