Урок по биологии "Приспособленность организмов"
методическая разработка по биологии (10, 11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prisposoblennost_organizmov_i_eyo_otnositelnost.doc | 546 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБПОУ «Колледж кулинарного мастерства»
Рассмотрено на заседании
Методического совета
протокол № 3 от 30.10.2015
зам. директора по УМР
__________Е.П. Шаульская
Методическая разработка урока
по биологии
Тема: «Приспособленность организмов
и её относительность»
Разработчик:
преподаватель
биологии
О.М. Рязанцева
Санкт-Петербург,2015
Тема урока: «Приспособленность организмов и ее относительность».
Цель: дать обучающимся представление о формах приспособленности и ее относительности.
Задачи:
Образовательные:
1.Рассмотреть основные формы приспособленности организмов к условиям среды обитания.
2.Доказать, что приспособленность – относительна.
3.Сформировать у обучающихся представление о механизмах возникновения приспособленности как результата движущих сил эволюции
Развивающие:
- Продолжить развивать у обучающихся навыки работы в группе.
- Развить у обучающихся умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
- Продолжить развивать у обучающихся работы с биологическими объектами, с различными источниками информации.
Воспитательные:
1.Продолжить у обучающихся воспитывать любовь к природе.
2.Формировать у обучающихся познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха.
Тип урока - изучение нового материала.
Технология урока –технология «развития критического мышления», работа в группах.
Оборудование: фотографии с изображением животных иллюстрирующих многообразные примеры проявления приспособленности (голожаберный моллюск Эолид, белый медведь, детеныш тюленя, гусеница, лягушка, бабочка - павлиний глаз); таблицы по общей биологии с изображением приспособленности у организмов; коллекция «Виды защитных окрасок».
Раздаточный материал: карточки с алгоритмом работы по изучению приспособленности у данного объекта, таблица «Приспособленность у организмов к среде обитания»; научные тексты; тест по закреплению изученного материала.
Ход урока
Приложение 1
Мастерская 1
Алгоритм работы
Используйте для выполнения задания коллекции, фотографии, источники различной информации.
- Определить среду обитания данного вида детеныша тюленя и белого медведя.
- Выявить черты приспособленности к данной среде обитания.
- Определите защитные приспособления у каждого представителя. Какая форма приспособленности характерна для этих живых организмов?
Мастерская 2
Алгоритм работы
Используйте для выполнения задания коллекции, фотографии, источники различной информации.
- Определить среду обитания данного вида (гусеница и бабочка-павлиний глаз)
- Выявить черты приспособленности к данной среде обитания.
- Определите защитные приспособления у каждого представителя. Какая форма приспособленности характерна для этих живых организмов?
Мастерская 3
Алгоритм работы
Используйте для выполнения задания коллекции, фотографии, источники различной информации.
1. Определить среду обитания данного вида (лягушка и голожаберный моллюск Эолид)
2. Выявить черты приспособленности к данной среде обитания.
3. Определите защитные приспособления у каждого представителя. Какая форма приспособленности характерна для этих живых организмов?
Приложение 2
Приспособленность организмов к среде обитания
Название животного | Среда обитания | Черты приспособленности | Форма приспособленности |
Приложение 3
Текст 1
Прочитайте текст.
К. Линней утверждал, что все живое создано Богом, который для каждого вида выбрал местность, где он будет находиться. Поэтому каждый вид находится в благоприятной для него окружающей среде, имея все необходимое для жизни, а, следовательно, ему незачем к ней приспосабливаться.
Объясните, какой теории придерживался К. Линней, говоря о приспособленности животных к окружающей среде. Согласны ли вы с данной теорией формирования приспособленности?
Текст 2
Прочитайте текст.
Ж.Б.Ламарк утверждал, что «береговая птица, не любящая плавать, но которая все же вынуждена отыскивать пищу у самого берега, постоянно подвергается опасности погрузиться в ил. И вот, стремясь избегнуть необходимости окунать тело в воду, птица делает всяческие усилия, чтобы вытянуть и удлинить ноги. В результате длительной привычки, усвоенной данной птицей и прочими особями её породы, постоянно вытягивать и удлинять ноги, все особи этой породы как бы стоят на ходулях, так как мало-помалу у них образовались длинные голые ноги, лишенные перьев до бедра, а часто и выше». Объясните, в виде схемы как происходило формирование приспособленности по Ж.Б.Ламарку.
Текст 3
Прочитайте текст.
Из книги Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…». «Не следует упускать из виду, как бесконечно сложны и как тесно переплетены взаимоотношения всех организмов друг с другом и с физическими условиями жизни, а отсюда понятно, как бесконечно разнообразны те различия в строении, которые могут оказаться полезными всякому существу при изменяющихся условиях жизни. Можно ли считать невероятным, чтобы изменения, полезные в каком-нибудь отношении для существ в их великой и сложной жизненной битве, появлялись в длинном ряде последовательных поколений? Например, Ч.Дарвин утверждал, что «предки гусеницы живущей на зеленых листьях могли быть другой окраски и не питаться листьями. Однако, в силу, каких – то обстоятельств они вынуждены были перейти на питание зелеными листьями. Популяции этих насекомых были неоднородны по окраске в связи с постоянно возникающими мутациями, поэтому среди множества гусениц были особи с зеленоватой окраской, менее заметной на фоне листвы. В борьбе за существование под воздействием естественного отбора выживали и оставляли потомство преимущественно особи с зеленоватой окраской. Процесс продолжался, окраска тела гусениц все более соответствовала фону окружающей среды.
Объясните в виде схемы при участии, каких явлений происходило формирование приспособленности у гусеницы к фону окружающей среды.
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Выберите правильное утверждение:
- Приспособленность относительна.
- Приспособленность организмов абсолютна.
- Многие мухи похожи на пчел и жужжат как пчелы – это пример мимикрии
- В основе приспособленности лежит упражнение организмов в соответствии с новыми привычками.
- Приспособленность сформировалась под влиянием движущихся сил эволюции.
Рисунок 1
Детеныш гренландского тюленя – белек
Белый медведь
Гусеница
Бабочка – павлиний глаз
Лягушка
Голожаберный моллюск - Эолид
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация "Взаимоотношения организмов"
Урок экологии с использованием ИКТ по теме: «Взаимоотношение организмов в биоценозе»Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном о...
Урок-презентация "Взаимоотношения организмов"
Урок экологии с использованием ИКТ по теме: «Взаимоотношение организмов в биоценозе»Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном о...
Урок-лекция "Приспособленность организмов к среде обитания"
Урок-лекция «Приспособленность организмов к среде обитания»...
тема урока: Транспортные системы организма.
подробный конспект урока с предложенными заданиями....
презентация урока:"Внутренняя среда организма"
Интересная презентация урока по теме: "Внутренняя среда организма. Кровь"...
Презентация по природоведению к уроку по теме "Организм и его свойства. Клеточное строение организмов. Разнообразие организмов" (приложение к конспекту урока)
Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...
Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″
Цели урока:Содержательная (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...