Использование метода проектов на уроках биологии
статья по биологии (11 класс) по теме

Корикова Марина Александровна

Реализация и достижения учителя и учеников при использовании метода проектов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                           Корикова М.А.                

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ РОЛЬ В ДОСТИЖЕНИИ КАЧЕСТВА БИОЛОГИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

«Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо, где и как я могу это применить»- вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.

 Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем.

 По определению проект-это совокупность определенных действий, документов, предварительных  текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая, исследовательская деятельность.

     В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

 Не случайно, что одним из параметров нового качества  образования считается способность проектировать. Так в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов, создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей, объектов, процессов, явлений, в том  числе с использованием  мультимедийных  технологий».

     О методе проектного обучения говорят, что это новая модификация старого метода, родоначальником которого является американский педагог  В. Х. Кильпатрик. В 20-е годы метод проектов привлек внимание и советских педагогов, которые считали, что с его помощью можно обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельность учащихся в обучении. Однако в 1931 году Постановлением  ЦК ВКП(б)  этот метод был осужден  и предан забвению.

      Метод проектов обладает рядом важных характеристик:

Концептуальность;

Системность

Воспроизводимость

Универсальность

  Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

способность повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

развивать у учащихся осознания значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;

развивать исследовательские умения наблюдать.

 Метод проектов представляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения.

деятельность? С удивления…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя  как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается  вопросом: «А почему именно так , а не иначе?» С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно- начало поиска, начало исследования.

    Потребность ребенка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление  и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность- естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка  изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

     Каждый учебный предмет несет в себе элементы исследования, создание воображаемых проектов. Нас же интересует биология. Биологические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные проблемы экологии; прогнозировать развитие событий экологической обстановки в конкретном регионе или определённом биогеоценозе .   Система проектной работы охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность. В своей педагогической работе применяю данную методику в основном на уроках и внеурочной деятельности. Для формирования проектных умений  использую два вида урочных занятий.

      Первый вид – проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом.                                  

      Применяю такие уроки 1-2  раза в год по какой-то определенной теме. В этом случае можно  выиграть, как говорят, «качеством», а не «количеством». Например, «Экологические группы растений по отношению к воде»(9 класс ).
        Второй вид –проектная деятельность во внеурочное время , например «Биоиндикация воздуха по состоянию сосны обыкновенной в Бобровском районе» .

Давайте познакомимся с результатами по данному методу .

С данной разработкой принимала участие в региональной научно-практической конференции «Современное биологическое образование: теория и практика» , выступала на секции «Современные педагогические технологии и их роль в достижении качества биологического и экологического образования в школе»,в ВГПУ на кафедре общей биологии и зоологии , 11февраля 2011 года , тезисы выступления напечатаны в сборнике  ВГПУ « Современное биологическое образование» ; получила сертификат за участие в региональной научно-практической конференции «Современной биологическое образование:теория ипрактика», 11 февраля 2011года , Издательский центр « Вентана-ГРАФ»

           

ИТОГИ моих учеников ПО данному методу работы.

Ф.И. ученика

Место проведения

 МЕСТО

Лосунова Анастасия

Районный конкурс юных исследователей окружающей среды , город Бобров ,2010г.

2 место

Лосунова Анастасия

Районная научно-практическая конференция «Юные исследователи» , город Бобров , 23марта 2011г.

1 место

Лосунова Анастасия

5 региональная научно-практическая конференция учащихся школ г. Воронежа и Воронежской области  «От любви к природе-к культуре природопользования», 24 марта 2011г.

3 место , статья в сборнике  материалов 5 региональной научно-практической конференции школьников,ВГПУ.

Лосунова Анастасия






Лосунова Анастасия

Районный эколого- биологический конкурс  «Юные исследователи природы -родному  краю», 14 апреля ,2011г.


Областной эколого-биологический конкурс обучающихся и педагогов «Юные исследователи природы- родному краю» , ФГОУ ВПО Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д.Глинки, 16 апреля 2011года .

3 место






3 место




 

Тимашова Анастасия

Областной эколого-биологический конкурс обучающихся и педагогов «Юные исследователи природы- родному краю» , ФГОУ ВПО Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д.Глинки, 16 апреля 2011года .

Сертификат участника

Лосунова Анастасия

Областная олимпиада «Созвездие-2011» научно-исследовательский проект детей и молодёжи по проблеме окружающей среды «Планета Земля .Взгляд из космоса»

3 место

Синюкова Виктория, Дедикова Алина

Областная научная эколого-биологическая олимпиада обучающихся ( ВГУ , факультет географии, геоэкологии и туризма),28 октября 2011г.

Благодарность за участие

Выводы:

1.проектная технология активизирует познавательную деятельность учащихся;

2.применима не чаще 1 раза в триместр;

3.является проявлением творчества в учебном процессе;

4.требует анализа психологических особенностей учащегося и класса в целом.

Т. 89204003202 домашний

Т.84735041098 рабочий

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ и метода проектов на уроках биологии.

статья об использовании НИТ в  учебной практике....

Научная статья по педагогике «ИКТ и метод проектов на уроках биологии».

Использование ИКТ в педагогической деятельности помогает сделать учебно-воспитательный процесс соответствующим передовым требованиям педагогической науки, объединить все лучшее старой советской ...

"Использование метода проектов в обучении биологии"

Использование метода проектов в обучении биологии...

Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности учащихся по биологии

Проектная деятельность способствует формированию у учащихся компетенций:- информационных (умение пользоваться и обрабатывать информацию);- социально-правовых (знать законы, как вести себя и т.д.);- ко...

метод проектов на уроках биологии

Главное в проектной деятельности – труд учащегося. Такой подход труден для преподавателя, но зато он живее и веселее, чем инструкционный. Совсем нелегко выдвинуть предположения, гипотезы, заглянуть в ...

Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности...