Рабочая программа по биологии 6 класс под. ред. И.Н. Пономарёвой
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Рабочая прогграмма по биологии 6 класс составлена по учебнику И.Н. Пономарёвой изд. "Вентана - Граф" 2013г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_biologiya._2015-2016_uch.g.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 104

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.С. ХАРЧЕНКО

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

РЕКОМЕНДОВАНО                                                                         УТВЕРЖДАЮ

К использованию                                                                               Приказ. №      от                                                 Заседанием                                                                                         Директор ГБОУ школы №104                                                                    

Педагогического Совета                                                                   имени М. С. Харченко                                                                

 Прот. №  от                                                                                                ___________  И.А. Добренко                                                                                                                                                                        

 

Рабочая программа

по биологии

6 класс

Срок реализации – 1 год

Разработчик рабочей программы:

Николаева Вероника Леонидовна, учитель биологии

Год разработки программы – 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_______Кузьмина О.Г.

                                                                                                                        __________ 2015г.

Пояснительная записка

 Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:

1. Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

2. Типовом положении об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196.

3 .Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

4. Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ № 1312 от 09.03. 2004 г., Распоряжение КО № 2328-р от 13.05.2015 г).Уч. план ОУ

5. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.  

6. Федерального переченя учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

7. Примерных программ по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

8. Программы И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-граф, 2009.

         Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009-2013. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации . Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации». Учебник с экологической направленностью.

          В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  в  рамках  основного  общего  образования  и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 104 данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1 час в неделю, в год  34 часа.

         Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

         Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.

       Цели изучения курса

       Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

         * Понимание  ценности  знаний  о  своеобразии царств: растений, бактерий,  грибов в  системе биологических знаний научной картины мира.

         * Формирование  основополагающих  понятий  о  клеточном  строении  живых  организмов,  об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

          * Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе устойчивого развития, воспитание  бережного отношения к ней.

          Задачи:

          – Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов  как исключительной ценности органического мира.

          – Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного  организмов,  об  особенностях  обмена  веществ  у  автотрофных  и  гетеротрофных организмов.

          – Овладение  учащимися  умениями  применять  знания  о  строении  и  жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

         – Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

      Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

      Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Содержание учебного предмета.

Тема 1. Введение. Наука о растениях – ботаника  4 часов.

Царство растения. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. История использования и изучения растений.

Многообразие жизненных форм растений. Связь жизненных форм со средой их обитания. Характеристика жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарничков, трав.

Клеточное строение растений

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Особенности растительных клеток. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, наглядных пособий, таблиц, фотографий.

Контрольная работа №1 по теме «Наука о растениях – ботаника».

            Тема 2. Органы растений – 8 часов

Семя, его строение и значение. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли.

Условия прорастания семян. Значение воды и воздуха для прорастания семян. Роль света, сроки посева семян. Корень, его строение и значение. Типы корневых систем растений. Строение корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Видоизменения корней. Значение корней в природе. Побег, его строение и значение. Строение почек: вегетативных и генеративных. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.

Лабораторная работа № 1 « Строение семени фасоли»

Лабораторная работа №2 «Строение корня проростка»

Лабораторная работа №3 « Строение вегетативных и генеративных почек»

Лабораторная работа №4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

Контрольная работа №2  по теме « Органы растений».

            Тема 3. Основные  процессы жизнедеятельности – 6 часов

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, размножение и оплодотворение, рост, развитие). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Воздушное питание растений – фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Рост и развитие растений. Растение – целостный организм.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторная работа № 5. «Черенкование комнатных растений».

Контрольная работа №3 по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений».

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира  – 11 часов

Систематика растений ,её значение для ботаники. Классификация растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Роль систематики в изучении растений. Водоросли. Многообразие водорослей и значение в природе. Строение водорослей, размножение. Отдел Моховидные. Общая характеристика, строение мхов, их значение. Плауны, хвощи, папоротники. Характерные черты высших споровых растений, чередование полового и бесполого размножения. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные их значение в природе и жизни человека. Отдел голосеменные. Общая характеристика и значение. Расселение. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории России. Значение в природе и жизни человека. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Особенности строения, размножения и развития.  Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольные и Однодольные, их роль в природе и жизни человека. Семейства класса Двудольные, общая характеристика, Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные ,Сложноцветные, их значение в природе и жизни человека. Семейства класса Однодольные, общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки, значение. Историческое развитие растительного мира. Понятие об эволюции. Первые обитатели Земли. Черты приспособленности к наземному образу жизни. Многообразие и происхождение культурных растений. История происхождения культурных растений. Центры происхождения, расселение растений. Сорные растения, их значение. Дары Нового и Старого Света. Дары Нового (картофель, томат, тыква) и Старого (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан). История и центры их появления. Значение растений в жизни человека.

Лабораторная работа № 6 № «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Контрольная работа № 4 по теме « Многообразие и развитие растительного мира».

Демонстрация таблиц, фотографий, презентаций, наглядных пособий.

Тема 5. Природные сообщества – 5 часов

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества, биоценоз, биотоп. Роль растений в природных сообществах. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Ярусное строение природного сообщества. Условия обитания растений в биогеоценозе. Разнообразие природных сообществ и их смена. Причины смены: внутренние и внешние, Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Мероприятия по сохранению природных сообществ.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

Экскурсия – « Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)».

Контрольная работа № 5 по теме « Природные сообщества».

Итоговый контроль знаний по курсу «Биологи 6 класс».

Тематический  план

Название тем

Всего часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

Экскурсии

1

Введение. Наука о растениях – ботаника.

4

1

2

Органы растений.

8

4

1

3

Основные  процессы жизнедеятельности.

6

1

1

4

Многообразие и развитие растительного мира.  

11

1

1

5

Природные сообщества.

5

1

1

Всего:

34

6

5

1

Перечень лабораторных работ

Тема

1.

Лабораторная работа № 1. « Строение семени фасоли »

2.

Лабораторная работа № 2 «  Строение корня проростка ».

3.

Лабораторная работа № 3 « Строение вегетативных и генеративных почек »

4.

Лабораторная работа № 4 « Внешнее строение корневища, клубня, луковицы »

5.

Лабораторная работа № 5 « Черенкование комнатных растений »

6.

Лабораторная работа № 6 « Изучение внешнего строения моховидных растений »

Перечень контрольных работ

Тема

Вид проверки

1.

Наука о растениях – ботаника.

Контрольная работа № 1

2.

Органы растений.

Контрольная работа № 2

3.

Основные процессы жизнедеятельности растений.

Контрольная работа № 3

4.

Многообразие и развитие растительного мира.

Контрольная работа № 4

5.

Природные сообщества

Контрольная работа № 5

        Количество контрольных работ за год – 5 ( проверочные работы по усмотрению учителя)

        Количество лабораторных работ за год – 6

        Экскурсий за год – 1

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

      В результате изучения биологии ученик должен

  • знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов, клеток  организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение

    уметь

  •    объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность  происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды,   необходимость защиты окружающей среды.
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Критерии оценивания

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания  глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Список литературы

Основная литература:

  1. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2009-2013
  3. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2009
  4. Дидактические карточки-задания по биологии: 6 класс. К учебнику  И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология. 6 класс»  - М.: Издательство «Экзамен»,2009
  5. «Тестовые задания по биологии 6 класс» г. Саратов

Дополнительная литература:

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
  2. Открытая биология 2.6 Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Физикон, 2005.
  3. 1С: Репетитор. Биология. Весь школьный курс, 1998-2001.
  4. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
  5. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
  6. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

 6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
  2. http://www.floranimal.ru/ - Сайт – энциклопедия. На сайте в алфавитном порядке расположены названия растений и животных всего мира. При выборе необходимого вида, попадаешь на страницу с изображением и описанием растения или животного. Данным материалом можно воспользоваться при подготовке к урокам.
  3. http://plant.geoman.ru/ - Растения
  4. www.biodan.narod.ru - Биологический словарь с алфавитным указателем
  5.  www.nsu.ru - Биология в вопросах и ответах
  6. www.college.ru - Учебник по биологии он-лайн, иллюстрированный


Календарно – тематическое планирование уроков биологии 6 класс

34часа (1 час в неделю).

п/п

Дата

Тема урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Использование средств обучения

Основные виды деятельности

по плану

по факту

Тема 1. Введение. Наука о растениях - ботаника - 4 часа

1

сентябрь

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

Урок-исследование

 Царства живой природы, Внешнее строение, органы растения, вегетативные и генеративные органы. Семенные и споровые растения. Наука о растениях – ботаника.

Знать 5 царств живой природы.

Характеризовать различных представителей царства растения. Определять предмет науки ботаники. Характеризовать внешнее строение растений, объяснять отличие вегетативных органов от генеративных

ИКТ

Изучение нового материала

Беседа. Работа в тетради. Заполнение таблицы.

2

сентябрь

Многообразие жизненных форм растений.

Урок - исследование

Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм со средой обитания. Характеристика жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарничков, трав.

Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм. Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания.

ИКТ

Изучение нового материала, заполнение таблицы в тетради

3

сентябрь

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки

Урок - исследование

Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки.

Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Различать и называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки.  Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. Выявлять отличительные признаки растительной клетки

ИКТ

Изучение нового материала. Работа в тетради.

4

сентябрь

Ткани растений

К/р №1 по теме «Наука о растениях – ботаника».

Урок-исследование

Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. Причины появления тканей. Растение как целостный организм, состоящий из клеток и тканей.

К/р по теме «Наука о растениях – ботаника».

Определять понятие «ткань». Характеризовать особенности строения и функции тканей растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять значение тканей. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.

ИКТ

Изучение нового материала. Работа в тетради. Заполнение таблицы. К/р по теме.

Тема 2. Органы растений – 8 часов

5

сентябрь

Семя, его строение и значение.

Лабораторная работа № 1

«Строение семени фасоли »

Инструктаж по ТБ.

Урок - практикум

Семя как орган размножения растений. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Строение зародыша растения.

Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Описывать строение зародыша. Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

ИКТ, гербарные экземпляры, таблицы, рисунки, фотографии

Работа с

микроскопами, препаровальными иглами, изучение строения семени фасоли,

оформление

работы в

 тетради, делают вывод.

6

октябрь

Условия прорастания семян

Урок- исследование

Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян.

Характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Объяснять зависимость прорастания семян от температурных условий.

ИКТ

Изучение нового материала. Работа в тетради.

7

октябрь

Корень, его строение и значение.

Лабораторная работа №2 « Строение корня проростка».  Инструктаж по ТБ.

Урок - практикум

Типы корневых систем растений. Строение корня – зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня. Видоизменения корней. Значение корней.

Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарии, натуральных объектах. Называть части корня, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения и фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.

ИКТ, гербарные экземпляры, таблицы, рисунки, фотографии

Изучение нового материала. Работа с микроскопом, лупой. Изучение строения корня проростка. Оформление Л/р в тетради, делают вывод.

8

октябрь

Побег, его строение и значение.

Лабораторная работа №3 « Строение вегетативных и генеративных почек».

Инструктаж по ТБ.

Урок изучения новой темы.  Урок - практикум

Побег как сложная система. Строение побега. Строение почек. Вегетативная и цветочная (генеративная) почки. Развитие и рост побегов из почки. Спящие почки.

Называть части побега. Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения. Изучать строение почек на натуральных объектах, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии с лабораторным оборудованием.

ИКТ гербарные экземпляры, таблицы, рисунки, фотографии

Изучение нового материала. Работа с микроскопом, лупой. Изучение строения вегетативной и генеративной почек. Оформление Л/р в тетради, делают вывод.

9

октябрь

Лист, его строение и значение

Урок - исследование

Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев.

Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Характеризовать видоизменения листьев растений.

ИКТ, гербарные экземпляры, таблицы, рисунки, фотографии

Пересказ домашнего

задания, устные ответы на вопросы

Изучение нового материала, работа в тетради, заполнение таблицы, выполнение заданий.

10

ноябрь

Стебель, его строение и значение.

Лабораторная работа №4 « Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

Инструктаж по ТБ.

Урок изучения новой темы. Урок - практикум

Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов.

Описывать внешнее строение стебля. Приводить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений. И их функции. Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

ИКТ, гербарные экземпляры, таблицы, рисунки, фотографии.

Изучение нового материала. Работа с микроскопом, лупой, работа с рздаточными материалами. Изучение внешнего строения видоизменённых стеблей (корневища, клубня, луковицы).Оформление Л/р в тетради, делают вывод.

11

ноябрь

Цветок, его строение и значение.

Урок – исследование

Цветок как видоизменённый укороченный побег, развивающийся из генеративной почки. Строение цветка. Роль цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок в цветке.  Соцветия, их разнообразие. Цветение и опыление растений.  Опыление как условие оплодотворения. Типы опыления (перекрёстное и самоопыленние). Переносчики пыльцы. Ветроопыление.

Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления.

ИКТ, гербарные экземпляры, таблицы, рисунки, фотографии

Работа в группах с гербарными материалами, живыми объектами, фронтальная беседа. Изучение нового материала, работа в тетради, выполнение заданий. Тестовая работа.

12

ноябрь

Плод. Разнообразие и значение плодов.

К/р №2 по теме «Органы растений».

Урок – исследование, обобщение.

Строение плода. Разнообразие плодов. Цветковые (покрытосеменные) растения. Значение плодов в природе и в жизни человека. Распространение плодов и семян. Значение плодов в природе и в жизни человека.

Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и в жизни человека. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.  

ИКТ, гербарные экземпляры, таблицы, рисунки, фотографии

Изучение нового материала, работа в тетради, выполнение заданий, ответы на итоговые вопросы  темы. Обобщение, выводы.

Тема 3.  Основные процессы жизнедеятельности растений  – 6 часов

13

декабрь

Минеральное питание растений и значение воды.

Урок изучения новой темы

Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания.  Типы удобрений и их роль в жизни растения.  Экологические группы растений по отношению к воде.

Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.  Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о приспособленности к воде растений разных экологических групп.

ИКТ, таблицы, фотографии, натуральные объекты.

Изучение нового материала ,работа с учебником, заполнение таблицы.

14

декабрь

Воздушное питание растений – фотосинтез.

Урок изучения новой темы.

Условия образования органических веществ в растении. Зелёные растения – автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе.

Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов – автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зелёных растений.

ИКТ, таблицы, фотографии, натуральные объекты

Изучение нового материала, заполнение таблицы

Беседа.

Устный опрос.

15

декабрь

Дыхание и обмен веществ у растений.

Урок изучения новой темы

Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Характеризовать сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Определять понятие «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни.

ИКТ, таблицы, фотографии, натуральные объекты

Заполнение таблицы, работа с учебником. Беседа, ответы на обобщающие вопросы урока.

16

декабрь

Размножение и оплодотворение у растений.

Урок изучения новой темы

Размножение как необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение – вегетативное и спорами. Главная особенность полового размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение. Достижения отечественного учёного  С.Г. Навашина.

Характеризовать значение размножения живых организмов. Назвать и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения. Объяснять биологическую сущность полового размножения. Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия.

Презентация, работа с учебником, заполнение таблицы, устный опрос. Фронтальная беседа.

17

декабрь

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.

Лабораторная работа №5. «Черенкование комнатных растений».

Инструктаж по ТБ.

Урок-практикум

Особенности вегетативного размножения, его роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком: прививки, культура тканей.

Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях. Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы. Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

ИКТ

Подготовка грунта для посадки растений.

Проращивание, посадка комнатных растений, работа с натуральными, живыми  объектами, оформление работы в тетради, фронтальная беседа.

18

январь

Рост и развитие растений.

Контрольная работа№3 по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений».

урок изучения новой темы

Характерные черты процессов роста и развития растений. Этапы индивидуального развития растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания. Периодичность протекания жизненных процессов. Суточные и сезонные ритмы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на жизнедеятельность растений.

Называть основные черты, характеризующие рост растения. Объяснять процессы развития растения, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития растения. Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.

ИКТ, плакаты, натуральные объекты.

Урок систематизации и закрепления знаний. Вопросы настраивающие на К\р. Письменная к\р.

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира – 11часов

19

январь

Систематика растений, её значение для ботаники.

Урок изучения новой темы

Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений.

Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать  растения по группам. Характеризовать единицу систематики – вид. Объяснять значение систематики растений для ботаники. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии.

ИКТ

Изучение нового материала, работа в тетради,  заполнение таблицы

Работа с текстом учебника. Обобщающая беседа.

20

январь

Водоросли, их многообразие в природе.

Урок изучения новой темы

Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком.

Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и в жизни человека.

ИКТ, презентации, гербарные экземпляры, рисунки ,фотографии

Работа с текстом учебника, работа в группах

21

январь

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Лабораторная работа №6 « Изучение внешнего строения моховидных растений»

Инструктаж ТБ.

Урок - практикум

Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Моховидные как споровые растения. Значение мхов в природе и в жизни человека.

Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Называть существенные признаки мхов. Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербариях, живых объектах. Характеризовать процессы размножения и развития моховидных, их особенности. Сравнивать внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

ИКТ,. Гербарные экземпляры, фотографии, рисунки, натуральные объекты.

Фронтальная беседа 

Изучение нового материала. Работа с микроскопом, лупой, работа с рздаточными материалами. Изучение внешнего строения зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума).Оформление Л/р в тетради, делают вывод.

22

февраль

Плауны, Хвощи, Папоротники. Их общая характеристика.

Комбинированный урок

Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения в цикле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и в жизни человека.

Находить общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, их различия. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать вывод о прогрессивном строении папоротников.

ИКТ, фотографии, рисунки ,гербарные экземпляры.

Фронтальный опрос, работа с учебником, заполнение таблицы в тетради.

Тестовая работа.

23

февраль

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

Урок изучения новой темы

Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности  Земли. Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории России. Их значение в природе и в жизни человека.

Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Сравнивать строения споры и семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных.

ИКТ, натуральные объекты, рисунки, плакаты, фотографии.

Изучение нового материала, заполнение таблицы, работа с учебником. Тестовая работа.

24

февраль

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

комбинированный урок

Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Охрана редких исчезающих видов.

Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными. Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений. Объяснять причины использования покрытосеменных для выделения культурных форм.

ИКТ, презентация, фотографии, плакаты

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки, работа с учебником, Беседа.

25

февраль

Семейства класса Двудольные.

Урок обобщения полученного знания.

Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные культуры.

Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейств класса. Распознавать представителей семейств на рисунках, гербариях, натуральных объектах. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека.

ИКТ, гербарные экземпляры, фотографии, рисунки.

Фронтальная беседа, выполнение заданий на систематизацию, укрепление и обобщение знаний, умений. Тестовая работа. Работа в парах.

26

март

Семейства класса Однодольные.

Урок обобщения полученного знания.

Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе и жизни человека. Исключительная роль злаковых растений.

Выделять признаки класса Однодольные. Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства. Описывать характерные черты семейств класса Однодольные. Приводить примеры охраняемых видов.

ИКТ, гербарные экземпляры, фотографии, рисунки.

Презентация, устный опрос

Фронтальная беседа.

27

март

Историческое значение растительного мира.

Урок изучения новой темы

Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких исчезающих видов.

Объяснять сущность понятия об эволюции  живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле. Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений.

Презентация, ИКТ.

Работа в тетради, работа с учебником, выполнение заданий, заполнение таблицы.

28

март

Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света.

Урок систематизации и обобщения полученного знания.

История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений. Сорные растения, их значение.

Дары Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового Света (картофель, томат, тыква). История и центры их появления. Значение растений в жизни человека.

Назвать основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Приводить примеры культурных растений своего региона. Называть родину наиболее распространённых культурных растений, назвать причины их широкого использования человеком. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

ИКТ, презентация, фотографии. Рисунки.

Урок систематизации и закрепления знаний. Фронтальная беседа.

29

апрель

Контрольная работа №4 «Многообразие и развитие растительного мира».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Фронтальная Беседа, устный опрос, наводящие вопросы к к/р.

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

ИКТ

Обобщающие вопросы, контрольная работа по теме.

Тема 5. Природные сообщества  – 5 часов

30

апрель

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме

Урок изучения новой темы;

Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В. Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Круговорот веществ и поток энергии  как главное условие существования природного сообщества. Совокупность живого населения природного сообщества (биогеоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах.

Объяснять сущность понятия «природное сообщество». Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.

ИКТ, плакаты, схемы, фотографии, рисунки.

Изучение нового материала,

беседа,

комбинированный

 опрос, работа в

 тетрадях

31

апрель

Совместная жизнь организмов в природном сообществе

комбинированный урок

Ярусное строение природного сообщества – надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ.

Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества. Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса, приводить примеры наблюдаемые в природе. Объяснять целесообразность ярусности в жизни живых организмов. Назвать причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции.

ИКТ, плакаты, схемы

Комбинированный опрос

Фронтальная беседа. Обобщающие вопросы.

32

апрель

Смена природных сообществ и её причины.

Контрольная работа №5 по теме « Природные сообщества».

комбинированный урок

Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ.

Объяснять причины смены природных сообществ. Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами. Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ – агроценозов. Аргументировать бережное отношение к природным сообществам. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.

ИКТ, схемы, таблицы.

систематизация и закрепление знаний. Обобщающие вопросы, фронтальная беседа, контрольная работа по теме.

33

апрель

Итоговая контрольная работа по курсу «Биология 6 класс».

Обсуждение заданий на лето.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса.

Применять основные виды учебной деятельности для формулировки ответов к итоговым заданиям. Называть представителей и характеризовать признаки царства Растения. Объяснять строение и функции органов и систем органов растений. Устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов и существования экосистем. Излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира. Выбирать задание на лето. Анализировать его содержание.

вопросы

Изучение нового материала,

беседа,

комбинированный

 опрос, работа в

 тетрадях

34

май

Экскурсия

«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)» ( по усмотрению учителя).

Урок – практикум, урок – исследование.

Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)». Выдаются маршрутные листы с заданиями.

Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе.

Натуральные объекты

Наблюдать весенние явления в природе, записывать результаты в таблицу.

Выполнить задания в маршрутных листах, сделать вывод.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по биологии 5 и 6 классы ( линия И.Н.Пономарёвой) ФГОС второго поколения

Когда в 2012 -2013 учебном году наш Центр образования стал пилотной школой по внедрению Стандартов второго поколения ,я столкнулось с  проблемой составления рабочей программы , не имея даже учебн...

Рабочие программы по биологии 5 и 6 классы ( линия И.Н.Пономарёвой) ФГОС второго поколения

С 2014 года все щколы перейдут  на стандарты второго поколения , являясь пилотной школой по внедрению новых стандартов ,мы 2й год работаем по этим стандартам ,поэтому размещая здесь рабочие прогр...

Рабочие программы по биологии.6-11 класс автор УМК Пономарёва И.Н.

Рабочие программы составлены с учетом требований Федерального государстенного стандарта на основе примерной программы, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н.Пономаревой...

Рабочая программа по биологии 5-6 классы ( Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова)

Рабочая программа по биологии 5-6 классы  ( Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова)...

Рабочая программа по биологии 7 класс учителя биологии Дашиевой Цыбик-Ханды Будажаповныпо УМК Пономарёвой И.Н.

Рабочая  программа адресована учащимся 7 класса  МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени. Сахара Хамнаева» Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:...

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

Рабочая программа по биологии для 5 класса на основе авторской программы И.Н.Пономарёва

        Курс биологии на уровне основного общего образования направлен на формирование у  школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о еѐ мно...