Представление собственного инновационного педагогического опыта
методическая разработка по биологии на тему
Формирование метапредметных универсальных учебных действий (УУД) на уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА | |||
I. Общие сведения | |||
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности. |
Назимкина Ольга Юрьевна | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22» г. о. Саранск Октябрьского района Республики Мордовия, 430007 ул. П.Морозова, д.11 | Учитель Биологии, экологии | 26 лет |
II. Сущностные характеристики опыта | |
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Формирование метапредметных универсальных учебных действий (УУД) на уроках биологии. |
2. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для совершенствования учебно-воспитательного процесса. | В последнее десятилетие в России произошли существенные социальные и экономические перемены. В этих условиях проводимая модернизация экономики и общественных институтов потребовала новых подходов к подготовке активного, думающего человека, способного творчески подходить к решению задач, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения. Одна из задач: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, единых требований по формированию универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия, по сути, являются конкретизированными целями образования. При этом осуществлен переход к комплексной оценке результатов образования, включающих, кроме предметных, также метапредметные и личностные. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний Что касается ученика, то наиболее заметным антропологическим результатом обучения работе с проблемами на метапредмете является развитие рефлексивности и многомерности его мышления, а также усиление процессов его самоопределения
|
2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения и становления опыта | 1. Принятие Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения заставляет по новому взглянуть на преподавание биологии в школе. 2.Выступление М.А. Якунчева на республиканском семинаре биологов 16.04.2012г по теме: Проблема формирования УУД школьников при обучении биологии. 3.Педсовет: Новое качество образования и пути его достижения.(август 2012г.) 4.Педсовет:Повышение качества образования, анализ и перспективы развития в формате ФГОС.(август 2013г.). Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения закладывает условия, при которых ребёнок получает возможность сохранить и развить свой потенциал в процессе онтогенеза. Доказано, что каждый ребёнок рождается одарённым. Однако дар в каждом ребёнке разный и развиваться он может по мере познания окружающего мира. Биология как учебная дисциплина, по своей природе являясь основным направлением естествознания и занимая особое положение в материально – гуманитарной сфере, способствует этому. Всё это можно проследить на теории эволюционного учения, которая при помощи биологии распространяется в химии, географии, физике, астрономии, обществознании, лингвистике, этнографии и других науках. Развитие исследовательских компетенций школьников при обучении биологии связывают её с экспериментальными основами физики, химии, математики, географии, геологии и многими другими естественными науками. Уникальные особенности каждой живой системы, каждого уровня организации живой материи, организация среды обитания человека роднят с гуманитарными и общественными науками: философией и диалектикой, историей и обществознанием, социологией и этнографией, а также науками об управлении. Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов, методов и приёмов во взаимодействии с учащимися. На мой взгляд, опираться в данном вопросе нужно на метапредметный подход к обучению биологии. |
3. Наличие теоретической базы опыта | Система работы по внедрению и использованию приёмов формирования метапредметных УУД опирается на идеи, заложенные в трудах ведущих специалистов: Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001.- 285 с. Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.- 540с. Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998. – 376 с. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/. Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p3aa1.html/ Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7. – С.15-22Кроме того, расширению теоретической базы и повышению собственной профессиональной компетенции в контексте заявленной темы способствует участие в республиканских, муниципальных, школьных семинарах. |
4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. | Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий ( далее - УУД). Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос. Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист самооценки Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др. Для формирования метапредметных знаний у обучающихся как общеобразовательного, так и профильного уровней, необходимо использовать исследовательскую и экспериментально – прикладную деятельность. Биология – практикоориентированная дисциплина, поэтому включаю такие методы, как эксперимент, анализ, моделирование и наблюдение. |
5. Анализ результативности | В течение ряда лет работаю над проблемой: «Формирование метапредметных универсальных учебных действий (УУД) на уроках биологии». Цель: отработка приёмов формирования познавательных, регулятивных коммуникативных УУД Показатели, по которым определялась результативность опыта: 1. мониторинг результатов освоения образовательных программ и динамики достижений по биологии и экологии (с 2010 по 2015 год) –приложение 1 2. результаты обучающихся во внеурочной деятельности по предмету (приложение 3) 3. результатам внешнего мониторинга.(приложение 4) 4. внеурочная (кружковая деятельность) В школе уже восьмой год активно работает НОУ « Знание», руководителем которого являюсь. Ежегодно проводится школьная научно-практическая конференция. Исследовательская деятельность формирует познавательные потребности обучающихся и определяет образовательный заказ. Одновременно по совместительству являюсь педагогом дополнительного образования ГУДОД «РЦ ДОД». В течение восьми лет на базе МОУ» СОШ №22» проводились кружки: «Юный биолог», «Мир растений», «Мир животных». Кружковцы ежегодно участвуют в экологических сборах «Сура-2015», «Сура-2014». Результатом целенаправленной работы является то, что мои учащиеся любят уроки биологии и экологии. Активно участвуют в конкурсах исследовательских работ, являются членами НОУ «Знание», в внеурочное время посещают кружки биолого-экологической направленности от РЦЦ ДОД на базе МОУ «СОШ № 22» Многие мои ученики поступили на химико-биологический факультет МГПИ им. М.Е. Евсевьева и медицинский и биологический факультеты МГУ им. Н.П. Огарёва. Наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика мне помогает обучение в сотрудничестве. Атмосфера общения является ведущей чертой урока, проявляют личную заинтересованность в выполнении заданий. Это является одним из мотивационных факторов. На всех уроках стараюсь создать необходимые условия для включения школьников в активную работу, чтобы обеспечить учащимся требуемый уровень владения иноязычной речевой деятельностью. Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся. Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей Организация учебной деятельности осуществляется через рациональное применение интерактивных методов обучения, методов информационно-коммуникационных технологий. |
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. | Однако существуют трудности в применении метапредметного подхода:
|
7. Адресные рекомендации по использованию опыта. | Распространение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях на внутри школьных семинарах, школьном методическом объединении учителей естественно-гуманитарного цикла, мастер-классах. В 2011-2012 году на базе МОУ «СОШ №22» был проведён семинар: «Реализация метапредметного принципа на уроках биологии» (27.11.2012г.) для учителей города. В рамках данного семинара был дан открытый урок в 7Б классе: «Живая подлодка» В течение многих лет я являюсь руководителем НОУ «Знание» и делюсь своим опытом работы со студентами – биологами. Мастер-класс класс «Гигиена сердечно-сосудистой системы» (январь2013) Выступление на внутри школьном семинаре «Проектно-исследовательская деятельность» (март 2013) Работа над собственной страничкой на образовательном сайте http://nsportal.ru/nazimkina-olga-yurevna |
8.Наглядные приложения | Приложение 1 – Конструктора урока и использование в образовательном процессе. Приложение 2 - Результаты освоения образовательных программ и динамика достижений по биологии и экологии. Приложение 3 – Позитивные результаты внеурочной работы по биологии и экологии С уроками «Живая подлодка» и « Гигиена сердечно-сосудистой системы», можно ознакомиться по адресу: http://nsportal.ru/nazimkina-olga-yurevna
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Интеграция на уроках истории и обществознания....
1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».
Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....