Проект ИКТ на уроках биологии
проект по биологии на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 154
с углубленным изучением отдельных предметов
городского округа Самара
Принято на заседании методического совета школы Протокол № 1 от 29 августа 2014 года
|
Проект
педагогического эксперимента
Развитие познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии средствами ИКТ
Составитель: учитель биологии
Владимирова Л.М.
Самара, 2014
Анализ ситуации
Модернизация российского образования предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании требует разработки новой модели образования.
В современных условиях понимания образования перед учителем стоит задача не только вооружить учащихся системой знаний и умений, но и развить у детей черты творческой деятельности, обеспечивающих их познавательную самостоятельность, позволяющую им решать проблемы, возникающие в результате учебной деятельности.
Особенно важно, активизировать учебно-познавательную деятельность ребёнка при уменьшении количества часов по предметам естественнонаучного цикла, чтобы это не привело к снижению уровня подготовки школьников.
Так как основной целью модернизации образования является появление качественно новых условий для реализации творческого потенциала ребёнка, возможность совершенствовать познавательную деятельность учащихся появляется через использование современных средств информации, в том числе благодаря доступу к научным, учебным Интернет-ресурсам, виртуальным лабораториям и авторским образовательным сайтам.
Концепция проекта
Биология — предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Сегодня, в процессе модернизации российского образования происходит снижение количества часов на изучение предметов естественнонаучного цикла. На предмет «Биология» в рамках школьного компонента оставлен всего один час в неделю. В связи с этим, мы наблюдаем снижение интереса к предмету у учащихся и как следствие - снижение качества биологической подготовки школьников.
Таким образом, проблема развития познавательной активности учащихся на уроках биологии является актуальной, что и определило выбор темы исследования.
Цель проекта: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии через внедрение в практику современных образовательных технологий.
Задачи проекта:
- Изучение методической литературы и опыта учителей биологии России по теме.
- Проведение диагностики познавательной активности на начальном и конечном этапах.
- Изучение форм организации уроков с использованием интерактивных средств.
- Введение в практику работы элементов информационно-коммуникационных технологий.
- Распространение собственного педагогического опыта через систему семинаров, конференций, он-лайн-проектов.
Ресурсы
1. Материальные: компьютеры, сканер, принтер, DVD-проектор.
2. Методические: Интернет-ресурсы, демонстрационные таблицы и схемы, учебно-методическая литература, обучающие диски.
3. Профессиональные: учитель информатики.
4. Юридические: «Федеральный Закон об образовании»; национальный проект «Наша новая школа».
Реализация проекта
При исследовании проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через внедрение информационных коммуникационных технологий, была изучена следующая методическая литература:
- Захарова И. Г. «Информационные технологии в образовании» М, АКАДЕМА 2005 г.
- Рогожина Н.В. «Уроки активного обучения», Самара, СИПКРО, 2002 г.
- Михелькевич В.Н., Полушкина Л.И., Мегель В.М. «Справочник по педагогическим инновациям» Самара; Сам. Гос. Технич. Университет, 2002 г.
- Петровский А.В. «Познавательная активность в системе процессов памяти». М, Педагогика, 2009 г.
- Лобашев В.Д. «Формирование познавательного интереса в процессе обучения» научно-практический журнал «Школьные технологии» №1, 2010 г.
- Дубровина И.В. «Развитие познавательных способностей» (пособие для учителя «Психологическая наука — школе» М, Просвещение, 2009 г.
В результате проведения первичного мониторинга по выявлению уровня включенности учащихся в образовательный процесс получены следующие данные:
Виды
познавательной активности учащихся
Методически обусловленный подход (По Г.И. Щукиной) | Стадии познавательного процесса (по Т.И. Шамановой) | Уровень включенности учащегося в образовательный процесс |
Творческая деятельность | Творческое осмысление | Творческая включенность |
Поисково-исполнительская деятельность | Интерпретация | Исполнительская включенность |
Репродуктивно-подражательная деятельность | Воспроизведение | Ситуативная включенность |
Нулевая включенность |
Уровень включенности
учащегося в образовательный процесс
Творческая включенность: позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную
учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения.
Исполнительская включенность: обусловлена наработанными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие задачи и самостоятельность в ходе ее решения.
Ситуативная включенность: учащийся проявляется лишь в отдельных ситуациях, определяемых в основном
эмоциональным отношением.
Нулевая включенность: учащийся не проявляет желание к учебной деятельности, предпочитает режим давления со стороны педагога.
Формы организаций уроков
с использованием информационных технологий
Урок семинар
Применение на уроке-семинаре ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Процесс познания становится более интересным и творческим.
Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной деятельности учащихся, результатом которой является открытие новых знаний.
Урок-объяснение нового материала
При объяснении нового материала, информационные технологии позволят повысить информативность урока, а также его эффективность., придадут уроку выразительность.
Используя информационные технологии на данном уроке, можно продемонстрировать фрагменты видеофильмов, графики, новейшие достижения в области биологии.
Компьютерные модели позволяют учащимся рассмотреть природные явления и физиологические процессы.
Урок - виртуальная лабораторная работа
Не всегда для выполнения лабораторных работ в школе имеется все необходимое. Использование ИКТ дает возможность не только выполнить, но и значительно сократить время проведения лабораторной работы, решить проблему недостаточности материальной базы.
Урок - самостоятельная работа ученика
Своеобразие самостоятельной работы с использованием ИКТ заключается в том, что его основы составляют действия, которые ученик выполняет без помощи учителя, он сам выбирает способ выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует и проверяет их в соответствии с поставленной целью, учится находить, классифицировать, систематизировать, использовать схемы, таблицы, иллюстрации.
Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если ученик не контролирует свои действия (обращается к словарю, справочнику, образовательному электронному ресурсу: порталу, сайту). Таким образом, ученик самостоятельно сочетает исполнительные и контрольные действия.
Интегрированный урок
Учащихся необходимо готовить к восприятию природной и социальной среды, как взаимосвязанной и взаимозависимой системы. В этом помогает применение ИКТ и интеграция с другими предметами на интегрированных уроках.
Часто используются такие методы и приемы как создание проблемных ситуаций, противоречия повседневного и научного познания, которые в свою очередь также активизирует научно-познавательную деятельность ученика.
Работа над проектом
Использование компьютерных технологий, при подготовке проекта позволяет каждому ученику раскрыться более полно. Возможно выполнение и защита презентации, использование обучающих программ, диаграмм, таблиц.
Все это позволяет и ученику и учителю в полной мере овладевать новыми навыками, которые сегодня необычайно востребованы.
Урок-подготовка к ЕГЭ
Необходимость применения ИКТ при подготовке учащихся к Единому Государственному Экзамену не оставляет сомнений.
Одним из критериев оценки работы учителя являются результаты ЕГЭ, полученные выпускниками. Поэтому, учитель заинтересован наиболее эффективно организовать подготовку к ЕГЭ. Такая подготовка становится возможным при использовании информационных технологий.
Имеются электронные учебные пособия, демонстрационные версии КИМов. Проводится диагностическое, локальное и административное тестирование.
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет:
- Проводить уроки на высоком методическом, эстетическом и эмоциональном уровне.
- Обеспечивает возможность привлечения большого количества дидактического материала.
- Повышает объем выполнения работы на уроке, обеспечивается высокая степень дифференциации обучения
- Расширяется возможность самостоятельной деятельности, формируются навыки исследовательской деятельности.
- Доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам.
Мониторинг проекта и ожидаемый результат.
Проанализировав опыт применения информационных технологий на уроках биологии, можно предположить:
- Уровень включенности учащихся в образовательный процесс изменится
- Возрастет мотивация учащихся к изучению предмета
- Индивидуализируется процесс обучения
- Улучшится качество усвоение материала по предмету
Наращивание потенциала проекта
- Обобщить результаты проекта и выступить на методическом объединении учителей биологии и химии.
- Дополнить систему использования ИТ-технологий на уроках, при подготовке к ЕГЭ (Приложение 1).
- Разработать и ввести в практику систему использования ИТ-технологий (Приложение 2).
- Привлечь учащихся к созданию программных продуктов.
Возможные риски и пути их преодоления
Литература
- Андреева Н.А., Азизова И.Ю. «Электронное пособие как интерактивное средство обучения». Биология в школе №1, 2008 г.
Дубровина И.В. «Развитие познавательных способностей». Пособие для учителя. - М, Просвещение, 2009 г. - Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании». - М, АКАДЕМА, 2005 г.
- Казарян М.Л. «Информатизация образования». - М, Просвещение, 2009 г.
- Лобашев В.Д. «Формирование познавательного интереса в процессе обучения» научно-практический журнал - «Школьные технологии» №1, 2010
- Михелькевич В.Н., Полушкина Л.И., Мегедь В.М. «Справочник по педагогическим инновациям». - Самара, Самарский государственный технический университет, 2002 г.
- Петровский А.В. «Познавательная активность в системе процессов памяти». - М, ЗНАНИЯ, 2007 г.
- Рогожина Н.В. «Уроки активного обучения». - Самара, СИПКРО, 2002 г.
- Стамберская Л.В. «Урок биологии: шагай в компьютерный класс». Биология в школе, № 6, 2006 г.
Приложение 1
Учебно-тематическое планирование программы подготовки к ЕГЭ
с использованием ИТ-технологий
№ и тема занятия | Применяемые цифровые образовательные ресурсы | Формы контроля |
Раздел №1. Биология - наука о живой природе (3 часа) | ||
№1. Биология как наука. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека. | Фотоизображения, иллюстрирующие методы и достижения в области биологических наук (электронное учебное пособие «Общая биология»схема «Биологические науки». Урок №1 «Введение» (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий) | - |
№2. Признаки и свойства живого. | Диаграмма «Признаки живого» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий), анимации «Питание амебы», «Бесполое размножение хлореллы», схема обмена веществ, анимация «Эмбриональное развитие насекомых» и др. | Текущий индивидуальный |
№3. Уровни организации живой природы | Презентация к уроку «Уровни организации жизни», Урок №1 «Введение» (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий). | Тематический фронтальный |
Раздел №2. Клетка как биологическая система (12часов) | ||
№4. Клеточная теория. Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. | Презентация к уроку «Клеточная теория. Основные положения», видеофильмы «Движение цитоплазмы», «Эмбриональное развитие лягушки». Урок №2 «Клеточная теория» (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий) | - |
№5. Многообразие клеток. Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов. | Фотоизображения клеток различных организмов, презентация «Строение клетки», сравнительные таблицы «Сравнение клеток прокариот и эукариот», «Сравнение клеток эукариот». Уроки № 9-12 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий) | Текущий индивидуальный |
№6. Контрольная работа «Клеточная теория. Строение клетки» | Задания по рисункам животной и растительной клетки. Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ. | Тематический фронтальный |
№7. Химическая организация клетки. | Презентации к урокам «Неорганические вещества», «Углеводы и липиды», «Белки», «Нуклеиновые кислоты», «АТФ и другие органические вещества», Уроки №3 - №8 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий), анимации «Образование полимера», «Образование пептидной связи» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий») | Текущий индивидуальный |
№8. Контрольная работа «Химический состав клетки» | Задания по рисункам ДНК, РНК, разных структур белков. Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ. | Тематический фронтальный |
№9. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке | Анимация «Стадии энергетического обмена (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»), презентация «Энергетический обмен», Уроки №13-14 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий) | Текущий индивидуальный |
№10. Фотосинтез, его значение. | Анимация «Стадии фотосинтеза» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»), презентация «Фотосинтез», интерактивная модель «Обмен веществ у растений» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»), Уроки №17-18 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий) | Текущий индивидуальный |
№11. Реакции матричного синтеза. Биосинтез белков. Генетический код, свойства кода. | Видеофильм «Этапы биосинтеза белка», интерактивные модели: репликация ДНК, транскрипция РНК, синтез белков (полный интерактивный курс биологии «Физикон»), анимации: схема биосинтеза белка, транскрипция, трансляция (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»), Уроки №15-16 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий) | Текущий индивидуальный |
№12. Контрольная работа «Обмен веществ в клетке» | Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ. | Тематический фронтальный |
№13. Хромосомы. Жизненный цикл клетки. Митоз. | Презентации «Строение ядра», «Митоз», анимация «Фазы митоза» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»), интерактивная модель «Строение хромосомы» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»), видеофильмы «Митоз в клетках лилии, печени, дрозофилы», Уроки №19-20 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий) | Текущий индивидуальный |
№14. Мейоз. Развитие половых клеток у растений и животных | Анимация «Фазы мейоза», схемы «Развитие женских и мужских гамет у животных», «Развитие женских и мужских гамет у растений»(электронное пособие «Биология. 6- 9 класс «Кирилл и Мефодий»), презентация «Мейоз», видеофильм «Кроссинговер», Уроки №21-22 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий). | Текущий индивидуальный |
№ 15. Контрольная работа «Митоз. Мейоз» | Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ. Задания для работы со схемами митоза, мейоза, сперматогенеза, овогенеза. | Тематический фронтальный |
Раздел №3. Организм как биологическая система (19 часов) | ||
№16. Разнообразие организмов. Вирусы — неклеточные формы жизни | Презентации «Разнообразие живых организмов», «Вирусы», видеофильмы, интерактивная модель «Бактериофаги» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»), рисунки «Одноклеточные и многоклеточные растения», «Одноклеточные и многоклеточные животные» »(электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»), натуральные объекты, Урок №12 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий). | Текущий индивидуальный |
№17. Половое и бесполое размножение организмов. Способы размножения организмов. | Презентация «Размножение организмов», анимации «Половое размножение гидры», «Почкование гидры», «Деление инфузории», рисунки вегетативных форм размножения растений и др. материалы из электронного пособия «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий». Урок №21 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий) | Текущий индивидуальный |
№18. Использование разных способов размножения организмов в практической деятельности человека. | Презентация «Вегетативное размножение растений», фото- и видеоиллюстрации достижений селекции растений и животных, микробиологии, примеров искусственного размножения редких растений и животных. | Индивидуальные задания по поиску в Интернете материалов по данной теме. |
№19. Оплодотворение, виды оплодотворения. Индивидуальное развитие организмов. Факторы, влияющие на онтогенез. | Видеофильм «Оплодотворение у животных», Анимация и видеофильм «Двойное оплодотворение у цветковых растений», «Эмбриональное развитие насекомых», «Эмбриональное развитие лягушки» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»), презентация «Онтогенез». Урок №24 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий) | Текущий индивидуальный |
№20. Жизненные циклы и чередование поколений. | Интерактивные модели «Жизненный цикл водорослей», «Жизненный цикл растений», «Жизненный цикл грибов», «Жизненный цикл бабочки», «Жизненный цикл лягушки» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»), презентация «Размножение и развитие растений». | Текущий контроль |
№21. Контрольная работа «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ. Задания для работы со схемами двойного оплодотворения у цветковых растений, эмбрионального и постэмбрионального развития животных. | Тематический фронтальный |
№22. Генетика, как наука, ее методы. Основные генетические понятия. | Презентация «Развитие генетики», словарь терминов по генетике в электронном формате. Урок №26 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий) | |
№23. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моногибридное скрещивание. | Презентация «Моногибридное скрещивание», Урок №28 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий).Модель «Законы Менделя» (полный интерактивный курс биологии «Физикон») | Текущий индивидуальный |
№24.Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание | Урок №30(электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий), анимация «Неполное доминирование» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий») | Текущий индивидуальный |
№25. Дигибридное скрещивание, цитологические основы. | Презентация «Дигибридное скрещивание», Урок №29 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий). | Текущий индивидуальный |
№26. Хромосомная теория наследственности. Законы Т. Моргана. | Презентация «Сцепленное наследование генов», Урок №31 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий). | Текущий индивидуальный |
№27. Наследование генов, сцепленных с полом. | Презентация «Сцепленное наследование генов», Урок №32(электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий), анимация «Наследование, сцепленное с полом» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий») | Текущий индивидуальный |
№28. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. | Презентация «Взаимодействия генов», Урок №34 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий).анимации: «Эпистаз», «Комплементарное взаимодействие генов» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий») | Текущий индивидуальный |
№29. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. | Урок №33 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий). | Текущий индивидуальный |
№30. Контрольная работа «Основы генетики» | Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ. | Тематический фронтальный |
№31. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. | Урок №35 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий), презентация «Закономерности изменчивости», анимация «Модификационная изменчивость» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). | Текущий индивидуальный |
№32. Виды наследственной изменчивости. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. | Урок №36 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий), анимация «Мутационная изменчивость» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Презентация «Генетика человека» | Текущий индивидуальный |
№33. Селекция, ее развитие и основные методы. Биотехнология. | Презентация «Основы селекции». Тема №7: уроки №37-40 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий). | Текущий индивидуальный |
№34. Контрольная работа | Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ. | Тематический фронтальный |
Раздел № 4. Многообразие организмов (13 часов) | ||
№35. Систематика. Основные систематические группы живых организмов. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека. | Интерактивный программный модуль «Систематика организмов» (полный интерактивный курс биологии «Физикон») Схемы классификации растений и животных, фото- и видеоматериалы организмов разных систематических групп (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Презентация к уроку «Бактерии». Фото - и видеоматериалы по бактериям (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Тема 1.2. «Бактерии» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»), Урок № 31(электронное учебное пособие «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. «Растения. Бактерии. Грибы») | Тематический индивидуальный |
№ 36. Грибы, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека. Лишайники | Презентация «Грибы и лишайники», Глава 3. «Грибы и лишайники», интерактивная модель «Жизненный цикл грибов», (полный интерактивный курс биологии «Физикон»), Рисунки, фото - и видеоматериалы по грибам и лишайникам, анимации «Рассказ о строении шляпочного гриба», «Деление дрожжевого гриба» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Урок № 32 (электронное учебное пособие «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. «Растения. Бактерии. Грибы») | Тематический индивидуальный |
№37.Царство растений, основные признаки. Растительные ткани, их функции. Вегетативные и генеративные органы, их функции. | Рисунки, фото - и видеоматериалы по растительным клеткам, тканям и органам, анимации: «Видоизменения листьев», «Движение цитоплазмы», «Жилкование листьев», «Корневище – видоизмененный побег», «Луковица – видоизмененный побег», «Микроскопическое строение листа», «Пластиды», «Простые соцветия», «Сложные соцветия», «Семя – орган размножения», «Строение вегетативной и генеративной почки», «Строение жилок листа», «Строение кожицы листа в поперечном сечении», «Строение покровной ткани листа» Строение корневой системы», «Строение листа», «Строение пестика» и др. «(электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Глава 4. «Растения» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»). Презентации «Растительные ткани», «Органы растений». | Текущий индивидуальный |
№38. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. | Рисунки, фото - и видеоматериалы по питанию, фотосинтезу, росту, размножению, дыханию растений, анимации «Передвижение веществ по стеблю», «Условия прорастания семени», «Функции корня» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). | Текущий индивидуальный |
№39. Классификация растений. Водоросли, мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека. | Презентация «Основные отделы растений». Тема 2.3.»Водоросли», 4.1. «Мхи», 4.2. «Папоротники, хвощи и плауны», интерактивные модели «Жизненный цикл водорослей», «Жизненный цикл растений» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»). Рисунки, фото - и видеоматериалы по водорослям, мхам и папоротниковидным (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). | Текущий индивидуальный |
№40. Голосеменные растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека. | Презентации «Голосеменные растения». Тема 4.3. «Голосеменные» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»). Рисунки, фото - и видеоматериалы по голосеменным растениям (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). | Текущий индивидуальный |
№41. Покрытосеменные растения. Однодольные и Двудольные растения, их признаки. Основные семейства Однодольных и Двудольных. Значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека. | Презентации «Покрытосеменные растения», «Двудольные», «Однодольные». Тема 4.4.»Покрытосеменные» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»). Рисунки, фото - и видеоматериалы по покрытосеменным растениям, анимации: «Использование растений в пищу», «Использование древесины и декоративных растений» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). | Текущий индивидуальный |
№42. Контрольная работа «Царство растения» | Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ. | Тематический фронтальный |
№43. Царство Животные, основные признаки, классификация. Одноклеточные животные. | Авторские презентации «Царство животные», «Тип Простейшие». Презентации по теме «Простейшие», (автор Пименов А.В.), Тема 2.2. «Протозои», интерактивная модель «Малярия». «Питание инфузории» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»). Рисунки, фотографии, анимации «Размножение амебы, инфузории – туфельки, эвглены зеленой» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Видеофильмы «Амеба обыкновенная», «Инфузория-туфелька», «Инфузория трубач», «Солнечники», «Инфузории сувойки». | Текущий индивидуальный |
№44. Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. | Авторские презентации «Тип Кишечнополостные», «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Моллюски», «Тип Членистоногие», Презентации по беспозвоночным животным (автор Пименов А.В.). Глава 5 «Беспозвоночные» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»). Рисунки, фотографии, видеофильмы по беспозвоночным животным, анимации «Движение гидры», «Почкование гидры», «Половое размножение гидры», «Клеточный состав эктодермы гидры», «Клеточный состав энтодермы гидры», «Движение дождевого червя», «Жизненный цикл медузы», «Жизненный цикл человеческой аскариды», «Кровообращение речного рака» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). | Текущий индивидуальный |
№45. Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. | Авторские презентации «Тип Хордовые. Ланцетники», «Классы рыб», «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие». Рисунки, фотографии, видеофильмы по хордовым животным (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Глава 6. «Позвоночные» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»). | Текущий индивидуальный |
№ 46. Эволюция строения и функций органов и систем органов у животных. | Авторская презентация «Эволюция строения и функций органов и систем органов». Анимации: «Кровообращение у ланцетника», «Кровообращение у рыб», «Кровообращение у земноводных», «Кровообращение у пресмыкающихся», «Кровообращение у птиц», «Кровообращение у млекопитающих» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Глава 10. «Жизнедеятельность организмов» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»). | Текущий индивидуальный |
№ 47. Контрольная работа «Царство животные» | Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ. | Тематический фронтальный |
Раздел № 5. Человек и его здоровье (8 часов) | ||
№ 48.Строение организма человека. Ткани их строение и функции. Системы органов опоры и движения, дыхания, выделения, размножения. Строение кожи. | Презентации «Организм человека и его строение», «Опорно-двигательная система», «Дыхание», «Выделение», «Строение и значение кожи», «Развитие человека» (автор Пименов А.В.) Тема 7.2. «Строение организма», интерактивные модели «Атлас человека», «Мышечные сокращения», «Дыхание»(полный интерактивный курс биологии «Физикон»). Рисунки, фото - и видеоматериалы по тканям и системам органов человека, анимации «Скелет головы-череп», 3D- модель «Скелет стопы» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Видеофильмы «Дыхательная система», «Мочевыделительная система», «Мышцы и движения», «Кожа», «Терморегуляция». | Текущий индивидуальный |
№49. Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Системы органов кровообращения и лимфообращения. | Презентация «Кровь», «Кровообращение» (автор Пименов А.В.), Тема 7.2. «Строение организма», интерактивная модель «Анализ крови» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»).Видеофильмы «Кровь», «Сосудистая система», «Лейкоциты», «Движение крови». Рисунки, фотографии, анимации «Модель движения эритроцитов в капиллярах», «Иммунная реакция», «Фагоцитоз», (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). | Текущий индивидуальный |
№50.Система органов пищеварения Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. | Презентации по теме «Пищеварение», (автор Пименов А.В.), Тема 7.2. «Строение организма», интерактивная модель «Пищеварение» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»).Видеофильм «Пищеварительная система». Рисунки, фотографии по пищеварению, анимации «Глотание», «Перистальтические движения кишечника», 3D- модель «Внешний вид печени» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). | Текущий индивидуальный |
№51. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | Презентации по теме «Нервная система», (автор Пименов А.В.), Тема 7.2. «Строение организма», интерактивная модель «Коленный рефлекс» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»).Видеофильм «Нервная система». Рисунки, фотографии по нервной и эндокринной системам, анимации «Аксон», «Нервная система», «Рефлекторная дуга сгибательного рефлекса», «Синапс. Передача нервного импульса», 3D- модель «Спинной мозг», интерактивные модели «Упрощенная схема рефлекторной дуги», «Оболочки головного мозга»(электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). | Текущий индивидуальный |
№52. Анализаторы, их строение и функции. | Презентации по теме «Органы чувств», (автор Пименов А.В.), Тема 7.2. «Строение организма», интерактивная модель «Близорукость и дальнозоркость» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»).Видеофильм «Органы чувств». Рисунки, фотографии по органам чувств, анимации «Близорукость», «Зрачковый рефлекс», «Метод обнаружения слепого пятна», «Механизм аккомодации», «Проводящие пути зрительного анализатора», «»3D- модель «Строение улитки и вестибулярного аппарата», интерактивные модели «Рецепторы кожи», «Строение внутреннего уха»(электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). | Текущий индивидуальный |
№53. Высшая нервная деятельность (ВНД). Особенности психики человека. | Презентации по теме «Высшая нервная деятельность», (автор Пименов А.В.), Тема 7.2. «Строение организма»(полный интерактивный курс биологии «Физикон»). Видеофильмы «Безусловные рефлексы», «Речь», «Сон», «Условные рефлексы», «Рассудочная деятельность», «Память». Рисунки, фотографии по теме ВНД (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). | Текущий индивидуальный |
№54. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. | Презентации «Гигиена сердечно-сосудистой системы», «Гигиена питания», «Гигиена зрения», «Гигиена кожи и одежды», «Закаливание», «Значение физических упражнений», «Здоровье человека и общество» (автор Пименов А.В.).Анимация «Жизненный цикл человеческой аскариды» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). | Текущий индивидуальный |
№55. Контрольная работа «Человек и его здоровье» | Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ. | Тематический фронтальный |
Раздел № 6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира (6 часов) | ||
№56. Вид, его критерии. Характеристика популяции. | Презентация «Вид. Критерии вида», презентации по теме «Эволюция» (автор Пименов А.В.). | Текущий индивидуальный |
№57. Развитие эволюционной теории. Основные факторы эволюции, их значение. | Презентации по теме «Эволюция» (автор Пименов А.В.). Рисунки, фотографии по разделу «Эволюция органического мира», анимации «Движущий отбор», «»Дизруптивный или разрывающий отбор», «Стабилизирующий отбор», видеофильм «Теория эволюции по Ламарку», (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). | Текущий индивидуальный |
№58. Микроэволюция, способы видообразования, дивергенция, конвергенция, параллелизм. | Презентации по теме «Эволюция» (автор Пименов А.В.). Тема 11.3. «Механизмы видообразования» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»). Рисунки, фотографии по разделу «Эволюция органического мира», (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). | Текущий индивидуальный |
№59.Макроэволюция. Результаты эволюции. Направления и пути эволюции: биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. | Презентации по теме «Эволюция» (автор Пименов А.В.). Тема 11.3. «Механизмы видообразования» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»). Рисунки, фотографии по разделу «Эволюция органического мира», видеофильмы «Относительность адаптаций» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»).Видеофильмы «Основные ароморфозы у животных», «Основные ароморфозы у растений». | Текущий индивидуальный |
№60. Происхождение человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Биосоциальная природа человека. | Презентации «Антропогенез», «Происхождение человека» (автор Пименов А.В.)., Тема 7.1 «Происхождение человека» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»), видеофильм «Происхождение человека». | Текущий индивидуальный |
№61. Контрольная работа «Эволюция органического мира» | Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ. | Тематический фронтальный |
Раздел № 7. Экосистемы и присущие им закономерности (6 часов) | ||
№62. Среда обитания, экологические факторы. Экосистема, ее компоненты. Биотические связи в экосистемах. | Презентации по теме «Экология»», (автор Пименов А.В.)., Тема 12 «Организм и окружающая среда» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»), Видеофильмы из видеогалереи: часть 1.2.1. «Взаимоотношения организмов», часть 1.3. «Экосистемы», демонстрации «Организм и среда», «Сообщества и популяции», «Экосистемы» (электронное пособие «Экология» 1С:Образование3.0.), анимация «Схема действия экологических факторов» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий») | Текущий индивидуальный |
№63. Цепи и сети питания, их звенья. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. | Презентация « Сообщество и экосистемы». Интерактивная модель «Круговорот веществ в природе» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»). Рисунки, фото - и видеоматериалы по теме «Основы экологии» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). | Текущий индивидуальный |
№64. Саморазвитие и смена экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. | Презентация «Сукцессия»», (автор Пименов А.В.). Анимации «Первичная сукцессия», «Вторичная сукцессия», (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Демонстрация «Сукцессия» (электронное пособие «Экология» 1С:Образование3.0.). | Текущий индивидуальный |
№65. Разнообразие экосистем. Агроэкосистемы. | Тема 12 «Организм и окружающая среда», интерактивная модель «Природные зоны» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»), видеофильмы из видеогалереи: часть 1.3.2. «Агроценозы», демонстрация «Агроценозы» (электронное пособие «Экология» 1С: Образование3.0.). | Текущий индивидуальный |
№66. Биосфера, ее компоненты. Проблемы устойчивого развития биосферы. | Презентация «Биосфера», демонстрации из главы 6. «Экологические проблемы и пути их решения», (электронное пособие «Экология» 1С: Образование3.0.). | Текущий индивидуальный |
№67. Контрольная работа «Экосистемы» | Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ. | Тематический фронтальный |
№68. Итоговая контрольная работа | Различные варианты КИМов ЕГЭ | Фронтальный |
Приложение 2
Использование возможностей ИКТ на различных
этапах урока биологии
Особенностью преподавания биологии в средней общеобразовательной школе является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при опросе, при объяснении нового материала и в процессе закрепления новых знаний. Установлено, что эффективность усвоения материала при использовании одних словесных методов изложения возможна в пределах 10 – 15 %, при использовании только зрительной наглядности усвоение возрастает до 25 %, а при одновременном предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения материала достигает уже 65 %.
Компьютер может применяться на различных этапах урока:
- при объяснении нового материала (цветные рисунки и фото, слайд-шоу, видеофрагменты, анимации короткие и сюжетные, вспомогательный материал, электронные презентации);
- для закрепления полученных знаний (задания с выбором ответа, тренажеры, виртуальные лабораторные работы);
- для контроля знаний (компьютерное тестирование - в основном с использованием программы PowerPoint).
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
1) в составлении кроссворда по теме, использовании его для контроля знаний других учащихся;
3) в составлении опорных схем и конспектов;
4) в подготовке различных сообщений и докладов
5) в изготовлении презентаций.
Использование компьютера
на этапе закрепления полученных знаний
На этом этапе учащимся предлагается ряд индивидуальных (групповых) заданий и задач разного типа. Среди них могут быть тестовые задания; теоретические вопросы, ответы на которые можно проверить при обращении к компьютерным моделям и вопросы, направленные на понимание проиллюстрированного моделями теоретического материала. Этот этап требует тщательной подготовки дифференцированных заданий и бланков для оформления отчетов о проделанной работе.
На этапе закрепления материала могут быть использованы следующие виды учебной деятельности:
Работа с заданиями с выбором ответа – компьютерные технологии позволяют анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты. Выполнение учащимися таких заданий позволяет закрепить полученные ими знания по изучаемому материалу. Применение электронных образовательных ресурсов для закрепления материала позволяет сделать этот этап более привлекательным для учащихся и удобным для меня.
Существуют различные задания с выбором ответа, например, на уроке «Класс Птицы» в 7 классе, с целью закрепления знаний о внешнем строении птиц используется задание «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни». Учащиеся должны из предложенных вариантов названий органов птиц выбрать правильные (рис. 1). При заполнении всех окон учащиеся сразу получают результат своей работы, компьютер указывает им правильно или нет выполнено задание, так как при проверке правильные ответы окрашиваются зеленым цветом, а неправильные – красным. Выполнение этих заданий может носить индивидуальный и фронтальный характер. В первом случае один учащийся выходит к доске (компьютер, подключённый к проектору) и решает поставленную задачу самостоятельно. Иногда подобные задания выполняем на уроках фронтально, при этом один ученик находится у доски, а остальные корректируют его ответы.
Рисунок 1
Выполнение этих заданий позволяет учащимся закрепить знания и отработать умения определять органы живых организмов, части клеток, хорошо развивает зрительную память.
Работа с тренажерами. Данный вид работы позволяет закрепить знания учащихся и отработать умения определять части и органы живых организмов, отработать терминологическую основу биологии. Например, при изучении темы «Выделительная система» в 8 классе на этапе закрепления знаний можно использовать тренажер «Органы выделительной системы, строение почек», что позволяет закрепить основные знания о строении выделительной системы.
Данный вид тренажёров выполняется при помощи гиперссылок и, при правильном ответе, переход осуществляется к следующему вопросу (рис. 2).
Рисунок 2
Если ответ неверен, то появляется слайд со следующим содержимым (рис. 3):
Рисунок 3
Выполнение виртуальных лабораторных работ позволяют кроме закрепления знаний и отработки умений, значительно сократить время на проведение лабораторной работы и решить проблему недостаточной материальной базы.
Например, лабораторную работу «Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал» первый слайд виртуальной лабораторной работы содержит тему, цель и оборудование лабораторной работы, а так же задание, которое необходимо выполнить учащимся (рис. 4).
Рисунок 4
Проведение виртуальной лабораторной работы «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» в 8 классе использование ЭОР позволяет наглядно продемонстрировать опыты и закрепить знания учащихся о пищеварении.
Некоторые процессы нельзя смоделировать в естественных условиях, так как это требует больших временных отрезков. Например: «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)». Учащимся предлагается населить виртуальный аквариум, задать условия и наблюдать за изменениями в течение 60 суток - в реальных условиях это невозможно. В ходе работы учащиеся осознают всё многообразие и сложность связей в природе (рис.5):
Рисунок 5
Работа с кроссвордами позволяет в игровой форме закрепить (либо проверить) ЗУН учащихся. Возможности Power Point позволяют создавать кроссворды нескольких видов:
- Создание кроссвордов при помощи триггеров:
- Создание кроссвордов при помощи управляемых кнопок, где возможно открытие не целиком слов, а отдельных букв слова, создавая подсказки:
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии"
Внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека д...
Проект урока биологии в 6 классе " Путешествие по стране систематики"
Моя главная задача на уроке раскрыть особенности семейств класса Двудольные растения. Выделить характерные признаки каждого семейства, определить места их произрастания, показать значение в природе и ...
Использование ИКТ и метода проектов на уроках биологии.
статья об использовании НИТ в учебной практике....
проект "« Информационная культура и применение мультимедийной презентации на уроках биологии в 7 классе».
анализ применения мультимедийных презентаций на уроках зоологии в 7 классе....
Использование метода проектов на уроках биологии
Реализация и достижения учителя и учеников при использовании метода проектов...
проект по биологии "Мои фотографии на уроках биологии"
проект содержит огромный объем информации, исследовательского характера по данной теме. А также интересные фотографии...
Технология проектов в интегрировании уроков биологии и ИКТ в языковой школе
Технология проектов на уроках...