Конспект урока биологии в 8 классе по теме: "Эмоции"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
Алтайского края Шипуновского района
Бобровская средняя общеобразовательная школа
урок биологии в 9 классе
по теме: «Эмоции».
Учитель: Комарова Евгения Ивановна,
учитель химии и биологии
Тема: «Эмоции».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный урок.
Технология: уровневая дифференциация.
Цели:
I. Дидактические:
Познакомить учащихся с эмоциями. Выяснить, что это такое, какова природа происхождения эмоций, какие виды эмоций бывают и самое главное: какое значение имеют эмоции в жизни человека.
- Систематизация, обобщение и введение новых знаний в систему уже имеющихся у учащихся.
- Контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний учащихся.
II. Развивающие:
- Развивать у учащихся умение слушать, и выделять главное из сказанного.
- Развивать у учащихся логическое мышление, умение правильно и красиво говорить, излагать свои мысли, делать выводы.
- Развивать познавательный интерес к дальнейшему изучению курса биологии.
III. Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу и к учителю.
- Воспитывать и развивать у учащихся чувство товарищества, взаимопомощи.
- Воспитывать культуру труда.
Методы:
- объяснение учителя – лекция;
- беседа – обсуждение основных моментов;
- наглядные методы (таблички, схема).
Средства:
- схемы;
- таблички;
- дополнительный материал.
Формы:
- коллективная – обсуждение;
- индивидуальная – работа с учебником.
Ход урока:
Действия учителя | Действия учащихся |
I этап. Организационный момент. | |
Приветствие. | Приветствие. |
II этап. Опрос по домашнему заданию, актуализация знаний. | |
– Чем мы с вами занимались на прошлом уроке? – Вопросы по домашнему заданию есть? – Скажите, пожалуйста, каковы роль устной и письменной речи в жизни человека? – Спасибо за ответ. Ответ был полный, были приведены примеры, поэтому оценка «5». – Скажите, пожалуйста, что вы чувствуете, получив оценку «5», «4», «3», «2». – Спасибо. Учитель вешает таблички с надписями. (Радость, удовлетворение, гнев, обида, раздражение, переживание, восторг, грусть, воодушевление.) – Какое слово объединяет в себе все эти слова, подумайте. –Молодцы! Вы сами сформулировали тему нашего урока. Итак, открываем тетради, записываем число и тему урока «Эмоции». | – Изучали особенности высшей нервной деятельности человека. Учащиеся отвечают. Учащиеся рассказывают о своих чувствах. – Эмоции (чувства). Учащиеся оформляют тетради. |
III этап. Изучение нового материала. | |
– Давайте поставим цели на сегодняшний урок. Учитель записывает на доске цели урока: 1) Что такое эмоции? 2) Каково их происхождение? 3) Виды эмоций в жизни человека. 1. Рассказ учителя. Человек является частью природы. Мы с вами не только воспринимаем окружающий мир, но и воздействуем на него. Ко всем предметам в мире, ко всем явлениям и событиям у нас с вами есть своё собственное отношение. Читая книгу, слушая музыку, отвечая урок или общаясь с друзьями мы переживаем… (возвращение к табличкам на доске «Эмоции») Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями (записать понятие). Учитель зачитывает слова Анохина Петра Кузьмича (1898-1974). На доске его портрет. 2. Почему мы переживаем эмоции? В головном мозге существуют центры, возбуждение которых приводит к удовольствию или страданию. Центры формирования эмоций располагаются в височной и лобной долях коры больших полушарий, а также на некоторых участках промежуточного мозга. Раздражение этих центров приводит к внешнему проявлению эмоций. 3. Эмоции человека чрезвычайно сложны и многообразны. Все эмоции можно поделить на положительные и отрицательные. Учитель оформляет схему на доске. ЭМОЦИИ положительные отрицательные (радость, любовь (гнев, страх, ужас, восторг – Назовите примеры этих эмоций. Учитель записывает названные эмоции в схему. – Любая эмоция (положительная или отрицательная) сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, которые в сою очередь изменяют деятельность внутренних органов: кровообращения, дыхания, пищеварения, и др. Одним из таких биологически активных веществ является гормон надпочечников адреналин. Физиологическое значение реакций сопровождающих эмоции, очень велико. Они мобилизуют силы организма, приводят его в состояние готовности для успешной деятельности или для защиты. Изменения в деятельности внутренних органов одинаковы при сходных эмоциях у всех людей. Поэтому всем понятны выражения: «Волосы дыбом встают, от страха в пот ударило, мурашки по коже, щемит сердце, от радости в зобу дыханье спёрло». Перед этим учитель предлагает учащимся самостоятельно привести примеры таких выражений. | Учащиеся по очереди называют цели, учитель, если требуется, корректирует их и записывает их на доске. Учащиеся слушают рассказ учителя. Учащиеся записывают в тетрадь определение Учащиеся оформляют схему в тетради. Учащиеся называют. |
Зарядка для глаз. | |
4. – Посмотрите, пожалуйста, на наши цели, каких мы достигли, а какой вопрос остался открытым? –Я предлагаю вам самостоятельно найти ответ на этот вопрос. Итак, познавательная задача (!). ! Прочитайте текст учебника на странице 207 (последний абзац) -209. Выпишите в тетрадь, в чём заключается значение эмоций в жизни человека? 1) По эмоциям можно судить о душевном состоянии человека. 2) Выразительные движения, сопровождаю-щие эмоции, дают разрядку напряжению, которое создаётся эмоцией. 3) Эмоции – являются языком общения, потому что они передают чувства и настроение другого человека. 4) Выразительные движения могут управлять эмоциями многих. Это используется в воспитании и самовоспитании. Совместная проверка выполнения задания. Корректировка записей. | Учащиеся смотрят на доску. – Не рассматривали 4-й вопрос. Учащиеся записывают её в тетрадь. |
IV этап. Закрепление. | |
– Какие чувства, эмоции ещё отображены на этой картине? | |
V этап. Подведение итогов. Выводы. | |
Д/з: § 52, ответить на вопросы к параграфу, выучить записи в тетради.
– Спасибо за урок. До свидания. | Учащиеся отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"
Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....
Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида
Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....
Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"
Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...
Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"
Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений
Конспект урока биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...
Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»
План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...