Рабочая программа по биологии 9 класс, В.В Пасечник
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klass_9_biologiya.docx54.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе:

1)Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

2)Примерной образовательной программы по биологии Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования программы  В.В.Пасечник «Введение в общую биологию. Программа для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 класс. Москва Дрофа 2010.

3)Годового календарно-учебного графика МБОУ СОШ №154 на 2014-2015 год утвержденного Департаментом Образования городского округа Самара.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 9 классах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю,68 часов в год.

Общая характеристика предмета.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Целью программы является формирование у каждого учащегося биологического мышления и экологической культуры. 

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

  •    освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  •   овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  •    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  •   воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.

          При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.

         Применена чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.

         

          Особое внимание уделено познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно – познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2012. – 111 с.

         В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе и в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа  с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умений узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. 

        Курс «Введение в общую биологию и экологию» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии. Изучение курса «Введение в общую биологию и экологию» в 9 классе базируется на знаниях, полученных учащимися  при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне.                                                                                                                        

        В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.

        Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней школе. В ней предусмотрено изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.

Данная программа реализована в учебнике: А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника  «Биология. Введение в общую биологию и экологию»  (Учебник для общеобразовательных учреждений), Москва «Дрофа» 2010г.

      Для приобретения практических навыков и повышения уровня знания в рабочую программу включены лабораторные работы, которые предусмотрены Примерной программой. Все лабораторные работы являются обязательными и оцениваются учителем. Перед каждой лабораторной работой проводится инструктаж по технике безопасности.

В календарном тематическом планировании выделен отдельный урок для промежуточного тестирования.

       Для контроля и оценки знаний в конце каждой темы раздела предусмотрено приведения контрольно-обобщающих уроков  и семинаров.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Биология в системе наук (2 ч)

      Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
      
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».

Глава 1. Молекулярный уровень (10 часов).

Уровни организации живой материи. Биополимеры, их особенности строения,  функции , роли в живых организмах, примеры биополимеров. Углеводы. Белки. Липиды.  Биологические катализаторы.  АТФ. Витамины. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.

Глава 2. Клеточный уровень (15 часов)

           Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
      Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.  Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
      Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ  энергии в клетке.
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
      

Лабораторные работы:
  «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»

Глава 3 . Организменный уровень   (14 часов)

 Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Биогенетический закон. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
      
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.

      Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.
      Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
      Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
      Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
      Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.       

Демонстрации:

модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
      

Лабораторные работы:

Выявление изменчивости организмов

      

Глава 4. Популяционно-видовой уровень  (3 часа)

Вид. Критерии вида. Биологическая классификация. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица.

Лабораторная работа: «Изучение морфологического критерия вида»

Глава 5. Экосистемный уровень (7 часов)

Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Экскурсия в биоценоз

Глава 6. . Биосферный уровень    (3 часа)
      Среды жизни. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живых организмы и экосистемы.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.
      

Глава 7. Основы учения об эволюции   (7 часов)

      Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
      . Факторы эволюции и их характеристика.
Движущие силы и результаты эволюции.
      Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
      Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
      Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

Экскурсия:«Причины многообразия видов в природе»
 

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (7 часов)

      Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
      
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
      
Экскурсия:
      
• История развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение).

Лабораторная работа: «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»    


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ уроков

Даты

Наименование разделов, тем уроков

Лабораторные и практические работы

Планируемые результаты

Задачи урока

Введение (2 часа)

1

Биология - наука  о  жизни. Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках биологии.

Биология, жизнь, классическая биология

обобщить знания и сформировать понятие о биологии как о комплексной науке, обо всех аспектах живого…

2

Методы исследования

в биологии.

Научный метод, методы изучения биологии, гипотеза, закон

Сформировать понятия, раскрыть основные этапы научного исследования и познакомить с важнейшими методиками.

Глава 1. Молекулярный уровень      (10 часов)

1

Молекулярный уровень:

общая характеристика

Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный.

познакомить с уровнями организации живой материи, дать характеристику молекулярного уровня, показать роль биомолекул в живом организме.

2

Углеводы

Биополимеры. Углеводы: моносахариды, полисахариды

Сформировать понятие углевод, познакомить с их строением и функциями.

3

Липиды

Липиды: натуральные жиры, воска, стероиды, фосфолипиды.

Понятие о липидах, их строении и функциях.

4

Состав и строение.

Примеры белков и их функции. Белки, пептидная связь, простые и сложные белки; первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков, денатурация

закрепить знания о строении, познакомиться с функциями. Взаимосвязью строения и функций

сформировать понятие и познакомить с остроением и свойствами белка 

5

Функции белков.

6

Нуклеиновые кислоты.

Нуклеиновая кислота, нуклеотид, дезоксирибонуклеиновая кислота, азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин,  тимин, урацил, транспортная РНК, информационная РНК, рибосомная РНК.

познакомиться со строением, ролью в передаче наследственной информации

 

7

АТФ и другие органические соединения клетки.

Аденозинтрифосфат (АТФ), аденозиндифосфат (АДФ),

сформировать понятие о строении и функциях АТФ, познакомить с другими органическими соединениями.

8

Биологические катализаторы.

Фермент, особенность ферментов, роль ферментов в клетке

показать роль ферментов в клетке

9

Вирусы.

История открытия вирусов. Вирусы, особенности вирусов, их жизненные свойства.

познакомиться с вирусами как неклеточной формой жизни, особенностями их строения и жизнедеятельности.

10

Обобщение и контроль

знаний по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»

Органические вещества клетки, их роль в клетке. Вирусы.

систематизировать и обобщить знания о молекулярном уровне организации живой материи.

Глава 2. Клеточный уровень (15 часов)

1

Основные положения клеточной теории.

История создания клеточной теории, положения клеточной теории

развивать понятие о клеточном уровне организации, клеточной теории и её положениях.

2

Клеточная мембрана.

Цитоплазматическая мембрана, эндоцитоз, экзоцитоз.

развивать знания о клетке, цитоплазме, строении и функционировании мембраны.

3

Ядро. Хромосомный набор клетки.

ядро, хроматин, ядрышки, кариоплазма, кариотип, хромосомы, гомологичные хромосомы, диплоидные и гаплоидные наборы хромосом.

сформировать понятие о строении и функциях ядра, ядрышка, познакомиться с понятием хромосомного набора.

4

ЭПС. Рибосомы.  

Эндоплазматическая сеть (гладкая, шероховатая),

познакомиться со строением и функциями

5

КомплексГольджи. Лизосомы.

комплекс Гольджи,  лизосомы, клеточные включения

познакомиться со строением и функциями

6

Митохондрии. Пластиды

Двумембранные органоиды, полуавтономные органоиды, их роль

познакомить со строением и функционированием органоидов

7

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

Немембранные органоиды, их роль в клетки

познакомить с их строением и функциями

8

Различияв строении клеток прокариот и эукариот.

Лабораторная работа: «Рассматривание клеток животных и растений под микроскопом»

Л.р. 1

Эукариоты, прокариоты

познакомить с их строением и функциями

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Гомеостаз, пластический обмен, энергетический обмен, метаболизм, фермент.

Сформировать представление о метаболизме, как совокупности реакций обмена веществ, роли метаболизма.

10 

Энергетический обмен  вклетке.

Подготовительный этап; бескислородный этап (гликолиз, ); полное кислородное расщепление или клеточное дыхание.

углубить и расширить знания о метаболизме, значение АТФ как аккумулятора энергии в клетке, особенности трёх этапов энергетического обмена

11 

Типы питания клетки. Фотосинтез. Хемосинтез.

Хемосинтез, железобактерии, водородные, нитрифицирующие бактерии, серобактерии, их роль

развить понятие о типах питания клетки, разных группах питания.

12

Синтез белков в клетке.Транскрипция

Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома.

углубить понятие ассимиляция, путём реализации наследственной информации, способе передачи информации. Роль т-рНК в сборке аминокислот.

13

Синтез белков в клетке. Трансляция

Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома.

продолжить формирование понятия «биосинтез белка»

14

Деление клетки. Митоз.

Кариокенез, периоды интерфазы, фазы митоза их особенности, соматическая клетка, хромосомный набор, диплоидный, гаплоидный

Развить понятие «Размножение», сформировать понятие о митозе, как универсальном способе сохранения постоянства числа хромосом в клетке.

15

Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный

уровень организации живого»

Метаболизм, его этапы и роль в клетки. Деление клетки. Митоз, его фазы и их особенности.

Систематизировать и обобщить знания учащихся о клеточном уровне организации живой природы

Глава 3. Организменный уровень   (14 часов)

1

Размножение организмов. Бесполое размножение.

Бесполое и половое размножение, их типы.  

Развить понятие о формах и видах размножения, показать их биологическую роль, наследственную однородность потомства при бесполом и вегетативном размножении.

2

Развитие половых клеток.Мейоз. Оплодотворение.

Гаметы. Оплодотворение. Зигота. Мейоз, особенности мейоза

Сформировать понятие о мейозе, как сособеделения клетки, раскрыть стадии гаметогенеза и оплодотворения.

3

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Онтогенез, филогенез. Стадии онтогенеза. Бластула, гаструла, нейрула. Биогенетический закон, его суть

Продолжить формирование понятий об онтогенезе, сущность биогенетического закона и его значения для родственных связей организмов.

4

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет.

Генетика. Генетические символы. Гибридологический метод, скрещивание, ген, генотип, фенотоп, чистые линии(гомозигота), аллельные гены, гетерозигота. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. Особенности профазы1 и анафазы1 мейоза

Ввести основные понятия генетики

5

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

Доминирование, неполное доминирование, анализирующее Х, его роль

Познакомить с явлением неполного доминирования, дать представление об анализирующем скрещивании.

6

Дигибридное скрещивание.

Дигибридное Х, закон независимого расщепления, его цитологические основы

Продолжить изучение генетических закономерностей, показать возможности математического расчёта возможного потомства.

7

Сцепленное наследованиепризнаков. Закон Т. Моргана.

Неаллельные гены, карты хромосом. Закон сцепления

Дать понятие о группах сцепления и роли перекрёста хромосом, значения генетических карт человека.

8

Промежуточное тестирование.

9

Генетика пола. Сцепленноес полом наследование.

Сформировать знания о хромосомном механизме определения пола, объяснить некоторые заболевания сцепленные с полом.

10  

Модификационная

Изменчивость. Норма реакции.

Изменчивость, модификационная изменчивость, норма реакции,

Сформировать понятие о модификационной изменчивости, о причинах её проявления, о ненаследственном характере модификаций и её пределах – норме реакции.

11

Мутационная изменчивость.

Лабораторная работа: «Выявление изменчивости организмов»

Л.р. 2

наследственная изменчивость, комбинативная изменчивость, мутации, мутационная изменчивость.

Раскрыть сущность мутационной изменчивости, познакомить с видами мутаций.

12

Основы селекции. Работы Вавилова Н.И.

Селекция. Центры происхождения культурных растений

сформировать представление о селекции как науке, раскрыть значение учения о центрах

происхождения, сущность закона гомологических рядов.

13

Основные методы селекции растений, животных

и микроорганизмов.

Классические методы селекции и современные

познакомить с основными методами селекции

14

Контрольно-обобщающий урок по теме «Организменный уровень»

Глава 4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)

1

Вид. Критерии вида.

Лабораторная работа: «Изучение морфологического критерия вида»

Л.р. 3

Вид. Критерии вида, их характеристика

ввести понятие вида, как единицу живой природы

2

Популяция.  

Вид. Популяция. Структура популяций

сформировать понятие о популяции как структурной единице вида

3

Экологические факторы

Глава 5. Экосистемный уровень (7 часов)

1

Сообщество, экосистема,

Биогеоценоз.

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

продолжить формирование знаний об уровнях организации живого, природных сообществах, их классификации и связи с ландшафтами.

2

Состав и структура сообщества.

Состав и структура сообщества

развить знания учащихсяо особенностях структурной организации сообщества, познакомить с классификацией групп организмов, их ролью в сообществе.

3

Потоки вещества и энергии

в экосистеме.

Цепи питания. Поток энергии

сформировать знания о взаимосвязях в экосистемах, пирамидах численности и биомассы организмов.

4

Продуктивность сообщества.

Экосистема. Саморегуляция. Самовосстановление

5

Саморазвитие экосистем.

Экосистема. Саморегуляция. Самовосстановление

сформировать знания о закономерностях изменений экосистем во времени.

6

Искусственные биоценозы

7

Обобщение по теме «Экосистемный уровень».

Экскурсия в биоценоз.

Экскурсия в биоценоз.

Основные понятия темы                 (проверочный тест)

систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях структуры природного сообщества, о закономерностях изменения экосистем.

Глава 6. . Биосферный уровень     ( 3 часа)

1

Биосфера. Среды жизни.

Среда обитания. Виды сред обитания организмов (водная, почвенная, наземно - воздушная, среда паразитов). Биосфера. Границы жизни.

Развить знания учащихся о биосфере и средах обитания живых организмов.

2

Круговорот веществ в биосфере.

Круговорот веществ: полный и неполный.

сформировать знания о биогеохимических процессах и роли живых организмов в формировании круговорота биогенных элементов.

3

Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосферный уровень организации живого»

Среда обитания. Виды сред обитания организмов (водная, почвенная, наземно - воздушная, среда паразитов), их характеристика. Биосфера. Границы жизни.( тест)

систематизировать и обобщить знания об уровнях организации живой природы

Глава 7. Эволюции (7 часов)

1

Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин.

Приводить примеры научных фактов, которые были собраны до Ч. Дарвина. Называть факторы эволюции, предлагаемые Ж.Б.Ламарком.

познакомить учащихся с историей формирования и развития эволюционного учения, раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина

2

Изменчивость организмов.

Давать определение основному понятию – изменчивость.                    Называть виды наследственной изменчивости.                                  Перечислять факторы изменения генофонда.      

развивать знания об изменчивости организмов и показать  значение изменчивости для эволюции.

3

Борьба за существование и ее формы. Естественный отбор

Описывать проявление борьбы за существование.Виды борьбы за существование

сформировать понятие и познакомить учащихся с формами борьбы за существование. Показать роль естественного отбора в эволюции.

4

Видообразование.

Микроэволюция. Описывать типы видообразования: географическое, экологическое, их особенности

Сформировать понятие о микроэволюции, дать представление о формах видообразования.

5

Макроэволюция.

Макроэволюция. Филогенетический ряд. Составить Филогенетический ряд слонов.

Сформировать понятие о макроэволюции

6

Основные закономерности эволюции.

Факторы эволюции, этапы эволюции

познакомить учащихся с основными типами эвол. изменений и главными линиями эволюции

7

Семинар по теме «Основы учения об эволюции».

Экскурсия: «Причины многообразия видов в природе»

Экскурсия: «Причины многообразия видов в природе»

Основные понятия темы

Глава 8. Возникновение и развитие жизни          (7 часов)

1

Гипотезы возникновения жизни.

Креационисты, трансформисты

познакомить учащихся с основными гипотезами возникновения жизни

2

Развитие представлений о возникновении жизни.

Креационисты, трансформисты

ознакомить учащихся с современным состоянием проблемы

3

Основные этапы развития жизни на Земле.

Лабораторная работа по теме «Изучение палеонтологических доказательств эволюции».

Л.р. 4

Теория Опарина.

познакомить с делением истории Земли на эры, периоды и эпохи, раскрыть представления о главных ароморфозах

4

Развитие жизни в мезозое.

Развитие позвоночных животных и семенных растений

продолжить формирование знаний о закономерностях развития жизни на Земле на основе анализа особенностей периодов.

5.

Развитие жизни в кайнозое.

Развитие позвоночных животных и семенных растений

продолжить формирование знаний о закономерностях развития жизни на Земле на основе анализа особенностей периодов.

6

Семинар по теме «Возникновение и развитие жизни

на Земле»

Знать основные этапы развития живых организмов

систематизировать и обобщить знания уч-ся о возникновении и развитии жизни

7

Семинар по теме «Возникновение и развитие жизни

на Земле»

Экскурсия:
 «
История развития жизни на Земле (краеведческий музей).»

Экскурсия:
 «
История развития жизни на Земле (краеведческий музей).»

Знать основные этапы развития живых организмов

систематизировать и обобщить знания уч-ся о возникновении и развитии жизни


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

УЧЕБНИК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Криксунов, Е. А., Пасечник, В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб.дляобщеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2013. - 303 с.

Рабочая тетрадь В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов.

Методические пособия для учителя:

1. Пасечник, В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2006. - 126 с;

2. Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. - М.: Академия, 2001;

3. Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2006;




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

рабочая программа по биологии 6-9 вв пасечник

Рабочая программа по биологии 6-9 клсоставлена на основе программы   для  общеобразовательных учреждений биология к комплекту учебников созданных под руководством ВВ Пасечника 5-1...

Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник

календарно-тематическое планирование по биологии...

Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник

календарно-тематическое планирование по биологии...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...