Методические рекомендации к уроку "Закономерности эволюции" 10 класс.По программе И.Н. Пономаревой.
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Урок разработан с использованием технологии ИСУД. Это урок систематизации и обощения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakonomernosti_evolyutsii.doc | 55.5 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Закономерности эволюции
Урок обобщения и коррекций знаний (перед зачетной работой)
Цели и задачи урока:
для учителя:
- Организовать индивидуальную работу по обобщению и закреплению знаний в комфортном для каждого ученика режиме деятельности.
- Организовать индивидуальную работу по развитию «западающих» параметров индивидуального стиля учебной деятельности для каждого ученика в режиме учебных затруднений.
- Помочь учащимся оценить уровень готовности к зачету и способы коррекции выявленных недочетов.
для учащихся:
- Оценить собственный уровень знаний содержания
темы. - Повторить и закрепить перед зачетом полученные в течение изучения темы знания.
- Развивать индивидуальный стиль учебной деятельности при работе с учебным материалом
План урока
- Организационный момент (приветствие, обсуждение целей и плана урока, анализ карты самооценки).
- Разминка.
- На доске записаны и пронумерованы основные понятия темы. На слайдах, быстро сменяющих друг друга, появляются изображения, иллюстрирующие закономерности эволюции. Учащиеся соотносят изображения со списком, записывая порядковые номера понятий в карту самооценки.
1.Адаптация
2.Переходные формы
3.Дивергенция
4.Гомологичные органы
5.Аналогичные органы
6.Конвергенция
7.Эмбриональная дивергенция
8.Монофилия
9.Рудименты
10.Атавизмы
11.Ароморфозы
12.Идиоадаптация
13.Дегенерация
14.Коэволюция
15.Параллелизм
- Из списка понятий необходимо выбрать и записать в карту самооценки те, которые относятся к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции.
- В карте самооценки црописаны цифры от 1 до 15. Учащиеся слушают список понятий, зачеркивая только те, которые относятся к ПУТЯМ ЭВОЛЮЦИИ ГРУПП ОРГАНИЗМОВ.
- Выполнение индивидуальных заданий, дифференцированных по уровням сложности на ведущих каналах восприятия информации.
- для слабых учащихся – задание на узнавание:
из набора карточек составить пары – название пути достижения биологического прогресса и изображение его иллюстрирующее
Окунь, камбала, крот, саккулина, матка, мозг млекопитающих, скелет костистой рыбы, бычий цепень, еж, плоды одуванчика и клена, четырехкамерное сердце, растение гороха с цветком и усами.
- .Для группы учащихся, предпочитающих кинестетический и визуальный каналы восприятия информации: собрать из карточек схему соотношений путей эволюции и подобрать к ней примеры из карточек с изображением животных и растений.
3..Для группы учащихся, предпочитающих аудиальный канал информации: собрать из карточек в парах пути эволюции растений и назвать их друг другу.
3. Пауза-разминка. Учащиеся коллективно разгадывают понятия, которые иллюстрируют изображения слайдов.
- Выполнение заданий в режиме учебного затруднения - развивающие задания на основе учебного содержания темы.
Найти соответствие фактов и понятий.
Классификация фактов, соотнесение реального факта с обобщающим словом: хорошая тренировка левополушарного мышления:
- Во всех исследованных популяциях (кроме изолятов) идут одинаковые одинаковые процессы: грацилизация (снижениемассивности скелета) и акселерация (раннее физическое созревание).
- 25% всех зачатий заканчиваются спонтанными выкидышами (уничтожаются нежизнеспособные зиготы).
- Растет доля людей с врожденным иммунитетом к заразным болезням.
- Увеличивается влияние радиационного фона и химических факторов среды на людей.
- Учащаются браки между представителями различных этнических групп и рас.
- Существуют эпидемии, уносящие сотни тысяч жизней.
- Лекарственные препараты становятся причиной появления устойчивых к ним штаммов болезнетворных микробов.
- Человечество существует не только в форме крупных этносов, нои в виде небольших изолятов.
Соотнесите эти 8 фактов с различными факторами эволюции
А — комбинативная изменчивость
Б — волны жизни (популяционные волны)
В-- дрейф генов
Г — стабилизирующий отбор Д — движущий отбор
Е — соотносительная эволюция (коэволюция)
Ж — мутационная изменчивость
Если одно понятие соотносится с различными реальными фактами, процессами и т. д., то такое задание хорошо развивает правое полушарие, вынуждая ученика конструировать или вспоминать реальные образы. .
Найти среди примеров те, которые подтверждают способность — организмов адекватно реагировать на изменения внешней среды:
наличие аппендикса у человека;
наличие панциря у черепахи;
перенос тополиного пуха ветром;
угрожающая поза кобры;
постоянство температуры тела у теплокровных животных.
1)Решить, работая индивидуально развивающие каноны:
Развиваюшие каноны
конвергенция | Аналогичные органы |
параллелизм | ? |
дивергенция | Гомологичные органы |
Аромофоз | Усложнение |
Идиоадаптация | ? |
Дегенерация | Упрощение |
дивергенция | микроэволюция |
? | макроэволюция |
ароморфоз | биологический прогресс |
2)Для плохо работающих в аудиальной модальности, - составить мини-рассказ с использованием заданного списка понятий и словосочетаний «так как…», «потому что…», «следовательно…», «если…, то…», прочитать его.
- Для аудиалов составить, работая индивидуально, систему понятий из карточек с этими понятиями и «прочитать» ее.
- Составить интеллект карту и «прочитать» ее.
- Буквенный диктант (записываем первую или указанную букву из отгаданного понятия):
1.возникновение хлорофилла,
2. возникновение фотосинтеза,
3. дифференцировка слоевища на органы,
4. возникновение ползучего стебля у земляники,
5. возникновение полового процесса,
6. появление проводящей ткани,
7. появление цветка у покрытосеменных,
8. утрата листьев и превращение в колючки у кактусов,
9. появление плода у покрытосеменных,
10. появление семян у голосеменных,
11. появление лазающего стебля у винограда,
12. появление крылышек на плодах клена,
13. появление зацепок на плодах лопуха,
14 появление сочной мякоти в плодах малины,
15утрата листьев, развитой корневой и сосудистой системы у ряски,
16. утрата листьев, развитой корневой системы у повилики,
17.утрата тычинок и пестика в краевых цветках подсолнечника.
18.Появление клубней у дикого картофеля.
- Используя единую коллекцию Цифровых Образовательных Ресурсов «Эволюционную лабораторию», на основе анимированного атласа животных, доказать родство бегемотов и китов.
5. Подведение итогов урока: анализ индивидуальных карт самооценки, определение каждым учеником собственной программы подготовки к зачету
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отпугивающее поведение и маскировка
Дельфин и ихтиозавр
Бражник и опыляемое им растение
Латимерия и иностранцевий
Многообразие видов лютиков, синиц, галапагосских вьюрков
Тазовый пояс кита
Жабры рыбы и рака передняя конечность крота медведки
Зародыши рыбы, черепахи, крысы и человека
Псилофиты, стегоцефал и археоптерикс
Эволюция лошади
Третье веко, ушная раковина, аппендикс у человека и животных
Соотношение путей эволюции
Решить развивающие каноны 1 2 Конвергенция Аналогичные органы Параллелизм ? дивергенция Гомологичные органы Ароморфоз Усложнение идиоадаптация ? дегенерация упрощение
Разминка1 Индивидуальные задания Пауза-разминка Развивающие задания итоги 1 2 3 1 4 1 15 5 2 14 9 2 10 4 3,12 5 9 5,6 7 7 2 9 8 10 9 11 10 12 11 13
Биологический прогресс ароморфозы идиоадаптации дегенерация монофилия параллелизм конвергенция коэволюция дивергенция Гомологичные органы Аналогичные органы Гомологичные органы
Доказательства эволюции Сравнительно- анатомические палеонтологические эмбриологические Рудименты и атавизмы Гомологичные органы Ископаемые формы Переходные формы Сходство зародышей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа в 11 классе по программе И.Н.Пономаревой
Контрольная работа содержит варианты вопросов в соответствии с ЕГЭ по биологии (А,В,С). Работа расчитана на 45 мин.урока....
Урок по теме: Как переселяются растения? 5 класс по программе И.Н. Пономаревой
Цель: познакомить обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению семян.Оборудование: коллекция плодов и семян, мул...
Рабочая программа по биологии 6 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая прогамма 6класс по учебнику :Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; учебник 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарева, О,А. Корнилаева, В.С. Кучменко М. Вента –Гра...
Рабочая программа по биологии 7 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...
Рабочая программа по биологии 8 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...
Рабочая программа (ФГОС) по биологии для 5 и 6 классов по программе И.Н. Пономаревой.
Рабочие программы ФГОС по биологии для 5 и 6 классов, составленные на основе авторской программы проф. Пономаревой И.Н....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методические рекомендации к 1 году обучения учебной программы «Гитара» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Гитара»
laquo;Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога», - пишет А.Д.Артобалевская. С этим высказыванием трудно не согласиться. Моральный облик...