Рабочая программа по биологии для 9 класса. Программа 2100.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Программа по биологии для 9 класса было составлена в соответствии с требованиями Положения о составлении рабочих программ образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.docx | 70.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением французского
языка Выборгского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей естественных наук Протокол № 1 от « 25 » августа 2015 года Руководитель методического объединения: Н.Ю. Медведева | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР О.Л. Басс от «25» августа 2015 года | Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ № 65 Н.Я. Ермолаева приказ № 144-ШК от «1» сентября 2015года |
Рабочая программа по биологии для 9 «А» класса
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Автор-составитель:
Соловьёва А.А.
2015-2016 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и обеспечена учебником
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Родионова Е.И. Биология. Порядок в живых организмах. Учебник для 9-го класса. – М. : Баласс, 2011-2012 гг.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Модуль взят из рабочей программы по ОБЖ, разработанной на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение, 2012 г
Возраст девятиклассников -14-15 лет. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.
В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю), что определено инвариантной частью учебного плана школы.
Особенностями данной программы являются:
— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
— усиление внимания к изучению биологического разнообразия как исключительной ценности органического мира, к изучению живой природы родного края и бережному отношению к ней;
— обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики;
— изучение содержания в соответствии с деятельностным подходом и ориентацией на познание реальной действительности живой природы;
— предпрофильная подготовка выпускников основной школы к выбору дальнейшего образовательного пути и к практической деятельности в области сельского хозяйства, охраны природы и здравоохранения;
— раскрытие общебиологических процессов и закономерностей живой природы на основе принципа доступности с опорой на преемственность знаний и умений, приобретенных в предшествующих курсах биологии.
В программе представлен перечень лабораторно-практических работ, которые нацеливают на активное, деятельностное изучение программного материала.
Основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Биология» формулируют цели изучения предмета и обеспечивают целостность биологического образования в основной школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира.
Ведущие цели биологического образования:
- Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества.
- Формирование представления о природе как развивающейся системе.
3) Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии.
4) Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни.
5) Оценка биологического риска взаимоотношений человека и природы на основе
6) Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»:
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Настоящая программа по биологии для основной школы является составляет вместе с другими предметами (физической географией, химией, физикой) непрерывный школьный курс естествознания. Основные идеи курса:
- Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Основной идеей программы 9-го класса служит регуляция жизненных процессов как основа устойчивого существования и развития, показанная на всех уровнях организации живого.
- Исторический подход к явлениям жизни. В 9-м классе исторический подход последовательно проведен не только в эволюционных, но и в экологических разделах курса.
- Экосистемный подход.
- Сравнительный метод (теория классификаций).
Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Особенностью программы 9 класса «Биология. Основы общей биологии» является изучение регуляторных процессов и положено в основу курса «Основы общей биологии». Эти процессы лежат в основе согласования функций живых систем, воспроизводства биологических структур и их восстановления в случаях нарушения. В процессе биологической эволюции возникают новые регуляторные механизмы.
В основе явлений регуляции лежит универсальный принцип обратной связи, сформулированный Н. Винером. Отрицательная обратная связь обеспечивает сохранение устойчивых состояний системы, включая устойчивое функционирование. Положительная обратная связь сопровождает процессы состояний, включая процессы направленного развития.
Такой подход позволит ученику с единой точки зрения окинуть взглядом широкий круг биологических явлений и найти в них общие черты. Проникновение в суть явлений дает возможность использовать эти знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.
Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального компонента учебного плана СОШ №65 предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс, общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 часов (5-й класс – 1; 6-й класс – 1; 7–9-й классы – по 2 часа в неделю). Календарно – тематическое планирование к рабочей программе по биологии 9 класса включает входную, полугодовую и годовую мониторинговые контрольные работы; лабораторные работы.
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии за курс 9 класса
Личностными результатами изучения биологии в 9 классе являются следующие умения:
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).
Метапредметными результатами изучения биологии в 9 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД в 9 классе:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;
– объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;
– приводить примеры приспособлений у растений и животных.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
– пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
– соблюдать профилактику наследственных болезней;
– использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;
– характеризовать основные уровни организации живого;
– понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;
– перечислять основные положения клеточной теории;
– характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов;
– характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;
– характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
– объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;
– объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
– различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания;
– пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
– характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;
– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления;
– характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности;
– характеризовать природу наследственных болезней;
– объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы);
– характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
– объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека;
– характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира.
5-я линия развития – оценивать риск взаимоотношений человека и природы:
– характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;
– находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА (68 ЧАСОВ)
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Содержание тем учебного курса |
Введение | 4 | Системная природа жизни (жизнь есть свойство живой системы, а не ее элементов). Статическая и динамическая устойчивости (среда – источник вещества и энергии). Обмен веществ. Роль регуляции в существовании живых систем. Понятие об обратной связи на примере регуляции обмена веществ (с упоминанием кибернетики). Устойчивые системы состоят из неустойчивых элементов – дублирование функций и систем (на примере технических систем, живых систем). Иерархия регуляторных систем (клетка, орган, организм). Уровни организации живого. Регуляция осуществляется на каждом уровне. Свойства живого: обмен веществ и превращение энергии, рост, воспроизведение, раздражимость, развитие. Стартовая контрольная работа за 8 класс | |
Регуляция на клеточном уровне организации | 9 | Клеточная теория (Р. Гук, А. Левенгук, М. Шлейден и Т. Шванн). Строение клеток прокариот и эукариот, клеток растений, грибов и животных (рисунки). Основные функции клеточных органелл. Взаимодействие ядра и цитоплазмы в клетке. Химический состав живых организмов. Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды: жиры и масла) и их основные функции в организме. Биосинтез белка как регулируемый процесс. Программное обеспечение: роль генов. Ферменты и их регуляторная функция (белки в роли ферментов запускают биосинтез белка). Биосинтез углеводов на примере фотосинтеза. Поступление энергии в клетку из внешнего источника (энергия солнца) и синтез первичных органических соединений из неорганических веществ. Фиксация энергии солнечного излучения в форме химических связей. Автотрофы и гетеротрофы. Хемосинтез. Обмен веществ в клетке. Мембрана – универсальный строительный материал клеточных органелл. Поступление веществ в клетку. Фагоцитоз и пиноцитоз. Извлечение и использование энергии, запасенной в форме химических связей. Энергетический обмен клетки. АТФ – универсальный переносчик энергии. Краткосрочные и долгосрочные депо энергии в организме. Цикл деления и развития клетки. Митоз и мейоз. Роль генов и хромосом в передаче наследственных признаков в ряду клеточных поколений и поколений организмов. Универсальность генетического кода. Лабораторные работы: Строение клеток растений и животных. Роль ферментов в ускорении реакций обмена веществ. Контрольная работа. | |
3. | Регуляция на организменном уровне организации | 8 | Физиологические регуляции (3 ч.) Регуляция процессов жизнедеятельности организмов как основа его целостности и связи со средой. Гомеостаз как механизм поддержания постоянства внутренней среды. Нейрогуморальная регуляция. Значение нервной системы. Рефлекторная дуга. Саморегуляция вегетативных функций организма. Регуляция кровообращения, дыхания, постоянной температуры тела (на примерах тканей, органов, систем органов и всего организма). Иммунитет как регуляторная система организма. Регуляция движения. Онтогенетические регуляции (4 ч.) Размножение. Половое и бесполое размножение и их биологический смысл. Образование половых клеток. Оплодотворение. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка. Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Закон зародышевого сходства К. Бэра. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Жизненные циклы: личинка и взрослый организм, метаморфоз, смена поколений. Достоинства и недостатки разных типов жизненных циклов. Типичный онтогенез многоклеточного организма. Важнейшие стадии онтогенеза. Биологический смысл дробления и эквипотенциального деления клеток. Избыточная генетическая информация каждой клетки – предпосылка регуляции ее функций в процессе развития организма: возможность регенерации, изменение функций клетки в процессе ее дифференциации. Дробление зародыша служит предпосылкой различной дифференциации составляющих его клеток. Относительное положение клеток в зародыше и их взаимодействие влияет на их будущую судьбу. Устойчивость онтогенеза от нарушений, его направленность. Примеры уродств, вызванных нарушением нормального хода развития. Проверочная работа. |
4. | Регуляция на популяционно-видовом уровне организации. Регуляция на биосферном уровне организации | 6 6 | Экология – наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания, включающей их живое и неживое окружение. Взаимоотношения организмов и их адаптации к абиотическим (свет, температура, влажность, субстрат), биотическим (конкуренция, хищничество и паразитизм, мутуализм, комменсализм, нейтрализм) и антропогенным факторам среды. Роль внешних и внутренних факторов в регуляции проявления индивидуальных адаптаций: сезонные наряды, линька, сезонный цикл жизни, сезон размножения. Особенности жизни в водной, наземно-воздушной, почвенной средах. Организм как среда обитания. Понятие об экологической нише и жизненной форме. Закон оптимума. Лимитирующий фактор. Регулирующая роль факторов среды, зависящих и не зависящих от плотности населения. Популяция как сообщество организмов одного вида. Структура популяции (пространственная, возрастная, половая и т.п.) и ее воспроизведение в ходе смены поколений особей. Регуляция численности у организмов с разным уровнем плодовитости и выживания, их связь с заботой о потомстве и образом жизни. Регуляция численности и ее механизмы. Популяционный гомеостаз. Общие принципы эксплуатации природных популяций. Перепромысел как причина истощения воспроизводимых ресурсов.
Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ и круговороте веществ и превращении энергии в природе. Пищевые связи организмов в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии цепей питания (цепей питания). Пастбищная и детритная пищевые цепи. Пищевые пирамиды на суше и в океане. Средообразующая роль организмов, биоценоза, понятие о биогеоценозе и биокосных системах. Сукцессионная смена биоценозов и понятие о климаксе. Восстановительная сукцессия. Особенности агроэкосистем. Разнообразие агроэкосистем, роль человека в их создании. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Элементарный состав живого вещества. Роль биоразнообразия в поддержании устойчивости кргуоворота веществ. Роль человека в биосфере. Контрольная работа. |
5. | Генетика – наука о наследственности и изменчивости | 12 | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Законы наследования признаков И.-Г. Менделя. Правило доминирования и исключения из него. Правило независимого расщепления признаков. Принцип чистоты гамет. Генотип и фенотип. Взаимодействие генов. Генетическое определение пола и связь генов с хромосомами. Сцепленное наследование. Цитологические основы наследственности. Закон линейного расположения генов в хромосоме: сцепленное наследование и кроссинговер. Примеры изменчивости. Норма реакции: наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотип и фенотип. Мутации. Главное обобщение классической генетики: наследуются не признаки, а нормы реагирования. Регуляторная природа реализации наследственной информации в ходе онтогенеза. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Генетическая инженерия. Генетически модифицированные штаммы микроорганизмов, сорта растений и животных: реальные достоинства, мнимые испуги, реальные и потенциальные опасности. |
6. | Эволюция как регулируемый процесс | 13 | Ч.-Р. Дарвин и А.-Р. Уоллес – основоположники теории эволюции организмов. Модель эволюции путем естественного отбора. Учение об искусственном отборе – основа селекции. Применение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Генетическая инженерия. Генетически модифицированные штаммы микроорганизмов, сорта растений и животных: реальные достоинства, мнимые испуги, реальные и потенциальные опасности. Движущие силы и результаты эволюции. Формирование приспособлений к среде обитания. Относительный характер приспособленности. Вид и видообразование. Система органического мира. Свидетельства об эволюции из области систематики, сравнительной анатомии, палеонтологии, эмбриологии и биогеографии. Учение А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного процесса. Биологический прогресс и пути его достижения (ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация). Дивергенция, органическое разнообразие и их биологический смысл. Происхождение жизни на Земле. Клеточная форма организации жизни. Происхождение эукариот. Возникновение многоклеточных. Скелетная революция. Выход многоклеточных на сушу. Наземные позвоночные – как сообщество сборщиков урожая. Человек – плоть от плоти наземных позвоночных. Экологическая роль человека в биосфере – суперпотребитель всевозможных ресурсов, включая минеральные. Лабораторные работы: Описание фенотипов растений и животных. Изменчивость признаков у растений, животных и человека. Приспособленность к среде обитания на примере отдельных представителей растений и животных. Контрольная работа
|
7. | Взаимоотношение человека и природы. Обобщение. | 10 | Наземные позвоночные как сообщество сборщиков урожая. Человек – плоть от плоти наземных позвоночных. Экологическая роль человека в биосфере – суперпотребитель всевозможных ресурсов, включая минеральные. Основные этапы происхождения человека: австралопитеки, архантропы, палеантропы, неантропы. Выход человекообразных обезьян в открытый ландшафт. Пространственная экстраполяция – источник разума и орудийной деятельности. Полуденный хищник. От стада к коллективу. Речь и вторая сигнальная система как средство управления коллективом. Освоение огня. Большой коллектив и охота на крупных млекопитающих. Возникновение искусства и религии. Неолитическая революция: кризис присваивающего хозяйства – первый экологический кризис в истории человечества. Производящее хозяйство. Каждый шаг в совершенствовании производительности труда – предпосылка к росту численности населения. Расширение ресурсной базы и последовательное оскудение невозобновимых, а затем и возобновимых ресурсов. Ограниченность ресурсов для изготовления орудий – открытие технологии выплавки и обработки металлов. Вырубка лесов, переход к каменному строительству и добыче каменного угля. Промышленная революция и научно-технический прогресс. Зеленая революция. Печальная судьба народов, решивших свои экологические проблемы (угро-финны, папуасы). Человечество пока не нашло путей устойчивого развития. Современный экологический кризис и активный ответ биосферы. Проблемы загрязнения, исчерпания ресурсов и разорения земель, вымирания ключевых звеньев биосферного круговорота, перенаселения, голода. Как предотвратить дальнейшее развитие экологического кризиса. Два пути человечества (самоограничение или поиски путей устойчивого развития). Необходимость объединения усилий всего человечества в решении проблем экологического кризиса. Лабораторные работы: Изучение бытовых отходов в квартире. Итоговая контрольная работа. |
Программа по ОБЖ, реализуемая в рамках биологии в 5 классе.
Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Раздел 4: «Основы здорового образа жизни»
Тема урока | Содержание учебного материала | Знания | |
1. | Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Основные факторы, оказывающее существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической, и социальной составляющими здоровья человека. | Здоровье, ЗОЖ, факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья |
2 | Здоровый образ жизни и его составляющие | ЗОЖ и его составляющие. Роль ЗОЖ в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности | Физическое здоровье, гигиены, изменения в подростковом возрасте, духовное здоровье, акселерация |
3 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России |
4 | Ранние половые связи и их последствия | Ранние половые связи и их последствия | Ранние половые связи и их последствия |
5 | Инфекции, передаваемые половым путем | Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе | Инфекции, передаваемые половым путем |
6 | Основы семейного права в Российской Федерации. | Роль семьи в формировании ЗОЖ | Основные положении семейного кодекса |
7 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях | Первая медицинская помощь при массовых поражениях Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||||
план | факт | |||||||||||||||
Введение | 4 | |||||||||||||||
1. | Человек-это звучит гордо. | 1 | Изучение нового материала (ИНМ) | Давать определение живой системе;понимать работу динамической и статической систем, самостоятельно находить информацию | Текущий, УО | § 1, вопросы 6-7 | ||||||||||
2 | Организм –единое целое | 1 | ИНМ | Давать определение Обмену в-в; понимать Роль регуляции в существовании живых систем. Понятие об обратной связи на примере регуляции обмена веществ.Приводить примеры устойчевых и неустойчивых живых систем | Текущий, УО | §2.,вопросы в тетради письменно | ||||||||||
3 | Клетки и ткани | 1 | ИНМ | Иметь представление об уровнях организации, механизмах регуляции; уметь сопоставлять регуляцию на всех уровях организации живого.Давать определение жизни как открытой системы, умение формулировать проблему и находить пути ее решения | Текущий, УО | §3.,4 вопросы8-9 письменно | ||||||||||
4 | Органические вещества | 1 | ИНМ | Давать определение жизни как открытой системы, умение ставить проблему и находить пути ее решения | Текущий, ПР | §4, вопросы | ||||||||||
Цитология. Регуляция на клеточном уровне | 9 | |||||||||||||||
5 | Стартовая КР | 1 | КР | |||||||||||||
6 | Органические вещества. Химические связи решают все. Лаб.раб. №2. «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений и навыков, Лаб. работа | Характеризовать обмен в-в в клетке и его энергитич обеспечение, умение пользоваться микроскопом, самостоятельно работать | Текущий, Лабор. работа | §6, таблица в тетради | ||||||||||
7 | Хранение и использование информации. | 1 | ИНМ | Умение характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток | Текущий,УО | §7, вопросы 8-9 письменно | ||||||||||
8 | Разделение труда в клетке. Поток энергии через живую клетку и круговорот веществ | 1 | ИНМ | Уметь объяснять процессы синтеза и разложения органических веществ. Давать определение энергетическому обмену, добывать самостоят новые знания | Текущий,СР | §8, вопросы | ||||||||||
9 | Поток энергии через клетку. Деление клеток. | 2 | ИНМ | Давать характеристику митозу и мейозу, понимать основные отличия | Текущий,УО | §8, конспект в тетради | ||||||||||
10 | «Неживые» паразиты | 1 | ИНМ | Понимать строение и развитие вирусов. Уменение самостоятельно изучать научную литератру, сопоставлять факты | Текущий,УО | §9, §10, повторение темы «Клетка» | ||||||||||
11 | Регуляция на клеточном уровне. Повторение. | 1 | Урок повторения | Умение целенаправленно искать информацию на основе знаний, умение анализировать | Текущий,УО | Повторение | ||||||||||
12 | Контрольная работа | 1 | Урок контроля | Умение применять свои знания | КР | |||||||||||
Организменные регуляции | 8 | |||||||||||||||
13 | Солёность «внутреннего моря». | 1 | ИНМ | Давать определение осмотической регуляции и объяснять ее механизмы, анализировать законы постоянства внут среды организма | Текущий,УО | §12, повторение темы «Клетка | ||||||||||
14 | Регуляция температуры тела и дыхания. | 1 | ИНМ | Обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять смысл происходящего | Текущий,УО | §13, вопросы | ||||||||||
15 | Транспортировка веществ и координация функций. | 1 | ИНМ | Обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять смысл происходящего; умение самостоятельно решать проблемный вопрос | Текущий,СР | §14, схемы в тетради | ||||||||||
16 | Размножение – путь в будущее | 1 | ИНМ | Объяснять биологический смысл размножения и его основ формы,умение ставить решать проблему | Текущий, УО | §15вопросы | ||||||||||
17 | Миллиард лет эволюции за короткую жизнь. | 1 | ИНМ | Уметь объяснять онтогенез и обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять биологический смысл происходящего разных типов жизненных циклов. Регуляция полового и бесполого размножения в жизненном цикле | Текущий. УО | §16, вопросы, задание письменно | ||||||||||
18 | Регуляция собственного развития | 1 | ИНМ | Понимать важнейшие стадии онтогенеза. Умение находить информацию из допол источников | Текущий , УО | §17, вопросы 1-8 | ||||||||||
19 | Регуляция на организменном уровне. | 1 | Урок повторения | Умение целенаправленно искать информацию на основе знаний, умение анализировать | Текущий. ОУ | §18, читать , повторение прош тем | ||||||||||
20 | Проверочная работа | 1 | Контроль знаний | Умение применять св знания и умения | ПР | |||||||||||
Регуляция на популяционном и биосферном уровнях | 12 |
| ||||||||||||||
21 | Все связано со всем. | 1 | ИНМ | Обьяснять роль экологии, решать проблемные вопросы | Текущий. ОУ | §19, схема в тетрад | ||||||||||
22 | Факторы среды и приспособления к ним. | 1 | ИНМ | Объяснять роль внешних и внутренних факторов в регуляции проявления индивидуальных адаптаций. Понимать особенности жизни в разных средах обитания | Текущий. ОУ | §20, таблицу доделать | ||||||||||
23 | Экологические ниши и среды жизни. | 1 | Урок обобщения | Объяснять особенности жизни в водной, наземно-воздушной, почвенной средах. Организм как среда обитания. Понятие об экологической нише и жизненной форме. | Текущий. ОУ | §21. Выучить понятия | ||||||||||
24 | Что такое хорошо и что такое плохо. Популяция – одновидовое сообщество. | 1 | ИНМ | Уметь отвечать на вопросы, давать определениепопуляции как сообщество организмов одного вида. Умение раскрывать структуру популяции (пространственная, возрастная, половая и т.п.) и ее воспроизведение в ходе смены поколений особей. Регуляция численности у организмов с разным уровнем плодовитости и выживания, их связь с заботой о потомстве и образом жизни. | Текущий. ОУ | §22, 23, вопросы | ||||||||||
25 | Регуляция численности | 1 | ИНМ | Умение объяснять регуляции численности у организмов с разным уровнем плодовитости и выживания, их связь с заботой о потомстве и образом жизни. | Текущий. ОУ | §24, конспект в тетради | ||||||||||
26 | Экосистема – круговорот веществ в потоке энергии. | 1 | ИНМ | Умение сопоставлять ранее полученные знания. Определять понятие экосистемы, умение составлять схеы цепей питания. | Текущий. ОУ | §25. Выписать понятия | ||||||||||
27 | Экосистема – гармония живого и неживого. | 1 | ИНМ | Умение составлять схемы передачи веществ и энергии цепей питания (цепей питания). Давать определение Пастбищнаой и детритной пищевые цепи. Пищевые пирамиды на суше и в океане. | Текущий. ОУ | §26, вопросы 7-9 | ||||||||||
28 | Жизнь меняет условия своего существования. | 1 | ИНМ | Умение отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание информации | Текущий. ОУ | §27, читать, ответы на вопросы | ||||||||||
29 | Агроэкосистемы – искусственные экосистемы. | 1 | ИНМ | Умение раскрывать особенности агроэкосистем. Объяснять Разнообразие агроэкосистем, роль человека в их создании | Текущий. ОУ | §28, задание в тетради | ||||||||||
30 | Биосфера – экосистема экосистем | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений и навыков | Умение раскрывать понятие Биосфера - глобальной экосистемы Умение целенаправленно искать информацию. | Текущий. ОУ | §29, повторение | ||||||||||
31 | Экология. Повторение. Контрольная работа. | 2 | Повторение и контроль знаний | Умение отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание | СР | |||||||||||
Генетика – наука о наследственности и изменчивости. | 12 | |||||||||||||||
32 | У истоков науки генетики | 1 | ИНМ | Умение работать с раздаточным материалом и дополнительной литературой | Текущий. ОУ | §30,31 читать и выписать понятия | ||||||||||
3334 | Наследование одной пары признаков. Решение задач. | 2 | ИНМ. Урок комплексного примения знаний, умений и навыков | Умение применять законы генетики и наследования признаков, решать задачи | Текущий. ОУ | Решение задач, §32 | ||||||||||
35 | Наследование двух пар признаков. Решение задач. | 2 | ИНМ. Урок комплексного примения знаний, умений и навыков | Умение применять законы генетики и наследования признаков, решать задачи | Текущий. ОУ | §33, решение задач в тетради | ||||||||||
36 | Урок обобщение «Наследование признаков» | 1 | Обобщение и приминения знаний, умений и навыков | Умение формулировать законы генетики, применять их при решении задач | Текущий.СР | §34, ответы на вопросы и решение задач | ||||||||||
37 | Непарные хромосомы | 1 | ИНМ | Умение использовать знания по генетике, Решать задачи | Текущий. ОУ | §35, решение задач | ||||||||||
38 | Взаимодействие генов | 1 | ИНМ | Умение находить ответы на интересующие их практические и теоретические вопросы в дополнительной литературе | Текущий. ОУ | §36, работа с допол литерат | ||||||||||
39 | Изменчивость. Лаб.раб.№3. «Закономерности изменчивости растений» | 2 | Лабораторная работа | Умение применять св знания и умения | ЛР | |||||||||||
40 | Генетика и человек. | 1 | Урок комплексного примения знаний, умений и навыков | Умение обобщать. Анализировать, приводить пример по пройденным темам | Текущий. СР | §37, решение задач | ||||||||||
41 | Генетика. повторение | 1 | Урок обобщения и контроль знаний | Умение отвечать на вопросы, находить пути решения проблем | Текущий. ОУ | |||||||||||
Эволюция – регулируемый процесс. | 13 | |||||||||||||||
42 | Эволюция – поиск удачного решения путем проб и ошибок. | 1 | ИНМ | Умение находить ответы на интересующие их практические и теоретические вопросы в дополнительной литературе | Текущий. ОУ | §38, 39, работа с допол литературой | ||||||||||
43 | Искусственный отбор – альфа и омега. | 1 | ИНМ | Умение объяснять особенности искусственного отбора, сопоставлять св знания с новой информацией | Текущий. ОУ | §40, вопросы | ||||||||||
44 | Естественный отбор – движущая сила эволюции. | 1 | ИНМ | Умение составлять конспект урока, выявлять особенности естественного отбора | Текущий. ОУ | §41. Вопрос 5-8 ответ | ||||||||||
45 | «Типы изменчивости» | 1 | Урок -обобщения | Умение анализировать информацию. Обобщать св знания и применять их при решении задач | Текущий. ОУ | §42, конспект | ||||||||||
46 | Происхождение вида – итог макроэволюции. | 1 | ИНМ | Умение обобщать. Анализировать, приводить пример по пройденным темам | Текущий. ОУ | §43, вопросы 7-9 | ||||||||||
47 | Вклад теории эволюции в биологию | 1 | ИНМ | Умение обобщать и составлять вывод на основе полученных знаний | Текущий. ОУ | §44заполнить схему | ||||||||||
48 | Кто прогрессивнее: бактерия или человек? | 1 | Урок комплексного примения знаний, умений и навыков | Умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации | Текущий. ОУ | §44-45, вопросы | ||||||||||
49 | Как появилась жизнь? | 1 | ИНМ | Умение анализировать гипотезы возникновения жизни на Земле | Текущий. ОУ | §36, досоставлять таблицу в тетраде | ||||||||||
50 | Основные события в истории жизни на Земле. | 1 | ИНМ | Умение описывать и представлять основные этапы происхождения жизни на Земле | Текущий. ОУ | §37, вопросы | ||||||||||
51 | Урок обобщения «История жизни на Земле» | 1 | Урок обобщения | Умение самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки св деятельности , осознанно определять сферы своих интересов и возможностей | Текущий. ОУ | Подготовиться к КР §37-38 | ||||||||||
52 | Вехи палеонтологической летописи | 1 | ИНМ | Умение работать с учебником, дополнительной литературой, составлять таблицу по теме | Текущий. ОУ | Подготовиться к КР | ||||||||||
53 | Контрольная работа по теме «Эволюция» | 1 | Урок контроля знаний | Умение целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними | КР | |||||||||||
Взаимоотношения человека и природы | 7 | |||||||||||||||
54 | Наши родственники | 1 | ИНМ | Умение работать с источниками сети Интернет, находить информацию, отбирать ее и составлять сообщение | Текущий. ОУ | §38, сообщение по темам в тетраде | ||||||||||
55 | Из животных в люди | 1 | ИНМ | Умение объяснять основные этапы развития человека | Текущий. ОУ | Составить таблицу «Предки человека» | ||||||||||
56 | Урок обобщения «Этапы эволюции человека» | 1 | Урок комплексного примения знаний, умений и навыков | Умение аналиировать свои знания и применять св умения | Текущий. ОУ | §38-40, вопросы | ||||||||||
57 | Неолитическая революция. | 1 | ИНМ | Умение объяснять особенности неолитической революции как кризиса присваивающего хозяйства. | Текущий. ОУ | §41, вопросы | ||||||||||
58 | Прогресс против природы | 1 | ИНМ | Умение раскрывать основные направления прогресса, выявлять современные экологические проблемы | Текущий. ОУ | §42, писать конспект по уроку | ||||||||||
59 | Мы живем в эпоху экологического кризиса. | 1 | ИНМ | Умение объяснять пути развития экологического кризиса и причины развития | Текущий. ОУ | §43, подготовить сообщение | ||||||||||
60 | Взаимоотношения человека и природы. Повторение. | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Умение работать с источниками сети Интернет, находить информацию, отбирать ее и составлять сообщение | Текущий. ОУ | Повторение тем | ||||||||||
Заключение | 3 | |||||||||||||||
61 | Решение биологических проблем – важнейшая задача человечества | 1 | Урок комплексного примения знаний, умений и навыков | Умение подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в усной и письменной форме результаты св деятельности | Подготовка к КР | |||||||||||
62 | Обобщающий урок по книге «Порядок в живой природе» | 1 | Урок обобщения и закрепления | Умение анализировать информацию, полученные знания | Подгоовка к КР | |||||||||||
63 | Годовая контрольная работа | 1 | Контроль знаний | Умение самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки св деятельности , осознанно определять сферы своих интересов и возможностей | КР | 23.05 | ||||||||||
ИТОГО | 68 |
Учебное, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для реализации целей и задач обучения биологии по данной программе используется УМК по биологии Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»):
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Родионова Е.И. Биология. Порядок в живых организмах. Учебник для 9-го класса.
И другие учебные материалы:
- Биология. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации.5-10 классы/В.П. Александрова,М. А. Попов, И. С. Малютина.-М.:ВАКО, 2013.-112 с.
К техническим средствам обучения, эффективно используемые на уроках биологии, относятся компьютер, микроскоп, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа"Изобразительное искусство"6 класс- школа 2100
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...
Рабочая программа по биологии 6 класс .Программа Пасечник. Линия Вертикаль.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС по УМК Пасечник В.В.. Линия учебников Вертикаль, издательства Дрофа....
Рабочая программа по биологии 5 класс. Программа Пасечник В.В. Линия учебников Вертикаль
Рабочая программа и тематическое поурочное планирование по биологии для 5 класса разработана в соответствиями требований ФГОС. УМК Пасечник В.В. Линия учебников Вертикаль....
Рабочая программа по биологии. 9 класс. Программа В.В. Пасечник.
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии 9 класс "Введение в общую биологию и экологию" В.В.Пасечник....
Рабочая программа по биологии. 10 класс. Программа В.В. Пасечник.
Рабочая программа по биологии по авторской программе В.В. Пасечника для 10 класса....
Рабочая программа по биологии 5 класс Автор А.А.Вахрушев ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по биологии 5 класс...
Рабочая программа по биологии для класса Программа В.В. Пасечника. 2014 г
Рабочая программа по биологии для класса Программа В.В. Пасечника. 2014 г...