"Грибы и их многообразие"
презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему

Грибы — обширная группа организмов, включающая около 70…120 тыс. видов.

 

Это лишь незначительная часть предполагаемого их количества. Так, еще Э. М. Фриз (1794-1878) считал грибы самой многочисленной группой растительных организмов. В настоящее время Д. Хоуксворт предполагает, что существует около 1,5 млн видов грибов.

Источник: http://www.activestudy.info/stanovlenie-i-razvitie-mikologii-kak-nauki/ © Зооинженерный факультет МСХА

Грибы — обширная группа организмов, включающая около 70…120 тыс. видов.

 

Это лишь незначительная часть предполагаемого их количества. Так, еще Э. М. Фриз (1794-1878) считал грибы самой многочисленной группой растительных организмов. В настоящее время Д. Хоуксворт предполагает, что существует около 1,5 млн видов грибов.

Источник: http://www.activestudy.info/stanovlenie-i-razvitie-mikologii-kak-nauki/ © Зооинженерный факультет МСХА

Разработка урока урока по теме "Грибы и их многообразие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt2.8 МБ
Файл tema_uroka_griby.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общая характеристика грибов. Учитель биологии МОУСОШ №85 г.Воронежа: Глущенко Т.Н.

Слайд 2

Цель урока:познакомиться с общей характеристикой царства грибов и их ролью в природе и жизни человека.

Слайд 3

Задачи урока: -раскрыть общие особенности организации грибов. -выделить характерные признаки грибов,особенности их строения, питания,размножения,отличающие их от других царств живой природы. -определить роль грибов в природе. -воспитывать бережное отношение и любовь к природе

Слайд 4

“ Самые знакомые и самые таинственные существа”. Действительно с грибами люди знакомы давно. Во всяком случае, еще в Древнем Риме прекрасно знали не только о вкусовых достоинствах грибов, но и об их ядовитых свойствах. И все же, несмотря на давнее знакомство, грибы – существа таинственные. Люди издавна интересовались ими. Имеются описания грибов, сделанные в IV веке до нашей эры. Но и тогда, и много позже никак не могли понять, что же собой представляют грибы. На уроке мы постараемся проникнуть в загадочный мир грибов и ответить на вопрос: “ В чем таинственность этих существ?”.

Слайд 5

Грибы Сапротрофы Симбионты Хищники Паразиты

Слайд 6

Грибы занимают особое положение в системе органического мира. Своеобразие состоит в сочетании признаков как растений,так и животных. С животными: Клеточная стенка содержит хитин. Гетеротрофное питание Углеводы запасаются в виде гликогена. Продукт выделения- мочевина. С растениями: Имеют клеточную стенку. Питание путем всасывания. Синтезируют витамины. Неограниченный рост 5. Размножение спорами.

Слайд 7

Это часто мы называем грибами неправильно. Ведь не называют люди яблоко - яблоней, а яблоню – яблоком. А вот у грибов так называют, т. к нам видно только плодовое тело, а сам гриб (мицелий, грибница) спрятан. У большинства грибов плодовое тело образовано шляпкой и пеньком, поэтому и называются шляпочные грибы. Если там, где снят гриб, слегка раздвинуть почву, то можно обнаружить тонкие ветвящиеся нити- гифы гриба или грибницу. Грибница – главная часть гриба.

Слайд 8

Строение шляпочных грибов

Слайд 9

Сравните нижнюю сторону шляпки грибов. Одинакова ли она? Трубчатые грибы Пластинчатые грибы

Слайд 12

Микориза - симбиотическое обитание грибов на корнях и в тканях корней высших растений. В микоризе гриб получает от корней углеводы и снабжает растение водой и минеральными элементами питания. Микориза. микориза

Слайд 13

Плесневые грибы

Слайд 14

1. Рассмотрите белую плесень (мукор) на хлебе невооруженным глазом и при малом увеличении микроскопа (в 60 раз). Найдите грибницу и плодовые тела. 2. Рассмотрите мукор под микроскопом при увеличении в 300 раз. Найдите грибницу, плодовое тело, споры. 3. Зарисуйте мукор в тетради и подпишите названия его основных частей. 4. Сделайте вывод об особенностях строения мукора.

Слайд 15

Дрожжи, порядок одноклеточных грибов. Размножаются, как правило, почкованием Д. широко распространены в природе, особенно там, где имеются сахаристые вещества (ягоды, фрукты, нектар цветов, молочные продукты и т.д.). В связи со способностью Д. производить спиртовое брожение сахаров их используют в хлебопечении, виноделии, пивоварении, спиртовом и глицериновом производстве, в молочной промышленности, для получения эргостерина (провитамин D2), нуклеиновых кислот и т.п. Д.

Слайд 16

Какой композитор очень любил собирать грибы - Чайковский В каких грибах никогда не заводятся черви - лисички Назовите породу собак, с помощью которой отыскивали трюфели -Такса Назовите человека, который первый написал о грибах - Аристотель Какие грибы употребляют в Англии и Франции - трюфели Какие грибы посылали французы из России в бутылках - рыжики Какая наука изучает грибы - микология ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ:

Слайд 17

1.В чем сходство грибов с животными а) в размножении б) в активном движении в) в питании. 2. Чем являются грибы по способу питания. а) автотрофы б) гетеротрофы 3. Какое строение клеток имеют грибы а) безъядерные б) ядерные 4. Какие органоиды отсутствуют в клетках грибов. а) пластиды б) рибосомы в) митохондрии

Слайд 18

Итог урока. Домашнее задание: Сделать рекламу белого гриба Сделать рекламу мухомора Написать письмо шампиньона, выращенного в теплице, своим лесным сородичам.



Предварительный просмотр:

 

Тема урока: Общая характеристика грибов»

Цель урока: познакомить учащихся с характерными особенностями царства Грибы.

Задачи урока:

Образовательные: раскрыть основные особенности организации грибов: многообразие видов, признаки грибной клетки, тип питания, способы размножения, роль в природе.

Развивающие: развитие умения анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

Воспитательные: развитие мышления, творческой и познавательной деятельности, умения делать выводы, формирование научного мировоззрения.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы урока: словесный - рассказ с элементами беседы, демонстрацией таблиц, слайдов, натуральных объектов.

Приемы: логический - установление черт сходства и различия в строении грибов, растений и животных.

Оборудование: плодовые тела шляпочных грибов, , таблицы, рисунки с изображением грибов, презентация.

План урока:

Организационный момент.

Постановка целей и задач.

Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала.

Домашнее задание.

Ход урока

“Самые знакомые и самые таинственные существа”.

Грибы — обширная группа организмов, включающая около 70…120 тыс. видов.

Это лишь незначительная часть предполагаемого их количества. Так, еще Э. М. Фриз (1794-1878) считал грибы самой многочисленной группой растительных организмов. В настоящее время Д. Хоуксворт предполагает, что существует около 1,5 млн видов грибов.

Шляпочные грибы известны человеку с глубокой древности. В своих трудах упоминали о некоторых съедобных (шампиньоны, трюфели) и ядовитых грибах такие известные ученые, как Аристотель (IV в. до н. э.), Теофраст (III в. до н. э.), Диоскорид (I в.). Плиний-младший (I в.) обратил внимание на обилие трутовиков на стволах деревьев и причислил эти организмы к грибам. Первые попытки классификации грибов принадлежат именно ему. Он делил все грибы на съедобные и ядовитые. В Риме среди съедобных ценился цезарский гриб. Римляне были хорошо осведомлены о ядовитых свойствах грибов и умело использовали их для устранения неугодных им людей. Предположительно, ядовитые грибы стали причиной смерти римского императора Клавдия, французского короля Карла VI, Папы Римского Клемента VII.

Грибам поклонялись племена ацтеков, о чем говорят находки каменных статуэток грибов. Наскальные изображения людей-грибов также свидетельствуют о поклонении им народов, населявших Сибирь.

Однако сведений об истинной природе грибов, их биологии не было. Возникновение грибов после дождей связывали с ударами молнии. Появление грибов на листьях растений объясняли влиянием росы или продуктов выделения растений.

Современные биологи относят грибы к самостоятельному царству живых организмов.

Наука, изучающая грибы, называется - микологией (от греч. "микос" - гриб, "логос" - учение).

К грибам относят более 100 тыс. видов, имеющих разнообразное строение и образ жизни. Грибы распространены практически во всех географических зонах: их можно встретить в лесу и на полях, в почве и воде, в организме животного, растения и даже человека.

Царство Грибов сочетает в себе свойства как растительного, так и животного организма. Составим таблицу, в которой отразим основные признаки, сближающие грибы с растениями и животными.

Сходство с растениями

Сходство с животными

Неподвижность;

Наличие клеточной стенки;

Неограниченный рост;

Питание растворенными веществами путем всасывания;

Размножение с помощью спор.

Наличие в клеточной стенке хитина;

Отсутствие хлорофилла и способности к фотосинтезу;

Гетеротрофный способ питания;

Запасное питательное вещество-гликоген;

Наличие в продуктах обмена мочевины.

Не смотря на то, что грибы сходны с растительным и животным организмом, у них имеются и общие черты строения. Вы спросите, а что же общего может быть у отвратительной плесени и тела подберезовика, ядовитого и пламенеющего в лесу мухомора и дрожжей? Все это грибы.

Тело гриба представляет собой мицелий (грибницу) - разветвленную сеть тончайших нитей - гиф (от греч. "гиф" - ткань, паутина).

Если мы рассмотрим гифы гриба под микроскопом, то увидим, что одни гифы имеют перегородки, делящие их на отдельные клетки, а другие гифы не имеют таких перегородок и тогда тело гриба представляет собой как бы одну разветвленную клетку.

Продолжительность жизни грибов может варьировать от нескольких дней до нескольких лет. Также велико и разнообразие в строении и размерах грибов. Так, например, одноклеточные грибы - дрожжи - имеют микроскопические размеры, а многоклеточный мицелий трутовика пронизывает ствол дерева от основания до вершины, образуя сложно устроенные плодовые тела внушительных размеров.

Грибы - это гетеротрофные организмы, т.е. им необходимы готовые органические вещества.

Грибы - сапротрофы - поселяются на мертвых остатках растений и животных, на продуктах питания, разлагают опавшие листья, древесину.

Грибы - паразиты - живут и питаются за счет живых организмов.

Грибы - хищники - встречаются редко; охотятся на мелких почвенных червей - нематод, коловраток, мелких насекомых.

Людей всегда интересовал вопрос, откуда же появляются грибы? Их появление связывали с ударом молнии, действием росы, испарениями гниющих остатков растений и животных.

Размножение грибов происходит бесполым и половым путем.

Бесполое размножение грибов осуществляется либо вегетативным путем: кусочками мицелия (попав в благоприятные условия, кусочки мицелия начинают разрастаться в новые особи), и почкованием; либо при помощи спор, которые образуются в специальных органах - спорангиях.

При половом процессе происходит образование зиготы, из которой путем ряда делений формируются споры, из которых в дальнейшем формируются новые особи.

Кроме шляпочных, в природе встречаются и другие грибы, например, плесени. Они иногда так малы, что рассмотреть их удается только под микроскопом. Таков гриб мукор (слайд «Мукор»), образующий плесень. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, на конском навозе в виде пушистого белого налета, который через некоторое время становится черным.

Размножается мукор спорами. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх и расширяются на концах. В этих расширениях, имеющих вид округлых черных головок, образуются споры

После созревания спор головки вскрываются. Споры разносятся. При благоприятных условиях они прорастают в грибницу. Грибница мукора, как и всех грибов, не имеет хлорофилла. Мукор питается готовыми органическими веществами.

IV. Плесневые грибы и человек

Существует большое количество фактов, свидетельствующих об отрицательном влиянии плесневых грибов на организм человека. Многие грибы вырабатывают ядовитые, галлюциногенные, аллергенные вещества. С другой стороны мир уже невозможно представить без антибиотиков, многочисленных лекарств и пищевых продуктов, вырабатываемых с помощью грибов. Однако, непосредственное влияние плесневых грибов на здоровье человека еще недостаточно изучено. Для того что бы меньше сталкиваться с вредным влиянием плесени надо следовать простым правилам: продукты необходимо его употреблять только в течение срока годности, обозначенного на этикетке; необходимо соблюдать санитарно-гигиенических условия в помещении где вы живете или часто находитесь.

А сейчас мы с вами рассмотрим под микроскопом строение плесневого гриба мукора.

. Лабораторная работа

Цель нашей работы сегодня - изучить строение плесневого гриба мукора под микроскопом. Для этого мы воспользуемся специальным оборудованием: микроскопом, предметным и покровным стеклом, пинцетом, пипеткой.

1. Рассмотрите белую плесень (мукор) на

 хлебе невооруженным глазом и при малом увеличении

микроскопа (в 60 раз). Найдите грибницу и плодовые тела.

2. Рассмотрите мукор под микроскопом при увеличении

 в 300 раз. Найдите грибницу, плодовое тело, споры.

3. Зарисуйте мукор в тетради и подпишите

названия его основных частей.

4. Сделайте вывод об особенностях

строения мукора.

Одноклеточные есть в разных систематических группах. Например, дрожжи. Их существует около 500 видов. Дрожжи — мельчайшие одноклеточные грибы. Их размеры сравнимы с размерами бактерий. Дрожжи поглощают сахара и вырабатывают углекислый газ, спирты и кислоты. Поэтому их давно используют для приготовления хлеба, пива и вина. Дрожжи обладают всеми основными свойствами и признаками грибов. Это эукариоты, питающиеся гетеротрофно. Они не образуют типичного мицелия. Их одиночные клетки постоянно почкуются или делятся, образуя колонии. В таком виде дрожжи существуют в природе. Дрожжи быстро растут, что определяется необычайно высокой скоростью их обмена веществ. При этом они значительно изменяют химический состав окружающей среды. Наиболее известный процесс, который они осуществляют, – спиртовое брожение. Благодаря этому дрожжи с незапамятных времен использовались человеком в хлебопечении и виноделии.

Значение грибов в природе:

участвуют в образовании гумуса

разлагают органические остатки

пища для животных

грибы - паразиты, участвуют в регуляции численности животных и растений.

участвуют в образовании микоризы, тем самым увеличивая поглотительную способность корней растений.

для человека:

использование в молочной, хлебопекарной и пищевой промышленности

получение витаминов В1 и В2, антибиотиков.

использование в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений

вызывают заболевания и отравления

вызывают загнивание пищевых продуктов, овощей и фруктов

разрушают древесину.

5. Закрепление изученного материла

Тест "Грибы - общая характеристика".

1.В чем сходство грибов с животными

а) в размножении б) в активном движении  в) в питании.

2. Чем являются грибы по способу питания.

а) автотрофы б) гетеротрофы

3. Какое строение клеток имеют грибы

а) безъядерные  б) ядерные

4. Какие органоиды отсутствуют в клетках грибов.

а) пластиды б) рибосомы  в) митохондрии

6. Домашнее задание

Сделать рекламу белого гриба      Сделать рекламу мухомора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Многообразие грибов Тверской области" разработка урока + презентация

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ  "МНОГООБРАЗИЕ ГРИБОВ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ" обобщение знаний о царстве грибов; формирование общебиологического понятия о взаимодействиях грибов с окружающей средой; п...

презентация часть1 к уроку "Многообразие грибов Тверской области"

При скачивании необходимо наличие всей 6 частей архива презентации...

технологическая карта урока на тему: "Грибы. Многообразие грибов".

Тип урока:  усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный,  групповая работа.Модель обучения: углубленный уровень (5 класс –2часа...

Технологическая карта урока «Грибы. Многообразие грибов». 5 класс Биология

Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный,  групповая работа.Модель обучения: 5 класс –1час  в неделюПедагогические технологии: технология проблемного обученияУрок проведен с ис...

Урок по биологии 5 класс. Тема урока: Живые царства. Грибы: строение и многообразие.

Тема урока:  Живые царства. Грибы: строение и многообразие....

Рабочая карта урока по теме: Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов.

Рабочая карта урока по теме: "Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов". Можно использовать в 5 классе при изучении новой темы, при закреплении, во время проведения дистан...