Рабочие программы по биологии 5 и 6 классы ( линия И.Н.Пономарёвой) ФГОС второго поколения
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Голикова Александра Алексеевна

С 2014 года все щколы перейдут  на стандарты второго поколения , являясь пилотной школой по внедрению новых стандартов ,мы 2й год работаем по этим стандартам ,поэтому размещая здесь рабочие программы, думаю что они помогут другим учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1ч. в неделю98 КБ
Файл 1ч. в неделю32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Утверждаю                                                          Согласовано                                                     Рассмотрено

  Директор ГБОУ ЦО № 1497                                              Зам. директора по  УВР                                      на заседании ШМО

  __________ М.Ю. Обижаева                                  ___________      Т.Ю. Гарифулина                       протокол № ________

                                                                                                                                                             от ________________                                                                                

                                                                                                                                                                 Руководитель ШМО

                                                                                                                                                               ____Голикова А.А.______

 

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии

 на  

     2013 / 2014 учебный год.

Класс:5а,б,в

Учитель: Голикова Александра Алексеевна

Количество часов:

  • на учебный год: 35
  • в неделю: 1ч

Учебник: Биология. 5 класс (авт.Пономарёва И.Н. ,Николаев И.В.,Корнилова О.А.)

Примерные программы по учебным предметам .Биология 5-9 классы(стандарты второго поколения) «Просвещение»2011

Календарно-тематическое планирование составила А.А. Голикова

Пояснительная записка                        

Примерная программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального  ядра содержания общего образования и требований к результатам содержания основного общего образования,представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира.По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим. Опираясь на этот курс ,учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрыть физико-химические основы биологических процессов и явлений( питание, дыхание,обмен веществ, фотосинтез и т. д.)

Цели биологического образования в основной школе формируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном,личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальными целями биологического образования являются:

Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений

Приобщение к познавательной культуре как системе позновательных ценностей,накопленных обществом в сфере биологической науки

Биологическое образование призвано обеспечить:

Ориентацию в системе моральных норм и ценностей,признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях,здоровья своего и других людей,экологическое сознание,воспитание любви к природе;

Развитие познавательных мотивов,направленных на получение нового знания о живой природе,познавательных качеств личности,связанных с усвоением основ научных знаний,овладением методами исследования природы,формированием интеллектуальных умений;

Овладение ключевыми компетентностями: учебно-позновательными, информационными,ценностно-смысловыми,коммуникативными;

Формирование у учащихся познавательной культуры.

Результаты учебного предмета изучения

Личностные результаты:

1 знание основных принципов и правил отношения к живой природе

2 реализация установок здорового образа жизни  

3  сформированность позновательных интересов и мотивов ,направленных на изучение живой природы

Метапредметные результаты:

1 овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

2умение работать с разными источниками биологической информации

3 умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Предметные результаты:

1в познавательной сфере

- выделение существенных признаков биологических объектов

- классификация –определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей

- различение на таблицах частей клетки, органов живых объектов

- сравнение биологических объектов и процессов

- овладение методами биологической науки

2 в ценностно-ориентировочной сфере

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни

-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе

3 в сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

4 в сфере физической деятельности :

- освоение приёмов оказания первой помощи,рационализация организации труда и отдыха

5 в эстетической сфере:

Выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Тематическое планирование.

тема

Количество часов

дата

1 Биология-наука о живом мире

8 ч

2 Многообразие живых организмов

11ч

3 Жизнь организмов на Земле

4 Человек на планете Земля

 

5 Итоговый контроль

6 Экскурсии

Итого 35 ч.

Календарно-тематическое планирование.

 

Содержание изучаемого материала

сроки

Характеристика формы организации учебной деятельности

Лабораторная работа

Использование ИТ

         ТЕМА 1 Биология- наука о живой природе (8 ч.)

1Наука о живой природе.(Вводный урок)

1 неделя сентября

Знакомство с задачами курса,живые организмы-важная часть природы.Человек и природа. Т.Б. в кабинете биологии(комбинированный урок)

Компьютерная презентация.

2Свойства живого

2-я неделя сентября

Отличительные признаки живых организмов. Сравнение проявление свойств живого и неживого.(комбинированный урок)

Работа с интерактивной доской.

3Методы изучения природы

3-я неделя сентября

Рассматривание и обсуждение рисунков учебника и интернета,иллюстрирующих методы исследования природы.(комбинированный урок)

Мультимедиа,интернет

4Увеличительные приборы

4-я неделя сентября

История и строение микроскопа,микропрепарат

Т.Б. при выполнении лабораторных работ.

Лабораторная работа№1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

Работа с интерактивной доской( узнавание частей микроскопа)

5 Строение клетки

1-я неделя октября

Клеточное строение живых организмов. Ткани,их функции.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

Использование интерактивной доски.

6 Химический состав клетки

2-я неделя октября

Урок-демонстрация особенностей химического состава живых организмов:органических и неорганических веществ.

Цифровой микроскоп и мультимедиа система:демонстрация опытовпо обнаружению крахмала у разных растительных объектов, их видео и фотосъёмка

7 Процессы жизнедеятельности клетки

3-я неделя октября

Основные процессы,происходящие в живой клетке.Клетка-живая система.(комбинированный урок)

Демонстрация видео: деление клетки

8 Великие естествоиспытатели

4-я неделя октября

Великие учёные  самостоятельная работа учащихся в группах с текстом учебника и с электронными носителями информации.

Компьютерная презентация. Смартфоны учащихся, имеющие выход в интернет(2-3)

9 Обобщение и систематизация знаний по теме 1

5-я неделя октября

Тестирование  

Интерактивная доска.

              ТЕМА 2 МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ  (11 ч.)

10 Царства  живой природы

3-я неделя ноября

Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид».Вирусы.(комбинорованный урок)

Флипчарт «Царства живой природы» (интерактивная доска)

11 Бактерии. Строение и жизнедеятельность.

4-я неделя ноября

Строение  и многообразие бактерий..(Комбинированный урок)

Интерактивная доска(конструктор клеток)

12 Значение бактерий в природе и для человека

5-я неделя ноября

Роль бактерий в природе:фотосинтезирующие бактерии, симбионты,болезнетворные бактерии.Значение бактерий для человека(комбинированный урок)

Компьютерная презентация

Заполнение таблицы на интерактивной доске.

13 Растения

1-я неделя декабря

Главные признаки растений.Основные группы растений.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением побегов растений»

Флипчарт «Группы растений»

14 Животные

2-я неделя декабря

Особенности животных.Их многообразие.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

Цифровой микроскоп-рассматривать живые организмы при малом увеличениии. Интерактивный ресурс –Приготовление культуры инфузории и её рассматривание.

15 Грибы

3-я неделя декабря

Общая характеристика грибов(комбинированный урок)

Флипчарт «Грибы»

16Многообразие и значение грибов

4-я неделя декабря

Шляпочные,плесневые, паразитические грибы.Съедобные и ядовитые .Значение грибов для человека(комбинированный урок)

Компьютерная презентация

17 Лишайники

3-я неделя января

Обшая характеристика, строение(комбинированный урок)

Компьютерная презентация

18 Значение живых организмов

4-я неделя января

Разнообразие организмов.Взаимосвязи.Роль в природе и жизни человека(урок –минисеминар)

Групповые компьютерные презентации учащихся

19 Обобщение и систематизация знаний по теме 2

5-я неделя января

Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника,оценка учащимися своих достижений.

               ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (7 ч.)

20 Многообразие условий обитания на планете

1-я неделя февраля

Особенности сред жизни организмов, примеры обитателей этих сред жизни(комбинированный урок)

Компьютерная презентация

21 Экологические факторы среды

2-я неделя февраля

Влияние экологических факторов на организмы(комбинированный урок)

Иллюстрации факторов из интернета

22 Приспособления организмов к жизни в природе

3-я неделя февраля

Взаимосвязи организмов и окружающей среды.Работа в парах по характеристике приспособленностей(по рисункам учебника)

Компьютерная презентация

23 Природные сообщества

4-я неделя февраля

Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии(комбинированный урок)

Интерактивная пищевая цепь

24 Природные зоны России

1-я неделя марта

Характеристика природных зон и их обитателей(комбинированный урок)

Интерактивная карта природных зон России

25 Жизнь организмов на разных материках

2-я неделя марта

Многообразие живого мира нашей планеты(комбинированный урок)

Компьютерная презентация

26 Жизнь организмов в морях и океанах

3-я неделя марта

Условия жизни в водной среде,приспособленность организмов(комбинированный урок)

Видео фильм

27 Обобщение и систематизация по теме 3

4-я неделя марта

Тестирование,построение схем круговорота веществ и схем пищевых цепей.

            ТЕМА 4  ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (6 ч.)

28 Как появился человек на Земле

2-я неделя апреля

Место человека в системе органического мира.Предки человека.(комбинированный урок)

Компьютерная презентация

29Как человек изменял природу

3-я неделя апреля

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.(комбинированный урок)

Групповые компьютерные презентации учащихся

30 Важность охраны живого мира природы

4-я неделя апреля

Последствия деятельности человека в экосистеме. Красная книга.Заповедники(комбинированный урок)

Иллюстрации видов, находящихся на грани исчезновения(интернет)

31 Сохраним богатство живой природы

2-я неделя мая

Организация планов и проектов охраны растений и животных в период летних каникул.

Компьютерная презентация –как построить кормушки для птиц и белок.

32 Обобщение и систематизация знаний по теме 4

3-я неделя мая

Беседа по вопросам учебника,обсуждение проблем,заданных в учебнике. Работа в парах и малых группах.

33 Итоговый контроль

4-я неделя мая

Тестирование

34-35 Экскурсия

5-я неделя мая

Весенние явления в природе.

     

                                                                     



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                               

                                                                                                         «УТВЕРЖДАЮ»:                                                                                                                             СОГЛАСОВАНО:

                                                                                                         Зам. директора по   Руководитель ГОУ ЦО №1497__Обижаева М.Ю.               УЧ. Гарифулина Т.Ю.

_______

 «_3_»__сентября__________________2013 г.                                                                                                      ____________

Рабочая программа на 2013-2014- учебный год

Ф.И.О. учителя                               Голикова Александра Алексеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории

Предмет                                           Биология

Класс                                                 6

Программа:     Примерная программы  по учебным предметам . Биология 5-9 классы ФГОС «Просвещение» 2011г.              

Биология. 6 класс ФГОС . Авторы : И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.  Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

.

Методические пособия:

1.  Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения.: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013

2. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: методическое пособие. –М.: Вентана-Граф, 2004.

Рабочая программа по биологии 6 класс (линия И.Н.Пономарёвой)

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта второго поколения, Примерной программы основного общего образования по биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы к учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология. 6 класс» изд.Вентана-Граф 2013г.

Учебник входит в систему «Алгоритм успеха».  

. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования.

Курс биологии в 6 классе «Растения». имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Цель учебного предмета - обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также формирование способности использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий: структурно-логических (системный подход), информационно-коммуникационных (формы работы: работа с ЦОР и ЭОР; лекции с мультимедийным сопровождением; создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов; организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании; поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме; тренинги навыков с использованием компьютеров; контроль обученности средствами интерактивного тестирования); тренинговых, проектных),, игровых, диалоговых, здоровьесберегающих .

Основной формой обучения являются уроки разных типов: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как уроки - лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги, защита проектов; экскурсии; уроки контроля; презентации и др.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий:

- мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации;

- использование разнообразных форм контроля (предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль): контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование (в том числе и компьютерное), диктант, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради). Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии;

- разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание растительного мира и развитие умений по уходу за ним.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений,; популяций; экосистем; растений, своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

- изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними/

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся образовательных компетентностей: ценностно-смысловых, общекультурных учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования

                               УЧЕБНО_ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тематический блок

Количество часов

1

Введение.Общее знакомство с растениями

5

2

Органы цветкового растения

9

3

Основные процессы жизнедеятельности растений

7

4

Многообразие и развитие растительного мира

10

5

Природные сообщества

2

6

Заключение по курсу

1

                                                  итого

34

Основное содержание тематического плана

Тема 1. Введение. Общее знакомство с растениями. (5 часов)

Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие растения; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Признаки растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Клеточное строение растений.

Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения.

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические.

Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Лабораторная работа №1 «Клеточное строение кожицы лука»

Тема 3. Органы цветковых растений. (9 часов)

Семя (2 час)

Внешнее и внутреннее строение семени. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву.

Лабораторная работа №2 «Изучение органов (семени) цветкового растения»

Корень (1 час)

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.

Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения.

Лабораторная работа №3 «Типы корневых систем и виды корней».

Побег (4 часа)

Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань.

Разнообразие листьев и их значение для растений.

Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Рост камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.

Лабораторные работы:

№4 «Изучение органов (листа) цветкового растения»

№5 «Изучение органов (стебля) цветкового растения».

Цветок и плод (2 часа)

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

Лабораторные работы:

№6 «Изучение органов (цветка и соцветий) цветкового растения».

№7«Изучение органов (плодов) цветкового растения.»

Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений. (7 часов)

Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).

Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.

Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.

Роль воды в жизнедеятельности растений.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе). Продолжительность жизни растений.

Лабораторные работы:

№8 «Размножение комнатных растений»

Тема 5. Основные отделы царства растений. (10 часов)

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Охрана растений и мест их произрастания.

Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства). Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства).

Лабораторные работы:

№9 «Изучение внешнего строения водорослей»

№10 «Распознавание водорослей разных отделов»

№11 «Изучение внешнего строения папоротников»

Историческое развитие растительного мира на Земле. (2 часа)

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.

Тема 9. Природные сообщества (2 часа)

Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

Экскурсия №1 «Жизнь растений в весенний период года»

Тема 10. Заключение по курсу биологии 6 класса (1 час)

Общее заключение по курсу ботаники. Многообразие растительного царства. Значение растений и растительности. Роль знаний и практических умений по выращиванию растений, уходу за ними и охране, бережному обращению с природой в сохранении биологического разнообразия. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы.

Итоговая контрольная работа за курс биологии 6-го класса

Календарно- тематическое планирование

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лаб/работы

Примечание

Раздел 1

Введение. Ботаника-наука о растениях.

5

1

Урок1

Общая характеристика царства растений

2

Многообразие жизненных форм растений

3

Клеточное строение

Лаб/раб.Рассматривание клеток растений под микроскопом

4

Ткани растений

5

Обобщающий урок

Проект-Кирпичики жизни-клетки

Раздел2

Органы растений

9

5

Урок 1

Строение и значение семени

Лаб.раб.Изучение семени фасоли и пшеницы

2

Условия прорастания семян

3

Корень, его строение изначение

Лаб.раб Строение корневых систем

4

Побег, его строение и значение

5

Лист, строение и значение

Лаб.раб Строение листа

6

Стебель, строение и значение

7

Цветок

Лаб.раб Строение цветка

8

Плоды, их разнообразие и значение

Лаб.раб Виды плодов

9

Тестирование по теме

Раздел 3

Основные процессы жизнедеятельности растений

7

1

Урок1

Минеральное питание растений,значение воды

2

Воздушное питание-фотосинтез

3

Дыхание и обмен веществ у растений

4

Размножение у растений

5

Вегетативное размножение,его значение для человека

Лаб.раб.Черенкование комнатных растений

6

Рост и развитие растений

7

Урок проектной деятельности

Раздел 4

Многообразие и развитие растительного мира

10

3

Урок 1

Систематика,её значение

2

Водоросли,разнообразие

Лаб.рабВнешнее строение водорослей

3

Отдел Моховидные

4

Папоротникообразные

Лаб.раб Изучение внеш.строения папоротника

5

Отдел Голосеменные

Лаб.раб Строение хвои и шишек сосны и ели

6

Отдел Покрытосеменные

7

Семейства класса двудольных

8

Семейства класса Однодольных

9

Эволюция растительного мира

10

Многообразие и происхождение культ.растений

Проект

Раздел 5

Природные сообщества

3

1

Понятие о пр.сообществе-биогеоценозе

2

Совместная жизнь растений в сообществе

Заключительный урок по курсу.-1ч

Проектная деятельность учащихся

Темы проектов для учащихся 6 класса

Тема

№урока

в теме

Тема проекта

1

Клеточное строение растений

3

1Кирпичики жизни –клетки

2 Клетка-открытая система

2

Органы цветковых растений

5

Космическая роль зелёных растений

3

Основные процессы жизнедеятельности растений

7

Растение-целостный организм

4

Историческое развитие растительного мира на Земле

2

Дары Старого и Нового света

5

Природные сообщества

1

Создание модели природного сообщества

6

Заключение по курсу биологии 6 класса

1

Растения в моей жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 8 класс, линия В.В.Пасечника

Дано поурочное планирование прогаммного материала линии В.В.Пасечника согласно учебного плана 2 часа в неделю с учетом методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа по биологии 10 класс, линия В.В.Пасечника

Дана поурочная разработка программного материала по курсу "Общая биология" 10 класс, линия В.В.Пасечника согласно учебного плана 3 часа в неделю с учетом методической и материальной базы кабинета школ...

Рабочая программа по биологии 7 класс линия Пономаревой

Рабочая программа по биологии для 7 класса по линии Пономаревой.Программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы, учебно-тематиче...

рабочая программа по биологии 9 класс линия Пасечник

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочие программы по биологии 5 и 6 классы ( линия И.Н.Пономарёвой) ФГОС второго поколения

Когда в 2012 -2013 учебном году наш Центр образования стал пилотной школой по внедрению Стандартов второго поколения ,я столкнулось с  проблемой составления рабочей программы , не имея даже учебн...

Рабочая программа по биологии 8 класс линия Сонина

Рабочая программа по биологии 8 класс с КИМами...

рабочая программа по биологии 5 класс УМК И.Н.Пономарёва ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс включает в себя: титульный лист, пояснительную записку,  планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, календарно-тематиче...