Урок биологии по теме "Бактерии"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Разработка урока биологии по теме "Бактерии", включает в себя технологическую карту урока и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bakterii.zip | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока биологии
УМК: «Сфера жизни» Сонина Н. И.
Тема урока: Бактерии.
Место урока в программе: третий урок в разделе «Многообразие живых организмов».
Цели:
- Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
- Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Ожидаемые результаты:
- Личностные:
- Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
- Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
- Метапредметные:
- Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- Выдвигают простейшие гипотезы;
- Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- Работают с информацией и преобразуют её;
- Находят причинно-следственные связи;
- Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
- Предметные:
- Знают отличительные признаки бактериальной клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;
- Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;
- Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.
- Тип урока:
- По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
- По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
- По ведущему методу обучения:проблемно-поисковый.
- Методы:
- Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
- Дополнительные:
- словесные (беседа, диалог);
- наглядные (работа с рисунками, схемами);
- практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);
- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
- Основные вопросы:
- Места обитания и существенные признаки бактерий: строение клетки и жизненные формы;
- Процессы жизнедеятельности: питание, размножение, образование спор;
- Значение бактерий в природе и в жизни человека;
- Меры профилактики бактериальных инфекций.
- Средства обучения:
- УчебникСонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;
- Рабочая тетрадь к учебнику
- Дополнительный текстовый материал;
- Презентация «Бактерии»;
- Оценочный лист.
- Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер,
- Ход урока (см. технологическую карту).
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»
Этап | Содержание | Методы | Учебно-познавательные задачи урока | Формы контроля | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Организационный | Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Самопроверка | Регулятивные:
| ||
Ориентировочно-мотивационный – стадия вызова | На уроках биологии мы будем знакомиться с различными группами организмов. Слайд 1. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор. Кто озвучит тему урока? Слайд 2. Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить ответы? | Словесный (беседа), наглядный | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. |
| Словесная оценка учителя | Регулятивные:
|
Учебно-познавательная деятельность:
| Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему? Слайд 3. Какие организмы, из изображённых на слайде, нельзя отнести к бактериям? Почему? Слайд 4. На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах. Учебник § 11, с. 60. | Дедуктивный (применение знаний) Проблемный, наглядный |
|
| Словесная оценка учителя Самопроверка по образцу Самопроверка по образцу Само- и взаимопроверка по образцу Самопроверка по образцу Взаимопроверка Самопроверка Самопроверка Взаимопроверка Взаимопроверка Словесная оценка учителя | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
|
Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание 1, с. 23 рабочей тетради. Поработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 2, с. 23). Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке? Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист. Слайд 5. Формы бактериальных клеток разнообразны. | Дедуктивный (применение знаний), практический (заполнение схемы), наглядный | Организует первичное закрепление материала. |
| |||
Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение. Выполните в рабочей тетради задание № 4, с. 23 и проверьте выполнение у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист. | Практический (заполнение схемы), наглядный |
|
| |||
Слайд 6. В группах проанализируйте информацию слайда и сделайте предположение о питании бактерий. | Наглядный, дедуктивный (анализ) |
| ||||
Слайд 7. Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней. Почему этого не происходит? Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение. | Проблемный, наглядный |
|
| |||
Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях и найдите примеры: 1 группа – положительного значения бактерий в природе; 2 группа – пользы бактерий для человека; 3 группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – способов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактериальных инфекций. Слайды 8 – 15. Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека. Оцените свою работу над этим заданием, проставьте отметку в оценочный лист. Подсчитайте сумму баллов. | Проблемный, практический, индуктивный, наглядный |
|
| |||
Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока | Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. Ответим тест Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке? | Словесный (беседа), практический (работа с системой голосования) |
|
| Самопроверка | Регулятивные:
|
Домашнее задание: § 11, вопросы на с. 63 (у), задания р. т. № 63, 68 – 72, не менее 3-х по выбору. По желанию подготовить короткие сообщения о бактериальных болезнях людей. |
Приложение к плану-конспекту открытого урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»
Дополнительная информация для работы в группах
По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.
Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.
Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.
Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.
Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.
Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
Вопросы для интерактивного тестирования по теме «Бактерии»
А1. Бактерии – это организмы:
- только одноклеточные;
- только многоклеточные;
- и одноклеточные, и многоклеточные.
А2. В клетке бактерий есть:
- оболочка, цитоплазма, ядро;
- цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота;
- оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота.
А3. Бактерии:
- питаются готовыми питательными веществами;
- сами способны создавать питательные вещества;
- верно 1 и 2.
А4. Определите правильное высказывание.
- Бактерии размножаются спорами.
- Споры помогают бактериям переживать неблагоприятные условия и распространяться.
- Споры бактерий быстро погибают в неблагоприятных условиях.
А5. Определите правильное высказывание.
- Все бактерии приносят вред другим живым организмам.
- Целлюлозоразрушающие бактерии приносят пользу человеку.
- Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.
Оценочный лист к уроку
Фамилия, имя ученика________________________________________________________________
Задания | Баллы | Критерии оценки |
кроссворд | ||
1 балл – правильно | ||
0 баллов – задание не выполнено. | ||
таблица | 2 балла- правильно выполнено | |
1 балл – частично выполнено | ||
0 баллов – задание не выполнено. | ||
Работа с рисунками И задание № 2 | 2 балла – правильно составлена схема, дана её характеристика. | |
1 балл – частично правильно. | ||
0 баллов – задание не выполнено. | ||
синквейн | 2 балла – справился с заданием | |
1 балл – частично справился | ||
0 баллов – задание не выполнено. | ||
Итого | Максимальный балл – 7 | |
Оценка за работу на уроке | 5-7 – оценка 5. | |
4 баллов – оценка 4. | ||
3 балла – оценка 3. | ||
Меньше 3 баллов – оценка 2. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...